Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древняя македония и завоевания александра македонского. Македония древняя

Территория, на которой располагается современная республика Македония, обладает богатейшей и древней историей. В частности, еще в I тысячелетии до н. э. здесь существовало т.н. Пеонийское царство. Интересующий же нас исторический период наступил позже, в V - VI вв. н. э., с приходом на Балканский полуостров славянских племен. В 517 году славяне опустошили Македонию, Эпир и Иллирию. По свидетельству Прокопия, в период правления Юстиниана I они ежегодно вторгались в пределы империи. В 550 году славяне предприняли первую попытку захватить Фессалоники. К концу VII века земли Македонии, за исключением Фессалоники и ряда прибрежных областей, где греки жили непрерывно, были снова заселены местным греческим населением.

Эпир, Македония и Пеонийское царство. IV в. до н. э.

Во второй половине VII века в Македонию проникла часть протоболгар хана Кубера, которые также в союзе с местными славянами попытались захватить Фессалонику в 685 году. Во второй половине IX в. территория Македонии была завоевана войсками Первого Болгарского царства. Македония и соседняя Фракия стали ядром распространения еретического учения богомильства, которое быстро завоевывало популярность среди славян Балканского полуострова. В 970—971 восточная часть территории Болгарского царства была отвоёванна войсками Византии и Святослава Игоревича. Самостоятельность сохранили лишь области к западу от реки Искыр, где правили комитопулы Давид, Моисей, Аарон и Самуил. Последнему вскоре удалось объединить под своей властью всю территорию от Дуная до Фессалии. Ядром государства Самуила, получившего у историков название Западно-Болгарское царство, являлась Македония, а столицей был Охрид. В 997 году Самуил принял титул царя. На протяжении всего своего правления он вёл практически не прекращавшиеся войны с Византией. Ему удалось присоединить Эпир, современные Албанию и северо-восточную Болгарию, а также значительную часть Сербии, однако в 1014 году войска Самуила были наголову разбиты в Беласицкой битве. 15 000 пленных болгар были ослеплены по приказу византийского императора Василия II, сердце Самуила не выдержало, и он скончался. Его преемники не смогли организовать сопротивления: в 1018 году Болгарское царство пало, его территория, включая Македонию, вернулись в состав Византийской империи.

В рамках Византийской империи бо́льшая часть Македонии входила в состав фемы Болгария, административным центром которой первоначально являлся город Скопье, с 1150 года — Ниш. Прибрежные области были присоединены к феме Фессалоники. Существовала также фема Македония, которая, однако, располагалась во Фракии (центр — Адрианополь). Вхождение в состав Византии привело к ускорению процессов феодализации в Македонии, расширению условного землевладения (прониарная система) и усилению зависимости крестьян. Хотя после падения Первого Болгарского царства был упразднен Болгарский патриархат, в 1019 году была учреждена Охридская архиепископия. Ее глава использовал титул «архиепископа всей Болгарии», ему подчинялось большинство епископов Македонии, а также епископы Западной Болгарии, Сербии и Албании. Первым архиепископом Охридским стал славянин Йован из Дебара, однако в дальнейшем этот пост занимался в основном греками. Греческий язык стал официальным языком Охридской церкви, лишь на приходском уровне сохранилось богослужение на старославянском. Несмотря на репрессии, в византийской Македонии продолжало существовать богомильство, центрами которого были Маглен, Мелник, Прилеп. Вхождение в состав Византии привело к усилению налогового бремени: натуральные подати в пользу государства были заменены денежными, введены поземельный и подымный налоги, а также, позднее, налог на имущество. Это привело к крупному восстанию Петра Деляна 1040—1041 гг., охватившему почти всю территорию Македонии и западной Болгарии. Следующее крупное восстание вспыхнуло в 1072 году в северной Македонии и Косове под предводительством Георгия Войтеха и Константина Бодина.

Македония в составе Болгарского царства Самуила, X - XI вв.

В конце XI века внешнеполитическое положение Византии резко осложнилось в результате поражений от турок-сельджуков и участившихся набегов печенегов, огузов и половцев (куманов). Часть последних по разрешению императора поселилась в Македонии, где разместилась в районе современного Куманова. Спустя столетие, в 1185 году, в Македонию вторглись норманнские войска Сицилийского короля Вильгельма II. В конце XII века была восстановлена независимость Болгарии и Сербии. Новые государства начали экспансию в направлении Македонии. Уже в 1189 г. сербы захватили Скопье. В 1190-е гг. болгарский боярин Добромир Хриз, подняв восстание в районе Струмицы, создал небольшое самостоятельное княжество в южной части современной Вардарской Македонии. Однако новый поход императора Алексея III в 1202 году завершился разгромом Хриза и ликвидацией его княжества. В следующем году на эти земли вторглась армия болгарского царя Ивана Калояна, которая завоевала всю внутреннюю Македонию. На протяжении последующих десятилетий за обладание землями Македонии велись практически непрерывные войны между Болгарией, Сербией, Фессалоникой, Эпиром и Никейской империей. Некоторое время (1207—1214) в Вардарской Македонии существовало полунезависимое княжество севастократора Стреза. В 1215 году большая часть македонских земель была аннексирована Эпирским деспотатом, в 1224 году Эпиру удалось захватить Фессалонику. Однако в Клокотницком сражении в 1230 году войска эпирского деспота Феодора Ангела были разбиты армией болгарского царя Ивана Асеня II, что привело к вхождению Македонии (кроме Фессалоники) в состав Второго Болгарского царства. Но уже в конце 1240-х гг. началась активная экспансия Никейской империи, в результате которой Фессалоника и большая часть южной Македонии перешли под её контроль. В 1258 году сербские войска на некоторое время захватили Скопье и Прилеп. В 1257 году Константин I Асень, сын боярина Тиха из Скопье был избран боярами новым царем. В последующей войне прежний царь Мицо Асень был разбит и в 1261 году бежал в Никейскую империю к Михаилу VIII Палеологу. Константину Асеню удалось захватил снова Скопье и Прилеп. В 1261 году Михаил VIII Палеолог взял Константинополь и восстановил Византийскую империю. В том же 1261 году Константин Асень нападает на Константинополь, но терпит поражение. В том же 1264 году он предпринимает повторный поход против Византии. В 1277 году недовольство царем вылилось в крестьянское восстание под руководством Ивайло, в котором царские войска были разбиты и сам царь Константин Асень погиб.

В 1281 году король Стефан Милутин занял всю Северную Македонию, что было подтверждено сербо-византийским миром 1299 года. Вхождение Македонии в состав Сербского государства было завершено при Стефане Душане, который, воспользовавшись гражданской войной в Византии, к 1348 году захватил всю Македонию, кроме Фессалоники, а также Эпир, Фессалию и часть Средней Греции. Македонские земли стали центром державы Стефана Душана. Его двор находился в Скопье и Серрах. В 1346 году был учрежден Печский патриархат, а Стефан Душан коронован царем сербов и греков. После смерти Стефана Душана Сербская держава распалась. Его преемник, Стефан Урош V, сохранил лишь номинальную власть. Фессалия и Эпир перешла под контроль провозгласившего себя царем Симеона Синиши. Прилеп и западные области Вардарской Македонии стали ядром государства короля Вукашина, брата Углеши. Наибольшую роль в Македонии играли Углеша и Вукашин Мрнявчевичи, которым в 1369 году удалось разбить войска царя Стефана Уроша V и князя Лазаря и закрепить самостоятельность своих княжеств. С целью отражения османской угрозы Углеша и Вукашин Мрнявчевичи сформировали крупную армию и двинулись к Адрианополю. Однако в Марицкой битве 26 сентября 1371 года их войска были наголову разбиты, а братья пали в бою. Это поражение привело к переходу Македонии под контроль турок: Константин Драгаш и королевич Марко, преемник Вукашина, признали сюзеренитет османского султана. В 1383 году турки захватили Серры, затем —Штип, Прилеп и Битолу. В 1387 году пала Фессалоника. Решающее значение для судьбы Македонии имела битва на Косовом поле в 1389 году, после которой османская мощь резко усилилась. Уже в 1393 году было захвачено Скопье. Наконец в 1395 году в сражении при Ровине в Валахии погибли Константин Драгаш и королевич Марко, а их княжества прекратили существование. Македония окончательно вошла в состав Османской империи.

В результате турецкой экспансии XV — начала XVI веков Македония превратилась из пограничной во внутреннюю провинцию Османской империи, далекую от полей военных действий. В административном отношении македонские земли входили в состав эялета Румелия, который, в свою очередь, делился на санджаки. Границы и количество санджаков часто менялись. Первоначально территория Македонии относилась к санджакам Кюстендил, Охрид и Паша. Последний в XVII веке был разделен на несколько более мелких санджаков, в частности Кавала, Селеник и Ускуб. Основной формой сопротивления македонского населения османской власти являлось гайдучество. Хотя в большинстве случаев отряды гайдуков представляли собой банды деклассированных элементов, занимавшихся грабежом и разбоем, часть из них действительно вела партизанские действия именно против турецких воинских соединений и чиновников, что позволила гайдукам занять существенное место в народном фольклоре. Тем не менее, гайдучество сохраняло локальный характер и серьезно не могло угрожать османской власти в Македонии. Роль церкви в освободительном движении в Македонии не была значительной. Охридское архиепископство под османской властью сохраняло автономию, причем некоторые архиепископы пытались проводить антитурецкую политику и искали опору среди европейских государств. Однако влияние архиепископства неуклонно снижалась из-за давления со стороны греческого духовенства Константинопольской патриархии и восстановления Сербской православной церкви, под юрисдикцию которой перешли епархии Северной Македонии. Рост напряжения между греческим и славянским духовенством привел в 1767 году к упразднению Охридского архиепископства.

В 1689 году, под влиянием успешных действий австрийских войск против турецкой армии в Венгрии и Сербии в Македонии вспыхнули ряд массовых восстаний. Наиболее крупное выступление имело место в октябре 1689 г. в Северо-Восточной Македонии под руководством воеводы Карпоша. Гайдуки Карпоша, действующие в сотрудничестве с армией Энео Пикколомини, выбили турок из Куманова и Скопье. Однако уже в ноябре из-за эпидемии и османского контрнаступления австрийские войска покинули Македонию. После долгого сопротивления пало Куманово, Карпош был захвачен и казнен. Османская власть в Македонии была восстановлена. В XV—XVI веках существенно изменился этнический состав населения Македонии. Из Малой Азии на македонские земли переселялись турки, в городах возникли колонии евреев и греки стали возвращаться в города. Особенно сильно увеличилась доля греческого населения в Салониках. Часть славянского населения приняла ислам, образовав этническую прослойку торбешей. После отступления австрийских войск из Македонии и Сербии в 1689 года по призыву печского патриарха Арсения III начался массовый исход православного населения за Дунай и Саву. Этот исход затронул и Македонию: обширные области Западной Македонии обезлюдели, на место эмигрировавших славян постепенно стали переселяться албанцы, которые к этому времени уже приняли ислам и лучше адаптировались к условиям жизни в Османской империи. Многие славяне, принявшие ислам, были ассимилированы другими мусульманскими народами и ныне являются частью албанского и турецкого этносов. В наибольшей мере данный процесс затронул районы Тетова, Куманова и Гостивара.

Земли Македонии в составе Османской империи, XVI в.

В XVIII веке Османская империя переживала упадок. Центральная власть резко ослабла, в государстве воцарилась анархия: власть перешла в руки местных пашей и беев, в то время как в западной части Македонии укрепились Мехмед-паша Бушати и Али-паша Тепеленский, выходцы из албанских семей, фактически не подичнявшиеся Стамбулу и проводившие на подвластных им землях собственную внешнюю и внутреннюю политику. Аналогичные полусамостоятельные образования во главе с представителями албанской или турецкой аристократии возникли и в других областях Македонии. В 1839 году в Османской империи началось осуществление масштабных реформ, нацеленных на превращение страны в современное государство (эпоха Танзимата). Эти преобразования вызвали «восстание пашей» в 1843—1845 гг. в Северной Македонии и Косове. Территория Македонии была разделена между Косовским, Монастырским и Салоникским вилайетами. Реформы Танзимата имели большое значение для трансформации Османской империи и оживлении её социально-экономического и культурного развития. Однако, в значительной степени, они остались на бумаге: их реализация на местах, в частности в относительно удалённой от Стамбула Македонии, была неполной и непоследовательной. В частности, в Македонии сохранялось господство крупного помещичьего хозяйства, а доля крестьян, получивших землю в собственность, оствалась небольшой. При этом социальные отношения в деревне сохраняли религиозную окраску: землевладельцы были, по преимуществу, мусульмане, крестьяне — православными. Фактическая власть в Македонии принадлежала местной аристократии, полностью отсутствовали гарантии безопасности, по всей стране действовали вооруженные банды, с которыми были не в силах справиться немногочисленные отряды османской армии и полиции, процветала коррупция.

В то же время, Танзимат открыл турецкий рынок перед западным капиталом. Уже в 1871 году в Македонии началось строительство первой железной дороги Салоники—Скопье, которая позднее была продолжена через Сербию до Австро-Венгрии. В 1894 году была завершена железная дорога из Салоник в Битолу, в 1896 году — из Салоник в Александруполис и далее на Стамбул. С конца XVIII века среди славянского населения Османской империи начали активно развиваться процессы Национального Возрождения и формирования современных наций. В Македонии, где в Средние века не существовало отдельной македонской народности и подавляющее большинство славянского населения не имело выраженной этнической принадлежности, эти процессы протекали, главным образом, в русле Болгарского национального возрождения. В то же время, значительная часть македонских славян к этому времени эллинизировалась, приняла греческую национальную культуру и поддерживала «Великую идею» реставрации Византийской империи. В конце XIX века активизировалась политика Сербии в Македонии, что также привело к принятию частью местного населения сербской национальной ориентации. Среди албанцев Македонии в конце XIX века протекал ускоренный процесс албанского национального возрождения и становления единой албанской нации. В результате Македония стала территорией пересечения национальных агитаций различных народов Балканского полуострова. Наибольшее значение имело болгарское национальное возрождения, одним из центров которого стали македонские земли. Уже в 1837 году в Велесе возникла первая болгарская светская школа. Затем болгарские школы были открыты в Скопье, Штипе, Охриде, Битоле, Салониках и других городах Македонии. В начале 1860-х гг. македонские славяне были вовлечены в движение за формирование автокефальной Болгарской православной церкви. В отличие от собственно болгарских земель, однако, в Македонии эллинизированная церковь Константинопольского патриархата сохраняла значительное влияние среди местного населения. Поэтому, когда в 1870 году султанским указом был учреждён Болгарский экзархат, под его начало перешли только велесская, скопская и охридская епархии. Создание автокефальной болгарской церкви дало новый толчок к расширению сети болгарских школ и просветительских организаций в Македонии. Тем не менее, до начала XX века процесс формирования болгарской нации не был завершен, а значительная часть сельского славянского населения Македонии оставалось этнически невыраженной.

Хотя, по мнению историков, в XIX веке македонского народа в современном значении ещене существовало, определеную проблему представляет вопрос о существовании в этот период предпосылок к его возникновению. Если болгарская и греческая исторические школы отрицают наличие сколь-либо самостоятельного македонского этнического самосознания, исследователи из Республики Македония, опираясь на статью «Македонский вопрос» Петко Славейкова 1871 года, заявляют о начале складывании определеной этнической отличности македонских славян от болгар на основе принадлежности к разным православным церквям. Кроме того, разговорный язык славянского населения Македонии несколько отличался от уже кодифицированного на основе восточных диалектов болгарского языка.

В период русско-турецкой войны 1877—1878 годов около 1000 добровольцев из Македонии приняло участие в военных действиях против войск Османской империи. Русские войска, однако, не вступили на территорию Македонии, остановившись у Кюстендила. По условиям Сан-Стефанского договора 1878 года было образовано автономное Болгарское княжество, включающее всю Македонию, за исключением Салоник и полуострова Халкидики. Однако против этого резко выступили западные державы, Сербия и Греция. В результате переговоров на Берлинском конгрессе 13 июля 1878 года был заключе новый мирный договор: территория Болгарского княжества была значительно сокращена, образовано отдельная автономная единица Восточная Румелия, а Македония осталась в составе Османской империи. В соответствии со статьей 23 Берлинского мира христианское население Македонии и Фракии должно было в будущем также получить самоуправление в рамках империи. Если греческое и грекофильское население Македонии, а также македонские мусульмане с воодушевлением приняли условия Берлинского договора, не допустившего присоединение македонских земель к Болгарии, то болгарское население было возмущено. В Пиринской Македонии в октябре 1878 года вспыхнуло Кресненское восстание, которое, однако, было к лету 1879 года подавлено. В соответствии с решениями Берлинского конгресса была организована комиссия для выработки предложений по предоставлению Македонии автономии. В комиссию, однако, не были включены македонские славяне, которые после Кресненского восстания рассматривались Портой как «болгарские повстанцы». Разработанный комиссией проект самоуправления Македонии, однако, был отвергнут султаном в 1880 году. Санкций великих держав не последовало и вопрос автономии остался нерешенным.

В конце XIX века активизировались претензии балканских стран на македонские земли. Помимо Болгарии и Греции, давно считающих Македонию своей исторической территорией, на политическую сцену вышла Сербия, заявившая, что македонские славяне являются в действительности сербами. Позиция Греции заключалась в том, что большая часть славян проживающих на территории Македонии начинало делать попытки отождествления себя — славян по крови и сознанию — с древними македонянами являющимися греческим народам. Тем самым проявление «воровства истории» и присвоение всего греческого со стороны славян проживающих на территории Македонии было не допустимо для Греции. В результате в Македонии развернулась борьба между Болгарией, Грецией и Сербией за привлечение на свою сторону этнически не выраженного местного славянского населения, главным образом путём создания параллельных систем образования и расширения сфер влияния национальных православных церквей. Если в первое время после образования Болгарского княжества из-за сопротивления османских властей и Константинопольского патриархата болгарское влияние в Македонии несколько уменьшилось, то в 1890-е гг., в результате потепления турецко-болгарских отношений в правление Стефана Стамболова и греко-турецкой войны 1897 года, болгарское национальное движение в Македонии вновь активизировалось. Число болгарских школ в 1900 году достигло 781, были учреждены болгарские гимназии в Салониках, Битоле и Скопье, созданы новые епархии Болгарского экзархата. Тем не менее, греческое национальное движение также укрепило свои позиции: в 1900 году в Македонии насчитывалось уже 613 греческих школ, а четверть македонских славян сохраняло принадлежность к Константинопольскому патриархату. Параллельно быстро развивалось албанское национальное движение, одним из главных требований которого, в соответствии с программой Призренской лиги 1878 года, стало объединение всех населённых албанцами земель, включая Западную Македонию, в единое автономное образование в составе империи. Согласно данным переписи населения в 1895 году в Скопском санджаке, Битольском и Салоникском вилайетах проживало 2,5 миллиона человек, из которых 22 % составляли славяне, 22 % — турки, 40 % — греки, 5,5 % — албанцы, 3,5 % — арумыны и 3 % — евреи.

К концу XIX века относится возникновение идеи македонизма. Впервые с ней выступил, преследуя великосербские политические цели, сербский дипломат Стоян Новакович, заявивший в 1888 году, что славянское население Македонии образовывает отдельный македонский народ и не является ни болгарами, ни сербами. В 1902 году в Санкт-Петербурге студенты из Македонии заложили Македонское научно-литературное товарищество, пропагандирующее, в частности, идею самобытности македонской нации. В 1903 году Крсте Мисирков в своей работе «О македонских проблемах» обосновал существование особого македонского языка и признал наличие у македонцев собственных политических интересов. Идеи македонизма были поддержаны в Сербии, однако в самой Македонии не нашли сколь-либо широкого круга сторонников: большинство македонских славян, и, прежде всего, культурная и политическая элита, к этому времени относило себя к болгарам.

В начале 1890-х гг. македонские студенты, обучающиеся в Софии, основали «Молодое македонское литературное общество», которое стало ядром движения за автономию Македонии. Нормализация болгаро-турецких отношений в правление Стефана Стамболова повлекла роспуск этой организации. Однако уже 3 ноября 1893 года радикальная македонская молодёжь заложила в Салониках новую, тайную организацию, позднее получившую название «Внутренняя македонско-одринская революционная организация» (ВМОРО). У её основания стояли Даме Груев, Иван Хаджиниколов, Гоце Делчев и Гёрче Петров. ВМОРО должна была возглавить борьбу за освобождение Македонии и Адрианопольской (Одринской) Фракии от турецкой власти. Организации удалось создать разветвлённую сеть своих отделений по всей Македонии и приобрести значительное влияние среди населения. Были также образованы боевые отряды (четы), которые зачастую прибегали к террористическим актам для привлечения внимания к македонскому вопросу и финансирования деятельности ВМОРО. С самого своего возникновения лидеры ВМОРО ставили своей конечной целью присоединение Македонии и Фракии к Болгарии. Однако политические разногласия внутри организации, этническая пестрота Македонии и неблагоприятная внешнеполитическая ситуация заставляли ВМОРО выдвинуть на первый план более умеренное требование полной политической автономии Македонии. Это позволяло привлечь на сторону ВМОРО более широкие слои населения разных национальностей и вероисповеданий. Тем не менее, уровень участия в деятельности ВМОРО мусульман (торбешей, албанцев и турок) оставался достаточно низким, организация сохраняла по-преимуществу славянско-болгарский характер.

Параллельно с ВМОРО в Болгарии в 1895 году возникла ещё одна македонская организация — Верховный македонско-одринский комитет (ВМОК, верховисты). В отличие от ВМОРО, ВМОК опирался, прежде всего, на поддержку болгарского правительства и македонско-фракийской диаспоры в Болгарии. Его целью также являлось вхождение этих земель в состав Болгарии. В своей стратегии верховисты делали главный упор не на всеобщее вооружённое восстание, а на операции небольших отрядов, действующих с болгарской территории, а также на пропаганде среди европейских государств. Отношения ВМОРО и ВМОК были достаточно напряжёнными. Во главе ВМОРО стояли левые демократы и революционеры, тогда как ВМОК ориентировался на правящие круги Болгарии. В 1901—1902 гг. набеги чет верховистов и столкновения отрядов ВМОРО с частями османской армии и мусульманской самообороны (башибузуками) переросли в непрекращающуюся партизанскую войну. В начале ноября 1902 г. конгресс ВМОРО принял решение о подготовке всеобщего восстания. Весной 1903 года участились террористические акции радикального крыла ВМОРО, которые вызвали ответные репрессии османских властей. В ситуацию вмешались европейские державы, под давлением которых Стамбул согласился начать осуществление реформ в Македонии, а Болгария распустила ВМОК. Тем не менее столкновения продолжались. В соответствии с решением ВМОРО в Ильин день 2 августа 1903 года в Македонии вспыхнуло вооружённое восстание, вошедшее в историю как Илинденское восстание. Его центром стал Битольский вилайет. Восстание быстро распространилось на долину Вардара и области Лерины, Костура, Охрида и Эдессы. Повстанцы захватили ряд городов, в том числе Крушево, где была провозглашена Крушевская республика. К восстанию присоединились и четы верховистов, а также население Адрианопольской Фракии. В поддержку повстанцев выступила Болгария, однако под давлением западных держав и России она ограничилась лишь дипломатическими мерами. ВМОРО также не удалось добиться присоединения к восстанию македонских торбешей, албанцев, турок, греков и сербов. Это предопредилило крах движения. Против восставших была направлена османская армия и отряды самообороны, насчитывающие вместе около 250 тысяч человек, которые приступили к подавлению восстания. По неполным сведениям, в Македонии была сожжена 201 деревня, убито более 4,5 тысяч человек христианского населения. Не менее 30 тысяч македонцев бежало в Болгарию.

После подавления Илинденского восстания под давлением держав Османская империя осуществила в Македонии ряд реформ. Отряды башибузуков были распущены, христиане получили доступ во все государственные органы, был учрежден пост генерального инспектора Македонии, заместителей которого назначали Россия и Австро-Венгрия. В 1904 году было подписано болгарско-турецкое соглашение, по которому участники восстания были амнистированы, а Болгария, в свою очередь, запретило деятельность ВМОРО и ВМОК на свой территории. В 1941 году, во время Второй мировой войны страны нацистского блока оккупировали Вардарскую бановину и поделили ее между Болгарией, оккупированной немцами Сербией и Албанией под итальянским управлением. После войны регион вошел в СФРЮ: южная часть региона стала Социалистической республикой Македония, северная — частью Социалистической республики Сербия. Антифашистское собрание по народному освобождению Македонии или АСНОМ (макед. Антифашистичко Собрание на Народното Ослободување на Македонија) было созвано 2 августа 1944 (в годовщину Илинденского восстания) в монастыре Прохор Пчинский, недалеко от города Куманово. АСНОМ провозгласил себя «верховным, законодательным, представительским и исполнительным наивысшем органом государственной власти Демократической Македонии». Собрание приняло решение провозгласить македонскую государственность и македонский язык, а также равенство македонских граждан вне зависимости от этнической принадлежности. АСНОМ отвергало Независимое государство Македония, основанное болгарскими оккупационными властями в 1944 году. В 1945 г. государство изменило официальное название на «Народная Республика Македония». В 1946 она официально вошла как союзная республика в бывшую югославскую федерацию. В 1963 была переименована в Социалистическую Республику Македонию.

Вардарская бановина до Второй мировой войны.

Во времена вхождения в югославскую федерацию республика имела свою собственную конституцию, коллективного главу, правительство, парламент, официальный язык, государственные символы, министерство внутренних дел, академию наук и искусств и другие прерогативы государства. Кроме того, Социалистическая Республика Македония имела собственные малые территориальные вооруженные силы (макед. Територијална одбрана, Teritorijalna odbrana), а также министерство иностранных дел. Права этнических меньшинств были гарантированы Конституцией. Правящая политическая партия - Союз коммунистов Македонии (макед. Сојуз на комунистите на Македонија, Sojuz na komunistite na Makedonija). В 1990 году мирно изменилась форма правления из социалистического государства на парламентскую демократию. Первые многопартийные выборы состоялись 11 ноября 1990 года. Киро Глигоров стал первым демократически избранным президентом Социалистической Республики Македонии 31 января 1991. 16 апреля 1991 Парламент принял конституционные поправки для устранения прилагательного "социалистическая" из официального названия страны, а 7 июня того же года, была официально введено новое название Республика Македония. Окончательно Македония провозгласила полную независимость после референдума, который состоялся 8 сентября 1991 года.

Современная территория Македонии рядом с другими балканскими государствами.

Республика Македония является прямым наследником Социалистической Республики Македонии.


МАКЕДОНИЯ ДРЕВНЯЯ - древ-нее го-су-дар-ст-во V-II веков до нашей эры на Бал-кан-ском полуострове.

Гра-ни-чи-ла на юге с греческой Фес-са-ли-ей, на юго-за-па-де - с Эпи-ром , на за-па-де и се-ве-ро-за-па-де - с Ил-ли-ри-ей, на се-ве-ро-вос-то-ке - с Фра-ки-ей.

В Древней Македонии вы-де-ля-лись два ре-гио-на: Верх-няя Ма-ке-до-ния - внутренняя гор-ная об-ласть и Ниж-няя Ма-ке-до-ния - при-мор-ская рав-ни-на.

Во-прос об эт-но-ге-не-зе древ-них ма-кедонских пле-мён ос-та-ёт-ся дис-кус-си-он-ным.

Че-рез тер-ри-то-рию Древней Македонии про-хо-ди-ли важ-ные тор-го-вые пу-ти. Стра-на об-ла-да-ла зна-чительными сырь-е-вы-ми ре-сур-са-ми (лес, ру-ды ме-тал-лов и другое).

С VI века до нашей эры в Древней Македонии пра-ви-ли ца-ри из ро-да Ар-геа-дов, од-на-ко дол-гое вре-мя ро-до-вая знать, осо-бен-но в Верх-ней Ма-ке-до-нии, об-ла-да-ла зна-чительной са-мо-стоя-тель-но-стью.

При Алек-сан-д-ре I (пра-вил около 498-454 годов) в начале V века Древняя Македония бы-ла вы-ну-ж-де-на при-знать власть Ахе-ме-ни-дов го-су-дар-ст-ва. По-сле раз-гро-ма пер-сов гре-ка-ми (по-сле 479 года) Алек-сандр I про-во-дил по-ли-ти-ку сбли-же-ния с греческими по-ли-са-ми и рас-про-стра-не-ния греческой куль-ту-ры, за что по-лу-чил про-зви-ще Фи-лэл-лин. Од-на-ко борь-ба с греческими го-ро-да-ми Хал-ки-ди-ки за вы-ход к мо-рю при-ве-ла к обо-ст-ре-нию от-но-ше-ний Древней Македонии с Де-лос-ским сою-зом.

Для пре-ем-ни-ков Алек-сан-д-ра I Пер-дик-ки II (пра-вил около 454-413 годов) и Ар-хе-лая I (пра-вил в 413-399 годы) ха-рак-тер-на по-ли-ти-ка ла-ви-ро-ва-ния в от-но-ше-ни-ях с наи-бо-лее силь-ны-ми греческими государствами - Афи-на-ми и Спар-той. При Ар-хе-лае I бы-ла уси-ле-на центральная власть, на-ча-лась во-енная ре-фор-ма, ре-ор-га-ни-зо-ва-но мо-нет-ное де-ло, сто-ли-ца пе-ре-не-се-на из города Эги в Пел-лу, рас-по-ло-жен-ную не-да-ле-ко от мо-ря. По-сле ги-бе-ли Ар-хе-лая I рез-ко обо-ст-ри-лась борь-ба за власть (при по-сто-ян-ном вме-ша-тель-ст-ве греческих го-су-дарств).

В 359 году к вла-сти при-шёл Фи-липп II, сын ца-ря Амин-ты III (пра-вил около 392-370 годов). При Фи-лип-пе II про-изош-ло рез-кое уси-ле-ние цар-ской вла-сти. Он про-вёл во-енную ре-фор-му, соз-дав зна-ме-ни-тую ма-кедонскую фа-лан-гу и уве-ли-чив зна-че-ние тя-же-ло-воо-ру-жён-ной кон-ни-цы, на-би-рав-шей-ся из пред-ста-ви-те-лей ма-кедонской зна-ти (ге-тай-ров). За-хва-тив бо-га-тые Пан-гей-ские руд-ни-ки во Фра-кии, Фи-липп II при-сту-пил к че-кан-ке в боль-шом объ-ё-ме зо-ло-той и се-реб-ря-ной мо-не-ты. Во внешней по-ли-ти-ке Фи-липп II по-сле-до-ва-тель-но осу-ще-ст-в-лял ан-нек-сию со-сед-них фра-кий-ских и греческих тер-ри-то-рий. Раз-гром Хал-кид-ско-го сою-за (348 год), за-клю-че-ние Фи-ло-кра-то-ва ми-ра с Афи-на-ми (346 год), по-бед-ное за-вер-ше-ние 3-й Свя-щен-ной вой-ны про-тив Фо-ки-ды (356-346 годы) зна-чи-тель-но уси-ли-ли влия-ние Древней Македонии на по-ли-сы Бал-кан-ской Гре-ции. По-пыт-ка гре-ков от-сто-ять свою сво-бо-ду за-кон-чи-лась их по-ра-же-ни-ем в бит-ве при Хе-ро-нее (338 год). В 338/337 годы в Ко-рин-фе со-зван кон-гресс, на ко-то-ром был об-ра-зо-ван со-юз греческих по-ли-сов, Фи-липп II про-воз-гла-шён его ге-ге-мо-ном. В 337 году Ко-ринф-ский со-юз при-нял ре-ше-ние о на-ча-ле вой-ны с Пер-си-ей.

По-сле ги-бе-ли в 336 году Фи-лип-па II его сын Алек-сандр III (Алек-сандр Ма-ке-дон-ский) унас-ле-до-вал долж-ность ге-ге-мо-на Ко-ринф-ско-го сою-за. Про-дол-жая за-вое-вательную по-ли-ти-ку от-ца, он раз-гро-мил на се-ве-ре фра-кий-ские и ил-ли-рий-ские пле-ме-на, по-да-вил вос-ста-ние гре-ков и раз-ру-шил Фи-вы. Вес-ной 334 года вы-сту-пил в по-ход про-тив пер-сов. В ре-зуль-та-те по-бе-до-нос-но-го 10-лет-не-го Восточного по-хо-да воз-ник-ла ми-ро-вая дер-жа-ва с цен-тром в Ва-ви-ло-не.

По-сле смер-ти Алек-сан-д-ра Ма-ке-дон-ско-го в 323 году на-ча-лась борь-ба его со-рат-ни-ков за власть (вой-ны диа-до-хов). На вре-мя по-хо-да на-ме-ст-ни-ком в Ма-ке-до-нии и Гре-ции ос-та-вал-ся Ан-ти-патр, ко-то-рый на-нёс по-ра-же-ние гре-кам в Ла-мий-ской вой-не (323-322 годы) и удер-жал их под вла-стью Ма-ке-до-нии. По-сле ги-бе-ли за-кон-ных на-след-ни-ков вла-сти Алек-сан-д-ра Ма-ке-дон-ско-го - свод-но-го бра-та Фи-лип-па III Ар-ри-дея (убит в 317 году) и сы-на Алек-сан-д-ра IV (убит в 311/310 годы) пре-сек-лась ди-на-стия Ар-геа-дов.

В 306 году наи-бо-лее силь-ные диа-до-хи объ-я-ви-ли се-бя ца-ря-ми (Ан-ти-гон I Од-но-гла-зый, Пто-ле-мей I, Се-левк I Ни-ка-тор, Ли-си-мах, Кас-сандр - сын Ан-ти-пат-ра). В по-сле-дую-щий пе-ри-од ца-ря-ми Древней Македонии ста-но-ви-лись Кас-сандр, Де-мет-рий I По-ли-ор-кет - сын Ан-ти-го-на I Од-но-гла-зо-го, эпир-ский царь Пирр, Ли-си-мах, Пто-ле-мей Ке-равн - сын Пто-ле-мея I.

В 280-277 годы в Древнюю Македонию, Северную и Центральную Гре-цию вторг-лись пле-ме-на га-ла-тов; в сра-же-нии с ни-ми по-гиб Пто-ле-мей Ке-равн (279 год). Сын Де-мет-рия I По-ли-ор-ке-та Ан-ти-гон II Го-нат в 277 году от-ра-зил на-ше-ст-вие га-ла-тов и ста-би-ли-зи-ро-вал по-ло-же-ние в стра-не (пра-вил в 276-239 годы). Его главной за-да-чей бы-ло ук-ре-п-ле-ние ма-кедонского влия-ния в Гре-ции, в ко-то-рой всё боль-шую роль на-чи-на-ли иг-рать Ахей-ский со-юз и Это-лий-ский со-юз. Осо-бен-но тя-жё-лым ис-пы-та-ни-ем для Древней Македонии ста-ла Хре-мо-ни-до-ва вой-на (267-261 годы), в хо-де ко-то-рой Афи-ны, Спар-та и ряд других греческих го-су-дарств, опи-ра-ясь на под-держ-ку пто-ле-ме-ев-ско-го Егип-та, по-пы-та-лись до-бить-ся не-за-ви-си-мо-сти от Древней Македонии.

Сы-ну Ан-ти-го-на II Го-на-та Де-мет-рию II (пра-вил в 239-229 годы) при-шлось вес-ти дли-тель-ную вой-ну про-тив объ-е-ди-нён-ных сил Это-лий-ско-го и Ахей-ско-го сою-зов («Де-мет-рие-ва вой-на»). Си-туа-цию в Гре-ции уда-лось ста-би-ли-зи-ро-вать его пре-ем-ни-ку Ан-ти-го-ну III До-со-ну (пра-вил в 229-221 годы). Уси-ле-ние Спар-ты при ца-ре Кле-о-ме-не III при-ве-ло к сбли-же-нию Древней Македонии с Ахей-ским сою-зом и соз-да-нию в 224 году Эл-лин-ско-го сою-за при ге-ге-мо-нии Древней Македонии. В бит-ве при Сел-ла-сии (222 год) спар-тан-ская ар-мия бы-ла раз-би-та.

Сын Де-мет-рия II Фи-липп V (пра-вил в 221-179 годы) про-дол-жил по-ли-ти-ку уси-ле-ния вла-сти Древней Македонии в Гре-ции, спро-во-ци-ро-вав за-кон-чив-шую-ся без-ре-зуль-тат-но вой-ну с Это-лий-ским сою-зом (Со-юз-ни-че-ская вой-на 220-217 годов). Про-дви-же-ние Ри-ма на вос-ток (за-хват в 229 году по-бе-ре-жья Ил-ли-рии) за-ста-ви-ло Фи-лип-па V в 215 году за-клю-чить до-го-вор с Ган-ни-ба-лом, ко-то-рый в это вре-мя вёл бое-вые дей-ст-вия на тер-ри-то-рии Ита-лии. Од-на-ко рим-ля-не ини-ции-ро-ва-ли вы-сту-п-ле-ние про-тив Древней Македонии Это-лий-ско-го сою-за и ли-ши-ли её воз-мож-но-сти ока-зать под-держ-ку Кар-фа-ге-ну (1-я Ма-ке-дон-ская вой-на 215-205 годов). Стрем-ле-ние Фи-лип-па V за-хва-тить вла-де-ния Пто-ле-ме-ев в Эгей-ском море и юго-западной Ма-лой Азии при-ве-ло к во-енному столк-но-ве-нию с коа-ли-ци-ей греческих го-су-дарств (Пер-гам, Ро-дос, Ви-зан-тий, Афи-ны и другие), ко-то-рые об-ра-ти-лись за по-мо-щью к Ри-му. В хо-де 2-й Ма-ке-дон-ской вой-ны 200-197 годов рим-ля-не раз-гро-ми-ли ма-кедонскую ар-мию (бит-ва при Ки-но-ске-фа-лах 197 года) и за-ста-ви-ли Фи-лип-па V вы-вес-ти свои гар-ни-зо-ны из всех греческих го-ро-дов. На Ист-мий-ских иг-рах 196 году рим-ский пол-ко-во-дец Тит Квинк-ций Фла-ми-нин объ-я-вил о сво-бо-де Гре-ции. Од-на-ко в по-сле-дую-щий мир-ный пе-ри-од Фи-липп V ста-рал-ся вос-ста-но-вить эко-но-мическую и во-енную мощь государства; эту по-ли-ти-ку по-сле смер-ти от-ца про-дол-жил его сын Пер-сей (пра-вил в 179-168 годы). В 171 году Рим на-чал 3-ю Ма-ке-дон-скую вой-ну 171-168 годов про-тив воз-ро-ж-даю-щей-ся Древней Македонии, ко-то-рая за-кон-чи-лась по-бе-дой рим-лян в сра-же-нии при Пид-не (168 год).

Древняя Македония пе-ре-ста-ла су-ще-ст-во-вать как еди-ное государство. Специальная ко-мис-сия римского се-на-та раз-де-ли-ла Древнюю Македонию на 4 не-за-ви-си-мых друг от дру-га ок-ру-га с рес-пуб-ли-кан-ским уст-рой-ст-вом и зна-чи-тель-но ог-ра-ни-чи-ла их хо-зяйственную дея-тель-ность (за-прет раз-ра-бот-ки зо-ло-тых и се-реб-ря-ных руд-ни-ков, вы-во-за ко-ра-бель-но-го ле-са). По-сле по-дав-ле-ния ан-ти-рим-ско-го вос-ста-ния Ан-д-ри-ска (149-148 годов), вы-да-вав-ше-го се-бя за сы-на Пер-сея, Древняя Македония бы-ла пре-об-ра-зо-ва-на в рим-скую про-вин-цию.








Краткая информация

Легендарный Александр Великий, царь Македонского царства, навсегда внес слово «Македония» в мировую историю. Теперь Македония не такая большая, как во времена империи Александра Великого, но, тем не менее, само ее название говорит о большой истории этой страны. Пусть даже Греция оспаривает право Македонии носить такое название… Современная Македония удивляет туристов своей природой, горами, озерами, и культурой. В этой балканской стране есть несколько термальных и горнолыжных курортов.

География Македонии

Македония расположена в центре Балканского полуострова, в Юго-Восточной Европе. На востоке Македония граничит с Болгарией, на севере - с Сербией, на северо-западе – с Косово, на юге – с Грецией, а на западе – с Албанией. Общая площадь этой балканской страны – 25 333 кв. км, а общая длина государственной границы – 748 км.

Македония находится в долине реки Вардар, и все-таки большую часть этой страны занимают горы (Скопска-Црна-Гора, Пинд и Пирин). Самая высокая вершина Македонии – гора Кораб, высота которой достигает 2764 м. Вообще, в этой стране есть 16 гор, высотой более 2 000 метров.

Самые большие озера в Македонии – Охридское, Преспа и Дойранское.

Столица

Столица Македонии - Скопье, в котором сейчас проживают более 870 тыс. человек. Археологи считают, что первое поселение людей на территории современного Скопье появилось еще в III веке до н.э.

Официальный язык

В Македонии официальный язык – македонский (он относится к восточной подгруппе южнославянских языков).

Религия

Около 67% населения Македонии – это православные христиане (Македонская православная церковь). Еще около 15% македонцев – мусульмане-сунниты.

Государственное устройство

Согласно Конституции 1991 года, Македония - это парламентская республика. Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет.

Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту - Собранию (120 депутатов).

Климат и погода

В Македонии климат переходный от средиземноморского к континентальному. Лето в этой балканской стране жаркое и сухое, а зима не очень холодная. В Македонии выделяют три климатические зоны - умеренно средиземноморскую, горную и умеренно континентальную.

Самая высокая средняя температура воздуха в Македонии наблюдается в июле и августе - +31С, а самая низкая – в январе и феврале (-3С).

Реки и озера

В Македонии насчитывается около 50 озер. Самые большие из них – Охридское, Преспа и Дойранское. Кстати, Охридское озеро в 1980 годы было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Что касается рек Македонии, то через всю территорию этой страны протекает река Вардар, длина которой составляет 388 км.

История

В древности на территории современной Македонии жили фракийские и иллирийские племена.

В 356 до н.э. Филипп II Македонский расширяет Македонское царство, захватывая прилегающие земли. Пика своего величия Македонское царство достигло при Александре Великом.

В период раннего Средневековья Македония находилась под властью Византийской империи и Болгарского царства. В начале XIV века Македония стала частью Сербского государства, а затем эту страну завоевала Османская империя. Македония входила с состав Османской империи целых пять веков.

В начале XX века Македония принадлежала Сербии, Греции и Болгарии. Затем Македония, под названием Вардарская бановина, входила в Королевство Югославия.

После Второй мировой войны Македония стала одной из республик в социалистической Югославии.

Македония стала независимой в 1991 году. В 1993 году Македония была принята в ООН.

Культура

Во всех македонских городах и селах жители бережно сохраняют свои народные традиции. Образцом этого является средневековый город Крушево, где традиции македонцев, наверное, выражены наиболее ярко.

Самые популярные праздники у македонцев – Новый год, православное Рождество, Великдень, День независимости, и Рамазан Байрам.

Кухня Македонии

Македонская кухня впитала в себя многие кулинарные традиции Балкан. На македонскую кухню заметное влияние оказали греческие, турецкие, ближневосточные и венгерские кулинарные традиции. Македонцы практически каждый день едят Shopska salad (Шопский салат) – нарезанные кубиками помидоры, огурцы, лук и сыр.

В Македонии изготавливают отличное вино, которое не хуже, чем в Греции. Другие традиционные македонские алкогольные напитки – ракия и ликер «Мастика».

Достопримечательности Македонии

Древняя Македония вызовет большой интерес у любого любознательного туриста. В этой стране есть много интересных достопримечательностей. В десятку лучших македонских достопримечательностей, на наш взгляд, входят следующие:

  1. Каменный мост в Скопье
  2. Крепость Skopsko Kale
  3. Старинная турецкая гостиница Куршумлия Ан
  4. Церковь Святого Спаса в Скопье
  5. Турецкие бани Дауд-паша в Скопье
  6. Древнеримский город Стоби
  7. Средневековый город Крушево
  8. Мечеть Мустафы Паши в Скопье
  9. Памятник матери Терезы в Скопье
  10. Замок царя Самуила

Города и курорты

Самые большие города Македонии – Битола, Куманово, Прилеп, и, конечно же, столица – Скопье.

Македонию можно назвать горной страной, поэтому неудивительно, что там есть горнолыжные курорты. Самые популярные из них – Крушево, Маврово, Козуф, и Попова Шапка.

В Македонии есть много термальных источников, про их целебные свойства знали еще турки периода Османской империи, которые строили на их местах бани. Сейчас на македонских термальных источниках работают отличные спа курорты – Banište, Banja Bansko, Katlanovo, Kežovica, Kosovrasti, Istibanja, Banja Kočani.

Сувениры/покупки

Туристы из Македонии обычно привозят изделия народных промыслов (например, керамику), македонскую вышивку, традиционную македонскую одежду, золотые и серебряные украшения.

Часы работы учреждений

История Македонии

Древний период.

II тысячелетия до н.э. район, который позже стал называться Македонией, был заселен главным образом иллирийцами на западе и фракийцами на востоке. Спустя тысячелетие горные районы Орестиды (близ нынешней Кастории) и долина реки Альякмон были заселены племенем, называвшимся македонцами. Несколько столетий спустя это полукочевое племя захватило б о льшую часть территории между о.Лихнитис (Охридским) на западе, средним течением р. Аксиус (Вардар) на севере, рекой Стримон на востоке и горой Олимп на юге. Ранее известный под названием Иматия, этот район был затем переименован в Македонию. Нижняя, или Южная Македония находилась непосредственно под властью македонских вождей, которые поработили или вытеснили прежних жителей Фракии, в то время как Верхняя Македония была заселена независимыми племенами, родственным иллирийцам и македонцам. На полуострове Халкидики были созданы колонии греков.

В первой половине 19 в. началась дискуссия по поводу языка и этнических корней древних македонцев. Неизвестно, являлся ли древнемакедонский язык самостоятельным языком или греческим диалектом, в который вошли негреческая лексика и другие негреческие элементы. Возможно, что древнемакедонский язык являлся языком правящего класса, а некоторые подданные македонских вождей говорили на других языках. В 5 в. до н.э. местные правители запретили древнемакедонский язык и начали использовать аттический диалект греческого языка. Однако многие греки в городах-государствах к югу продолжали считать македонцев варварами (негреками).

После неудач персидского царя Ксеркса в покорении Македонии и Греции в начале 5 в. до н.э. македонские цари или вожди вели друг с другом борьбу за власть над территорией между Альякмоном и Стримоном. Наконец, один из царей, Филипп II (правил в 359–336 до н.э.) из рода Аргеадов, одержал победу. Он воевал против иллирийцев, захватил немакедонские греческие колонии Халкидики, аннексировал территорию между реками Стримон и Нестос, подчинил себе Фракию и затем вторгся в южную часть Греции. В 337 Филипп созвал представителей греческих городов-государств и создал общегреческий союз (Коринфский конгресс).

В 336 до н.э. Филипп был убит, и к власти пришел его сын Александр. Александр Великий (Македонский, правил в 336–323 до н.э.) подчинил племена к югу от Дуная, разрушил Фивы, когда жители города восстали против него, а затем повел свои македонско-греческие армии в Азию. Александр завоевал империю персов Дария III и за 11 лет военных действий расширил свои владения до реки Инд. Стремясь примирить греков и персов, он женил 10 тыс. македонцев и греков на азиатских женщинах. После его смерти в Вавилоне огромная империя, созданная Александром, была разделена между его военачальниками, при этом сама Македония отошла к пожилому Антипатру (ум. 319 до н.э.). Империя Александра оказала огромное воздействие на развитие культуры; эпоха эллинистической культуры, начавшаяся после распада империи Александра Македонского, стала эпохой синтеза греческой, египетской и персидской культур.

В 3 в. до н.э. в Македонию и Фракию с севера вторглись кельтские племена, которые пересекли Геллеспонт (Дарданеллы) и вступили в Малую Азию, не оказав заметного влияния на Македонию. Позднее римляне присоединили македонское царство к своей империи (146 до н.э.). К моменту римского завоевания македонских и фракийско-иллирийских элементов было больше, чем эллинизированных. Однако за эллинизацией последовал процесс романизации, который продолжался в течение восьми столетий римского правления. Влахи Рашки (средневековой Сербии), Македонии, Фессалии, Эпира и Болгарии считались потомками балканских местных жителей периода Средневековья и Нового времени, подвергшихся романизации. После раздела Римской империи в 395 н.э. Македония была включена в состав Восточной Римской (Византийской) империи.

Нашествия готов, вандалов и гуннов в течение 4 в. и 5 в. незначительно изменили этнический характер этой области. Однако в конце 6 в. в результате аваро-славянских нашествий в Македонии появился новый важный этнический элемент: славяне и авары, говорившие на славянском языке. Среди славянских племен, которые расселились по всей Македонии, были сагудаты (западнее Салоник), ринхины (на полуострове Халкидики), смоляне (к востоку от Вардара), драговичи (вдоль верхнего и среднего течения реки Вардар и на Пелагонийской равнине), берзиты (в Верхней или Северо-западной Македонии) и велегезиты (в Южной Македонии и Фессалии). Эти племена, которые поселились к востоку от реки Струма, стали называться струмянами.

Славянские нашествия 6–7 вв. вынудили Византийскую империю отказаться от большей части Македонии. Однако славянам не удалось захватить или разрушить главные македонские города Салоники, Сере, Эдеса и Верия, и в конце концов византийский император Ираклий (правил в 610–641) подчинил славянские племена.

Чтобы ослабить непокорных славян, византийские императоры насильственно переселили некоторых славян из Македонии в Малую Азию и заменили их скифами, поселившимися вдоль нижнего течения реки Струма, а также крещеными турками (вардариотами), которые были расселены в районе реки Вардар. В 7 в. волжские болгары захватили низовья Дуная. Укрепив свои позиции, болгарские вожди двинулись дальше на юг. К концу 9 в. они создали царство, включавшее в себя фактически всю Македонию, за исключением Салоник. Чтобы препятствовать болгарской угрозе, Византия поселила в Западной Фракии армян. Тем не менее в течение целого столетия славяне Македонии оставались под властью болгар.

Македонские города были одними из первых городских общин Средиземноморья, принявшими христианство, в этом районе миссионерской деятельностью занимался апостол Павел. К 4 в. Македония была почти полностью крещена. Однако славянские нашествия возрождали на захваченных территориях язычество; исключение составляли города, находившиеся под властью Византии.

Западная церковь приступила к проповеди Евангелия среди славянских язычников в 7 в., христианизация продолжалась Константинопольским патриархатом в 8 в. Тем не менее к середине 9 в. были крещены только славяне южной части Македонии. Обращение в христианство северной Македонии произошло после ее захвата болгарами.

После принятия христианства (865) болгарский царь Борис и его сын Симеон пригласили монахов Климента и Наума в Македонию, чтобы наставлять местное население в христианской вере. Климент и Наум были учениками Кирилла и Мефодия, апостолов славян. Они перевели христианскую Библию на диалект славян Южной Македонии. Македонское архиепископство в Охриде стало религиозным центром, из которого письменность на кириллице и православная вера распространялись по всей Сербии, Болгарии и Киевской Руси.

В этот период возникла оппозиция вновь созданным церквам, появившимся в Македонии. С 10 в. здесь распространяется дуалистическое религиозное движение богомильства («церковь Дреговицкая»).

Первое Болгарское царство рухнуло под ударами мятежников в северо-западной части Болгарии (восстание вспыхнуло под руководством богомилов в Македонии), а также армий киевского князя Святослава и византийского императора Иоанна I Цимисхия. В западной части Болгарии возникло новое, Западно-Болгарское царство (976–1018), царем стал Самуил, который сделал своей столицей Охриду и повысил ранг македонского архиепископата до уровня патриархата. Однако в 1014 византийский император Василий II разбил армию Самуила. Через несколько лет Византия полностью овладела Македонией.

После восстановления византийского правления и неудачных восстаний македонских славян в 1040–1041 и 1072–1073 (и отчасти успешных восстаний других балканских славян) многие богомилы бежали на север в Рашку, а оттуда – в Боснию. Во время 4-го Крестового похода (1204–1205) Южная Македония и Салоники перешли во владение Бонифация Монферратского; Северная Македония была оккупирована новым болгарским или влахо-болгарским, государством, созданным в 1185 после успешного восстания против Византии. Однако во второй половине 13 в. Македония снова попала под власть Византии.

К концу 13 в. князья династии Неманичи из Рашки (Сербии) распространили свою власть на северную и северо-западную Македонию. В начале 14 в. каталонские солдаты (нанятые Византией для войн в Малой Азии против турок и во Фракии против болгар) перешли границу и стали грабить южную Македонию. В годы правления Стефана Душана Неманя (1331–1355) Эпир, Фессалия и вся Македония, за исключением Салоник, вошли в состав Сербии. В 1346 Скопье стал столицей нового царства – сербо-греческого, а Стефан Душан был провозглашен «царем сербов и греков».

После смерти Душана Македония была разделена между десятью сербскими землевладельцами, самыми могущественными из которых были представители рода Мрнявчевичей. Юго-Восточная Македония перешла под власть Йована Углеши Мрнявчевича, а район Призрен-Скопье-Прилеп находился под властью его брата Вукашина. Однако в 1371 Вукашин и Углеша погибли в битве при Черномене на р. Марица. Победившие их турки затем оккупировали большую часть Македонии. Сын Вукашина, королевич Марко, любимый герой сербских, македонских и западно-болгарских эпических поэм, стал турецким вассалом. К 1394 вся Македония, за исключением некоторых южных ее частей, оказалась в руках турок.

В 14 в. Македония стала центром яркого стиля в искусстве, переходного между византийской и итальянской живописью эпохи Возрождения. Монастыри на г. Афон (п-ов Халкидики) в это время были признанными центрами образования, а расположенному здесь Хиландарскому монастырю, где обучались в основном южные славяне, приносили крупные пожертвования сербские цари, князья и княгини.

В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии, по всей вероятности, было незначительным до 15–16 вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине 17 в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). Обращение в ислам происходило в то время в нескольких районах. В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. В 19 в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от турецкого гнета многие мусульманские эмигранты покинули эти территории и поселились в Македонии.

В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699).

В 1689 армии Габсбургов заняли Скопье. В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых; крестьяне, чтобы избежать такой работы, уходили в горы. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением.

Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине 16 в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне были вынуждены отдавать часть своей продукции. Когда в 16 в. выросли города и возник обширный рынок сельскохозяйственной продукции, многие землевладельцы и солдаты стремились расширить свои земельные владения. В периоды хаоса они прибегали к насилию, чтобы достигнуть своих целей. Когда во второй половине 17 в. городская экономика Османской империи начала испытывать кризис, зажиточные османские ремесленники и купцы стремились приобрести земельную собственность.

Однако по мере упадка городской экономики землевладельцы чифтлик и другие владельцы собственности столкнулись с проблемой рынка для своих товаров. Стало очевидно, что внутренний рынок не в состоянии поглотить большие излишки сельскохозяйственных продуктов. Однако рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. увеличил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Таким образом, землевладельцы чифтлик изначально не помогали развиваться классу сельских торговцев на Балканах, ибо их продукция шла в Западную, Центральную и Северную Европу. Одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, стала Македония. Этими торговцами в основном были греки и влахи, но также и славяне.

Состоятельные купцы из Македонии часто становились могущественными губернаторами (например, Али Паша из Янины) или влиятельными местными аристократами (Исмаил Бей из Сере). Однако некоторые купцы проявляли большие симпатии к идеям французской революции и к движению за независимость, которым руководил Карагеоргий П

о трович из Сербии; фактически многие македонские влахи являлись активными сторонниками сербского движения за независимость. В 1807 и 1808 в Македонии и соседних районах произошло несколько восстаний, руководимых лидерами партизан, которые хотели объединиться с войсками Карагеоргия. Подобную же симпатию они проявляли к борьбе за независимость Греции в 1821

Слово «Македония» означает «высокая земля». Эта часть Греции обладала чрезвычайным потенциалом. Природным и человеческим ресурсам могла позавидовать любая другая провинция. Но долгое время не было ведущего лидера, который бы с умом использовал все ее силы.

От дикарей к завоевателям

На краю жили странные племена. На их культуру, язык и традиции повлияли как греки, так и соседи фракийцы. Для всего македонцы долгое время оставались варварами, невеждами и "низкосортным" народом.

Древняя Македония имела значительные исторические преимущества, для того чтобы стать одной из самых могучих империй мира. Греция была разбита войной со Спартой, которая длилась 27 лет с небольшими перерывами. Кроме того, сразу после падения Афин другие города начали бороться друг с другом за право первенства. Охватил значительный кризис и Древнюю Персию, солнце династии Ахемена катилось к закату. Из-за постоянных нападений разорился Египет.

Переломным для истории стал 359 год до н. э. Далекую греческую провинцию возглавил двадцатитрехлетний царь Филипп. Под его руководством родилась Древняя Македония. Но он стал не только основателем империи, а и открыл второе дыхание для культуры Греции.

Поклонник Греции

Филипп родился в - Пелле, в царской семье. Взошел на трон в ходе кровавых событий. Причиной междоусобиц была мать Филиппа, Эвридика, которая имела любовную связь с мужем своей дочери. По ее приказу убили царя.

На престол взошел его брат Пердикк, который был убит врагами в 359 году до н. э. Тогда Филипп стал царем Македонии вместо малолетнего племянника. Но впоследствии, завоевав доверие войска, сместил наследника и занял трон. Именно он расширил бедную провинцию до размеров империи, которая известна как Древняя Македония. История установления государства началась с военной реформы правителя. Еще одним путем к успеху стала дипломатия.

Филипп был первым, кто вооружил своих воинов длинными копьями (до шести метров). Благодаря этому традиционные фаланги стали непобедимы. Еще одним изобретением стала первая катапульта. В ходе битв в 338 году до н. э. он стал полноправным правителем Греции.

Интриги македонской верхушки

Год спустя царь увлекся знатной девушкой из Македонии, из-за чего развелся с женой Олимпиадой. От первого брака у него было двое детей: дочь Клеопатра и сын Александр, которым и должна была быть возглавлена впоследствии империя Древняя Македония. Но новый брак отца не устраивал молодого человека. Поэтому он вслед за матерью покинул Македонию. Филипп извинился перед сыном, и тот вернулся на родину, пытаясь сохранять нейтральность и не становиться ни на одну из сторон в конфликте родителей.

В 336 году до н. э., во время свадебной церемонии дочери Филиппа, один из охранников бросился вперед и убил царя. Он умер в возрасте 47 лет.

Убийцу казнили, когда он пытался убежать. Истории до сих пор неизвестно, кто был заказчиком. По одной из версий это обиженная Олимпиада. Обвиняли и Александра. Также под подозрением был брат Олимпиады - Александр Молосский. Позже сын Филиппа официально обвинил персов.

Завершение дела отца

Нового правителя в лице Александра получила Древняя Македония. Греция уже была в подчинении нового царя, но он решил осуществить план отца и захватить Персию. Правитель продолжал развивать военную инженерию и в 334 году до н. э. пошел на врагов. Победа на суше была легкой и молниеносной. Но в ходе сражений возникла проблема - отсутствие боеспособного флота. Это Александр компенсировал новой стратегией. Он атаковал важные морские базы с суши.

После победы над давними врагами - персами - царь пошел на Египет, житницу, которая должна была кормить всю его империю. Эту цивилизацию с вековой историей он безгранично уважал, и там его встретили как бога. Египет сдался добровольно. Древняя Македония дала новый толчок к развитию египетской и греческой культуры.

В 325 году до н. э. границы земель простирались от Греции до территории современной Индии. Его правление продолжалось до самой смерти в 323 году до н. э. Точная причина гибели великого полководца неизвестна. Есть версии о том, что он был ранен в бою, заразился инфекцией, или даже о том, что его отравили враги.

После смерти Македонского империю разделили между собой его военачальники.

Культурный расцвет империи

Филипп был сторонником Греции. Есть свидетельства о том, что с 368-365 гг. до н. э. он был в плену в Фивах, где увлекся культурой Поэтому после завоевания Греции позволил светлым умам того времени вернуться в свои города и продолжать работу. Пригласил греческих философов и учителей царь и на родину. Культура, язык, письменность Древней Македонии были основаны на знаниях греков.

После смерти Филиппа его дело продолжил Александр. Каждый завоеванный город погружался в эллинизм, то есть полностью превращался в греческий полис с храмом, агорой (рыночной площадью) и театром. Приоритетом отца и сына было создание не только большой, но и цивилизованной империи.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме