Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шаблоны гжельской посуды для детского сада. Конспект занятия "Орнамент гжель (аппликация)"

Ирина Сердюкова
«Цветы гжели». Конспект занятия по ОО «Художественное творчество» (аппликация) в подготовительной группе

«Цветы Гжели »

(Художественное творчество – аппликация )

Конспект занятия в подготовительной к школе группе .

Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество » , «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цели :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами и, в частности, с гжельской керамикой .

Продолжать развивать интерес к методу обрывания.

Учить сочетать обрывание с вырезыванием для получения выразительного узора.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Продолжать воспитывать у детей интерес к народному творчеству , уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую народными традициями Россию.

Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при выборе материала для выполнения аппликации .

Материалы и оборудование :

Изделия гжельских мастеров .

Фотоиллюстрации.

Листы бумаги в форме блюда, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов .

Цветная бумага .

Презентация «Гжель »

1. Организационный момент. (Сядет тот, кто город России назовет)

2. Рассказ о гжельской росписи .

(Показ презентации)

3. Рассматривание фотоиллюстраций.

4. Физминутка

Вот большой стеклянный чайник.

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень крупные, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Дети надули животик,

одну руку поставили на пояс, другую изогнули.

Присели, одну руку поставили на пояс.

Кружатся, «рисуя» руками круг.

Потянулись, сомкнули руки над головой.

Разводят руки в стороны.

5. Практическая часть.

Этапы выполнения работы.

Постановка цели работы : Ребята, нам с вами нужно расписать изображенные на бумаге контуры цветов , но не с помощью кисти и красок, а с помощью цветной бумаги , используя технику выполнения мозаики обрыванием. При этом можно сочетать обрывание с вырезанием отдельных деталей для получения выразительного узора.

Выполнение работы по подгруппам .

6. Подведение итога занятия . Анализ выполненных работ.

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6 г. Калининска Саратовской области»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Сказочная гжель»

Воспитатель: Сысолятина

Елена Викторовна

Калининск 2013 год

Художественное творчество: пластинография на объемной плоскости.

Интеграционные области: художественное творчество (лепка), коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, познание, социализация, физическая культура, безопасность.

Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели. Познание: продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами; на примере гжельских мастеров, закреплять представления детей о народных промыслах: хохлома, дымка, Семеновская матрешка.

Социализация: способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервис.

Художественное творчество: учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи, выполняя работу в стиле пластинографии. Вызвать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объемной плоскости.

Коммуникация: развивать речь, умение использовать в речи относительные прилагательные.

Здоровье: следить за сменой поз, с целью профилактики сколиоза.

Физическая культура: развивать мелкую моторику пальцев рук.

Музыка: развитие музыкально-эстетического вкуса.

Оборудование: аудиозапись песни «Незабудковая гжель», слайдовая презентация «Сказочная гжель», посылка, выставка работ народного творчества: хохлома, гжель, дымка, семёновская матрешка.

Материал: масса для лепки, доски, детский сервиз, салфетки.

  1. Вводное слово воспитателя Дети вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажите сами.
  2. Путешествие в сине-голубую сказку Сегодня утром почтальон принёс посылку в детский сад. Давайте откроем её и посмотрим, что в ней.

Как хороша – эта девица душа.

Щёчки алые горят,

Удивительный наряд.

Сидит кокошник горделиво

Барышня так красива. (достать из посылки барышню и гуся).

Как называется эта роспись? (ответы детей)

Вот ложки, блюдца расписные, (стучу в ложки).

Как называется эта роспись?

Давайте прочитаем про хохлому стихотворение.

Роспись хохломская – сильно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудес чудесней – роспись хохлома.

А как называется эта игрушка? (семеновская матрешка).

Как называется эта роспись? (показ предметов гжели).

Чтение стихотворения о гжели:

- Гжельская роспись на белом фарфоре –

Синее небо, синее море,

Синь васильков,

Синие птицы на ветках тонких.

Музыка скромной российской природы

Кружит и водит свои хороводы.

Сейчас мы с вами послушаем и посмотрим сине-голубую сказку, а почему она так называется, вы поймете сами.

Закрыли глазки, представили, что вы попали в сказку. Глазки открываются, сказка начинается (по телевизору просмотр слайдов).

В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее разную посуду, и расписывать ее узорами из синих цветов, капелек, полос, веточек. Каждый мастер стал умение свое показывать.

Один мастер слепил чайник, на крышке петух красуется.

Другой мастер услышал сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылепил сказочный город с башенками и церквушками.

Третий мастер еще лучше придумал: слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной, улыбается рыбка, хвостом помахивает.

Лепили гжельские мастера и животных, и птиц разных. Занятно сделан петух с пышным хвостом, бычок, гордый конь, ласковая кошка, никому не страшен такой лев, он немного смешной.

Делают гжельские мастера и часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они сверху донизу цветами, а на самую макушку петушок забрался, так и кажется, что сейчас прокукарекает: «Спать пора».

У каждого есть свой узор любимый, в каждом отражается сторонушка родимая. Ее трава шелковая, ее цветы весенние. И мастерство волшебное достойно восхищения. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись.

Понравилась вам сине-голубая сказка?

А еще у нас открылась выставка «Сказочная Гжель», приглашаю Вас ее посетить. Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо (рассматриваем выставку).

Почему гжель называют сине-голубой?

Какими узорами украшена посуда? (цветы, веточка, бордюр).

Из каких элементов состоит цветок? (серединка и лепестки).

На что похожи лепестки? (на капельки).

Чем украшена чашка? (веточка).

На веточке листья одинаковые или нет? (снизу крупные, а вверху мелкие).

Дети, посмотрите есть на нашей выставке и необычный сервиз. Пришло время стать вам народными умельцами и украсить этот сервиз гжельскими узорами. Только мастера свою посуду расписывали красками, а вы это сделаете необычным способом – при помощи эластичной массы.

3. Физминутка А перед началом работы давайте проведем пальчиковую гимнастику.

Наши синие цветы распускают лепестки, (поднимают руки вверх)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (качают руками и пальчиками в стороны)

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают (приседают, сжимают пальцы в кулак)

4. Украшение сервиза. Дети берут блюдца и чашки. Рассаживаются за столы.

Звучит тихая музыка «Незабудковая гжель».

Дети, закройте глаза, положите руку на кусок эластичной массы, сделайте два глубоких вдоха, подружитесь с рабочим материалом.

Откройте глаза и приступайте к работе.

Самостоятельная работа детей.

По окончании работы дети выставляют свои изделия на стол, покрытый белой скатертью.

Все украсили по одному предмету, а вместе получился красивый нарядный сервиз. Нравится он вам?

У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас. Своей работой вы подарили радость себе, мне и нашим гостям.

5. Рефлексия. Вот и подошло к концу наше путешествие. О каких народных промыслах мы сегодня вспоминали (гжель, хохлома, дымка, семеновская матрешка).

Мы возвращаемся в группу.


Программные задачи.

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами, и в частности, с гжельской керамикой. Развивать связанную речь, обучая детей придумывать сказки: развитие действия, окончание. Учить задавать вопросы. Учить придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании. Формировать эстетические чувства на материале произведений народного творчества (прикладное и устное народное творчество). Активизация словаря: нежная, тонкая, небесно – голубая; использование в речи фольклорных слов и выражений. Продолжать развивать интерес к методу обрывания. Воспитывать цветоощущение и цветовосприятие при подборе материала для выполнения аппликации. Воспитывать умение работать коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

Материал для занятия.

Демонстрационный:

Выставка изделий гжельских мастеров.

Раздаточный:

Листы бумаги с силуэтами посуды, на которых изображены карандашные наброски гжельских цветов. Цветная бумага (синяя, голубая), кисточки для клея, клей.

Ход занятия.

Выставка гжельской керамики.

Сегодня я Вас приглашаю в сине-голубую сказку!

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную, да такую, какую свет не видывал.

Пошли как-то раз девушки, живущие в селе Гжель, полоскать бельё на реку. А в небе речка отражается. Река синяя - и небо в ней… синее.

Показали они мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. И стали они разукрашивать изделия всеми оттенками синего цвета. Подарила им цвета река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом снегу.

А что это были за изделия? (посуда).

Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на эту посуду?

Какие слова можно подобрать, чтобы рассказать какая это посуда? (нежная, тонкая, изящная, нежно-голубая, словно сделана изо льда).

Вся посуда разная, но есть в ней что-то общее.

Что? (правильно эта посуда украшена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне).

А из чего сделана посуда? (из глины)

По сей день в старинном городке Гжель работают внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию – лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду. Большого умения, труда и терпения требуется.

Я просила вас дома с родителями подобрать пословицы о труде.

Кто нам расскажет пословицу? (пословицы).

А сейчас мы с вами поиграем:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

(я изображаю различные движения, а дети повторяют за мной).

Но больше всего полюбилась людям нарядная, затейливая посуда. Вот о ней я вам и загадаю загадки:

«Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри –

Угощение внутри»

(сахарница)

«Она бывает глубока,

Она бывает мелка,

Однако, это не река,

Зовут её… (тарелка)»

«В неё наливают,

И её выпивают»

(чашка)

«В брюхе баня,

В носу решето,

На голове пупок,

Всего одна рука,

И та на спине»

(самовар)

А последняя загадка спрятана вот в этом сундучке. Отгадать, что находится внутри, вы сможете задавая вопросы, я же вам буду отвечать «да» или «нет». Поиграем?

Это посуда?

Из неё пьют? (чайная)

Из неё едят? (столовая)

Она для красоты?

Правильно, это ваза!

«А и где же это видано? А и где же это слыхано?

Чтоб зимою в поле травушка росла.

Чтоб зимою в саду роза расцвела?

Так бывает или нет? (объясните, почему не бывает)

Глядя на нашу вазу, о чём можно сказать? (А и где же это видано…)

Что за цветок?

Какого он цвета?

Бывают ли синие розы?

Помогите мне составить небылицу. «А и где же это видано? А и где же это слыхано? Чтобы на тарелке голубая роза расцвела».

Давайте придумаем про это сказку. Ведь сине-голубая роза – сказочная. И попала

Она в Гжель сказочным путём. Но вот как?

Присаживайтесь на стульчики, а я вам расскажу сказку. Только вот беда, начало у этой сказки есть, а конец придумайте сами.

«Жили-были в селе Гжели Иван да Марья. Ладно, да мирно они жили. Душа в душу. Иван исправно ходил на службу царскую, а Марья его в избе ждала, да посуду расписывала. Вот как-то царь отправил Ивана за моря, за океаны с дарами для царя заморского, чтобы всем поведать какие мастера живут на Руси. Там и платки Посадские, и игрушки Дымковские, и посуда Хохломская.

Удивился царь заморский мастерству русских умельцев и хотел отблагодарить Ивана. А Иван в ответ: «Дорогих даров мне не надо, но видел я у тебя в саду цветок небывалой красоты. Разреши мне его взять с собой, порадовать жену. Царь велел своему садовнику выбрать самую красивую розу и вручил её Ивану. Так и оказалась роза вместе с Иваном в России.

Может быть Иван вернулся домой зимой?

Что с ней могло произойти?

Как поступила Марья, когда увидела розу?

Какой подарок они могли отправить царю заморскому?

Кто придумал сказку?

А теперь давайте попробуем сделать гжельскую розу. Пойдёмте в группу за столы. Там нам будет удобнее.

У вас на столах силуэты посуды, один на двоих. Мы с вами будем делать розу методом обрывания. Посмотрите, какая роза получилась у меня. Каждый лепесток я делала из отдельного кусочка бумаги. Но у каждого синего лепестка есть голубой оттенок. У вас есть белая бумага, чтобы потренироваться.

Попробуйте, сделайте лепесток.

Получилось?

Молодцы!

Приступайте к работе.

Итог.

Как вы думаете, красивые гжельские розы у нас получились?

Итак, ребята, чем мы сегодня занимались?

Вам понравилось занятие?

Спасибо, занятие окончено.


Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе:

«УКРАСИМ ПОДНОС ГЖЕЛЬСКИМ УЗОРОМ»

Цели :

1. Познакомить детей с одним из видов народного декоративно-прикладного искусства - гжельской росписью.

2. Закреплять умение создавать узоры на листах в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, завитки, точки.

3. Совершенствовать умение изображать дугообразные и петельные линии при изображении цветка и завитков.

4. Закреплять умение ритмично располагать элементы узора, помочь освоить специфику гжельской росписи.

5. Продолжать совершенствование разнообразных приемов владения кистью: при рисовании листьев и дугообразных линий её нужно держать наклонно к бумаге, а тонкие точки и линии рисовать концом ворса при вертикальном положении кисти, а также упражнять детей в работе с трафаретами.

6. Развивать декоративное творчество детей, воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров, создателей «нежно-голубого чуда».

Материалы:

Наглядно-дидактическое пособие «Гжель» (под редакцией А. Дорофеевой, издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва, 2007г.), предметы, украшенные гжельской росписью (вазы, шкатулки, копилки и т. д.), музыкальный диск с записями мелодий «Тройка» и «Славянские гусли», заготовки подносов из картона, синяя гуашь, кисти двух размеров (с тонким и широким ворсом), трафареты.

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Вступительная беседа.

Звучит тихая музыка (мелодия Георгия Свиридова «Тройка») .

Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, среди полей и лесов стоит городок «Гжель». Давным-давно жили там смелые и умелые, веселые и красивые мастера и мастерицы. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в родной сторонушке глину чудесную белую, и решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник, - носик в виде головки петуха. Другой слепил красивую вазу, а третий тарелочки чудесные. А расписывали мастера свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры: гжельские розы, цветы, листочки, завитки, сеточки. Очень затейливая, нарядная получилась гжельская роспись. Полюбилась людям красивая посуда и стали называть её ласково «нежно-голубое чудо».По сей день стоит недалеко от Москвы городок Гжель. Работают в нем внуки и правнучки знаменитых мастеров.

Рассматривание предметов гжельской росписи

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели.

Вызвать 3-4 детей и предложить выбрать предмет, который им понравился и объяснить почему.

Воспитатель: Какие же гжельские узоры своеобразные по цвету! Белые, как снег, а узор голубовато-синий. Всего два цвета, а как красиво! Почти на всех из них присутствует сложный элемент росписи – «гжельская роза», завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий, интересный элемент – сеточка. А вы хотите попробовать тоже стать гжельскими мастерами?

Рассматривание образца

Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим с Вами поднос, который я сама украсила гжельской росписью.

Вопросы к детям:

Что изображено в середине подноса?

А из чего нарисованы лепестки?

А посмотрите, что нарисовано вокруг этого цветка?

А чем украшен поднос по краям?

А от этих листочков что отходит?

Воспитатель: Вот такой получился поднос у меня. А вы свои подносы можете украсить по-своему, также элементами гжельской росписи.

Показ воспитателя с объяснениями.

Ребята, посмотрите, как я буду рисовать завитки - петельные линии. Я держу кисть у железного наконечника, наклонно, набираю синюю краску, лишнюю снимаю и веду плавные линии сверху вниз, делаю гжельский завиток и опять возвращаюсь вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой. А лепестки и узоры рисую дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаю их и возвращаюсь вниз, и так рисую все остальные линии.

Вызываю детей для показа у доски петельных и дугообразных линий. После этого говорю:

Давайте возьмем кисточки и в воздухе нарисуем гжельский завиток (дети выполняют завиток, а затем лепестки – дугообразными линиями).

А какой прием мы используем для рисования листьев?

Украшать узор можно точками. Напоминаю, что рисовать их нужно концом кисти сверху. А теперь скажите, ребята, с какой росписью народного декоративно-прикладного искусства мы знакомимся сегодня?

А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Физминутка:

Раз-два – спит цветок

Три – раскрыли лепесток

Раз – сомкнулись

Два – проснулись

Дружно к солнцу потянулись!

Воспитатель: А сейчас я хочу вам сделать сюрприз. Закройте на минуту глаза и представьте, что вы гжельские мастера, и вам нужно порадовать людей – расписать подносы. Итак, закрыли все глаза. Представили? Открываем глаза, садимся. Ребята, в помощь вам на столах лежат трафареты, можете воспользоваться ими, кто хочет. Только напоминаю, их нужно очень аккуратно положить на поднос, уголки с уголками, и тогда у вас уже получится середина цветка и листочки.

А теперь берем в руки волшебные кисточки и начинаем творить чудеса. В добрый путь, юные мастера гжели!

Самостоятельная деятельность детей

Включаю народную мелодию «Славянские гусли».

В процессе работы помогаю осваивать специфику гжельской росписи, закрепляю и совершенствую приемы рисования.

Заканчиваем работу.

Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? А теперь, юные гжельские мастера, берем свои подносы и ставим их на стол (заранее ставлю стол, украшенный белой скатертью, в мою гжельскую мастерскую).

Все дети встали вокруг столов с работами.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые подносы у вас получились, как будто у настоящих гжельских мастеров, настоящее нежно-голубое чудо! У каждого получился свой, неповторимый узор. А какой поднос понравился больше вам, и почему?

Вызываю 3-4 человека. Ребенок выбирает поднос и объясняет, почему он его выбрал.

Воспитатель подводит итог: У многих из вас получились красивые подносы, как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.

Правда, вот этот узор немного неудачен – завитки прерываются. И не у всех еще красиво получились эти замечательные гжельские узоры. Но вы ведь еще молодые гжельские мастера, и я уверена, что в будущем у вас при желании всё получится.

А теперь закройте на секунду глаза: 1, 2, 3, открывайте! Вот вы и снова дети старшей группы.

Воспитатель: Ребята, скажите, с какой росписью вы сегодня познакомились?

А как ласково называли эту роспись?

А если бы вы были гжельскими мастерами, что бы вы расписали на радость людям?

Воспитатель: В заключение мне хочется сказать, что очень приятно пить чай из гжельского чайника, кушать из гжельской посуды, а как красиво смотрятся цветы в гжельской вазе! Бело-синее чудо приносит в наши дома синеву гжельского неба и свежесть цветов! Всем спасибо, молодцы!

«Посмотрите, какие красивые предметы создают мастера гжели »




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме