Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Православная церковь в закарпатье. Монастыри закарпатья

Закарпатье является тем счастливым местом, где каждые исторические эпохи оставили по несколько выдающихся достопримечательностей, которые рассказывают древнейшую историю руского духа, историю части украинского народа, вписанную в мировую культурную.
Гордостью для Закарпатья являются уникальные в своем роде деревянные церкви, построенные народными мастерами без единого гвоздя, в специфических архитектурных стилях, присущих лишь определенной местности.
Карпаты - место единения восточной и западной церковных архитектурных традиций. Отсюда - богатство форм культовых сооружений, разнообразия стилей и их вариантов.
В архитектуре церквей Закарпатья различают 5 стилей. Лемковский характеризуется устранением центричности строения благодаря перемещению высотной доминанты из центрального сруба, нефу на высокую колокольню, сведенную над бабинцем или рядом с ним. Если в лемковской церкви нет шатрового покрытия над каким-то из ее срубов, замененного двухскатной крышей, у неё обязательно развитая барокова маковка.
Бойковский является начальным вариантом деревянных храмов в Карпатах: храм тризрубный, трёуровневый с шатровыми верхами, с несколькими заломами.
К нефу с запада и востоку прилегают более узкие прямоугольники срубов бабинца и алтарной части, угловые соединения сделаны вырубом в «ласточкин хвост».
Храм в гуцульском стиле имеет крестообразную форму.
Бароковый и готический, а также два подстиля - середнегуцульский и «ампир» - случаются в верхоречье Тересвы.
В пределах этих стилей различают несколько вариантов.
Стили «бароковый», «готический», «ампир» является условным, поскольку не идет речь о классических европейских стилях, а лишь об органическом усвоении украинской архитектурой определенных элементов этих стилей. Местные феодалы всячески поддерживали развитие монастырей, поскольку именно с ними было связано развитие образования и культуры в этой труднодоступной местности.
Кстати, уже не является тайной то, что в древнем Грушевском монастыре работала типография, а в Мукачевском была создана огромная библиотека.
В настоящее время действует свыше 30 монастырей, самыми известными из которых является:
1. Мукачевский (женский, православный), г. Мукачево (XIV ст.).

2. Имстичевский (мужской, греко-католический), с. Имстичево (в 1687 г.).
3. Уголянский (женский, православный), с. Угля (X ст.).
4. Чумаливский (женский, православный), с. Чумалове (в 1925 г.).
5. Домбозкий (женский, православный), с. Ракошин (в 1932 г.).
6. Малоберезнянский (мужской, греко-католический), с. М. Березний (в 1742 г.).
7. Драгивский (женский, православный)
с. Драгове-забродь (XIII ст.).
8. Изянский (мужской, православный), с. Иза-нанкове (в 1920 г.).
9. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-городилове (в 1930 г.).
10. Боронявский (мужской, греко-католический), с. Боронява (в 1716 г.).
11. Свалявский (женский, православный), м. Свалява (в 1997 г.).
12. Хустский (мужской, православный), с. Хуст-колесарове (XX ст.).
Кроме специфического деления за национальными признаками, не менее красочно население Закарпатья представлено разными религиозными конфессиями, направлениями, течениями, которые здесь зарегистрировано около тридцати.
Среди самых распространенных церквей есть Украинская православная церковь (Московский патриархат), Украинская православная церковь (Киевский патриархат), Украинская православная автокефальная церковь, Общество православных старообрядцев, Греко-католическая церковь, Римо-католицька церковь.

Мукачевская и Ужгородская епархии
Религии. Христианство. Православие. Русь

В 14 веке году литовско-русский князь Фёдор Корятович переселился в Угорскую Русь, и, получив в удел Мукачевское княжество, оказывал содействие Мукачевскому Свято-Николаевскому монастырю. С тех пор мукачевские епископы поселились здесь, и обитель сделалась средоточием духовной жизни края.


Мукачевский Свято-Николаевский монастырь


После смерти венгерского короля Карла Роберта в 1342 году ужгородская доминия переходит во владение римокатолика Филиппа Другета. Для православного населения Закарпатья настали тяжелые времена, православная церковь теряла права. В эти годы, по-видимому, епархия зависела от митрополитов Угро-влахийских. В 1596 году здесь стала вводиться Брестская уния, однако мукачевские архиереи принимали деятельное участие в сохранении православия в крае. 24 апреля 1646 года в костеле Ужгородского замка 63 священника в присутствии Егерского католического епископа подписали Ужгородскую унию.

Согласно ей мукачевские епископы должны были утверждаться римской курией, а униатскому духовенству предоставлялись все права и привилегии римокатолического. Большинство православного духовенства не поддержало унию, что соглашение подписали всего 63 из 690 священников Мукачевской епархии. В связи с переходом края в унию, православный епископ Мефодий (Раковецкий) перенес свою кафедру в Марамарош в 1690 году, а последний православный Мукачевско-Марамарошский епископ Досифей был замучен в Хустском замке в 1735 году. Монастыри и храмы передавались греко-католикам (униатам). Фактически православная церковь была признана властями вне закона. Перегод в унию позволил сохранить церковно-славянский язык и византийский обряд в церкви.

Лишь в начале XX столетия возникает движение за восстановление православной веры. Австро-венгерские власти всячески препятствовали его распространению и организовали преследования. В 1903—1904 годах был организован первый Марамарош-Сигетский процесс, на котором семеро православных исповедников были осуждены к различным срокам тюремного заключения. Во второй половине 1913 года уже 32 человека были арестованы за переход в православие. Второй Марамарош-Сигетский процесс завершился 3 марта 1914 года открытым осуждением перешедших в православие исключительно за религиозные убеждения.


Кафедральный собор Почаевской иконы Божией Матери в г. Мукачево


По окончании Первой мировой войны и с распадом Австро-Венгерской империи Закарпатье вошло в состав Чехословакии на правах автономной части республики. Её конституция провозглашала свободу вероисповедания, и местное население массово возвращалось в православие. В 1920 году у президента Чехословакии было выхлопотано признание полномочий Сербской православной церкви в Закарпатье, после чего, по архиерейский собор Сербской церкви принял решение о посылке епископа Нишского Досифея в Чехословакию. Был выработан устав новой Церкви, и для его утверждения у центральных властей епископ Досифей направляется в Прагу, где 28—29 августа 1921 года проходил Второй Собор Чехословацкой Церкви. Преемники епископа Досифея, также носили титулы сербских епархий, а в 1930 году епископ Битольский Иосиф был назначен архиереем уже с титулом экзарха Карпатской Руси. 2 августа 1931 года он восстановил Мукачевскую кафедру, и в этом же году Сербская церковь получила право назначать на постоянное служение правящего архиерея с титулом Мукачевский и Пряшевский.

После освобождения Закарпатья Советской армией в 1944 году вскоре последовало его присоединение к СССР, после чего, по обоюдному соглашению между Русской и Сербской Православными Церквями, закрепленному на заседании Священного Синода Русской православной церкви 22 октября 1945 года, Мукачевская епархия в составе земель, вошедших в СССР, перешла под омофор Московского Патриарха. Словацкая часть Мукачевской епархии, оставшаяся в составе Чехословакии, вошла в Чешскую епархию.

Решением Священного Синода Украинской православной церкви от 29 июля 1994 года из Мукачевской епархии была выделена Хустско-Виноградовская епархия.

Приглашаем Вас, Ваших друзей, семью посетить святые места, где сошла Божья благодать…


Даты тура:
см. расписание туров
Длительность тура: 2 дня / 1 ночь
Маршрут: Львов - Ужок - Кострино - Малый Березный - Ужгород - Горцы - Четфалва - Колодное - Стебливка - Александровка - Бороняво - Хуст - Джублик - Мукачево - Свалява - Львов

ПРОГРАММА ТУРА:

1 день
Прибытие во Львов. 08.00- Выезд из Львова.
Переезд в Ужок, осмотр деревянной церкви . На границе трех стран, у живописного карпатского перевала вверх прижался один из самых деревянных храмов Украины - шедевр бойкивской сакральной архитектуры церковь св. Михаила (1745), которая занесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Переезд в Кострино , осмотр деревянной церкви . Украшением села есть деревянная церковь св. Покровы (1645), построенная в с.Сянки на Львовщине и в 1703 г. привезли на настоящее место.
Переезд в с.Малый Березный, молитва к чудотворной иконе.
Переезд в Ужгород, экскурсия по храмам . При осмотре города основной акцент сделаем на осмотр его храмов, в первую очередь осмотрим известный храм города - Кафедральный Крестовоздвиженский собор (1841), Синагогу (1904), Римо-католический костел св. Георгия (1775) и шедевр сакральной деревянной архитектуры лемковскую Михайловскую церковь (1777), перенесенную из села Шелестово в Закарпатский музей народной архитектуры и быта (скансен).
Переезд в Перечин, обед в ресторане "Подкова". Предлагаемое меню: борщ, куриный стейк, картофель запеченный с сыром и беконом, салат, блин, компот. Стоимость 85 грн.
Переезд в Горцы, обзор ротонды . В этом пригороде Ужгорода находится одна из старейших каменных храмов Украины, памятник архитектуры мирового значения - Горская ротонда (X-XIИI в.). Храм в плане шестиугольным, а внутри находятся уникальный стенопись (XIII в.) в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.
21:00 Позднее поселение в селе Четфалва, Береговский р-н. Ужин в усадьбах после поселения и состоит из блюд венгерской национальной кухни: бограч-гуляш, венгерские голубцы, сладости, вино/палинка, компот. Стоимость 75 грн.

2 день
Завтрак в усадьбах, предлагаемое меню: колбаса, сыр, лангош с джемом (похожи на оладьи), масло, хлеб, кофе/чай. Стоимость 55 грн.
Обзор церкви в Четфалве. Пограничное венгерское село у реки Тиса, в котором находится великолепный архитектурный ансамбль, удачно соединил в себе, оборонный каменный протестантский храм (XIV вв.) и современную деревянную церковь Святого Духа (2001). Украшением села также самая высокая в Закарпатье стройная готическая колокольня (XVIII в.).
Переезд в Колодное, обзор церкви. Здешняя церковь св. Николая (1779) является самой высокой и живописным из всех деревянных храмов Хустского района.
Обзор церкви в селе Стебливка. Небезразлична греко-католическая община этого села пытается восстановить один из самых совершенных образцов т.н. «Марамороской готики» церковь Рождества Богородицы (XVI в., 1797), которая сгорела в 1994 году.
Посещение монастыря в Бороняво. В этом известном паломническом месте можно увидеть Боронявский чудотворную икону Пресвятой Богородицы (1785) в Благовещенском Василианском монастыре.
Переезд в Хуст, обзор храмов . В столице Карпатской Украины, что славится своими живописными руинами замка (XI-XVI вв.), мы осмотрим жемчужину закарпатского сакрального строительства протестантский храм.
Обед в ресторане "Старый замок". Меню: салат овощной, солянка, картофель пюре с мясом по-венгерски, хлеб, чай. Стоимость - 90 грн.
Переезд в с.Джублик, обзор монастыря и молитва . Так называемое "Украинское Междугорье", известное паломническое место в Закарпатье, в котором находится монастырь Собора Пресвятой Богородицы, построенный на месте, где двум девушкам Елене и Марьянке в 2002 г. явилась Богородица. После этого в Джублыке с 2003 года началось кровоточения креста, а также это единственное место на земле где было появление Пресвятой Семьи. К этому паломническому месту из Львова идет самый длинный крестный путь в мире.
Вместо мощного замка в Мукачево, который Вы наверное видели несколько раз, предлагаем Вам посмотреть женский православный Николаевский монастырь (XIV в.), что построил князь Федор Корятович.
Обзор церкви в Сваляве . Столица минеральных вод Закарпатья скрывает от нас жемчужину деревянной сакральной архитектуры - церковь святого Михаила (1588), которая является одной из двух церквей такого типа в Закарпатье.
23:30 ориентировочное время прибытия во Львов. Отъезд ночным поездом в Одессу. (№107 Ужгород-Одесса)

СТОИМОСТЬ ТУРА:
895 грн.

В стоимость ВХОДИТ:
  • проезд автобусом туристического класса,
  • проживание,
  • сопровождение гида-экскурсовода,
  • экскурсионное обслуживание в туристических объектах,
  • страхование на время путешествия.
В стоимость НЕ ВХОДИТ и дополнительно оплачивается:
  • входные билеты в туристические объекты,
  • питания,
  • ж/д билеты
Стоимость входных билетов:
  • Ужгородский скансен: общий, пенсионный - 35 грн., Студенческий - 20 грн., Ученический - 15 грн.

И стория Православия в Закарпатье уходит в глубину веков. Большинство исследователей связывают распространение христианства в этих местах с именами святых Кирилла и Мефодия или же их учеников. Так, по мнению известного церковного историка архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, которые были вынуждены оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю. Правда, есть версии, что первые монахи в Закарпатье появились во времена Киевской Руси. Они могли прийти в Венгрию с дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и основать обитель в Мукачеве. Но в любом случае монашество в Закарпатье возникло в тесной связи с другими центрами православного мира.

Юрий Данилец

Рождества Богородицы монастырь, с. Липча

Основание Рождество-Богородичной обители в селе Липча относится к 1924 году - заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадального народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь.

Духовными наставниками монастыря стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, основательницей - монахиня Параскева.
Обитель очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь.

Монастырь со временем стал рассадником православия в крае, своеобразным миссионерским центром. Этому способствовало мудрое духовное окормление и святые молитвы афонского старца Кассиана, постриженика оптинского старца Иосифа, в течение 32 лет подвизавшегося на Святой Горе.

В 1929 году в монастырь, который стал широко известным в православном мире, для принятия Православия приехал знаменитый художник профессор Р.Лукин, который до этого был католиком.

В монастыре проводились радиопередачи, транслировалась Божественная литургия. Ве это способствовало дальнейшему процветанию обители.

24 июня 1961 года было принято решение Закарпатского облисполкома о закрытии Рождество-Богородичного монастыря в селе Липча с дальнейшим трудоустройством молодых и определением в дом престарелых нетрудоспособных монахинь. Монастырские земли и находящиеся на них постройки были переданы отделу народного образования под школу-интернат. 10 июля 1961 года, в понедельник. Беззащитных инокинь, как преступниц, окружила милиция, угрожавшая за неподчинение физической расправой. «25 сестер перевезли в Мукачевскую обитель, а остальных отправили по домам. В 1984 году разрушили церковь, разобрали три корпуса, часовню, две мельницы, молотилку, веялку, ткацкую и швейную мастерские. Конфисковали колокола, электрическую турбину». Бесследно исчезли прекрасный иконостас, изготовленный И. Павлишинцем, богатая монастырская утварь. Чудесным образом уцелела закрытая до благовремения часовня Всех святых, и сохранилась в народе благодарная память и надежда на будущее возрождение.
В то же время для интерната были построены два новых больших санаторных корпуса. В летнее время здесь проходили оздоровление дети. Так продолжалось почти тридцать лет. Добродушный и христолюбивый народ Закарпатья относился к детям-сиротам с любовью и состраданием. Однако, местные жители верили в грядущее возрождение обители и неустанно молились об этом. И желанное возрождение наступило.

Возрождению обители предшествовала длительная переписка с властями, сбор подписей за открытие монастыря, обращение к уполномоченному по делам религии при Совете Министров УССР по Закарпатской области, к которому с прошением вернуть собственность монастыря, составленное от имени его насельниц монахиней Ангелиной (Губаль).
Обращение это имело большой резонанс, вследствие чего Хустскому райисполкому было предписано рассмотреть его. Серьезным препятствием в деле открытия обители стало то, что Липчанская школо-интернат, насчитывающая 205 учащихся, в числе которых было много детей сирот и полусирот, в летний период принимала на оздоровление около 450 человек. 11 июля 1990 года Хустский районный Совет принял историческое решение №124, согласно которому строения Липчанского монастыря в течение ряда лет должны были постепенно возвратиться обители. Интернатская столовая была переоборудована в домовую церковь, которую освятили в честь архистратига Михаила. И только затем, когда в обители вновь потекла молитва, занялись обустройством монашеских келий. Первая Божественная Литургия была проведена архимандритом Василием (Петевкой) в чудесным образом уцелевшей летней часовне Всех Святых.
10 июля 1990 года произошло историческое событие, которого ждали долгих тридцать лет после варварского разорения Девичьей обители: был торжественно освящен фундамент нового храма.

23 мая 2003 года из Одесского Свято-Пантелеимоновского монастыря в Липчу привозят мощи великомученика и целителя Пантелеимона, поклониться которым приходит множество народа, а в 2004 году закладывается фундамент летней часовни в честь пророка Божия Илии. Одновременно с этим строится открытая часовня над целебным источником.

Главные святыни обители:

Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих.
clubs.ya.ru

КириллоМефодиевский женский монастырь в с. Драчино

На окраине горной Свалявы,в с. Драчино. находится основанный в 1992г. КирилоМефодиевский монастырь. Его игуменьею является матушка Нина. В на территории монастыря расположены два храма собор во имя Святой Троицы (1997г) и домой храм свв. Кирилла и Мефодия, где с первого дня зарождения монастыря проходили первые богослужения. Строительство главного храма Святой Троицы продолжается и до сих пор. Также ведется строительство часовни в честь вмч. Целителя Пантелеимона.

В 1998г. состоялся первый визит Предостоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, он преподнес в дар монастырю частицы мощей преподобных Киев-Печерских.

В монастыре хранится список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», сделанный на Афоне.


Фото http://photoclub.com.ua/photo/522230/

Михайловский мужской монастырь в с. Грушево

Мужской монастырь в Грушево относится к наиболее древним монастырям Хустской епархии. По свидетельству историков «монахи Грушевского монастыря после отхода татар жаловались королю Венгрии Бейле ІV (1215-1270), что при нападении татар пропали все их документы и грамоты и было ограблено монастырское имущество». В 1391 г. монастырь получил от Константинопольского Патриарха Ставропигию. Согласно этому документу монастырю были подчинены все русины и волохи, которые жили в Мараморошском и Угочанском комитатах. В 1491 г. венгерский король Владислав ІІ выдал грамоту, которой подчинил Грушевский монастырь Мукачевскому епископу. Согласно документам известны имена настоятелей древнего монастыря: Пахомий, Симеон, Илларий, Гелазий. Очевидно, в Грушевском монастыре в древние времена действовала типография.

Первый документ о Грушовском монастыре датируется 1391 годом. Это греческая Грамота, которую выдал византийский Патриарх Антоний. В ней монастырю даровано "ставропигиальное право" (руководящее право), в силу которого монастырь напрямую подчинялся византийскому патриарху и был независимым от соседних епископов, а его Наместник имел право над русинами и валахами, жившими в Марамороше и Угочи (нынешняя территория Хустского, Виноградовского районов и часть Румынии).

Однако, в 1556 году Семигородский князь Григорий Баторий передал Грушевский монастырь в ведение Мукачевский епископов.

Историки допускают, что монастырь просуществовал вплоть до конца XVII века. В 16-17 веках Грушовский монастырь был важным центром славянской культуры. При нем существовала первые народная и богословская школы.

Утверждают, что здесь была и первая типография. И основал ее Фиоль Ивайполь - славянский первопечатник издавший в 1483-1491 в Кракове первые восточно-славянские книги кириллическим шрифтом.

Монастырь в Грушево перестал существовать в конце ХVІІІ ст. Тогда, во время войны Текелия он был захвачен кальвинистами, ограблен и полностью уничтожен.

Идея о возрождении монастыря возникла в 2001 г. 26 июля 2004 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, было принято решение об открытии монастыря в Грушево. В июле 2006 г. женский монастырь был преобразован в мужской. Настоятелем был назначен архимандрит Стратоник (Легач).

Святыни монастыря: список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», сделанный на Афоне, частицы мощей Киево-Печерских святых

Веб-сайт монастыря http://hrushovo.pravsvit.org/ (фото и история)

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в с.Бедевля

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан в 1925 г. в селе Дубовом, но через несколько лет было принято решение перенести его в Бедевлю. В 1955-60 гг. монастырь был закрыт, а возродился он в 1990 г. На территории расположен большой храм Иоанна Крестителя, зимний храм Божьей Матери Почаевской и жилой корпус с трапезным храмом.

По благословению архиепископе Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник), после возвращения из российского плена, основал В 1925 году мужской скит в урочище "Вишний Дубовец" возле села Дубового.
Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство.

Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками.

В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита.

В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства.
Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля.
Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище "Горби". Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.

В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского,архимандрит Боголеп "(Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.

В советский период монастырь был закрыт. Храм частично был разрушен и разобран на строительные материалы.

В 1992 году обитель стала возрождаться. Ей вернули восемь гектаров исторической земли. В 1993 году на средства православных прихожан был построен новый храм в честь "Почаевской" иконы Божией Матери, а также началось строительство большого каменного собора во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, по проекту архитектора В.А.Цуберы, который был построен в 1999 году. Главным строителем строительства был назначен архидиакон Артемий (Пацкан), который в 1955 году строил храм в Городиловском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре. Также много труда приложили игумен Митрофан (Шимон) и эконом обители Силуан, которые вместе с схимонахом Афанасием построили в 1998 году колокольню. Трехярусный деревянный иконостас сделал житель села Дубового Петр Брай, а иконы написал Михаил Ковач из села Копашнева.
По материалам http://church-site.kiev.ua

ФИЛЬМЫ ПО ТЕМЕ

Ильинская церковь на Подоле, г. Киев Сегодня это чудесная церковь в стиле барокко, расположенная возле Днепра. Храм своим большим золотым куполом, как будто указателем, отмечает одно из древнейших святых мест Киевской державы. Именно отсюда многочисленные паломники начинают знакомство с страницами духовной истории древнего города на Днепре.

Божье поселение среди шума и суеты. Корец (Украина) История основания Корецкого женского монастыря, рассказ о жизни обители, которая проходит в молитве и неутомимой работе, заслуживает на особое внимание. Ведь монахини делают все так, будто искренне молятся, каждое их движение призвано на служение Богу.

Скальная святыня Экскурсия к Успенскому скальному монастырю рассказывает зрителю историю обители, ставшей украшением Крымской земли. Этот островок молитвы, который благословила Пресвятая Богородица, принимает множество паломников с разных уголков Украины и оставляет добрую память о монашеской обители с необычным расположением.

Следующий пункт нашего паломничества.

Он расположен на северной окраине города Мукачево Закарпатской области, на склоне Чернечьей горы, вершина которого покрыта вековым дубовым лесом.

Обитель была основана в XI веке , когда пришли в эти земли монахи Киево-Печерского монастыря. Выкопав на склоне горы пещеры, подобные киевским, они поселились здесь, основав таким образом Мукачевский монастырь.

В монастыре находится много чтимых Святынь. Среди них Икона Божией Матери Скоропослушница , Иверская икона Богородицы , привезенная со святой Афонской горы и рака с частицей мощей Преподобного Моисея Угрина .

Слово «угрин» в переводе на русский язык означает «венгр». Это говорит о том, что был родом из Угорских (Венгерских) земель, в состав которых входила территория Закарпатья в XI веке. Именно отсюда он и его братья Ефрем и Георгий отправились в Киев для будущего монашеского подвига. Летописи сохранили данные о Родине святого и потому, в 1996 году, архиеископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина была перенесена на историческую родину, где почивают и поныне, в Свято-Николаевском женском монастыре.

Наш визит в Мукачевскую обитель был в определенной степени удивительным, поскольку именно 8 августа , в тот день, когда мы приехали в монастырь, Церковью празднуется память преподобного Моисея Угрина.

К моменту нашего приближения к Обители в монастыре начался торжественный Крестный ход вокруг Соборного храма с мощами святого, участниками которого мы неожиданно для себя сподобились стать. Словно сам Преподобный Моисей привел нас на свой праздник, где царила атмосфера торжества Православия и духовной радости. По окончании Крестного хода все желающие имели возможность приложиться к бесценному сокровищу Обители - святым мощам.

Получив благословение Преподобного Моисея, мы отправились в Свято-Покровский мужской монастырь в селе Ракошино .

Монастырь был основан совсем недавно, в 2004 году. Однако Соборный храм монастыря был основан гораздо раньше, в 1921-1925 годах. Строили его русские эмигранты, которые покинули территорию России и пришли на территорию Чехословакии, в состав которой входило Прикарпатье с 1920 по 1944 года. Среди эмигрантов был священник - Всеволод Коломацкий, который и возглавил строительство храма. Причем необычной для Закарпатья была форма храма в виде Креста, в то время как по традиции Карпатской Руси храмы строились в форме корабля, что символизировало Церковь как корабль спасения, на котором христиане достигают Царства Небесного.

Жизнь отца Всеволода складывалась в дальнейшем довольно сложно. Внезапно уходит из жизни его маленькая дочь, а затем и матушка, который было 28 лет от рождения. Вскоре меняется власть. В Прикарпатскую Русь приходит советская власть. Имея маленького сына на руках, батюшка осознавал, что их не оставят в живых и принимает решение покинуть приход и Закарпатье. Так Покровский храм оказался в руках советов, которые, недолго думая, устроили в его помещении музей атеизма.

Однако все на земле изменяется и лишь Бог остается той же во веки. Одна власть сменяла другую, пока не пришло время расцвета. В 1999 году храм вновь был отдан Православной Церкви. Ныне в монастыре проживает 14 насельников во главе с архимандитом Митрофаном.

В Покровской обители хранятся удивительные святыни: Иверская икона Божией Матери и слезоточащая икона Богородицы «Умиление».

Слезоточащая икона начинает плакать лишь тогда, когда повышается уровень воды и окрестным селениям угрожает затопление. Когда это происходит, братия оповещает всю окрестность и уже на наступающую ночь никто не остается в поселке. Сколько не пытались объяснить данное явление ученые, тщательно исследуя Образ, вывод был лишь один – это чудо Божие.

На территории монастыря располагаются некоторые хозяйственные здания. Занимательно то, что напротив монашеского корпуса построен небольшой загон, в котором живут ослики. Их проживание на территории обители на первый взгляд кажется забавным. Однако как объяснил наш бесценный гид, протоиерей Владимир,- появление животных было совсем неслучайным.

Из Евангельского повествования нам известно, что именно на осле въезжал Господь наш Иисус Христос в Иерусалим перед Крестными страданиями. «Ослик же шел и думал: «Как меня все любят, как уважают!» Хотя на самом деле люди кланялись Спасителю» , - рассказывал отец Владимир. Так вот для того чтобы монахи не гордились и не превозносились, думая что кланяются им, а не Господу, образ которого они несут, настоятель обители – архимандрит Митрофан расположил перед входом в корпус добродушных осликов.

Наша группа с преогромным удовольствием покормила осликов хлебушком, имея возможность оказать милым животным всевозможные знаки внимания.

Последней точкой третьего дня паломничества стал женский Спасо-Преображенский монастырь в селе Домбоки , где мы поклонились чудотворному образу Богородицы «Скоропослушница» .

Образ Божией Матери «Скоропослушница» - один из самых любимых в среде Православных христиан. Многие копии Афонского Образа находятся в самых разных уголках Земли, в том числе и в Домбоковской Обители, куда Он прибыл из Афонского монастыря Дохиар.

Образ Пречистой расположен в тихом углу Успенского храма. Множество лампад, тихий огонек пламени, теплота, исходящая от Преблагой Царицы, создают тишину, в которой с Пречистой Девой и Ее Всевышним Сыном говорит лишь душа.

Среди святынь монастыря есть также частицы Животворящего Креста Господня, частицы мощей святителя Григория Богослова и его брата Кесария, Патриарха Константинопольского Нифонта, а также мучеников Кирика, Маманта, преподобномучеников Игнатия, Акакия и великомученика Пантелеимона.

Наполненные впечатлениями от посещения Карпатских святынь, окрыленные исходящей от них благодатью, мы спешили возвратиться в Кирилло-Мефодиевскую обитель к вечерней службе.

Всенощное Бдение накануне празднования памяти великомученика и целителя Пантелеимона стало торжественным окончанием третьего дня нашего путешествия. Впереди у нас еще много новых открытий, но пока следует впитать и обдумать все то, к чему сподобил нас сегодня прикоснуться Всемилостивый Господь.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме