Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Постановление 1329 от 07.12. Статистическая таможенная декларация

Все, что указано выше за выходные я сама нашла, т. к. практически все перепечатано из Постановления № 1329 от 07.12.2015. Конечно хотелось бы каких-то,советов по поводу совершенной ошибки (все изменения просто не реально охватить). как можно более безболезненно выйти из данной ситуации. Из ответа я вообще не поняла статотчетность сдавать начиная с 2013 года? Что такое повторное наказание в нашем случае?

Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 и вступившие в силу 10.01.2016 (далее - Правила), обязывают российскую организацию представлять таможенным органам статистические формы учета перемещаемых товаров, содержащие достоверные сведения.

До этого момента применялось Постановление Правительства РФ от 29.01.2011 № 40

"Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС"

ФТС России в Информации от 23.12.2015 «О вступлении в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года № 1329 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза» разъяснила, что заявитель несет ответственность за своевременность подачи статистической формы учета перемещения товаров, полноту и достоверность сведений, содержащихся в статистической форме в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ.

Справедливо необходимо отметить, что эта же ответственность применялась и раньше. Так, в утратившем силу Постановлении Правительства РФ от 29.01.2011 № 40 было сказано, что заявитель несет ответственность за своевременность подачи статистической формы, полноту и достоверность сведений, содержащихся в статистической форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12).

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Вместе с тем за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Согласно п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство Таможенного союза состоит из ТК ТС, международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, а также решений Комиссии таможенного союза (ныне - Евразийской экономической комиссии), регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о таможенном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законов. Вместе с тем ст. 4 Закона N 311-ФЗ называет и другие нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области таможенного дела в Российской Федерации, к которым, кроме прочего, относит постановления и распоряжения Правительства РФ. В Вашей ситуации российская организация, не представившая статистическую форму в таможенный орган в установленный срок, нарушила Правила, утвержденные Правительством РФ как до, так и после действия нового документа в 2016 году.

Таким образом, с практической точки зрения общество обязано предоставить всю статистическую отчетность как по формам действующим ранее по постановлению № 40, так и формы постановлению № 1329. После вынесения процессуального решения уполномоченным органом организации следует подать ходатайство об уменьшении штрафа и ограничится предупреждением (ст. 3.4 КоАП РФ).

Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 11, ст. 1336; 2008, N 2, ст. 95; 2012, N 17, ст. 1958; 2015, N 31, ст. 4700), дополнить подпунктом "з(1)" следующего содержания:

Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1333 (ред. от 23.12.2017) "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1333 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7181) приказываю.


"Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза"

Редакция от 07.12.2015 — Действует с 18.12.2015

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2015 г. N 1329

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДЕНИЯ СТАТИСТИКИ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

2. Утвердить прилагаемые Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

3. Признать утратившими силу:

от 29 января 2011 г. N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 6, ст. 889);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2011 г. N 151 "О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. N 40" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1419);

постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 231 "О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. N 40" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 14, ст. 1954);

постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 414 "О внесении изменений в Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3183).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2015 г. N 1329

ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ СТАТИСТИКИ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

1. Настоящие Правила определяют порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.

2. В настоящих Правилах под товарами понимаются товары Евразийского экономического союза в значении, определенном Таможенным кодексом Таможенного союза.

Термин "российское лицо" используется в значении, определенном Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

3. Настоящие Правила не распространяются на товары, перемещаемые физическими лицами Российской Федерации для личного пользования и отдельными категориями лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами, дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами, международными организациями государств - членов Евразийского экономического союза, на транзитные товары, товары, перемещаемые в целях ремонта или технического обслуживания, товары, содержащие сведения, относящиеся к государственной тайне, товары, подлежащие таможенному декларированию в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, на товары, необходимые для обеспечения функционирования комплекса "Байконур", вывозимые из Российской Федерации на территорию комплекса "Байконур" или ввозимые с территории комплекса "Байконур" в Российскую Федерацию, товары, предназначенные для демонстрации и (или) использования в ходе проведения выставочно-ярмарочных мероприятий, культурных, спортивных и зрелищных мероприятий, товары, поставляемые по договору залога, на пробы и образцы товаров, многооборотную транспортировочную тару, товары, ввезенные (вывезенные) по рекламации, и на товары, временно ввозимые в Российскую Федерацию или временно вывозимые из Российской Федерации на срок менее одного года (кроме товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки и арендуемых на срок более одного года).

4. Ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза обеспечивается Федеральной таможенной службой в соответствии с Единой методологией ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 525, и включает в себя сбор статистических форм учета перемещения товаров (далее - статистическая форма), обработку содержащихся в них сведений, формирование, публикацию и предоставление заинтересованным пользователям официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.

5. Формирование официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации.

Под иными источниками информации понимаются сведения, содержащиеся в декларациях на товары, для товаров, подлежащих таможенному декларированию в соответствии с нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и в документах, представляемых юридическими и физическими лицами в таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, а также оценочные данные сопоставительного анализа результатов взаимной торговли.

Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

6. Статистическая форма заполняется на товары независимо от вида транспорта, которым они перевозятся, и представляется заявителем.

Статистическая форма заполняется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в рамках одного контракта (договора) (при наличии), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.

7. Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Статистическая форма заполняется на русском языке по форме согласно приложению N 1 и в соответствии с Правилами заполнения статистической формы учета перемещения товаров, предусмотренными приложением N 2.

8. Регистрация статистической формы и аннулирование зарегистрированной статистической формы осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральной таможенной службой.

9. Представлением недостоверных сведений считается их отражение в статистической форме с нарушением правил ее заполнения, арифметическими и (или) логическими ошибками.

Должностные лица таможенных органов, осуществляющие сбор статистических форм, при обнаружении недостоверных сведений в течение 10 рабочих дней с даты обнаружения факта представления недостоверных сведений уведомляют заявителя (если его фамилия, наименование организации, почтовый адрес или иная контактная информация поддаются прочтению) любым возможным способом о необходимости аннулирования статистической формы, содержащей недостоверные сведения, и представления в таможенный орган достоверных сведений.

Заявители, допустившие факты представления недостоверных сведений, в том числе при обнаружении этих фактов самими заявителями, представляют в таможенный орган новую статистическую форму и заявление об аннулировании статистической формы (далее - заявление), в котором должны быть указаны системный номер аннулируемой статистической формы, перечень вносимых изменений, обоснование для внесения изменений и необходимые пояснения.

При получении заявителем уведомления об обнаружении должностными лицами таможенных органов недостоверных сведений заявление и статистическая форма представляются в таможенный орган не позднее 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления.

Заявление составляется в произвольной форме на имя начальника таможенного органа, в котором зарегистрирована статистическая форма, подлежащая аннулированию.

При представлении статистической формы с использованием электронной подписи заявление заверяется электронной подписью и направляется в таможенный орган в виде электронного документа.

При представлении статистической формы на бумажном носителе заявление составляется на бумажном носителе, заверяется подписью и печатью (при ее наличии) заявителя и направляется в таможенный орган лично или по почте заказным письмом.

10. Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приложение N 2
к Правилам ведения статистики
взаимной торговли Российской
Федерации с государствами -
членами Евразийского
экономического союза

ПРАВИЛА
ЗАПОЛНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ УЧЕТА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ

При внесении кодированной информации в статистическую форму учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) для указания кодов применяются классификаторы нормативно-справочной информации, используемые в целях таможенного декларирования (далее - классификаторы).

В статистической форме может быть указано не более 999 товаров. При этом графы 11 - 20 заполняются на каждый товар.

Графа "Регистрационный номер" заполняется автоматически при регистрации статистической формы в таможенных органах.

Графа "Номер аннулируемой статистической формы" заполняется заявителем в случае представления новой статистической формы взамен аннулированной. В графе указывается регистрационный номер аннулированной статистической формы.

В графе "Системный номер" указывается системный номер, который присваивается статистической форме, поданной на бумажном носителе, автоматически после прохождения форматно-логического контроля. При подаче статистической формы с использованием электронной подписи статистической форме присваивается только регистрационный номер.

В графе 1 "Продавец" указываются сведения о лице, указанном в качестве продавца товаров в контракте (договоре) и (или) товаросопроводительных документах (счете-фактуре (инвойсе), счете-проформе (проформе-инвойсе):

В графе 2 "Покупатель" указываются сведения о лице, указанном в качестве покупателя товаров в контракте (договоре) и (или) товаросопроводительных документах (счете-фактуре (инвойсе), счете-проформе (проформе-инвойсе):

для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма и местонахождение (адрес). Если от имени юридического лица выступает его обособленное подразделение, то дополнительно указываются сведения об обособленном подразделении и его местонахождение;

для физического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, - фамилия, имя, отчество, местожительство (адрес), а также сведения о документе, удостоверяющем его личность.

Для лиц, зарегистрированных в Российской Федерации, после знака "N" указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а через знак разделителя "/" - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и (при наличии) код причины постановки на учет (КПП).

В графе 3 "Лицо, ответственное за финансовое урегулирование" указываются сведения о лице, осуществляющем налоговые операции на территории Российской Федерации в отношении заявленных в статистической форме товаров:

для юридического лица - наименование, организационно-правовая форма и местонахождение (адрес). Если от имени юридического лица выступает его обособленное подразделение, то дополнительно указываются сведения об обособленном подразделении и его местонахождение;

для физического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, - фамилия, имя, отчество, местожительство (адрес), а также сведения о документе, удостоверяющем его личность.

Для лиц, зарегистрированных в Российской Федерации, после знака "N" указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а через знак разделителя "/" - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) и (при наличии) код причины постановки на учет (КПП).

В графе 4 "Направление перемещения" указываются символ "ИМ" в случае направления перемещения импорт либо символ "ЭК" в случае направления перемещения экспорт.

В графе 5 "Торгующая страна" указываются:

в первом подразделе - наименование страны, в которой зарегистрировано или постоянно проживает лицо, выступающее контрагентом лица, ответственного за финансовое урегулирование;

во втором подразделе - код страны в соответствии с классификаторами.

В графе 6 "Страна назначения" указываются:

в первом подразделе - наименование страны, в которую должны быть доставлены товары;

во втором подразделе - код страны, в которую должны быть доставлены товары, в соответствии с классификаторами.

Графа 6 заполняется только при направлении перемещения экспорт на основании сведений, указанных в товарно-транспортных (перевозочных) документах, по которым производилась перевозка товаров.

В графе 7 "Код валюты и общая стоимость товаров" указываются:

в первом подразделе - буквенный код валюты, в которой определена стоимость заявленных в статистической форме товаров, в соответствии с классификаторами;

во втором подразделе - общая стоимость всех ввозимых (вывозимых) товаров, полученная как сумма стоимостей, указанных в графе 13 статистической формы.

В графе 8 "Страна отправления" указываются:

в первом подразделе - наименование страны отправления;

во втором подразделе - код страны отправления в соответствии с классификаторами.

Графа 8 заполняется только при направлении перемещения импорт на основании сведений, указанных в товарно-транспортных (перевозочных) документах, по которым производилась перевозка товаров.

В графе 9 "Вид транспорта на границе" указываются:

в первом подразделе - наименование вида транспортного средства в соответствии с классификаторами (заполняется автоматически при вводе кода вида транспорта);

во втором подразделе - код вида транспортного средства в соответствии с классификаторами.

В графе 10 "Документы" указываются следующие документы:

номер и дата контракта (договора) (при наличии);

номера и даты соответствующих счетов на оплату и поставку (отгрузку) товаров (счет-фактура (инвойс), счет-проформа (проформа-инвойс);

номер и дата товаросопроводительного документа, подтверждающего правомерность перемещения товаров, в отношении которых установлены особенности регулирования ввоза и обращения на таможенной территории Евразийского экономического союза;

номер и дата документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации (паспорт сделки) (при наличии);

номер и дата выдачи документа, подтверждающего соблюдение ограничений, введенных мерами технического регулирования и экспортного контроля (при наличии).

В графе 11 "Код товара" указываются:

в первом подразделе - цифровыми символами порядковый номер товара, начиная с единицы;

во втором подразделе - классификационный код товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне 10 знаков.

В графе 12 "Описание товара" указываются наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара в соответствии с транспортными (перевозочными) документами или счетом - фактурой (инвойсом), сведения о производителе товара (при наличии), а также дополнительные сведения, позволяющие идентифицировать товар и относить его к одному 10-значному классификационному коду по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

В графе 13 "Стоимость товара" указывается цифровыми символами фактически уплаченная стоимость товара в валюте, указанной в графе 7 статистической формы.

В случае безвозмездных поставок в графе 13 указывается оценочная стоимость товара в валюте, указанной в графе 7 статистической формы.

В графе 14 "Статистическая стоимость товара (в долларах США)" указывается цифровыми символами стоимость товара в совокупности с расходами по доставке товара до границы страны импортера (экспортера), пересчитанная в доллары США. Пересчет стоимости в доллары США осуществляется по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату отгрузки товаров либо их получения.

В графе 15 "Страна происхождения" указываются:

в первом подразделе - наименование страны происхождения (страны, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке);

во втором подразделе - код страны происхождения в соответствии с классификаторами.

В графе 16 "Вес нетто товара (кг)" указывается в килограммах масса нетто перемещаемого товара:

для товара, перемещаемого в упакованном виде:

масса перемещаемого товара с учетом только первичной упаковки, если в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары предоставляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров;

масса перемещаемого товара без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;

для товара, перемещаемого без упаковки (насыпом, наливом, навалом), - общая масса товара.

В графе 17 "Статистическая стоимость товара (в рублях)" указывается цифровыми символами стоимость товара в совокупности с расходами по доставке товара до границы страны импортера (экспортера), пересчитанная в российские рубли. Пересчет стоимости в российские рубли осуществляется по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату отгрузки товаров либо их получения.

В графе 18 "Дополнительные единицы" указываются:

в первом подразделе - количество товара, сведения о котором указаны в графе 11 статистической формы, в дополнительной единице измерения, если в соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении перемещаемого товара применяется дополнительная единица измерения;

во втором подразделе - код дополнительной единицы измерения в соответствии с единицами измерения, применяемыми в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза.

В графе 19 "Дополнительные сведения" ставится отметка в случае наличия следующих видов операций с товарами:

01 - переработка на таможенной территории;

02 - переработка вне таможенной территории;

03 - продукты переработки;

04 - товары, перемещаемые по договору финансовой аренды (лизинга).

в первом подразделе - номер декларации на товары, согласно которой осуществлен выпуск товара на таможенной территории Евразийского экономического союза;

во втором подразделе - порядковый номер товара в декларации на товары.

Графа 20 заполняется для товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза и приобретших статус товаров Евразийского экономического союза либо признанных товарами Евразийского экономического союза в соответствии с законодательством Евразийского экономического союза.

В графе "Дата заполнения документа" указывается в формате ДД.ММ.ГГГГ дата составления статистической формы.

В графе "Отчетный период" указывается в формате ММ.ГГГГ месяц и год отгрузки (получения) товара.

В графе "Заявитель либо лицо, должным образом уполномоченное представлять статистическую форму от имени заявителя" указываются:

для юридического лица - наименование организации (полное и сокращенное), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП) организации и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), местонахождение (адрес) заявителя либо лица, должным образом уполномоченного представлять статистическую форму от имени заявителя, и фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона, факса, телетайпа, адрес электронной почты лица, заполнившего статистическую форму;

для физического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, - фамилия, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), номер телефона, факса, телетайпа, адрес электронной почты, фактическое местонахождение (почтовый адрес) заявителя либо лица, должным образом уполномоченного представлять статистическую форму от имени заявителя.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 1 марта 2016 г. утвердить по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации методику оценки рисков реализации инвестиционного проекта.

3. Министерству образования и науки Российской Федерации в месячный срок утвердить методику проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения современному уровню развития науки и техники.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца восьмого подпункта 13 пункта 4 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 июня 2016 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2015 г. № 1333

ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Пункт 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 11, ст. 1336; 2008, № 2, ст. 95; 2012, № 17, ст. 1958; 2015, № 31, ст. 4700), дополнить подпунктом "з(1)" следующего содержания:
"з(1)) копия положительного сводного заключения о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием (в случае если проведение публичного технологического и ценового аудита является обязательным в соответствии с Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");".

2. В подпункте "о(1)" пункта 18 Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 "Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 10, ст. 932; 2012, № 40, ст. 5455; 2013, № 5, ст. 407; № 20, ст. 2478; 2015, № 2, ст. 459), слова "а также экспертное заключение научно-экспертного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации," исключить.

3. В подпункте "з(1)" пункта 11 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 34, ст. 3916; 2009, № 2, ст. 247; 2013, № 20, ст. 2478; 2014, № 3, ст. 285; № 40, ст. 5434), слова "а также экспертное заключение научно-экспертного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации," исключить.

4. В Положении о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 382 "О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 20, ст. 2478; 2014, № 14, ст. 1627):
1) в пункте 2:
в абзаце третьем слова "лучшим отечественным и мировым технологиям строительства, технологическим и конструктивным решениям" заменить словами "современному уровню развития техники и технологий";
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"заявитель" - застройщик или заказчик, государственный заказчик, технический заказчик (далее - застройщик), инициатор инвестиционного проекта, обратившиеся с заявлением о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта;";

"оптимальность основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений" - наилучшие архитектурные, конструктивные, технологические и инженерно-технические решения, дающие в заданных условиях наибольшую экономическую эффективность.";
2) в пункте 3:
в подпункте "а" слова "или заказчик (заказчик-застройщик) (далее - застройщик)" исключить;
в подпункте "б" слова "государственный заказчик" заменить словом "застройщик";
3) пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов проводится:
а) в 2014 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 8 млрд. рублей и более;
б) в 2015 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 5 млрд. рублей и более;
в) в 2016 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 4 млрд. рублей и более;
г) в 2017 году - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 3 млрд. рублей и более;
д) с 2018 года - в отношении объектов капитального строительства сметной стоимостью 1,5 млрд. рублей и более.";
4) в пункте 8:
подпункт "а" изложить в следующей редакции:
"а) 1-й этап - на стадии подготовки соответствующего акта Правительства Российской Федерации об утверждении федеральных целевых программ, о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы, о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства за счет средств федерального бюджета, о предоставлении субсидий из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), не включенных в федеральные целевые программы, об утверждении паспортов инвестиционных проектов, реализацию которых планируется осуществлять за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее - решение о предоставлении средств федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта);";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Публичный технологический и ценовой аудит инвестиционных проектов не проводится в случае, если в отношении объектов капитального строительства используется типовая проектная документация, включенная в реестр типовой проектной документации, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. № 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".";
5) пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Проведение публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов осуществляют независимые экспертные организации (далее - экспертные организации), отбор которых осуществляется в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с учетом дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки в случае отнесения товаров, работ, услуг, к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".";
6) пункты 10 и 11 признать утратившими силу;
7) в абзацах первом и втором пункта 12 слова "и физическими лицами" исключить;
8) пункт 14 признать утратившим силу;
9) в пункте 16:

подпункт "г" признать утратившим силу;
10) в пункте 17 слова "или физическое лицо" и "или физическим лицом" исключить;
11) в абзаце втором пункта 19 слова "или физическое лицо" исключить;
12) пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. Объектами публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта, проводимого экспертными организациями, являются:
обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений;
задание на проектирование.";
13) дополнить пунктами 20(1) - 20(3) следующего содержания:
"20(1). Предметом публичного технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта являются:
а) оценка обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений на предмет их оптимальности с учетом эксплуатационных расходов на реализацию инвестиционного проекта в процессе жизненного цикла и соответствия современному уровню развития техники и технологий;
б) оценка обоснования выбора технологических решений на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг), отсутствия уже разработанных или альтернативных технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ и услуг). Оценка обоснования выбора технологических решений проводится, если в инвестиционном проекте предусмотрено создание новых или модернизация существующих технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения в соответствии с методикой проведения экспертной оценки соответствия технологий производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения современному уровню развития науки и техники;
в) оценка обоснования выбора основного технологического оборудования по укрупненной номенклатуре на предмет возможности обеспечения требований к основным характеристикам продукции (работ и услуг), их соответствия современному уровню развития техники и технологий;
г) оценка сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта на предмет их оптимальности;
д) оценка предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта, включая оценку стоимости строительства по укрупненным показателям (укрупненным нормативам цены строительства) с учетом стоимости строительства аналогичных объектов капитального строительства, в том числе за рубежом. Оценка содержит сравнительный анализ стоимости реализации инвестиционного проекта с международными и отечественными аналогами, реализованными в сопоставимых условиях (при наличии);
е) оценка рисков реализации инвестиционного проекта, в том числе технологических, ценовых и финансовых, по срокам реализации инвестиционного проекта и его этапов.
20(2). При проведении публичного технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в рамках реализации инвестиционного проекта должны быть выявлены возможности улучшения выбора основных архитектурных, конструктивных, технологических и инженерно-технических решений, основного технологического оборудования, сокращения сроков и этапов работ, стоимости реализации инвестиционного проекта в целом и отдельных его этапов.
20(3). Предметом публичного технологического и ценового аудита задания на проектирование в рамках реализации инвестиционного проекта являются:
а) оценка с учетом рассмотрения обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений:
требований к архитектурным, конструктивным, инженерно-техническим и технологическим решениям и основному технологическому оборудованию;
сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта;
предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта и его отдельных этапов;
б) оценка достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование, для разработки проектной документации и реализации проекта.";
14) пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. Результатом проведения публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта на 1-м этапе является положительное или отрицательное заключение о проведении публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - заключение), и содержащее в том числе:
а) результаты оценки обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных и инженерно-технических и технологических решений, сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта, предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта, рисков реализации инвестиционного проекта;
б) сведения о соответствии результатов технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений требованиям к архитектурным, конструктивным, инженерно-техническим и технологическим решениям, основному технологическому оборудованию, срокам и этапам подготовки и реализации инвестиционного проекта, а также к предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта и его отдельных этапов, предусмотренным в задании на проектирование;
в) сведения о достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование, для разработки проектной документации и реализации проекта;
г) оценку возможности и целесообразности применения в инвестиционном проекте разработанных или разрабатываемых технологий, позволяющих обеспечить требования к основным характеристикам продукции (работ, услуг) в инвестиционных проектах, предусматривающих создание новых или модернизацию существующих технологий производства продукции (работ, услуг), - в случае наличия таких технологий.";
15) дополнить пунктом 21(1) следующего содержания:
"21(1). Положительным является заключение, содержащее:
а) положительную оценку обоснования выбора основных архитектурных, конструктивных и инженерно-технических и технологических решений, выбора основного технологического оборудования, сроков и этапов подготовки и реализации инвестиционного проекта, предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта, рисков реализации инвестиционного проекта;
б) заключение о соответствии результатов технологического и ценового аудита обоснования экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений требованиям к архитектурным, конструктивным, инженерно-техническим и технологическим решениям, основному технологическому оборудованию, срокам и этапам подготовки и реализации инвестиционного проекта, а также к предполагаемой (предельной) стоимости реализации инвестиционного проекта и его отдельных этапов, предусмотренным в задании на проектирование;
в) заключение о достаточности исходных данных, установленных в задании на проектирование, для разработки проектной документации и реализации инвестиционного проекта.";
16) пункт 22 дополнить абзацем следующего содержания:
"Отрицательное заключение может быть оспорено заявителем в судебном порядке.";
17) в пункте 23 слова "или физическим лицом" исключить;
18) пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания:
"При наличии таких рекомендаций заявитель направляет указанные рекомендации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для их рассмотрения в установленном порядке с целью закрепления при необходимости в законодательстве Российской Федерации.";
19) пункт 25 изложить в следующей редакции:
"25. Сведения о технологии производства продукции (работ, услуг) гражданского назначения, создание или модернизация которых признаны целесообразными по результатам публичного технологического аудита инвестиционного проекта, направляются заявителем в Министерство образования и науки Российской Федерации и подлежат рассмотрению и включению в установленном порядке в состав объектов государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
20) абзац первый пункта 26 изложить в следующей редакции:
"26. По результатам проведения на 1-м этапе публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта экспертной организацией в отношении инвестиционных проектов, не содержащих сведений конфиденциального характера, заявитель направляет копию заключения, а также копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 16 настоящего Положения:";
21) в пункте 27 слова "копий заключения и экспертного заключения" заменить словами "копии заключения";
22) в пункте 28 слова ", экспертное заключение (при его наличии)" исключить;
23) в пункте 29:
в абзаце первом слова "или физическому лицу" исключить;
подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) копия задания на проектирование или копия задания на проектирование, измененного с учетом результатов публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта на 1-м этапе;";
подпункт "е" изложить в следующей редакции:
"е) заключение экспертной организации по результатам проведения публичного технологического и ценового аудита на 1-м этапе и заключение соответствующего общественного совета, указанное в пункте 27 настоящего Положения (в отношении инвестиционных проектов, не содержащих сведений конфиденциального характера).";
24) в пункте 30 слова "или физическое лицо" и "или физическим лицом" исключить;
25) в абзаце втором пункта 32 слова "или физическое лицо" исключить;
26) пункт 33 изложить в следующей редакции:
"33. Объектом публичного технологического аудита инвестиционного проекта, проводимого экспертной организацией на 2-м этапе, является проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.";
27) дополнить пунктом 33(1) следующего содержания:
"33(1). Предметом публичного технологического аудита инвестиционного проекта, проводимого экспертной организацией на 2-м этапе, является оценка принятых в проектной документации архитектурных, конструктивных, инженерно-технических и технологических решений в целях определения их соответствия:
а) решениям, установленным в задании на проектирование, с учетом формализуемых требований к таким решениям, определенных на 1-м этапе публичного технологического и ценового аудита инвестиционного проекта;
б) современному уровню развития техники и технологий производства продукции (работ, услуг);
в) исходно-разрешительной документации на строительство.";
28) пункт 34 изложить в следующей редакции:
"34. Результатом проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта на 2-м этапе является сводное заключение о проведении публичного технологического аудита инвестиционного проекта, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и содержащее сведения, предусмотренные пунктом 33(1) настоящего Положения (далее - сводное заключение).";
29) пункт 36 признать утратившим силу;
30) в пункте 37 слова "В случае получения отрицательного сводного заключения заявитель" заменить словом "Заявитель";
31) пункт 38 изложить в следующей редакции:
"38. Сводное заключение, содержащее выводы о несоответствии проектной документации установленным требованиям, может быть оспорено в судебном порядке.";
32) в пункте 39 слова "или физическим лицом" исключить;
33) в абзаце втором пункта 42 слова "или физическому лицу" исключить;
34) в пункте 43 слова "или физическое лицо" и "или физическим лицом" исключить;
35) в абзаце втором пункта 45 слова "или физическое лицо" исключить;
36) пункты 46 и 47 изложить в следующей редакции:
"46. Предметом публичного технологического аудита инвестиционного проекта, по которому проектная документация в отношении объектов капитального строительства разработана, является оценка обоснованности инвестиционного проекта в соответствии с пунктами 20(1) - 20(3) и подпунктом "в" пункта 33(1) настоящего Положения.
Предметом ценового аудита инвестиционного проекта является оценка содержащейся в проектной документации сметной стоимости объекта капитального строительства с учетом результатов проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта.
Ценовой аудит проводится путем осуществления проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, планируемого к созданию в рамках инвестиционного проекта, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета".
В случае если по результатам проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта не требуется внесения изменений в проектную документацию и в отношении этого инвестиционного проекта имеется положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, повторный ценовой аудит такого инвестиционного проекта не проводится.
47. Результатом проведения публичного технологического аудита инвестиционного проекта экспертной организацией является положительное или отрицательное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита, выданное экспертной организацией по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.";
37) в пункте 49 слова "или физическим лицом" исключить;
38) в абзаце первом пункта 51 слова "или физическим лицом и научно-экспертным советом при Министерстве образования и науки Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены пунктами 14 и 25 настоящего Положения соответственно," и "экспертного заключения (при его наличии)," исключить;
39) в пункте 52 слова "экспертного заключения (при его наличии)," исключить;
40) в пункте 53 слова ", экспертное заключение (при его наличии)" исключить;
41) в абзаце первом пункта 55 слова "заключение о достоверности" заменить словами "положительное заключение о достоверности".

5. Приложение № 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 6, ст. 976) дополнить позицией 8 следующего содержания:

Проведение обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием (далее - инвестиционные проекты) в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета с использованием механизма федеральной адресной инвестиционной программы, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации

опыт работы в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации не менее 7 лет, в том числе в отношении не менее 5 инвестиционных проектов стоимостью 1,5 млрд. рублей и более

договор (контракт) на оказание услуг (выполнение работ) в области проведения технологического и ценового аудита инвестиционных проектов или в области экспертизы проектной документации

наличие в штате по основному месту работы в экспертной организации не менее 10 экспертов, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий и включенных в реестр лиц, аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, или работников, обладающих опытом работы в области проведения технологического и (или) ценового аудита не менее 5 лет

копия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий;
копия трудовой книжки;
копия гражданско-правового договора на оказание услуг (выполнение работ) в области проведения технологического и (или) ценового аудита (при наличии)".

ВЕДЕНИЯ СТАТИСТИКИ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА учета перемещения товаров

(место для печати)

ЗАПОЛНЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ УЧЕТА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ


Судебная практика и законодательство - Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза")


Статистическая форма заполняется и подается в таможенные органы Российской Федерации на товары, перемещаемые между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой Казахстан и Российской Федерацией и Республикой Армения в рамках заключенного коммерческого договора (или без заключения договора), в том числе на следующие категории товаров:




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме