Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. И ликвидации чрезвычайных ситуаций Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

  • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
  • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
  • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
  • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

  • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
  • принятие решения на проведение АСДНР;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
  • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
  • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
  • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

К экстренным мерам защиты населения относятся:

  • оповещение об опасности;
  • использование средств защиты;
  • соблюдение режимов поведения;
  • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
  • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


На третьем этапе
в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
  • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
  • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организация учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

  • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
  • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
  • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
  • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
  • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
  • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.


Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.

Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:

  • сбор данных об обстановке, анализ и оценку обстановки;
  • подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ;
  • принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий сил и средств.
  • Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения аварийно-спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой.

    Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.

    В зависимости от последовательности развития чрезвычайной ситуации подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).

    Донесение о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации представляется немедленно; в нем допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами.

    Донесения о ходе работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.

    Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации), его заместители (помощники), а также другие должностные лица каждый в пределах своей компетенции и ответственности.

    Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

  • характер и масштаб развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
  • виды, объемы и условия неотложных работ;
  • потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
  • количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации для развертывания работ.
  • В процессе анализа обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший. Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

    Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации).

    Решение включает следующие основные элементы:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • замысел действий;
  • задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;
  • меры безопасности;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий формирований.
  • Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

    В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.

    Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

    Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формированиями), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).

    При организации взаимодействия:

  • уточняются границы объектов работ каждого формирования;
  • устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
  • согласовывается время и место сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
  • определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
  • устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
  • Взаимодействие подчиненных органов управления и подразделений (формирований) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры подразделений и формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.

    Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органов управления в соответствии с их обязанностями.

    Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону чрезвычайной ситуации, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.

    При организации разведки указываются цели, районы (участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.

    Транспортное обеспечение включает определение характера и объема пере-возок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.

    Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.

    Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется мар-шрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.

    Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных о погоде в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

    Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных подразделений (формирований) по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные базы.

    Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители ОГ) и органы управления РСЧС.

    Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

    Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

    В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий их опасных зон;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • об ограничении доступа людей в опасные зоны;
  • о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зонах бедствия, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о привлечении к проведению аварийно-спасательных работ нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
  • В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о принятых ими решениях.

    Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обеспечивают:

  • получение информации о чрезвычайных ситуациях и передачу ее руководителю ОГ;
  • прогнозирование масштабов возможного развития чрезвычайной ситуации;
  • аналитическую обработку информации о чрезвычайной ситуации и подготовку вариантов решения по привлечению и использованию сил и средств;
  • доведение принятого решения до подчиненных органов управления и формирований (подразделений);
  • контроль за развертыванием и ведением работ в соответствии с принятым решением;
  • представление донесений об изменении обстановки и ходе работ.
  • Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Ста-ционарные ПУ размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавсредствах.

    Ликвидация чрезвычайной ситуации заключается в проведении в зоне чрезвычайной ситуации и в прилегающих к ней районах соответствующими силами и средствами разведки и неотложных работ, а также организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федерального подчинения, в том числе регионального формирования.

    Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации включают в себя работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

    Неотложными работами в чрезвычайной ситуации являются первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по устранению или снижению степени опасности от воздействия поражающих факторов, затрудняющих поиск и спасение пострадавших, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы на объектах жизнеобеспечения населения, а также работы по оказанию экстренной медицинской помощи, проведению санитарно-противоэпиде­мических мероприятий и обеспечению охраны общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации.

    Одной из главных задач гражданской обороны страны является проведение спасательных и других неотложных работ (СиДНР, СДНР).

    Спасательные и другие неотложные работы - это комплекс организационных мероприятий, направленных на всестороннюю подготовку сил и средств, а также выполнение задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или нападения противника.

    Организационные мероприятия по подготовке к СДНР проводятся в мирное время или когда угроза возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий отсутствует или маловероятна, при угрозе нападения противника или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и после нападения противника или после возникновения чрезвычайной ситуации.

    В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся:

    1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.

    2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечение ее постоянной готовности.

    3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.

    4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных ситуаций мирного времени.


    5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов, окружающей среды.

    6. Организацию взаимодействия с органами военного командования.

    При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:

    1. Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.

    2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.

    3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.

    4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.

    После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:

    1. Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.

    2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита.

    3. Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.

    4. Организация и управление СДНР.

    Спасательные и другие неотложные работы в целом можно разделить на работы с целью спасения людей и на работы другие - по неотложности в данной обстановке.

    Спасательные работы проводятся в целях розыска пораженных и извлечения их из-под завалов, разрушенных сооружений, оказание им первой медицинской и врачебной помощи, эвакуацию из очагов поражения или районов ЧС в лечебные учреждения.

    Спасательные работы включают:

    Разведку маршрутов движения и участков работ;

    Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

    Розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов;

    Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей;

    Подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;

    Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим;

    Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

    Санитарную обработку людей, ветеринарную обработку сельско-хозяйственных животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

    Причем все эти мероприятия необходимо проводить в максимально сжатые сроки. Это вызвано необходимостью оказания своевременной медицинской помощи пораженным, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать.

    Другие неотложные работы имеют целью создать условия для проведения спасательных работ и обеспечить локализацию и ликвидацию последствий аварий (катастроф и т.д.) на сетях коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи.

    Другие неотложные работы включают:

    Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах, зонах заражения;

    Локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ;

    Укрепление или обрушивание конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

    Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

    Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

    Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника;

    СДНР в очаге поражения или ЧС характеризуются большим объемом и многообразием видов работ и выполняются во взаимодействии со специализированными формированиями министерств, ведомств, организаций, воинских частей МО РФ и другими формированиями ГО.

    К силам и средствам для проведения СДНР относятся:

    Военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

    Учреждения и формирования службы экстренной медицинской помощи Минздрава России, а также других министерств и ведомств РФ;

    Формирования экстренной ветеринарной помощи и службы защиты растений Минсельхоза России;

    Военизированные службы по предупредительному спуску снежных лавин и предотвращению градобитий, подразделений авиапарашютной доставки грузов и оборудования Минэкологии России;

    Части и подразделения служб МВД России;

    Воинские соединения и части, территориальные и объектовые формирования ГО РФ;

    Соединения и части химических и инженерных войск, предназначенные для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

    Силы и средства служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов Минтранса России;

    Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

    Аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса России и других министерств и ведомств РФ;

    Отряды, службы и специалисты Ассоциации спасательных формирований России, других добровольных общественных организаций.

    Наиболее многочисленными по численности являются различные невоенизированные формирования, которые выполняют основные работы по спасению людей и решают другие неотложные задачи в ЧС мирного и военного времени.

    Для проведения СДНР создается группировка сил и средств, причем:

    На объекте промышленности используются формирования объекта, а также могут использоваться формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы;

    В городе без районного деления - группировки сил объектовых и территориальных формирований города, области, войсковые части ГО, подразделения и части военного гарнизона;

    В городе с районным делением - группировки сил городских районов и резервы города;

    В области - группировки сил категорированных и некатегорированных городов, населенных пунктов с категорированными объектами промышленности, группировка сил районов и резервы.

    По своему составу группировка сил и средств должна отвечать замыслу предстоящих действий и обеспечивать:

    Возможность быстрого приведения в готовность сил к выполнению задач;

    Своевременное выдвижение сил к очагу поражения и развертывание СДНР;

    Сосредоточение основных усилий в интересах решения наиболее важных задач;

    Развертывание, непрерывное ведение и завершение всего объема спасательных работ в предельно сжатые сроки;

    Возможность ведения работ с максимальным использованием всех сил в очагах поражения и осуществление маневра ими;

    Устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия.

    Группировки сил и средств для проведения СДНР, как правило, включают: 65-70% - формирования общего назначения, в том числе спасатели, и 30-35% - специальные и специализированные формирования.

    Специальные и специализированные формирования состоят из:

    50% - медицинские формирования;

    25% - противопожарные формирования;

    10% - формирования радиационной и химической защиты;

    10% - службы охраны общественного порядка;

    5% - прочие аварийно-спасательные формирования.

    К комплексу технических средств для ведения работ в чрезвычайных ситуациях относят согласованно работающие под единым руководством и взаимно увязанные по производительности и другим показателям основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации.

    Техническими средствами для ведения работ в чрезвычайных ситуациях являются средства механизации аварийно-спасательных работ, средства малой механизации и механизированный инструмент, транспортные, ремонтные, вспомогательные, переправочные и мостостроительные средства, средства индивидуальной защиты и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайной ситуации.

    Одним из главных условий проведения СДНР в очагах поражения и районах стихийных бедствий, аварий и катастроф (СБАК) является четкое управление ими. В современных условиях к управлению ГО предъявляются высокие требования: начальники ГО и их штабы должны уверенно ориентироваться в сложной обстановке, принимать целесообразные решения, своевременно ставить задачи подчиненным и организовывать взаимодействие сил. Система управления ГО должна находиться в постоянной и высокой степени готовности, а само управление должно быть устойчивым и непрерывным, оперативным и скрытным, т.е. готовность систем управления, связи и оповещения в целом должна быть выше готовности сил ГО.

    В ходе проведения СДНР начальники, штабы и службы ГО руководят действиями сил; следят за соблюдением ими мер защиты безопасности; ставят новые или уточняют ранее поставленные задачи; осуществляют маневр силами и средствами; организуют наблюдение за измерением химической и (или) радиационной обстановки и дозиметрический контроль; организуют всестороннее обеспечение действий сил, смену формирований на участках работ, замену и ремонт СИЗ, приборов, техники, пополнение израсходованных средств материального, технического и медицинского снабжения; организуют санитарную обработку и проведение других мероприятий.

    Основы взаимодействия сил при проведении СДНР в планомерном проведении мероприятий ГО разрабатываются в мирное время и отражаются в соответствующих планах ГО. Взаимодействие организуется прежде всего в интересах той части группировки сил, которая при проведении СДНР решает основную задачу.

    Всестороннее обеспечение действий сил ГО является одним из решающих условий успешного проведения СДНР. Организация и проведение обеспечения возлагаются на начальников ГО, их штабы, начальников служб, командиров формирований и выполняются с учетом необходимости одновременного обеспечения как действий сил, так и мероприятий ГО по защите населения и повышению устойчивости работы отраслей и ОНХ в военное время.

    Успешное проведение СДНР достигается:

    Своевременной организацией и непрерывным ведением разведки, добыванием ею достоверных данных к установленному сроку;

    Быстрым вводом формирований в очаги поражения для выполнения задач;

    Высокой выучкой и психологической стойкостью личного состава;

    Знанием и строгим соблюдением личным составом правил поведения и мер безопасности при выполнении работ;

    Заблаговременным изучением командирами формирований особенностей выполнения работ на объектах, характера их застройки, наличия коммунально-энергетических и технологических сетей, мест хранения СДЯВ, мест расположения и характеристики ЗС;

    Непрерывным и твердым управлением, четкой организацией взаимодействия.

    Силы и средства ГО, в т.ч. и для проведения СДНР, приводятся в готовности различной степени, отличающиеся в основном временем, отводимым на готовность к действиям.

    Группировка сил и средств по каждому направлению ввода в очаг поражения (район стихийного бедствия) делится на эшелоны: первый, второй и резерв.

    Первый эшелон (до 50%) предназначается для немедленного развертывания спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и ведение их в высоком темпе.

    Второй эшелон (до 30%) предназначен для наращивания усилий и расширения фронта работ по мере спада уровней радиации, частичной (полной) замены первого эшелона.

    Резерв (до 20%) предназначен для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на важнейших участках работ в целях сокращения сроков их проведения.

    В состав первого эшелона включаются формирования ГО объекта промышленности, продолжающих работу в категорированных городах, части (подразделения) ГО и ВС, выделенные в соответствии с Планом взаимодействия, а при необходимости и формирования ГО повышенной готовности близко расположенных некатегорированных городов и сельских районов.

    Во второй эшелон сил ГО включаются формирования объектов промышленности, продолжающих производственную деятельность в городе, не вошедших в первый эшелон, формирования объектов, прекративших работу и перенесших ее в загородную зону, формирования ГО некатегорированных городов и сельских районов, а также воинские части (подразделения), не вошедшие в первый эшелон.

    Для обеспечения непрерывного СДНР силы ГО эшелонов разбиваются на смены. Первый эшелон группировки сил может состоять из 2-3 смен, второй - из 1-2 смен. Первая смена по численности личного состава составляет примерно 30%, вторая - 50%, третья - 20% численности эшелона.

    Продолжительность работы составом первого эшелона может быть 10-12 часов:

    Первой смены - не менее 2-х часов;

    Второй смены - от 3-х до 4-х часов;

    Третьей смены - от 5 до 6 часов.

    В резерв сил ГО города могут быть включены территориальные формирования ГО, служб ГО города и взаимодействующих сельских районов. Резервы восстанавливаются за счет выведенных сил и средств ГО из очага поражения после выполнения задач.

    В условиях мирного времени всестороннее обеспечение действий сил ГО заключается в организации и проведении разведки, транспортного и дорожного, материального, технического, гидрометеорологического и инженерного, химического и медицинского обеспечения.

    Разведка в интересах ГО - комплекс мероприятий по добыванию, сбору, обобщению и изучению данных о состоянии окружающей среды, обстановки в зоне аварий, катастроф, стихийных бедствий и очагах поражения, а также на объектах и участках СДНР.

    Основные задачи разведки заключаются в:

    Выявлении источников потенциальной опасности и осуществления за ними постоянного контроля;

    Выявлении (установлении) угрозы возникновения стихийных бедствий;

    Усилении наблюдения и контроля за изменением обстановки в угрожаемый период;

    Контроле за санитарно-эпидемиологической обстановкой в районах развертывания сил ГО и эвакуации;

    Уточнении состояния маршрутов;

    Усиленном контроле и наблюдении за изменением степени зараженности при возникновении ЧС;

    Выявлении общей обстановки в районах аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    Установлении мест нахождения людей, пострадавших в ЧС;

    Определении состояния маршрутов после ЧС;

    Контроле за обстановкой в районе эвакуации, сосредоточения и действия сил ГО;

    Выявлении обстановки на потенциально опасных объектах после возникновения ЧС.

    Разведка в интересах ГО включает следующие виды: общая, инженерная, радиационная, химическая, медицинская, пожарная, санитарно-эпидемиологическая, биологическая (бактериологическая), ветеринарная, фитопатологическая.

    Организация спасательных и других неотложных работ включает:

    Принятие решения на проведение работ;

    Постановку задач силами ГО;

    Планирование проведения работ;

    Организацию обеспечения действий сил ГО, взаимодействия и управления.

    Штаб ГО ЧС на основе оценки создавшейся обстановки, состава и возможностей группировки сил ГО разрабатывает предложения по решению для НГО на проведение СДНР.

    Проведение спасательных и других неотложных работ условно можно разделить на 3 этапа:

    1 этап - проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств ГО к выполнению СДНР.

    2 этап - проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, районах ЧС.

    3 этап - ликвидация последствий применения противником средств поражения, последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

    На первом этапе СДНР решаются две основные задачи:

    1. Задачи по экстренной защите и спасению населения:

    Оповещение об опасности;

    Использование средств индивидуальной защиты, убежищ, укрытий и т.д.;

    Эвакуация населения из районов, где есть опасность поражения;

    Применение средств медицинской профилактики и оказание медицинской помощи пострадавшим.

    2. Задачи по подготовке сил и средств к выполнению СДНР:

    Приведение в готовность органов управления;

    Организация и ведение разведки, сбор информации, оценка обстановки;

    Приведение в готовность к действиям сил и средств ГО.

    Второй этап - этап проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения характерен прежде всего тем, что на этом этапе вырабатывается решение на проведение СДНР, осуществляется постановка задач силам и средствам ГО, организуется взаимодействие, управление, всестороннее обеспечение действий, проводятся СДНР, осуществляется контроль за выполнением поставленных задач силами и средствами ГО.

    Третий этап - этап решения задач по ликвидации последствий аварий, катастроф, бедствий, последствий воздействия средств поражения противника.

    На этом этапе начинается восстановление работы по функционированию отраслей и объектов промышленности, проводятся мероприятия по восстановлению энерго-, водоснабжения, организуется медицинское обслуживание населения; восстановление жилья и т.д.

    Разработка и внедрение мер по повышению устойчивости работы объектов и предотвращению аварий должны осуществляться комплексно с учетом конкретных особенностей каждого предприятия.

    Основными мероприятиями по ликвидации последствий крупных аварий являются: оповещение об опасности рабочих и служащих, формирований ГО и населения, проживающего вблизи объекта; комплексная разведка объекта, на котором произошла авария; спасение людей из-под завалов, из разрушенных и поврежденных зданий и сооружений, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; тушение пожаров; локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению спасательных работ; устройство проездов и проходов к местам аварий; обрушивание неустойчивых конструкций, разборка завалов, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность; организация комендантской службы.

    Быстрое проведение спасательных работ и оперативная ликвидация последствий аварий требуют значительных сил и средств, для этих целей привлекаются специальные (объектовые) и территориальные формирования общего назначения и служб.

    Любое предприятие имеет свои особенности, которые могут быть неизвестны спасателям, но должны быть учтены. Поэтому перед началом работ с каждым формированием соответствующими специалистами предприятий и служб ГО проводится инструктаж, на котором указываются способы действий при выполнении поставленной задачи и правила безопасности, соблюдение которых строго обязательно.

    На каждом участке аварийных работ выставляются охрана и наблюдатели, а у опасных мест устанавливаются ограждения и вывешиваются плакаты с предупреждением об опасности. Действия по ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях согласовываются с представителями соответствующих служб и организаций, ведающих этим хозяйством.

    В зависимости от характера и масштаба аварии руководство ликвидацией последствий осуществляет либо руководитель данного предприятия, являющийся одновременно и начальником ГО, либо председатель специально создаваемой чрезвычайной комиссии. На каждый участок назначается руководитель из числа ответственных должностных лиц объекта или руководящих работников ГО и специалистов служб ГО, который должен поставить задачи формированиям, указать сроки и способы их выполнения, определить порядок материального, технического и других видов обеспечения, организовать работы, своевременную смену, отдых и питание личного состава.

    К месту производственной аварии первыми должны прибывать пожарные команды, подразделения милиции, машины скорой медицинской помощи, технической помощи.

    С прибытием формирований и воинских частей их командиры знакомятся с обстановкой и получают задачи, которые доводят до исполнителей.

    Ликвидация последствий аварии может осуществляться одновременно на всем объекте или по отдельным участкам. В тех случаях когда имеется достаточное количество сил и средств, работы проводятся сразу на всей площади. Если сил недостаточно, работы приходится проводить последовательно. При этом в первую очередь их начинают там, где необходимо оказать помощь людям, и на участках, представляющих наибольшую опасность.

    На предприятиях, имеющих штатную газоспасательную службу, ликвидация последствий аварии организуется силами этой службы во взаимодействии с формированиями ГО. При этом личный состав газоспасательной службы выполняет наиболее сложные специальные работы в газоопасных местах. А формирования общего назначения совместно с противопожарными формированиями тушат пожары, извлекают пострадавших из-под завалов и обломков, оказывают им первую медицинскую помощь, расчищают проезды и устраняют повреждения на коммунально-энергетических сетях.

    Производственным авариям обычно сопутствуют пожары, представляющие в некоторых случаях основную опасность. Борьба с огнем часто бывает связана и со спасением людей, когда часть персонала предприятия оказалась в охваченной пожаром зоне. Наличие в производстве взрывоопасных и быстровоспламеняющихся материалов может еще более усугубить положение.

    Основной задачей в начальной стадии пожаротушения является локализация отдельных пожаров, чтобы не допустить их слияний в сплошной пожар. С этой целью на пути распространения огня (с учетом направления ветра) устраивают отсечные полосы: на направлении распространения пожара разбирают или обрушивают сгораемые конструкции зданий, полностью удаляют из отсечной полосы легковозгораемые материалы и сухую растительность для создания отсечной полосы шириной до 50-100 м.

    Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди, одновременно организуя и проводя их спасение с верхних этажей зданий; некоторая часть пожарных машин может использоваться для перекачки воды из удаленных источников.

    Для усиления сводных отрядов и команд общего назначения, а также для самостоятельного выполнения некоторых специальных работ используются формирования служб ГО, создаваемые на базе эксплуатационных и строительно-монтажных организаций.

    К тушению пожаров, конечно же, привлекаются и штатные пожарные команды и противопожарные формирования, а для разборки сложных завалов и обрушенных конструкций - специальные строительно-монтажные организации.

    В очаге поражения при авариях, катастрофах, землетрясениях, когда разрушаются здания и сооружения, люди могут оказаться под завалами, в поврежденных зданиях, в заваленных защитных сооружениях. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооружений, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий; обследуется весь, без исключения, участок спасательных работ. Важным этапом является установление связи с пораженными - голосом или перестукиванием. В поврежденных зданиях поиск людей начинается с осмотра и оценки состояния здания; осматриваются наружные стены, балконы, лоджии, карнизы, лестничные клетки и площадки, начиная с первого этажа. Горящие здания осматриваются быстро, но очень тщательно, с соблюдением мер безопасности. Двери в задымленные помещения открывают осторожно, через сильное задымление продвигаются ползком; пользуются СИЗОД - изолирующие или фильтрующие - и дополнительными патронами; людей разыскивают путем окрика. С верхних этажей пораженных эвакуируют, используя специальные приспособления.

    Спасению людей, попавших в завалы, предшествует тщательный их осмотр, при этом устраняются условия, способствующие обрушению отдельных конструкций. Чтобы спасти людей, находящихся в верхних частях завалов, применяется осторожная разборка завала сверху, при этом необходимо следить, чтобы не было перемещения и осадки обрушенных элементов конструкций. Если структура завала такова, что крупномерные железобетонные элементы (балки, перекрытия, колонны, ригели и т.д.) переплелись своей арматурой, то разборка завала чрезвычайно затруднительна и может занять много времени. В этом случае рекомендовано применять мощные краны (грузоподъемностью 100 и более тонн) - по опыту Спитакского землетрясения. Для извлечения пораженного необходимо освободить его от мелких обломков и мусора вручную, не причиняя ему дополнительных повреждений, затем оказать первую медицинскую помощь.

    Для извлечения людей, находящихся в пристенных пространствах разрушенных зданий, целесообразно проделывать проем в стене размером 0,8 х 0,8 м.

    Для ликвидации последствий производственных аварий применяется инженерная и другая специальная техника: краны, бульдозеры, экскаваторы, компрессорные станции, самосвалы, тяжелые тягачи с тросами для растаскивания и разведения крупных железобетонных конструкций, вертолеты большой грузоподъемности и металлорежущие установки. Используются также средства малой механизации: домкраты, лебедки, мотопилы, керосинорезы, электронасосы и др.

    Спасательные работы в местах аварий, как правило, проводятся в условиях загазованности, а при пожарах - задымленности и высоких температур; чтобы обеспечить непрерывность работы с нарастающим темпом, силы ГО делят на смены и выделяют резервы.

    Первая медицинская и врачебная помощь оказывается пострадавшим, находящимся в состоянии шока, а также извлеченным из-под небольших завалов и обломков. Извлечение людей из-под крупных завалов производится с соблюдением мер предосторожности, им оказывается медицинская помощь с последующей эвакуацией в лечебные учреждения.

    Оказание первой медицинской помощи пораженным, эвакуация их в медицинские учреждения организуется медицинской службой (района, города, области, системы ГО и др.); это - один из главных видов спасательных работ, которые необходимо проводить своевременно. Первая медицинская помощь пораженным оказывается на месте их обнаружения, в первую очередь в наиболее доступных местах и там, где им угрожает опасность (пожары, затопления, обрушения зданий). Объем оказания медицинской помощи определяется в зависимости от обстановки и состояния пораженных. В первую очередь она оказывается пораженным с кровотечением, удушьем, проникающими ранениями живота и груди. Обнаружив пораженного, необходимо в первый же момент освободить, если необходимо, голову, грудь, плечи, ноги, расстегнуть одежду на животе и груди. Опыт проведения спасательных работ после Спитакского землетрясения в Армении показал, что весьма часты ситуации, когда у людей, оказавшихся в завалах среди хаотического нагромождения обломков, руки и ноги прижимаются так, что невозможно их высвободить и даже пошевелить ими; эта опасная ситуация, названная "эффектом сдавливания" чревата летальными последствиями: прекращается кровообращение в сдавливаемых конечностях, они немеют, происходят необратимые изменения состава крови; после высвобождения человека необходима немедленная оперативная помощь , промедление вызывает общий сепсис организма с летальным исходом; фактор времени в этих случаях является доминирующим.

    Команда на приведение в готовность НФ поступает из штаба ГО и последовательно через соответствующих руководителей доводится до командира формирования.

    Получив сигнал (распоряжение), командир обязан:

    В кратчайший срок прибыть к установленному месту сбора;

    Оповестить личный состав НФ и осуществить его сбор;

    Организовать выдачу табельного имущества и произвести подготовку средств индивидуальной защиты;

    Организовать рассредоточение и укрепление спецтехники, автотранспорта и имущества в месте сбора;

    Проверить наличие средств связи и определить порядок связи внутри НФ ГО;

    Проинструктировать личный состав НФ и доложить о готовности старшему начальнику.

    Приведение в готовность НФ ГО в мирное время осуществляется, как правило, в пунктах постоянного размещения без вывода в загородную зону. Распоряжение на приведение в готовность поступает от председателя КЧС через соответствующие штабы ГО ЧС или руководителей администраций, министерств и ведомств, организаций.

    Сводная команда объекта (предприятия, учреждения, организации) - основной тип формирования ГО, перед проведением СДНР командиры формирований обязаны разъяснить характерные особенности предстоящих действий, ознакомить личный состав с порядком проведения работ и правилами безопасности и строго следить за их соблюдением всеми подчиненными. Конкретные меры безопасности на участке (объекте) работ указываются одновременно с постановкой задач. Защита личного состава формирований при выполнении СДНР может быть достигнута проведением комплекса мероприятий, основными из которых являются:

    Сменность работы и строгое соблюдение установленной для каждой смены длительности пребывания на зараженной местности;

    Обеспечение необходимых защитных свойств сооружений для отдыха в районах расположения;

    Использование изолирующей одежды и СИЗ;

    Соблюдение правил поведения в зоне радиоактивного заражения.

    Продолжительность работы каждой смены зависит от уровня заражения местности и заданной допустимой дозы облучения. Для укрытия отдыхающих смен в районах расположения и действий используются здания и сооружения, обладающие наибольшими защитными свойствами.

    В результате происшедших ЧС, особенно на РОО, ХОО или в военное время, люди, здания, сооружения, техника, вода, почва, продовольствие, сырье могут быть зараженными радиоактивными, отравляющими, биологическими средствами, СДЯВ и т.д. Для уменьшения в этих условиях вероятности поражения людей проводится специальная обработка.

    Специальная обработка - комплекс мероприятий, проводимых для восстановления готовности транспортных средств, техники и личного состава формирований к выполнению задач по проведению СДНР в очагах поражения и подготовки объектов к продолжению производственной деятельности; может быть частичной или полной. Частичная специальная обработка проводится самим личным составом в ходе выполнения задачи, а при заражении ОВ - немедленно. Она должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и с другими поверхностями. Полная специальная обработка должна обеспечить возможность выполнять работы и без средств защиты кожи, и без средств защиты органов дыхания. Проводится, как правило, после выполнения задачи и включает обеззараживание различных поверхностей и санитарную обработку.

    Санитарная обработка (санобработка) - это механическая очистка и обеззараживание одежды и обуви, а также кожных покровов и слизистых оболочек людей, пораженных в результате заражения и загрязнения бактериальными (биологическими) средствами, радиоактивными и опасными химическими веществами.

    Санитарная обработка территории в зоне чрезвычайной ситуации заключается в действиях специальных подразделений сил ликвидации чрезвычайных ситуаций по поиску и сбору образовавшихся в результате чрезвычайной ситуации предметов и продуктов органического и неорганического происхождения, обеззараживанию мест их нахождения, захоронению в специально отведенных местах.

    Обеззараживание - это процесс уменьшения загрязнения и заражения территории, объектов народного хозяйства и другого назначения, воды, продовольствия, пищевого сырья, упаковки и кормов радиоактивными и опасными химическими веществами до предельно допустимых норм путем дезактивации и дегазации, а патогенными биологическими (бактериальными) средствами - путем дезинфекции и детоксикации.

    Дезактивация заключается в удалении радиоактивных веществ физико-химическими или механическими способами с загрязненных поверхностей с целью исключения радиоактивного облучения людей.

    Дегазация представляет собой нейтрализацию и удаление опасных химических веществ с территории, объектов народного хозяйства и другого назначения, вооружения, техники, имущества, воды и продовольствия.

    Демеркуризация - это удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

    Дезинфекция - это процесс уничтожения или удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.

    Детоксикация представляет собой разрушение во внешней среде токсинов, представляющих собой соединения бактериального, растительного и животного происхождения.

    Дератизация - это профилактические и истребительные мероприятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний или экологического ущерба от них.

    Дезинсекция представляет собой процесс уничтожения вредных насекомых, сельскохозяйственных вредителей, осуществляемый физическими, химическими и биологическими методами.

    Все эти работы выполняют специальные подразделения с использованием специального оборудования и средств.

    В настоящее время установлен один, основной сигнал -"Внимание всем" , который заключается в включении сирен, заводских гудков, других средств подачи сигнала.

    Услышав этот сигнал, необходимо немедленно прослушать экстренное сообщение штаба гражданской обороны, которое будет передаваться по радио, телевидению, телефону и другим средствам связи.

    ЛИТЕРАТУРА

    Основная

    1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов /С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. М.: Высшая школа, 2000.

    2. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие: в 2-х частях /Е.А. Резчиков и др.; под общ. ред. Е.А. Резчикова. М.: Издательство МГИУ, 2001.

    3. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебное пособие для вузов /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Е.А. Подгорных и др. М.: Высшая школа, 1999.

    4. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона. Под ред. М.А. Шевандина.-М.:Маршрут, 2004 .-364с

    Дополнительная

    1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. В 2-х частях /Под ред. проф. Э.А. Арустамова. М.: Маркетинг, 1998.

    2. Белов П.Г. Моделирование опасных процессов в техносфере. Учебное пособие. Киев: издательство КМУГА, 1999.

    3. Щербаков С.Д. Медико – биологические основы безопасности жизнедеятельности.- М.: РИЦ МГИУ, 2001.

    Контрольные тесты



    приказываю:

    1. Утвердить Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение N 1 к настоящему приказу).

    2. Образовать Комиссию Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).

    3. Утвердить состав Комиссии (приложение N 2 к настоящему приказу).

    4. Утвердить Положение о Комиссии (приложение N 3 к настоящему приказу).

    от 10 мая 2001 года N 82 "О транспортной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ;

    от 7 октября 2003 года N 198 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 10 мая 2001 года N 82".

    6. Пункт исключен - ..

    Министр
    И.Левитин

    Приложение N 1. Положение о функциональной подсистеме транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

    1. Настоящее Положение определяет порядок организации, функционирования и задачи функциональной подсистемы транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ТО ЧС).

    2. ФП ТО ЧС создается в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" , постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года N 335 .

    3. ФП ТО ЧС создается Минтрансом России и действует на федеральном уровне.

    4. Контроль за соответствием установленным требованиям ФП ТО ЧС осуществляет в установленном порядке Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Минтранса России (пункт в редакции приказа Минтранса России от 24 апреля 2007 года N 49 .

    5. Организация, состав сил и средств ФП ТО ЧС, а также порядок их деятельности определяется настоящим Положением.

    6. Силы и средства ФП ТО ЧС привлекаются для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и иного уровня в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

    7. На федеральном уровне ФП ТО ЧС создаются координационный орган, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

    8. Координационным органом ФП ТО ЧС является Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Комиссия) и осуществляющая свою деятельность в соответствии с положением о ней.

    9. Постоянно действующими органами ФП ТО ЧС являются:

    структурное подразделение Минтранса России и структурные подразделения находящихся в ведении Минтранса России Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, уполномоченные решать задачи в области, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

    10. Органами повседневного управления ФП ТО ЧС являются:

    ответственный дежурный Минтранса России;

    единая дежурно-диспетчерская служба федеральной службы, дежурные федеральных агентств;

    Координационный центр поиска и спасания ФГУ "Центр ПАСОП ГА";

    штатные координационные центры поиска и спасания (КЦПС) на базе окружных, зональных, районных, вспомогательных центров Единой системы организации воздушного движения;

    Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ);

    морские спасательно-координационные центры;



    бассейновые аварийно-спасательные управления;

    государственные бассейновые управления;

    государственное управление аварийно-спасательных судоподъемных работ на речном транспорте;

    центр управления перевозками (ЦУП) ОАО "РЖД";

    дорожно-диспетчерская служба перевозок управления железных дорог;

    дорожно-диспетчерские службы отделений, станций, дистанций.

    Постоянно действующие органы управления ФП ТО ЧС осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

    Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления ФП ТО ЧС определяются соответствующими положениями о них или уставами указанных органов управления.

    11. К силам и средствам ФП ТО ЧС относятся:

    парашютно-десантные группы;

    аварийно-спасательные команды;

    наземные поисково-спасательные группы;

    морские специализированные подразделения по борьбе с разливом нефти;

    морские спасательные подцентры;

    абзац исключен - приказ Минтранса России от 12 ноября 2014 года N 312 ;

    противопожарные поезда.

    12. Привлечение сил и средств ФП ТО ЧС осуществляется:

    в соответствии с планом действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

    по решению Минтранса России.

    13. Для выполнения задач ФП ТО ЧС привлекаются силы и средства организаций независимо от их форм собственности на основе заранее разработанных планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и заключенных договоров.

    14. Планирование транспортного обеспечения при ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Минтранса России заблаговременно и учитывает три категории приоритетов:

    первая категория - потребности федеральных органов исполнительной власти, которым при выполнении возложенных на них чрезвычайных задач необходимо прибегать к услугам транспортных средств. За ними закрепляется право первоочередного доступа к любому виду транспорта;

    вторая категория - организации и учреждения субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, не имеющих соответствующих транспортных средств;

    третья категория - обеспечение облегченного доступа к средствам транспорта в том случае, когда потребность в них возникает неожиданно (по оперативному запросу).

    Дополнительно на Комиссию возлагаются обязанности по согласованию интересов и потребностей регионов страны в ходе планирования и выполнения транспортных операций при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    15. Для транспортного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

    запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва;

    резервы финансовых и материальных ресурсов Минтранса России и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств.

    Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяются законодательством Российской Федерации.

    16. Управление ФП ТО ЧС, оповещение и информационное обеспечение осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

    17. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации силы ФП ТО ЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

    Решением Министра транспорта Российской Федерации для соответствующих органов управления и сил ФП ТО ЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

    а) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

    б) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    18. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами ФП ТО ЧС, являются:

    а) в режиме повседневной деятельности:

    осуществление контроля за обстановкой и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    планирование действий органов управления, сил и средств ФП ТО ЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

    подготовка сотрудников в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

    пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

    руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области транспортного обеспечения;

    осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

    проведение мероприятий по подготовке к эвакуации сотрудников в чрезвычайных ситуациях;

    ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

    б) в режиме повышенной готовности:

    усиление контроля за обстановкой и прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ФП ТО ЧС на стационарных пунктах управления;

    непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам ФП ТО ЧС о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование сотрудников о приемах и способах защиты от них;

    принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайной ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов Минтранса России в чрезвычайных ситуациях;

    уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

    приведение при необходимости сил и средств ФП ТО ЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

    восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

    в) в режиме чрезвычайной ситуации:

    непрерывный контроль обстановки, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    оповещение руководителей подведомственных Минтрансу России федеральной службы и федеральных агентств, сотрудников о возникших чрезвычайных ситуациях;

    проведение мероприятий по защите сотрудников от чрезвычайных ситуаций;

    организация работ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ФП ТО ЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации чрезвычайной ситуации;

    непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

    организация и поддержание непрерывного взаимодействия с подведомственными Минтрансу России федеральной службы и федеральными агентствами, МЧС России и другими заинтересованными органами и организациями по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

    проведение мероприятий по жизнеобеспечению в чрезвычайных ситуациях.

    19. Финансовое обеспечение функционирования ФП ТО ЧС, целевых программ по транспортному обеспечению ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Приложение N 2. Состав Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

    Приложение N 2
    к приказу Минтранса России
    от 20 сентября 2005 года N 112
    (В редакции, введенной в действие
    приказом Минтранса России
    от 21 декабря 2015 года N 377 . -

    Состав Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

    Н.Ю.Захряпин

    заместитель Министра (председатель Комиссии);

    А.С.Пятигорский

    заместитель директора Департамента транспортной безопасности и специальных программ (заместитель председателя Комиссии);

    Ш.У.Гаджимурадов

    заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта;

    Б.Ю.Алякритский

    заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации;

    С.А.Соболев

    заместитель директора департамента - начальник отдела дорожной деятельности Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства;

    А.А.Емельянов

    заместитель директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта;

    О.Б.Козлов

    начальник отдела безопасности на морском и речном транспорте Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта;

    А.Ю.Сумбатян

    заместитель директора Департамента международного сотрудничества;

    А.А.Злобин

    заместитель директора Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности;

    Ю.В.Спасский

    заместитель директора Департамента программ развития;

    А.А.Каменцев

    заместитель директора Департамента имущественных отношений и территориального планирования;

    С.А.Липатов

    заместитель директора Административного департамента;

    Л.С.Карасик

    заместитель директора Департамента экономики и финансов;

    А.А.Шаповалов

    заместитель начальника отдела гражданской обороны Департамента транспортной безопасности и специальных программ (секретарь Комиссии);

    В.Б.Черток

    заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);

    А.Д.Поздняков

    заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (по согласованию);

    С.А.Прусов

    начальник Управления организации авиационно-космического поиска и спасания Федерального агентства воздушного транспорта (по согласованию);

    В.В.Костенко

    начальник отдела мобилизационной подготовки и гражданской обороны Управления особо важных полетов и специальных программ Федерального агентства воздушного транспорта (по согласованию);

    И.Г.Астахов

    заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (по согласованию);

    В.Ю.Чепец

    и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта (по согласованию);

    В.П.Аксютин

    заместитель генерального директора - главный инспектор по пожарному надзору на железнодорожном транспорте федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (по согласованию);

    Ю.А.Костин

    заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта (по согласованию);

    Д.В.Ушаков

    начальник Управления обеспечения судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта (по согласованию);

    Д.С.Смирнов

    первый заместитель руководителя федерального бюджетного учреждения "Морская спасательная служба Федерального агентства морского и речного транспорта";

    С.А.Семенов

    заместитель генерального директора федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (по согласованию);

    В.А.Балабанов

    заместитель начальника оперативно-аналитического отдела федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" (по согласованию).

    Приложение N 3. Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

    1. Настоящее положение определяет основные задачи, организацию и порядок работы комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - Комиссия).

    2. Комиссия является координационным органом функциональных подсистем Министерства транспорта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на транспортном комплексе (далее - чрезвычайные ситуации или ЧС).

    Состав Комиссии утверждается приказом Министерства транспорта Российской Федерации.
    (Абзац дополнительно включен )

    Заместитель Министра транспорта Российской Федерации является председателем Комиссии, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач.
    (Абзац дополнительно включен приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года N 24)

    3. Основными задачами Комиссии являются:

    а) разработка предложений по реализации государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

    б) координация деятельности органов управления и сил функциональных подсистем предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ФП ЧС);

    в) обеспечение согласованности действий Минтранса России, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств с МЧС России при решении задач в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

    г) рассмотрение вопросов привлечения сил и средств ФП ЧС к организации и проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в установленном порядке;

    д) осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры транспортного комплекса при возникновении ЧС, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, сырья, подвижного состава;

    (Подпункт в редакции, введенной в действие приказом Минтранса России от 12 ноября 2014 года N 312 .

    ж) организация дорожного обеспечения ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    з) осуществление руководства мероприятиями по созданию и использованию ведомственных финансовых ресурсов, необходимых для проведения профилактических мероприятий, покрытия расходов, связанных с организацией и проведением обеспечения транспортом, поисково-спасательных и восстановительных работ в районах ЧС;

    и) участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности эксплуатации транспорта, а также правил защиты персонала организаций транспортного комплекса от чрезвычайных ситуаций;

    4. Комиссия с целью выполнения возложенных на ее задач осуществляет следующие функции:

    а) разрабатывает мероприятия экономического, организационно-технического и методического характера, направленные на создание в организациях транспортного комплекса Российской Федерации условий, способствующих снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, улучшению экологической обстановки;

    б) обеспечивает взаимодействие отраслевых комиссий по чрезвычайным ситуациям по вопросам обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов, повышения надежности и устойчивости функционирования подведомственных видов транспорта и объектов транспортного комплекса Российской Федерации;

    в) организует работу по совершенствованию системы информационного обеспечения действий в чрезвычайных ситуациях на основе развития информационно-вычислительных комплексов и центров, сетей связи и передаче данных, а также системы оповещения работников подведомственных организаций транспортного комплекса Российской Федерации;

    г) координирует организацию транспортного обеспечения поисково-спасательных, аварийно-спасательных, других неотложных работ и эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях;

    д) в случае необходимости, участвует в планировании и выполнении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проводимых МЧС России;

    ж) подготовка и представление в Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности предложений в случае необходимости о привлечении в установленном порядке сил и средств других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения общественного порядка и охраны объектов транспортного комплекса Российской Федерации в зонах чрезвычайных ситуаций;

    з) осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при выполнении задач, связанных с предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

    и) оказывает помощь отраслевым комиссиям по чрезвычайным ситуациям в решении вопросов, входящих в полномочия Комиссии, заслушивает руководителей структурных подразделений Министерства по вопросам состояния работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

    к) привлекает к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителей структурных подразделений Министерства.

    8. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии и утверждаемым ее председателем.

    9. Заседание Комиссии проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

    Заседание Комиссии проводит ее председатель или его заместитель. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.

    Подготовка материалов к заседанию Комиссии осуществляется департаментами Министерства, к сфере ведения которых относятся вопросы, включенные в повестку дня заседания. Материалы должны быть представлены в Комиссию не позднее чем за 10 дней до даты проведения заседания.

    Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.

    Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, которые подписываются председателем Комиссии или его заместителем, председательствующим на заседании. Решения Комиссии доводятся секретарем комиссии до ее членов, а также до руководителей подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств;

    При необходимости к участию в заседаниях Комиссии могут привлекаться руководители структурных подразделений, подведомственных Министерству, а также приглашаться представители других федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    Председатель Комиссии систематически информирует Министра транспорта Российской Федерации по наиболее важным вопросам, рассматриваемым на заседаниях.

    10. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Департамент транспортной безопасности и специальных программ.
    (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Минтранса России от 11 февраля 2008 года N 24 .


    Редакция документа с учетом
    изменений и дополнений подготовлена
    АО "Кодекс"



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме