Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международные договоры определяющие отношения иностранных граждан предпринимателей. Правовое положение иностранцев

Иностранным гражданином (иностранцем) является лицо, находящееся на территории государства, не являющееся его гражданином и имеющее подтверждение наличия у него гражданства другого государства. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» «иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства». Подтверждением наличия у лица гражданства служит паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ.

Каждое государство самостоятельно решает вопрос о допуске иностранцев на свою территорию и определяет условия их пребывания на ней. В настоящее время большинство государств допускает въезд иностранцев на свою территорию только с предварительного разрешения. Предварительное разрешение на въезд в страну обычно оформляется в виде специальной отметки (визы) в паспорте въезжающего.

В рамках ЕС создано единое, в том числе визовое, пространство (Шенгенская зона), внутри которого могут свободно перемещаться как граждане ЕС, так и иностранцы. Государства - участники Шенгенских соглашений установили между собой пространство без внутренних границ.

Объем прав и обязанностей иностранных граждан (правовой режим иностранцев) определяется национальным законодательством государства проживания и современным международным правом.

В практике государств различают следующие виды правовых режимов иностранцев:

  • - национальный режим - предоставление иностранцам прав, которыми пользуются граждане данного государства. Речь идет об уравнивании иностранцев в правах с гражданами государства пребывания;
  • - специальный режим - предоставление иностранцам особых прав, установленных национальным законодательством или международным договором (например, упрощенный порядок перехода границы населением приграничных зон);
  • - режим наибольшего благоприятствования - предоставление иностранцам - гражданам другого государства прав, которыми пользуются на территории данного государства граждане любого третьего государства. Цель режима наибольшего благоприятствования достигается также при помощи принципа недискриминации.

В международных договорах о правах иностранцев обычно содержится оговорка о том, что предусмотренные в них права иностранцев предоставляются на основе взаимности. Взаимность на практике сводится либо к режиму наибольшего благоприятствования, либо к национальному режиму.

В истории международных отношений известен еще один вид правового режима иностранцев, связанный с так называемым режимом капитуляции. Данный режим несовместим с требованиями современного международного права, обеспечивающего принципы суверенного равенства государств.

Современное международное право предусматривает в определенных случаях различные формы защиты граждан государством их гражданства на территории другого государства. Обычно защита граждан представляемого государства является функцией консульских учреждений государства гражданства. Другая форма защиты граждан - дипломатическая защита : заявление протеста, требования восстановить нарушенные права и компенсировать материальный (или иной) ущерб, сделанное государством гражданства лица другому государству. В соответствии с Проектом статей по дипломатической защите, подготовленным КМП, государством, имеющим право осуществлять дипломатическую защиту, является государство гражданства физического лица или национальности юридического лица. Государство гражданства физического лица - это государство, чье гражданство это лицо приобрело в соответствии с правом данного государства в силу рождения, происхождения, натурализации, правопреемства государств или каким-либо иным способом, не являющимся несовместимым с международным правом.

В соответствии со своей Конституцией Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62). На основании ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, т. е. на них распространен национальный режим. Однако данный режим предусматривает ограничение иностранцев в некоторых правах, которыми пользуются российские граждане. Согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане в России не имеют прав: избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, участвовать в референдумах Российской Федерации и референдумах субъектов РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ; быть членами экипажа военного корабля Российской Федерации, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть принятыми на работу в областях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности России. Запрет распространяется и на право быть командиром воздушного судна гражданской авиации, однако обсуждается возможность его отмены.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу; однако в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, они вправе поступать на военную службу по контракту и быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ в качестве лица гражданского персонала.

Иностранец находится под так называемой конкурирующей юрисдикцией , т. е. подчинен двум началам: территориальному (правопорядку государства пребывания) и личному (законам государства, чьим гражданином он является). В международном праве нет специального акта, который всесторонне регулировал бы положение иностранцев. Некоторые аспекты, связанные с правовым положением иностранцев, нашли закрепление в региональном акте - Межамериканской конвенции о статусе иностранцев 1928 г. - и в Декларации ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г. К ним, в частности, относятся: право государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, в том числе в сфере прав человека; право иностранца на защиту государства своего гражданства; обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства; обязанность иностранцев соблюдать законы государства проживания, а за их нарушение нести ответственность наравне с гражданами данного государства; недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся на территории государства.

В 1986 г. Комитет по правам человека представил Замечание общего порядка № 15, в котором подтверждается правило о том, что каждое из прав, установленных в Международном пакте о гражданских и политических правах, должно быть гарантировано без дискриминации между гражданами и иностранцами.

С 2004 г. в повестке дня КМП значится тема «Высылка иностранцев». К настоящему времени Комиссия подготовила 32 проекта статей, уже прошедших обсуждение в 2011 г. в Шестом комитете ГА ООН и переданных в 2012 г. правительствам для изложения комментариев и замечаний. Окончательная форма проектов статей (будет это договор, декларация или что-то иное) будет определена ГА ООН не ранее 2014 г.

Под высылкой предлагается понимать «официальный акт или поведение, состоящее в действии или бездействии, которые могут быть присвоены государству и посредством которых иностранец принуждается покинуть территорию этого государства» (ст. 2). Высылка не включает экстрадицию в другое государство, передачу МУС или трибуналу либо отказ в приеме иностранца государством, если такой иностранец не является беженцем. Таким образом, КМП отграничила высылку от аналогичных процедур, применяемых в рамках осуществления международного уголовного правосудия.

Частным случаем высылки является реадмиссия. Институт реад- миссии (от англ, глагола to readmit - принимать назад) возник после Второй мировой войны.

Сущность соглашения о реадмиссии составляют взаимные обязательства сторон принять обратно своих граждан, граждан третьих стран и лиц без гражданства, незаконно прибывших на территорию договаривающейся стороны или остающихся там без законных оснований, если данные лица прибыли с территории этой договаривающейся стороны.

Первое соглашение о реадмиссии Россия заключила с Литвой 12 мая 2003 г. (вступило в силу 20 августа 2003 г.). В 2006 г. Российская Федерация заключила Соглашение о реадмиссии с ЕС (вступило в силу 1 июня 2007 г.).

К сфере взаимодействия национального и международного права относится выдача преступников. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача совершившего преступное деяние лица государством, на территории которого находится преступник, государству, на чьей территории было совершено преступление, или государству, чьим гражданином является преступник.

Институт выдачи преступников - это комплексный правовой феномен, соединяющий нормы материального и процессуального права. При этом необходимо учитывать два важных фактора: гражданство преступника и определение места совершения преступления. Выдача преступников осуществляется по общему правилу при наличии специального соглашения о выдаче, заключенного между заинтересованными государствами. Выдача преступников регулируется одновременно и параллельно как на двустороннем, так и на многостороннем уровне.

С 2005 г. КМП занимается темой «Обязательство выдавать или осуществлять судебное преследование (aut dedere aut judicare)».

Защита как во время вооруженного конфликта, так и после окончания военных операций иностранцев, оказавшихся на территории стороны, находящейся в конфликте, не имеющих дипломатической защиты со стороны государства их происхождения, осуществляется в соответствии с нормами и принципами международного гуманитарного права. Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 г. (IV Женевская конвенция) регулирует положение лиц, подпадающих под категорию покровительствуемые лица.

На территории государства (особенно в государствах с высоким уровнем дохода) могут находиться лица, не являющиеся его гражданами (преимущественно граждане других государств), которые занимаются оплачиваемой деятельностью в данном государстве. Они именуются трудящимися-мигрантами, или работниками-мигрантами, или иностранными работниками. Единый термин в этом отношении к настоящему моменту не сложился. Для урегулирования правового статуса таких лиц на универсальном уровне в 1990 г. была принята Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигран- тов и членов их семей. На основании ст. 2 этой Конвенции под трудя- щимся-мигрантом понимают лицо, которое будет заниматься, занимается или занималось оплачиваемой деятельностью в государстве, чьим гражданином он или она не является. Характерно, что законность пребывания и соблюдение всех предписанных законом условий для занятия трудовой деятельностью согласно данной Конвенции не считается важным для общего определения понятия. В этом аспекте Конвенция 1990 г. является уникальной, поскольку в других универсальных документах (например, в конвенциях МОТ № 97 о правах мигрантов (пересмотренной) 1949 г. и № 143 о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г.) и в региональных актах (например, в Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств - участников СНГ 2008 г.) определение работника-мигранта обязательно содержит в качестве одного из элементов законность статуса в стране пребывания во всех аспектах.

В международном праве под иностранным гражданином понимается лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства.

Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания.

Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и (или) установлении обязанностей. Так, граждане государств - членов СНГ пользуются в Российской Федерации многими правами, вытекающими из соглашений Российской Федерации с республиками в составе СССР.

Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установлении таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.

Международно-правовые акты, и в частности Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985 г.), устанавливают следующие принципы и нормы, касающиеся иностранцев, их права и обязанности.

Предметно речь идет о следующем:

  • 1) право любого государства устанавливать правовой режим иностранцев, учитывая при этом свои международные обязательства, включая и обязательства в области прав человека;
  • 2) обязанность государства предоставлять иностранцу свободный доступ в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства его гражданства;
  • 3) недопустимость массовых высылок иностранцев, законно находящихся па территории государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение решения, принятого в соответствии с законом;
  • 4) обязанность иностранцев соблюдать законы данного государства, а за их нарушение иностранцы несут ответственность наравне с гражданами этого государства;
  • 5) право иностранца на защиту государства своего гражданства. Объем прав, свобод и обязанностей иностранцев определяется законодательными и исполнительными актами.

Таким образом, различия прав иностранных граждан и граждан страны пребывания установлены, в частности, в таких областях, как политические нрава (иностранцы не могут избирать и быть избранными в представительные органы власти, участвовать в референдумах, иметь "доступ к государственной службе в данной стране"), отношение к военной службе (иностранцы не несут воинской обязанности), право въезда и выезда иностранцев (может устанавливаться безвизовый режим въезда-выезда иностранцев либо, наоборот, разрешительный порядок въезда и выезда граждан определенного государства и т.д.), установление пределов уголовной, гражданской и административной юрисдикции (иностранцы не могут являться субъектами некоторых правонарушений, например: измена Родине, уклонение от воинской повинности и т.д.).

Иностранец, находясь за границей, пользуется защитой и покровительством государства своего гражданства. Предусматривается право иностранных граждан получать юридическую помощь и защиту от соответствующих представительств своего государства, содействие государства гражданства, если со стороны страны пребывания имеет место отказ в правосудии, и т.д. В то же время иностранец не теряет юридической связи со своим государством и подчиняется также нормам законодательства страны своего гражданства.

Правовое положение иностранцев в Российской Федерации регулируется ее законодательством и международными договорами. Так, в соответствии со ст. 62 Конституции РФ "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации".

Предоставление национального режима иностранцам не только уравнивает их с гражданами Российской Федерации в сфере имущественных прав, но и возлагает па них обязанности, вытекающие из действующего гражданско-правового законодательства.

Имущественные, личные неимущественные, трудовые, семейные и процессуальные нрава иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, регулируются нормами международного частного права, в то же время на них распространяется действие правовых норм как отечественного, так и Российского государства. Указанная двойственность составляет специфику правового положения иностранцев.

Согласно и. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ иностранцы пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью в той же мере, что и российские граждане (если иное не предусмотрено законом). Тем самым им предоставляется национальный режим. Следовательно, иностранцы, находящиеся в нашей стране, обладают равной с гражданами Российской Федерации правоспособностью независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, что соответствует ст. 2 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Предоставление иностранцу гражданской правоспособности, равной с гражданами Российской Федерации, не увязывается с вопросом о месте жительства в России.

Иностранцы имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами России.

Правоспособность иностранцев может быть ограничена только по решению Правительства РФ в порядке ответной меры (реторсии) для граждан тех государств, в которых имеют место определенные аналогичные ограничения правоспособности российских граждан. Здесь вступает в действие норма обычного международного права, вытекающая из принципа суверенного равенства государств.

Применение к иностранным гражданам их национального законодательства допускается лишь при наличии международного договора по этому вопросу, участником которого является Российская Федерация.

Обязанности иностранцев в России сводятся к следующему:

  • - уважать Конституцию и соблюдать законы страны пребывания (ст. 62 Конституции РФ);
  • - не допускать возбуждения и пропаганды социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды (ст. 29 Конституции РФ);
  • - заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ);
  • - платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
  • - сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, т.е. законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В России не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых.

В говорится о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ в соответствии с Конституцией РФ являются составной частью правовой системы России.

Если международным договором РФ установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора (ст. 10 Кодекса).

Согласно ч. 4 ст. 11 на территории РФ правила, установленные Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Из приведенного текста следует, что регулирование отношений с так называемым иностранным элементом ограничилось в Кодексе лишь положениями общего характера.

Российским законодательством установлены ограничения для иностранцев в отношении возможности заниматься определенными профессиями (занимать определенные должности). В частности, иностранные граждане не могут быть государственными служащими, занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, должностного лица таможенных органов, патентного поверенного; входить в состав летного экипажа гражданского воздушного судна или экспериментальной авиации, морских судовых экипажей; заниматься промысловой добычей рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ. Эти ограничения установлены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», КТМ РФ, Воздушным кодексом РФ.

В частности, Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ 2002 г. устанавливает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13).

Действие Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ распространяется как на иностранцев, осуществляющих свою трудовую деятельность в России на основании трудового договора, так и на иностранцев, заключающих гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). И в том и в другом случае для осуществления трудовой деятельности требуется получение разрешения на работу. В п. 4 ст. 13 Закона установлено, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения не требуется для постоянно или временно проживающих в России иностранных граждан, а также для некоторых категорий иностранцев, в частности журналистов, аккредитованных в нашей стране, преподавателей, приглашенных для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением преподавателей духовных образовательных учреждений; обучающихся в России в общеобразовательных учреждениях профессионального образования иностранных студентов, работающих в период каникул.

Разрешения не требуется и работникам иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования.

В отношении заключения трудового договора с иностранцами и его содержания, как уже отмечалось, применяются положения , а также правила, установленные Законом о правовом положении иностранных граждан 2002 г. и другими актами. Работодатель должен иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников, оформить приглашение, которое является основанием для выдачи иностранцу визы либо для безвизового въезда (ст. 2, ч. 2 ст. 18 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации).

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 5 ст. 13 Закона временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

В то же время это ограничение не распространяется на временно проживающих в России иностранцев, для которых, как уже отмечалось, установлен разрешительный порядок поступления на работу.

Иностранцы, постоянно проживающие в России , могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима в отношении таких иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России.

Иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке, находятся в ином положении. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение соответствующего федерального органа исполнительной власти, ведающего миграционной службой (ФМС МВД России), на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец - подтверждение на право работы в России.

Установленный порядок выдачи разрешений и подтверждений не применяется к иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории России, получившим убежище на территории РФ, признанным беженцами и ожидающим предоставления статуса беженца, однако получившим разрешение на временное проживание.

Не применяется этот порядок также к иностранным гражданам, работающим в России в соответствии с межгосударственными соглашениями, к работникам дипломатических и консульских учреждений, к религиозным деятелям официальных религиозных организаций и обществ, к членам экипажей российских морских и речных судов, к студентам-практикантам, приезжающим в рамках программ российских учебных заведений, к аккредитованным корреспондентам и журналистам, к приглашенным лекторам и инструкторам для работы в академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования, к лицам, для которых установлен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями.

Отличительной чертой трудовых договоров с любыми временно пребывающими в России иностранцами является их срочный характер. Договоры с иностранцами, на которых распространяется разрешительный порядок, заключаются на срок, не превышающий срока действия упомянутого выше разрешения.

Трудовые права иностранцев, признанных в установленном порядке беженцами, и иностранных лиц, которым в России предоставлено политическое убежище, аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам РФ, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства.

Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laboris), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. Каких-либо исключений из этого принципа не делается.

Таким образом, при заключении трудового договора между иностранным работодателем и иностранцем о выполнении работы на территории РФ могут возникать проблемы, связанные с коллизией норм законодательства РФ и законодательства иностранного государства, в котором находятся работодатель и работник и где фактически заключается трудовой договор.

В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями применяются специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в России предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения соответствующего органа, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Условия коллективных и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории РФ законодательством. Условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются обычно в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

Предыдущая

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Курсовая работа

Предмет: Международное частное право

Тема: Актуальные проблемы правового статуса индивидуального предпринимателя как субъекта международного частного права

Абакан 2010

Содержание

  • Введение
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

За последние годы в Российской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. Современные индивидуальные предприниматели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельности, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес.

Общим по законодательству всех стран является то, что индивидуальный предприниматель действует в коммерции как субъект предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель является единственным владельцем, который ведет дело на свой страх и риск и по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом, кроме отдельных случаев. ИП обычно не регистрируется в соответствующих органах своей страны, за исключением некоторых случаев, например при найме на работу служебного персонала.

Актуальность выбранной темы курсовой работы обосновывается тем, что в процессе интеграции российской экономики в мировую экономику повышается интерес отечественных предпринимателей к торговле и инвестиционному сотрудничеству с иностранными фирмами. Предприниматели испытывают острую нужду в информационно-правовом обеспечении их бизнеса в России и на международном рынке товаров и услуг.

Целью написания курсовой работы является изучение актуальных проблем международно-правового статуса предпринимателя как субъекта международного частного права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1 Изучить понятия право - и дееспособности индивидуального предпринимателя.

2. Исследовать особенности международно-правового ргеулирования занятия предпринимательской деятельностью.

3. Рассмотреть способы государственного воздействия на деятельность индивидуальных предпринимателей.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, регулирующие деятельность индивидуального предпринимателя, в международном частном праве.

Предметом исследования является правовой статус индивидуального предпринимателя.

Структура работа определена целью и задачами исследования - работа состоит из введения, двух глав, состоящих из шести параграфов, заключения, и библиографического списка.

Глава 1. Правосубъектность индивидуального предпринимателя в МЧП

1.1 Понятие индивидуального предпринимателя

Цель предпринимательской деятельности - систематичность получения (максимизация) прибыли - заставляет предпринимателя стремиться в зону риска, что приводит к постоянной новизне хозяйственных ситуаций и требует творческого подхода к решению возникающих проблем. Гусева Т.А. Ларина Н.В. Индивидуальный предприниматель: от регистрации до прекращения деятельности. - М.: Юстицинформ, 2005. - С. 5.

В России индивидуальной формой осуществления предпринимательской деятельности является предпринимательство без образования юридического лица.

Предприниматель может иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Так же как и коммерческие юридические лица, индивидуальный предприниматель имеет право: открыть расчетный счет в банковском учреждении; иметь свой товарный знак; заключать сделки и подписывать хозяйственные договоры; получать банковский кредит; самостоятельно платить налоги; быть истцом и ответчиком в суде по имущественным спорам с юридическими лицами; использовать наемный труд других граждан на основе договоров подряда и т.п.

Однако индивидуальный предприниматель не вправе создавать предприятия, оставаясь собственником переданного им имущества, т.к. после введения в действие Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05. 12.1994. - № 32. - Ст. 3301 коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены в гл.4 ГК РФ. Существовавшие на основании Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" (утратил силу) индивидуальные (семейные) частные предприятия до 1 июля 1999 г. должны были быть преобразованы в хозяйственные товарищества, общества, кооперативы.

Кроме того, индивидуальному предпринимателю разрешается иметь в собственности только имущество, которым вправе обладать граждане. В отличие от юридического лица он как гражданин может наследовать и завещать свое имущество, может иметь права автора научного, литературного или художественного произведения, изобретения, открытия либо иного охраняемого законом результата творческой деятельности. Ему принадлежат права на защиту не только деловой репутации, но и чести, достоинства, неприкосновенности личной жизни. В установленном порядке индивидуальный предприниматель, в отличие от юридического лица, может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным.

Ответственность за неисполнение гражданином-предпринимателем своих обязательств, вытекающих из коммерческой деятельности, наступает по правилам об ответственности за предпринимательскую деятельность, т.е. без вины, за сам факт нарушения договора или причинение вреда.

Предприниматель может быть освобожден от ответственности, только если будет установлено, что обязательство не исполнено вследствие действия непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых в данных условиях обстоятельств. В юридической литературе данные обстоятельства называются форс-мажорными. Это, в частности, стихийные явления (землетрясения, наводнения и т.д.), обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии и т.д.), запретительные меры государственных органов (ограничение перевозок, запрет торговли и т.д.).

Индивидуальный предприниматель должен знать, что правила о безвиновной ответственности являются диспозитивными. Это означает, что стороны договора могут ввести вину в качестве условия ответственности предпринимателя. Более того, и в законе во многих случаях предусмотрена ответственность предпринимательских структур только при наличии вины. Так, например, ст.538 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство по договору контрактации либо исполнивший его ненадлежащим образом, отвечает только при наличии вины. Иными словами, если причиной невыполнения обязательства явилась, например, засушливая или же, наоборот, дождливая погода, производитель сельскохозяйственной продукции освобождается от ответственности. В соответствии со ст.796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза и багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Как и иные граждане, индивидуальные предприниматели отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание.

Особенностью правового статуса индивидуальных предпринимателей является и то, что споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами разрешаются не обычными судами (судами общей юрисдикции), а арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что п.2 ст.23 Гражданского кодекса РФ признает предпринимателем и главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство создается для производства, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции. Как указано в Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 1995 г., оно не является юридическим лицом. Его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства, а следовательно, к предпринимательской деятельности последнего применяются положения Гражданского кодекса, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа правоотношения. Споры с участием главы крестьянского (фермерского) хозяйства подведомственны арбитражному суду. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. Садикова О.Н. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2007.

Для целей налогообложения в ст.11 Налогового кодекса РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица, но и частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

Указанное законодательное положение явилось предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ 6 июня 2002 г. Гражданка Г.Ю. Притула - нотариус, занимающийся частной практикой, в своей жалобе оспаривала конституционность положения абз.4 п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению заявительницы, приведенное положение, как уравнивающее частных нотариусов с индивидуальными предпринимателями, обусловливает и равные с ними обязанности по уплате налогов и исполнению иных налоговых обязанностей, что не учитывает особый характер нотариальной деятельности, не согласуется с публично-правовым статусом частных нотариусов, создает неопределенность относительно субъектов налогообложения и противоречит ст.1, 2, 6, 7, 15, 17, 18, 19, 23, 35 и 57 Конституции Российской Федерации, а также ч.6 ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, которой установлено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Конституционным Судом РФ в Определении N 116-О была высказана следующая позиция.

Анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие "индивидуальные предприниматели", употребляются в специальном значении исключительно для целей данного Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием "индивидуальные предприниматели", частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому системное толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст.23 ГК РФ). Таким образом, данное в Налоговом кодексе Российской Федерации определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п.2 его ст.11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения - как норма прямого действия - абз.4 п.2 ст.11 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет и не может нарушать прав и свобод заявительницы.

1.2 Отличие индивидуального предпринимателя от других субъектов международного частного права

Субъекты международного частного права (МЧП) - это участники гражданских правоотношений, осложненных "иностранным элементом". Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. - М.: Юристъ, 2006. - С. 230.

Под иностранным элементом понимаются имущественные отношения, где субъектом выступает сторона, имеющая иностранное подданство; субъекты принадлежат одному государству, а объект находится за границей; возникновение, изменение или прекращение отношений, связанных с юридическим фактом, имеющим место за границей.

К числу субъектов международного частного права относятся:

1) физические лица (граждане; лица без гражданства - апатриды; иностранные граждане; лица, имеющие двойное гражданство бипатриды);

2) юридические лица (государственные организации, частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские и иные организации);

3) государства;

4) нации и народы, борющиеся за свободу и независимость, и создание собственной государственности в лице своих руководящих органов (к их числу относится, например, Организация Освобождения Палестины);

5) международные межправительственные организации;

6) государственно-подобные образования, являющиеся субъектами международного публичного права (к ним относятся вольные города и Ватикан - резиденция главы римско-католической церкви).

Общим по законодательству всех стран является то, что ИП действует в коммерции как субъект предпринимательской деятельности. ИП является единственным владельцем, который ведет дело на свой страх и риск и по своим обязательствам отвечает всем своим имуществом, кроме отдельных случаев. ИП обычно не регистрируется в соответствующих органах своей страны, за исключением некоторых случаев, например при найме на работу служебного персонала.

Во внешней торговле ИП выступает обычно в роли посредника - торгового представителя, торгового агента, маклера, брокера, дилера, комиссионера, лица, оказывающего иные коммерческие услуги.

Согласно ГК РФ (ст.23-25) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве ИП. По своим обязательствам он отвечает всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое по закону не может быть обращено взыскание. Его перечень установлен гражданским процессуальным законодательством.

В США индивидуальный предприниматель - это индивидуальная собственность (the sole proprietorship ). Собственник несет неограниченную ответственность своим имуществом по долгам его предприятия. В Англии это единоличный предприниматель (the sole trader ). Его ответственность также неограниченна. Во Франции это единоличное предприятие (entreprise individuelle ). По долгам такого предприятия собственник также отвечает всем своим имуществом

1.3 Значение места регистрации для определения личного закона

В соответствии со ст.1201 ГК РФ

Вопрос о том, имеет ли физическое лицо право вообще заниматься предпринимательской деятельностью или отдельными ее видами, решается неоднозначно в праве разных государств. Кроме того, учитывая высокую степень мобильности бизнеса в современных условиях, место жительства и место предпринимательской деятельности физического лица могут находиться в различных государствах. Объективно такая ситуация может привести к коллизии законов, которую необходимо будет разрешать суду. Норма, зафиксированная в ст.1201, имеет своей целью помочь суду решить этот вопрос.

Ранее отечественное законодательство не содержало такой нормы, что, очевидно, можно объяснить политическими мотивами, поскольку в Советском Союзе физическим лицам не разрешалось заниматься предпринимательской деятельностью (за исключением отдельных видов кустарного промысла), и законодатель, видимо, не желая акцентировать внимание на этом обстоятельстве, обходил молчанием данную проблему.

В настоящее время российское законодательство не устанавливает какого-либо общего запрета для физических лиц заниматься предпринимательской деятельностью. На территории России предпринимательской деятельностью могут заниматься как российские, так и иностранные граждане. Для ведения определенных видов предпринимательской деятельности российское законодательство предусматривает необходимость получения разрешения. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Вместе с тем такую деятельность они осуществляют "с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом" (ст.13, п.2 ст.2 Закона о правовом положении иностранных граждан). Включение в российское коллизионное право рассматриваемого положения представляется весьма полезным.

В России, как и во многих странах, приобретение статуса индивидуального предпринимателя связано с обязательной регистрацией физического лица в качестве такового (п.1 ст.23 ГК). Именно поэтому основным коллизионным правилом для установления дееспособности физического лица в сфере предпринимательской деятельности является обращение к праву государства, где физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, при установлении данного аспекта гражданской дееспособности физического лица решающее значение имеет не его личный закон, т.е. по общему правилу закон его гражданства, как это следует из п.1 ст.1195 и п.1 ст.1197, а право государства, где предприниматель зарегистрирован. По-видимому, это место часто будет совпадать с местом осуществления самой предпринимательской деятельности. Правом этого государства должно определяться само понятие этой деятельности, а также могут устанавливаться и специфические правила осуществления предпринимательской деятельности именно физическим лицом, например особый порядок совершения и оформления юридических действий в процессе ведения им коммерческих операций.

В ряде иностранных государств физическое лицо может участвовать в предпринимательской деятельности без совершения каких-либо формальных актов, придающих ему статус предпринимателя. В таких случаях основное коллизионное правило, устанавливаемое ст.1201, суд применить не сможет.

Статья 1201 предусматривает выход из этой ситуации, который состоит в том, что суд должен будет прибегнуть к применению права страны, где осуществляется данным физическим лицом предпринимательская деятельность. Поскольку довольно распространенным случаем является осуществление предпринимателем своей деятельности в нескольких государствах, статья предусматривает, что суд тогда должен будет выяснить, в каком государстве осуществляется основная предпринимательская деятельность конкретного физического лица, и применить право этого государства, в том числе и для того, чтобы выяснить, имеет ли это лицо право вообще заниматься такой деятельностью.

Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

индивидуальный предприниматель международное частное

Глава 2. Международные правовые основы статуса индивидуального предпринимателя

2.1 Право на занятие предпринимательской деятельностью как право человека

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ). Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы

Законодательство развитых стран Запада обычно не предусматривает требования о регистрации индивидуальных предпринимателей по причине отсутствия ее целесообразности как дополнительного ограничения прав предпринимателей. Не случайно требование о регистрации отсутствует в отношении лиц свободных профессий (врачи, юристы, аудиторы, архитекторы). Вместо этого такие лица обязаны получить право практиковать на территории государства только в случае успешной сдачи квалификационных экзаменов в профессиональной ассоциации. Именно знания и признание коллег, а не регистрация, являются гарантией защиты потребителей указанных услуг. Такого рода тенденции наблюдаются и в нашей стране (в риэлтерской деятельности, деятельности аудиторов, адвокатов, арбитражных управляющих кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, главных бухгалтеров коммерческих организаций). Гуев А.Н. Предпринимательское право Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 306.

Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).

Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпринимателя, или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Гражданин, будучи как наемным работником, так и предпринимателем, вправе сделать выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии. Однако этот выбор зависит прежде всего от наличия специальных знаний в той или иной области общественного производства.

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпринимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Естественно-правовой характер принципа свободы предпринимательства означает признание обществом естественной потребности человека в реализации своих экономических интересов, связанных с получением личных доходов, обеспечением материальной базы для реализации собственных идей предпринимателя, достижения иных общественно значимых целей, связанных в конечном счете с обеспечением общего блага.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

В случае осуществления предпринимательской деятельности гражданином без регистрации, либо без лицензии (если получение лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или государству или получен доход в крупном размере (ст.171 УК РФ).

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность - это возможность иметь гражданские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Несмотря на то что практически все конституции европейских государств допускают ограничение свобод граждан только на основе закона, ограничение свободы предпринимательства фактически происходит также на уровне актов исполнительных органов власти. Особое место в этом смысле занимает законодательство Европейского Союза. За исключением таких основополагающих актов, как Договор об учреждении Европейского Сообщества (Римский договор) и некоторые другие межгосударственные соглашения и конвенции, основной массив нормативных актов создан, по сути, исполнительными органами Сообщества - Европейским Советом (Министров) и Европейской Комиссией. Совет издает регламенты, непосредственно применяемые на территории стран - членов ЕС, а Комиссия принимает директивы, призванные гармонизировать и сблизить законодательство стран - членов ЕС по тем или иным вопросам функционирования единого европейского рынка. Важно отметить, что указанные органы также часто издают рекомендации и разъяснения (communication) тех или иных положений, правовых институтов и терминов Договора об учреждении ЕС* (155) , что является образцовым примером официального толкования нормативного акта. Надо отметить, что правовые акты, носящие рекомендательный характер, получили большое распространение за рубежом.

2.2 Инвестиционное, налоговое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя

Инвестиционное законодательство существует во всех иностранных государствах. В одних странах применяется единый закон об иностранных инвестициях (например, в Канаде), в других странах имеется множество нормативных актов, регулирующих вопросы иностранных инвестиций (например, в США). В государствах, входивших в состав СССР, приняты единые законы по вопросам иностранных инвестиций.

При рассмотрении вопросов, регулируемых инвестиционными законами, необходимо обратить внимание на запреты и ограничения, касающиеся использования иностранных инвестиций в определенных областях экономики принимающей страны.

В качестве примера сошлемся на Договор между Российской Федерацией и США о поощрении и защите капиталовложений. В нем определены изъятия в отношении российских инвестиций из национального режима и режима наиболее благоприятствуемой нации.

К числу отраслей или сфер деятельности, которых касаются изъятия из национального режима, относятся следующие: воздушный транспорт; океанское и прибрежное судоходство; банковская деятельность; страхование; государственные дотации; государственные программы страхования и займов; производство электроэнергии и других видов энергии; брокерство в таможенной службе; собственность на недвижимое имущество; собственность и управление радиовещанием или общественными радио и телестанциями; Владение акциями в Корпорации спутниковой связи; оказание услуг в сфере общественной телефонной и телеграфной связи; эксплуатация подводных кабельных линий связи; пользование землей и природными ресурсами.

Теперь перечислим отрасли и сферы, которых касаются изъятия из режима наиболее благоприятствуемой нации. Это: горные разработки на государственных территориях; морские и связанные с ними услуги; право первичной покупки и продажи ценных бумаг, выпускаемых Правительством США; собственность на недвижимое имущество.

Конкретное наполнение ограничений регламентируется соответствующими законами. Так, согласно Федеральному закону о коммуникациях 1934 г. (Communications Act of 1934 ) лицензия на радиовещание, общую транспортную или аэронавигационную связь не может выдаваться прямо или косвенно иностранцу либо иностранной корпорации.

Запрещается контроль иностранцев над американскими авиаперевозчиками. В области мореплавания суда, используемые во внутренней торговле, должны ходить под американским флагом и быть построены в США-

Наиболее важными для российских инвесторов являются гарантии и защита, предоставляемые иностранному капиталу законодательством об иностранных инвестициях в принимающих государствах.

Речь идет об обеспечении стабильности законодательства, защите интересов иностранных инвесторов при национализации и проведении принудительного изъятия иностранного капитала в иных формах, гарантиях компенсации при изъятии собственности и при возмещении убытков от неправомерных действий властей, беспрепятственном переводе дивидендов и иных платежей в страну иностранного инвестора, разрешении споров инвестора с государством и т.п.

Таковы вкратце гарантии и защита, предоставляемые внутренним инвестиционным законодательством принимающего государства иностранному капиталу, в том числе и российскому.

Небольшие, в основном островные государства, а также отдельные территории государств приняли законы о привлечении иностранных инвестиций путем предоставления иностранным инвесторам целого ряда существенных льгот, благоприятствующих предпринимательской деятельности инвесторов за рубежом.

Так появилось законодательное регулирование об оффшорных компаниях. Сейчас уже насчитываются десятки стран и территорий, позволяющих иностранным инвесторам учреждать такого рода компании. Среди них: Мальта, Монако, Лихтенштейн, Кипр, о-в Мэн (в составе Великобритании), Гибралтар, Панама, штат Делавер (США), Сингапур, Люксембург, Багамские острова, о-ва Джерси, Ирландия и др.

Каждая из этих стран и территорий имеет свою специфику регулирования создания и деятельности оффшорных компаний, но всем им присущи общие черты. Рассмотрим их.

Термин "оффшорный" происходит от английского слова offshore , что значит находящийся "вне берега" - если речь идет об островном государстве и "вне территории" - если речь идет о государстве, не имеющем выхода к морю. Этот термин является определяющим для характеристики принципа оффшорного бизнеса. Он означает, что оффшорные компании, созданные в оффшорных государствах, могут осуществлять предпринимательскую деятельность только за пределами таких государств и не могут осуществлять ее с их резидентами.

Оффшорные компании могут создаваться только нерезидента ми, т.е. иностранными инвесторами - юридическими и физически ми лицами.

Оффшорный бизнес и его льготы регулируются только закона ми соответствующих государств.

Оффшорным компаниям в силу закона предоставляется целый ряд существенных льгот, что и привлекает иностранных инвесторов.

К числу таких льгот относятся:

значительное сокращение налога на прибыль (в среднем он составляет 5%). Например, на Кипре этот налог сокращен в 10 раз и составляет 4,25%; на Сейшельских островах с 15% налог сведен практически к 0;

доходы иностранных сотрудников, живущих и работающих в стране, облагаются по льготной ставке, а сотрудники компаний, живущие и работающие за пределами страны, не облагаются подоходным налогом, если вы плата зарплаты осуществляется через банк страны, например на Кипре;

льготный режим налогообложения доходов по ценным бумагам, от долевого участия в капитале и от использования лицензий;

отсутствие валютного контроля и гарантии репатриации 100% капитала и прибыли иностранных инвесторов;

отсутствие импортных пошлин на машины, оборудование, сырье и полуфабрикаты, налогов на продажу и добавленную стоимость;

упрощенный порядок получения вида на жительство для иностранных граждан, работающих на оффшорных фирмах, но с оплатой значительного регистрационного сбора;

свободная конверсия доходов в валюте;

упрощенная регистрация оффшорных компаний, установленная законодательством;

беспрепятственный перевод дивидендов в страну инвестора после их конверсии в свободную валюту;

сохранение конфиденциальности и анонимности иностранных вкладчиков в капитал компании. Иностранный инвестор может оформить свой вклад на "доверительного собственника" (trustee ) или на "номинированное лицо" (nominee ). Информацией о фактических владельцах обладают только государственный орган-регистратор, а так же адвокаты и аудиторы, ведущие дела компании и осуществляющие проверку ее деятельности.

2.3 Защита прав индивидуального предпринимателя

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности заключаются в признании формального равенства независимых участников предпринимательских отношений, свободы договора (свободы волеизъявления) независимых участников предпринимательских отношений, обязательности выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств, неприкосновенности собственности предпринимателя, недопустимости произвольного вмешательства в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства, в частности, необходимости защиты имущества предприятий от незаконного изъятия; необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты, право на которую не подлежит какому-либо ограничению (ст.1 ГК РФ). Предприниматель имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих охраняемые законом права и интересы. Причиненные предпринимателю убытки в результате выполнения противоречащих законодательству решений государственных или иных органов либо их должностных лиц, нарушивших права предпринимателя, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предпринимателю подлежат возмещению этими органами.

Система правовых гарантий не ограничивается установлением общих принципов права и экономических свобод. Нормы предпринимательского права устанавливают также субъективные права субъектов предпринимательства, являющиеся непосредственным выражением этих свобод и защищающие конкретные интересы предпринимателей. Например, требование об уведомлении кредиторов при реорганизации или ликвидации коммерческой организации (ст.60, 63 ГК РФ) направлено на защиту интересов кредиторов, связанных с полным выполнением обязательств коммерческой организации по отношению к ее кредиторам.

Государство должно обеспечивать равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм. Правовые гарантии обеспечивают возможность предпринимателя в соответствии с законодательством, учредительными документами и договорными обязательствами самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства, возможность страховать предпринимательские риски страховыми обществами, не допускать монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестную конкуренцию.

Гарантии предпринимательства также представляют собой комплекс организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей. Названные меры включают:

контроль со стороны соответствующих органов государства над соблюдением законодательства о предпринимательской деятельности;

применение мер принуждения к правонарушителям;

предоставление предпринимателям возможности защиты своих прав и интересов в суде;

своевременное обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства для адекватного отражения реалий общественных экономических отношений;

создание необходимой инфраструктуры рынка и иных условий, необходимых для нормального функционирования экономики;

снятие лишних административных барьеров и устранение иных препятствий для развития предпринимательства;

наличие ясной промышленной политики государства, что означает определение государственных приоритетов в поддержке тех или иных отраслей национальной экономики;

обеспечение стабильности в деятельности рынков, смягчение последствий экономических кризисов;

недопущение злоупотребления доминирующим положением и недобросовестной конкуренции;

экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности.

Юридическая защита права на занятие предпринимательской деятельностью и свободы предпринимательства обеспечивается общими принципами права и специальными конституционными принципами, которые в целом представляют собой систему гарантий предпринимательской деятельности. Общеправовые принципы призваны обеспечить правомерность вмешательства государства в экономику. К ним относятся принцип правового государства, принцип уважения основных прав и фундаментальных свобод человека, принцип формального равенства, принцип справедливости, принцип соразмерности, принцип законных ожиданий и др. К специальным конституционным принципам относятся единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка свободной конкуренции, признание частной собственности, юридическое равенство всех форм собственности. Содержание правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность, должно соответствовать указанным принципам. Такое соответствие является предметом конституционного контроля.

Гарантии и защита российского капитала за рубежом осуществляются также иностранным государством на международно-правовом уровне, т.е. на основе международных договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций. Таких договоров с 1988 г. по настоящее время Россия заключила с более чем 50 государствами.

Все эти соглашения во многом единообразно решают вопросы гарантий и защиты иностранных инвестиций, хотя в отдельных соглашениях отражается и их определенная специфика. Гарантии и защита российского капитала за рубежом осуществляются также иностранным государством на международно-правовом уровне, т.е. на основе международных договоров о поощрении и защите иностранных инвестиций. Таких договоров с 1988 г. по настоящее время Россия заключила с более чем 50 государствами.

Среди них договоры и соглашения с ФРГ, Великобританией, Финляндией, Францией, КНР, Данией, Канадой, Турцией, Италией, Ливаном, Македонией, Аргентиной, Филиппинами, Казахстаном, Туркменистаном и др.

Все эти соглашения во многом единообразно решают вопросы гарантий и защиты иностранных инвестиций, хотя в отдельных соглашениях отражается и их определенная специфика

Для всех соглашений характерны следующие общие принципы гарантий и защиты иностранных инвестиций:

объектом защиты инвестиций являются движимое и недвижимое имущество, имущественные права, денежные средства, авторские права, акции, вклады и т.п.;

государства обязуются не принимать принудительных мер по изъятию инвестиций (национализация, экспроприация и др.), кроме случаев, когда этого требуют общественные интересы, без дискриминаций и с выплатой компенсации в СКВ на основе реальной стоимости инвестиций;

гарантия беспрепятственного перевода инвестором своих доходов от инвестиций в СКВ в другое государство;

допустимость суброгации (передачи прав) по страховым гарантиям от некоммерческих рисков.

Исключительно важной международно-правовой гарантией для иностранных инвесторов является условие соглашений о разрешении инвестиционных споров, могущих возникнуть как между государствами - участниками соглашений, так и между государством и иностранным инвестором (например, споры о правомерности изъятия иностранной собственности или о неадекватности компенсации при ее изъятии).

Обычно в соглашениях предусматриваются альтернативные способы разрешения споров между инвестором и принимающим государством по выбору соответствующей стороны, например:

арбитраж в третьей стране, скажем, в Арбитражном институте Стокгольмской торговой палаты;

компетентный суд или арбитраж государства, куда были вложены инвестиции;

арбитраж ad hoc согласно Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ.

В ряде соглашений предусматривается также разрешение инвестиционных споров в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) согласно Вашингтонской конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 г. Россия эту Конвенцию подписала, но пока не ратифицировала.

Помимо указанных инвестиционных международных договоров, инвестиционная деятельность регулируется также следующими международными договорами:

соглашениями об избежании двойного налогообложения . Такие соглашения заключены Россией с более чем 30 государствами, в том числе с Испанией, Канадой, Великобританией, Францией, Австрией, Бельгией, Индией, США, Японией, Финляндией, Кипром, Израилем, Ирландией и др.;

Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г . (Оттавская конвенция 1988 г .). В ней участвуют Россия, Франция, Италия, Нигер и др.;

многосторонними конвенциями по арбитражу . Это: Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 г. В ней участвуют 19 стран, в том числе Россия, ФРГ, Франция, Бельгия, Испания, Дания и др.; Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. В ней участвуют 90 государств, в том числе Россия, США, Англия, Япония, Египет, Куба, Чили, Сирия, ЮАР, Эквадор, Индия, Израиль и др.

Указанные международные договоры между Россией и принимающей страной обеспечивают и намного облегчают нормальную деятельность российских инвесторов.

Итак, в обязательном порядке требуется регистрация в качестве ИП в основном в России Предметом предпринимательского права в развитых странах с рыночной экономикой являются все отношения, прямо или косвенно связанные с бизнесом - от защиты прав потребителей до вопросов увольнения персонала при продаже предприятия.

Заключение

Таким образом, индивидуальный предприниматель наряду с юридическими лицами является полноправным участником международного хозяйственного оборота. Необходимыми условиями занятия гражданином предпринимательской деятельностью являются: его дееспособность и государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Правоспособность индивидуального предпринимателя практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правовые нормы, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание. Споры с участием граждан, связанные с их предпринимательской деятельностью, рассматриваются арбитражными судами.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства признается индивидуальным предпринимателем. Имеется значительная специфика правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства в сравнении с индивидуальным предпринимателем, требующая адекватного правового регулирования и дальнейших научных исследований

Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления предпринимательской деятельности.

Отличие индивидуального предпринимателя от иных субъектов международного частного право состоит в том, что он занимается деятельностью единолично и с целью получения прибыли.

В обязательном порядке требуется регистрация в качестве ИП в основном в России Предметом предпринимательского права в развитых странах с рыночной экономикой являются все отношения, прямо или косвенно связанные с бизнесом - от защиты прав потребителей до вопросов увольнения персонала при продаже предприятия.

Законодательство России и зарубежных стран гарантирует защиту предпринимательской деятельности как на уровне международных договоров, так и на уровне национального законодательства.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М.: Юрист, 2007.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст.3301

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Российская газета. - 28.11.2001. - N 233.

4. Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. - М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2001.

5. Богуславский М.М. Международное частное право: учебник. - М.: Юристъ, 2006.

Подобные документы

    Основы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Банкротство индивидуального предпринимателя. Основные проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя. Проблемы, вызванные статусом учредителей.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2007

    Понятие и признаки индивидуального предпринимательства. Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя. Особенности правового статуса крестьянского (фермерского хозяйства). Особенности государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2007

    Понятие индивидуального предпринимателя в российском праве. Индивидуальный предприниматель как субъект малого бизнеса. Вопросы приобретения и прекращения правового статуса индивидуального предпринимателя. Регулирование отдельных аспектов его деятельности.

    дипломная работа , добавлен 19.11.2010

    Характеристика индивидуального предпринимательства по российскому законодательству. Общие положения, понятия, признаки и виды. Порядок и особенности регистрации индивидуального предпринимателя. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

    дипломная работа , добавлен 02.09.2010

    Исследование правового статуса предпринимателя, порядок регистрации и прекращения деятельности, исследование проблем правосубъектности и валютного статуса индивидуального предпринимателя, внесение предложений по совершенствованию законодательства.

    курсовая работа , добавлен 21.09.2010

    Понятие предпринимательской деятельности граждан. Сравнение правового положения индивидуального предпринимателя и юридического лица. Особенности ответственности индивидуального предпринимателя. Конституционные гарантии предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2007

    Общие положения о предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя. Отличие индивидуального предпринимателя от юридического лица. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2010

    Осуществление предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Порядок государственной регистрации и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя. Особенности банкротства индивидуального предпринимателя в России.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2013

    Правовой статус предпринимателя, специфика его правосубъектности, особенности организации его деятельности и имущественного положения в современном праве РК. Проблемы защиты прав индивидуального предпринимателя в условиях государственного контроля.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Сущность предпринимательской деятельности. Систематичность получения прибыли как ее основная особенность. Специфика гражданской правосубъектности индивидуального предпринимателя. Возникновение, осуществление и прекращение гражданско-правового статуса ИП.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме