Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

М шолохов родинка краткое. Шолохов родинка краткое

Шолохов Михаил

Михаил Шолохов

На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Все это на столе, а на лавке тесаной, заплесневевшей от сырой стены, спиной плотно к подоконнику прижавшись, Николка Кошевой, командир эскадрона сидит. Карандаш в пальцах его иззябших, недвижимых. Рядом с давнишними плакатами, распластанными на столе,- анкета, наполовину заполненная. Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ.

Против графы "возраст" карандаш медленно выводит: 18 лет.

Плечист Николка, не по летам выглядит. Старят его глаза в морщинках лучистых п спина, по-стариковски сутулая,- мальчишка ведь, пацаненок, куга зеленая, говорят шутя в эскадроне,- а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!

Стыдится Николка своих восемнадцати годов. Всегда против ненавистной графы "возраст" карандаш ползет, замедляя бег, а Николкины скулы полыхают досадным румянцем. Казак Николкин отец, а по отцу и он - казак. Помнит, будто в полусне, когда ему было лет пять-шесть, сажал его отец на коня своего служивского.

За гриву держись, сынок! - кричал он, а мать из дверей стряпки улыбалась Николке, бледнея, и глазами широко раскрытыми глядела на ножонки, окарачившие острую хребтину коня, и на отца, державшего повод.

Давно это было. Пропал в германскую войну Николкин отец, как в воду канул. Ни слуху о нем, ни духу. Мать померла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неизмеримую отвагу и родинку, такую же, как у отца, величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки. До пятнадцати лет мыкался по работникам, а потом шинель длинную выпросил и с проходившим через станицу красным полком ушел на Врангеля. Летом нонешним купался Николка в Дону с военкомом. Тот, заикаясь и кривя контуженную голову, сказал, хлопая Николку по сутулой и черной от загара спине:

Ты того... того... Ты счастли... счастливый! Ну да, счастливый! Родинка - это, говорят, счастье.

Николка ощерил зубы кипенные, нырнул и, отфыркиваясь, крикнул из воды:

Брешешь ты, чудак! Я с мальства сирота, в работниках всю жизнь гибнул, а он - счастье!..

И поплыл на желтую косу, обнимавшую Дон.

Хата, где квартирует Николка, стоит на яру над Доном. Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды. По ночам в бурю волны стучатся под яром, ставни тоскуют, захлебываясь, и чудится Николке, что вода вкрадчиво ползет в щели пола и, прибывая, трясет хату.

Хотел он на другую квартиру перейти, да так и не перешел, остался до осени. Утром морозным на крыльцо вышел Николка, хрупкую тишину ломая перезвоном подкованных сапог. Спустился в вишневый садик и лег на траву, заплаканную, седую от росы. Слышно, как в сарае уговаривает хозяйка корову стоять спокойно, телок мычит требовательно и басовито, а о стенки цибарки вызванивают струи молока.

Во дворе скрипнула калитка, собака забрехала. Голос взводного:

Командир дома?

Приподнялся на локтях Николка.

Вот он я! Ну, чего там еще?

Нарочный приехал из станицы. Говорит, банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла...

Веди его сюда.

Тянет нарочный к конюшне лошадь, потом горячим облитую. Посреди двора упала та на передние ноги, потом - на бок, захрипела отрывисто и коротко и издохла, глядя стекленеющими глазами на цепную собаку, захлебнувшуюся злобным лаем. Потому издохла, что на пакете, привезенном нарочным, стояло три креста и с пакетом этим скакал сорок верст, не передыхая, нарочный.

Прочитал Николка, что председатель просит его выступить с эскадроном на подмогу, и в горницу пошел, шашку цепляя, думал устало: "Учиться бы поехать куда-нибудь, а тут банда... Военком стыдит: мол, слова правильно не напишешь, а еще эскадронный... Я-то при чем, что не успел приходскую школу окончить? Чудак он... А тут банда... Опять кровь, а я уж умерялся так жить... Опостылело все..."

Вышел на крыльцо, заряжая на ходу карабин, а мысли, как лошади по утоптанному шляху, мчались: "В город бы уехать... Учиться б..."

Мимо издохшей лошади шел в конюшню, глянул на черную ленту крови, точившуюся из пыльных ноздрей, и отвернулся.

По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся. По летнику сено когда-то возили к гумнам, застывшим в степи янтарными брызгами, а торный шлях улегся бугром у столбов телеграфных. Бегут столбы в муть осеннюю, белесую, через лога и балки перешагивают, а мимо столбов шляхом глянцевитым ведет атаман банду - полсотни казаков донских и кубанских, властью Советской недовольных. Трое суток, как набелившийся волк от овечьей отары, уходят дорогами и целиною бездорожно, а за ним вназирку - отряд Николки Кошевого.

Отъявленный народ в банде, служивский, бывалый, а все же крепко призадумывается атаман: на стременах привстает, степь глазами излапывает, версты считает до голубенькой каемки лесов, протянутой по ту сторону Дона.

Так и уходят по-волчьи, а за ними эскадрон Николая Кошевого следы топчет.

Днями летними, погожими в степях донских, под небом густым и прозрачным звоном серебряным вызванивает и колышется хлебный колос. Это перед покосом, когда у ядреной пшеницы-гарновки ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти.

Бородатые станичники на суглинке, по песчаным буграм, возле левад засевают клинышками жито. Сроду не родится оно, издавна десятина не дает больше тридцати мер, а сеют потому, что из жита самогон гонят, яснее слезы девичьей; потому, что исстари так заведено, деды и прадеды пили, а на гербе казаков Области Войска Донского, должно, недаром изображен был пьяный казак, телешом сидящий на бочке винной. Хмелем густым и ярым бродят по осени хутора и станицы, нетрезво качаются красноверхие папахи над плетнями из краснотала.

По тому самому и атаман дня не бывает трезвым, потому-то все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

Семь лет не видал атаман родных куреней. Плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанистые, и - банда.

Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, кан летом в жарынь черствеют следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги {М у з г а - озерко, болотце.} степной. Боль, чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть ее и не залить лихоманку никаким самогоном. А пьет - дня трезвым не бывает потому, что пахуче и сладко цветет жито в степях донских, опрокинутых под солнцем жадной черноземной утробой, и смуглощекие жалмерки до хуторам и станицам такой самогон вываривают, что с водой родниковой текучей не различить.

Много написано рассказов о родительской любви. Такие произведения неизменно берут за душу читателя. Поэтому, наверное, и взялся не в первый раз за эту тему Шолохов. «Родинка» (краткое содержание это покажет) – рассказ о трагической любви отца и сына.

Глава 1. Николай Кошевой

Гражданская война. Молодой человек, солдат, заполняет какие-то документы в военном помещении. Ничто, кроме глаз, в нем не выдает бывалого служаку. Николаю Кошевому всего-то 18 годков. Он даже немного стесняется своего возраста. Правда, подвигов ратных у него уже немало. Этот мальчик уже командир эскадрона.

Шолохов так описывает главного героя и одновременно небольшими штрихами набрасывает контур его судьбы. Коля – сирота. Отец пропал в Первую мировую войну, мать тоже покинула мир сей. От родителей у него остались только смутные воспоминания и родинка на щиколотке, точнее, родимое пятно. В народе говорили, по крайней мере, во времена Коли, что родимое пятно – это отметина счастливцев. Так ли это или нет, расскажет Шолохов. «Родинка» (краткое содержание в том числе) не настраивает читателя на благодушный лад. Произведение это достаточно тяжелое и грустное с самого начала.

Главы 2 и 3. Мертвый конь и атаман

Вторая и третья главы настолько небольшие, что в нашем обзоре их можно соединить в одну. Во второй главе к Кошевому пришел гонец. Путь к командиру последнему стоил коня. Бедный зверь долго-долго скакал без всякого отдыха, потому и свалился замертво во дворе у командира Кошевого. Натурально описывает кончину коня Шолохов. «Родинка» (краткое содержание, надеемся, дает это прочувствовать) пропитана тревогой и ощущением близкого несчастья.

Гонец привез вести о банде, которая была замечена в определенной местности, и начальник того края слезно просил молодого командира помочь. Юноша не привык отказывать, да и как можно, ведь идет война.

Глава 4. Дед-мельник и шайка

Дед Лукич входит в повествование. Для того чтобы создать атмосферу, Шолохов живописует деревенский быт. Потом появляются недобрые молодцы вместе с атаманом. Спрашивают сначала про «красных», потом про зерно. У деда нет ни зерна, ни «красных», по его словам. Приспешники атамана начинают обыскивать мельницу и находят полные закрома. Дед умоляет не забирать зерно, таким тяжким трудом собранное. Командир банды не слушает его и кормит замечательным дедовским урожаем своих коней. Настоящих злодеев создал писатель в своем произведении «Родинка». Шолохов проникновенно описывает страдания бедного мельника.

Примечательно то, что Атаману мало грабежа, он еще хочет услышать от мельника, как тот не любит «красных». Дед послушно повторяет, что он ненавидит членов официальной армии новой власти.

Глава 5 и 6. «Предательство» деда и битва

Позднее дед, пока бандиты пили водку у него во дворе, тихонько прокрался к юному командиру Кошевому и все ему рассказал. Как пришли супостаты, отобрали зерно и настаивали на его отказе от признания советской власти и ее сторонников. Не по годам мудр рулевой эскадрона. Он не стал тратить силы на слова. Замечателен главный герой сочинения «Родинка». Шолохов явно сочувствует ему.

Кошевой внимательно выслушал и сказал только одно: «Седлай!».

Конечно, Шолохову далеко до голливудских фильмов, но он тоже достаточно динамично описал сцену борьбы красноармейцев с отщепенцами. Центральная схватка – это противостояние атамана и Кошевого. Нам очень хотелось бы сказать, что мальчик победил опытного солдата, но это не так. Молодость не всегда побеждает зрелость, особенно на войне. К сожалению, юноша пал в борьбе. В своем произведении «Родинка» Шолохов описывает это прекрасно, а мы, в свою очередь, постараемся передать только общий смысл сего печального события.

Атаман выбрал удачный момент, подкараулил юношу, вышел из укрытия и рубанул один раз саблей. Таким образом, молодой солдатик, вернее, душа его, отправилась в райские кущи. Бандит снял с молодца бинокль. Захотел стащить и новые сапоги. Одна нога поддалась без труда, а вторая – никак. Атаман рванул обувь на себя со звериной силой, стянув не только сапог, но и чулок. У мертвеца обнажилась щиколотка и родимое пятно величиной с яйцо голубя. Вот он – самый неожиданный момент, который содержит в себе рассказ «Родинка». Шолохов (краткое содержание, надеемся, сохраняло интригу до самого конца) блистательно закрутил сюжет!

Атаман преобразился из злодея в безутешного отца и начал причитать: «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя...». Затем, видимо, посчитав, что ничего уже не изменить, командир застрелился из маузера. Так заканчивается рассказ «Родинка». Шолохов написал его, а мы пересказали лишь краткое содержание.

Михаил Шолохов "Донские рассказы": краткое содержание рассказа "Родинка"

Весной 1905 года появился на свет будущий великий писатель Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых будет представлено ниже, являются непревзойденным шедевром, оставленным нам в наследство от автора.

Сюжет

Сюжет рассказа «Родинка» следующий: Николка Кошевой – восемнадцатилетний парень, является командиром полка и ведет борьбу не хуже любого бывалого вояки. Он – настоящий казак и сын казака. Автор приводит воспоминания парня о своем детстве, когда отец сажал его в пятилетнем возрасте на коня. Рано остался Николка сиротой. Мать умерла, отец пропал без вести во время Германской войны. Оставшись совсем один в 15 лет, ушел Николка к "красным".

Сильный и смелый юноша рано утром получает с нарочным приказ выезжать на захват банды в соседний совхоз. Приказы не обсуждаются, поэтому Николка собирается в дорогу.

Уже третий день уходит банда от погони отряда Кошевого. Состоит банда из пьяных бывалых солдат. Атаман их семь лет в родном краю не бывал. И плен пережил, и «туретчину», злой стал, черствый. Только боль душевную пытался залить самогоном.

Николка Кошевой, узнав от мельника, где засела банда, тут же направляется туда. Но атаман издали завидел молодого командира и прицелился. Выстрелил один раз, и лошадь упала под Николкой. Бежавший командир стрелял, а атаман, оскалясь, ждал, пока тот не потратит всю обойму. И вот тогда набросился атаман на командира и шашкой убил его. После этого убийца снял с трупа бинокль и сапоги. Но когда снимал, стащил и носки. Тут замерло сердце атамана. Увидел он на ноге Николки родинку с голубиное яйцо, ту самую родинку, какая была у его сына. Атаман убил себя выстрелом в рот. И сидел на его голове коршун-стервятник.

Особый подход

В этом краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохов написал не столько для того, чтобы показать ужасы гражданской войны, сколько для того, чтобы явить людям выход из нее. Вообще, Михаил Шолохов из всех писателей, раскрывавших в своем творчестве темы коллективизации, гражданской войны, раскулачивания, отличался своим особым подходом к оценке событий и поступков людей. Не делает героев только положительными или отрицательными Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание некоторых из произведений это подтверждает. Каждый со своей правдой, со своим жизненным взглядом. В первую очередь, писатель интересовался внутренним миром героя, а не тем, к Белому или Красному движению он тяготеет. Именно по этой причине мы не увидим оправдания самим автором «красных» или «белых» идей, жестокости и бесчеловечности. В этом весь Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание, конечно, не позволяет увидеть весь глубинный смысл книги. Оно лишь раскрывает сюжет.

Идея

20-е годы – страшное время в жизни народа, ведь шла борьба не против иноземного захватчика, а шла война брата с братом, отца с сыном. Что может быть ужаснее? В книге мы видим страшные картины, наполненные кровью и ненавистью. Но даже сквозь них просвечивает что-то доброе, вера в лучшее будущее для страны. Писатель ненавязчиво объясняет читателю, что нельзя ничем оправдать нечеловеческие пытки, казни тысяч людей.

На примере конкретных героев мы видим трагедии целого народа по книге «Донские рассказы». Шолохов («Родинка» – произведение, рассматриваемое нами) очень проникновенно, так, что сжимается сердце, передает историю атамана, убившего собственного сына и не пережившего этой трагедии. Сцена понимания атаманом совершенного им ужасна. Он стонет, как израненный зверь, он тормошит убитого, называя его родненьким сыном.

Отношения между людьми

Картинами донского пейзажа, становящегося свидетелем кровавых убийств, начинает каждую из шести частей рассказа Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых уже было приведено, уходят еще глубже. Почему так потрясло это убийство атамана? Разве и раньше не делал он этого? Делал! Но убить сына – это другое. Отсюда Шолохов приходит к выводу: чтобы не было войны, чтобы люди снова жили в мире и согласии, они должны относиться друг к другу по-отечески, любить, как сыновей, как братьев.

"Родинка", Шолохов: анализ произведения

Годы Первой мировой, революции и особенно гражданской войны стали испытанием для всех жителей России. Очень остро ощутило на себе последствия политических событий казачество. Вольнолюбивый по натуре народ не мог примириться с тем, что устоявшаяся веками, налаженная жизнь рушится. Но самым страшным было даже не это. Произошедший между людьми раскол развел по разную сторону баррикад бывших соседей, товарищей и членов одной семьи.

Много внимания уделил изображению ужасов гражданской войны и анализу ее влияния на судьбы людей писатель М. Шолохов. Произведение «Родинка», написанное в 1924 году и положившее начало циклу «Донские рассказы», стало первым в его творчестве, где была показана правда о том страшном времени. А за роман-эпопею «Тихий Дон», в котором писатель обобщил весь материл по теме, писателю была присуждена Нобелевская премия.

Особенности изображения казачества Шолоховым

«Донские рассказы» стали важным событием в литературе двадцатых годов. Они не были похожи на то, что создавалось в период становления советской власти пролетарскими писателями. Потомственный казак и отличный знаток быта на Дону, М. Шолохов сумел воссоздать в небольших по объему произведениях неповторимый колорит и самобытность уклада жизни местного населения. Особое внимание он уделял нравственным убеждениям и идеалам, изначально основанным на доброте и гуманизме, но перечеркнутым братоубийственной войной.

Отношение к рассказам было неоднозначным. Многих смущали натурализм и нетрадиционность изображения гражданской войны, но именно это позволило писателю передать истинные масштабы трагедии. Именно этими принципами руководствовался при написании рассказа «Родинка» Шолохов.

Краткое содержание произведения: знакомство с Николкой

Сюжет рассказа довольно прост и строится в хронологическом порядке с небольшими отступлениями (ретроспективами) в прошлое. Главный герой – Николай Кошевой, молодой командир эскадрона Красной Армии. Николкой зовут восемнадцатилетнего парня бывалые казаки, которые уважали его за смелость и отвагу. Несмотря на юный возраст, он уже полгода возглавлял эскадрон и успел за это время разбить две банды. В этом велика была заслуга его отца, видного казака, «сгинувшего» еще на германской войне. Именно он привил сыну отвагу, выносливость, любовь к лошадям: уже в пять или шесть лет научил сына держаться в седле. А еще от отца досталась Николке (и на этом будет строиться дальнейший анализ произведения Шолохова) родинка на левой ноге, размером с голубиное яйцо.

Завязкой сюжета становится принесенное командиру письмо с известием о появлении в округе белых. Необходимость вновь выступать вызывает у командира невеселые размышления о том, как надоела ему военная жизнь: «Учиться бы … а тут банда».

Доблестный атаман

На сопоставлении двух сильных характеров строит рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ внутреннего состояния немолодого казака, 7 лет не видевшего отчего дома, – следующая часть произведения. Он прошел германский плен, служил у Врангеля, побывал в Константинополе, теперь вот вернулся в родные края во главе банды. Огрубел душой атаман за эти годы, чувствует, будто точит его что-то изнутри, не дает покоя.

Три дня уходила банда от эскадрона Николки, затем расположилась у мельника, о чем последний сообщил красноармейцам. И вот уже несется молодой смелый казак на атамана. Его охваченное злобой еще безусое лицо и стремление достичь цели – даже пуля его не остановила – вызвали ожесточение у атамана. К тому же бинокль на груди ясно говорил о звании воина. Подлетел к нему атаман, и от взмаха шашки обмякло молодое тело. Опыт одержал верх над юношеской удалью. Затем с чулком сдернул старый казак хромовый сапог с ноги, а под ним (невероятно правдиво и эмоционально сильно изображает этот эпизод Шолохов) - родинка. Анализ рассказа особой остроты достигает именно в этой сцене, ставшей кульминационной во всем повествовании.

Главные герои как антиподы войны

В тот же момент узнал многое повидавший атаман сына, страданием и болью наполнилась его душа: «Николушка!.. Кровинушка моя!..». Развернувшаяся кровавая борьба разбросала по разные стороны родных людей, сделав их непримиримыми врагами. Не сумел отец простить себе убийство сына – стиснул зубами «сталь маузера» и выстрелил. Так трагически закончил рассказ «Родинка» Шолохов.

Анализ описания и поведения героев показывает, насколько противна была война их натуре, особенно Николке. С пятнадцати лет ему пришлось воевать, и в восемнадцать он выглядел уже уставшим от жизни человеком: с сеткой морщин у глаз, сутулой спиной. Его мечте получить образование так и не суждено было сбыться. Единственным светлым моментом остались для Николки воспоминания о спокойной мирной жизни, когда была жива еще мать, и отец не числился в пропавших. Эти ностальгические картины дают понять, насколько противна ему была сама по себе мысль о необходимости снова идти в бой. Так в самом начале рассказа «Родинка» Шолохов (краткое содержание мыслей героя выглядит красноречивее всего) дает понять читателю, что война – это что-то противоестественное, чуждое натуре человека. Мечтает вернуться к мирной жизни и как прежде пахать землю и старый атаман, все пытавшийся заглушить не отпускавшую его тоску хмелем.

Художественные детали в произведении

Необычной разговорной речью и выразительностью привлекает произведение «Родинка».Шолохов – проблематика рассказа связана с этим напрямую – усиливает ощущение трагизма благодаря обращению к ярким фольклорным образам. Так дважды при описании атамана упоминается волк. Сначала это яркое, образное сравнение старого казака с «набедившимся» вожаком стаи, стремительно идущим вперед. Разговорное слово помогает лучше понять эмоциональное состояние героя. Затем, накануне смертельного боя, волк на глазах у людей выскакивает из лога, прислушивается и не спеша уходит назад. По традиции волк символизировал у народа голодного, обозленного, обычно одинокого зверя, вызывающего скорее жалость, чем страх. Именно таким кажется в рассказе старый атаман.

Еще одного хищника вводит в рассказ «Родинка» Шолохов. Анализ последней сцены со стервятником, который вечером того же дня, когда произошло убийство, слетает с головы атамана и растворяется в небе, наводит на мысль об уставшей, истерзанной душе казака, покидающей тело и возносящейся ввысь.

Жизненный опыт автора

Убедительность и натурализм Шолохова при описании событий гражданской войны объясняются тем, что в 1918-19 годах он оказался в центре противостояния белых и красных в районе Еланской столицы. Писатель стал свидетелем неоправданной жестокости и насилия как одной, так и другой стороны, а однажды он даже попал в плен к Нестору Махно, но после допроса был отпущен. С 1920 года Шолохов сам «служил и мыкался по Донской земле». По его признанию, они с бандами поочередно гонялись друг за другом.

Выводы, к которым подводит читателя Шолохов

«Родинка» - полное содержание рассказа не может никого оставить равнодушным – заставляет по-настоящему задуматься о том, что в сложных условиях разрухи и непримиримой вражды люди ожесточаются, забывают о гуманизме и сочувствии. Автор не называет в этом, да и в других рассказах, правых и виноватых, так как в подобной ситуации их просто не может быть. Гражданская война стала общечеловеческой трагедией, о которой никогда не следует забывать – на это хочет обратить внимание читателя Шолохов. Родинка (анализ рассказа подводит к такому выводу) становится символом нерушимой кровной связи: у Николки она такая же, как у отца. Следовательно, в противостоянии героев (отец воспитал достойного сына) нет победителей, это изначально противоречит человеческой сущности.

Весной 1905 года появился на свет будущий великий писатель Михаил Александрович Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых будет представлено ниже, являются непревзойденным шедевром, оставленным нам в наследство от автора.

Сюжет

Сюжет рассказа «Родинка» следующий: Николка Кошевой - восемнадцатилетний парень, является командиром полка и ведет борьбу не хуже любого бывалого вояки. Он - настоящий казак и сын казака. Автор приводит воспоминания парня о своем детстве, когда отец сажал его в пятилетнем возрасте на коня. Рано остался Николка сиротой. Мать умерла, отец пропал без вести во время Германской войны. Оставшись совсем один в 15 лет, ушел Николка к "красным".

Сильный и смелый юноша рано утром получает с нарочным приказ выезжать на захват банды в соседний совхоз. Приказы не обсуждаются, поэтому Николка собирается в дорогу.

Уже третий день уходит банда от погони отряда Кошевого. Состоит банда из пьяных бывалых солдат. Атаман их семь лет в родном краю не бывал. И плен пережил, и «туретчину», злой стал, черствый. Только боль душевную пытался залить самогоном.

Николка Кошевой, узнав от мельника, где засела банда, тут же направляется туда. Но атаман издали завидел молодого командира и прицелился. Выстрелил один раз, и лошадь упала под Николкой. Бежавший командир стрелял, а атаман, оскалясь, ждал, пока тот не потратит всю обойму. И вот тогда набросился атаман на командира и шашкой убил его. После этого убийца снял с трупа бинокль и сапоги. Но когда снимал, стащил и носки. Тут замерло сердце атамана. Увидел он на ноге Николки родинку с голубиное яйцо, ту самую родинку, какая была у его сына. Атаман убил себя выстрелом в рот. И сидел на его голове коршун-стервятник.

Особый подход

В этом краткое содержание. «Донские рассказы» Шолохов написал не столько для того, чтобы показать ужасы гражданской войны, сколько для того, чтобы явить людям выход из нее. Вообще, Михаил Шолохов из всех писателей, раскрывавших в своем творчестве темы коллективизации, гражданской войны, раскулачивания, отличался своим особым подходом к оценке событий и поступков людей. Не делает героев только положительными или отрицательными Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание некоторых из произведений это подтверждает. Каждый со своей правдой, со своим жизненным взглядом. В первую очередь, писатель интересовался внутренним миром героя, а не тем, к Белому или Красному движению он тяготеет. Именно по этой причине мы не увидим оправдания самим автором «красных» или «белых» идей, жестокости и бесчеловечности. В этом весь Шолохов («Донские рассказы»). Краткое содержание, конечно, не позволяет увидеть весь глубинный смысл книги. Оно лишь раскрывает сюжет.

Идея

20-е годы - страшное время в жизни народа, ведь шла борьба не против иноземного захватчика, а шла война брата с братом, отца с сыном. Что может быть ужаснее? В книге мы видим страшные картины, наполненные кровью и ненавистью. Но даже сквозь них просвечивает что-то доброе, вера в лучшее будущее для страны. Писатель ненавязчиво объясняет читателю, что нельзя ничем оправдать нечеловеческие пытки, казни тысяч людей.

На примере конкретных героев мы видим трагедии целого народа по книге «Донские рассказы». Шолохов («Родинка» - произведение, рассматриваемое нами) очень проникновенно, так, что сжимается сердце, передает историю атамана, убившего собственного сына и не пережившего этой трагедии. Сцена понимания атаманом совершенного им ужасна. Он стонет, как израненный зверь, он тормошит убитого, называя его родненьким сыном.

Отношения между людьми

Картинами донского пейзажа, становящегося свидетелем кровавых убийств, начинает каждую из шести частей рассказа Шолохов. «Донские рассказы», краткое содержание которых уже было приведено, уходят еще глубже. Почему так потрясло это убийство атамана? Разве и раньше не делал он этого? Делал! Но убить сына - это другое. Отсюда Шолохов приходит к выводу: чтобы не было войны, чтобы люди снова жили в мире и согласии, они должны относиться друг к другу по-отечески, любить, как сыновей, как братьев.

В 1924 году. Неуютна и неухожена изба, в которой квартирует восемнадцатилетний командир эскадрона Николка Кошевой.

На голом столе, рядом с бараньей костью, брошена полевая карта и горсть патронов. На свободном кусочке стола лежит лист с анкетой, которую старательно заполняет совсем молодой парнишка.

Это с виду он юнец, а в жизни опытный командир, сумевший без урона для личного состава ликвидировать две банды. Уже полгода он водит эскадрон в бой и очень стыдится своего возраста.

Сам Николка из казаков, как и его отец, который пропал в германскую войну. Парень хорошо помнит, как в пятилетнем возрасте отец учил его ездить на коне, а потом ушел на войну и сгинул. Позже умерла и мать. Остался Николка круглым сиротой.

Унаследовал он от отца любовь к лошадям, отвагу да родинку с голубиное яйцо на щиколотке левой ноги. В пятнадцать лет ушел Николка с отрядом красноармейцев громить и вот уже три года только и делает, что воюет. А ему бы очень хотелось учиться. Вот и этим утром, лежа в росистой траве на крутом берегу Дона, мечтал он, как перестреляют всех бандитов и он отправится на учебу.

От мыслей о будущей жизни отвлек его казак, сообщивший, что прибыл нарочный. Нарочный проскакал сорок верст, загнал насмерть коня и сообщил, что в Сальском округе объявилась нова банда, которая уже заняла Грушинский совхоз. Отряд Николки должен быть отправиться на помощь красноармейцам. Стал Николка собираться без особой охоты. Надоела ему такая жизнь изрядно, но приказ командира есть приказ и ничего тут не поделаешь.

Трое суток уходила банда от преследователей по-волчьи. Атаман был постоянно пьян, как и все кучера и пулеметчики. Сердце у него зачерствело. Семь лет не был он в родных местах. Сначала попал к немцам в плен, потом служил у Врангеля, оказался за морем в туретчине, но вернулся с бандой таких же, как и он казаков. Точила его не хворь, а непонятная какая-то тоска, мутная и тошная. И было от этой лихоманки так безысходно и неприятно, что не помогала никакая самогонка. Ранней, морозной зорькой приехали они на мельницу и стали требовать у мельника Лукича зерна, чтобы накормить коней.

Мельнику жалко стало драгоценного зерна, но куда денешься, если тебе приставили обрез к голове. Слезы капают из глаз старика, жалко ему смотреть, как травят драгоценное зерно. Отправился он на следующее утро на хутор и наткнулся на отряд Николки Кошевого и стал жаловаться ему на бандитов, которые отобрали и потравили просто так зерно. Рассказал он, что напились они все самогона и теперь спят пьяные на мельнице. Припомнил он Николке, что поил того молоком и угощал медом, когда красноармейцы проезжали мимо мельницы. Николка приказывает напасть на банду, которая уже ступила на просторных шлях.

Мутным взором смотрит заматеревший атаман на скакавшего с шашкой прямо на него командира. Что этот совсем зеленый юнец командир, атаман понял по биноклю, висевшему у бойца на шее. Он злобно прицеливается и стреляет. Лошадь падает замертво, а боец бежит, стреляя из нагана прямо в него. Хладнокровно дождавшись, пока у стрелявшего закончились патроны, атаман налетел на него коршуном и со всего размаху полоснул шашкой по туловищу. Нападавший споткнулся на полном ходу, упало обмякшее тело наземь. Атаман снял бинокль, повесил его себе на шею и начал стягивать хромовые сапоги.

Вместе с сапогами сползли, и носки и атаман увидел на ноге убитого родинку, точь - в - точь, как у него. Он вздрогнул всем телом и перевернул к себе лицом убитого. Кровь остановилась у него под сердцем. И закричал, заплакал, завыл диким голосом, больше напоминающий животный: “Сынок! Николушка! Кровинушка моя…” Выхватил атаман револьвер и выстрелил в свой кричащий рот. Вечером, подъезжающие конные, увидели, как с взлохмаченной головы атамана слетел коршун - стервятник.

На столе валя-ются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскад-рона, он запол-няет анкету. «Шершавый лист скупо расска-зы-вает: Кошевой Николай. Командир эскад-рона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зеленый маль-чишка, но сумел почти без урона ликви-ди-ро-вать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого коман-дира. Николка нена-видит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспо-ми-нает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «герман-скую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унасле-довал любовь к лошадям, неимо-верную отвагу и родинку с голу-биное яйцо на левой ноге выше щико-лотки. В пятна-дцать лет Николка ушёл с крас-ными на Вран-геля.

Квар-ти-рует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лег в роси-стую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сооб-щивший о новой банде из Саль-ского округа, уже занявшей Грушин-ский совхоз. Нарочный скакал сорок верст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал соби-раться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объяви-лась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ коман-дира.

Трое суток уходит банда от пресле-до-вания отряда Николки Коше-вого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пуле-мет-чики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в герман-ском плену, потом у Вран-геля, ушёл в турет-чину, но затем возвра-тился с бандой. «Вот она, атама-нова жизнь, коли назад через плечо огля-нуться. Зачерст-вела душа у него, как летом в жарынь черст-веют следы в степи... Боль чудная и непо-нятная, точит изнутри, тошнотой нали-вает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихо-манку никаким само-гоном».

Зарёю стук-нули замо-розки. Мельник Лукич прихворнул, на пчель-нике он прилёг отдох-нуть; когда проснулся, его оклик-нули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прики-нулся красным и начал выве-ды-вать у мель-ника, нет ли чужих побли-зости. Он спустился с коня и признался, что ликви-ди-рует красных, потом потре-бовал зерна коням. Мель-нику жаль зерна, соби-ра-е-мого по крохам, не хочется отда-вать; атаман грозится его убить за пособ-ни-че-ство красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъ-е-хавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повел его к коман-диру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обра-до-вался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мель-ницы. Мельник жалу-ется на бандитов, потра-вивших у него все зерно. Сооб-щает, что они до сих пор на мель-нице, пьяные, спят. Николка прика-зы-вает седлать коней и напасть на банду, уже высту-павшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакав-шего на него коман-дира с шашкой, кото-рого он опре-делил по биноклю, вися-щему на груди моло-дого бойца. Атаман злобно прице-лился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстре-ляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдернув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он пере-вернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Нико-лушка! Родной! Крови-нушка моя...» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над пере-ле-ском зама-я-чили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стер-вятник.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме