Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Атмосферный воздух. Словарь юридических терминов: Атмосферный воздух Атмосферный воздух как объект правовой охраны

Атмосферный воздух играет огромную роль в жизни общества. Трудно переоценить его экологическое и экономическое значение как природного ресурса. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, как сказано в пре­амбуле к Федеральному закону «Об охране атмосферного воздуха».

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной сре­ды. По данным Всемирной организации здравоохранения, от 40 до 505% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с из­менением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружа­ющей среды» объектами охраны окружающей среды являются атмос­ферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космиче­ское пространство.

Атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружа­ющей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производствен­ных и иных помещений.

Озоновый слой - это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от ради­ационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулирова­нию и охране подлежат производство и применение озоноразрушаю­щих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т. п.

Важное значение имеет озоновый слой для поддержания темпера­турного баланса на Земле, сочетая в себе парниковые и антипарнико- вые свойства. Он же - активный участник формирования погоды - служит, по мнению специалистов, аккумулятором и преобразователем энергии, вносимой в атмосферу волновым излучением Солнца.

В середине XX века стало понятным надвигающееся разрушение озонового слоя как одно из проявлений антропогенной деформации окружающей среды, ведущей к нарушению функционирования эко­логических систем и биосферы Земли. Озон, находящийся на высоте около 30 км от земной поверхности, представляет собой тончайший слой толщиной около 3 мм и является одним из обязательных условий сохранения жизни на нашей планете, так как защищает ее от ультра­фиолетового излучения на биомассу планктона - главного произво­дителя кислорода, на все живое, произрастающее и двигающееся на Земле.

В соответствие с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» регулируются общественные от­ношения в области охраны атмосферного воздуха, предусматриваю­щие улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий, вызывающих неблагоприятные последствия для населе­ния, растительною и животного мира. Охрана атмосферного воздуха осуществляется посредством:



Нормирования качества атмосферного воздуха и вредных физи­ческих воздействий на атмосферный воздух (существуют гигиениче­ские и экологические нормативы, технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы, временно согласованные выбросы);

Государственной регистрации вредных (затрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

Установлением требования о том, что производство и исполь­зование топлива на территории РФ допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие топлива требованиям охраны атмосферного воздуха;

Обязанности граждан и юридических лиц, имеющих стационар­ные и передвижные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и др.

Кроме того, Закон запрещает:

Выбросы в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и инои де­ятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Производство и эксплуатацию транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ, в вы­бросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

Правовые меры охраны атмосферного воздуха

В соответствии со ст. 14. Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление лимитов на вы­бросы, сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также установле­ние платы за негативное воздействие на окружающую среду являются одними из методов экономического регулирования в области охраны окружающей среды.



В целях предотвращения негативного воздействия на окружаю­щую среду хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются в том числе следующие нормативы допустимого воздействия на окружаю­щую среду:

Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ и микроорганизмов;

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Для оценки состоянии атмосферною воздуха законодательством

РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических осо­бенностей и повышенной социальной ценности отдельных террито­рий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных или иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.

Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных ве­ществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного райо­на не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Устанавливаются также и нормативы предельно допустимых кон­центраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воз­действий, и ряд других.

Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполни­тельной власти в области охраны окружающей среды, органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществля­ющими государственное управление в области охраны окружающей среды - Минприроды России.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) вешеств в атмос­ферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняю­щих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допуска­ются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмо­тренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в по­рядке, установленном законодательством Российской Федерации

Порядок выдачи разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух установлен Административным регла­ментом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выда­че разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружа­ющую среду, утвержденный приказом Министерства природных ре­сурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288.

Государственный надзор за охраной атмосферного воздуха должен обеспечить соблюдение:

Условий, установленных разрешениями на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физиче­ские воздействия на него;

Стандартов, нормативов, правил и иных требовании охраны атмосферного воздуха, в том числе проведения производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;

Режима санитарно-защитных зон объектов, имеющих стаци­онарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Выполнения федеральных целевых программ охраны атмосфер­ного воздуха, программ субъектов Российской Федерации охраны атмосферного воздуха и выполнения мероприятий по его охране;

Иных требований юконодательства Российской Федерации в области охраны ашисферного воздуха.

Государственный надзор ta охраной атмосферного воздуха осу­ществляет Росприроднадзор и его территориальные органы в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосфер­ный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Юридические лица, которые имеют источники вредных хими­ческих, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертифи­кация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств, и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требова­ниям охраны атмосферного воздуха.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вы­звано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здо­ровью человека, принимаются экстренные меры по защите населе­ния в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха 1 . В частности, запрещается -

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности ко­торых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудова­ния и других технических средств, если они не отвечают установлен­ным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяй­ственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фон­да растений и генетического фонда животных, наступлению необрати­мых последствий для людей и окружающей природной среды;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмос­ферный воздух;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвиж­ных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КРАСНОЯРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Основы экологического права»

Студента-заочника I курса

Группы 17-З\ПСО 2013-2014 учебного года

Специализация «Право и организация социального обеспечения»

Меркушевой Натальи Александровны

План контрольной работы

2. Практическое задание

1. Атмосферный воздух как объект правовой охраны

1.1 Юридическое понятие атмосферного воздуха

Объектом регулирования в рамках права окружающей среды является не воздух вообще, а атмосферный воздух.

Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

К атмосферному воздуху не относится также воздух, находящийся в компрессорах, баллонах и т.п. Отношения по поводу воздуха помещений и находящегося в емкостях регулируются санитарным, в том числе гражданским, жилищным законодательством. Критерием разграничения атмосферного воздуха и иного воздуха служит естественная связь первого с природной средой.

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных элементов природы. Прежде всего, он служит незаменимым источником кислорода, необходимого для существования всего живого на Земле. При характеристике особой важности воздуха в жизни человека подчеркивается, что человек может прожить без воздуха лишь несколько минут.

У атмосферного воздуха и атмосферы в целом множество других экологически и социально полезных свойств. Он является проводником энергии Солнца, служит защитой от губительных космических излучений, образует основу климатических и погодных условий на Земле. В экономической деятельности общества атмосфера интенсивно эксплуатируется как транспортная коммуникация. Наконец, атмосфера - это среда для удаления газообразных и пылевидных отходов человеческой деятельности.

Особенностью правового режима атмосферного воздуха является то, что в силу физических свойств он не может быть объектом права собственности, поскольку к нему не применимы традиционные полномочия собственника. Он не может быть индивидуализирован для того, чтобы стать объектом права собственности.

Не являясь собственником атмосферного воздуха, находящегося в конкретный момент над территорией государства, оно имеет на него суверенные права. Эти права вытекают из принадлежности государству его естественной природной среды. Любое государство в пределах своего воздушного пространства пользуется всеми правами территориального верховенства, государственного суверенитета, исключительным правом на использование атмосферы. В соответствии с Воздушным кодексом РФ, принятым 19 марта 1997 г., Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.

Какова пространственная сфера действия законодательства об охране атмосферного воздуха? Она определяется пределами государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Охрана атмосферного воздуха должна обеспечиваться в пределах практически возможного использования воздушного пространства или практического воздействия на состояние атмосферы. В определенной мере граница действия законодательства определяется возможным высотным пределом, который достигают самолеты или иные летающие устройства. Однако известно, что вредное воздействие на состояние озонового слоя Земли оказывается при эксплуатации озоноразрушающих веществ на объектах, расположенных на земле.

Как никакой другой природный ресурс, атмосферный воздух, "не признающий" никаких политических границ, образует единую в глобальном масштабе среду жизни.

1.2 Законодательные нормативные акты и основные правовые средства государственного контроля по охране атмосферного воздуха

атмосферный воздух правовая охрана

В настоящее время нормативная база в данной сфере весьма обширна. В нее входят многочисленные международно-правовые акты, например Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г., Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г, а также акты российского законодательства.

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» заменил последний из действовавших актов экологического законодательства советского периода. Он является достаточно сложным как по структуре (состоит из девяти глав, 34 статей), так и по содержанию, регулируя охрану жизненно важного компонента окружающей среды, неотъемлемой части среды обитания человека, растений и животных -- атмосферного воздуха.

Глава I «Общие положения» состоит всего из двух статей, но содержит важные нормы - определения основных понятий: самого воздуха, вредного вещества, загрязнения и трансграничного загрязнения, предельно допустимых уровней вредных воздействий, нагрузок, выбросов, временно согласованных выбросов и др.

Глава II регулирует вопросы управления в этой сфере, устанавливая его принципы, в частности недопущения необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды; обязательность государственного регулирования выбросов вредных веществ и оказания вредных физических воздействий; гласность, полноту и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и т. п., а также полномочия органов экологического управления.

Глава III «Организация деятельности в области охраны атмосферного воздуха» регулирует в основном вопросы нормирования и применения таких правовых инструментов, как государственная регистрация и разрешительная система, а также устанавливает требования к хозяйственной и иной деятельности различных объектов и к разным этапам такой деятельности -- от проектирования предприятий до захоронения и уничтожения отходов. Статья 19 посвящена мероприятиям по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей, ст.20 -- трансграничным загрязнениям.

Глава IV состоит всего из двух статей -- о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников, а также об инвентаризации выбросов вредных веществ, вредных физических воздействий и их источников.

Глава V содержатся нормы о мониторинге, различных видах контроля (государственном, производственном и общественном), правах и обязанностях государственных инспекторов, осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха. В гл. VI «Экономический механизм охраны атмосферного воздуха» всего одна небольшая статья о плате за загрязнение и иное вредное воздействие, а в гл. VII урегулированы права граждан, юридических лиц и общественных объединений. Глава VIII содержит отсылочные нормы об ответственности, гл. IX -- о международном сотрудничестве, гл. X -- заключительные положения.

Если в отношении таких природных объектов, как земля, недра, воды, животный мир, предмет правового регулирования включает и регулирование использования, и охраны, то регулирование использования атмосферного воздуха действующий Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" не предусматривает.

Хотя на практике не устанавливается особых ограничений на забор воздуха для технологических нужд, как природный ресурс атмосферный воздух эксплуатируется весьма интенсивно. Например, современный реактивный лайнер при перелете из Европы в Америку за 8 часов полета потребляет столько кислорода, сколько за это же время могут выделить 25 тыс. га леса. Воздух является необходимым элементом производственных процессов и иной хозяйственной деятельности человека.

Наряду с Федеральным законом "Об охране атмосферного воздуха", отношения по охране атмосферного воздуха регулируются Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и другими нормативными актами.

Поскольку в процессе антропогенной деятельности на состояние атмосферного воздуха оказываются химические, физические и биологические воздействия, законодательство регулирует соответствующие отношения по его охране. Причем такие воздействия на состояние окружающей среды, как физические (шум, электромагнитные), регулируются преимущественно именно в рамках воздухоохранительного права.

Основными правовыми средствами охраны атмосферного воздуха являются:

Программы по охране атмосферного воздуха;

Нормирование качества атмосферного воздуха, предельно допустимых воздействий со стороны отдельных источников;

Регулирование размещения источников вредных воздействий на атмосферу;

Экологическая экспертиза проектов предприятий и иных объектов, эксплуатация которых сопровождается загрязнением атмосферы;

Разрешительный порядок вредных воздействий на состояние атмосферного воздуха;

Государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ;

Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников;

Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников;

Мониторинг атмосферного воздуха;

Государственный, производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха;

Экономический механизм охраны атмосферного воздуха;

Ответственность за нарушение законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

1.3 Нормирование как важнейший инструмент охраны атмосферного воздуха

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" установил ряд специфических мер по охране этого природного ресурса. Специфически регулируется, в частности, нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух. В целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

Под гигиеническим нормативом качества атмосферного воздуха понимается критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека.

Экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду.

В контексте нормирования охраны атмосферного воздуха к специфическим относится требование об установлении технических нормативов выбросов загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов. Технический норматив выброса - норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели. Технические нормативы выбросов устанавливает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха или другой специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отдельных видов, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Нормативы предельно допустимого выброса загрязняющих веществ в атмосферу устанавливаются для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Такие нормативы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В случае невозможности соблюдения юридическими лицами, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предельно допустимых выбросов территориальные органы специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха могут устанавливать для таких источников временно согласованные выбросы по согласованию с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти.

1.4 Другие меры государственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

Новой мерой по охране атмосферного воздуха является сертификация. Производство и использование топлива, а также производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок на территории Российской Федерации допускаются только при наличии сертификатов, подтверждающих соответствие требованиям охраны атмосферного воздуха.

В законодательстве предусмотрены мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, обеспечивающими контроль за проведением и эффективностью указанных мероприятий.

При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В законодательстве предусматривается ряд запретительных мер, связанных с охраной атмосферного воздуха. В частности, запрещается:

Выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена;

Внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха;

Проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды;

Размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

Производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

На практике такие запреты далеко не всегда соблюдаются. По имеющимся данным, даже вновь вводимые в эксплуатацию предприятия, как правило, не обеспечивают соблюдения установленных требований. Они функционируют на основе временно согласованных нормативов выбросов загрязняющих веществ, то есть допускается заведомое нарушение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере.

1.5 Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха

Административная ответственность установлена в КоАП РФ (ст. 8.21--8.23), уголовная - в УК РФ (ст. 251). Законодательством предусмотрены также меры дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

Нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха представляет собой виновное, противоправное деяние (действие, бездействие), состоящее в невыполнении требований и правил, установленных в целях охраны атмосферного воздуха, предотвращения вреда здоровью людей и окружающей среде, защиты экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности населения и территорий.

Уголовная ответственность устанавливается за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха либо причинение по неосторожности вреда здоровью человека. Изменение качества атмосферного воздуха может быть результатом и иных преступных деяний, ответственность за которые предусмотрена ст. 247 УК РФ.

Административная ответственность устанавливается за различные по своему содержанию нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, в частности:

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или без разрешения и вредное физическое воздействие на него;

Нарушение правил эксплуатации, а также за неиспользование сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которое может привести к загрязнению, либо за использование неисправных сооружений, оборудования и аппаратуры;

За выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, за эксплуатацию гражданами механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума, производимого ими при работе.

Объектами указанных правонарушений являются общественные отношения по охране атмосферного воздуха, а также порядок деятельности промышленных и других предприятий и организаций, в результате которой может быть оказано вредное воздействие на состояние атмосферного воздуха.

Объективная сторона состоит в деянии (действии, бездействии) виновных, условии осуществления какой-либо указанной в диспозиции нормы деятельности; в материальных составах она включает также последствия и причинную связь между деянием и последствиями.

Субъективная сторона - вина в форме умысла либо неосторожности.

Субъектами могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, в ряде составов административных проступков - должностные лица, а также юридические лица.

Рассмотрение дел о нарушениях законодательства в указанной области находится в компетенции органов внутренних дел (милиции); органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; органов российской транспортной инспекции; органов морского и внутреннего водного транспорта; органов государственной инспекции по маломерным судам; органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

2. Практическое задание

В результате испытаний химического оружия на полигоне, расположенном вблизи поселка Шиканы Саратовской области, уровень заболеваемости населения резко увеличился. Ввиду того, что местному населению не представлялась информация о последующих испытаниях были отмечены случаи возникновения характерных заболеваний у жителей ближайшего поселка непосредственно в день проведения их на полигоне.

Пострадавшие обратились в суд с иском о возмещении морального вреда, причиненного в результате испытаний.

Подлежит ли иск удовлетворению? Решите дело.

Конституция РФ в статье 42 закрепляет за каждым гражданином РФ право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ.

Одним из средств, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, является право на информацию о факторах, влияющих на здоровье, установленное Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19).

В соответствии с Основами граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания (в том числе информацию о состоянии воздуха, воды и т.п.), рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах.

Обязанность предоставления указанной информации возложена Основами на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Предоставляется она через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам.

Право граждан на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье, предусмотрено и в других законах. В соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и учреждениях государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг (ст. 8).

В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане имеют право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности.

Таким образом, российское законодательство предоставляет гражданам право требовать и получать экологически значимую информацию от основных субъектов - ее обладателей: уполномоченных государственных органов и предприятий (организаций) - природопользователей.

Обязательное информирование населения по вопросам природопользования и охраны окружающей среды при подготовке экологически значимых решений предусмотрено процедурой оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую среду.

Предупреждая об ответственности за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, Конституция РФ (ст. 41) устанавливает тем самым гарантию информирования населения о соответствующих угрозах.

Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Меры ответственности за нарушение прав граждан на экологически значимую информацию установлены законодательством об административных правонарушениях и уголовным законодательством.

Законодательство устанавливает принцип полного объема возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды. Согласно Федеральному закону "Об охране окружающей среды" вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

Если гражданин, пострадавший от неблагоприятного воздействия окружающей среды, претендует на полное возмещение вреда здоровью или имуществу, в установленном в законодательстве порядке он должен заявить свои претензии в суде. С иском в суд может обратиться сам потерпевший, члены его семьи, прокурор, уполномоченный на то органом государственного управления, общественной организации (объединения), представляющий интересы потерпевшего. При этом потерпевший должен обосновывать свои требования и представить доказательства причинения вреда здоровью или имуществу, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей - предприятий, учреждений, организаций и граждан.

Наряду с возмещением вреда здоровью и имуществу, причиненного экологически правонарушением, гражданин имеет право на возмещение потерь, связанных с моральными травмами, или морального вреда.

Таким образом, в рассматриваемом нами случае - во время испытаний химического оружия вблизи поселка Шиканы Саратовской области были нарушены права граждан, проживающих в непосредственной близости от места проводимых испытаний. А именно - право на информацию о потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и факторах оказывающих вредное влияние на здоровье граждан. Также в данном случае можно усмотреть и нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду.

При условии обращения пострадавших в суд, где они обоснуют свои требования и представят доказательства причинения вреда здоровью, наличия причинной связи между причиненным вредом и загрязнением окружающей природной среды, а также причинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностью загрязнителей, иск, в соответствии с законодательством РФ, должен подлежать удовлетворению.

Список используемой литературы

2) ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. № 7-ФЗ.

3) ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999. № 96-ФЗ.

4) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999. №52-ФЗ.

5) ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995. № 174-ФЗ.

6) ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994. N 68-ФЗ.

7) Федеральный закон от 21.11.2011. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

8) Уголовный кодекс РФ

9) Бринчук М.Н. Экологическое право / Учебник - М.: 2009г.

10) Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2002г.

Размещено на сайт


Подобные документы

    Особенности атмосферного воздуха. Пределы государственного суверенитета России над своим воздушным пространством. Атмосферный воздух как объект правового регулирования. Нормативно-правовые акты законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2013

    Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, юридическая ответственность за нарушения законодательства об его охране. Государственный учет вредных воздействий на атмосферу.

    реферат , добавлен 28.01.2016

    Система закрепленных законом мер, направленных на правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха. Государственный учет видов и размеров вредного воздействия на атмосферу. Экологические требования при размещении и развитии городов.

    реферат , добавлен 31.01.2012

    Правовая охрана атмосферного воздуха, роль органов прокуратуры. Организация работы и полномочия прокуроров по надзору за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха. Основные направления повышения эффективности прокурорского надзора.

    магистерская работа , добавлен 10.08.2013

    Значение атмосферного воздуха как объекта охраны. Нормирование качества и защита атмосферного воздуха. Международно-правовые основы защиты атмосферы Земли, околоземного и космического пространства. Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Проблемы окружающей среды и правовые меры охраны атмосферного воздуха. Законодательство Республики Беларусь о растительном мире как объекте использования и охраны. Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2010

    Правовые основы и контроль соблюдения водного, лесного законодательства. Виды водных ресурсов и границы водоохранных зон. Схема лесорастительного районирования. Права пользования животным миром. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Правовое регулирование вопросов природопользования и охраны природных ресурсов в XI-XIX вв. Активизация нормотворчества в экологической сфере в советский период. Развитие современного экологического законодательства. Правовая охрана атмосферного воздуха.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды. Функции экологического контроля: государственного, общего, специального. Материальная ответственность за экологические проступки. Правовая охрана атмосферного воздуха.

    контрольная работа , добавлен 02.12.2007

    Источники экологического права и основания природоресурсного законодательства. Международные экологические договоры и Декларация Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Формы собственности на природные ресурсы, охраны атмосферного пространства.

Атмосферный воздух (от греч. atmos - пар и spharia - воздух) является жизненно важным компонентом окружающей природной среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Жизненная важность а.в. состоит в том, что без него невозможно существование не только человека, но и других живых и растительных организмов. Ежедневно человек потребляет 15-16 кг воздуха, т.е. во много раз больше, чем воды и пищи. А.в. представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений (Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"). Основными газами а.в. являются: азот - 78,09%, кислород - 20,95%, аргон - 0,93%, углекислый газ - 0,3%. Содержание остальных газов - неона, гелия, метана, ксеона, водорода, озона, йода - незначительный процент. Нормальное соотношение этих газов в атмосфере является оптимальным для жизнедеятельности человека и животного мира. Уменьшение содержания какого-либо компонента воздуха, так же как и его увеличение, губительно сказывается на здоровье людей. Из тысячеметровой глубины атмосферы наиболее благоприятный для жизнедеятельности человека состав воздуха находится в слое до 18 км.

А.в. является специфичным природным объектом прежде всего потому, что его нельзя индивидуализировать в силу его естественной подвижности, в связи с этим в теории экологического права проблема правового статуса атмосферного воздуха как объекта правовой охраны всегда являлась острой, и она до сих пор не решена. Кроме понятия "атмосферный воздух" встречаются такие понятия, как "атмосфера" и "воздушное пространство". Различие в указанных понятиях заключается в следующем: а.в. в законодательстве рассматривается и охраняется как природный, материальный объект; а речь об атмосфере и воздушном пространстве идет как о пространственно-территориальном явлении - пространстве, находящемся над конкретной территорией: Российской Федерации, субъекта РФ, отдельного предприятия и т.д.

А.в. подвергается наиболее интенсивному загрязнению в связи с тем, что он используется для удаления вредных веществ, образующихся в процессе хозяйственной деятельности. Загрязнение а.в. - это поступление в а.в. или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества а.в. Ухудшение качества а.в. влечет рост заболеваемости и смертности населения. Из-за загрязнения а.в. в России погибает около 30 тыс. человек в год, Госкомстат России прогнозирует, что к 2016 г. численность населения страны уменьшиться на 11,5 млн человек. В целях улучшения качества а.в. и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду в Российской Федерации осуществляется охрана а.в., основными направлениями которой являются: нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; государственная регистрация вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ и т.д.

1. Понятия и особенности атмосферного воздуха

атмосферный воздух пространство суверенитет

Голиченков А.К. в словаре юридических терминов понятие атмосферного воздуха определяет как (от греч. atmos - пар, spharia - шар и воздух) -

1) компонент природной среды;

2) природный объект, имеющий важное экологическое значение и охраняемый в качестве составной части природы;

3) природный ресурс, используемый и охраняемый в РФ как условие жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории;

4) объект права пользования (см. также Права на природные ресурсы лиц, не являющихся их собственниками); в последних двух качествах атмосферный воздух имеет важное социальное и экономическое значение;

5) объект общественных отношений по охране атмосферного воздуха и соответствующих правовых отношений. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательский Дом«Городец», 2008. - С. 5.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96 «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных, и представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - С. 300. «Озоновый слой - это часть атмосферного воздуха, расположенная на высоте от 20 до 50 км, предохраняющая живые организмы от радиационного и ультрафиолетового воздействия. Правовому регулированию и охране подлежат производство и применение озоноразрушающих веществ, изменения целостности озонового слоя, температурного режима и т.п.» Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - М.: ТК Велби, Проспект, 2009. - С. 340.

В целях его охраны государством проводится ряд мероприятий (Приложение 1).

Виды воздухопользования:

1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;

2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;

3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;

4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух: производственные нормативы - предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ; территориальные нормативы - величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.

В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения. Сазыкин А.В. Экологическое право.- М.: Велби, 2008. - С. 15.

Охрана атмосферного воздуха состоит в системе мер, осуществляемых органами государственной власти России, субъектов Федерации, местного самоуправления, а также юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.

В свою очередь, качество атмосферного воздуха - это совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха (ст. 1 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Гигиенический норматив качества атмосферного воздуха представляет собой критерий качества воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в нем и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека; экологический норматив качества атмосферного воздуха - это критерий качества атмосферы, отражающий предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду. Вредным (загрязняющим) веществом является химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Нецветаев А.Г. Экологическое право: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2006. - С. 190-194.

Закон «Об охране атмосферного воздуха» вводит понятие временно согласованного выброса, который представляет собой временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферу устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Кроме химического загрязнения атмосферного воздуха выделяют вредное физическое воздействие, под которым подразумевают воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Предельно допустимая (критическая) нагрузка является показателем воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на природу. Экологическое право: курс лекций и практикум / Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2008. - С. 316.

История правового регулирования экологических отношений

правовой природопользование экологический законодательство Атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых...

Методика расследования преступлений, связанных с профессиональной деятельностью

Основные международные конвенции по безопасности мореплавания и охране окружающей среды

Основные требования: 1. Замена озоноразрушающих веществ на нейтральные. К ним относятся, но не ограничиваются: галлоны 1211, 1301, 2402, фреоны ХФУ - 113, 114, 115; ХФУ - 22 сохраняется на судах до 2020 г. 2. Вводится ограничение на содержание серы в топливах...

Особенности правового режима атмосферного воздуха

Основным нормативно-правовым актом законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха - Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха»: - устанавливается нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических...

Объектами правовой охраны согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» признаются климатические ресурсы, атмосферный воздух включая озоновый слой, земля, ее недра и почвы, воды (поверхностные, подземные)...

Правовая защита атмосферы Земли

Нормирование качества атмосферного воздуха является одним из основных методов его охраны. Оно осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух...

Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему закрепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических...

Правовая охрана атмосферного воздуха

Правовая охрана атмосферного воздуха

Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является предусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст...

Правовая охрана атмосферного воздуха

Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических...

Правовая охрана атмосферного воздуха

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого компетентным государственным органом...

Правовая охрана атмосферного воздуха

Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления выбросов химических веществ и вредных физических воздействий на нее является платным...

Правовая охрана атмосферного воздуха

Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления...

Правовая охрана атмосферного воздуха

В системе правового обеспечения охраны атмосферного воздуха большое значение придается борьбе с нарушениями воздухоохранного законодательства, особенно их предупреждению. В этих целях используется система мер юридической ответственности...

Природные ресурсы и экологическая деятельность МСУ г. Таганрога

Информация о выполнении природоохранных мероприятий, расходовании средств на охрану окружающей среды представляется предприятиями в администрацию города при взаимодействии в рамках соглашений, программ и др...


В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды, который представляет собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.


В целях его охраны государством проводятся следующие мероприятия:


1) нормирование качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух – установление гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых уровней физических воздействий на него;


2) установление нормативов выбросов и воздействий – технических нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов;


3) государственная регистрация вредных и потенциально опасных веществ;


4) выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих) веществ и на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, устанавливающих предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. За выдачу разрешений взимаются сборы;


5) установление требований к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.


Виды воздухопользования:


1) пользование воздухом для жизнеобеспечения людей и других организмов;


2) пользование воздухом для производственных нужд в качестве сырья;


3) пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;


4) пользование атмосферой в целях искусственного изменения погоды, климата, предотвращения природных катаклизмов.


В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством предусмотрены следующие нормативы воздействия на атмосферный воздух:


1) производственные нормативы – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;


2) территориальные нормативы – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.


Наряду с этим устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств.


В целях поддержания качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного контроля производится государственный учет неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.



  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования атмосферного воздуха » атмосферный воздух – это жизненно важный компонент окружающей природной среды...


  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования . В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха » атмосфе. Правовые меры охраны вод.


  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования .
    Объекты и субъекты права пользования недрами. Недра – это часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя, а при его отсутствии.


  • Атмосферный воздух как объект правового регулирования .
    Основная задача государственного регулирования отношений недропользования выражается в обеспечении в... подробнее ».


  • Основываясь на критерии объекта правового регулирования , совокупность таких законодательных и иных н. Правовые основы рационального природопользования. В любом цивилизованном обществе природные ресурсы - вода, недра, земля, атмосфера воздух ...


  • 4) атмосферный воздух , озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
    Для обеспечения охраны указанных природных объектов вводится особый правовой режим и создаются особо охраняемые природные территории.


  • Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с санитарной классификацией различных видов производств и объектов , загрязняющих своими выбросами атмосферный воздух .


  • Основываясь на критерии объекта правового регулирования , совокупность таких законодательных и иных нормати.
    В любом цивилизованном обществе природные ресурсы - вода, недра, земля, атмосфера воздух , флора и фа.


  • Объекты регулирования корпоративными нормами – это правовой статус, порядок создания и деятельности хозяйственных организаций, а также входящие в эти отношения составляющие.


  • Земля как объект правовой охраны. В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются

Найдено похожих страниц:10




Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме