Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Салемские ведьмы. Охота на невиновных

Салемские ведьмы

Сегодня в «Баре у дороги» мы будем говорить о ведьмах.
Конечно, не о тех, которых показывают в кино и которые носят чёрные шляпы, тёмные одежды и летают на мётлах, нет.
Речь пойдет о настоящих ведьмах… ну, или о тех, кого люди считали ведьмами, и кому пришлось заплатить за это очень высокую цену.

Сегодня нас ждет жуткая история Салемских ведьм, самых известных ведьм Америки.
Этой легендой мы открываем цикл «ведьмовских» историй: вслед за историей о ведьмах Салема, мы узнаем о ведьмах Нью-Йорка, Коннектикута, Вирджинии, Массачусетса.
Но это будет позже, а пока…
Знаменитая Салемская охота на ведьм: 1692 год, 19 человек повешены по обвинению в колдовстве, восьмидесятилетний старик до смерти задавлен камнями за отказ признать себя виновным, более сотни человек (в том числе, четырехлетняя девочка) брошены в тюрьму как пособники ведьм, страх и паника в городе, потому что никто, никто не застрахован от того, что следующей жертвой охотников может оказаться кто угодно: пожилая женщина, священник, ребенок, жена губернатора, добропорядочный прихожанин. Если же вынесут обвинение, путь только один: допрос, признание - и виселица.
Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории.
До сих пор ведутся споры о том, что же произошло на самом деле: были ли казненные на самом деле ведьмами или являлись жертвами намеренного обмана, погибли в результате наговора со стороны потерпевших или, как утверждают историки, сыграло свою черную роль отравление спорыньей… а возможно, было что-то еще, нам неизвестное?
Мы уже никогда не узнаем этого…

Примерно так выглядел Салем 1692 года.

Тихий городок, где ни один житель и предположить не мог, какая черная слава уготована будет этому месту!
Уточним, что существовало два Салема: поселок Салем (Salem Village), где произошли события, приведшие к суду над ведьмами (который в настоящее время называется Дэнверс (Danvers) и город Салем (Salem Town), где проходил суд над ведьмами и который и сейчас называется Салемом.
Сейчас Салем - исторический город, "мемориал" знаменитых событий прошлых лет.
Повсюду, куда ни посмотри - бутафорские пауки, летучие мыши и совы, черные вороны и черные коты... даже на машине шерифа можно увидеть нарисованную ведьму на помеле.
Лучше всего сказать так: Салем, это город, где Хэллоуин длится круглый год!
Здесь стараются сохранить стиль домов и улиц XVII века. Многие здания превращены в музеи, благо туристов тут полно: дом американского филантропа Пибоди, где хранятся около 500 оригиналов документов процессов над ведьмами и орудия пыток; галерея салемских восковых фигур, музей ведьм, подземная тюрьма, где держали ведьм.

Сохранился и дом Корвина, где жил один из судей Салемского процесса - Джонатан Корвин, теперь здесь тоже находится музей. Дом-музей заново отреставрирован и даже передвинут на несколько метров (его передвинули, когда прокладывали улицу). Сохранилось старое кладбище, где похоронен один из судей.
Так же гостям Салема непременно покажут "Деревню первопроходцев", в которой сохраняется макет города, каким он был на заре своего возникновения; "Дом Пикеринга" — самый старый в США, занимаемый на протяжении 360 лет одним и тем же родом; Дом о семи фронтонах: темно-серое двухэтажное сооружение с массивными трубами, с зарешеченными окнами, высокими коньками разбитой на секции крыши и газовыми рожками по углам.
Этот дом, одна из основных достопримечательностей Салема, он описан в романе Натаниэля Готорна, который так и называется: "Дом о семи фронтонах".
Действие романа разворачивается в фамильном доме Готорнов. Проклятие, о котором повествует писатель, уроженец Салема, было наложено на весь его род за то, что его прадед — судья Джон Готорн, на процессах 1692-1697 годов выносил обвинительные приговоры "салемским ведьмам".
Огромное впечатление на туристов производит, конечно, посещение "Подземной темницы Салемских ведьм". Это здание бывшей церкви, на улице Линд. Наземная часть его использовалась как зал заседания суда, а подземная - как тюрьма. Туристов сначала приглашают поприсутствовать на судебном процессе над ведьмой, который разыгрывают перед ними по сохранившимся протоколам профессиональные актеры (на скамьях подсудимых в это время сидят «ведьмы»: восковые фигуры. Затем туристов провожают в темницы: холодные, сырые, грязные, кишащие крысами подземелья.
Тех, кто пожелает на собственной шкуре испытать, каково было здесь заключенным, отводя в подвалы и заприрают в одной из темных сырых камер. Камеры были разными: общие, где заключенные жили и спали вповалку, одиночные — для "привилегированных господ" (тех, кто мог за себя заплатить), или каменные мешки, такие тесные, что заключенный мог только стоять.
Можно так же взглянуть на подземелье, где у колдуний вырывали признание с помощью пыток.
После вынесения смертного приговора конвой сопровождал осужденных на Холм Виселиц. Их трупы, висевшие на ветвях деревьев, были видны даже из центра города...
Так говорится в путеводителе для туристов, на самом же деле никто не знает, где именно казнили обвиненных в колдовстве и где похоронены несчастные салемские ведьмы, поскольку на городском кладбище хоронить их было запрещано.
И, тем не менее, именно старое городское кладбище ныне объявлено мемориальным.

Но вернемся к нашей легенде.
Кто же они, салемские ведьмы?
Пособницы дьявола или невинные жертвы человеческой кровожадности, людской клеветы, страха и невежества?
Чтобы понять это, придется начать историю с самого начала.
Итак, конец 17-го века, американский городок Салем.
Тяжелые времена: эпидемия оспы, набеги индейцев, засуха, суровые зимы.
За что все это?
Ответ был один: происки дьявола, колдовство, ведьмы!
В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство.
А вскоре нашлись и ведьмы.

(Фото одной из экспозиций Салемского музея ведьм)

В тот день, в январе 1692 года, одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) неожиданно стали вести себя странно. Они корчились от боли, прятались по углам, жаловались на то, что кто-то невидимый колол булавкой и ножом, а когда отец Пэррис пытался читать проповедь, они затыкали уши.
Роберт Калеф, купец из Бостона, который наблюдал все происходящее, отмечал, что девочки принимали «всякие странные позы, делали причудливые движения, произносили глупые смехотворные речи, из которых ни они сами, ни окружающие ничего не могли понять».
Скоро такие же странности появляются и в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей.
В феврале 1692 года доктор Уильям Григгс, так и не определив, что за загадочная хворь терзает больных, ставит диагноз: колдовство.
Было ли это действительно колдовством или глупой шуткой подростков?
Возможно потом – сейчас утверждать что-либо уже трудно, - когда девочки увидели, к чему привела их нелепые выдумки, они сообразили, что лучше стоять на своем и твердить о том, что их преследуют призраки, чем отвечать за свои поступки.
(Кстати, один из обитателей Салема внес тогда неглупое предложение, как все это прекратить. «Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами; так что надо бы их привязать к столбу да и выдрать как следует», - посоветовал он.
Как знать - может, последуй тогда люди его совету, и не случилось бы всей этой истории! Ведь по свидетельству Джона Проктора, когда его служанка Мэри Уоррен впервые забилась в припадке, он посадил ее за прялку и пригрозил выпороть. Припадок немедленно прекратился, но, увы, не надолго: на следующий день ему пришлось уехать из дома, и все началось сначала).
Так или иначе, именно эти несколько девочек-подростков развязали в Салеме дикую охоту на ведьм.
Первым делом, в колдовстве обвинили Титубу – рабыню священника. Да и как не подозревать ее, ведь Титуба была привезена Пэррисом из Барбадосса, и она иной рассказывала девочкам о магии Вуду!

Чтобы защититься от колдовства, позвали мужа Титубы, индейца Джона, и заставили его сделать «ведьмину лепешку». Новоанглийский альманах того времени приводит рецепт: «От лихорадки. Возьми ячменной муки, перемешай с детской мочой, запеки и скорми собаке. Если ее затрясет, значит, ты излечишься». Возможно, люди также надеялась, что если собака заболеет, то девочки расскажут, кто и как наслал на них недуг?
Но этого не произошло, а «околдованных» девочек, меж тем, стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в небе.
Теперь жители Салема уже не сомневались: в городе есть колдуньи, и девочки страдают от того, что на них навели ведьмовскую порчу.
Следующими, на кого указали девочки и чьи имена прозвучали в суде, стали, как и следовало ожидать, наиболее беззащитные члены общины: Сара Гуд, нищенка, имевшая обыкновение курить трубку, и Сара Осборн, калека, которая трижды побывала замужем и Марта Кори, у которой имелся незаконнорожденный сын-полукровка.
29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов).

29 февраля 1692 г. Саре Гуд предъявили обвинение в преступном использовании и применении «неких отвратительных искусств, известных под названием колдовства и ведовства».
Произвели допрос.
Судья Джон Готорн (предок Натаниеля Готорна) и судья Джонатан Корвин, оба жители Салема, твердо верили, что имели дело с ведьмой.

Вопрос: Сара Гуд, с кем из злых духов ты знакома?
Ответ: Ни с кем.
В.: Разве ты не подписывала договор с дьяволом?
О.: Нет.
В.: Зачем ты вредишь этим детям?
О.: Я ничего им не сделала. Да и не опустилась бы никогда до этого!
В.: Тогда кому ты поручила вредить им?
О.: Я никому этого не поручала.
В.: Какую тварь ты наняла для этого?
О.: Никакую - на меня возвели напраслину.
Видя, что ответы обвиняемой не дают никакого основания для вынесения приговора, судьи вызвали «пострадавших» девочек.
«Судья Готорн велел детям, всем до единого, посмотреть на нее (Сару Гуд) и сказать, та ли это особа, которая вредит им? Они ответили, что это одна из тех». В доказательство своих слов девочки завопили, словно от боли, и начали прикидываться, будто их кто-то щиплет или кусает.

Титуба изо всех сил отрицала свою вину, но после долгих допросов вынуждена была признаться, что ее навещал некий человек из Бостона (в незнакомце сразу же опознали самого Сатану), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она сказала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах.
«Дело о ведьмах» начинало набирать обороты.
Две девушки из «околдованных», увидев, что шутки их зашли далеко, попытались сознаться в обмане, но остальные, до смерти боясь разоблачения и наказания, пригрозили раскаявшимся объявить ведьмами и их, так что им ничего не оставалось, как взять свои слова обратно и снова вернуться в ряды обвинителей.
Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс.
Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – маленькая дочь Сары Гуд, (девочки заявляли, что их кусает ее дух). Четырехлетнюю малышку вместе с матерью продержали в тюрьме 8 месяцев, до тех пор, пока мать девочки не отправилась на виселицу.

Ни пока шел процесс, ни даже когда начались казни, ни одна из девушек не пыталась больше признаться, что лгут, отправляя людей на виселицы и все их поступки указывают на то, что они сознательно оговаривали знакомых и незнакомых безо всяких на то причин.
За время процесса на скамье подсудимых перебывало много народу, однако
самой значительной жертвой этого процесса стал бывший священник деревни Салем преподобный Джордж Барроуз.
20 апреля 1692 г. двенадцатилетняя Энн Патнам под присягой показала, что ее «сильно испугал» призрак священника, который душил ее и заставлял писать в его книге. «Я сказала ему, как ужасно, что он, священник, которому положено учить детей страху Божьему, дошел до того, что соблазняет бедные беззащитные создания отдавать души дьяволу». Она продолжала: «О, страшный призрак, назови мне свое имя, чтобы я знала, кто ты»? И тогда он сказал, что его имя - Джордж Барроуз».
Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами.
Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны.
Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей кукол Вуду.
Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши.
На основании показаний шести подростков и восьми раскаявшихся ведьм ему и вынесли приговор. Решающее доказательство прозвучало непосредственно во время суда, когда девушки обвинили Барроуза, которого содержали в тюрьме, в том, что он их покусал. Они продемонстрировали отметины зубов, и тогда судьи велели открыть Барроузу рот и сравнить отпечатки с зубами обвиняемого, «которые отличались от зубов других людей».
У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, несмотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, но
5 августа 1692 года он был приговорен к виселице, вместе с пятью другими обвиняемыми.
В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз (он так и не признал себя виновным в колдовстве), уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш». (Считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки, что если человек прочитал эту молитву, не споткнувшись – он невиновен). Толпа, присутствующая при казни, так взбудоражилась этим фактом, что потребовала немедленно освободить священника.
Судье наблюдающему за тем, чтобы приговор был приведен в исполнение, пришлось потратить время, чтобы втолковывать прихожанам, что дьявол опаснее всего, когда является в облике ангела света и смущает невинные души жителей Салема.
Бэрроуз был повешен.

На очереди было дело Бриджет Бишоп, рассмотренное судом в июне 1692 года.
Бишоп было под шестьдесят, она отличалась сварливым характером, эксцентрично одевалась и была хозяйкой таверны.
Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски куски кружев, которые ни одна приличная женщина в своем гардеробе иметь не будет. Само собой, этот факт тут же был использован как подтверждение ее ведьмовства.
Муж ее сестры подтвердил, что к Бридже являлся Сатана, а свидетель поклялся, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, а сама она превращалась в черную кошку.
Нашлись и другие, кто подтвердил, что Бишоп – ведьма.
Житель деревни Самуэль Грей рассказал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его.
Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил и к ним.
Но самое главное: на теле женщины была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок».
Старую Бишоп признали признали виновной и 10 июня 1692 года «салемская ведьма» была повешена.
...После этого юные обвинительницы, что называется, вошли во вкус.
29-30 июля 1692 года еще пять женщин были признаны виновными и повешены.
Одна из них, Ребекка Нерс, была добропорядочной прихожанкой и женщиной преклонных лет: ей был уже 71 год, и она не вставала с постели.
Ребекка до конца сохранила трезвый ум и чувство юмора, который не изменил ей даже во время допроса.

Вопрос: Чем ты больна? О твоей болезни ходят странные слухи.
Ответ: Маюсь желудком.
В.: Чем ты уязвлена?
О.: Ничем, кроме преклонного возраста.
Преклонный возраст ее не спас.
«Околдованные» девочки стояли на своем: она ведьма! Она заставляла их подписываться в книге Сатаны! Она виновна!
Они корчились и бились в припадке, когда видели Ребекку, что, естественно, и заставило суд признать ее ведьмой.
Ребекку Нерс повесили.

Дело «Салемских ведьм» продолжалось, людей отправляли в тюрьмы и на виселицы и если у горожан и имелись сомнения по поводу происходящего, свое мнение они держали при себе. Сомневаться было делом смертельно опасным.
Трактирщик Джон Проктор был одним из немногих, кто посмел усомниться в том, что несчастные женщины действительно ведьмы.
Через день против него выступили в суде Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, индеец Джон (раб Париса), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут.
Они заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца.
Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.
9 сентября 1692 года приговариваются к виселице еще шесть женщин, а 17-го сентября на Висельный холм поднялись еще девять человек, обвиненные в колдовстве.
19-го сентября 1692 года восьмидесятилетнему Джайлзу Кори выпал самый тяжелый жребий.
Кори до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (его жена обвинялась в том, что она - ведьма), но и после этого он отрицал свою причастность к колдовству. К нему решено было применить пытку тяжестью, чтобы в буквальном смысле, выдавить признание.
Это было противозаконно, потому что, хотя в Англии пытки и существовала до 1827 г., в Массачусетсе параграф 46 Корпуса свобод 1641 г. запрещал их применение: «Из телесных наказаний не дозволяются бесчеловечные, варварские и жестокие».
Тем не менее, восьмидесятилетнего Джайлза Кори задавили до смерти, на протяжении двух дней накладывая на доску, положенную ему на грудь, все больше и больше тяжестей.
Еды не давали никакой, «кроме трех ломтей самого плохого хлеба в первый день и трех глотков стоячей воды, какая найдется поблизости, во второй». Роберт Калеф описал, как в понедельник, 19 сентября, в открытом поле подле салемской тюрьмы Джайлз Кори умирал «под гнетом и от наваленной на него тяжести язык вылез у него изо рта».
Кори умер, так и не признав себя виновным.
22-го сентября 1692 года повешены еще восемь человек.
Девятая жертва, Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем самым избежала повешения.
Как ни опасно было сомневаться в непредвзятости суда, все же в октябре 1692 года многие начали сомневаться в верности принятых решений.
Конец этой истории положил губернатор Фипс, который сначала запретил применять казнь к арестованным, а затем своим указом распустил суд.

Через несколько лет, в 1702 году, решение суда 1692 года по делу салемских ведьм было признано незаконным.
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя погибшим и выплатили немалую денежную компенсацию семьям жертв салемской трагедии.
В 1752 году поселок Салем переименовали в Дэнверс. В 1992 году в память о жертвах салемской трагедии был установлен мемориал.
Где на самом деле похоронены «салемские ведьмы» - неизвестно.

За время этой ведовской истерии в тюрьме оказались сто пятьдесят человек, было повешено девятнадцать.
Двое умерли в тюрьме, одного задавили до смерти, одну (Титубу) долгое время держали в тюрьме без суда, двоим женщинам отсрочили казнь, так как они заявили о своей беременности (впоследствии они дожили до полной отмены приговора), одна (Мэри Бредбери) сбежала из тюрьмы уже после вынесения приговора, еще пятеро признали свою вину и получили отсрочку.

Множество версий, объясняющих поведение девушек-обвинительниц, было выдвинуто позднее.
Утверждалось, к примеру, что они отравились спорыньей, содержащейся в хлебе (симптомы этого отравления вызывают галлюцинации и припадки). Вскоре эта версия была опровергнута.
Другие говорили, что виной всему могло быть заболевание девушек особой формой энцефалита.
Но вероятней всего и всего правдивей видится нам самая простая версия: солгав один раз, девочки уже не могли остановиться и вынуждены были лгать снова и снова. Именно это и привела на виселицу девятнадцать человек.

Единственным документом, подтверждающим это, является признание Энн Патнам, которое она сделала 14 лет спустя, в возрасте 26 лет:

Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году; в том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и без всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках и навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови; честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что все, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.
По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения

Сегодня термин «охота на ведьм» используется чаще всего тогда, когда речь идёт о гонениях на сторонников политических взглядов, которые не разделяет большинство.

Но на протяжении веков «охота на ведьм» была охотой в прямом смысле: охваченные религиозной истерией люди стремились истребить тех, кого подозревали в колдовстве.

Жертвами подобной охоты в Западной Европе стали десятки тысяч человек. Не минула чаша сия и Новый Свет, где одной из самых известных и страшных историй стал процесс над «салемскими ведьмами».

Городок Салем был основан в 1629 году английскими колонистами-пуританами. Салем ничем особенным не выделялся среди других поселений Америки. Пуритане, будучи людьми глубоко и истово верующими, склонны были считать различные бедствия — неурожаи, эпидемии, нападения индейцев — происками дьявола, действующего через подручных. Такими считались люди, занимавшиеся колдовством.

К колдовству отношение было чрезвычайно серьёзным: в 1641 году за него была законодательно установлена смертная казнь.

Полвека Салем не вспоминал о подобной каре для колдунов, пока в 1692 году не произошли события, которые впоследствии прогремели на весь мир.

Диагноз: «колдовство»

В январе 1692 года у дочери и племянницы местного пастора Сэмюэла Пэрриса — девятилетней Элизабет Пэррис и двенадцатилетней Эбигейл Уильямс — были обнаружены симптомы неизвестной болезни. Девочки кричали, издавали странные звуки, прятались под мебелью, их тела принимали необычные позы.

Спустя несколько дней аналогичные симптомы заболевания были отмечены у нескольких подружек Элизабет и Эбигейл.

8 февраля 1692 года доктор Уильям Григгс объявил, что все девочки стали жертвами колдовства. Свои выводы доктор обосновал ссылкой на работу Коттона Мэзера «Memorable Providences Relating to Witchcrafts and Possessions», где описывался подобный случай, произошедший в Бостоне.

Виновницу нашли быстро: в доме Пэррисов служила рабыня по имени Титуба . По некоторым данным, её привезли с Барбадоса. Девочки объявили, что Титуба рассказывала им о колдовстве.

Тем временем количество девочек со странным заболеванием увеличивалось, достигнув семи. Тогда жители Салема сделали вывод: Титуба действовала не одна.

Титуба и дети. Источник: Commons.wikimedia.org

«Так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами»

Пострадавших девочек снова допросили, и они указали ещё на двух женщин: нищенка Сара Гуд и тяжелобольная вдова Сара Осборн . 1 марта 1692 года все три женщины были арестованы.

Поначалу арестованные все отрицали, но давление на них усиливалось. Над Сарой Гуд провели «следственный эксперимент»: привели пострадавших девочек и велели «ведьме» посмотреть на них. Девочки тут же начали кричать и корчиться. Для судей это было убедительным доказательством виновности.

Вскоре задержанные стали признаваться в связи с дьяволом: в частности, в наведении порчи, встречах с оборотнем и полётах на мётлах.

К чести жителей Салема, среди них нашлись и те, кто с самого начала не поверил в эту историю, посчитав, что девочки на самом деле просто симулируют странный недуг.

«Если этим девчонкам дать волю, так мы все тут скоро станем ведьмами и демонами. Так что надо бы их привязать к столбу, да и выдрать как следует», — сказал один из горожан.

Сами девочки, видя, что происходит, тоже испугались. Две из них попытались забрать показания назад, сказав, что всё выдумали. Но остальные «жертвы» их не поддержали, а сами «борцы с ведьмами» готовы были заподозрить в колдовстве и раскаявшихся. Перепугавшись, девочки снова стали говорить о том, что на них напустили порчу ведьмы, обвинив ещё несколько человек.

Салемские ведьмы в зале суда. Источник: Commons.wikimedia.org

Предводителем сил зла объявили священника

В марте 1692 года были арестованы четырёхлетняя дочь Сары Гуд Дороти , Марта Кори , Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон . Марта Кори относилась к числу тех, кто считал происходящее фарсом, и это тоже сочли знаком причастности к колдовству. Маленькая Дороти Гуд просто хотела к маме, ради чего, по настоянию взрослых, согласилась признать себя ведьмой.

Если первые три арестованные женщины не посещали церковь, что в глазах пуритан делало их преступницами, то новые подозреваемые были прилежными прихожанками. Среди жителей Салема произошёл раскол: многие считали, что дело зашло уже слишком далеко.

Однако большинство было на стороне обвинения. Расследование продолжалось.

В апреле 1692 года по обвинению в колдовстве были арестованы Сара Клойс , Элизабет Проктор и её муж, Джон Проктор , муж Марты Кори Жиль и ещё несколько человек.

20 апреля 1692 года двенадцатилетняя Анна Путнам заявила, что ей являлся «призрак священника», который душил и пугал ее. Она назвала имя священника: Джордж Берроуз .

Джордж Берроуз был реальной личностью, уважаемым человеком. Однако задержанные, которых к тому времени было около 30 человек, стали давать на него показания. Его обвиняли в том, что он летал с девушками на вершину горы, чтобы заставить их присягнуть дьяволу, что он организовывал шабаши ведьм, наводил порчу на солдат, которые терпели поражения от индейцев.

Говоря современным языком, Берроуза объявили главарем преступного сообщества.

«Ведьмин дом» в Салеме построен не позднее 1642 года. Здесь жил судья Корвин, отправивший на эшафот 19 ведьм. Фото: Commons.wikimedia.org

«Отче наш» под виселицей и смертельные пытки

В мае 1692 года начался процесс по делу «салемских ведьм». Сара Осборн, не дождавшись приговора, 10 мая умерла в тюрьме.

Аргументы защиты судей не убедили. 2 июня прозвучал первый смертный приговор, который был вынесен пожилой женщине Бриджит Бишоп. Её повесили 10 июня.

5 августа очередь дошла до Джорджа Берроуза. Уже стоя под виселицей, священник попытался в последний раз образумить горожан. Он без запинки прочёл молитву «Отче наш», что, согласно поверью, колдун сделать не может. В толпе началось брожение, но распорядитель казни убедил собравшихся, что это дьявол таким образом искушает их. Джордж Берроуз был повешен.

19 сентября 1692 года к 80-летнему фермеру Жилю Кори, который категорически отказывался признавать вину, применили «а peine forte et dure»: пытку тяжестью. На грудь Кори положили тяжёлые камни, и он медленно умирал под их весом. Даже с точки зрения законов того времени применение такой пытки было нарушением. Истязание продолжалось два дня, но мужчина умер, так и не признав вины.

На следующий день его жена, Марта Кори, и ещё 7 человек были повешены.

Пытка тяжестью Жиля Кори. Фото: Commons.wikimedia.org

Губернатор остановил казни, испугавшись за жену

Массовый психоз стал распространяться и на соседние города, где тоже начались свои процессы. Для разоблачения ведьм приглашали всё тех же девушек из Салема.

Тем временем происходящее стало пугать даже тех, кто изначально инициировал процесс. Священники заявили, что видения жертв в качестве доказательств использовать нельзя, поскольку это могут быть козни дьявола с целью опорочить невиновных.

Губернатор Массачусетса Уильям Фипс , изначально давший добро на суд над ведьмами, ввёл запрет сначала на вынесение смертных приговоров, а затем и на новые аресты. По некоторым данным, сделал он это по личным причинам: девочки обвинили в колдовстве его собственную жену.

Из-под стражи были освобождены 28 человек, а для рассмотрения дела пятерых оставшихся был сформирован Верховный суд штата Массачусетс. В мае 1693 года все оставшиеся фигуранты дела «салемских ведьм» вышли на свободу.

Настало время подводить итоги. 19 человек были повешены, один умер под пытками, до пяти человек, по разным данным, скончались в тюрьме, а всего через заключение прошли от 150 до 200 человек. Четырёхлетняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев и лишилась матери.

Покаяние Анны

В 1697 году было объявлено, что в ходе процесса была допущена судебная ошибка, а в 1702 году решение суда было признано незаконным.

14 лет спустя Анна Путнам, отправившая на виселицу Джорджа Берроуза, написала покаянное письмо: «Я желаю покаяться перед Богом за ту печальную и скорбную роль, которая по воле Провидения выпала на долю семьи моего отца в 1692 году. В том, что мне в детстве привелось волей Господней стать орудием обвинения нескольких человек в тяжком преступлении, через что они расстались с жизнью, однако теперь у меня есть все основания считать, что те люди не были виновны. В то печальное время сатанинское наваждение обмануло меня, и я боюсь, что вместе с другими стала, хотя и безо всякого злого умысла или намерения с моей стороны, орудием в чужих руках, навлекла на свою голову и на головы моего народа проклятие невинно пролитой крови. Честно и прямо перед лицом Бога и людей заявляю, что всё, сказанное или сделанное мною тогда, было сказано и сделано не по злобе или из недоброжелательства к кому-либо, ибо ни к кому из них я таких чувств не питала, но единственно по невежеству в результате сатанинского наваждения.

По этой причине я желаю пасть ниц и молить прощения у Господа и у всех тех, кому я причинила столько обид и горя, у тех, чьи родственники пострадали от обвинения».

За триста лет, прошедших с момента этих событий, были выдвинуты десятки версий того, что могло стать причиной всего происшедшего. Предполагали и массовое отравление девочек, вызвавшее галлюцинации, и болезнь Хантингтона, поражающую нервную систему, и энцефалит. Кто-то настаивал на том, что девочки действительно просто заигрались.

Посмертная реабилитация

Впрочем, ни одна из этих причин не могла бы стать роковой, если бы не атмосфера общества того времени, где массовый психоз, выливавшийся в охоту на ведьм, был обычным делом.

Самих девушек ждала горькая судьба. Окружающие их попросту боялись, стараясь держаться подальше. Лишь только одной, согласно имеющимся сведениям, удалось выйти замуж и создать семью.

В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя казненным. Их родственникам была выплачена компенсация.

В 1752 году власти Салема решили, что дальше жить с подобной дурной славой нельзя, и переименовали город в Дэнверс. Это, кстати, приводит к путанице, поскольку в США и сегодня существует город Салем, к «ведьминому делу» никакого отношения не имеющий.

В 1992 году, спустя 300 лет после процесса на «салемскими ведьмами», в Дэнверсе был открыт мемориал в память о тех, кто стал жертвами этой истории.

Сегодня расскажу вам . Ведьмы очень интересные персонажи и внимание к историям про всегда особое, тем более, если эта подтверждена историей письменно.

Все наверно видели фильм салемские ведьмы, в котором рассказывается история про ведьм, живших в Салеме. Но думаю мало, кто знает, что история про салемских ведьм имела место быть в истории. И если сюжет фильма о ведьмах выдуман, то основан он на случаи произошедшем в 1692 году.

Салемские ведьмы.

От Бостона в сорока милях, на берегу залива Массачусетс, расположен маленький провинциальный городок Салем. Больше трехсот лет назад в этом городке произошло ужасное событие. В один из дней января 1692 года в 11-летнюю Абигайл и в 9-летнюю Бетти вселились бесы.

Пассивность девочек периодически сменялась раздражением, которое нельзя было объяснить. Они могли без причин упасть на землю или пол, безумно кричать, биться в судорогах, потом, то плакать, надрываясь, то смеяться неистово.

Негритянка Титуба, служанка в доме девочек, решила проверить, не вселился ли случайно в них нечистый? Она взяла кусочек мяса обмочила его мочой девочек, потом сожгла, а остатками накормила собак. За свои благие намерения Титуба вскоре была жестоко наказана. О гадании узнали. Бетти синея, прохрипела: «Титуба – ведьма!». Служанку тут же арестовали. Скоро в ее камеру посадили фермершу Сару Осбон и нищенку Сару Гуд. Одержимые бесом девочки в припадке так же назвали их имена и обвинили в колдовстве, назвав ведьмами. Этот случай послужил повальным обвинениям в ворожбе.

Предполагалось, что девочки попросту забавляются, разыгрывая такие сценки, корчась на земле. Но вот не детский, грубый голос, каким они выкрикивали свои обвинения, говорил об обратном, в девочек кто – то вселился и теперь руководит их действиями.

Через некоторое время та же хворь овладела еще несколькими девочками. Они, как и Абигайл с Бетти стали биться в припадках и обвинять жителей городка в колдовстве. Позже, ведьмами и колдунами стали провозглашаться не только жителей Салема среднего класса, богатые тоже начали входить в их число. Местная тюрьма быстро переполнилась. Маленьких истеричек начали вывозить в соседние районы. Там совершенно неизвестных им людей они обвиняли в ужасных преступлениях, которые обвиненные якобы совершали в единении с нечистой силой. Чтобы добиться признания людей пытали, а потом вешали на деревьях.

В конечном итоге, когда очередь дошла до знатных особ, власти постановили немедленно прекратить беспорядки.

Абигайл и Бетти, а также их подружек взяли под стражу и допросили с «пристрастием», упрямились девочки недолго и очень быстро сознались, бессовестно заявив: «Это мы делали для потехи!»

Невинная «потеха» девочек стала поводом для заключили под стражу сотни неповинных жителей, которых пытали и мучили.

После признания около сотни заключенных по обвинению девочек были освобождены. Результат забавы печален: 19 человек были повешены, одного подозреваемого замучили в камере. Фермера решившегося вступиться за свою жену, которую обвинили в колдовстве и ведьмачистве. Мужа пытали пока он не умер от боли, так как не соглашался с обвинением в пособничестве темным силам. Пытали его старой пыткой. На грудь ложили гири и от боли человек начинал говорить. Четыре человека в тюрьме умерли от антисанитарии и от тесноты, а одна девочка сошла с ума…

Вот такая злая , которая была всего лишь безобидной потехой для девочек и стала страшным испытанием для жителей Салема обвинённых в колдовстве и признанных ведьмами и колдунами. Печальная история.

http://prankerazazel.mypage.ru/

Нашумевшая история о Салемских ведьмах, ставшая известная нам с недавних пор, действительно сильно повлияла на многие поколения людей, иснтересующихся миром таинственного и непознанного.

Гонения ведьм и охота на них, с большим пристрастием организованная местными властями Салема (Salem Village ) из штата Массачусетс (Massachusets ), легла в основу целого ряда литературных произведений и будоражит умы поколений уже более трехсот лет.

Мы тоже не обошли эту тему в своем блоге о США и хотели бы поведать краткую историю об этом неоднозначном эпизоде прошлой жизни маленького американского родного городка…

Салемские ведьмы. Начало

…Итак, в январе 1692 года племянница и дочь преподобного Парриса (Parris) – одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс (Abigail Williams) и девятилетняя Элизабет Паррис (Elizabeth Parris) были замечены окружающими со странным поведением. Они жаловались на жар в теле, корчились от боли, прятались за мебелью в доме.

В скором времени такие же странности появляются в поведении подруг этих девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам-младшей (Ann Putnam Jr.). Месяц спустя доктор Уильям Григгс (William Griggs), не найдя лекарства для девочек, предполагает, что они пострадали от колдовства .

Этот диагноз кажется убедительным в свете общей веры пуританского общества Новой Англии того времени в то, что Дьявол стремится забрать детей христиан.

Тогда по просьбе соседки пасторских девочек Мэри Сибли (Mary Sibley), служанка-рабыня Паррисов Титуба (Tituba) печет «ведьмин пирог» из ржаной муки и мочи девочек и скармливает его собаке. По распространенному поверью такой пирог должен противодействовать колдовству, собаке же его скормили, поскольку она считалась «фамилиаром» Сатаны.

К этому времени в Салеме «околдованных» девочек стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в зимнем небе. Жители поселка теперь уже не сомневались, что среди них бродит Дьявол, и девочки страдают от вреда, причиненного ведьмами по его наущению.

Под давлением священников и горожан, допытывающихся о причине болезни, Элизабет Паррис обвинила в колдовстве служанку Титубу, которая рассказывала детям о вуду, дурных предзнаменованиях и языческих обычаях родного Барбадоса долгими зимними вечерами. Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд (Sarah Good) и на пожилую ворчливую соседку Паррисов Сару Осборн (Sara Osborne), которая не была в церкви более года.

Семья Путнам подала жалобы магистратам и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и вскоре осмотрены.

На их теле искали «ведьмины сосцы» – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов. Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили, и их соседи тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным…

Допрос обвиняемых проводился в стандартной процедуре для того времени – одни и те же вопросы задавались снова и снова: «Является ли обвиняемая ведьмой?», «Видела ли она Сатану?» и тому подобное.

Служанка семьи преподобного Парриса Титуба после начала допросов по громкому процессу Салемских ведьм , сначала отрицала свою вину, но потом призналась, что к ней приходил высокий человек из Бостона, который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. У обвинителей не было никаких сомнений, что это был Сатана.

Титуба также признала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с нищенкой Сарой Гуд и соседкой Паррисов Сарой Осборн. С ее слов следует, что они летали по воздуху на метлах. Эти признания значительно подогрели энтузиазм обвинителей, и тотальная охота на ведьм началась…

Салемские ведьмы. Продолжение

…Салем XVII века, свои законы, свои порядки, своя психология, своя архитектура . Колонисты начинали в Новой Англии свою жизнь…

…«Околдованные» девочки из Салема заявляли, что на них нападают духи обвиняемых женщин, которые были арестованы и подвергались в это время унизительным публичным осмотрам и пристрастным допросам.

Следующими обвиненными в колдовстве стали Марту Кори (Martha Cory) и Ребекка Нерс (Rebecca Nurse), которые также незамедлительно подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд (Dorcas Good) – четырехлетняя дочь деревенской нищенки Сары Гуд, поскольку девочки заявляли, что их кусает ее дух. Четырехлетнюю девочку продержали в тюрьме восемь месяцев, откуда она провожала на виселицу свою мать.

В апреле 1692 года были обвинены в колдовстве Элизабет Проктор (Elizabeth Proctor) и Сара Клойс (Sarah Cloyce), пытавшаяся защитить свою сестру – Ребекку Нерс. Проктор и Клойс прошли процедуру осмотра на наличие «ведьминых сосцов». Муж Элизабет Проктор Джон (John), противящийся осмотру жены, стал первым мужчиной, которому было официально предъявлено обвинение в колдовстве.

В апреле же «околдованная» Мэри Уоррен (Mary Warren) – служанка в семье Прокторов заявила, что она лгала, что лгут и другие девочки. Однако обвинения продолжались. Анна Путнам-младшая обвинила в колдовстве Жиля Кори (Giles Cory), сказав, что ей причиняет вред дух мужчины, умершего в доме Кори. В апреле в колдовстве призналась еще одна из обвиняемых – Деливеранс Хоббс (Deliverance Hobbs), которая заявила, что это она щипала девочек по велению Сатаны и летала на метле на шабаш в чистом поле .

К списку обвиняемых добавились еще одна сестра Ребекки Нерс – Мэри Исти (Mary Easty), осмотру подверглись Нихимия Абботт (Nehemiah Abbot), Вильям и Деливеранс Хоббс (William & Deliverance Hobbs), Эдвард и Сара Бишоп (Edward & Sarah Bishop), Мэри Блэк (Mary Black), Сара Уайлдс (Sarah Wildes), Мэри Инглиш (Mary English), Сара Мори (Sarah Morey), Линдия Дастин (Lyndia Dustin), Сусанна Мартин (Susannah Martin), Доркас Хоар (Dorcas Hoar), Сара Черчилл (Sarah Churchill).

Наконец девочки обвинили в колдовстве бывшего пастора Салема Джорджа Бэрроуза (George Burroughs), который был арестован и помещен в тюрьму. В мае осмотру подверглись Джордж Джейкобс-старший (George Jacobs) и его внучка Маргарет Джейкобс (Margaret Jacobs).

Тем временем в тюрьме умерла Сара Осборн, которую обвинили одной из первых. Арестован Роджер Тусекер (Roger Toothaker), который позднее умрет в тюрьме.

Так называемое привлекло широкое внимание общественности, и уже в мае 1692 года вернувшийся из Англии Губернатор Уильям Фиппс (Sir William Phipps) создал особый суд для заслушивания и принятия решения по этому делу (Court of Oyer and Terminer), назначил его судьями Джона Хавторна (John Hathorne), Натаниеля Салтонсталла (Nathaniel Saltonstall), Бартоломью Гедни (Bartholomew Gedney), Питера Серджента (Peter Sergeant), Самуэля Сьюэлла (Samuel Sewall), Уэйта Стилла Винтропа (Wait Still Winthrop), а также вице-губернатора Вильяма Стаутона (Lieutenant Governor William Stoughton), который был убежденным охотником за ведьмами. Уже при формировании суда был очевиден обвинительный уклон .

Судьи принимали в качестве доказательств признания ведьм, так называемые «призрачные (спектральные) доказательства», то есть показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда, следы призрачных щипков и укусов, реакцию девочек на прикосновение обвиняемых, наличие «дьявольских отметин» на обвиняемых. Весьма специфические доказательства, что и говорить. Обвиняемые Джон Алден и Филлип Инглишн (John Alden & Phillip English) сбежали из тюрьмы…

Салемские ведьмы. Эпилог

…Каков же был итог этой «охоты на ведьм» в Салеме в конце XVII века? Всего за время Салемского процесса 19 человек были повешены, 1 человек был до смерти задавлен камнями, 4 человека умерли в тюрьме, около двухсот человек попадали в тюрьму по обвинению в колдовстве. Также были убиты две собаки – так называемые приспешники ведьм.

С этого времени прошло уже более 300 лет , но до сих пор нет единого мнения о том, что стало причиной этих событий – ни среди современников тех событий, ни среди современных ученых.

Вопросов возникало много, и, кажется, главный из них: КТО ВИНОВАТ??? Сатана, ведьмы, девочки, пуританское общество того времени, массовая истерия, неизученная болезнь, общее невежество…Кто или что в ответе за трагедию в Салеме?

Часть священнослужителей того времени сохраняли убеждение, что Салемские ведьмы действительно предались Сатане. Другие же подвергли эту позицию жесткой критике, считая что произошла трагическая ошибка.

Позднее объясняли ситуацию в Салеме особенностями веры в ведьм в XVII веке. В 1867 году была выдвинута гипотеза о том, что «пострадавшие девочки» находились в сговоре и намеренно лгали. Его теория доминировала в течение достаточно длительного периода времени. Однако впоследствии стали считать, что девочки, как и ведьмы были жертвами в Салемском процессе, поскольку страдали от истерии, связанной с особенностями пуританского воспитания детей.

Была также и феминистическая «вампирская легенда» о том, что таким образом отвлекали внимание общественности от вампиризма того времени. Говоря о виновности ведьм, полагают, что хотя большинство обвиняемых были невиновны, некоторые обвиняемые женщины действительно практиковали колдовство.

Что же на самом деле произошло в моем родном Салеме в том незапамятном 1692 году мы, наверное, уже никогда не узнаем…

Невыдуманная история о Салемских ведьмах. Открой Америку по-новому!

Салемская охота на ведьм, наверное, является одним из наиболее хорошо изученных эпизодов в американской истории, и одновременно, скорее исключением из правила, чем правилом (за весь век в штате Массачусетс по обвинению в ведовстве было казнено 28 человек, по сравнению с сотнями и тысячами подобных казней в Европе того же периода). Спор о том что произошло на самом деле: были ли казненные ведьмами, жертвами намеренного обмана или истерии со стороны потерпевших девочек, пострадали несчастные от пуританского общества, или от результатов отравления спорыньей ведется до сих пор.

КОЛДОВСТВО В НОВОЙ АНГЛИИ: ПРЕДЫСТОРИЯ

Салемский процесс 1692 года не был единственным процессом над ведьмами в Новой Англии 17го века. Убежденность в существовании ведьм и их способности причинять вред людям и их имуществу посредством сверхъестественных сил (именно так средневековое право определяет колдовство) колонисты-пуритане привезли с собой в Новую Англию из старой доброй Англии, где процессы над ведьмами были нередки. Поэтому для колонистов колдовство было таким же реальным и серьезным преступлением, как кража или грабеж. В 1641 году в штате Массачусетс была установлена смертная казнь за колдовство. Еще до Салемского процесса в 1688 году в Бостоне, штат Массачусетс, после спора с ирландской прачкой Гуди Гловер (Goody Glover) дети ее хозяина Марта Гудвин 13 лет и ее братья и сестры стали вести себя крайне странно. Гловер арестовали и судили по обвинению в том, что она околдовала детей Гудвина. Преподобный Коттон Матер (Cotton Mather), который еще сыграет свою роль в Салемском процессе, встречался с Гуди Гловер и убеждал ее сознаться в колдовстве. Гловер была осуждена и повешена. При этом странное поведение Марты Гудвин не прекратилось, ей стало только хуже. Коттон Матер взял Марту Гудвин в свой дом для обследования. В том же году Матер опубликовал в Бостоне свою книгу о колдовстве и околдовании "Memorable Providences, Relating to Witchcrafts and Possessions", в которой он описывал данное дело, приводил симтомы околдования.

Книга наделала шума, и ее, несомненно, читал преподобный Самуэль Паррис, приехавший к салемской пастве в 1688 году по приглашению влиятельного жителя Салема Джона Путнама вместе с женой Элизабет, шестилетней дочерью Бетти, племянницей Эбигайль Вильямс и рабыней из Вест-Индии Титубой, которую он привез с Барбадоса, где у него когда-то была плантация. Паства, к слову, Парриса невзлюбила, и многие всерьез решили выжить преподобного Парриса из Салема.

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ В САЛЕМЕ В 1692 ГОДУ: ФАКТЫ

ОБВИНЕНИЯ И ОБВИНЯЕМЫЕ

В январе 1692 года одиннадцатилетняя Эбигайль Вильямс и девятилетняя Элизабет Паррис (племянница и дочь преподобного Парриса) начинают вести себя странно. Они корчатся от боли, прячутся за мебелью, жалуются на жар. Скоро такие же странности появляются в поведении подружек девочек, в том числе, одиннадцатилетней Анны Путнам – младшей. Эти симптомы оказались очень похожи на те, которые были у детей Гудвина и описывались Коттоном Матером. В феврале 1962 года доктор Уильям Григгс, не найдя лекарства для девочек, предполагает, что они пострадали от колдовства. Этот диагноз кажется убедительным в свете общей веры в то, что дьявол стремится вредить христианским детям. Тогда по просьбе соседки пасторских девочек Мэри Сибли служанка-рабыня Паррисов Титуба печет "ведьмин пирог" из ржаной муки и мочи девочек и скармливает его собаке. По распространенному поверью такой пирог должен противодействовать колдовству, собаке же его скормили, поскольку она считалась "фамилиаром" Дьявола. К этому времени «околдованных» девочек стало уже семь. Они корчились, принимали странные позы, жаловались, что их щиплют и кусают духи, рассказывали, что видели ведьм, летящих в зимнем небе. Жители поселка теперь уже не сомневались, что среди них бродит Дьявол, и девочки страдают от вреда, причиненного ведьмами по его наущению.

Под давлением священников и горожан, допытывающихся о причине болезни, Элизабет Паррис обвинила в колдовстве служанку Титубу (которая, и правда рассказывала детям о вуду, дурных предзнаменованиях и языческих обычаях родного Барбадоса долгими зимними вечерами, а может кое-что им и показывала). Также девочки указали на жившую в деревне нищенку Сару Гуд и на пожилую ворчливую соседку Паррисов Сару Осборн, которая не была в церкви более года. Семья Путнам подала жалобы магистратам и 29 февраля 1692 года обвиненные девочками женщины были арестованы и вскоре осмотрены (на их теле искали "ведьмины сосцы" – родинки или бородавки, посредством которых, по общему мнению, ведьмы кормят демонов). Рассказам девочек о нападениях духов и корчам, которые происходили с девочками в присутствии обвиняемых поверили, и их соседи – селяне тоже начали припоминать, как у кого-то из них протухали сыр и масло после визитов обвиняемых, приплод скотины оказывался больным… Допрос обвиняемых проводился в стандартной процедуре для того времени – одни и те же вопросы задавались снова и снова: «Является ли обвиняемая ведьмой? Видела ли она Сатану?», и тому подобное.

Осмотр ведьмы

Титуба сначала отрицала свою вину, но потом призналась, что к ней приходил высокий человек из Бостона (у обвинителей не было никаких сомнений, что это был Сатана), который иногда превращался в черную собаку или свинью и предлагал ей поставить подпись в его книге и помогать ему. Она признала, что занималась колдовством и подтвердила, что делала это вместе с четырьмя другими ведьмами, в том числе, с Сарой Гуд и Сарой Осборн, сказала, что они летали по воздуху на метлах. Ее признание значительно подогрело энтузиазм обвинителей, и охота на ведьм началась. Девочки заявляли, что на них нападают духи обвиняемых женщин.

Анна Путнам обвинила в колдовстве Марту Кори, а Эбигайль Вильямс винила еще Ребекку Нерс. Кори и Нерс также подверглись осмотру. Арестована и допрошена была даже четырехлетняя Доркас Гуд – четырехлетняя дочь Сары Гуд, поскольку девочки заявляли, что их кусает ее дух (четырехлетнюю девочку продержали в тюрьме 8 месяцев, откуда она провожала на виселицу свою мать (!). В апреле того же года обвинены в колдовстве Элизабет Проктор и Сара Клойс, пытавшаяся защитить сестру - Ребекку Нерс. Проктор и Клойс также подверглись осмотру. Муж Элизабет Проктор Джон, противящийся осмотру жены, стал первым мужчиной, которому было официально предъявлено обвинение в колдовстве.

В апреле же "околдованная" Мэри Уоррен – служанка в семье Прокторов заявила, что она лгала, что лгут и другие девочки (позднее она откажется от этих слов). Однако обвинения продолжались. Анна Путнам обвинила в колдовстве Жиля Кори, сказав, что ей причиняет вред дух мужчины, умершего в доме Кори. В апреле в колдовстве призналась еще одна из обвиняемых - Деливеранс Хоббс, она заявила что щипала девочек по велению Сатаны и летала на метле на шабаш в чистом поле. К списку обвиняемых добавились еще одна сестра Ребекки Нерс - Мэри Исти, осмотру подверглись Нихимия Абботт, Вильям и Деливеранс Хоббс, Эдвард и Сара Бишоп, Мэри Блэк, Сара Уайлдс, Мэри Инглиш, Сара Мори, Линдия Дастин, Сусанна Мартин, Доркас Хоар, Сара Черчилл. Наконец девочки обвинили в колдовстве бывшего пастора Салема Джорджа Бэрроуза (George Burroughs), который был арестован и помещен в тюрьму. В мае осмотру подверглись Джордж Джейкобс - старший и его внучка Маргарет Джейкобс. Тем временем в тюрьме умерла Сара Осборн, которую обвинили одной из первых. Арестован Роджер Тусекер (позднее он умрет в тюрьме).

СУД И ПРОЦЕСС

Салемское дело привлекло внимание общественности, и в мае 1692 года вернувшийся из Англии Губернатор Фиппс создал особый суд для заслушивания и принятия решения по салемскому делу (Court of Oyer and Terminer), назначил его судьями Джона Хавторна, Натаниеля Салтонсталла (его позднее заменит Корвин), Бартоломью Гедни, Питера Серджента, Самуэля Сьюэлла, Уэйта Стилла Винтропа, а также вице-губернатора Вильяма Стаутона (который был убежденным охотником за ведьмами). Трое из этих судей были близкими друзьями преподобного Коттона Матера. Иными словами, уже при формировании суда был очевиден обвинительный уклон. По совету Матера судьи принимали в качестве доказательств признания ведьм, так называемые "призрачные (спектральные) доказательства" (т.е. показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда, следы призрачных щипков и укусов), реакцию девочек на прикосновение обвиняемых, наличие «дьявольских отметин» на обвиняемых. Весьма специфические доказательства, что и говорить. Судьи осмотрели Марту Картер, Джона Алдена, Уилмота Редда, Элизабет Хоув и Филлипа Инглиша. (Инглиш и Алден сбежали из тюрьмы).

Первое дело, доведенное новым судом до конца было делом Бриджет Бишоп, которые суд рассмотрел в июне 1692 года. Бишоп было под шестьдесят, она была хозяйкой таверны, где мужчины пили сидр и играли. Старая Бриджет отличалась сварливым характером, не вовремя платила по счетам и эксцентрично одевалась (что в глазах многих пуритан уже могло быть признаком связи с дьяволом). Городской красильщик показал, что Бишоп приносила ему для покраски небольшие куски кружев, непригодные для какого-либо применения в гардеробе приличной женщины, что тоже было использовано как подтверждение ее ведьмовства. Муж ее сестры подтвердил, что к ней являлся Сатана. Свидетель показал, что видел, как дух Бишоп воровал яйца, и как она превращалась в черную кошку. Деливеранс Хоббс (к тому времени уже, вероятно, сошедшая с ума) и Мэри Уоррен, которые уже признались в колдовстве, также подтвердили, что Бишоп – ведьма. Житель деревни Самуэль Грей показал, что Бишоп приходила к нему ночами и мучила его. На теле Бишоп была найдена подозрительная бородавка, которая сошла за «ведьмин сосок». Некоторые девочки также подтвердили, что дух Бишоп приходил к ним. Нашлись и другие свидетели, которые связывали свои неприятности с Бриджет Бишоп. Ее признали виновной, Председатель Суда Салтонсталл подписал решение и 10 июня 1692 года Бриджет Бишоп была повешена.

Преподобный Коттон Матер следивший за развитием событий, начал сомневаться и призвал суд не использовать так называемые "призрачные (спектральные) доказательства" (т.е. показания девочек о том, что их мучают духи обвиняемых и симптомам причиняемого духами вреда), и осуществлять правосудие быстрее. Суд внимательно отнесся к критике скорости отправления правосудия, однако "спектральные доказательства", составлявшие абсолютное большинство имевшихся доказательств исключены не были. 29-30 июля 1692 года Ребекка Нерс, Сусанна Мартин, Сара Уайлдс, Сара Гуд и Элизабет Хоув были признаны виновными и приговорены к повешению, которое было осуществлено 19 июля 1692 года. К слову сказать, в отличие от Сары Осборн или Бриджет Бишоп, Ребекка Нерс была образцово-показательной прихожанкой, но это ее не спасло, поскольку девочки заявили, что она ведьма, а Анна Путнам показала, что Нерс заставляла ее подписаться в книге Сатаны. Тут следует упомянуть, что Нерс была одной из трех сестер Таунс (все они были обвинены в колдовстве), а семья Топсфилд, из которой происходили сестры, вела давнюю вражду с семейством Путнам. Важным доказательством против Ребекки Нерс также посчитали то, что вскорости после того, как она отругала Бенджамина Хоултона за то, что тот позволил своей свинье рыться в ее огороде, Хоултон умер. Присяжные признали Нерс невиновной, что не понравилось Председателю Суда Стаутону, которые велел присяжным пересмотреть вердикт с учетом утверждения Нерс, которое можно было посчитать признанием вины.

Рассмотрение дел продолжалось, а критика происходящего стала делом очень небезопасным. Трактирщик Джон Проктор, открыто критиковавший процессы, заплатил за свой скептицизм дорогую цену. Против него свидетельствовали Анна Путнам, Эбигайль Вильямс, Индеец Джон (раб Парриса, работавший в конкурирующем трактире и муж Титубы), а также восемнадцатилетняя Элизабет Бут, которые заявили, что духи сообщили им, что Проктор – серийный убийца. Проктор пытался бороться, добивался перевода рассмотрения дела в Бостон, однако это ему не удалось.

К перечню обвиняемых добавился и бывший пастор Салема Джордж Бэрроуз (он был пастором всего два года, и ушел с этой должности в связи со спорами по поводу денежного содержания и плохими отношениями с семейством Путнамов). Анна Путнам заявила, что он околдовал солдат, во время военной кампании против индейцев в 1688-89 и был виновен в ряде неудач в войнах с индейцами. Против Бэрроуза выступили тридцать обвинителей, в том числе раскаявшиеся ведьмы. Девятнадцатилетняя Мерси Льюис, которая заявила, что Бэрроуз летал с ней на вершину горы и обещал ей золотые горы, если она подпишется в книге Сатаны, но она отказалась. Эбигайль Хоббс заявила, что Бэрроуз давал ей магические куклы. Бэрроуза выставили зачинщиком и главой ведьмовского сообщества, возглавлявшим ведовские шабаши. В вину ему поставили даже физическую силу. У Бэрроуза была хорошая репутация и 32 жителя Салема, не смотря на опасность для самих себя, обратились к суду с петицией о признании Бэрроуза невиновным, однако спасти его не удалось.

5 августа 1692 года к виселице были приговорены Джордж Джакобс – старший, Марта Кэрриер, пастор Джордж Бэрроуз, Джон Виллард, Джон и Элизабет Проктор. Все они, кроме беременной Элизабет Проктор были повешены 19 августа 1692 года на Висельном холме. В последней попытке защитить себя пастор Бэрроуз, не признавший себя виновным в колдовстве, уже стоя у виселицы без запинки прочитал молитву господню «Отче наш» (считается, что ведьма или колдун не способны произнести молитву без запинки – это явно наследие римского права и присутствующих в нем формул. Считалось, что если человек путается в формуле, значит правда не на его стороне), толпа начала сомневаться, но Коттон Матер напомнил им, что Бэрроуз уже проиграл в суде, и Бэрроуз был повешен. Уже после этой казни Маргарет Джакобс отреклась от своих показаний, приведших к смерти ее деда.

9 сентября 1692 года приговариваются к виселице Марта Кори, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Доркас Хоар и Мэри Бредбери, в сентябре же предъявляется обвинение Жилю Кори. 17 сентября 1692 года к виселице приговариваются Маргарет Скотт, Вильмотт Редд, Самюель Вардвелл, Мэри Паркер, Эбигайль Фолкнер, Ребекка Эрнс, Мэри Лейси, Анна Фостер и Эбигайль Хоббс.

19 сентября 1692 года к восьмидесятилетнему Жилю Кори, который до того уже провел в тюрьме в цепях пять месяцев (как и его жена, которую тоже обвинили в колдовстве) применена процедура peine forte ex dure (при ней на грудную клетку лежащего человека, прикрытую доской выкладываются тяжелые камни, чтобы буквально выдавить из него признание своей вины), поскольку он отказался признать себя виновным или невиновным, чтобы сохранить свою ферму для семьи (в случае признания или непризнания вины все имущество обвиняемого конфисковалось). Кори был очень силен физически. Он умер, пробыв под грузом целых два дня.

22 сентября 1692 года повешены жена Жиля Кори Марта Кори, Маргарет Скотт, Мэри Исти, Элис Паркер, Анна Пудеатор, Вильмотт Редд, Самуэль Вардвелл и Мэри Паркер. Это были последние казни в Салемском процессе. Доркас Хоар призналась в колдовстве и тем избежала повешения.

Всего за время Салемского процесса 19 человек были повешены, 1 человек был до смерти задавлен камнями, 4 человека умерли в тюрьме, около двухсот человек попадали в тюрьму по обвинению в колдовстве. Также были убиты две собаки – приспешники ведьм.

Повешены Бриджет Бишоп, Ребекка Нерс, Сара Гуд, Сусанна Мартин, Элизабет Хоув, Сара Уайлдс, Джордж Бэрроуз, Марта Кэрриер, Джон Виллард, Джордж Джакоб – старший, Джон Проктор, Марта Кори, Мэри Исти, Анна Пудеатор, Элис Паркер, Мэри Паркер, Вилмот Редд, Маргарет Скотт, Самуэль Вардвелл. Задавлен камнями Жиль Кори. В тюрьме умерли Сара Осборн, Роджер Тусекер, Линдия Дастин, Анна Фостер и другие (до 13 человек).

Где точно похоронены казненные неизвестно, именно поэтому мемориал салемским ведьмам так напоминает надгробные плиты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме