Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проблемы частных земельных участков. Актуальные проблемы регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения Проблемы связанные с оформлением земельных участков


Наша компания предлагает юридическим и физическим лицам воспользоваться услугами наших юристов по вопросам проведения сделок с землёй и её оформлению. Наши услуги Мы готовы полностью сопроводить любую сделку с земельными участками. Независимо от её сути, мы выполним не только правовой анализ самого объекта и документации на него, а и обеспечим оперативную регистрацию прав на землю в Росреестре. Грамотная подготовка и проведение сделки – неотъемлемая часть общей процедуры по переходу права собственности или права пользования земельным.

Однако в силу действующего законодательства использование земли в Российской Федерации является платным. И, не оформляя соответствующие правоотношения (договор аренды или право собственности), собственники зданий рискуют быть привлеченными к административной ответственности в виде административных штрафов, исчисляемых от кадастровой стоимости такого земельного участка. Зачастую процесс оформления земли (начиная с получения кадастрового паспорта, заканчивая регистрацией договора аренды или перехода права собственности) занимает очень много времени и сил у тех, кто пытается решить данный вопрос самостоятельно, не прибегая к помощи юристов. Именно поэтому мы считаем, что оформлением земли под объектами недвижимости должны заниматься профессионалы с многолетним опытом. Возникновение необходимости оформить земельные участки под зданиями Как показывает практика, Клиенты обращаются к Юристам в большинстве случаев лишь при возникновении сложностей с решением данного вопроса Клиенты обращаются к юристам, когда оформление земли под зданием зашло в тупик, и решение данной проблемы требует больше времени и усилий, чем при работе с самого начала.

Услуги по оформлению земельных участков

Для начала стоит отметить, что юридическое оформление земельного участка зачастую называют приватизацией. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, проведение данной процедуры возможно далеко не во всех случаях. Адвокаты вправе предлагать свои услуги по оформлению земельных участков, только если регистрируемая земля не относится к территориям национальных парков, заказников, природных заповедников, курортным и лечебно-оздоровительным зонам.

Как избежать проблем при оформлении в собственность земельного участка?

Также не менее важно узнать, насколько реально подвести к электричество и другие коммуникации… Земля земле рознь Если вы присмотрели себе кусок земли вне организованного поселка или садового товарищества, нужно тщательно проверить все документы. Первое, на что обращайте внимание, - категория и вид разрешенного использования участка. Грубейшей ошибкой будет покупка земли сельскохозяйственного назначения - вам не удастся получить разрешение на строительство или оформить возведенный дом (суд может признать его самовольной постройкой и обязать снести).

Есть недвижимость, нет земли или проблемы оформления прав на землю под объектами недвижимости

Ну а как приобрести партнеров без впечатляющей презентации об успешно продвигающемся бизнесе и множестве чистых со всех сторон активов? Невозможно. Итак, мы подошли к инвентаризации основных средств компании. И какие же активы исследуются в первую очередь? Конечно, недвижимость. И если компания немолодая, то очень велика вероятность, что эта самая недвижимость была приобретена в каком-нибудь лохматом году без надлежащего оформления.

Проблемы оформления земельного участка

Самара Ответы юристов (8) Добрый день. Уточните, пожалуйста: деньги получены в счет оплаты дома, а документы на этот дом у покупателя есть? 12 Февраля 2014, 08:41 Есть вопрос к юристу? Если документы на дом есть, то, на котором расположен дом, также принадлежит собственнику дома. В земельном законодательстве действует принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости: п.5 статьи 1 Земельного кодекса РФ: единство судьбы земельных и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков Это означает, что при продаже дома продавец автоматически передал право собственности на земельный под ним.Для оформления права собственности на земельный участок Вам необходимо установить его границы (провести межевание), поставить на кадастровый учет и зарегистрировать на основании кадастрового паспорта и документов на дом право собственности на зем. 12 Февраля 2014, 08:45 Признать в судебном порядке право собственности на.

Государственная регистрация - это без сомнения, одно из важнейших направлений в РФ государственного управления, затрагивающей сферы земельно-правовых отношений, так как она требуется для того, чтобы определить правовой статус земельных участков, наиболее благоприятной организации высокоэффективного и бесспорно ясного механизма их оборота. В настоящее время представить оборот земельных участков, без совершения государственной регистрации просто не представляется возможным.

Что же это такое государственная регистрация? Понятие этого термина раскрывается в части 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», где государственной регистрацией прав на недвижимое имущество является юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. В нашем случае - на земельные участки, т.к. государственную регистрацию в нашей статье мы будем рассматривать только в данном аспекте.

Изначально право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время государственная регистрация права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться на расстоянии - через Многофункциональный центр предоставления услуг с использованием электронного документооборота.

Особое место в электронном документообороте занимает задача распознать мотивированное желание, решить которую призвана электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) - пожалуй, самый удобный современный инструмент для совершения каких-либо сделок в отдаленном режиме и обмена юридической документацией.

Согласно распоряжению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от 27.03.2014 № Р/32 утверждены такие требования, как коммуникабельность, проверка ЭЦП, возможность подтверждения подлинности ЭЦП заявителя при оказании государственных услуг в электронном виде, а также требования к составу квалифицированного сертификата ключа проверки электронной цифровой подписи.

Для того, чтобы обеспечить соединимость со средствами ЭЦП, которые применяются в территориальных органах и подведомственных учреждениях Росреестра, средства ЭЦП должны иметь сертификат в соответствии с законодательством РФ и соответствовать требованиям взаимозависимости, квалифицированному сертификату ключа проверки ЭЦП, и также обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной ЭЦП при оказании государственных социальных услуг в электронном виде (используется формат отсоединенного файла ЭП, соответствующий спецификации RFC 5652) (п.1).

Прежде, чем определиться с выбором того или иного вида электронной подписи следует иметь в виду то, что необходимо учесть различные сферы использования каждого из видов подписей. ФЗ «Об электронной подписи» установил две презумпции. Одна из них выражается в том, что документы, подписанные электронной подписью, имеют такое же равнозначное значение бумажному документу, который может быть подписан собственноручно. Также существуют исключения, которые предусмотрены только в тех случаях, когда закон требует обязательность соблюдения письменной формы документа.

Наряду с преимуществами, использование ЭП при регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения может вызвать и некоторые затруднения.

Если говорить об основной проблеме, препятствующей широкому использованию ЭЦП в МФЦ, то она заключается в дефиците доверия со стороны населения инновационным, высокотехнологичным решениям задач, которые стоят перед современным человеком .

На наш взгляд, причины нехватки доверия кроятся в том, что у большей части населения страны, информационная культура развития - совершенно на низком уровне. К тому же, соцобеспечение электронного документооборота требует наличия определенных технических средств, необходимый по меньшей мере набор знаний, который позволит без малейших затруднений использовать продукт современного информационного общества - электронную подпись.

Кроме того не все многофункциональные центры оснащены специализированным оборудованием по защите и обработке данных от неутвержденных изменений. Кроме того, социальному активному использованию ЭЦП препятствует ее цена и необходимость оформления различных видов подписей для беспрепятственного взаимодействия с разными государственными органами и наличия доступа к различным базам данных.

Однако, как показывает практика, даже при наличии вышеназванных недостатков, массовое использование информационных продуктов не заставляет долго ждать. Давний тезис «будущее за информационными технологиями», который мы давно с вами произносим, успел себя оправдать. Ведь главные преимущественные аргументы при использовании современных информационных продуктов - это экономия нашего с вами времени, мобильность, надежность и главное удобство на сегодняшний день обеспечивают непотопляемость на конкурентном рынке. Использование ЭЦП именно выражает названные выше преимущества. Электронная подпись - это «краеугольный камень» развития электронного документооборота в РФ, интенсивного экономического развития страны, успешного функционирования отношения государства и социального населения в целом. И дальнейшее широкое ее использование при регистрации права собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, следует полагать, дело самого ближайшего будущего.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Российская газета", № 145, 30.07.1997.
  2. Распоряжение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27 марта 2014 г. № Р/32 “О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии информации о требованиях к совместимости, квалифицированному сертификату ключа проверки электронной подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя при оказании Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственных услуг в электронном виде” // СПС «Гарант», обновление от 12.03.2018 года
  3. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 23.06.2016) "Об электронной подписи" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017) // "Собрание законодательства РФ", 11.04.2011, № 15, ст. 2036.
  4. Шадрина Т. Роскликом пера. Визировать документы теперь можно по Интернету // Российская газета. - 08.04.2011 - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2011/04/08/sign.html#comments

6. Авилова И.П., Стрекозова Л.В. Ретроспективный подход к оценке организационно -технологических рисков инвестиционно -строительного проекта // Недвижимость: экономика, управление. 2013. № 1. С. 24-27.

© Попов А.Л, Абакумов Р.Г., 2016

Ж.М. Погребняк

ОСОБЕННОСТИ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАВЕРШЕНИЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Аннотация

Статья посвящена особенностям завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, начатого по решениям органов местного самоуправления и исполнительной власти, принятым до 21 марта 2014 года

Ключевые слова

Завершение оформления прав на земельные участки, разрешение на разработку технической документации по землеустройству, передача земельных участков в собственность граждан

Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 29.12.2015) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (статья 12 «Действие документов, выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым и города Севастополя») предусмотрено, что «на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения» .

В целях реализации указанных положений Федерального конституционного закона были приняты Закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Постановления Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. №264 и от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее -Порядок). Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке завершения оформления прав, начатого до 21 марта 2014 года.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

В понимании смысла статьи 13 Закона Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и пункта 4 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 г. .№313 , такое завершение осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Фактически идёт речь о неисполненных решениях, конечной целью реализации которых была, в том числе, и передача земельных участков в собственность физических лиц в порядке бесплатной приватизации земли, предусмотренной для граждан Украины.

Вместе с тем, дата принятия решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству до 14 октября 2008 года, а также ссылки в текстах указанных решений о сроках их действия оказались препятствием для реализации права жителей Крыма на предоставление им в собственность земельных участков в порядке завершения оформления прав. Такие ограничения прямо не предусмотрены Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК и Постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 г. №313, однако содержатся в письменных разъяснениях №01/2233 от 26.06.2015 г. Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относительно завершения оформления прав на земельные участки согласно порядку, утвержденному постановлением СМ РК от 02.09.2014 г. №313 . Согласно этим разъяснениям к действующим решениям отнесены решения, принятые в период с 14.10.2008 г. по 21.03.2014 г. (за исключением решений, в которых указан срок их действия, истекший до 21.03.2014 г.). Решения, принятые до 14.10.2008 г., исключены Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым из категории оснований завершения оформления прав граждан на земельные участки со ссылкой на пункт 3 раздела второго Закона Украины №509-VI от 16.09.2008 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» (далее - Закон Украины №509-VI) . По мнению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, решения, принятые до 14.10.2008 г. утратили своё действие 14.10.2010 г.

Позиция Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении применения ко всем случаям завершения оформления прав на земельные участки пункта 3 раздела 2 «Заключительные положения» Закона Украины №509-VI , вступившего в силу 14.10.2008 г., на который ссылается в своих разъяснениях Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, по моему мнению, является спорной. Полагаю, что применение вышеуказанного разъяснения Министерства имущественных и земельных отношений, как документа, не являющегося нормативным правовым актом, возможно не во всех случаях завершения оформления прав на землю.

Законом Украины №509-VI , ссылка на который содержится в разъяснениях министерства, изложены в новой редакции статьи 124 и 134 Земельного кодекса Украины , а также внесены дополнения в раздел Х «Переходные положения». Новая редакция статей, а также внесённые изменения и дополнения не касаются передачи земельных участков в собственность граждан. Они предусматривают новые условия для передачи земельных участков в аренду исключительно под застройку, в том числе и предельные сроки действия разрешений (распоряжений) при передаче земельных участков в аренду.

С принятием Закона Украины №509-VI были ограничены права заинтересованных граждан и юридических лиц, которым было выдано разрешение на составление документации по землеустройству для отвода в аренду земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности для целей, которые не подпадали под действие ч. 2, 3 ст. 134 ЗК Украины . В связи с этим законодателем для таких случаев была предусмотрена возможность реализовать такие решения в течение двух лет со дня вступления в силу Закона Украины №509-VI , то есть до 14.10.2010 г. Вместе с тем, передача земельных участков в собственность граждан в порядке бесплатной приватизации не требовала проведения земельных торгов, в связи с чем действие пункта 3 раздела 2 Закона Украины №509-VI на данные правоотношения не распространялось и не распространяется. А к землям сельскохозяйственного назначения положения данного Закона вообще не применялись, поскольку категория земель, являющихся предметом регулирования данного

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_

закона, иная - земли, предназначенные для строительства объектов (о сложившейся судебной практике - в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 16.09.2014 г. по делу 3-46гс14 ). Применение по аналогии законодательства Украины, которое не регулирует спорные правоотношения, противоречит принципам правового регулирования, положенным в основу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. №6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" .

Пункты принятых до 21.03.2014 г. решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, которыми устанавливались сроки действия этих решений, являются ошибочными. Ограничение срока действия решения какой-либо конкретной датой или периодом не было предусмотрено украинским законодательством, регулирующим земельные отношения и сферу полномочий органов местного самоуправления и исполнительной власти. На период принятия решений, которые являются основаниями для завершения оформления прав на земельные участки, земельные отношения в Украине регулировались Конституцией, Земельным кодексом , а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами (ст. 3 Земельного кодекса Украины ). Органы местного самоуправления и исполнительной власти при принятии указанных решений обязаны были действовать в рамках предоставленных статьями 17 и 118 ЗК Украины полномочий в сфере земельных отношений. Граждане, в свою очередь, согласно ст. ст. 35, 116 ЗК Украины имели право приобретать бесплатно в собственность земельные участки из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм, предусмотренных ст. 121 ЗК Украины . Ни одним законом, кодексом либо иным нормативно-правовым актом Украины, регулирующими земельные отношения и полномочия органов местного самоуправления и исполнительной власти, не предусмотрено ограничение действия во времени решений, принятых в порядке реализации процедуры предоставления земель гражданам в собственность в порядке бесплатной приватизации. Органы местного самоуправления и исполнительной власти, ограничивая во времени срок действия своих решений, вышли за пределы своих полномочий и нарушили действовавшее на тот момент земельное законодательство, а также неправомерно ограничили права граждан.

Кроме того, остаётся открытым вопрос о том, к чему отнесены временные ограничения: к разрешению на разработку проекта землеустройства, к началу таких работ по разработке проекта, ко времени окончания разработки проекта или ко всему решению как акту ненормативного характера. Решение органа местного самоуправления и исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству в порядке бесплатной приватизации земли гражданами-физическими лицами, как акт, не имеющий нормативного характера, или индивидуальный акт, в силу положений закона имеет особенность: его действие прекращается с прекращением существования конкретных общественных отношений. Те отношения, с целью урегулирования которых были приняты вышеуказанные решения, не прекращены. Поэтому с правовой точки зрения, пункт об ограничении срока действия принятых до 21.03.2014 г. решений органов местного самоуправления и исполнительной власти не соответствует закону, а потому не обладает юридической силой. А сами решения следует считать основаниями к завершению оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым как действительные и действующие. Эффективным решением сложившейся ситуации является предложение законодательной инициативы в Государственный Совет Республики Крым о внесении изменений в Закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» , что позволит избежать неоднозначного толкования и применения правовых норм на региональном уровне.

Список использованной литературы:

1. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070

2. Закон Республики Крым от 31.07.2014 г. №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Постановление Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 г. №264//Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Постановление Совета министров Республики Крым и от 02.09.2014 г. №313 «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Письменные разъяснения №01/2233 от 26.06.2015 г. Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым относительно завершения оформления прав на земельные участки согласно порядку, утвержденному постановлением СМ РК от 02.09.2014 г. №313// http://mzem.rk.gov.ru/rus/rukov.htm.

6. Закон Украины №509-У! от 16.09.2008 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству»// zakon.rada.gov.ua.

7. Постановление Пленума Верховного Суда Украины от 16.09.2014 г. по делу 3-46гс14// zakon.rada.gov.ua.

8. Земельный кодекс Украины//zakon.rada.gov.ua.

© Погребняк Ж.М., 2016

Ж.М. Погребняк

г. Саки, Республика Крым, Российская Федерация

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация

Статья посвящена особенностям международной правосубъектности субъектов Российской Федерации, проблемам заключения, исполнения и прекращения международных договоров субъектами Российской Федерации

Ключевые слова

Международная правосубъектность, договорная правоспособность, вопросы ведения субъектов РФ,

представительство в иностранных государствах

На современном этапе развития российского общества изучение вопроса международной правосубъектности субъектов Российской Федерации особо актуально. Субъекты Российской Федерации, самостоятельно выступая на международной арене, имеют возможность реализовать больший объем прав, исходя из потребностей конкретного региона страны. Заявления о самостоятельной правосубъектности некоторых субъектов РФ обратило внимание общественности на детальное изучение данного института. Поэтому целесообразным считается изучение таких заявлений для выяснения их правомерности. Субъектами Российской Федерации предпринимаются попытки выступать на международной арене самостоятельно, заключать соглашения с субъектами иностранных федераций и административно-территориальными единицами, а также обмениваться с ними представительствами.

В некоторых субъектах РФ приняты нормативные акты, предусматривающие процедуру заключения, исполнения и прекращения договоров от имени субъекта РФ. Примерами таких актов являются Устав Воронежской области от 7 июня 2006 года , Устав Свердловской области от 25 декабря 2015 года , Устав (Основного Закона) Ставропольского края от 12 октября 1994 года № 6-кз , Устав Иркутской области от 10 февраля 1995 года и другие уставы субъектов РФ.

Стародумова С.Ю., преподаватель кафедры гражданского права и процесса Саратовского юридического института МВД России.

В статье проанализированы наиболее актуальные проблемы приобретения права собственности на земельные участки, рассмотрены различные способы признания права собственности на землю, выявлены противоречия действующего законодательства и предложены пути их решения.

In article the most actual problems of buying of the property on the ground areas are analysed. Various ways of a recognition of the property right to the ground are considered. Contradictions of the current legislation are revealed and ways of their decision are offered <*>.

<*> Starodumova S.Yu. Certain topical issues of acquisition of a right of ownership to land in the Russian Federation.

Разнообразие форм собственности на землю, закрепленное Конституцией РФ, обусловило широкую систему возникновения прав на данный природный ресурс. Учитывая, что отношения по поводу земли регулируются как частным, так и публичным правом, до настоящего времени идет спор, какой отрасли права отдать преимущество: гражданскому, земельному или административному праву?

С одной стороны, земельные отношения носят имущественный характер. То, в какой мере земельные участки могут стать объектами гражданских отношений, устанавливается земельным законодательством, в свою очередь, пользование, владение и распоряжение земельными участками изначально возникли именно на основе административных актов.

В рамках общей характеристики первоначальных и производных способов приобретения права собственности способам приобретения прав на земельные участки присущи свои особенности. Анализируя в настоящей статье различные способы приобретения прав на земельные участки, можно констатировать, что приобрести в собственность земельный участок можно только производными способами.

Во-первых, земли, не принадлежащие физическим или юридическим лицам, являются собственностью государства (ст. 16 ЗК РФ).

Во-вторых, если собственность на земли не разграничена, то распоряжение такими земельными участками осуществляется органами местного самоуправления, т.е. при отсутствии установленного собственника данное недвижимое имущество не признается бесхозяйным <1>, хотя на практике у большинства объектов недвижимости не определены хозяйствующие субъекты, что приводит не только к разрушению объектов недвижимости, но и угрожает жизни и здоровью населения. Так, при расследовании пожара в Доме ветеранов в Республике Коми было выявлено, что у данного учреждения отсутствует какой-либо юридический статус. Данный факт привел к гибели людей, а также выявил проблему установления статуса как здания, так и земельного участка, необходимого для его использования.

<1> Ст. 10 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 1 декабря 2007 г.) // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

В-третьих, порядок передачи земельных участков в собственность, деление территорий по целевому назначению, ограничения по передаче земель в собственность закреплены как земельным, так и федеральным законодательством.

И наконец, возникновение, изменение либо прекращение прав собственности подлежат государственной регистрации.

Отметим, что действующее законодательство предусматривает три основные категории способов признания права собственности на землю:

  • переоформление ранее принадлежавших прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами (п. 9.1 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 265 - 267 ГК РФ, ст. 21 ЗК РФ);
  • административный порядок признания права собственности на земельные участки (ст. 28, 36 ЗК РФ);
  • гражданско-правовой способ признания права собственности на землю (ст. 34, 37, 38 ЗК РФ, ст. 217, 552, 1181 ГК РФ).

Полагаем, что отдельно можно выделить судебный способ установления права собственности на землю (ст. 12 ГК РФ, ст. 59 ЗК РФ). Из указанных способов наиболее распространенным в существующей экономической формации представляется гражданско-правовой способ, выражающийся в заключении сделок купли-продажи земельного участка, выкупе земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оформлении права собственности в связи со вступлением в наследство и в совершении ряда других гражданско-правовых действий.

На практике большинство проблем связано с установлением права собственности на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости. Так, при определении принадлежности зданий и сооружений определенному собственнику нельзя обходить стороной вопрос о "единстве судьбы" земельного участка с таким имуществом. Фактически при определении принадлежности здания, сооружения либо иного недвижимого имущества собственнику происходит борьба за право распоряжаться земельным участком, необходимым для использования такого имущества.

В частности, обращают на себя внимание случаи неоднократного освещения в СМИ ситуации вокруг здания на улице Новаторов, г. Москва, которое местная православная община считала бывшим храмом. При этом налицо противостояние чиновников и общества, ставшего на защиту спорного по статусу строения (то ли центральный теплопункт, то ли остов церкви, освященной в 1914 г.). За четыре года бюрократических отписок так и не последовало обращения в суд за установлением статуса здания, а соответственно, принадлежности земельного участка. Спорное здание разрушено, а на его месте, возможно, будет возведена парковка или спортивная площадка. Время покажет, ради какого целевого использования земельного участка было снесено здание, ассоциируется прихожанами и священнослужителями с Преображенским храмом.

Такой способ, как переоформление ранее принадлежащих прав на земельные участки, по своей природе носит административный характер (поскольку осуществляется через органы исполнительной власти и местного самоуправления) и в настоящее время становится все менее актуальным. Под переоформлением прав на земельные участки законодатель подразумевает установление права собственности на землю землевладельцами и землепользователями. Данные лица владеют (пользуются) земельными участками на правах пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования. При этом законодательное отношение к порядку переоформления прав физическими и юридическими лицами не одинаковое.

Если граждане не ограничены какими-либо сроками по оформлению прав собственности на землю, то права большинства юридических лиц находятся под угрозой. Например , религиозные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования в срок до 1 января 2010 г., а остальные юридические лица (кроме особо оговоренных в Земельном кодексе РФ) - до 1 января 2013 г. В лучшем случае данное положение приведет к применению штрафных санкций в размере от двадцати тысяч до ста тысяч рублей (вводимых с 2011 г. КоАП РФ). А в худшем? К изъятию земельных участков у данных субъектов, т.е. прекращению каких-либо прав на землю? В настоящее время законодатель не предусмотрел иных санкций за пропуск сроков переоформления (перерегистрации) земельных прав, кроме штрафных. Хочется обратить внимание на тот факт, что после вступления в силу Земельного кодекса РФ обязательные сроки переоформления прав на земельные участки неоднократно переносились. Например , изначально срок переоформления земельных прав был установлен до 2006 г., затем перенесен до 2008 г. и, наконец, изменен до 2013 г. Таким образом, законодатель постарался установить временные рамки сроков оформления земельных прав, т.е. без неблагоприятных последствий - до 2011 г., а максимально возможные - до 2013 г.

На наш взгляд, чтобы устранить существующие недостатки в земельном законодательстве, можно пойти двумя путями. С одной стороны, можно технически внести изменения в ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", заменив слово "обязаны" переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на слово "вправе", что повлечет отмену штрафных санкций и приравняет в правах физических и юридических лиц.

С другой стороны, вводимую с 2011 г. статью 7.34 КоАП РФ можно дополнить абзацем: "Неоднократное нарушение установленных земельным законодательством сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность влечет прекращение установленного права".

При этом судебная практика склоняется к тому, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Таким образом, и привлечение к ответственности за нарушение сроков оформления прав может осуществляться только в судебном порядке. При этом у субъекта будет последняя возможность в судебном порядке установить новое право на земельный участок.

Стремясь избежать неблагоприятных последствий, а также в целях стимулирования субъектов реализовать предоставленные права на переоформление в 2006 г. был принят Закон <2>, упрощающий данную процедуру и закрепляющий обязанность определенных органов содействовать в оформлении документов для установления права собственности, а при возникновении споров принимать меры по заключению мировых соглашений. Такое положение, видимо, закрепляется в связи с отсутствием в законодательстве лица, определяющего, на каком из двух возможных видов прав (собственности или аренды) будет предоставлен земельный участок. С одной стороны, способ реализации предоставленных прав выбирает сам субъект, с другой стороны, решение о предоставлении участка на выбранном праве принимает уполномоченный орган. Первому выгоднее приобрести имущество в собственность, второму - переоформить на право аренды. Разрешение сложившейся ситуации сводится к принуждению в судебном порядке ответственных за оформление документов органов принимать правоустанавливающие решения в интересах заявителя.

<2> Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (в ред. от 13 мая 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. N 27. Ст. 2881.

В отличие от переоформления ранее принадлежавших прав административный порядок установления права собственности применяется в отношении новых земельных правоотношений.

Административный порядок установления права собственности на вновь предоставляемые земельные участки является наиболее сложным способом возникновения права собственности и отличается бюрократизмом и многочисленными нарушениями прав граждан и юридических лиц. В рамках реализации данного права выносится акт соответствующего органа (с сопутствующим согласованием различных инстанций), с решением вопроса, в какой форме будет предоставлен земельный участок: платной или бесплатной. Сам Земельный кодекс практически не раскрывает случаи бесплатного предоставления земельных участков, но такие положения закрепляются федеральным и региональным законодательством. Причем по общему правилу выделение земельных участков в собственность должно производиться за плату. Однако региональным законодательством закрепляются исключительные случаи бесплатной передачи земли.

Например , в рамках своих полномочий органы местного самоуправления Ленинградской области в 2008 г. закрепили бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области <3>. Недостатком данного Закона являются отсутствие разработанного порядка предоставления земельных участков, отсутствие указания на максимальные размеры предоставления земельных участков, а также ряд других положений, требующих законодательного урегулирования, в связи с чем на данном этапе реализовать предоставленные права граждане не могут.

<3> Областной закон Ленинградской области от 14 октября 2008 г. N 105-ОЗ "О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области".

Аналогичные положения были реализованы в Новгородской области с принятием Областного закона от 29 апреля 2002 г. N 39-ОЗ "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области", в Смоленской области с принятием Закона от 29 мая 2003 г. "О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно" и в ряде других регионов.

Также в Саратовской области предусмотрены случаи однократного бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства в сельской местности, для крестьянского (фермерского) хозяйства, для садоводства, огородничества и животноводства, а также для дачного строительства <4>.

<4> Закон Саратовской области от 21 мая 2004 г. N 23-ЗСО "О земле" (в ред. от 31 октября 2008 г.) // Саратов - столица Поволжья. 2004. N 99(1050).

Что касается судебного порядка установления права собственности на землю, то в настоящее время суды рассматривают значительное число споров как при отказе в предоставлении земельных участков, так и по поводу их предоставления на том или ином праве. Так, в Архангельской области рассматривалось дело по иску о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка. Истец в 2004 г. в соответствии со ст. 17 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ст. 28 Земельного кодекса РФ обратился за бесплатным предоставлением земельного участка для жилищного строительства. В процессе оформления всех необходимых документов в 2005 г. Федеральным законом N 122-ФЗ "О монетизации льгот" военнослужащие утратили право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем в предоставлении земельного участка было отказано <5>. Так как акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие, заявитель обратился в суд и обжаловал действия мэрии. Суд вынес решение в пользу военнослужащего.

<5> См.: Дело N 2-64/07 // Архив Ломоносовского районного суда г. Архангельска за 2007 г.

Таким образом, достаточное количество вопросов, возникающих в процессе реализации прав на приобретение в собственность земельных участков, требует теоретического осмысления и практической реализации.

В соответствии со ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Оформление земельного участка и приобретение на него прав имеет ряд тонкостей, которые зависят от многих факторов: категория земельного участка, вид права, субъекты правоотношения.
Основными трудностями, возникающими при оформлении прав на землю, как правило, являются: отсутствие либо неполнота первичных документов, помарки и исправления в документах, отсутствие оригиналов, необходимость проведения землеустроительных работ, согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, необходимость получения кадастрового паспорта на землю, наличие на земельном участке сторонних собственников, возможность существования специальных режимов (охранные зоны, защитные полосы), ограничивающие приобретение и использование недвижимости, наличие обременения, наличие такого факта, как отчуждение части земельного участка, что повлекло изменение его площади.
При самостоятельном оформлении прав собственности на земельный участок у граждан возникают трудности, связанные, прежде всего с тем, что нигде не прописан порядок сбора необходимых документов. Для того чтобы понять, куда идти и с чего начинать процедуру оформления земельного участка, требуется большое количество времени. Часто, из-за незнания процедуры, приходится получать одни и те же документы по несколько раз, при этом у всех документов различные сроки действия, и, дожидаясь получения одного, документы другой становятся недействительными. В связи с этим оформление прав на земельный участок может занять огромное количество времени и затянутся на годы.
Нередко документы, которые используются при оформлении земельного участка, могут содержать недостатки. Например, указаны не все реквизиты сторон, отсутствуют необходимые печати или неточно описан предмет сделки. При этом доказывать наличие права и собирать «правильные» документы на земельный участок придется заявителю.
На практике возникают ситуации, когда при приобретении объектов недвижимости их правообладатели сталкиваются с необходимостью оформления земельных правоотношений, так как права на земельные участки не были оформлены в должном порядке.
Например, в 90-е годы земельные участки предоставлялись в ускоренном порядке и в государственную базу данных не вносились полноценные сведения о них, в частности, не указывались точные сведения о местоположении границ участков. При этом зачастую оформление земельных отношений необходимо начинать с формирования земельного участка, занятого объектами недвижимости, и постановки его на государственный кадастровый учет. При оформлении документов граждане сталкиваются с ситуацией, когда за собственный счет необходимо провести работы по межеванию (внесению изменений в сведения государственного кадастра недвижимости).
Постановка на кадастровый учет земельного участка, внесение изменений в кадастровые сведения о земельном участке происходит только на основании предоставленного в орган кадастрового учета межевого плана земельного участка.
Обычно порядок оформления земли требует оформление таких документов на землю, как:
- кадастровый план земельного участка. Один из самых важных документов. Время на согласование границ земельного участка, оформление прав на землю и последующая судьба участка будет зависеть от правильного его составления.
- декларация на создаваемые или созданные объекты. Данный документ в некоторых случаях позволяет упростить порядок оформления прав на землю.
- акт согласования границ. Земельный участок, согласование и оформление земли которого требуется, при этом измеряется специалистами и полученные сведения согласуются со всеми соседями, чьи участки примыкают к оформляемому участку. Согласование границ земельного участка завершается подписанием акта согласования границ.
Обладая знаниями, можно избежать многих трудностей при оформлении земельного участка, но, к сожалению, мало кто из простых граждан, ранее не сталкивавшихся с оформлением прав на земельные участки, обладает этими необходимыми знаниями.
Набор необходимых документов и порядок оформления земельного участка зависят от многих факторов. Например, от категории земельного участка, так как правовой режим земель определятся исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (п.2 ст.7 Земельного кодекса российской Федерации). Поэтому в зависимости от ситуации состав документов будет различным.
Главное при оформлении земельных участков проверять их статус, соответствие реальных границ кадастровому плану, наличие претензий третьих лиц.
Правильное оформление технической документации и своевременное прохождение технических процедур гарантируют в будущем отсутствие проблем при государственной регистрации прав и сделок с земельными участками и объектами недвижимости. Многие вопросы, связанные с землей, требуют специальных технических познаний в области землеустройства, кадастрового учета и иных областях, что требует квалифицированной юридической помощи еще до стадии оформления прав на землю.
Перегудова Екатерина
Центр Правовых Технологий



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме