Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политики оценили ситуацию в грузии перед выборами. Политика по-грузински: борьба синей и красной розы

​В тбилисском аэропорту вернувшуюся из Москвы 5 октября группу депутатов из партии «Альянс патриотов» встречали протестной акцией.

Молодые люди держали плакаты, на которых самым мягким словом было «предатели». По заявлению участников акции из молодежного крыла партии «Свободные демократы», «постыдно, когда идут переговоры с представителями страны-оккупанта в обход государства».

Сами депутаты заявили, что члены парламента Грузии от партии «Альянс патриотов Грузии» Георгий Ломиа, Нато Чхеидзе и Ада Маршаниа создают группу контакта совместно с депутатами Государственной думы России. «Альянс патриотов» – новая в политике Грузии партия, она создана в 2012 году с помощью телевизора – в буквальном смысле этого слова. Лидер партии Ирма Инашвили – владелица «Объективи», одного из многочисленных малобюджетных телеканалов, которых в Грузии несколько десятков. Поскольку Конституция Грузии запрещает деятельность государственных СМИ, то часть независимых газет или телеканалов не скрывают или свою финансовую, или идеологическую связь с партиями.

Канал «Объективи» с самого начала своей работы – в середине 2000-х годов – позиционировал себя как оппозиционный президенту Саакашвили, а в сентябре 2012 года – первым запустил в эфир фильм о насилии в тюрьмах, который оказался фальшивкой: он состоял из кадров, в которых актер играл якобы изнасилованного заключенного, а на стене камеры была нарисована цифра «5», указывающий на избирательный номер партии Саакашвили. Этот фильм сыграл одну из решающих ролей в том, что партия Саакашвили проиграла выборы: впечатленные избиратели не стали выяснять, кто и зачем сделал эту фальшивку. Зрители телеканала – это люмпенизированная часть общества, составляющая электорат «Альянса патриотов», их в прошлом году на выборах оказалось 88109 человек, то есть 5,1%.

На выборах 2016 года «Альянс патриотов» еле пролез в парламент, набрав лишние несколько голосов для того, чтобы получить 6 мест в парламенте – из 150. Партия не скрывает своих антитурецких взглядов, а также выступает против интеграции Грузии с ЕС и НАТО. Соответственно, «патриоты» не скрывают свои симпатии к Кремлю, настаивая, что будущее – и особенно восстановление территориальной целостности – зависит от расположения России, а потому, они намерены ездить в Москву и дальше. Однако, ни правительство, ни тем более парламент не давали полномочий «Альянсу патриотов» вести какие-либо переговоры, а поездки в Москву расцениваются исключительно, как частные.

На самом деле частных поездок было немало: каждый, кто уходил от Саакашвили или кого отстраняли от работы – рано или поздно устремлял взоры на север, откуда, по давнему выражению Эдуарда Шеварднадзе, «встает солнце для Грузии». До 2008 года такие поездки если и были, то они или не афишировались, или им не придавали значения. Начало осложнений в отношениях Грузии и России датируется началом 2006 года, до этого Владимир Путин и Михеил Саакашвили встречались четыре раза – начиная с февраля 2004 года, сразу после избрания нового президента Грузии. Последняя встреча состоялась 16 ноября 2005 года, через месяц Путин даже прислал Саакашвили поздравительную телеграмму в связи с днем его рождения, в которой российский президент выразил убежденность в том, «что конструктивный диалог по всему спектру российско-грузинского сотрудничества будет способствовать улучшению отношений между Россией и Грузией, послужит интересам народов двух стран, укреплению мира и стабильности на Кавказе». Еще через месяц, 22 января 2006 года, на Северном Кавказе были взорваны газопровод и ЛЭП, поставляющие в Грузию газ и электричество.

Эти взрывы были объявлением войны молодому грузинскому лидеру, который отказался от предложения Путина вернуться под кремлевское крыло. В 2006 году началась депортация этнических грузин, введено эмбарго на импорт вина, цитрусовых и минеральной воды, в ответ Грузия потребовала вывести со своей территории все российские военные базы. Кремль начал подготовку операций для свержения Саакашвили: для начала, в 2007 году, был послан соратник Бориса Березовского, российский миллионер Бадри Патаркацишвили, но подготовленный им переворот потерпел неудачу. В 2008 году Путин решил взять Грузию силой – не вышло, с 2010 года при поддержке России каждый год проводились акции, которые, по замыслу Кремля, должны были охватить всю Грузию – тоже не получилось.

Одним из первых тропинку в Москву протоптал экс-премьер правительства Грузии в 2005-2007 годах Зураб Ногаидели – бывший министр финансов в правительстве Шеварднадзе. В мае 2010 года к нему присоединилась Нино Бурджанадзе, покинувшая власть после августовской войны 2008 года. В первый раз полетев в Москву Ногаидели заявил, что будет встречаться только с грузинской диаспорой, но 9 февраля 2010 года он, как лидер партии «За справедливую Грузию», подписал с «Единой Россией» соглашение о сотрудничестве. В документе говорилось, что, «стремясь внести вклад в восстановление добрососедства между Грузией и Россией», партии «будут консультироваться и обмениваться информацией по актуальным вопросам ситуации в двух странах».

Только за один 2010 год, спустя полтора года после войны и признания Россией «независимости» Абхазии и «Южной Осетии» Ногаидели разворачивает бурную деятельность, ежемесячно посещая Москву. В мае он привез с собой и Нино Бурджанадзе, вместе с ней и Путиным они открыли в Москве камень в память о мемориале в Кутаиси. Оба грузинских политика молча выслушали пассаж Путина, сравнившего власть в Тбилиси с фашистами: «В свое время нацисты жгли книги на площадях, пытались оболванить, превратить в слепое орудие миллионы людей, целые народы. Кое-кто и сегодня хочет использовать забытые рецепты подлости и ненависти, разрушения. Но и у них также ничего не получится, и у них нет будущего». Бурджанадзе и Ногаидели пообещали приехать на открытие мемориала в 2011 году. Конечно, приехали.

9-10 июля 2015 года Нино Бурджанадзе опять посетила Москву, как она сама утверждала, по приглашению председателя Государственной думы России Сергея Нарышкина. О переговорах она ничего не сообщила, но по возвращению в Тбилиси сказала, что «Грузию в НАТО никто не ждет», а с Россией надо восстанавливать отношения. Лидер партии «Свободная Грузия» Каха Кукава прокомментировал ее поездку, заявив, что «Бурджанадзе поехала в Москву искать финансы». По его словам, «ни для кого не секрет, что Бурджанадзе ездит туда только для целей поиска предвыборных финансов, а не для того, чтобы лоббировать интересы Грузии».

Сам Каха Кукава, лидер карликовой партии «Свободная Грузия», в Москву ездил трижды – два раза летом 2011 года и в ноябре 2012 года. Вначале он обсуждал возобновление поставок грузинской продукции с Геннадием Онищенко (на тот момент главой Роспотребнадзора – КР), а потом уже – с директором Департамента стран СНГ МИД России Алексеем Павловским и его заместителем Алексеем Двиняниным. И опять это был неофициальный и никем не уполномоченный визит – скорее из области внутригрузинской политики, когда половина мужского населения мнит себя президентом, а другая – премьер-министром. Тогда же Кукава заявил, что правительство планирует отпустить трех российских политзаключенных, но не назвал имена: позднее власти действительно амнистировали сотрудников российских спецслужб.

Но дальше дело у посетителей российской столицы не пошло. Кто ездил и обещал в Москве сближение, теперь наблюдали за тем, как парламент Грузии принимает декларацию об интеграции с ЕС и НАТО. В марте 2013 года в Тбилиси появился бывший министр госбезопасности Валери Хабурдзаниа, до того живший в Москве – он сразу заявил, что будет создавать пророссийскую партию, в которой, по его мнению, есть нужда. Скорее всего, так и произошло, и название этой партии – «Альянс патриотов». Это единственная грузинская партия, в которой все руководство – люди в возрасте от 50 и старше, как раз те, кто постоянно ностальгирует по «великой стране», понимая, что восстановить СССР уже не получится, но желая дружить с Россией.

«Альянс патриотов» 9 октября сообщил, что Ада Маршаниа, Георгий Ломиа и Нато Чхеидзе провели ряд встреч, в том числе с главой комитета Госдумы по делам СНГ Леонидом Калашниковым и главой комитета Совета Федерации по международным делам Константином Косачевым. «Мы вновь зафиксировали, что должны действовать для того, чтобы грузины приезжали и в Сухуми и в Цхинвали, а абхазы и осетины – приезжали в Тбилиси». Очень странное заявление, поскольку из Абхазии постоянно приезжают бесплатно лечиться в Тбилиси, но российские пограничники не пускают грузин посетить родные дома и кладбища с могилами родных. «Патриоты» сделали довольно странное заявление о том, что «с территории Грузии ни НАТО, ни кто-либо другой никогда не нападут на Россию или какую-либо другую соседнюю страну». Во-первых, с чего бы это Грузии нападать на Россию, во-вторых, кто давал им полномочия говорить за правительство?

Или правительство «в доле»? Этот вопрос не раз возникал, когда за последние семь лет разные люди посещали российскую столицу и давали обещания, которые обычно должны звучать или от президента, или от главы правительства. Они встречались с чиновниками разного уровня – от Путина до клерков МИДа России, раздавая обещания «дружить», «не нападать», «открыть железную дорогу» или «принять делегацию Госдумы». Спустя время обещавших сменяли другие хвастуны, и история повторялась. С точки зрения политтехнологии, это мог быть отвлекающий маневр, призванный притупить внимание оппонента, в данном случае – Кремля. С другой стороны, безрезультатность этих поездок свидетельствует о неприятной обыденности российской политики – они просто не знают, что делать с Грузией. Одно дело – бряцать оружием, но в августе 2008 года Россия лишь опозорилась, когда 120-тысячная 58-я армия не смогла совладать с 35-тысячной грузинской. Другое – извиняться перед маленькой страной, которая меньше почти в 300 раз, но над которой Россия издевается с 1801 года.

Тем не менее, коллаборационизм – любимое российское увлечение, когда в каждой стране с неугодным Кремлю правительством, находят политиков, готовых за ласковый взгляд, за деньги или другие обещания приехать, протянуть руку и даже сказать приятные Путину слова. Едут из Молдовы и Украины, из Польши и Чехии, из Германии и Венгрии. Само собой, они не называют свои действия предательством, они сидят на съездах сепаратистов, по возможности встречаются с Путиным. Бесперспективность стала ощущаться все более отчетливо – при нынешнем финансовом положении России все реже приходится обещать что-либо материальное, а за бесплатно коллаборационизм – дело бессмысленное.

https://www.facenews.ua/columns/2017/317052/

Структура грузинской политики

Принято считать, что грузинская политика не может быть самостоятельной. Полагают, что по причине столкновений интересов могущественных стран в Грузии существует только прозападная и пророссийская партии. Такой подход обедняет представление о политической действительности в Грузии. Структура грузинской политики очень многогранна. Многогранность зависит от разношерстности населения.

В Грузии функционируют сильные этнические диаспоры, такие как: армянская, азербайджанская, украинская, турецкая, иранская, арабская, греческая, осетинская, чеченская, дагестанская, курдо-иезитская, цыганская и некоторые другие.

Грузинское население составляет чуть более 50% от общего числа. Стоит оговорится, что из числа людей, носящих грузинские фамилии, лишь часть является грузинами по происхождению.

Практика присвоения осетинам, адыгам, иранцам, туркоманам, курдам, армянам, азербайджанцам и т.д. грузинских фамилий известна с 18 века, когда на место вечно воюющих в Афганистане, Ближнем Востоке, Северной Африке и других местах грузин, грузинские феодалы заселяли представителей соседних стран. В последствии эти крестьяне брали себе фамилии своего феодала и ассимилировались.

В истории грузино-российских отношений существует курьезный случай. После уравнивания в правах грузинского и российского дворянства на территории Российской империи произошло обесценивание дворянских титулов. Дворян из грузинских княжеств оказалось больше, чем дворян во всей империи.

По всей видимости многие подделывали документы своего происхождения.

Вторая волна «грузинизации» населения происходила в период советизации Грузии. По некоторым данным, чтобы пресечь процесс смены фамилий на грузинские в определенный период стали применять административный ресурс.

Третья волна «грузинизации» была на заре 90-ых. Тогда это было нужно для демонстрации лояльности этнически негрузинского населения по отношению к политике независимости Грузии. Эта лояльность обеспечивала им выгодные итоги приватизации.

Следует напомнить, что так называемое «русскоязычное население», в частности абхазские адыги и картлийские осетины, не поддерживало независимость и демократизацию Грузии. Оно по прежнему хотело жить при советском режиме. В результате Грузия погрузилась в междуусобицы и гражданские войны.

Грузинское государство продолжает развиваться именно с такой структурой политических элит и с таким составом населения, который за годы «грузинизации» стал лучше и больше говорить по грузински.

Произошедшие в начале 2000-ых революционные изменения сплотили политическую мозайку грузинского общества. Под символом «красной розы» успешно начались процессы европеизации Грузии.

В политической мозаике появилась западная страта.

Нужно отметить, что степень влияния на политические процессы со стороны той или иной страты зависит от наличия у него ресурсов. Западная страта влияния имеет практически неограниченные ресурсы.

Российская страта, имея социально-экономические механизмы, все же предпочитает использовать военно-политические рычаги. Через пророссийские элементы грузинской политической мозаики проводятся «хитроумные» стратегии прямой или косвенной манипуляции и моделирования ситуации. Армянское лобби, судя по поведению грузинской политической элиты, искусно использует российский фактор на Кавказе, чтоб воздействовать на грузинскую политику.

Тесные связи и экономико-стратегическая зависимость Грузии от Азербайджана и Турции позволяют последним наращивать интенсивность влияния на грузинскую внутреннюю политику.

Остальные игроки, такие как Иран, Китай, арабские страны также имеют рычаги влияния на ситуацию в Грузии.

Политическая реальность для страны становится достаточно разнообразной, чтоб стать источником создания интересного исторического сериала.

Грузия, как и в предыдущие столетия, играет роль оазиса спокойствия и удобного транзита, который выгоден и западным и восточным государствам.
Единственной силой, которой не выгодна стабильность на Кавказе, является северный сосед.

Видимо ему не выгодна стабильность нигде в мире, и он всеми способами вмешивается во внутренние дела государств с целью дестабилизации. В результате чего получает новые и новые санкции.


Борьба «красной» и «синей розы»

Вмешательство этой силы во внутренние дела Грузии привели движение «красной розы» к поражению. Воцарившаяся коалиция «Грузинская мечта», состоящая, в основном, из маргинальных групп и непопулярных политических деятелей, постепенно пополнилась «политиками-перебежчиками» и взращенными в стане «красной розы» активистами.

На протяжении правления этой коалиции, постепенно возникало движение «синей розы». Оба движения поддерживают прозападный путь развития. Оба движения проводят однотипную грузинскую политику «очковтирательства», предназначенную для своих спонсоров.

По сути, произошла пресловутая кристаллизация элит. «Синяя» и «красная роза» сражаются с ветряными мельницами, используя «потешные полки», чтобы поддержать иллюзию своей значимости в международной политике. Они также воюют между собой за внешние источники своего благосостояния.

Связи с заинтересованными в «грузинском проекте» субъектами международных отношений, помогают представителям этих политических станов контролировать небогатый внутренний рынок и немногочисленные сферы экономики, а главное получать прямую финансовую помощь в виде грантов и прямых инвестиций. Однако не стоит забывать и о других сегментах политической мозаики грузинской политики.

Интересно наблюдать, как поддерживаемые внешними политическими силами, эти сегменты разворачивают борьбу друг против друга в политэкономическом пространстве грузинского государства.

Можно найти много примеров, как эти сегменты «подсиживают» друг друга, используя грузинскую политическую элиту. К примеру, странное отношение к арабским инвесторам в Грузии, периодическое вытеснение то казахских, то азербайджанских, то турецких субъектов экономики Грузии.

Особняком стоит инцидент с азербайджанским правозащитником и оппозиционером, который выйдя из дома в Тбилиси, внезапно оказался на территории государства, нахождение в котором он хотел бы в последнюю очередь.

Все это говорит о серьезном кризисе независимости в Грузии. После падения «красной розы», власть в Грузии не может контролировать деятельность всех страт грузинского «пэчворка», и вынуждена метаться от удовлетворения требований одних политических заказчиков, к удовлетворению других.

«Красная и синяя розы» являются двумя сторонами одной медали грузинской политики, которая, к сожалению, бронзовая. Грузии нужна золотая медаль.


Олигархи и Грузия

Слабость грузинского государства проявляется и в том, как легко грузинским олигархам менять его политику, конституцию и законы.

Ослабление государства и усиление местных олигархов, образуют сито для иностранного капитала. Любой грузинский олигарх может решит судьбу того или иного иностранного инвестора. С другой стороны, любая страта может подкупить, ориентирующихся на личное благосостояние, влиятельных «толстосумов». По этой причине, в грузинском государстве и политике происходят удивительные и взаимоисключающие друг друга явления.

Отличие сильного государства от слабого, управляемого олигархами, государственного образования можно рассмотреть на примере озеленения. Государство, для облагораживания ландшафта, будет закупать дорогостоящие и уникальные зеленые насаждения заграницей и наиболее эффективно их использовать, чтоб тратой (в том числе нецелевой) была довольна большая часть населения.

Олигархи всегда будут нацелены на достижение своих личных целей ориентируясь на получения большего эффекта, прибыли, блага, при минимальных для себя потерях. Поэтому олигархи будут возить зеленые насаждения с того места, которое ближе всего и дешевле. При этом они будут всегда стремиться изменять законы, подстраивая их под свои цели и задачи.


Марширующая Грузия

Слабость подтверждается участившимися акциями и явлениями несвойственными грузинскому обществу. Речь идет о странных маршах. К примеру, незаметный гей-парад превратился в интереснейшее и масштабное событие, которое знаменуется православным маршем и отмечается гулянием священнослужителей.

По сути, это информационно-религиозная манипуляция для объединения православных народов против общего врага. Общий враг в данном случае — западный мир.

Однако цель этой манипуляции не только объединение против общего врага, но и абсурдизация реальности социальной жизни Грузии. Для развитого населения нашей глобальной деревни, кого интересует Грузия, масштабность подобных маршей видится как акт презрения активных гомосексуалистов по отношению к пассивным.

В любом случае реакция на подобную провокацию это удар по грузинскому обществу.

Другой пример — грузинский марш. Он направлен против иностранцев, легально находящихся в стране. В Грузии есть проблема фашизма, которая ярко представлена на оккупированной территории — в абхазской и цхинвальской областях. Там существуют реальные режимы, которые ненавидят грузин. У самих местных жителей возникают проблемы, если их уличат в доброжелательности к грузинам. Хотя марширующие по-грузински делают иные акценты, доказывая заказной характер и искусственность этой акции.

Грузинское государство находится у опасной черты. На протяжении последних 5 лет, углубились процессы маргинализации населения.

Вклад иностранцев в укрепление грузинского государства

Единственным обстоятельством, которое не позволяет грузинскому государству и экономике рухнуть также стремительно как они взлетели, это экономическая активность иностранцев.

Иностранцы, которые натурализовались или нет, являются самыми добросовестными налогоплательщиками и производителями.

Иностранные инвесторы способствуют привлечению в Грузию специалистов, которые помогают налаживать производство и сельское хозяйство. Политика открытости и готовности влиться в международную активность всегда была эффективной.

К примеру, знаменитый Ираклий Второй переселил в Грузию из Турции полторы тысячи греческих металлургов и рудокопов и основал первое на Кавказе литейное производство (отлитые в Грузии 35 пушки охраняли Тбилиси). Лучшее в Грузии вино в 19 веке производили переселившиеся из Швабии в Тбилиси немцы. И т.д.

Слабость грузинского государства проявляется и в отношении к «ползучей оккупации». К сожалению, население Грузии лишь по факту узнает о переносе колючих проволок, установлении новых столбов и незаконных знаков, либо похищении местных жителей.

В современном мире новых технологий, интернетом, возможностями онлайн видео контроля за тем или иным проблемным участком, удивительно что, до сих пор не была установлена система видеонаблюдения вдоль соприкосновения с оккупированной территорией. Это необходимо для фиксацией фактов нарушения территориальной целостности, разбойных нападений и других фактов агрессии, для дальнейшего предоставления в международные инстанции.

На фоне трансформации взрывоопасной «красной розы», в инертную «синюю розу», начавшиеся учения «Достойный партнер — 2017», которые пройдут до 12 августа, демонстрируют как эффективно международное сообщество поддерживает независимость Грузии.

Подпишитесь на нас

Иностранные отношении Грузии: Дипломатические отношения Нет дипломатических отношений Дипломатические отношения прекращены

Внешнеполитическое значение Грузии в значительной степени сводится к её выгодному положению страны-транзитера. Именно через Грузию идёт транзит азербайджанских углеводородов в и в . из-за также вынуждена вести свою внешнюю торговлю с Россией и Европой через Грузию. Наконец, через Грузию проходит транзит товаров из ЕС в Китай в обход России. На внешнюю политику Грузии сильно влияет её напряжённые , связанные с проблемой признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии. В силу этого Грузия поддерживает тёплые отношения с Украиной, а также с Азербайджаном, которые выступают за сохранение границ. Вместе с ними Грузия входит в региональный блок . Также грузинские власти разрывают со всеми странами, кто . Грузия входит в и . Это единственное государство, которое вышло из .

Отношения с Турцией и Азербайджаном

По итогам 2013 года Турция и Азербайджан заняли соответственно первое и второе места во внешнеторговом обороте Грузии. Для Турции Грузия является рынком сбыта (в 2007 году вступило соглашение о между двумя странами). В 2013 году турецкий экспорт в Грузию составил 1,34 млрд долларов, а грузинский экспорт в Турцию только 182,8 млн долларов . Также Анкара рассматривает Грузию как транзитную территорию, прежде всего для азербайджанских углеводородов. Уже в 1994 году заключён контракт на строительство нефтепровода (пущен в 2006 году), в 1999 году был пущен газопровод Баку — Супса, в 2007 году открыт трубопровод , в том же 2007 году начато строительство железной дороги Баку — Тбилиси — Карс . Торговля Грузии с Азербайджаном отличается большей сбалансированностью и примерно равной долей каждой стороны двустороннего товарооборота. В 2013 году торговый оборот с Азербайджаном в 2013 году составил 1,34 млрд долларов: экспорт из Грузии в Азербайджан — 710,3 млн долларов США, а импорт — 638,1 млн долларов .

Отношения с Россией

Отношения с Россией напряжены из-за проблемы Абхазии и Южной Осетии. В 2008 году российские военнослужащие отразили , а вскоре Москва признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В ответ Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из . Во внешнеэкономическом плане Россия первые годы независимости Грузии занимала ведущую позицию в грузинской внешней торговле, являясь крупным покупателем, в частности грузинских вин и минеральной воды. Однако в 2006 году Роспотребнадзор запретил ввоз в РФ вина и виноматериалов из Грузии. Также под запрет попали поставки минеральной воды « » и « » как не отвечающей российским требованиям по качеству. В ответ делегация Грузии заблокировала продолжение переговоров по вступлению России в . Также грузинские спецслужбы , проходивших службу в Группе российских войск в Закавказье, по подозрению в шпионской деятельности (вскоре они были отпущены). Также постепенно снизилась зависимость Грузии от поставок российских энергоносителей. До 2006 года Россия была единственным поставщиком природного газа в Грузию, но ввод в эксплуатацию газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум изменил эту ситуацию. В 2006 году в связи с завершением ремонтных работ и реконструкции на Ингурской ГЭС стало возможным прекратить импорт электроэнергии из России в летнее время. Ослаблению двустороннего сотрудничества способствовал вывод из и российских военных баз. С 2010 года грузинско-российские отношения стали улучшаться. 11 октября президент Грузии подписал указ по которому при пересечении границы гражданами России, которые прописаны в , и , будет задействован 90-дневный безвизовый режим . решение грузинских властей объявить в одностороннем порядке о введении безвизового режима для проживающих на Северном Кавказе граждан РФ расценил как провокацию . В 2014 году отношения вновь ухудшились, так как Грузия присоединилась к .

Отношения с США

США в 1992 году одни из первых признали независимость Грузии. В 1999 году одобрил законопроект «Стратегия Шелкового пути». США проводят в Грузии множество программ, нацеленных на помощь региону в экономической, военной, государственной сферах. Ещё до ухода российских пограничников из Грузии США начали оказывать помощь в создании дееспособной пограничной охраны, была разработана специальная программа по техническому оснащению грузинских погранвойск. Всего в 1998—2001 годах на обеспечение охраны грузинских границ США предоставили 72 млн долл. Это значительная сумма, если сравнивать её, например, с военным бюджетом Грузии, который в 1998 году составил около 41 млн долларов, а в 1999 году — 24 млн долларов. В 2002 финансовом году США предоставили Грузии в качестве помощи около 187 млн долларов, из них 91 млн долларов на обеспечение «Акта в поддержку свободы» (FSA), 31 млн долл. на иностранное военное финансирование (FMF), в том числе 20 млн долл. дополнительных средств в фонд чрезвычайного реагирования; Министерству сельского хозяйства США (USDA) выделили 9 млн долларов в качестве продовольственной помощи и 12 млн долл. на другую правительственную помощь, а также оцененные в 45 млн долл. частные пожертвования и избыточное гуманитарное продовольствие министерства обороны США. Действуют программы по улучшению грузинских ВС. Первая программа — «Обучи и оснасти», с помощью которой для службы в Ираке была подготовлена 1-я бригада, осуществлялась с 2002 по 2004 года. В 2005 году Пентагон начал новую, стоимостью в 60 млн долл. «Программу по сохранению стабильности» для подготовки 2-й грузинской бригады с целью её дальнейшей дислокации в Ираке и в помощь 1-й бригаде. Деятельность по распределению и использованию американской помощи в Грузии осуществляет Агентство международного развития США (), при помощи которого проходит обучение государственных чиновников, выработка годового бюджета, налогового законодательства, информационные программы, оказываются различные виды гуманитарной помощи. Грузия в ответ приняла участие в возглавляемой США после падения режима . Тем не менее, доля США во внешней торговле Грузии в начале 2010-х годов остаётся небольшой [ ] .

Грузия и Никарагуа

Грузинско-никарагуанские отношения были установлены . Министерство иностранных дел сообщило, что прекращает дипломатические отношения с в связи с признанием этим государством независимости и .

Грузия и НАТО

Грузия ведёт переговоры с НАТО о возможном вступлении в эту организацию. С 1999 года осуществляется программа «Партнерство во имя мира», благодаря которой Грузия приняла участие в 120 мероприятиях (в основном, военных учениях). В 2008 году на референдуме большинство граждан Грузии проголосовало за вступление страны в НАТО. Тем не менее, говорить о конкретных сроках вступления Грузии в Североатлантический альянс по состоянию на 2016 год рано, в том числе из-за нерешённости проблемы Абхазии и Южной Осетии. 2008 года глава по поводу дальнейшего сотрудничества НАТО и Грузии заявил, что принимать в члены НАТО «страну, которая иногда проявляет себя путём не очень контролируемых действий, это само по себе рискованно». .

Грузия и Европейский союз

Грузия давно стремится стать членом ЕС. В 2014 году было заключено с Грузией , в том же году Грузия стала 40-м членом Европейской организации безопасности аэронавигации (Eurocontrol) .

8 марта 2017 года был введен безвизовый режим между Грузией и ЕС, который позволяет гражданам Грузии посещать страны ЕС, кроме Великобритании и Ирландии, с туристическими, деловыми и культурными целями.

См. также

Примечания

  1. Бахтуридзе З. З. Внешняя политика Грузии в контексте развития международных отношений на постсоветском пространстве. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. — СПб., 2016. — С. 207. Режим доступа:


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме