Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему теория раскольникова носит антигуманный смысл. Теория Раскольникова в романе "Преступление и наказание" Ф

Роман Ф. Г. Достоевского "Преступление и наказание" - один из сложнейших произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, он чуть ли не единое произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала оказало впечатление полно понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом деле же, преступление Раскольникова плотно связанный из него теорией, а эта теория - преступная

Уже из первых страниц романа "Преступление и наказание" главный герой придавлен собственной философией, которая позволяет "кровь по совести". Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мысли, который не только исторический прогресс, а и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, что возбуждаются моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения "животных, которые вздрагивают" "сильными мира этого": "И не деньги, главное, нужны мнет были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Мнет другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мнет надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь я, как все, или человек? Смога ли я переступит, или не смога? Осмелюсь ли нагнутся и взять, или нет? Тварь ли я дрожащая, или право имею…".

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадается Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а будто наталкивают на нее

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Душная атмосфера его жилья перекликается с душной атмосферой петербурзькихвулиць.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачислил себя к разряду надлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: иметь, сестра, Соня, Разумихин. Он отрезал себя от этих людей: "Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…"

Упоминая преступление, Родион упоминает и случайно вбитую им Лизавету: "Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я об неи свиты и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Сон! Бедные, кроткие, с глазами кроткими… Милые!.. Зачем они не плачут? Зачем они не стонут?.. Они все отдают… глядят кротко и тихо…".

Этот монолог доказывает весь ужас совершенного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще один довод ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он снова убивает ростовщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварность своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением

Самая преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: "Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мнет, в ту минуту, все равно должно было быть!"

Значит, пораженный идеей "сверхчеловека", он мог бы убить и вторая, и сестру, и мать, и Соню

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию

Итак, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к ним законов не нашла своего подкрепления в него собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордой одинокости над "человеческим муравейником" не может даже найвишуканиший вор, не то что человек с раздвоенной личностью. Возможно поэтому автор и обрек Раскольникова на одинокость. Достоевский всей образной системой романа убедительно довел, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, которой бы благородной целью ее не аргументировались

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений в истории мировой литературы. Даже исходя из того, как роман воспринимается читателем, чуть ли не единственное произведение такого плана. Лично на меня произведение сначала произвело впечатление полностью понятного: никаких намеков, никаких загадок, никаких таинственных событий. На самом же деле, преступление Раскольникова плотно связано с его теорией, а его теория - преступна.

Уже из первых страниц роману «Преступление и наказание»

Главный герой подавлен собственной философией, которая позволяет «кровь по совести». Наблюдая за жизнью своей страны, задумываясь над мировой историей, Раскольников пришел к мнению, что не только исторический прогресс, но и любое другое развитие осуществляется за счет чьих-то страданий, жертв и крови. Герой распределил человечество на две категории: есть люди, которые смиренно воспринимают свою судьбу, а есть такие, которые нарушают моральные нормы и общественный порядок. Выдающиеся личности - Ликург, Магомет, Наполеон - не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради своих идей. Мир устроен так, что развитие общества происходит в процессе уничтожения «животных, которые вздрагивают» «сильными мира сего.

Дело в том, что жизненные ситуации, в которые попадает Раскольников, не только не отводят его от идеи убийства, а вроде бы наталкивают на нее.

Но мне кажется, что идея Раскольникова неразрывно связана с жизненными условиями бедного студента. Удушающая атмосфера его жилья перекликается с удушающей атмосферой улиц.

Хотя преступление Раскольникова - это вызов нечеловеческим законам мира, однако оправдать его невозможно. Ведь, совершив убийство, Раскольников зачел себя к разряду сверхлюдей, к которому не принадлежат даже близкие ему люди: сестра, Соня, Разумихин. Он отсек себя от этих людей: «Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить.»

Вспоминая преступление, Родион вспоминает и случайно убитую им Лизавету: «Бедная Лизавета! Зачем она здесь подвернулась!.. Странно, однако же, почему я о ней почти и не думаю, точно и не убивал?.. Лизавета! Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. Милые!.. Почему они не плачут? Почему они не стонут?.. Они все отдают, глядят кротко и тихо.».

Этот монолог показывают весь ужас сделанного, ведь человеческая натура столкнулась с нечеловеческой теорией. Еще одно доказательство ужасной теории - третий сон Раскольникова, где он опять убивает процентщицу, а она над ним смеется. И здесь герой подсознательно начинает понимать коварство своей теории, которую можно считать не толчком к преступлению, а преступлением.

Сама преступная идея толкнула его на самопроверку собственной значимости: «Я просто убил; для себя убил, для себя одного; а там стал бы ли я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, все равно должно было быть!»

Значит, пораженный идеей «сверхчеловека», он мог бы убить и друга, и сестру, и мать, и Соню.

Кажется, что Раскольников может реагировать лишь на те впечатления, которые подтверждают правоту его теории. Он воспринимает мир деспотически, выхватывая из окружения лишь те впечатления, которые подтверждают его фанатичную теорию.

Следовательно, теория Раскольникова о возможности стоять над людьми, с презрением относиться к их законам не нашла своего подкрепления в его собственной судьбе. Полностью убить в себе совесть и подняться в гордом одиночестве над «человеческим муравейником» не может даже самый искуснейший вор, не только человек с раздвоенной личностью. Возможно, потому автор и обрек Раскольникова на одиночество. Достоевский всей образной системой романа убедительно доказал, что нельзя оправдать теорию насилия, убийства, какой бы благородной целью ее не аргументировали.

Цели урока: Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется он в своей жизни Развивать навыки литературного анализа произведения


Вопросы для обсуждения: В чем суть теории Раскольникова? К чему привела теория Раскольникова? Как для себя определяет цели преступления? Чем оправдывает свое намерение? Почему мучается? Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова? Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»? Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова? Что и кто помог Раскольникову возродиться?




Мотивы (социальные, психологические, нравственные), побудившие Раскольникова к убийству: Идеи, витающие в воздухе, обс тоятельства жизни Душевное состояние Раскольникова: Внешние: Взгляды революционных демократов Идеи бонапартизма Тяжелая, душная атмосфера города Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница) Внутренние: Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать) Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив) «Безобразная мечта»


«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда» Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни. Достоевский Ф.М.


Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении» СУТЬ ТЕОРИИ: Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий Все человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» имеющих» «Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества(Христа)








1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100" title="Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100" class="link_thumb"> 11 Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100"> 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100"> 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100" title="Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100"> title="Идея Раскольникова: «убить одну, а потом сотню людей спасти» Между крестом ПомочьПомочь близким близким и далеким и далеким людям людям 100 > 1 100 > 1 РАСКОЛЬНИКОВРАСКОЛЬНИКОВ РАСКОЛОТРАСКОЛОТ и топором «Я для себя убил» 1>100">


Цели преступления: Проверить на деле свою теорию, «сделать пробу» - узнать, к какому разряду людей можно себя отнести Обеспечив свое будущее, сделать много добрых дел, помочь бедным людям, стать «благодетелем человечества» На украденные деньги обеспечит себе учебу в университете и первые шаги после университета


Крестный путь Родиона Раскольникова Во власти «безобразной» мечты Статья «О преступлении» 1 убить, чтобы спасти 100 «Да неужели ж я в самом деле возьму топор?» «Вошел к себе, как приговоренный к смерти» «Господи! Покажи мне мой путь и я отрекаюсь от проклятой мечты моей" «Не уйти ли?» «Он вынул топор, взмахнул» «Неужели это казнь наступает?» В конторе: «войду, встану на колени и все скажу» «Все кончено. Нет улик» «будто ножницами отрезал себя от всех» Непреодолимый страх


«По вашей же теории вышло» - Лужину «мысль терзала его, он не хочет так жить» «Ноги сами привели к тому дому» «Да, замочился… я весь в крови…» «не умерла еще моя жизнь со старухой» (гордость и самоуверенность) «А я жертвы не принимаю» «Уж не Наполеон ли нашу Алену Ивановну укокошил?» Мещанин: «убивец» «Я не человека, я принцип убил» «Мать, Дуня, как я любил их! Почему теперь ненавижу?» Полупризнание Разумихину Чтение Библии П.П. «я не дам вам себя мучить» Признание Соне: «я хотел осмелиться и убил» Свидригайлов: «мы одного поля ягода» «вы ведь в теорию свою больше не верите» «Помолитесь за меня» «Это я убил» «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»


Двойники Раскольникова Лужин Свидригайлов Соня Мармеладова Делец, деньги – единственный его Бог. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено» Человек, лишенный нравственных устоев, запретов. Доведенный до цинизма вариант цинизма варианттеорииРаскольникова Наделена даром бесконечного сострадания людям. Идет на страдания и унижения ради близких. «Себя убила» Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других Христианская любовь и смирение спасают




Двойственность души человеческой Добро Красота Любовь Высокое Зло Безобразное Ненависть Низкое борьба Мы – источник веселья и скорби рудник, Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, как в зеркале мир многолик, Он ничтожен и он же безмерно велик. О. Хайям


Неоспоримо и несомненно: Достоевский – гений, но злой гений наш. Он изумительно глубоко почувствовал, понял и с наслаждением изобразил… болезни, воспитанные в русском человеке его уродливой историей, тяжкой и обидной жизнью… существа забитого, запуганного, способного наслаждаться своим страданием. Не без злорадства однако, рисуясь перед всеми и перед самим собою. Это душа…. одновременно трусливая и дерзкая, а прежде всего – болезненно злая…, очень искаженная душа… Деятельность Достоевского – художника является гениальным обобщением отрицательных признаков и свойств национального русского характера. Горький А.М.


Достоевский … в некоторые минуты ближе нам, чем те, с кем мы живем и кого мы любим, - ближе, чем родные и друзья. Он знает самые сокровенные наши мысли, самые преступные желания нашего сердца. Нередко, когда читаешь его, чувствуешь страх от его всезнания, от этого глубокого проникновения в чужую совесть. У него встречаются тайные мысли, которых не решился бы высказать не только другу, но и самому себе… Книг Достоевского нельзя читать: их надо пережить, выстрадать, чтобы понять. И потом они уже не забываются… в обыкновенных мелочах жизни открываются такие глубины, такие тайны, которых мы никогда не подозревали. Мережковский Д.


И русские народники, и эсеры, и большевики эпохи красного террора, и баскские сепаратисты, и ольстерские ультра, и террористы палестинские террористы чеченские всегда выступали и выступают под знаменами высоких и святых идей – за национальную независимость, за свободу народа, за его счастье, за справедливость… и вместе с тем очень много среди них и тех, для кого кровавое дело – способ раскрыть и утвердить собственное «я». Айзерман Л.С.


Выводы: Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью. Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно. Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».


Наказание в нем самом «да неужели ж, я в самом деле возьму самом деле возьму топор, стану бить по голове… Господи, неужели?» «чувство разомкнутости и разъединенности с людьми замучило его» «…словно бы ножницами отрезал ножницами отрезал себя от них» «я не старушонку, я себя убил…»





Один из лучших романов писателя-философа Федора Михайловича исследует темную природу человеческой души. Непростое для прочтения произведение «Преступление и наказание» реалистично показывает мир, в котором немногим персонажам удается остаться в рамках человеческих ценностей. Большинство героев считает, что нищета является главной причиной их несчастий. Достоевский помещает своего чрезмерно гордого, с пытливым умом главного героя в тесную, мрачную комнату. Вдобавок усугубляет его психологическое состояние отсутствием даже минимальных средств к существованию. В подобных физических ограничениях, смешанных с чувством голода, у бывшего студента юридического факультета зарождается крамольная, антигуманная теория, которая подвергает сомнению признанные общечеловеческие ценности.

Высокомерие молодого человека, ущемленного несправедливостью этого мира, отказывается принять унылую действительность. В поисках основной причины своих несчастий, Родион Раскольников приходит к оригинальным умозаключениям. Он считает, что достоин большего, лучшего и прямо сейчас. Подкрепив свою теорию рядом философских размышлений и исторических примеров, Раскольников настолько убеждается в гениальности своего открытия, что решается опубликовать свою теорию в печатном издании. Одним дается все, а другим ничего, потомучто люди делятся на два вида. И чтобы изменить унизительную реальность, достаточно лишь доказать свою теорию одним решительным шагом. Убийство. Объясняя самому себе, что действует во благо не только себя, но и других людей, обиженных старухой-процентщицей, Раскольников убивает Алену Ивановну, затем, нечаянно, убивает несчастную Лизавету Ивановну, потом крадет какую-то мелочь, бежит, прячется, врет близким, следователю, другу, запутывается в своих мыслях и снах и, что самое главное, двери в мир избранных людей не открываются, а наоборот рушатся последние связующие с реальность нити.

Теория Раскольникова неверна, что и требовалось доказать. Великий гуманист Достоевский расколол сознание своего героя, но его физически истощенная душа спаслась благодаря любви. Ведь только любовь, сострадание и доброта делают из человека человека. Да, люди равны, но не одинаковы. Не все способны совершить преступление, не все преступники понесут законное наказание, но никто не избежит суда своей совести.
Нет ни всемогущих, ни тварей дрожащих, а есть преступление и неотвратимое наказание. Теория Раскольникова запнулась о человеческую природу, о чувство совести, которое Родион недооценил в своей жестокой философии.

«Ах, если бы меня никто не любил, мне было бы легче» - говорит Раскольников, понимая свою главную ошибку. А его любит мама, сестра, друг и Соня. Хрупкая и несчастная Соня, нашедшая спасение в вере в Бога. Она объясняет избитые человеческие ценности несостоявшемуся сверхчеловеку. Давно доказанные прописные истины помогают двум грешникам найти свой путь к искуплению наказания. Человеческие мучения им облегчает каторга.

Теория Раскольникова и её крах краткое сочинение

К совершению убийства героя привело не желание помочь матери, и воспользоваться деньги самому, не мечты о счастье ближних людей. За два месяца до совершения преступления, в газете "Периодическая речь" Раскольников опубликовал статью о преступлениях, в которой он рассуждает о праве сильной личности. Он говорит о том, что исторический прогресс осуществляется на чьих-то жертвах, поэтому его идея такова, что кто вершит этот самый исторический прогресс сильные личности, поэтому они имеют право на кровопролития и прочие преступления, и история оправдает их жертвы во имя прогресса.

Таким образом получается, что есть категория людей, которые ведут за собой остальные массы убирая с дороги ненужных и неугодных личностей. Эту категорию Раскольников прозвал правоимеющие, сам он относит себя к таким личностям. Из числа таких людей был Наполеон Бонапарт, вторая категория - это "твари дрожащие".

После этого Раскольников услышал о старухе процентщице, встреча с Мармеладовым, письмо матери и главный герой замыкается в себе и начинает обдумывать план самопроверки. В том случае если он убьет старуху и равнодушно перейдет через пролитую им кровь, при этом не испытывая чувства сожаления значит он будет относиться к первому типу людей.

Сознание Раскольникова уже окончательно поработила эта теория. Он не желает ничего для себя, но не в состояние смериться с несправедливостью в обществе. В нем борются свет и тьма, в конце концов теория одерживает вверх, и Раскольников идет на убийство, как человек потерявший над собой контроль. Он настолько слился с идеей, что поддался ей на практике. Автор утверждает, что над душами людей властвуют не только чувства и эмоции, но и такие злобные идеи, которые точно приведут к печальным последствиям. Достоевский вводит в повествование Свидригаелова для, того что бы показать почему эта теория ужасна. Свидригаелов циничен и жаден до денег, Раскольников понимает, что его взгляды близки, но одновременно он и не приятен Родиону.

После преступления Раскольников мучается от того, что преступить то он преступил, на том же месте и остался. Это означало только то, что он относится к "тварям дрожащим", а преступление было абсолютно бессмысленным.

3 вариант

Произведения автора Достоевского “Преступление и наказание” носит в себе довольно глубокий смысл, который он красивым и понятным литературным языком доносит до своего читателя, тем самым давая ему полностью понять и прочувствовать все те эмоции, которые он испытывал при написании произведения. В произведении автор также затрагивает темы человеческого Я, которое при взаимодействии с обществом может выдавать совершенно невероятные результаты, от которых у простого, неподготовленного читателя может закружиться голова. Автор высказал в своём произведении именно то, чего жаждало услышать общество, однако само боялось об этом говорить, именно потому это произведение стало таким популярным и читаемым. Называется данное произведение “Преступление и наказание”.

В своём произведении автор описал схему работы человеческого общества, сказал именно то, о чём и думало общество в тот момент, о чём размышляло, чего боялось и к чему стремилось. Общество на то время было довольно алчным и обладало очень завышенной самооценкой, которая и регулировали разделение между слоями. В то время многие люди очень сильно задумывались насчёт социального разделения слоёв, ведь высшее общество серьёзно полагало, что если ты принадлежишь к высшим слоям, то ты на порядок выше любого человека из нижних слоёв, даже не говоря о навыках и талантах. Просто причисление к слою высшему считалось самой лучшим качеством человека. Прекрасным примером послужит персонаж Раскольникова.

Раскольников – главный герой произведения, на котором автор и строит всю конструкцию своей темы, которую он собственно и раскрывает в произведении. Через его образ автор пытается донести тему того, что люди в то время очень сильно разделяли друг друга на социальные слои, относя себя то туда, то туда. Однако через образ и мировоззрение Раскольникова, и его дальнейший крах, мы видим, что данная тема верна и толкование её автором верно. Сама же теория Раскольникова заключается в том, что принадлежность человека к высшему обществу можно проверить одним способом – убийством. Он говорил о том, что если он не будет испытывать вины за убийство человека низкого слоя, то он принадлежит к слою высокому. Однако впоследствии он понял, что данная теория в корне не верна, отчего он и пересмотрел своё мировоззрение, и начал смотреть на мир по новому.

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого

    Катастрофическая война 1812 года доставила много невзгод, мучений и страданий, Л.Н. Толстой не мог не отреагировать на важный период для своего народа и отобразил его в любовном произведении «Война и мир»

  • Образ и характеристика Шарля Гранде в романе Евгения Гранде Бальзака сочинение

    Герой романа Оноре де Бальзака "Евгения Гранде" Шарль Гранде - это изнеженный парижанин, молодой денди, живущий в роскоши, бездельник и прожигатель жизни. Но его жизнь радикально меняется, когда он по воле отца приезжает в провинциальный городишко

  • Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    «Преступление и наказание» был опубликован в 1866 г. Его автор горячо поддерживал революционные настроения в стране и был активным участником кружка М. В. Буташевича-Петрашевского. Это кружок был очень популярен среди революционно настроенной молодежи в конце 40-х гг. ЧР†Ч в. Этический идеал Достоевского был сформулирован под воздействием утопического социализма с его высоким гуманизмом, сочувствием угнетенным, опорой на христианскую мораль. Находясь на каторге, как политический преступник, писатель размышлял о ходе революционного движения в России и Европе, о разгроме декабристов и петрашевцев и пришел к выводу, что только нравственное перерождение человека сможет изменить мир. Достоевский отверг путь революционно- го переустройства общества. Вероятно, именно на каторге и зародилось желание написать книгу о душевных муках преступника, о болезненной ломке его гордой теории. В переживаниях главного героя романа Родиона Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя, в главном, писатель и его герой противоположны.

    «Молодой человек, исключенный из студентов университета и живущий в крайней бедности, ... поддавшись некоторым странным неоконченным идеям..., решился разом выйти из скверного своего положения, убив и ограбив одну старуху...»

    Родион Романович Раскольников, главный герой романа, - молодой человек, выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета университета, вынужденный из-за отсутствия денег оставить учение. Живя в тесной каморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдал за жизнью петербургской бедноты. Его мир населен людьми, доведенными до крайности, до предела полярных человеческих страстей - от извращенного порока и преступления до высочайшей добродетели и нравственной чистоты. Раскольников - умный, гордый юноша, полный сознания собственной исключительности. Он страдает от голода и лишений, унижений, которым подвергаются его мать и сестра. Именно в это время в темном углу, когда нечего есть, зарождается его страшная теория. Она растет и крепнет, заполняет все его думы и подчиняет волю. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме его абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества. Его жизненной целью становится возведение себя в разряд «сверхлюдей». И единственным средством, для того чтобы быть таким, для Раскольникова является убийство.

    Родион Романович решается на преступление. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжить учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем даже, чтобы промотать деньги, а чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная теория его говорит, что люди подлы и низки, их не переделать «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные властители. Последние внешне ничем не отличаются от обычных людишек, но на самом деле могут добиваться власти любым путем, им «разрешается» переступить через закон и кровь. И вот Раскольников решает стать властелином над людьми. Он считает, что можно силой навязать благо людям, которые сами не понимают своего счастья. Решают такие, как он, избранники.

    «наполеоны и магометы» служили, прежде всего, своим личным интересам, а общими - лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до осознания того, что очень трудно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Убить глупую старуху-процентщицу, взять ее деньги, предназначенные для монастыря, и спасти тысячи униженных и оскорбленных- это «справедливое убийство», по мысли героя.

    «эксперимент» приводит совсем не к тому результату, которого он ожидал. Хотя ум Родиона не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. Следуя его идее, он должен жить для себя, а он отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. По его теории, и Соня, и его мать, и Дуня, и Катерина Ивановна принадлежат к разряду «обыкновенных» людей. И, следовательно, топор другого Раскопьникова может обрушиться на их головы.

    «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет выяснять, какой он, обыкновенный человек или нет... Ведь так люди друг друга начнут резать. Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти уничтожит множество людей, в том числе и талантливых.

    Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, пролил кровь, обязан носить в душе страшную тяжесть, оставаться в одиночестве. Так происходит и с ним. Даже мать и сестра становятся для него чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который не обставляет свои поступки «высокими» идеями. Но при этом герою невыносима мысль о сходстве его теории с теориями Лужина, Свидригайлова. Он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть.

    но настойчивое развенчание раскольниковской идеи. Это происходит через страдания несчастного.

    «Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил»,- с ужасом думает Раскольников. Таким образом, теория Родиона Романовича терпит крах, он не выдерживает жизненной проверки. Жизнь, чувство всегда богаче любой теории. А тем более такой бесчеловечной, как теория о «двух разрядах», о «сверхлюдях» и «вшах», «недочеловеках».



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме