Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основной причиной транспортного травматизма является. Конспект занятия "Дорожно-транспортный травматизм

Травматизм населения - одна из важнейших проблем общественного здоровья и здравоохранения, актуальность которой определяется не только медицинскими, а и социально-экономическими аспектами, которые обусловлены последствиями травм, нередко стойкой утратой трудоспособности и даже инвалидностью, а также высоким уровнем смертности от внешних причин.

Травматизм – это показатель первичной заболеваемости, который характеризуется числом всех травм, включая отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, зарегистрированных в определенной группе населения за конкретный период времени. Наибольший его уровень отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, у женщин – 30-59 лет, и у мужчин он выше во всех возрастных группах.

Повреждением, или травмой, принято называть последствие воздействия на человека внешнего фактора (механического, физического, химического, радиоактивного, рентгеновского, электрического и др.), нарушающего строение и целостность тканей и нормальное течение физиологических процессов. В зависимости от характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы, кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Травмы могут быть одиночными (например, перелом какой-либо кости), множественными (несколько переломов), сочетанными (переломы костей с повреждением внутренних органов) и комбинированными (перелом кости и, например, отморожение или ожог и т.п.). Травмы тканей и органов бывают открытые, с нарушением целостности кожи и слизистых оболочек, и закрытые без повреждения наружных покровов.

По данным ВОЗ, ежегодно в мире в результате травм и других несчастных случаев (внешних причин) погибает более 5 миллионов человек, что составляет около 9% от общего числа смертей, а сам травматизм является одной из основных причин в структуре «глобального бремени болезней» и, соответственно, экономических потерь. Причем следует отметить, что более 70% смертности от внешних причин приходится на трудоспособный возраст.

Травмы составляют около 12% от общего числа заболеваний, являются третьей по значимости причиной смертности и основной причиной в возрасте 1-40 лет. В странах с высоким уровнем развития на одного погибшего от травмы приходится 30 пациентов, госпитализированных в стационар, и примерно в 10 раз больше человек обращается за медицинской помощью на амбулаторно-поликлиническом уровне.

Учитывая социально-экономическую важность проблемы травматизма и его роль в обеспечении демографической безопасности страны, мероприятия по его профилактике, оптимизации специализированной медицинской помощи с развитием высокотехнологичных ее видов были включены в Государственную программу «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь на 2016-2020 годы».

За 10 последних лет (2007-2016 гг.) смертность населения от внешних причин снизилась на 41% (с 148,0 до 87,4 на 100 тысяч населения), а в абсолютных цифрах число погибших уменьшилось на 6050 человек (с 14359 до 8309), в т.ч. от утоплений – на 59%, самоубийств – на 23,3%, отравлений алкоголем – на 41%, убийств – на 40%; в результате ДТП со смертельным исходом – на 60,4%.

В 2016 г. травмы, отравления и другие несчастные случаи в Беларуси занимали 4-ое место (7%) в структуре смертности населения после болезней системы кровообращения (55,2%), новообразований (15%), симптомов и других неточно обозначенных состояний (10%).

Структура смертности от внешних причин была следующей: самоубийства (24,6%), отравления алкоголем (17,6%), дорожно-транспортные травмы (9,3%), несчастные случаи, связанные с огнем, пламенем и дымом (7,5%), падения (10,1%), прочие отравления (4,3%), утопления (5,2%), механические удушения (4,2%), убийства (4,8%) и др.

Дорожно-транспортный травматизм является одной из ведущих причин непосредственной гибели людей от травм вследствие дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в мире погибает более миллиона человек, а от 20 до 50 млн. получают травмы или становятся инвалидами. В ближайшие годы прогнозируется их рост, а дорожно-транспортный травматизм займет третье место в структуре «глобального бремени болезней», уступая лишь ИБС и депрессивным состояниям.

Страны, имеющие успехи в снижении смертности в результате ДТП, достигли этого благодаря улучшению законодательства, повышению безопасности дорог и транспортных средств, соблюдению правил дорожного движения. Почти половина этих случаев смертей в мире приходится на долю так называемых «уязвимых участников дорожного движения» – пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов.

Из числа пострадавших в ДТП около 70% нуждаются в стационарном лечении, а летальность составляет 15-20%, причем в 50-55% случаев смерть наступает на месте происшествия, в 2,5% случаев – в процессе транспортировки, в 6% случаев – в приемных отделениях и в 30-40% случаев – в других отделениях стационаров. Госпитальная летальность пострадавших в ДТП пациентов в 4,5 раза выше, чем при других заболеваниях. Это связано с тем, что основными повреждениями при ДТП являются переломы костей (30%), множественные и сочетанные повреждения (30%), травмы головного мозга (25%). Особо следует отметить высокую частоту травм головы – до 50% у пострадавших. По данным МВД с 2007 по 2016 год число ДТП в Беларуси снизилось на 51,3% (с 7501 до 3634), за этот период число погибших снизилось на 61,2%, число раненных – на 50,9%, а тяжесть последствий [число погибших / (число раненных и погибших) х 100] снизилось на 19,6% (с 16,3 до 13,1).

Снижение в Беларуси числа раненых и погибших в ДТП стало возможным в результате активизации межведомственного взаимодействия, в т.ч. подразделений ГАИ с дорожными и коммунальными организациями в вопросах содержания улично-дорожной сети, анализу аварийности с определением мест концентрации ДТП, контролю состояния автомобильных дорог. Медицинская помощь пострадавшим в ДТП обеспечивается территориальными организациями здравоохранения, для ее оперативного оказания определенные участки дорог закреплены за организациями. Большую роль в снижении травматизма играет своевременное оказание первой помощи (спасатели, сотрудники органов внутренних дел, стюардессы, бортпроводники, лица профессий повышенного риска).

Основываясь на мировом опыте, можно отметить, что и в Республике Беларусь основными проблемами, которые могут снизить уровень травматизма и гибель людей при ДТП, являются следующие.

Во-первых, обеспечение безопасности дорожного движения: соблюдение правил и повышение мер ответственности за их нарушение (особенно при несоблюдении скоростного режима и вождении в нетрезвом состоянии). Известно, что повышение скорости в среднем на 1 км/час повышает риск ДПТ, сопровождающихся травматизмом, на 3%, а при серьезных авариях – на 5%. Вероятность смерти в ДТП при скорости 80 км/час в 20 раз выше, чем при скорости 32 км/час и т.д.

Во-вторых, умение оказать первую помощь всеми участниками дорожного движения, т.е. лицами «первого контакта».

Как известно, своевременная остановка наружного кровотечения, прибывшими работниками милиции и находящимися рядом водителями и другими лицами может спасти до 29,4% пострадавших. Своевременная иммобилизация, даже подручными средствами, может предотвратить у 25,0% пострадавших развитие травматического шока.

Большое значение в снижении ДТП в Республике Беларусь сыграло принятие ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Указом Президента Республики Беларусь от 13.10.2014 № 483 внесены изменения в Правила дорожного движения: увеличение до 50 часов обучение практическому вождению, обязательное использование детских удерживающих устройств (детских автомобильных кресел), использование зимних шин, введение новой разметки для организации движения велосипедистов. Вступили в силу изменения в административном законодательстве, позволяющие привлекать к ответственности виновного за нарушение на основании фото-видеофиксации.

Производственный травматизм – это травмы, полученные работниками на производстве и вызванные, как правило, несоблюдением требований охраны труда. Причинами производственных травм являются: 1. Организационные , связанные с недостатками в организации и содержании рабочего места, применением неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой и соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе

неподготовленных рабочих; плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

2. Санитарно-гигиенические : отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты; неправильное освещение рабочих мест; чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях; производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

3. Личного характера : заболевание или утомление рабочего; недостаточная квалификация; неудовлетворительные бытовые условия; алкогольное опьянение.

Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин:

– механизация и автоматизация технологических процессов, ликвидация ручных операций и сокращение перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий и подъем грузов и т.д.;

– наличие специальных безопасных мест для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования, чтобы не загромождать ими рабочие площади и проходы;

– соответствие технологического оборудования и инструментов своему назначению, и нахождение их в исправном состоянии;

– ограждение движущихся и вращающихся деталей машин и агрегатов, а также мест возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами;

– заземление всего электрооборудования в цехах и его периодический контроль;

– ограждение мест открытых контактов защитными щитками или кожухами;

– периодический контроль состояния подъемно-транспортного оборудования и аппаратов, находящихся под давлением;

– хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе.

Для снижения производственного травматизма необходимо строго соблюдать правила охраны труда, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу проходят медицинский осмотр и обязательный инструктаж по охране труда. Повышение компетентности и пополнение знаний в этой области и их проверка должны быть постоянными.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в домашней обстановке, во дворе, на даче и т.д.

На бытовой травматизм, как правило, приходится основной удельный вес всех травм. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы: уборка и ремонт помещений, приготовление пищи и т. д. В последнее время все чаще стали отмечаться травмы, полученные на даче, приусадебном участке.

Среди бытовых травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе и квартире и т.д.

В целом профилактика бытовых травм включает:

– улучшение условий быта;

– организацию досуга и проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;

– антиалкогольную пропаганду;

– пропаганду здорового образа жизни и быта;

– расширение коммунальных услуг населению;

– организацию местных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;

– широкое привлечение общественности.

Реже травмы получают в различных бытовых конфликтах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

В последние годы мы стали выделять травмы, полученные в результате насилия и жестокого обращения в отдельный вид травматизма. Причем, о таких случаях, в соответствии с действующим законодательством медицинские работники обязаны сообщать в правоохранительные органы.

Уличные травмы . Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения. Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

– планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т.д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;

– организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил дорожного движения;

– обеспечение надлежащего технического состояния уличного транспорта, его безопасность, например, исправность автоматических дверей в автобусах);

– постоянный надзор за детьми и их досугом;

– проведение воспитательной и разъяснительной работы с населением (печать, радио, телевидение, лекции, доклады и др.).

В зимнее время особую озабоченность вызывает гололедная травма . Главное правило – быть предельно внимательным и осторожным и во избежание опасности необходимо:

– внимательно смотреть под ноги;

– ступать не широко, шагать медленно;

– наступать на всю подошву, но не на носок, не на стопу;

– сторониться неочищенных улиц и обходить скользкие места;

– ходить там, где тротуары посыпаны песком;

– прикрепить к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;

– пользоваться обувью с рифленой подошвой;

– девушкам стоит забыть о высоких каблуках.

При падении очень важно правильно оценить свое состояние. Главные признаки перелома или вывиха: резкая боль, нарастающий отек, укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать. Сотрясение мозга проявляется – потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений), тошнотой, головной болью.

Пострадавший, во что бы то ни стало, должен привлечь внимание прохожих, попросить помощи. Надо вызвать скорую помощь или помочь добраться до ближайшего травмапункта. Обойтись без помощи врача можно только в случае легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное место нельзя, эффект будет прямо противоположным.

Особое внимание в последние годы в нашей стране уделяется профилактике детского бытового травматизма . Основными видами травм, которые дети могут получить дома, и их причинами являются:

Ожоги от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, электроприборов и даже открытого огня;

Падение с кровати, окна, стола и ступенек;

Удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);

Отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими средствами, отбеливателями и др.);

Поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Ожоги , включая ожоги паром, – это наиболее распространенные травмы у детей. Сильные ожоги оставляют шрамы, а иногда могут привести к смертельному исходу. Ожогов можно избежать, если:

Устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;

Прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Падения – распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если не разрешать детям играть в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Удушье от малых предметов . Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей. В последнее время одной из распространенных причин попадания инородного тела в дыхательные пути стали монеты. Очень опасны маленькие отработанные батарейки, при проглатывании которых могут возникнуть тяжелые осложнения.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки – это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья, которое может привести к смерти. Следует убедиться, что с ребенком все обстоит благополучно. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок взял что-нибудь в рот.

Отравление бытовыми химическими веществами . Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов – дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яды для крыс и насекомых, керосин, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду.

Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей. Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей. Неправильное применение и передозировка антибиотиков могут привести у маленьких детей к глухоте.

Поражение электрическим током . Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки; их необходимо закрывать, чтобы предотвратить поражение электрическим током. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные провода представляют для них особую опасность.

Травматизм может и должен быть предотвращен. Существует множество данных, свидетельствующих о том, что путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение окружающей среды, проектирование и производство безопасной продукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение.

Успешное решение проблемы по снижению травматизма и смертности от внешних причин возможно только при условии совместных действий государственных структур на межведомственном уровне, поддержке проводимых мероприятий (по формированию здорового и безопасного образа жизни) общественными организациями и, очень важно, широкими массами населения.

Директор РНПЦ травматологии и ортопедии,

главный внештатный травматолог-ортопед Минздрава,

д.м.н., профессор, академик НАН Беларуси

А.В. Белецкий

Заместитель директора

по организационно-методической работе РНПЦ травматологии и ортопедии,

к.м.н., доцент

Л. Н. Ломать

14 Декабря 2017

ГЛАВА 14.

Безопасность на дорогах и в общественном транспорте

Независимоот возраста, социального положения, профессии люди каждый день пользуются тем или иным видом транспортных средств, выступая в роли и пассажира и водителя. Подобная обыденность создаёт стереотип полной безопасности транспорта, и редко кто задумывается о том, что современный транспорт – это зона повышенной опасности. Его можно разделить на следующие основные виды:

Автомобильный транспорт;

Железнодорожный транспорт;

Метрополитен;

Авиационный транспорт;

Морской (речной) транспорт.

Основной причиной возникновения экстремальных ситуаций является незнание и несоблюдение ряда простых, но обязательныхдля людей правил, применяемых в любой транспортной ситуации.

Причины дорожно-транспортного травматизма у детей и подростков

Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей - 7-14 лет, т. е. это дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятельными пешеходами, а с другой - особенностями функционирования психики детей этого возраста.

Предрасположенность детей к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями их психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.

Большая роль для предупреждения неадекватной реакции на внезапные ситуации отводится способности к самоконтролю. Наличие самоконтроля предполагает возможность осознавать и оценивать собственные действия. Эта способность формируется у человека по мере развития личности в ходе становления произвольной саморегуляции в процессе взаимодействия с другими людьми.

По данным РАО, деятельность ребенка (как и каждого взрослого пешехода) в дорожных ситуациях состоит из четырех тесно взаимосвязанных и переплетающихся между собой этапов:

1. восприятие информации (т.е. умение «чувствовать» дорогу);

2. обработка информации (прогнозирование ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);

3. выработка и принятие наиболее безопасного решения;

4. исполнение решения.

К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние детей и подростков и их поведение в дорожных ситуациях, можно отнести: возраст ребенка; его индивидуальные физиологические и психологические особенности; функциональное состояние организма в определенный момент; воспитание.

В психологических исследованиях (И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.И. Ковалев и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы «человек - транспортное средство - дорога и среда»: плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность к конфликтам и др.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети - это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей ». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков, и слышит он только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление. Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 15-20% меньше, чем у взрослого. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются им не замеченными. Он видит только то, что находится напротив.

Реакция у ребенка, по сравнению со взрослыми, более замедленная. Времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребенку требуется для этого 3-4 сек., а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 сек., а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.

Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, во время быстрого бега и на неровной дороге, или споткнувшись о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие.

Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.

Мозг маленьких детей, в отличие от подростков, не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство.

Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременного восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер автомобиля, тем значительнее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.

Надежная ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее чем в 7-8-летнем возрасте, а во многих случаях и позже.

У младших школьников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств, практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечные. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе.

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» - отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко». При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.

Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированности необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.

В процессе обучения детей и подростков в общеобразовательном учреждении значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно, и в начальной, и в средней школе. Роль внимания в дорожном движении настолько велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.

Несколько слов о самом понятии «внимательность». Специалист в области транспортной психологии проф. Д. Клебельсберг считает, что «под внимательностью следует понимать высокий уровень активации различных психических функций, так что, строго говоря, было бы правильнее рассматривать не "внимательность", а внимательное "смотрение" и "слушание" и т. д.».

Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:

1. Навык переключения внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда).

2. Навык спокойного, достаточно уверенного поведения на дороге (ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения).

3. Навык наблюдения (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения).

4. Навык предвидения опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов).

5. Навык переключения на самоконтроль (умение следить за своим поведением).

Для выработки этих навыков необходимо знание «законов» безопасного дорожного движения. Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «законов» безопасности дорожного движения.

I закон безопасности движения: «Чем выше скорость, тем больше опасность!».

II закон : «Перед выходом на проезжую часть - остановись!»

III закон : «Не видишь – остановись!».

IV закон : «Уметь видеть, наблюдать и предвидеть, действовать безопасно!».

Возникает закономерный вопрос: С какого возраста необходимо обучать детей Правилам дорожного движения?

Поведение на дороге детей младшего школьного возраста во многом определяют их психофизиологические и возрастные особенности. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы. Существует утверждение, что обучение и воспитание начинаются с первых месяцев жизни. В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом раннем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили.

И потому с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три - родители, школа, внешняя среда. Само же обучение должно быть направлено не только на то, чтобы «вложить» ребенку в голову Правила дорожного движения. Несмотря на всю важность самих Правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка иммунитет.

Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть психологическая установка на постоянное совершение этих действий. Залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения. Поведение пешеходов на дороге, в том числе и детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характерологические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт.

Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью, осторожностью, а есть поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам. Те или иные свойства проявляются уже в раннем возрасте. Практика говорит о наличии людей с выраженной склонностью к рискованным действиям. Применительно к дорожному движению общепризнанной причиной риска является недооценка скорости современных видов транспорта и переоценка возможностей водителя и автомобиля по экстренной остановке или маневру. Наиболее частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Помимо переоценки детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя, для них характерны переоценка своих возможностей и недооценка вероятных последствий.

Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной характеристической склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам). В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенно важное значение. Станет он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий?

В заключении необходимо сказать, что подготовка детей и подростков к безопасному поведению на дорогах должна включать:

1. Систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении.

2. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения на дороге и в транспорте.

Ее организацию и проведение необходимо строить в обязательном взаимодействии образовательных учреждений и семьи, начиная с первых лет жизни. Учитывая при этом как особенности психофизиологического развития ребенка, так и причины, заложенные в самой их природе.

К организационно-педагогическим условиям, определяемым нами как состояние элементов окружающей среды, способствующее эффективной организации педагогического процесса, относим:

1. Создание и организацию системы непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах.

2. Специальную подготовку учителей «Основам безопасности дорожного движения» и технологии обучения учащихся «Безопасному поведению на дороге и в транспорте».

3. Наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса.

4. Организацию учебного процесса в общем плане работы учебного заведения (занятия по «Безопасному поведению на дороге ив транспорте» в классе и внеклассная работа).

5. Постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой в организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку школьников к безопасному поведению на дорогах (семьи учащихся, ГИБДД, дома детского технического творчества, общества авто-мотолюбителей, военно-технические и спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства и т.д.).

6. Создание в школе кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее содержанию предмета оборудование.

7. Финансовое обеспечение учебного процесса.

Организация процесса непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов логичности: непрерывности, систематичности и последовательности обучения; наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания; учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; ведущей роли учителя при самостоятельности и активности обучаемых; сотрудничества детей в процессе обучения.

В системе школьного образования основная задача начальной школы состоит в том, чтобы научить детей вести себя на дороге. На эту задачу ориентированы принципы развивающего обучения. Развитие психики и личности ребенка в целом происходит в процессе специальным образом организованных занятий.

В обучении Правилам дорожного движения наиважнейшее значение имеет овладение учащимися практическими навыками и умениями поведения на дороге. Для приобретения учащимися практических навыков и умений надо на обычных уроках в классе использовать невербальный способ общения с учениками.

Подготовка ребенка к сложностям реального поведения в условиях дорожного движения, подготовка к самостоятельным практическим действиям должна начинаться на уроке в классе. В этой связи ПДД, как школьная дисциплина, занимают особое место. Здесь необходимо одновременно решать две задачи:

Подача учебного материала в адекватной для данного возраста форме, то есть с учетом психофизиологических особенностей и на основе принципов развивающего обучения;

Формирование у детей психологической установки на соблюдение Правил дорожного движения, т. е. на использование знаний, полученных на уроках, в повседневной жизни.

Сложность решения второй задачи заключается в том, что ее выполнение выходит за рамки учебных занятий. Любая информация может быть усвоена человеком в разных формах, которые в то же время являются и этапами этого усвоения. Знания, то есть собственно свод Правил дорожного движения, ребенок усваивает на уроках. Целесообразно формулировать правила в утвердительной форме. Например, вариант «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие - лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару» предпочтительнее, чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности избежать отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными, «утвердительными», в которых содержатся руководства к действию. Например, сразу же после формулировки: «Нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать рекомендация: «Переходить проезжую часть можно только по зеленому сигналу светофора».

Очень важно, чтобы дети не просто заучивали Правила дорожного движения, а понимали их смысл и необходимость. Ребенок должен уметь объяснить, например, почему, прежде чем переходить проезжую часть, нужно сначала остановиться, потом посмотреть налево, а затем направо и снова налево.

Все формы работы на уроке должны преследовать одну цель - осознание детьми любого возраста важности соблюдения Правил дорожного движения. Чем больше мы понимаем смысл и необходимость соблюдения тех или иных правил, тем легче нам следовать им. Это справедливо для взрослого человека, а для ребенка - тем более.

Сказанное выше привело нас к следующим заключениям:

1. Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Проблема подготовки человека к безопасному поведению в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая.

2. Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию,

3. Основными путями подготовки школьников к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через учителей, воспитателей и родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для учащихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы и искусства.

4. Необходимым условием эффективности реализации поставленной задачи по подготовке школьников к безопасному поведению на дороге является единство и взаимосвязь школы, семьи и социально-педагогической среды, в которой постоянно пребывают учащиеся.

Дорожное движение едино для всех - для детей и для взрослых. И кроющиеся в нем опасности угрожают как взрослым, так и детям. И «Правила дорожного движения» едины для взрослых и для детей. Иногда задают вопрос: «Что из Правил дорожного движения надо знать первокласснику, а что - одиннадцатикласснику?». Правильный ответ однозначен - и тому и другому надо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.

Травматизм - совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

-производственные:

  • промышленные,
  • сельскохозяйственные,
  • строительные,
  • на транспорте и др.

-непроизводственные:

  • бытовые,
  • уличные,
  • дорожно-транспортные,
  • спортивные,
  • школьные,
  • детские и пр.

Детский травматизм

Производственный травматизм.

Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

Причины производственных травм разделяются на:

-Организационные:

  • недостатки в организации и содержании рабочего места,
  • применение неправильных приемов работы,
  • недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
  • допуск к работе неподготовленных рабочих,
  • плохая организация трудового процесса,
  • отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

-Санитарно-гигиенические:

  • отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
  • неправильное освещение рабочих мест,
  • чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
  • недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

-Личного характера:

  • заболевание или утомление рабочего,
  • недостаточная квалификация,
  • неудовлетворительные бытовые условия,
  • алкогольное опьянение.

Травматизм бытовой.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

  • улучшение условий быта;
  • расширение коммунальных услуг населению;
  • рациональную организацию досуга;
  • проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  • широкую антиалкогольную пропаганду;
  • целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  • организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  • широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортный травматизм.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

  • превышение скорости;
  • проезд на красный цвет;
  • вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  • непристегнутый ремень безопасности;
  • переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

Уличный травматизм.

К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Причинами уличного травматизма являются:

  • плохая организация уличного движения,
  • узкие улицы с интенсивным движением,
  • недостаточная освещенность и сигнализация;
  • нарушение пешеходами правил уличного движения;
  • неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  • рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  • рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
  • обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
  • надзор за детьми и их досугом;
  • широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Детский травматизм.

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма : 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.

Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

  • неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
  • отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
  • недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
  • дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.

Спортивный травматизм.

Травматизм спортивный - несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.

Основные причины спортивного травматизма:

  • нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
  • неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
  • неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
  • недостаточный врачебный контроль;
  • слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
  • нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.

Основные мероприятия по профилактике:

  • контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
  • технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
  • защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
  • медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
  • воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
  • обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.

Екатерина Костенко
Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

Неумение наблюдать.

Невнимательность.

Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.

При выходе из дома.

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите его движение и оглянитесь – нет ли опасности.

При движении по тротуару :

Придерживайтесь правой стороны.

Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.

Если тротуар находится рядом с дорогой , родители должны держать ребенка за руку.

Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом машин со двора.

Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки везите только по тротуару.

Готовясь перейти дорогу :

Остановитесь, осмотрите проезжую часть.

Развивайте у ребенка наблюдательность за дорогой .

Подчеркивайте свои движения : поворот головы для осмотра дороги , остановку для осмотра дороги , остановку для пропуска автомобилей.

Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся машины.

Не стойте с ребенком на краю тротуара.

Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.

Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.

При переходе проезжей части :

Переходите дорогу только по пешеходному переходу или на перекрестке.

Идите только на зеленый сигнал светофора, даже если нет машин.

Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры.

Не спешите, не бегите, переходите дорогу размеренно .

Не переходите улицу под углом, объясните ребенку, что так хуже видно дорогу .

Не выходите на проезжую часть с ребенком из-за транспорта или кустов, не осмотрев предварительно улицу.

Не торопитесь перейти дорогу , если на другой стороне вы увидели друзей, нужный автобус, приучите ребенка, что это опасно.

При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта.

Объясните ребенку, что даже на дороге , где мало машин, переходить надо осторожно, так как машина может выехать со двора, из переулка.

При посадке и высадке из транспорта :

Выходите первыми, впереди ребенка, иначе ребенок может упасть, выбежать на проезжую часть.

Подходите для посадки к двери только после полной остановки.

Не садитесь в транспорт в последний момент (может прищемить дверями) .

Приучите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место (плохой обзор дороги , пассажиры могут вытолкнуть ребенка на дорогу ).

При движении транспорта стойте только на посадочных площадках, на тротуаре или обочине.

Навык переключения на улицу : подходя к дороге , остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.

Навык спокойного, уверенного поведения на улице : уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при спокойной ходьбе иметь запас времени.

Навык переключения на самоконтроль : умение следить за своим поведением формируется ежедневно под руководством родителей.

Навык предвидения опасности : ребенок должен видеть своими глазами, что за разными предметами на улице часто скрывается опасность.

Важно, чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения :

Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом .

Выходя на проезжую часть дороги , прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора.

Переходите дорогу только в местах , обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход» .

Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть дороги .

Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге : показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.

Не выходите с ребенком из машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги , - это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.

Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

СВЕТОФОР

Стоп, машина! Обождал шофер

Стоп, мотор! Немножко,

Тормози скорей, Снова выглянул

Шофер! В окошко.

Красный глаз Светофор

Глядит в упор - На этот раз

Это строгий Показал

Светофор. Зеленый глаз!

Вид он грозный Подмигнул

Не пускает… Путь открыт!»

Публикации по теме:

Преемственность в работе детского сада и школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Пофилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо.

Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МДОУ Детский сад №10 «Светлячок» Организация работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма «Безопасное дорожное.

Здравствуйте дорогие маамовцы! Хочу предложить вашему вниманию материалл на тему «Система работы по предупреждению детского дорожно - транспортного.

Отчёт о проделанной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Ивня» Ивнянского района Белгородской области.

План ОД по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сентябрь Тема «Транспорт». Формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт).

  • Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий умирает около 1,35 миллиона человек.
  • В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. сформулирована масштабная задача: к 2020 г. вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате ДТП.
  • Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.
  • Более половины умирающих на дорогах мира принадлежат к «уязвимым пользователям дорог» - пешеходам, велосипедистам и мотоциклистам.
  • 93% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем доходов, хотя на эти страны приходится примерно 60% всех транспортных средств в мире.
  • Дорожно-транспортные травмы являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5–29 лет.

Ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий обрывается жизнь около 1,35 миллиона человек. От 20 до 50 миллионов человек получают несмертельные травмы, многие из которых приводят к инвалидности.

Лица, пострадавшие в результате дорожно-транспортных травм, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки. Эти убытки связаны со стоимостью лечения, а также с утраченной продуктивностью тех, кто погиб или стал инвалидом из-за полученных травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода за родственниками, получившими травмы. ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта.

Кто подвергается риску?

Социально-экономическое положение

Более 90% случаев смерти в результате дорожно-транспортных травм происходит в странах с низким и средним уровнем доходов. Наиболее высоки показатели смертности от дорожно-транспортных травм в Африканском регионе. Даже в странах с высоким уровнем доходов вероятность попадания в ДТП выше среди лиц, занимающих более низкое социально-экономическое положение.

Возраст

Травмы в результате дорожно-транспортных происшествий являются основной причиной смерти детей и молодых людей в возрасте 5-29 лет.

Пол

Мужчины, начиная с молодого возраста, с большей вероятностью попадают в ДТП, чем женщины. Около трех четвертей (73%) всех случаев смерти в результате дорожно-транспортных аварий происходит среди молодых мужчин в возрасте до 25 лет, у которых вероятность погибнуть в автомобильной аварии почти в три раза превышает аналогичный показатель среди молодых женщин.

Факторы риска

Безопасный системный подход: учет человеческого фактора

«Безопасный системный подход» к дорожному движению направлен на создание безаварийной системы передвижения для всех пользователей дорог. Такой подход учитывает уязвимость людей к получению тяжелых травм в результате дорожно-транспортных аварий и исходит из того, что система должна проектироваться с допуском на человеческую ошибку. Важнейшими принципами такого подхода являются безопасные дороги и обочины, безопасные скорости, безопасные транспортные средства и безопасные пользователи дороги — все эти аспекты должны быть обеспечены для ликвидации ДТП с летальным исходом и сокращения тяжелого травматизма.

Превышение скорости

  • Превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.
  • Риск смерти пешеходов, сбитых машиной, быстро возрастает (риск при скорости 65 км/час в 4,5 раза превышает аналогичный показатель при скорости 50км/час).
  • Риск смерти водителей и пассажиров в результате боковых ударов машин при скорости 65 км/час составляет 85%.

Вождение под воздействием алкоголя и других психоактивных веществ

  • Вождение под воздействием алкоголя и любых психоактивных веществ или наркотиков повышает риск аварии, приводящей к смерти или тяжелым травмам.
  • При вождении в нетрезвом виде риск попадания в аварию на дороге возникает при низком уровне содержания алкоголя в крови (САК) и резко возрастает, если САК у водителя составляет 0,04 г/дл и выше.
  • При вождении под воздействием наркотиков риск совершения аварии возрастает в различной степени в зависимости от употребленного психоактивного вещества. Например, у лица, употребившего амфетамины, риск попадания в аварию со смертельным исходом возрастает примерно впятеро по сравнению с тем, кто их не употреблял.

Неиспользование мотоциклетных шлемов, ремней безопасности и детских удерживающих устройств

  • Правильное использование шлемов может способствовать снижению риска смертельных травм на 42% и риска травм головы на 69%.
  • Пристегивание ремнями безопасности снижает риск смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 45-50% и риск смерти и тяжелых травм среди пассажиров, сидящих на заднем сидении, на 25%.
  • Использование детских удерживающих устройств может способствовать снижению смертности на 60%.

Рассеянное вождение

Существует много отвлекающих внимание факторов, которые могут негативно сказываться на вождении. Все большую обеспокоенность с точки зрения безопасности на дорогах вызывает отвлечение внимания на мобильные телефоны.

  • Вероятность попадания в аварию водителей, пользующихся мобильными телефонами, примерно в четыре раза выше, чем у водителей, которые ими не пользуются. Использование телефона при вождении приводит к замедлению реакции (в первую очередь, при торможении, но и при реагировании на указатели дорожного движения), к нарушению способности держаться в правильном ряду и сохранять дистанцию между транспортными средствами.
  • Телефоны системы «свободные руки» не намного безопаснее, чем телефоны, которые необходимо держать в руке, а обмен текстовыми сообщениями значительно повышает риск аварии.

Небезопасная дорожная инфраструктура

Устройство дорог может значительно влиять на их безопасность. В идеальном случае дороги должны проектироваться исходя из требования безопасности всех участников движения. Для этого они должны надлежащим образом оборудоваться для пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов. Такие элементы, как пешеходные дорожки, велосипедные трассы, безопасные переходы и другие средства замедления движения транспорта, могут иметь важнейшее значение для уменьшения риска травматизма среди этих участников движения.

Небезопасные транспортные средства

Безопасность транспортных средств является непременным условием предотвращения аварий и снижения вероятности серьезных травм. Существует ряд правил ООН в отношении безопасности транспортных средств, которые при включении в национальные промышленные и производственные стандарты могли бы спасти множество жизней. Они, в частности, требуют от производителей соблюдать нормы, касающихся воздействия боковых и передних ударов, предусматривать электронный контроль устойчивости (для предотвращения заносов) и оснащать все автомобили подушками и ремнями безопасности. Без соблюдения этих базовых стандартов существенно возрастает риск получения дорожно-транспортных травм теми, кто находится как внутри, так и вне автомобиля.

Неадекватное оказание помощи после аварии

Тяжесть травм усугубляется задержками в выявлении лиц, попавших в ДТП, и оказании им помощи. После того как произошла авария, своевременность помощи пострадавшим имеет решающее значение: минутное промедление нередко диктует разницу между выживанием и гибелью. Для улучшения медицинской помощи после аварий необходимо обеспечить доступ к своевременной добольничной помощи и улучшить качество как добольничной, так и больничной помощи, например в рамках программ по подготовке специалистов.

Неэффективный контроль за соблюдением правил дорожного движения

Если соблюдение правил дорожного движения в части вождения в нетрезвом виде, использования ремней безопасности, скоростных ограничений, шлемов и детских удерживающих устройств не контролируется, эти правила не могут обеспечить ожидаемого сокращения смертности и травматизма, которые происходят из-за определенных тенденций поведения на дороге. Так, если контроль за соблюдением правил дорожного движения отсутствует, или распространено мнение, что он не практикуется, правила вряд ли будут выполняться и, скорее всего, не повлияют на поведение людей.

Эффективное правоприменение предполагает принятие, регулярное обновление и контроль соблюдения на национальном, муниципальном и местном уровне законодательства, учитывающего перечисленные выше факторы риска. Оно также предполагает установление надлежащих санкций за нарушения.

Что можно сделать для борьбы с дорожно-транспортным травматизмом

Дорожно-транспортный травматизм можно предупреждать. Правительствам необходимо принимать меры для обеспечения безопасности на дорогах на основе целостного подхода. Он требует участия широкого круга секторов, таких как транспорт, полиция, здравоохранение, образование, а также мероприятий по повышению безопасности дорог, транспортных средств и участников движения.

Эффективные меры включают в себя проектирование более безопасной инфраструктуры и обеспечение учета требований к безопасности дорожного движения в ходе территориального и транспортного планирования, совершенствование систем безопасности транспортных средств, улучшение оказания помощи жертвам дорожных аварий, принятие законодательства в отношении ключевых рисков и контроль его исполнения, а также повышение информированности общественности.

Деятельность ВОЗ

Предоставление технической поддержки странам

ВОЗ ведет работу с широким кругом стран, применяя межсекторальный подход в партнерстве с национальными заинтересованными сторонами из различных секторов. Ее цель состоит в оказании поддержки государствам-членам в планировании, реализации и оценке политики и в области дорожной безопасности.

Кроме того, ВОЗ взаимодействует с партнерами для оказания технической поддержки странам. Например, в настоящее время ВОЗ сотрудничает с Инициативой Блумберга по обеспечению безопасности дорожного движения во всем мире (BIGRS) в 2015-2019 гг. в целях сокращения смертности и травматизма в результате ДТП в отдельных странах и городах с низким и средним уровнем доходов.

В 2017 г. ВОЗ выпустила документ «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ: пакет технических мер по безопасности дорожного движения», в котором обобщаются основанные на фактических данных меры, с помощью которых можно значительно сократить смертность и травматизм в результате ДТП. Основное внимание в пакете мер «Спасти ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖИЗНИ» уделяется регулированию скорости движения, вопросам руководства, проектированию и совершенствованию инфраструктуры, стандартам безопасности транспортных средств, контролю за соблюдением правил дорожного движения и выживанию лиц, попавших в ДТП.

В пакете мер выделено шесть стратегий и 22 мероприятия по противодействию указанным выше факторам риска, и приводятся рекомендации для государств-членов по их реализации и выполнению задачи по обеспечению безопасности на дорогах и двойному сокращению во всем мире числа смертей и травм в результате ДТП к 2020 году.

Координация Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения

ВОЗ является ведущей организацией — в сотрудничестве с региональными комиссиями Организации Объединенных Наций — в области безопасности дорожного движения в рамках системы ООН. ВОЗ также является председателем Сотрудничества в рамках Организации Объединенных Наций в области безопасности дорожного движения и выполняет функции секретариата Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годов. Десятилетие действий было провозглашено в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и началось в мае 2011 г. в более чем 100 странах в целях спасения миллионов человеческих жизней за счет осуществления Глобального плана для Десятилетия действий.

ВОЗ играет также ключевую роль в направлении глобальных усилий, продолжая проводить информационно-разъяснительную работу на самых высоких политических уровнях с целью обеспечения безопасности дорожного движения; собирая и распространяя информацию о передовых методах профилактики травматизма, сбора информации и оказания травматологической помощи; предоставляя общественности информацию о рисках и способах снижения этих рисков; и привлекая внимание к необходимости дополнительного финансирования.

Мониторинг прогресса на основе докладов о состоянии безопасности дорожного движения в мире

В выпущенном ВОЗ «Докладе о состоянии безопасности дорожного движения в мире 2018 г.» представлена информация о безопасности дорожного движения из 175 стран. В докладе — четвертом в этой серии — приводится обзор глобальной ситуации в области безопасности дорожного движения. Эти доклады являются официальным инструментом для мониторинга прогресса в рамках Десятилетия действий по обеспечению безопасности дорожного движения.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме