Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект логопедического занятия на тему «Автоматизация звука Л в словах и предложениях. Конспект НОД по автоматизации звука в слогах, словах, фразах “В гостях у Белочки

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок" комбинированного вида"

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Формировать навыки согласования числительного с существительным;

Коррекционные:

Развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;

Обогащение и расширение словарного запаса;

Закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением цветов (ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы); картинки с изображением птиц: соловей, иволга, дятел, щегол, соловей; разрезная картинка с изображением Стеллы»; набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня у нас на занятии новый гость. Послушай загадку и попробуй догадаться кто это?

Над цветком она жужжит,

К улью быстро так летит,

Мед свой в соты отдала;

Как зову её?... (пчела).

Правильно, это веселая и добрая пчела. По имени Стелла. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из них мед. Она прилетела послушать, как ты произносишь звук [л] и поиграть с тобой в разные игры.

2. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут «веселые картинки». Посмотри на них и делай так же.

« Лопаточка»

Язык лопаткой положи

И немного подержи.

Язык нужно расслаблять,

И под счет его держать.

«Иголочка»

Язык иголочкой тяну.

Не подходи! Я уколю!

« Часики»

Влево - вправо, влево - вправо,

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

Покачаться он готов.

«Качели»

На качелях я качаюсь.

Вверх лечу и вниз спускаюсь.

« Пароход гудит»

Пароходик небольшой,

Зато смелый он какой!

Ему волны не страшны,

Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы».

« Улыбка»

Наша Таня - озорница,

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите на меня -

Я, теперь - лягушка!

« Вкусное варенье»

Блин мы ели с наслажденьем-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Пчелка любит летать на лужайке и петь песенки. И хочет, чтобы ты тоже спела вместе с ней.

ла-ла-ла ала-ала-ала

лу-лу-лу улу-улу-улу

лы-лы-лы ылы-ылы-ылы

ло-ло-ло оло-оло-оло

4. Автоматизация звука [Л] в словах.

Пчелка предлагает тебе поучиться сочинять стихи. Придумай слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить [Л].

Ла-ла-ла, вкусный мед несет… (пчела).

Лу-лу-лу, мы увидели… (пчелу).

Лы-лы-лы, испугались мы…(пчелы).

5. Пальчиковая гимнастика.

ПЧЕЛКИ

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (елка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к «елке» ребенок заглядывает в «улей».

Сжимает кулачки. Стучит кулаками друг о друга, чередуя руки. Разводит руками, растопыривает пальцы и шевелит ими (пчелки летают.)

6. Формирование навыка звукового анализа.

Как много цветов растет на лужайке. Стелла летает от одного цветка у другому и не знает, какие ей выбрать, чтобы собрать цветочный сок. Давай ей поможем, выбрать те цветы, в названии которых есть звук [Л].

(ландыш, роза, ирис, колокольчик, гладиолус, фиалка, мак, ромашка, тюльпан, незабудка, флоксы).

7. Физминутка.

Пчелка немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.

Вот и пчелкина зарядка.

Выполняй-ка по порядку.

Быстро встань и улыбнись.

Выше, выше потянись.

Ну-ка плечи распрями,

Подними и опусти.

Влево, вправо повернись,

Рук коленями коснись.

8. Игра «Где спрятался звук».

Стелла принесла с собой красивую шкатулку. Посмотри, что в ней лежит. Да тут много картинок, в названии которых каждого предмета спрятался звук [Л]. Определи место звука в словах: в начале, в середине или конце слова.

(Лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка).

9. Игра «Посчитай».

Посмотри, как много птиц прилетели на лужайку! Давай посчитаем их. И скажи: каких птиц больше, а каких - меньше.

Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, фразах.

Задачи:

Коррекционно - обучающая:

Выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука [л].

Упражнять в четком произнесении звука [л] в слогах, словах,

Коррекционно - развивающая:

Развивать фонематический слух,

Развивать плавный выдох,

Развивать слуховое и зрительное внимание,

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно - воспитывающая:

Воспитывать усидчивость, самоконтроль.

Оборудование : кубик с артикуляционной гимнастикой, контейнер с водой, цветной мячик для настольного тенниса, коробочка, шарики для творчества, парные картинки, детали цветочков (белые и цветные), слон, клетка, замок, коробочка в виде ямы, маленькие звери: лев, зебра, бегемот, обезьяна, тигр.

Предварительная работа : разучивание разминки «Колдун»/

Ход занятия:

I . Организационный момент.

– Здравствуй. Садись на стульчик. Сегодня мы с тобой отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть – закрой глазки (Логопед ставит на стол замок, клетку со слоненком ). Открывай глазки и послушай начало сказки. Жил-был слоненок. Он не выговаривал звук Л. И подсказали ему, что в замке живет волшебник, который поможет ему говорить этот звук. И пошел слоненок к нему. Но это оказался злой колдун. Он заточил его в клетку. Слоненка нужно спасать.

II . Сообщение темы занятия.

– Поможем слоненку? Давай спасем его от колдуна? Мы с тобой научимся произносить звук Л. Заодно и слоненка научим. Но к замку дорога нелегка. Колдун расставил нам ловушки и чтобы их обойти, нужно выполнить задания. Но я уверена, ты легко с ними справишься.

III . Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

– На нашем пути первая ловушка. Камень. Ты видишь, что камень не простой. Выполнив все эти задания, мы скатим его с пути.

На каждой грани кубика картинка, соответствующая артикуляционному упражнению:

Заборчик

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

Окно

Открываем рот пошире,

Держим раз, два, три, четыре.

Если прыгает язык,

«А-а-а» поем, и он лежит!

Блинчик

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Маляр

Подниму я язычок

И покрашу потолок,

Двигаться вперед-назад

Язычок наш очень рад!

Молодец, ты хорошо справился. Камень мы с тобой убрали.

2. Выработка плавного выдоха.

– И дошли до реки. Но колдун сломал мост, и теперь звери не могут перебраться на тот берег. Давай мы их с тобой перевезем. Хорошо, что лодка осталась.

(Перед ребенком прямоугольный контейнер с водой, на воде цветной теннисный мячик. Ребенок дует на мячик, логопед по очереди переставляет зверят ).

Всех перевез, молодец.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Поймай звук»

– Вот мы и подошли к следующей ловушке. Это яма, которую вырыл колдун, чтобы туда попадали разные зверята. Давай мы ее с тобой засыплем. Я сейчас буду называть тебе слова. Слушай внимательно. Если в слове есть звук Л, ты кидаешь в яму камень.

Лак, мак, стол, стоп, лай, воск, диван, окно, мел, стул, дом, лапа.

Ты замечательно работаешь. Теперь зверята точно не попадут в ловушку.

4. Игра «Бесцветные цветы».

– Мы с тобой оказались на полянке, но посмотри: цветы бесцветные. Видимо и здесь колдун постарался. Но я знаю, как мы сможем добавить краски цветам. Чтобы получить цветной лепесток, нужно произнести правильно два слога со звуком Л:

ал-ол, ол-ул, ул-эл, эл-ал, ла-ло, ло-лу, лу-лы, лы-ла,

(Ребенок повторяет слоги за логопедом и меняет белый лепесток на цветной ).

5. Физминутка.

– Думаю, что мы немножко устали с тобой обходить ловушки колдуна. Давай отдохнем немножко.

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом )

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют

Весело шагают вприпрыжку

Показывают, что думают

Показывают, что решили задание

Берутся за руки и пляшут

6. Дидактическая игра «Один-много».

– Ну вот мы и пришли с тобой к замку злого колдуна. (Клетка убрана, слоненок стоит перед замком ). Он за нами наблюдал все это время, посмотрел, как ты ловко обходишь его ловушки, что испугался и убежал. А когда он побежал, он смахнул картинки со своего стола и они все перемешались (Логопед выкладывает парные картинки по теме профессии ). Слоненка мы конечно с тобой выручили, он благодарит тебя за помощь. Но мы же не может оставить здесь такой беспорядок. Давай приберемся, и пусть в замке колдуна живут все звери леса.

(Найти парные профессии и назвать один-много).

IV . Итог занятия.

– Какой ты молодец. И в ловушки не попал, и колдуна прогнал, и слоненка освободил. Тебе понравилось на занятии? А какое задание понравилось? А что было трудно выполнять?

(Ответы ребенка. )

Цель: автоматизировать звук [л] в словах

Задачи:

  • Коррекционно-обучающие :
    • уточнить правильную артикуляцию звука [л];
    • повторить правильное произношение звука [л] изолированно
    • упражнять в правильном произношении звука [л] в слогах, словах;
    • учить модулировать голос по силе;
    • продолжать учить дифференцировать интонации на слух;
  • Коррекционно-развивающие :
    • развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
    • развивать память, внимание, мышление
  • Коррекционно-воспитательные :
    • воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля

Оборудование: карточки-символы: «Улыбка», «Забор», «Окно», «Мост», «Парус», «Пароход гудит»; 3 карточки с изображением интонаций, ромашка.

Лексический материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Д/упражнение «Выполни инструкцию»

Инструкция: указательным пальцем левой руки покажи левый глаз; правой рукой дотронься до мочки правого уха; ладонью правой руки коснись левого колена и т.д.

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика

Инструкция: перед тобой картинки-символы для выполнения упражнений артикуляционной гимнастики. Выполняй упражнения в той последовательности, в которой расположены картинки-символы («Улыбка» – «Забор» – «Окно» – «Мост» – «Парус» – «Пароход гудит»).

3. Автоматизация звука [л] в слогах

Инструкция: мы с тобой поиграем в игру «Попугайчики». Я буду произносить слоги со звуком [л], а ты, как попугайчик, будешь за мной повторять.

Ла-ло; ло-ла; лу-лы; лы-ло; ло-ла-ло; лу-лы-ла.

4. Автоматизация звука [л] в словах

Д/упражнение «Повтори за мной».

Инструкция: я буду произносить слова со звуком [л], а ты их повторяй.

Лампа, лапша, ласточка, Луша, лавина, лопата, ландыш, халат, палатка.

Д/упражнение «Добавь слог».

Инструкция: я назову часть слова, а ты добавь слог -ЛА-.

упа-ЛА, чита-ЛА, шко-ЛА, кида-ЛА, носи-ЛА, обиде-ЛА, увиде-ЛА.

Д/упражнение «Ромашка».

Инструкция: перед тобой ромашка. Надо сорвать лепестки с изображением предметов, в названии которых есть звук [л] (лук, пила, салат, молоко и т.д.).

Д/упражнение «Доскажи словечко».

Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли … (лапки) .

Нам темно. Мы просим маму
Нам включить поярче … (лампу) .

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось … (мыло) .

5. Физминутка

Импровизация движений.

Левой ручкой – по плечу,
Правой ручкой – покручу,
На носочки и на пятки,
Вот и кончилась зарядка.

Инструкция: к нам на занятие прилетел жук. Он то подлетает к нам поближе, то улетает. Силой голоса покажи то приближение, то удаление жука.

7. Нормализация просодики

На 3 карточках даны графические изображения интонаций. Карточки лежат на столе перед ребенком.

Инструкция: послушай, как я произношу фразу и с какой интонацией. Подбери соответствующую карточку.

Мы пойдем сегодня в парк.
Мы пойдем сегодня в парк?
Мы пойдем сегодня в парк!

Д/упражнение «Какое слово лишнее?»

Инструкция: мы сегодня учились правильно произносить звук [л]. Послушай, как звучат слова и найди лишнее слово.

Сом, локоть, палатка, улыбка.

8. Итог занятия

Оценка деятельности ребенка.

– Какой звук учились произносить в словах? (Звук [л])
– Придумай слова на звук [л]
– Молодец! За правильные ответы тебе приз – конфеты «Ласточка».

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [л] в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные:

  • развивать целостное восприятие, память, мелкую моторику, внимание, фонематический слух;
  • обогащение и расширение словарного запаса;
  • закреплять навыки звукового анализа и синтеза;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, интерес к занятию.

Оборудование :

  • кубики-символы для артикуляционной гимнастики, набор предметных картинок: лапти, вилка, лошадь, велосипед, осел, футбол, ласточка, пила, молоток, волк, палка, мел, ласты, булка, фиалка, стол, вешалка, лук, лодка, фигурки из бумаги героев мультфильма «Лунтик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня нам принесли письмо. От кого — догадайтесь сами. Даю подсказку: он — герой мультфильма. У него много друзей.

Игра «Да-нетка».

(дети задают вопросы, пытаясь определить героя)

Да, это Лунтик. Посмотрим, что в конверте. Да здесь какая-то карта. Лунтик пишет,что он заблудился и найти его можно только с помощью этой карты и заданий, которые к ней прилагаются.

А вот и первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика.

Подружка Лунтика, Мила, не умеет выговаривать звук –Л-, но очень хочет научиться. Давайте ей поможем. Но сначала повторим все, что знаем об этом звуке.(складываем из кубиков профиль звука).

Повторяем упражнения:

  • Заборчик
  • Чистим зубки
  • Качели
  • Пароход
  • Произносим изолированно –Л-Л-Л

Вы молодцы. Справились с первым заданием. И получаете первую подсказку. (4 шага прямо)

Дети, встав из-за стола делают 4 шага и ставят указатель в этом месте.

3. Автоматизация звука [Л] в слогах.

Чтобы получить вторую подсказку, нужно помочь пчеленку собрать нектар с цветков. (По дорлжке летим до ромашки… колокольчика… клубники.., проговаривая слоги)

  • ла-ла-ла
  • ала-ала-ала
  • лу-лу-лу
  • улу-улу-улу
  • лы-лы-лы
  • ылы-ылы-ылы
  • ло-ло-ло
  • оло-оло-оло

Дети, ваполнив задание, получают следующую подсказку и передвигают указатель.

4. Формирование навыка звукового анализа.

Чтобы получить новую подсказку, необходимо вместе с Кузей разложить яблоки по лукошкам.

  • 1 — слова, где Л в начале слова.
  • 2- слова, где Л в середине.
  • 3- слова, где Л в конце слова.

5. Игровой прием ТРИЗ “вхождение в картину”.

Мы с вами на лужайке вместе с Милой, Кузей и Пчеленком. Закройте глаза и представьте: Светит солнышко, расцветают цветы, поют птицы, летают бабочки.

(музыкальное сопровождение)

Логопед: “Продолжите предложения:

Я ощущаю руками…(холодный мокрый снег, нежные клейкие листочки и т.п.)
Я слушаю….(пение птиц, звон ручья, звон капели)
Я чувствую запах… (Цветов, свежести, влаги, листьев)

6. Автоматизация звука [Л] в предложениях.

Ребята, гусеницы как всегда вредничают. Они перепутали предложения, которые сочинил пчеленок. Помогите их распутать.

  • Салат ел Милу.
  • Салазки везут Славу.
  • Пол упал на стул.
  • Футбол уехал на папу.
  • Лопатка взяла Лолу.
  • Ладони вымыли Клаву.
  • Кукла купила Лушу.
  • Лук полол Милу.
  • Белый платок надел Аллу.

7. Физкультминутка.

А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.

«Любим с Лунтиком играть –
Как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать.
На цветочки тихо сели.
Мы вздохнули и уснули».

Ребенок выполняет упражнения:

  • скачет на двух ногах;
  • машет руками;
  • садится на корточки;
  • руки под щеку.

8. Развитие фонематического слуха.

Ну, а теперь давайте зарабатывать следующую подсказку. Жабе Клаве и Миле Нужно собрать картинки, которых есть звук -Л-
(произносят слова: Клава скакала, скакала, ….. увидала.) Получают очередную подсказку.

9. Развитие творческих способностей.

Из собранных слов составляют рассказ (метод каталога).

Цель : научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

В структуру большой группы сказок входят следующие составляющие: положительный и отрицательный герой, зло, причиненное отрицательным героем, борьба положительного героя с этим злом. На помощь и одному, и другому герою могут приходить друзья или волшебства.

Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда?

Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?

Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?

Где наши друзья стали жить?

Что стали делать?

Справившись с заданием, получают последнюю подсказку: 4 шага вправо. Находят Лунтика со сладким сюрпризом.

10. Итог занятия. Рефлексия.

Мы с вами сумели найти заблудившегося Лунтика.

Давайте вспомним, кому мы сегодня помогали? Какие задания выполняли. Что понравилось? Ну а Лунтик и его друзья с вами прощаются. До новых встреч.

Бабкова Ольга Сергеевна,
учитель-логопед
МБДОУ д\с №6,
г. Рассказово Тамбовской обл.

Статьи по теме:



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме