Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Каким образом формулируются вопросы местного значения. Раздел i

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.

В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:

  • управление, направленное на максимизацию доходов (до второй четверти XX в.): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период «дикого капитализма»);
  • попечительское управление (с 1930-х гг.): организация заботится о своих сотрудниках и их семьях, поскольку это ведет к более высокой производительности и доходности;
  • социальное управление (с 1960-1970-х гг.): организация несет ответственность перед обществом в целом и стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц) в частности.

Можно выделить пять этапов становления этических воззрений в нашей стране в XX в.:

  • традиционный капиталистический (до 1917 г.): меценатство и попечительство считались «хорошим тоном» в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;
  • прямое государственное регулирование (1920-е гг.): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;
  • плановая социалистическая ответственность (1930-1980-е гг.): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы и предписывался план по открытию новых, невыполнение которого каралось государством;
  • «дикий капитализм» (1990-е гг.): приоритет был отдан получению краткосрочной экономической выгоды, программы социальной ответственности часто принимали характер «прикрытия» незаконных операций;
  • локальное попечительство (с 2000 г.): крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.

Исследователи различают три подхода к пониманию проблем социальной ответственности бизнеса и этики управленческих решений:

  • Традиционный (узкоэкономический) — сформулирован лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридменом. Логика этого подхода такова: деловые организации должны служить интересам их собственников, а менеджеры — всего лишь наемные служащие, чья задача заключается в том, чтобы вести бизнес в соответствии с желаниями собственников. Отсюда следует, что истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли, при условии что он придерживается правил игры… [и] участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману». Таким образом, считается, что организация несет социальную ответственность, соблюдая законы и предписанные правила ведения бизнеса.
  • Этический подход (с точки зрения заинтересованных лиц) — сформулирован профессором социологии, признанным «гуру» менеджмента Питером Друкером. Сущность этого подхода заключается в признании того, что организация в целом несет обязательства этического характера перед определенными группами заинтересованных лиц — стейкхолдерами. В число стейкхолдеров, как правило, включают учредителей, менеджеров, акционеров (собственников), поставщиков, кредиторов, клиентов, местные сообщества, профсоюзы, государственные регулирующие органы, профессиональные ассоциации и сотрудников. Эта многослойная общественная среда способна существенно влиять на достижение целей организации, поэтому руководству приходится уравновешивать внутренние чисто экономические цели с социальными, этическими и экономическими интересами стейкхолдеров. На практике (на развитых рынках) этот подход наиболее распространен.
  • Социально-этичный (утвердительный подход) — сформировался в 60-70-е годы прошлого века под влиянием философско-этических воззрений ряда теоретиков менеджмента: Курта Левина, Эдгара Шайна, Генри Минцберга и др. Согласно этому подходу менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансированное следование компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. Этот подход утверждает, что организации должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть средств на его совершенствование.

Сторонники традиционного подхода выдвигают аргументы против широкой социальной ответственности:

  • ценой такого поведения становится снижение доходных статей компании, следовательно, расходы на программы социальной ответственности переносятся на потребителей в виде повышения цен;
  • расплата за социальную ответственность может принять форму снижения заработной платы, уменьшения дивидендов, сокращения инвестиций в отделы НИОКР, в обновление и совершенствование производственных мощностей, уменьшения кредиторской задолженности и т.п.;
  • принятие социальной ответственности может ввести сотрудников в заблуждение относительно главных целей организации;
  • ответственность за решение социальных проблем должна лежать на индивидуумах, а не на компаниях;
  • решение социальных проблем относится к компетенции государственных и муниципальных органов и предприятий, руководители корпораций не вправе решать общественные проблемы;
  • компания, которая берет на себя большую долю социальной ответственности, может проиграть в конкурентной борьбе;
  • эффект социальных программ нельзя точно определить — о результатах подобных действий крайне трудно отчитываться перед стейкхолдерами и широкой общественностью;
  • нарушается принцип максимизации прибыли.

В то же время, преследуя только экономические цели и соблюдая при этом законы и нормы государственного регулирования, организация:

  • удовлетворяет потребительский спрос в товарах и услугах;
  • создает рабочие места;
  • платит налоги;
  • обеспечивает определенный уровень возврата на капитал (в виде дивидендов);
  • создает новые общественные богатства и ценности.

Таким образом, организация вовлечена в теснейшее социальное взаимодействие и вносит определенный вклад в вышеобозначенные сферы. Сторонники этического и социально-этичного подходов выдвигают ряд аргументов засоциальную ответственность:

  • социальная вовлеченность организации отвечает ее интересам, так как создает лучшее общество и лучшую среду для ведения бизнеса;
  • программы социальной ответственности — средство создания и поддержания положительного публичного имиджа;
  • социально ответственный и этичный менеджмент предупреждает или ослабляет отрицательный эффект воздействия на организацию со стороны таких влиятельных групп, как государственные и муниципальные органы власти;
  • широкая общественность ожидает этичного поведения организаций и их руководства — несоответствие этим ожиданиям может привести к негативным последствиям;
  • внутреннее моральное обязательство вести себя социально ответственно и этично лишь подтверждает тот факт, что собственники, менеджеры и сотрудники организации являются членами общества и для них естественно следовать его моральным нормам;
  • создаваемые организациями социальные проблемы, такие, например, как загрязнение окружающей среды, должны решаться за счет этих организаций;
  • социальная ответственность уравновешивает могущество и ответственность компании;
  • социальная ответственность оправдывает существование организации как элемента общества.

За последние три десятилетия XX в. в западных странах наблюдается тенденция к повышению социально ответственного поведения организаций, однако вместе с тем четко заявляет о себе тенденция к снижению этичности персонала. Последнее справедливо и для России. Как бороться с этой проблемой? Безусловно, каждой организации нужны свои программы, уникальные методы и подходы, но тем не менее можно выделить ряд наиболее распространенных мер по повышению этичности сотрудников, принятых в практике ведущих компаний мира:

  • Разработка этических нормативов — положений, описывающих систему общих ценностей и правил этики организации. Например, не одобряются или караются взятки, вымогательство, подарки, выплата соучастнику незаконно полученных денег, конфликт на почве столкновения интересов, нарушение законов в целом, мошенничество, раскрытие секретов компании («коммерческой тайны»), использование информации, полученной в доверительной беседе от членов «своей» группы, незаконные выплаты политическим организациям, противоправные действия в интересах фирмы, производство заведомо некачественной продукции и т. п. Как правило, такие нормативы оформляются в виде «этического кодекса», «заповедей основателя», «образа жизни компании» и т. п.
  • Создание комитетов по этике. В подобные комитеты, как правило, входят представители топ-менеджмента компании, собственники и прочие стейкхолдеры. Они играют роль мирового судьи, «совести организации», вынося авторитетные официальные нравственные суждения по спорным этическим вопросам.
  • Проведение социальных ревизий. Подготовка отчетов для широкой общественности о внедрении программ социальной ответственности, а также об этичности ведения бизнеса, принятия управленческих решений и взаимоотношений сотрудников. Как правило, такие отчеты составляются внешними независимыми организациями — ведущими журналами, телеканалами, ассоциациями и т. п.
  • Обучение сотрудников этичному поведению. Сегодня курсы этики включают во многие программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Цель таких курсов — повысить общую культуру поведения, а также подвести людей к мысли о моральной ответственности и нравственных последствиях совершаемых ими действий.
  • Личный пример руководителя. Руководитель, как правило, является моральным лидером компании, задавая общий климат и определяя степень этичности поступков. Высоконравственное поведение руководителя практически всегда побуждает сотрудников следовать этическим нормам.

Закаленные в чрезвычайно агрессивной среде морально-нравственные качества большинства менеджеров значительно ниже, чем у представителей других профессий, несмотря на то что от их поступков и решений зависят судьбы многих людей.

В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».

Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».

В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.

Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:

  • Проблема «брать деньги». Суть ее в формальной обязанности должника отдать деньги кредитору в срок, с положенными процентами и т.д. Кроме формальных обязательств, однако, существует и некоторый моральный контракт между берущим и дающим деньги, когда берущий «под залог» доверия обязуется добросовестно выполнить свои обязательства. Зачастую многие управляющие не могут себе позволить рискнуть этим кредитом доверия и не берут деньги, даже когда это относительно безопасно и необходимо для развития компании. Еще одной моральной проблемой в данном случае можно назвать проблему статуса берущего деньги. Многие современные бизнесмены не могут представить себя в качестве просящего, боятся потерять лицо, признать острую необходимость в деньгах и, возможно, наличие временных экономических трудностей.
  • Проблема «давать деньги». Экономические факторы проблемы очевидны: риски невозврата, снижение собственной ликвидности и т. д. К этическим проблемам, как правило, относят дилемму «потратить самому и оставить другого человека (компанию) в сложном положении или помочь другому и недополучить всех возможностей от использования честно заработанных денег».
  • «Звездная болезнь». При первых значительных успехах руководители нередко заболевают «звездной болезнью». Это проявляется в неприятии чужого мнения, бессмысленных тратах огромных сумм, которые, возможно, лучше было бы направить на развитие компании. Зачастую руководители так и не выздоравливают от этой «болезни» и начинают возвращаться к реальности, только когда компания уже стоит на грани или когда заканчиваются деньги первого успеха.

Этические проблемы сложны и противоречивы. Далеко не всегда человек, будь то предприниматель-собственник, менеджер или служащий, способен самостоятельно решить их. Всегда существует потребность опереться на что-то, спросить совета. Ниже приведен ряд рекомендаций для владельцев бизнеса, которые хотят быть преуспевающими и этичными:

  • помните, что предприниматель высокого класса способен превращать вредное (мешающее делу явление) в полезное (помогающее достижению цели);
  • выработайте привычку: все, с чем вы сталкиваетесь, рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела;
  • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с опозданием;
  • будьте внимательны и объективны к «бесполезным» предложениям;
  • отклоняйте ненужные предложения тактично и вежливо;
  • будучи уверенным в себе, избегайте самоуверенности, самоуверенность — предпосылка использования не лучших приемов и методов в работе;
  • не перекладывайте ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или рекомендации;
  • помните, что ничто так не компрометирует предпринимателя, как растерянность;
  • чтобы эффективно подчинять, умейте подчиняться, хотя бы обстоятельствам;
  • воспитывайте сотрудников ненавязчиво, но постоянно, поощряйте их плодотворный труд и инициативу;
  • никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция вовсе не всегда хороши, есть другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;
  • не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;
  • не забывайте, что знание личных побудительных мотивов подчиненных — одна из основ эффективного взаимодействия с ними;
  • согласовывать цели предприятия с личными целями сотрудников не менее важно, чем согласовывать личные цели сотрудников с целями предприятия;
  • в общении с людьми научитесь понимать то, что не высказано;
  • руководствуйтесь в работе тремя «не»: не раздражайтесь, не теряйтесь, не распыляйтесь;
  • высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным — задержать начало работы из-за опоздания или неподготовленности мероприятия;
  • будьте терпимы к чужим недостаткам, если они не мешают вашему бизнесу;
  • помните, что человека можно оскорбить не только словом: поза, жесты и мимика не менее выразительны;
  • занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;
  • будьте справедливы к деловым качествам человека, особенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего. Вполне возможно, что не лучшее отношение к вам — следствие ваших несовершенств;
  • не страшитесь талантливых подчиненных;
  • предоставляйте сотрудникам максимум свободы для достижения целей предприятия;
  • хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз;
  • помните, что нет ничего острее и болезненнее для человека, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не прощается. Бойтесь совершить несправедливость — она сильно задевает людей;
  • сочувствие часто ценнее денег;
  • умейте слушать, имейте бесконечное терпение.

В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня обязательны для менеджера любого уровня, в особенности для предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий.

Задание 1.

Сформулируйте понятие вопросов местного значения и проанализируйте их юридические признаки

Согласно абзацу 9 части 1 статьи 2 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее ФЗ О МСУ, закон) - вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом О МСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;

вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с законом О МСУ и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Вопросы местного значения, являющиеся предметами ведения местного самоуправления, разделены, согласно Закону, по типам муниципальных образований на вопросы: местного значения поселения (ст.14), муниципального района (ст.15) и городского округа (ст.16). Данный закон выделяет два критерия для классификации вопросов местного значения: материальный критерий (эти вопросы должны касаться непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования) и формально-юридический критерий (они должны быть отнесены к вопросам местного значения федеральными законами, уставами муниципальных образований).

управления муниципальной собственностью;

бюджетно-финансовой деятельности;

здравоохранения и оказания медицинской помощи;

социальной защиты населения;

образования и культуры;

охраны общественного порядка, пожарной безопасности и гражданской обороны;

охраны окружающей среды и природопользования;

жилищного строительства;

транспорта, связи и сельскохозяйственного производства;

коммунального и бытового обслуживания населения;

погребения и похоронного дела.

Вопросы местного значения различают в зависимости от степени участия государства в их регулировании.

Вопросы, в которых органы местного самоуправления осуществляют вспомогательные функции в предусмотренных законодательством рамках для решения общих с федеральными и региональными органами власти (в частности, охрана общественного порядка, участие в охране окружающей среды, обеспечение противопожарной безопасности и др.).

Вопросы, в которых юридическая самостоятельность сочетается с технологической зависимостью от государства и его структур (энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, дорожное строительство).

Вопросы, в решении которых органы местного самоуправления обладают относительно полной свободой и самостоятельностью как в принятии решений по этим вопросам, так и в нормативно-правовом регулировании порядка их решения. В частности, общими для всех типов муниципальных образований являются такие вопросы, как формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов, контроль за их исполнением, установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом.

К ведению поселений отнесен круг вопросов, связанных, в основном, с повседневным жизнеобеспечением населения. Это: обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержание муниципального жилищного, фонда создание условий для жилищного строительства, организация в границах поселения тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, развития массовой физической культуры и спорта, массового отдыха, организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки поселений, организация освещения улиц, установки уличных указателей, и т.п. Многие вопросы местного значения отнесены к предметам ведения и поселения, и муниципального района. Разграничение между ними произведено по такому принципу: за решение вопросов в границах поселения отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы - муниципальный район. Например, к вопросам местного значения поселения отнесена организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, а к вопросам муниципального района - организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. К уровню поселения отнесены организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания населения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; к уровню муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора; организация библиотечного обслуживания поселений (библиотечный коллектор); содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т.д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры и крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся организация охраны общественного порядка; предоставление начального и среднего общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время; организация основных видов медицинской помощи; организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения учебного процесса и т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.

Учитывая различные возможности отдельных поселений (например, если сравнивать сельское поселение из нескольких населенных пунктов с общей численностью 1-2 тыс. и городское поселение с населением 20-50 тыс. жителей), закон устанавливает, что органы местного самоуправления поселения и муниципального района вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу части своих полномочий. Данная норма позволяет экономически слабому и дотационному поселению передавать часть своих функций муниципальному району (с соответствующим сокращением объема дотаций), а городскому поселений - принимать на себя ряд функций муниципального района.

В законе установлено, что органы местного самоуправления вправе решать иные вопросы, не отнесенные к их компетенции и компетенции других уровней публичной власти, только при наличии собственных материальных и финансовых ресурсов. Данным законом установлено и то, что перечень вопросов местного значения всех типов муниципальных образований не может быть изменен иначе, как путем внесения, изменений и дополнений в федеральный закон. Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов, федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

В статье 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дается полное описание вопросов местного значения. Вопросы местного значения устанавливаются только вышеприведенным Федеральным законом (ст.18). К вопросам местного значения поселения относятся:

) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения; создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

) формирование архивных фондов поселения;

) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

) осуществление муниципального лесного контроля;

) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;

) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Подводя итог, анализу вопросов местного самоуправления можно сделать вывод, что вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом О МСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно - и являются вопросами местного значения. Из приведенного понятия можно выделить следующие юридические признаки:

наличие проблем необходимых для функционирования муниципального образования (существующие вопросы и их решение непосредственно для улучшения условий проживания, функционирования МО);

соответствие Конституции РФ, ФЗ «О МСУ» и др. законодательным актам РФ (законность);

деятельность должна осуществляться населением (и/или органом МСУ) самостоятельно (самостоятельность).

Таким образом, вопросы местного значения - это предметы собственного ведения муниципальных образований и полномочия по ним обязательны к осуществлению органами местного самоуправления, причем за счет собственных средств местных бюджетов.

Задание 2.

Сформулируйте понятие компетенции муниципального органа и проанализируйте его юридические признаки. Как соотносятся предметы ведения муниципального органа и полномочия муниципального органа?

Согласно толкового словаря С.И. Ожегова «компетенция (от лат. competens - соответствующий) - совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям». То есть полномочия - составляющие (совокупность) компетенции.

Полномочия местного самоуправления - это закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования.

Полномочия МСУ реализуются во-первых непосредственно населением муниципальных образований. Население муниципальных образований играет важную роль в реализации полномочий местного самоуправления. Отдельные полномочия МСУ (право избирать представительный орган местного самоуправления, выражать волю путем референдума и др.), могут быть осуществлены только населением муниципальных образований. Полномочия МСУ реализуются органами МСУ и должностными лицами МСУ. Большинство полномочий МСУ реализуются органами и должностными лицами МСУ, составляя их компетенцию. Полномочия МСУ можно подразделить на две группы: «Собственные» полномочия МСУ, т.е. те полномочия, которые признает за муниципальным образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением; Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы МСУ.

Полномочия органов МСУ обладают специфическими чертами:

Полномочия органов МСУ представляют собой неразрывное единство закрепленных в законе их прав и обязанностей.

Полномочия органов МСУ закрепляются в соответствующих нормативно - правовых актах.

В отличие от прав граждан всякое полномочие органов МСУ реализуется ими через совершение властных действий административно-распорядительного или нормоустановительного характера.

Органы МСУ располагают собственными властными полномочиями в решении вопросов местного значения.

Первым составным элементом полномочий являются предметы ведения. Под предметами ведения органа местного самоуправления следует понимать сферы местной жизни, в которых действует данный, юридически компетентный в них, орган. Каждый орган местного самоуправления должен иметь свое поле деятельности, воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование полномочий органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, той сферы местной жизни, в которой действует данный орган местного самоуправления.

В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на: а) органы общих полномочий; б) органы специальных полномочий. К органам общих полномочий относятся органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и местная администрация (орган управления муниципального образования) - предметы ведения которых охватывают большинство вопросов местной жизни. Характер полномочий, закрепляемых за представительными органами местного самоуправления, показывает, что деятельность этих органов затрагивает все стороны местной жизни, все ее сферы. Представительные органы местного самоуправления принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования, утверждают местный бюджет и планы развития муниципального образования, решают другие вопросы. Так, местная администрация управляет муниципальной собственностью, местными финансами, решает иные вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования в соответствии с законами, уставом муниципального образования. К органам специальных полномочий относятся органы местного самоуправления, ведающие отдельными сферами местной жизни или выполняющие отдельные функции в отношении всех или многих областей местной жизни: например, отдел образования местной администрации, органы охраны общественного порядка и т.д.

Таким образом, компетенция муниципального органа - совокупность полномочий закрепляемых нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципального образования. Предметы ведения, как структурный элемент понятия «полномочия», являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления. Предметы ведения соотносятся с полномочиями МО как часть целого.

Задание 3.

Представительный орган местного самоуправления принял решение о введении новых местных налогов и сборов. Какие требования законодательства РФ должны быть соблюдены при принятии решений органами местного самоуправления?

Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ (далее НК) в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК (земельный налог и налог на имущество физических лиц). Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

В статье 17 НК «Общие условия установления налогов и сборов» говорится, что: налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Кроме того, при установлении местных налогов и сборов предусматриваются основания для использования налоговых льгот и соответственно сами налоговые льготы.

Все конкретные размеры налоговых ставок, устанавливаются местными органами самоуправления и законодательными актами субъектов Российской Федерации. При этом строго учитываются предельные налоговые ставки, которые предусмотрены федеральным законом. Местные налоги и сборы зачисляются во внебюджетные фонды (местные бюджеты) и являются их источниками доходов.

Во-первых, местные налоги и сборы должны быть установлены соответствующими представительными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Во-вторых, они должны быть установлены в надлежащей форме -актом представительного органа местного самоуправления.

Помимо законов представительные органы власти полномочны принимать и другие акты: постановления, декларации, заявления. На местном уровне, где принятие законов не предусмотрено, акты о налогообложении облекаются, как правило, в форму решений.

Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Налоговым Кодексом.

В-третьих, акт о налоге должен быть принят с соблюдением установленного Конституцией РФ и законодательством порядка принятия таких актов.

Таким образом, для того чтобы представительный орган МСУ принял решение о введении новых местных налогов и сборов, должны быть соблюдена, законность (т.е. решение должно соответствовать и оформлено согласно НК РФ).

вопрос местный самоуправление муниципальный орган

Список использованной литературы:

1.Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) [электронный ресурс] : Консультант Плюс [режим доступа] : #"justify">3.Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс]: Консультант Плюс [режим доступа] : #"justify">.Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: учебник / О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. - СПб.: Проспект, 2011. - 672 с.

.Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Миронов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Форум, 2010. - 208 с.

.Муниципальное право России: учебник / Под ред. А.Н. Кокотова. - М.: Юрайт, 2011.- 512 с.

.Прудников А., Чепурной А., Антонова Н. Муниципальное право России: учебник / А.Прудников, А. Чепурной, Н. Антонова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Закон и право, 2011. - 376 с.

.Прудников А., Алексеев И. Муниципальное право России: учебник / А. Прудников, И. Алексеев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 320 с.

.Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.А. Скрипниченко. - СПб.: Питер, 2010. - 464 с.

.Муниципальное право России: учебник / Под ред.С.А. Авакьян. - СПб.: Проспект, 2011. - 544 с.

.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Оникс, 2011. - 736 с.

вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения МО, отнесенные к таковым уставом в соответствии с законодательством. Вопросы местного значения регулируются на уровне федерального законодательства, законодательства субъектов, устава и иных НПА МС, конкретизирующих отдельные вопросы местного значения.

Вопросы местного значения:

1. Общемуниципальные вопросы.

Принятие и изменение уставов, контроль за их соблюдением;

Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

Контроль за использованием земель на территории МО;

2. Безопасность и правоохранительная деятельность.

Охрана общественного порядка;

3. Экономика.

Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов;

Комплексное социально-экономическое развитие МО;

Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания

4. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

Регулирование планировки и застройки территорий МО;

5. Охрана окружающей среды.

Благоустройство и озеленение территории МО;

Организация утилизации и переработки бытовых отходов;

6. Образование.

Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования;

Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

7. Культура.

Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

Сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности.

8. Здравоохранение.

9. Физическая культура и спорт

Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;



Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;

Полномочия органов МС. Содержание, законодательная основа

1) принятие устава и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

4) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица, голосования по вопросам изменения границ, преобразования МО;

6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития МО, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы МО, и предоставление указанных данных органам гос власти в порядке, установленном Правительством;

7) учреждение печатного СМИ для опубликования МПА, обсуждения проектов МПА по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии МО, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

8) осуществление международных и внешнеэкономических связей;

8.1) организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц, членов выборных органов, депутатов, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организация подготовки кадров для муниципальной службы;

Законами субъекта может осуществляться перераспределение полномочий между органами МС и органами государственной власти субъекта. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного органа субъекта. Такие законы субъекта вступают в силу с начала очередного финансового года.

Не допускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта полномочий органов МС в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов, изменения границ территории,

Полномочия органов МС осуществляются самостоятельно. Подчиненность органа или должностного лица одного МО органу или должностному лицу другого МО не допускается.

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления рассмотрены в главе 3 данного пособия.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

2. В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится «организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов». Просим разъяснить, какие виды медицинской помощи подразумеваются под термином «первичная медико-санитарная помощь в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях».

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I, первичная медико-санитарная помощь включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства (статья 38). Порядок оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года № 255. В настоящее время в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации идет подготовка нормативно-правовых актов, определяющих порядок оказания первичной медико-санитарной помощи и для других категорий граждан.

3. Как могут передаваться государственные полномочия органам местного самоуправления?

Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями субъекта Федерации или федерального центра. Решение о передаче полномочий и порядок их финансирования закрепляются законом.

Чаще всего государственные полномочия передаются органам местного самоуправления с целью экономии денежных средств и более эффективной реализацией переданных полномочий.

В пример можно привести организацию тушения пожаров. Как свидетельствует мировая практика, эта функция государства более эффективно может быть реализована на муниципальном уровне. С учетом современного перехода пожарной службы в ведение субъектов Российской Федерации и демилитаризации пожарных частей, с 2008 года их можно было бы передать органам местного самоуправления.

На исполнение государственных полномочий муниципалитет должен получать субвенции из бюджета субъекта Федерации или федерального бюджета, в зависимости от уровня переданных ему государственных полномочий. Кроме того, муниципалитет может использовать и свои средства на исполнение переданных функций, но только в том случае, если это предусмотрено уставом муниципального образования. Помимо финансовыхсредств органам местного самоуправления должны передаваться в пользование, управление или в собственность необходимые материальные средства.

Муниципальное образование, в свою очередь, обязано обеспечить надлежащую реализацию делегированных ему полномочий, для этого оно вправе издавать общеобязательные нормативные правовые акты и контролировать их исполнение.

Органы государственной власти со своей стороны обязаны следить за исполнением переданных государственных полномочий, использованием органами местного самоуправления предоставленных материальных и финансовых средств. В случае нарушений со стороны органов местного самоуправления государственная власть вправе вынести предписание с требованием устранить допущенное нарушение.

В случае дальнейшего ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления переданных государственных полномочий органы государственной власти вправе осуществлять эти полномочия самостоятельно.

4 . По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты ?

В Федеральном законе утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;

6) определение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

7) определение порядка охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

8) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

9) установление правил сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

10) установление правил благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

11) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, организация земельного контроля за использованием земель поселения;

12) установление правил оказания ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

13) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

На уровне муниципального района к перечисленным вопросам можно добавить еще несколько, требующих принятия нормативных правовых актов: организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего образования, организацию оказания скорой медицинской помощи, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение местных нормативов градостроительного планирования межселенных территорий и др.

Принятые по перечисленным вопросам нормативные правовые акты устанавливают правила поведения для населения муниципального образования и организаций, действующих на его территории. Отсутствие нормативного акта по любому из перечисленных вопросов свидетельствует о ненадлежащей работе депутатов и главы муниципального образования и может стать основанием для применения санкций по отношению к органам местного самоуправления.

Непринятие на муниципальном уровне нормативных актов об утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов, порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, генеральном плане поселения, о правилах землепользования и застройки, нормативно-правового акта об утверждении местных нормативов градостроительного планирования поселений, организации благоустройства и озеленения территории поселения может вообще поставить под вопрос само существование муниципального образования.

Важным вопросом для муниципального образования является и то, какой из органов местного самоуправления должен принимать тот или иной нормативный правовой акт глава муниципального образования или представительный орган местного самоуправления. Указанное разграничение должно устанавливаться уставом муниципального образования, хотя часть функций уже распределена существующим законом. Однако стоит обращать внимание и на то обстоятельство, что большинство вопросов местного значения регулируются федеральным законодательством, и оно в правоприменительной практике играет определяющую роль.

Например, исполнение бюджета поселения должно осуществляться в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, осуществляется на основе норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ) и иных законов, определяющих правовое положение муниципальной собственности. Вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом регулируются федеральными законами от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», от 14 апреля 1995 года № 41 -ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

Порядок содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения устанавливается Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения», нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. По каким вопросам местного значения необходимо принимать правовые акты, не имеющие нормативного содержания?

Очень часто для решения вопросов местного значения необходимо принимать правоприменительные акты. Ктаким случаям можно отнести практически все вопросы местного значения, за исключением моментов утверждения муниципального бюджета и контроля за его исполнением или установления, изменения и отмены местных налогов и сборов поселения и некоторых других отдельных случаев.

Вбольшинстве своем вопросы местного значения, по которым требуется принятие правоприменительных актов, совпадают с теми вопросами местного значения, по которым необходимо принимать нормативные правовые акты. Иэто не случайно. Необходим механизм реализации того или иного нормативно- правового акта, в качестве такого механизма и выступает правоприменительный акт.

6. Просим дать разъяснение, входит ли в обязанности органов местного самоуправления создание муниципальной пожарной охраны, а также раскрыть содержание первичных мер пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. Анализ текста ФЗ № 69-ФЗ (статьи 10, 11.1, 12.1, 13 и 19) не дает оснований считать создание муниципальной пожарной охраны обязательным для муниципальных образований. Муниципальная пожарная охрана может быть создана в качестве добровольной в порядке, предусмотренном статьей 13 ФЗ № 131-ФЗ.

Содержание понятия «первичные меры пожарной безопасности» раскрывается в статье 1 ФЗ № 69-ФЗ, в соответствии с которой под таковыми понимается «реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения». Согласно статье 19 ФЗ № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Одной из таких первичных мер пожарной безопасности может являться упомянутое выше создание в муниципальном образовании добровольной пожарной охраны. Как следует из статьи 13 ФЗ № 69-ФЗ, участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления поселений и городских округов. Решение о привлечении граждан к выполнению социально значимых работ принимаются органами местного самоуправления в соответствии с частью 2 статьи 17 ФЗ № 131-ФЗ.

7. Какие полномочия даны органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения?

Органам местного самоуправления для решения вопросов местного значения предоставлен ряд полномочий. Основные из них:

1) принятие устава муниципального образования, издание муниципальных правовых актов;

2) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

3) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями учреждениями;

4) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования:

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей.

Кроме того, органы местного самоуправления поселений и городских округов имеют право на добровольной основе привлекать граждан к выполнению социально значимых работ. Например, в случае предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения первичных мер пожарной безопасности или создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. В добровольном порядке население может заняться благоустройством и озеленением территории поселения.

Федеральный закон специально отмечает, что полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются самостоятельно.

8. Как разрешаются споры о компетенции между органами местного самоуправления?

Между поселениями и муниципальными районами могут возникать споры о компетенции органов местной власти того или иного уровня в решении некоторых вопросов. Поскольку в федеральном законодательстве нет механизма рассмотрения таких ситуаций, он должен быть прописан в законодательстве субъекта Российской Федерации. А задача по разрешению споров должна возлагаться на судебные органы, в частности, на Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации. Другим вариантом могут стать согласительные процедуры, организованные высшим должностным лицом субъекта Федерации или проводимые органами местного самоуправления самостоятельно. Формами согласительных процедур могут выступать постоянно действующие совещания и рабочие группы.

9. Что должны делать органы местного самоуправления, в случае если они не могут решить вопрос самостоятельно ?

На практике довольно часто бывают ситуации, когда органы местного самоуправления поселений в силу тех или иных причин не могут самостоятельно решать стоящие перед ними задачи.

В этом случае они вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче части своих полномочий, При этом поселение должно гарантировать муниципальному району субвенции из своего бюджета на выполнение этих полномочий.

В соглашении между поселением и районом должны быть оговорены сроки передачи полномочия (срок действия соглашения), основания и порядок прекращения действия соглашения, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, финансовые санкции за неисполнение соглашения.

Кроме того, в соглашении должно четко и понятно указываться, какое именно полномочие передается от одного муниципального образования другому.

С другой стороны, часть вопросов местного значения, отнесенных к ведению поселений, более успешно может решаться на уровне муниципального района. Таким полномочием, например, может выступать организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора или создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугам и организаций культуры.

Вэтом случае заключается аналогичное соглашение между поселением и муниципальным районом.

10. Каким образом устанавливается ответственность органов местного самоуправления за неисполнение или ненадлежащее исполнение собственных правовых актов?

Право наустановление административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления закреплено за органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Такие законы приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. При этом, как правило, значительная часть норм, содержащих административную ответственность, имеет ссылку на правила или порядок, установленный органами местного самоуправления. Так что реализация региональных законов об административных правонарушениях напрямую зависит от деятельности органов местного самоуправления. Кответственности муниципалитет привлекают административные комиссии, формируемые органами местного самоуправления, а протоколы о совершении административного правонарушения составляют должностные лица органов местного самоуправления, определенные муниципальным правовым актом.

Органы местного самоуправления обязаны самостоятельно определить, каким образом назначаются лица, уполномоченные составлять протоколы о совершении административных правонарушений, а также вопрос о том, кто формирует состав административной комиссии. На этот счет должен приниматься соответствующий муниципальный правовой акт. Кроме этого на уровне поселения могут создаваться административные инспекции, которые также имеют право составлять протоколы о совершении административного правонарушения. Особенно актуален этот вопрос в поселениях, где недостаточно муниципальных служащих для проведения такой объемной работы.

Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей которые характеризуются как полномочия. Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ ст. 130 следует что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления в ст.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Вопросы местного значения и распределение их по уровням местного самоуправления

Компетенция органа публичной власти является сложной правовой категорией, структура которой включает предмет ведения, права и обязанности.

Под предметами ведения в юридической литературе понимаются сферы общественной жизни, в которых действует орган публичной власти и в которых он юридически компетентен. Под сферами общественной жизни понимается среда, где действует орган управления, то есть круг его деятельности. А это есть функции 1 .

Свои функции органы государственной власти и органы местного самоуправления реализуют путем осуществления принадлежащих им прав и обязанностей, которые характеризуются как полномочия. Как правило, право органа публичной власти выступает одновременно и как его обязанность, однако при этом они сохраняют в рамках компетенции относительно самостоятельный характер.

Понятие вопросов местного значения использовано в Конституции РФ (ст. 130, 132). Из нормы ст. 130 следует, что решение вопросов местного значения является неотъемлемой частью местного самоуправления, в ст. 132 указан ряд вопросов, квалифицируемых Конституцией как вопросы местного значения, а именно: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; осуществление охраны общественного порядка, установление местных налогов, сборов и др. при этом данный перечень является открытым. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г., «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также определен перечень вопросов местного значения. Однако и здесь этот перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с определением местного самоуправления, сформулированном в Федеральном законе существом местного самоуправления является решение населением вопросов местного значения. Названный Закон определяет вопросы местного значения как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и этим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно 2 . Право на решение вопросов местного значения может рассматриваться как элемент права населения на местное самоуправление.

Вопросы местного значения. Федеральный закон разграничил вопросы местного значения для различных типов муниципальных образований и закрепил их соответственно: 1) вопросы местного значения поселения (ст. 14); 2) вопросы местного значения муниципального района (ст. 15); 3) вопросы местного значения городского округа (ст. 16).

В ведении муниципальных образований могут находиться также вопросы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (ст. 19, 20, 21).

Наряду с этим необходимо учитывать, что закрепленные Федеральным законом полномочия представительного органа, главы муниципального образования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отнести к предметам ведения местного самоуправления и вопросы формирования, организации работы органов и должностных лиц (представительного органа, местной администрации и др.). Эти вопросы, отнесенные к ведению муниципальных образований, в своей совокупности также составляют предметы ведения местного самоуправления.

В ведении местного самоуправления могут находиться и иные вопросы, которые в соответствии с требованиями Закона 2003 года могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Это вопросы, отвечающие следующим требованиям:

Они не входят в законодательно установленный перечень вопросов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

Не отнесены к ведению других муниципальных образований, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию органов государственной власти;

Не исключены из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Федерации.

При этом органы местного самоуправления вправе решать указанные вопросы только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

1 Функция от лат. function - отправление, деятельность (обязанность, круг деятельности; назначение). Краткий словарь иностранных слов. Изд. М., «Сов. Энциклопедия». 1971. С. 347.

2 См.: ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10.2003 // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

PAGE 3

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

306. Компетенция местного самоуправления 14.82 KB
Таким образом органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Понятие и структура компетенции местного самоуправления. Компетенция определяется также как совокупность юридически установленных полномочий прав и обязанностей конкретного государственного органа органа местного самоуправления или должностного лица определяющего его место в системе государственных органов органа местного самоуправления3.
289. Теории местного самоуправления 10.27 KB
Различия проявляются в организационных формах осуществления муниципального управления: на началах местного самоуправления; на началах государственного местного управления и в сочетании государственного управления с местным самоуправлением. Американская и Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления придав им функцию выражения и охраны прав и свобод человека и гражданина. теоретические основы местного самоуправления активно разрабатываются государствоведами и используются...
290. Функции местного самоуправления 12.2 KB
Исходя из задач решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления можно выделить следующие основные функции местного самоуправления: а обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения; б управление муниципальной собственностью финансовыми средствами местного самоуправления; в обеспечение комплексного социальноэкономического развития муниципального образования; г обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах отнесенных к ведению муниципальных...
291. Принципы местного самоуправления 13.03 KB
Каждый принцип является обобщением длительной практики местного самоуправления правотворчества применения муниципального права изучения исторического и регионального опыта местного самоуправления и развития муниципального права. В теории муниципального права нет единой точки зрения по классификации принципов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи лежащие в основе организации и деятельности населения формируемых им органов самостоятельно...
8408. 18.1 KB
Институт местного самоуправления в РФ.Понятие и соотношение терминов социального управления местного государственного управления и местного самоуправления. Правовая природа местного самоуправления и его основные юридические свойства. Структура органов местного самоуправления и их общая характеристика.
315. Исполнительные органы местного самоуправления 19.5 KB
Обычно исполнительную и распорядительную власть в местном сообществе осуществляет глава муниципального образования либо глава администрации их заместители и аппарат а также администрация местного самоуправления. Глава муниципального образования это выборное должностное лицо избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава и возглавляющие деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. 36 Федерального закона Об общих принципах...
316. Представительные органы местного самоуправления 15 KB
Представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Их ведущая роль обусловлена тем что: 1 депутаты избираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; 2 представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования носящую общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть; 3 представительным органам подотчетна и подконтрольна деятельность всех других органов и должностных лиц местного...
327. Территориальные основы местного самоуправления 27.64 KB
Как и нормы других муниципальноправовых институтов нормы посвященные территориальной организации местного самоуправления содержатся в федеральных и в региональных нормативных актах а также в уставах муниципальных образований. 12 предусматривала что территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов РФ с учетом исторических и иных местных традиций. При такой модели невозможно изменить муниципальное устройство без изменения административного устройства; региональный закон предусматривает относительное...
301. Судебная защита местного самоуправления 11.23 KB
Судебная защита местного самоуправления занимает особое место среди юридических гарантий. Органы местного самоуправления как указано в ст. 11 Европейской хартии местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления.
326. Экономические основы местного самоуправления 22.51 KB
Экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления. Как институт муниципального права экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм закрепляющих и регулирующих общественные отношения связанные с формированием и управлением муниципальной собственностью средствами местных...


Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме