Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая разница между воцерковленными и невоцерковленными христианами? Что означает слово «воцерковленный»? Обряд крещения ребенка в православии - видео таинства. Воцерковленность и депрессия

отвечает протоиерей Андрей Милкин

Воцерковленный христианин – это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни – . Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианство – норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и радостное время покаяния о своих грехах, и время для творческой духовной жизни, церковные праздники – время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное – к нему самому.

Воцерковленность человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам исповеди и причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души, вступившей на путь греха. Наконец, Воцерковленный человек – это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, тот, для кого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному же человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновнее чувство и понять, что без Церкви спастись и не погибнуть в пучине греха и беззакония, не прожить впустую свою жизнь просто невозможно.

; воцерковлённый - неправильно) - церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно - терминологически точное обозначение определённого обряда, другое - переносное, связанное с особенностями современной церковной жизни.

Обряд воцерковления

Воцерко́вленным в точном терминологическом смысле называется человек, прошедший обряд воцерковления . Воцерковле́ние - особый обряд «Чин воцерковления отрочати», совершаемый в 40-й день по рождении младенца. Чин воцерковления предполагает вхождение его в ряды членов Церкви . В этот же день своего рода воцерковление проходит и мать: священник прочитывает над ней в притворе специальные очистительные молитвы , чтобы после родов она вновь смогла входить в храм и причащаться Святых Тайн . Следовательно, в полном смысле воцерковленными считаются только младенцы, над которыми был совершён этот обряд.

Неканоническое употребление термина

Воцерковле́нием стало считаться постепенное введение в основы веры и благочестия (катехизация) взрослого человека, собирающегося принять таинство крещения (а иногда и уже крещённого). Также воцерко́вленные - наименование православных , не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии - пытающихся жить по-православному. Воцерковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины. Термин «воцерковленные» может применяться к любой христианской конфессии , но чаще всего речь идёт о православии .

Многие, но не все современные воцерковленные православные придерживаются традиционных православных канонов одежды и внешнего вида (женщины носят платки и длинные юбки, в том числе - вне церкви, мужчины - бороды). Многие воцерковленные проходят катехизацию и разбираются не только в обрядовой, но и в вероучительно-догматической стороне православия. Воцерковленных нередко противопоставляют невоцерковленным , или захожанам (крещёным, считающим себя православными, но пренебрегающим ритуальной стороной веры). Численность воцерковленных колеблется, по разным оценкам, от 2 до 10 %.

Ссылки

  • Рецензия на весьма критическую по отношению к РПЦ книгу Николая Митрохина «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы», в том числе затрагивается проблема различных категорий воцерковленных.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воцерковление" в других словарях:

    ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ - Воцерковление[слав. ; ср. греч. ἐκκλησιάσαι воцерковлять], в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его… … Православная энциклопедия

    Вцерковление Словарь русских синонимов. воцерковление сущ., кол во синонимов: 1 вцерковление (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов

    Воцерковление - (оцерковление) – это процесс вхождения человека во храм как начала его церковной жизни. В широком смысле воцерковление есть длительный путь освоения человеком догматов православной церкви и правил церковной жизни. По сути это процесс глубоко… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Воцерковление - в широком смысле процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах – особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Чин воцерковления появился после IV в.,… … Православие. Словарь-справочник

    Обряд Православной церкви, совершаемый над младенцем и его матерью, в сороковой день после рождения. Этим обрядом родильница, до 40 дней после родов считающаяся нечистой, очищается, а младенец включается в число членов Церкви; установление… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Воцерковление - – дословно первое введении в храм, в литургике прилагается к тем молитвословиям и действиям, которые совершаются и произносятся над младенцем при первом его внесении во храм в 40 день по рождении. Время установления В. определить невозможно … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    I ср. 1. Восстановление религии и церковной жизни. 2. Жизнь в соответствии с религиозными догматами. II ср. Первое введение во храм младенца на сороковой день от рождения, сопровождающееся молитвой и троекратным хождением вокруг престола (в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Приобщение к жизни церкви. Для подавляющего большинства русских оно начиналось с крещения в младенчестве. Церковь освящала весь жизненный цикл человека. Основой воцерковления служило религиозное посещение храма с раннего детства до последних дней … Русская история

    Воцерковление - включение в число членов Церкви … Краткий церковнославянский словарь

    воцерковление - воцерковл ение, я … Русский орфографический словарь

Книги

  • Воцерковление для начинающих церковную жизнь , Торик (Протоиерей), Александр Б.. Воцерковление - это вхождение в Церковь в качестве полноценного и полноправного ее члена. В храме неподготовленный человек сталкивается с совершенно новым для него, непонятным и даже…

Святые дни после Рождества Христова стали для нововоцерковленных временем вхождения в Церковь, приобщением к таинственной жизни в церковном собрании. Все они в течение полутора лет проходили катехизацию – устное, последовательное и целостное наставление в основах христианской веры, молитвы и жизни, где вместе читали Священное писание, учились молиться, посещали богослужения.

Воцерковление, вхождение человека в глубину церковной жизни, в общение с Богом и ближними, в каком-то смысле длится всю жизнь человека, но имеет начало. Таким началом, путем для вхождения в Церковь для многих людей стала последовательная и целостная катехизация, помогающая человеку обрести Бога, Церковь и самого себя, найти свое место в жизни и в Церкви, найти и своих ближних через обретение Бога. Ведь через встречу с Богом человек получает способность видеть все в подлинном свете, видеть все правильно, и соответственно правильно, праведно жить. Он получает возможность исправить свою жизнь, принести покаяние пред Богом и начать жить по-новому. Но жить не индивидуальной замкнутой жизнью, как раньше, а ответственно и открыто исповедуя свою веру, как это подобает членам народа Божьего – Церкви, по словам апостола Павла: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и Свои Богу» (Еф. 2, 19).

Для многих из нововоцерковленных светлый день Рождества Христова стал днем их первого сознательного участия в Литургии верных, днем первого причастия. После Рождественских святых и светлых дней, во время которых новопросвещенные братья и сестры вместе молились на Евхаристии, учились церковному пению и чтению, совместному труду во славу Божью, они в течение последующих восьми недель будут проходить таинствоводство (мистагогию) – введение в литургические таинства Православной Церкви, догматику, аскетику и христианскую антропологию.

Мы попросили катехизаторов и их помощников из Преображенского братства ответить на вопрос: «Что такое воцерковление?».

Сергей Корденко: С точки зрения нецерковного человека, воцерковление – это процесс, в результате которого человек начинает совершать некие внешние действия: вешает дома иконы, начинает по праздникам ходить в храм, соблюдать посты и пр. Но у всякого явления есть глубинная, невидимая составляющая, которая лишь внешне выражается знаками и атрибутами. Ведь вера – это незримая, но реальная глубина жизни. В эту глубину Божественной жизни нужно погрузиться, войти в пространство Духа, пространство Церкви. Оно не территориальное, не ощущаемое физически. Это пространство Божьей любви, явленной в единстве духовной жизни верящих Ему людей. Внешним людям это объяснить очень трудно, но люди, которые проходят этот путь, начинают открывать Богу и людям свое сердце. И нужен довольно длительный период подготовки духовного сердца человека. Когда человек ищет Бога, он погружается в Его жизнь. Погружение это парадоксальное – не вниз, а Вверх. Это и есть воцерковление

Ольга Цкитишвили: Самое трудное в воцерковлении – это войти в такое состояние, чтобы впустить Дух Святой во все сферы своей жизни, всю её воцерковить. Поэтому процесс воцерковления – это целожизненный процесс. В контексте Светлой седмицы, мне кажется, нам нужно показать нововоцерковленным, что такая жизнь есть, пусть хотя бы и не в полноте, но уже существует здесь, в наше время на нашей земле.

Владимир Л.: Воцерковление – это преображение, очищение человека. Люди стряхивают с себя даже не ветхое, а иногда не очень человеческое существование, превращаясь в тех людей, из которых собирается народ Божий. Воцерковление – это новое качество жизни, новая ответственность за Церковь, и понимание того, кто и что есть Церковь. Что они – и есть Церковь, что они не просто члены прихода, члены религиозной организации, а что они члены народа Божьего и участники Священной истории.

Татьяна Привалова: Воцерковление – это вхождение в церковь. Здесь, на Светлой седмице, как бы поставлена точка, люди сделали свой выбор, став на путь жизни, отказались от пути смерти, и их Господь ввел в Свою Церковь. Воцерковленный человек отличается и внешне, и внутренне от невоцерковленного, он меняет точку зрения на многие вещи в жизни, он становится внимателен к своей жизни, он уже знает, как поступать нельзя. Он научен вере и жизни христианской, и эта жизнь новая, преображенная, жизнь по благодати Божьей. Это не простая жизнь, а трудная, но очень радостная.

0 Сегодня в нашей стране достаточно остро встаёт вопрос, о культуре и национальном коде. Многие уже начали понимать, что мы отдаляемся от своих корней в угоду западным ценностям и потребительству. В этой статье мы коснёмся такого редкого выражения, это Воцерковленный человек , что значит вы сможете прочесть немного ниже. Обязательно добавьте наш интересный ресурс к себе в закладки, поскольку мы постоянно публикуем интересные статьи. Наш сайт сайт позволяет найти ответы на множество злободневных вопросов, поэтому не забывайте заглядывать к нам на огонёк.
Впрочем, перед тем, как продолжить, мне хочется рассказать вам об ещё парочке познавательных новостей по рандомной тематике . Например, что значит Кидок , что такое Каеф , что такое ЛД , кто такой Лакер и т. п.
Итак, продолжим, что значит Воцерковленный ?

Воцерковленный человек - это тот, кто посещает церковные службы не реже одного раза в месяц, соблюдает все посты, установления, регулярно причащается и исповедуется, а так же активно принимает участие в жизни церкви


Воцерковленный - это человек, проживающий далеко от православных храмов, и из-за этого лишённый возможности принимать участие в Таинствах и посещать службы


Сегодня воцерковленим иногда называют поэтапное введение в основы благочестия и веры уже взрослого человека, который был крещён в детстве либо только собирающийся креститься в первый раз.
Как правило, акт воцерковления совершают во время Крещения. Данный христианский обряд символизирует посвящение малютки или взрослого христианскому Богу. Однако некоторые воспринимают данный термин несколько иначе, слово "воцерковление" можно разделить на несколько частей "во + церковь", и обозначает то, что внутри храма, объединение всех людей христианской религии в "теле" одной конфессии. Подобное слияние подразумевает под собой понимание соблюдаемых правил, основ веры, молитвенной жизни. Простыми словами Воцерковление, это вхождение крохи / взрослого в состав Тела Христова, и вливание его к одной большой душе - Цекрви.

Воцерковлённая девушка - это образец целомудрия, вежливости и порядочности


Девушки, преданные Христу, ведут скромный образ жизни, они не используют косметику, стараются всегда выглядеть чистыми и опрятными. Одежда этой милой девушки подразумевает отсутствие любой вульгарности и вычурности, большой вкус, скромность и меру. Будет хорошо, если девушка будет одета всегда так, что может без проблем войти в любой храм, поскольку порой подобные намерения возникают по наитию.

Прочтя эту небольшую статью, вы узнали, что значит Воцерковление , и больше не окажетесь в неудобном положении, если вас попросят разъяснить это заковыристое словцо.

Воцерковленность и депрессия

Эпизодически я встречаю людей, на которых плохо повлияла церковная жизнь - развилась депрессия, неуверенность в себе и другие состояния, мешающие жить. Некоторые люди из-за этого вообще ушли из Церкви. Сама я пережила когда-то встречу с Богом и Его любовь, мое переживание христианства было очень радостным. Но после перехода в Православие оно стало значительно мрачнее. Благодаря блогу психолога Гелены Савицкой и идеям когнитивной психотерапии, пазл у меня внезапно сложился.

Гелена пишет, что основа депрессий, а также неврозов - это переживание трех состояний - беспомощности, никчемности, безнадежности. Когнитивно-поведенческая психотерапия, в свою очередь, говорит, что эмоциональное состояние любого человека зависит в первую очередь от его мыслей, от того, как он оценивает ситуацию и себя. И лечит когнитивная терапия когнитивные искажения - неадекватные убеждения, ведущие к депрессиям, паническим атакам и другим расстройствам. А теперь следите за руками - я покажу, как именно те убеждения, которые человек приобретает в Русской Православной Церкви, способствуют формированию депрессии.

Любой воцерковленный православный знает, что «все доброе в нас надо приписывать не себе, а Богу». Если он читает утреннее правило, это подкрепляется ежедневными аффирмациями на ту же тему: «яко николиже сотворих благое пред Тобою» - это об этом. Сюда же любимая тема свт. Игнатия Брянчанинова, что все наши добрые дела - они на самом деле не добрые дела, потому что заражены страстями. Вот характерная цитата из статьи на сайте «Православие.ру»: «в человеческом сердце, находится столько всего худого, что на самом деле нужно понять, что каждый из нас бесконечно плох, никуда не годен , недостоин именоваться христианином, и на этом надо в каком-то смысле внутренне успокоиться». В итоге, у человека, принимающего все это всерьез, формируется стойкое убеждение, что он не может сделать ничего доброго - т. е совершенно никчемен. А если он думает по-другому, то это гордыня.

У меня был в ранний период воцерковления печальный эпизод. Я устроилась работать - раздавать листовки - и в какой-то момент подумала, что у меня хорошо получается. И от этой мысли мне стало радостно. И тут же я подумала о том, что я должна приписать это не себе, а Богу, сама я не могу даже листовки раздавать хорошо - и тут же настроение у меня заметно упало. Кстати, в тот период у меня была чернейшая депрессия, радость вообще была редкой гостьей в моей жизни. И эту гостью с помощью соответствующих убеждений я гнала поганой метлой.

Похожую историю описывает . Она сдала кровь для девочки, больной лейкозом. Девочка выздоровела. «Я была счастлива. Когда Катина мама со слезами меня благодарила — я чувствовала себя просто на седьмом небе. Мы победили! Мы заставили смерть отступить! И в этом есть и моя заслуга! Да, я сама, своими руками, изменила судьбу этой семьи — по крайней мере, в этом участвовала. На них свалилась страшная беда — а теперь все позади, беда миновала, они начинают новую жизнь, и это сделала я!!
Так я радовалась… ровно до тех пор, пока не сообразила, что впадаю в страшнейший из грехов — гордыню. Ибо горжусь своим добрым делом, с наслаждением принимаю благодарность и похвалы, да еще и приписываю себе какие-то заслуги в этом деле, когда хорошо известно, что никаких заслуг у человека не бывает, а исцелять, помогать и спасать может один только Бог. Все это ужасно. Во всем этом надо каяться, каяться, каяться.

На том моя радость и кончилась.

Итак, в современном русском православии человеку всячески предписывается думать о себе как ни на что не годном и ни на что доброе не способным. Если человек действительно начинает так о себе думать - у него возникает чувство никчемности. Которое есть первый шаг к депрессии.

Является ли мысль о себе, как о никчемном человеке, обязательной для христианина? Я бы не сказала. Так, например, авва Дорофей советует фиксировать ежедневно свой прогресс в борьбе со страстью. Притчу о мытаре и фарисее он толкует в том духе, что фарисей согрешил не перечислением своих заслуг (сюрприз!), потому что в этом он не солгал, а тем, что уничижил мытаря. Притча о талантах не оставляет никаких сомнений в том, что от нас зависит многое и что мысль о нашей никчемности может сыграть с нами скорее дурную шутку. Да и богословская идея синергии в деле спасения тоже об этом. Но мейнстримом в российском православии является другое.

«Держи ум во аде и не отчаивайся», «все спасутся - один я погибну», «Антоний, ты нас победил - еще нет!» - именно таких убеждений предлагается придерживаться любому православному. Убеждений, что лично он погибнет и будет гореть в аду. И это правильно и благочестиво - думать именно так. Нет, можно параллельно надеяться на милость Божию, но концентрироваться предлагается именно на том, что погибнешь. (Обращаю внимание на интересный момент - тут внезапно оказывается, что дела таки имеют значение. Но опять же, исключительно в негативном смысле). Поэтому довольно многие православные там и сям рассуждают о том, что они попадут в ад. Идея, что можно попасть в рай и что именно к этому стоит стремиться, совершенно непопулярна. Впрочем, никчемный человек (см. пункт первый) все равно не обладает необходимыми качества, чтобы стремиться к раю. Отдельно, но в этом же русле, существуют злобные нападки на протестантскую «ересь» в уверенности в спасении. Меж тем, как «уверенность в спасении» - это, по большому счету, культивация той самой надежды, которая и служит, в итоге, побудительным мотивом для христианской жизни.

Конечно, раздаются и в современном русском православии голоса против данного мейнстрима. Это, например, книга Сергея Худиева «Об уверенности в спасении» . Собственно говоря, если читать апостола Павла, то легко заметить, что он мыслит совершенно по-другому. Например, так: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его (2 Тим 4:7-8). Жаль, что читать апостола Павла у нас не очень принято.

«Терпи». «Молись». «Смирись». «Прости». Именно это с наибольшей долей вероятности услышит человек при рассказе о любых тяжелых обстоятельствах и отношениях. За всеми этими четырьмя глаголами стоит послание: «сделать для изменения ситуации ничего нельзя». Если ты пытаешься что-то сделать - возражаешь, например, против чего-то - ты плохой, несмиренный христианин.

«Терпи» = «ничего нельзя сделать, только терпеть. Это христианский путь». «Смирись» - то же самое, только еще и с намеком, что человеку что-то не нравится, потому что в нем гордыня. «Прости» - без комментариев. Говорится в ответ на любое недовольство кем-то, благодаря чему делается виноватым тот, кто недоволен. Молись - ты ничего не можешь сделать, только Бог.

В итоге из ситуации любого конфликта и ненадлежащего обращения человек выносит, что ситуацию изменить невозможно - можно только терпеть, молиться. смирять и прощать. А еще - что проблема в нем самом и в его неправильном расположении - см. пункт «никчемность».

Отсечение воли относится сюда же. Если человек пытается «отсечь волю», чаще всего это выливается в то, что он начинает плыть по течению и во всем или только в словах духовника видеть «волю Божию», которой надо покоряться. Сам он оказывается беспомощен перед обстоятельствами, не может ничего решить, не может ничего предпринять.

Опять же Христос в Евангелии (Мф 18) предлагает совершенно другую модель поведения. Да и апостол Павел со своим сообщением, что он римский гражданин, когда его собрались бить палками, плохо вписывается в эту картину.

Кто виноват?

Когда я опубликовала этот текст в «Фейсбуке», комментаторы разделись почти целиком на два лагеря. Одни говорили: «Спасибо, да, именно так со мной всё и было, поэтому я ушел из Церкви/долго лечился у психотерапевта». Другие говорили: «Церковь не виновата, если у кого-то началась депрессия, это его личные проблемы - он что-то не так понял, не тех послушал, не нашел нормальный приход». Я не буду спорить, что есть люди, у которых больше шансов подхватить в Церкви депрессию. Как правило, это либо люди, которым похожие три установки внушали в семье, либо люди, которые относятся к вере очень серьезно. Человек, который искренне попытается постоянно «держать ум во аде» имеет больше шансов впасть в депрессию, чем человек, который только ходит на службы, а в другое время живет своей жизнью и о духовной жизни не очень-то вспоминает.

Но давайте не забыть об ответственности другой стороны тоже. Священное Писание говорит, что «дурные сообщества развращают добрые нравы». Вообще для Писания, в отличие от современной поп-психологии, очевидно, что человек существует в сообществе и сообщество влияет на человека, как и человек на сообщество. Впрочем, идея о том, что «мы приходим в Церковь не к людям, а к Богу» — еще одна нездоровая и ложная идея, которая постоянно звучит в ситуациях конфликтов. Об этом я напишу в другой раз.

Однако, у меня нет цели говорить о каких-то нехороших людях, которые сводят других с ума. И тем более я не «обвиняю святую Церковь». В конце концов, сведение нас с ума выгодно только бесам, давайте договоримся считать виноватыми их. Моя цель - обратить внимание на нездоровые и ложные способы мышления, которые, к сожалению, насаждаются в Церкви под видом Православия. Я уверена, что каждый, кто мыслит в таком ключе и учит этому других, искренне думает, что именно так и надо думать православным. Возможно, сам он думать по-другому не умеет. Но этот способ мыслей - вредный, ведущий к депрессии и неврозам. Как ему противостоять и можно ли мыслить по-другому, будучи христианином, поговорим в следующий раз.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме