Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

223 фз единственный поставщик статья.

Скажите пожалуйста,ФГУП имеет положение о закупках, в котором прописана возможность неконкурентного способа закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб.(не указано в какой период). До 12 мая существовал план закупок, в котором были три закупки на 99 000 руб. 16 мая план закупок изменен и включены 4 новые закупки каждая на 399 тыс и все они отданы одному единственному поставщику. Действие договоров распространено на отношения сторон возникшие до заключения контрактов и до размещения планов этих закупок. Предыдущие три закупки был другой поставщик (те. которые по 99 000 руб). Законны ли действия закупщика?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, вправе самостоятельно выбрать основания, по которым будут заключать договоры с единственным поставщиком по 223-ФЗ . В законодательстве нет ограничений. Главное - прописать основания в Положении о закупке. Однако не сводите все или большинство сделок к закупке у единственного поставщика. Есть риск, что ФАС России обвинит вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию, то есть нарушаете один из принципов закупок (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Как указано в письмах Минэкономразвития, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.

Прямая закупка - способ закупки, при котором договор заключается с конкретным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без рассмотрения конкурирующих предложений. Порядок заключения и исполнения договора устанавливает сам Заказчик в своем Положении о закупке (ч.2 ст.2 Закона №223-Ф).

Прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) без рассмотрения конкурирующих предложений может осуществляться двумя путями:

Направлением предложения о заключении договора конкретному поставщику (подрядчику, исполнителю);

Принятием предложения о заключении договора от одного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Случаи осуществления прямой закупки:

1. Если стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. У кого и на каких условиях закупает заказчик, в этом случае значения не имеет. Главным фактором, определяющим такую закупку, будет стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой. Хотя в Законе 223-ФЗ не указано, что значит «небольшая» стоимость продукции, логичнее всего ориентироваться на сумму в 100 тыс. рублей (или 500 тыс. рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей). Вывод сделан из того, что именно в данном случае заказчик имеет право не размещать на официальном сайте сведения о закупке, в том числе извещение, документацию и протоколы закупки (ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ ).

2. Если имеют место определенные обстоятельства, такие как:

Наличие закупаемой продукции только у какого-либо конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) (Пример: Договор поставки товаров выполнения работ, оказания услуг, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ );

Какой-либо конкретный поставщик (подрядчик, исполнитель) является обладателем исключительных прав в отношении данной продукции или осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

Прямая закупка может использоваться также в случае, если проведенные ранее процедуры закупок не состоялись либо существует срочная потребность в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, и проведения конкурентных процедур является нецелесообразным.

Примерный перечень случаев для проведения прямой закупки можно установить по аналогии со ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

Так как по Закону № 223-ФЗ случаи закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно в Положении о закупке, перечень можно расширить за счет следующих оснований, не характерных для госзаказа:

  • Вследствие аварии, чрезвычайных обстоятельств (или их угрозы) создается опасность для жизни и здоровья человека, состояния окружающей среды или возникает угроза срыва производственных процессов заказчика и для предотвращения или ликвидации последствий таких обстоятельств необходимы определенные товары, работы, услуги, приобретение которых иными процедурами закупок, требующих затрат времени, нецелесообразно;
  • Заказчик, ранее осуществив закупку у какого-либо Поставщика, определяет, что у того же Поставщика должны быть произведены новые закупки по соображениям стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с имеющимися товарами, оборудованием, технологией или услугами, в целях обеспечения эффективности первоначальной закупки с точки зрения удовлетворения потребностей Заказчика;
  • Предыдущий договор в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком своих обязательств по такому договору расторгнут. При этом если до расторжения договора Поставщиком частично исполнены обязательства по такому договору, то при заключении нового договора количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненных работ, оказанных услуг по ранее заключённому договору. При этом цена договора должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объёму выполненных работ, оказанных услуг;
  • Заключается (пролонгируется) договор аренды недвижимого имущества;
  • Заключается договор купли-продажи недвижимого имущества;
  • Осуществляется закупка на оказание услуг стационарной и мобильной связи в связи с наличием у заказчика номерной ёмкости конкретного оператора связи;
  • Заключается договор на юридические и консультационные услуги, услуги нотариуса, адвоката и т.п.;
  • Осуществляется закупка услуг по организации и проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий;
  • Осуществляется оплата членских взносов и иных обязательных платежей на неконкурентной основе;
  • Заключается договор на участие в выставке, конференции, семинаре, обучение, стажировке, участии в ином мероприятии с Поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;
  • Возникла потребность в закупке услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, в том числе проезд к месту служебной командировки и обратно, гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, услуги связи и иные сопутствующие расходы;
  • Заключается договор на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов делегаций (гостиничное обслуживание или наем жилого помещения, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания, услуги связи и прочие сопутствующие расходы);
  • Возникла возможность закупки товаров (работ, услуг) по существенно сниженным ценам (значительно меньшим, чем обычные рыночные), и такая возможность существует в течение очень короткого промежутка времени;
  • Осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в пользование Заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в пользование заказчику;
  • Закупка осуществляется на приобретения права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям) у непосредственного разработчика или его официального представителя и обновление указанных программ для ЭВМ и баз данных;
  • Приобретается право на объект интеллектуальной собственности у правообладателя;
  • Возникла срочная потребность в определенной продукции (в т.ч. в связи с необходимостью срочного выполнения Заказчиком своих установленных законодательством обязательств перед третьими лицами) в связи с чем применение иных способов закупки, требующих затрат времени, нецелесообразно; по данному основанию не может осуществляться закупка в случае, если срочность явилась следствием неосмотрительности или промедления со стороны ответственных лиц заказчика;
  • Заключается договор с оператором электронной площадки в целях проведения процедур закупок в электронной форме или в целях участия в процедурах закупок в электронной форме в качестве участника;
  • При осуществлении закупки услуг у государственных организаций, корпораций, компаний, учреждений и фондов, а также у подведомственных им юридических лиц либо у организаций, работающих по тарифам, которые устанавливают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов;
  • Осуществляется закупка финансовых услуг по открытию и ведению банковских счетов и по осуществлению расчетов по этим счетам, по размещению депозитов, для получения в качестве принципала банковских гарантий;
  • В иных случаях, когда закупка из единственного источника не противоречит законодательству РФ и признана руководством Заказчика более целесообразной с экономически-производственной точки зрения. Условия закупки товаров, работ, услуг способом прямой закупки должны быть подтверждены документально.

Важно помнить! Устанавливая в Положении о закупке перечень оснований для проведения прямой закупки, заказчикам нельзя осуществлять абсолютно все свои закупки через прямые закупки, так как это нарушает принципы Закона №223-ФЗ. Так же, любое из оснований применения прямой закупки должно быть объективно обоснованным (п.2 ч.1 ст.3 Закона № 223-ФЗ ).

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, не превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик вправе не размещать в Единой информационной системе извещение и документацию. До ввода в эксплуатацию ЕИС вся информация, предусмотренная Законом №223-ФЗ, размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), согласно п.10 ст.8 Закона №223-ФЗ (далее - ООС, официальный сайт).

Памятка на проведение прямой закупки до 100/500 тысяч рублей:

  • В план закупок может не включаться.
  • Закупка может быть проведена на основании приказа, распоряжения.
  • В ежемесячный отчет включается.
  • В отчет Росстат включается.

При осуществлении прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) по любому из оснований предусмотренных Положением о закупке, на сумму, превышающую сто / пятьсот тысяч рублей, Заказчик должен разработать и разместить в Единой информационной системе сведения о закупке. Сведения о закупке, а также вносимые изменения и разъяснения публикуются на официальном сайте в соответствии с требованиями Закона №223-ФЗ, основные из которых содержатся в ст.3 и ст.4 данного закона. Порядок публикации документации закупки на официальном сайте содержится в «Положении о размещении на официальном сайте информации о закупке», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее - ПП №908).

Таблица 1 -Нормативная база публикации сведений о закупке на ООС

    В соответствии с Положением о закупке

    (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.26-27 ПП № 908

Информация о закупке:

Срок:

Порядок:

1. Публикация извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • ч.5 ст.4 Закона № 223-ФЗ
  • п.20-25 гл.IV ПП № 908

2. Включение закупки в план закупок (в случае, если закупка там отсутствовала), корректировка информации о закупке в плане закупок

  • ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)
  • В соответствии с Положением о закупке (ч.2 ст.2 Закона № 223-ФЗ)

3. Внесение изменений в извещение, документацию, проект договора, иную информацию, предусмотренную Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений

(ч.11 ст.4 Закон № 223-ФЗ)

4. Внесение разъяснений извещения, документации, проекта договора, иной информации, предусмотренной Положением о закупке

  • не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о предоставлении указанных разъяснений

(ч.11 ст.4 Закона № 223-фз)

  • ч.11 ст.4 Закона №223-ФЗ
  • ч.28-29 ПП № 908

Извещение о закупкеЗаказчик формирует в личном кабинете (в закрытой части официального сайта) путем заполнения специальной формы (т.е. формирует извещение с помощью функционала официального сайта).

Согласно п.20 ч. IV ПП № 908 , данная форма становится доступной после того, как Заказчик в личном кабинете выберет один из возможных способов закупки: уже имеющихся на ООС или установленных Заказчиком самостоятельно в соответствии со своим Положением о закупке, опубликованном в установленном порядке на ООС. Извещение о закупке, которое Заказчик формирует с помощью функционала ООС, включает в себя сведения, предусмотренные ч.9 ст.4 Закона № 223-ФЗ , а также сведения, предусмотренные Положением о закупке Заказчика (п.21 ч. IV ПП № 908) . При формировании извещения Заказчик указывает коды ОКВЭД и ОКДП, такая обязанность установлена в п.24 ПП № 908.

Документация о закупке и проект договора размещается на ООС в электронном виде (п.22 ПП № 908 ). В случае если Положением о закупке Заказчика предусмотрено размещение иной информации о закупке (ч.6 ст.4 Закона № 223-ФЗ) , такие сведения также размещаются в электронном виде (п.23 ПП № 908) .

Таблица 2 - Способ публикации сведений о закупке на ООС

Наименование сведений о закупке

Способ публикации информации о закупке в соответствии с п.9 ПП №908

Функционал ООС

Электронный вид

Графический вид

Извещение

Обязательно

(п.20, 21 ПП № 908)

Обязательно

(п.22 ПП № 908,

ч.8 ст.4 Закона № 223-ФЗ)

Существует техническая возможность размещения на ООС путем прикрепления документа.

Документация

Отсутствует техническая возможность размещения на ООС.

Размещение не предусмотрено законодательством.

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Проект договора

Обязательно

(п.22 ПП № 908)

Иная информация, подлежащая размещению на ООС в соответствии с Положением о закупке Заказчика

Обязательно

(п.23 ПП № 908)

Извещение о закупке будет считаться размещенным на ООС надлежащим образом после подписания его квалифицированным сертификатом ключа проверки электронной подписи (электронной подписью) в соответствии с требованиями п.4 гл. I ПП № 908, одновременно с документацией и проектом договора, которые также подписываются электронной подписью в момент опубликования сведений о закупке на ООС.

Сведения, составленные с помощью функционала официального сайта должны совпадать с размещенными на ООС сведениями, содержащимися в документах в электронной форме. В случае несовпадения приоритетными считаются сведения, составленные с помощью функционала ООС (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Заказчик имеет право (не обязанность!) «дублировать» сведения о закупке на своем сайте (ч.7 ст. 4 Закона № 223-ФЗ ). Воспользоваться правом публикации сведений о закупке на своем сайте Заказчику придется при возникновении на ООС технических или иных неполадок, не позволяющих разместить на ООС необходимые сведения (ч.13 ст.4 Закона №223-ФЗ). В этом случае вся необходимая информация о закупке размещается на сайте Заказчика с последующим размещением ее на ООС в течение одного рабочего дня со дня устранения неполадок. Размещенная таким образом информация считается опубликованной в установленном порядке и не влечет за собой наступление административной и иной ответственности.

Вся информация, публикуемая на ООС и на официальном сайте заказчика, должна быть доступна без взимания платы (ч.14, ч.18 ст.4 Закона №223-ФЗ).

Не размещение информации о закупке, предусмотренной законодательством, влечет наложение административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. на должностное лицо и от 100 000 руб. до 300 000 руб. на юридическое лицо (ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ), срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

Срок давности привлечения к административной ответственности - 1 год со дня совершения административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).

ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в Положении и в Плане, которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая / уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст.

Прямая закупка у единственного поставщика

Осуществляется оказание услуг энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии, услуг водоснабжения, водоотведения, канализации, газоснабжения, теплоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения. 5) Осуществляется закупка услуг связи. Не все услуги связи относятся к сфере деятельности естественных монополий. 6) Существует срочная потребность в продукции, а проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии, что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика. 7) Предыдущий договор расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств. 8) Заключается договор аренды недвижимого имущества. 9) Осуществляется оплата нотариальных действий.

Закупка у единственного поставщика по 223 фз

  • По условиям договора расходование средств происходит в согласии с определенным порядком (который установило государство или инвестор).
  • Если продуктом, который будет закуплен, выступает интеллектуальная собственность поставщика.
  • Заказчик испытывает острую необходимость в покупке конкретного продукта и не считает целесообразным проводить конкурентную закупку.
  • Когда инициатором сделки становится компания (заказчик, или поставщик), руководители которых не стали рассматривать конкурентные варианты.
  • В том случае, когда в ходе аукциона организатором принято только одно заявление или всего один из кандидатов был утвержден в качестве участника.
  • Предмет поставки необходим учреждению, относящемуся к уголовно-исполнительной системе.
  • Нетипичной становится ситуация, при которой аукционные торги идут с участием единственного поставщика.

Закупки у единственного поставщика в рамках федерального закона n 223-ф3

В частности, если товары и услуги, перечисленные в Постановлении N 616, не указаны в разделе «Закупка у единственного поставщика» и в то же время приобретаются в неэлектронной форме, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на само автономное учреждение - в размере от 100 000 до 300 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Второй важный момент - обеспечение информационной открытости рассматриваемой закупки. За нарушение данного требования теперь тоже предусмотрены штрафы (например, согласно ч.


5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за неразмещение на сайте zakupki. gov. ru информации о закупке должностным лицам грозит штраф до 50 000 руб., а юрлицам - до 300 000 руб.).

Закупка у единственного поставщика по 44-фз и 223-фз

Например, к ним можно отнести: Срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации (п. 6 ч. 9 ст. 4); Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки (п. 7 ч. 9, п. 11 ч. 10 ст. 4); Требование к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие (п. 2 ч. 10 ст. 4); Требование к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных, количественных и качественных характеристик, а также выполняемой работы, оказываемой услуги, Которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик (п. 3 ч. 10 ст. 4); Порядок, место, даты начала и окончания срока подачи заявок на участие (п. 8 ч. 10 ст.

Договор с единственным поставщиком по 223-фз

При этом проведение процедуры другими способами нецелесообразно.

  • Заказчик ранее проводил закупку у конкретной компании. Повторная закупка у этой же фирмы может быть обоснована соображениями о стандартизации или приобретаемые товары должны подходить к уже имеющемуся оборудованию.
  • При заключении или пролонгации договоров аренды, а также купли-продажи на конкретные помещения.
  • Заключение договора на оказание консультационных, финансовых услуг, проведение спортивных или культурно-массовых мероприятий, предоставление мобильной связи, организации выставок, семинаров, конференций и так далее.
  • Это далеко не полный перечень возможных ситуаций, при которых заказчик может выбрать именно такой метод закупки. Главное, чтобы действия заказчика не противоречили действующему законодательству и были обоснованы экономической выгодой или целесообразностью.

Внимание

В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора. Осуществление закупки у единственного поставщика – экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.


Целью этих действий, как правило, становится:
  1. Запланированное приобретение продукта.
  2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
  3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками.

Размещение контракта с единственным поставщиком 223 ap

Сегодня Правительство нашей страны старается создать благоприятную среду для здоровой конкуренции в закупках посредством тендеров. Но иногда возникают ситуации, при которых возможности организовать торговую процедуру просто нет. В таком случае 223-ФЗ разрешает проводить закупки у единственного поставщика.
Это позволяет заказчикам максимально оперативно удовлетворить свои потребности. Главное, знать особенности такой процедуры. Особенности прямой закупки Закупка у единственного поставщика относится к разряду неконкурентных. Заказчик обязан заранее разработать методику проведения такой процедуры.

Все правила прописываются в документации. Это следует из части 3 статьи 3 223-ФЗ. Документ размещается на официальном сайте для всеобщего обозрения. В документации может быть прописан общий подход к проведению такого вида закупки.

Размещение контракта с единственным поставщиком 223 фз

Федерального закона N 44-ФЗ: совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика, осуществляемых в определенном ценовом диапазоне, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на проведение всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и 50 млн. руб. в год. Порядок определения единственного поставщика Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке должен быть определен порядок закупки всеми указанными в этом документе способами. То есть порядок необходимо прописать и в отношении закупки у единственного поставщика.
Обратите внимание! Если утвержденным и размещенным на официальном сайте положением о закупке не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении них положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Федеральным законом N 223-ФЗ (разд.
В частности, в соответствующем разделе документа могут быть отражены специфические потребности заказчика (закупка услуг по созданию произведения искусства, вывозу и утилизации медицинских отходов, изготовлению и (или) размещению рекламных материалов), а также намерения сохранить сложившиеся отношения с существующими поставщиками и исполнителями (закупки, когда смена поставщика нецелесообразна, дополнительные закупки, продление ранее заключенного договора, заключение гражданско-правовых договоров с физлицами на использование их личного труда). Среди оснований для закупки у единственного поставщика является и необходимость закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в Постановлении N 616. Согласно его п.


Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой последний выбирается без формальной процедуры отбора. То есть заказчик может просто предложить заключить контракт конкретному поставщику или принять предложение от конкретного поставщика.

Такая схема взаимодействия заказчика и поставщика имеет ряд очевидных преимуществ для каждой из сторон:

  • поставщик гарантированно получает контракт;
  • заказчик получает гарантированно надежного поставщика;
  • риск нарушения процесса исполнения контракта минимален;
  • процедура простая и удобная для всех, она не требует больших трудовых и временных затрат.

Есть и недостатки. Сюда можно отнести:

  • отсутствие конкуренции влечет за собой минимальное снижение цены;
  • по понятным причинам этот вид закупки всегда вызывает повышенное внимание надзорных ведомств.

Разумеется, проводить такие закупки заказчики могут далеко не всегда.

Для этого у них должны быть четкие основания, которые закреплены в законе. Таких оснований много, мы рассмотрим самые популярные из них на примере двух основных федеральных законов в сфере закупок — 44-ФЗ и 223-ФЗ.

223-ФЗ

  1. Закупка товаров, работ, услуг отдельными типами госучреждений на сумму до 400 тысяч рублей.
  2. Заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника заказчика в командировку.
  1. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.
  2. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 500 тысяч рублей, если годовой объем выручки заказчика превышает 5 миллиардов рублей.
  3. Закупка у субъектов естественных монополий.
  4. Заключение договора с единственным поставщиком, если ранее проведенная конкурентная закупка дважды не состоялась по причине отсутствия допущенных заявок.

По 44-ФЗ полный список таких оснований содержится в ст. 93, по 223-ФЗ — в Положении о закупке каждого конкретного заказчика.

Давайте чуть подробнее остановимся на закупках малого объема: по 44-ФЗ это закупки до 100 000 рублей и в отдельных случаях до 400 000 рублей, по 223-ФЗ это закупки до 500 000 рублей крупных заказчиков.

В зависимости от обстоятельств, размещать такие закупки заказчики могут на самых разных ресурсах или вообще проводить их «на бумаге». С учетом планомерного перехода отрасли в цифровой формат и общей унификации закупочного процесса все больше заказчиков отдают предпочтение единым электронным подсистемам, где можно консолидировать все закупки малого объема, и где работают и поставщики, и заказчики. Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты.

Заказчики также могут размещать потребности в товарах, работах и услугах в виде сформированных закупок, в ответ на которые поставщики направляют свои предложения (по данной схеме происходит подавляющее количество закупок через электронный магазин). Одна из таких систем называется «Электронный магазин закупок малого объема», она разработана и внедрена электронной площадкой РТС-тендер. Эти электронные магазины запущены и функционируют более чем в 30 субъектах РФ.

Как же стать единственным поставщиком?

Универсального рецепта здесь не существует. Можно лишь дать несколько рекомендаций, которые повысят ваши шансы на участие в этом способе закупок:

  • добросовестно исполняйте все контракты, поддерживайте положительную репутацию, и в следующий раз заказчик может предложить вам стать единственным поставщиком;
  • предлагайте уникальный на рынке продукт (при условии, что укладываетесь в ценовой диапазон малых закупок) — заказчику просто негде будет купить товар, кроме как у вас.

С 1 июля 2018 года начали действовать изменения, внесенные в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закона N 223-ФЗ) в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 505-ФЗ).

Согласно Закону N 505-ФЗ, заказчики должны привести в соответствие с нормами, введенными им в Закон № 223-ФЗ , действующие у них положения о закупках и разместить обновленные положения в единой информационной сети (ЕИС) до 1 января 2019 года.

Как разъяснил Минфин России в Информационном письме от 25.06.2018 N 24-06-08/43650 «О вступлении в силу положений Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ и N 505-ФЗ» заказчики с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом N 223-ФЗ в редакции Закона N 505-ФЗ.

Однако, к 1 января 2019 года необходимо, чтобы положение о закупках учитывало все изменения Закона № 223-ФЗ . В противном случае заказчикам придется осуществлять закупки по правилам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который гораздо жестче регламентирует их действия при осуществлении закупок нежели Закон № 223-ФЗ. В связи с этим заказчикам целесообразно все же поработать над действующими у них положениями, тем более, что время еще позволяет это сделать.

Ранее мы освещали все изменения, внесенные Законом N 505-ФЗ в Закон N 223-ФЗ , и обращали внимание на новую редакцию части 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой в положении о закупке теперь должны предусматриваться конкурентные и неконкурентные способы закупок. В данной статье мы чуть более подробно расскажем о закупках, которые возможно совершить только из единственного источника, то есть о таком неконкурентном способе закупки как закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Как указано в ч.3.2 ст.3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Особенностью неконкурентных закупок является то, что они проходят существенно быстрее и содержат меньше этапов, но использование такого способа закупки должно быть обоснованным, поскольку, согласно Закону N 223-ФЗ , закупка у единственного поставщика основана на невозможности выбора иного, конкурентного, способа закупки. В связи с этим, исходя из новых требований, действующих с 1 июля 2018 года, а именно ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ, в положении о закупках необходимо установить порядок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Если же заказчик осуществит закупку не в соответствии с нормами утвержденного им положения, это может быть признано нарушением ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ , а заключенный договор признан судом недействительным.

Соответствующую закупку по общему правилу необходимо предусмотреть в плане закупок (ч. 5.1 ст. 3 Закона N 223-Ф). Осуществление закупки, не предусмотренной планом закупки влечет привлечение заказчика к ответственности в виде штрафа.

При проведении таких закупок заказчик по общему правилу обязан все же подготовить документ, обосновывающий то, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно. Однако, заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке у единственного поставщика, так как Закон N 223-ФЗ не обязывает его готовить такие документы в ходе такой закупки как, например, извещение, документацию, проект договора, если иное заказчик сам не предусмотрел в положении о закупке

Заключение договора с единственным поставщиком осуществляется либо путем составления договора, включающего все условия, указанные в законе, либо, когда закупка осуществляется на сумму до 100 тысяч рублей путем направления поставщику (исполнителю) заявки и оплаты заказчиком выставленного счета. Такая упрощенная форма заключения договора для названного вида закупки является законной и соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Закона N 223-ФЗ . Например, заказчик вправе заключать мелкие сделки за наличный расчет и в последующем оформлять авансовые отчеты, при этом исполнение сделки происходит в момент ее совершения. В таких случаях письменная форма договора в силу п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ будет считаться соблюденной, а договор - заключенным.

После заключения договора заказчик обязан в течение 3 рабочих дней внести установленные сведения и документы о заключении этого договора в реестр договоров, который ведет в ЕИС Федеральное казначейство. Но из этого правила есть исключение, согласно которому в реестр договоров можно не включать сведения о договорах, заключенных на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей и 500 тысяч руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.

С 01.07.2018 согласно ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчики должны ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС отчеты, содержащие сведения по всем заключенным договорам и отдельно сведения по договорам, заключенным с единственным поставщиком.

Данные должны включать:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Сведения о количестве и стоимости договоров с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) должны размещать все заказчики, осуществляющие закупки по Закону N 223-ФЗ . В отчет включаются сведения о договорах, заключенных с единственным поставщиком в течение отчетного месяца независимо от основания такой закупки. В отчете приводятся данные и о тех сделках, стоимость которых составляет не более 100 тыс. руб. (не более 500 тыс. руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год более чем 5 млрд руб.), даже когда при осуществлении таких закупок сведения о них в ЕИС не размещаются.

Требование ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ применяется в том числе и к сделкам, заключенным с единственным поставщиком без оформления единого документа под названием «договор». Датой заключения и исполнения такого договора, как следует из сказанного выше, является дата оплаты счета, выставленного таким поставщиком (исполнителем).

В заключении хочется отметить, что при составлении положения о закупках заказчикам не рекомендуется отдавать приоритет закупкам у единственного поставщика по сравнению с конкурентными способами закупок. Этой позиции придерживается Минэкономразвития России, указывая, что злоупотребление правом закупки у единственного поставщика может привести к ограничению конкуренции.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме