Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Спас Нерукотворный. Крест спасения

Белоусов Петр Дмитриевич, участник Великой Отечественной Войны:
В 1942 году, когда меня забирали на фронт, три старушки одели на меня крестик со словами: «Не расставайся с крестом, он тебя будет хранить». Этот крест я ношу и по сей день, а мне уже 86-ой год.


В бою было страшно. Бомбили, все было затянуто дымом, было непонятно где наши, где немцы. Я был разведчиком, воевал за Смоленск, Вязьму, Ржев, Беларусь, Литву, Латвию, Польшу. Попал в плен под Слуцком Гродненской области.
Где-то в 50-ых годах нас молодых ребят собрали со Смоленска, посадили в товарные вагоны и привезли в Хабаровск на Красную речку. И там нас три месяца обучали. Как нам говорили, после обучения мы все будем служить на кораблях, и лишь после я узнал, что нас готовили к военным действиям в Корее. До нас уже одну партию ребят туда уже отправили. Каждый раз после тренировок на артиллерийских пушках, нас проверял врач. Мы снимали гимнастерку, рубашку, все по пояс. Я всегда прятал крестик в карман брюк, а после осмотра — одевал. Но в последний день перед отправкой, я забыл его снять. И наш замполит увидел его: «ну-ка, ну-ка, иди-ка сюда. Это что на тебе?». Я стою, а у меня земля колышется под ногами. Я как будто проваливаюсь сквозь землю. Меня вывели, сказали одеться, а на следующий день, когда всех моих товарищей отправляли на корабле в Корею (но тогда мы этого еще не знали), меня не взяли, отправили в отпуск домой — в Смоленск.
Вернулся я домой, а меня и спрашивают матери тех солдат: «Петь, а где наши ребята? Мы же вас всех вместе провожали, а вернулся только ты один». Я сказал, что не знаю, ответил, что их всех в другую часть отправили, но пообещал позже все узнать. Когда я вернулся с отпуска, обратился к замполиту части. Вот тогда только я узнал, что нас готовили военным действиям в Корее. И наш корабли, на котором отправили моих товарищей, не дошел до берега две мили, его подорвала подводная лодка и все погибли. Вот теперь и скажите, меня крестик спас или нет? Почему я забыл его снять? три месяца снимал, а в последний день перед отправкой забыл. Это Господь Бог мне помог. Как память отобрал.
Я и по сей день с крестиком не расстаюсь. Когда настало мирное время, в Смоленск я не вернулся. Меня там никто и не ждал. Маму расстреляли немцы, а отец погиб на фронте. Сейчас Живу один, в Заветах Ильича, не пью, не курю. Со мной только Господь Бог. А еще мне помогают наши храмовые бабушки. В том числе и бабушка Валя (Гольштейн). Я хожу в храм. Раньше ходил и в Советскую Гавань — к отцу Михаилу, и Ванино — к отцу Александру. сейчас сюда хожу — к отцу Савватию
Так что слава Богу за все!

Мощевики, или энколпионы (греч.), пришли на Русь из Византии и предназначались для хранения частиц мощей и других святынь. Самыми распространенными были выполненные в форме креста и украшенные иконами, так как соединяли в себе силу нескольких священных предметов, которые человек мог носить на груди. Крест-мощевик одновременно охранял человека, освящал его и исцелял чудодейственной Божественной силой, подаваемой крестом, иконами и мощами святых.

Художественное решение мощевика со Спасом Нерукотворным и иконами святых чудотворцев на внутренней стороне створки опирается на эти древнейшие традиции Христианской Церкви. Он выполнен в форме креста, составленного из пяти кругов. Круг - символ вечности, Неба и Самого Христа, Который, по слову св. Климента Александрийского, «есть бесконечный круг, в коем все силы сходятся». Число пять - это число пальцев, складывающихся в крестное знамение: три во образ Пресвятой Троицы, два во образ Христа и двух Его природ, Божественной и человеческой. Полученный из кругов равноконечный крест, по определению святых отцов, являет образ Христа и знамение Его победы, а также сочетание во Христе всех четырех концов земли и Неба.

Символика формы мощевика поддерживается традиционным для Православия плетеным орнаментом. Своим сложным узором, составленным из кругов и крестов, он показывает взаимосвязь Божественного и тварного, которые сосуществуют «неслитно и нераздельно» в преображенном Богом мире. Искусство Церкви никогда не показывает мир реальный, борющийся со злом, оно являет жизнь вечную, Царство Славы, запечатленное образом Христа.

Икона Спаса Нерукотворного на лицевой стороне мощевика - величайшая святыня христианского мира (утрачена в 1204 году при разграблении Константинополя крестоносцами). По Преданию, она чудесным образом отпечатлелась на куске холста, которым Господь отер лицо после омовения. Иисус Христос отдал Свое изображение слуге эдесского царя Авгаря, больного проказой. Образ исцелил царя и сделал христианином. Чудо исцеления Нерукотворным Образом было первым, совершенным не Самим Господом, а Его изображением. Оно стало знамением святости изображений Церкви, чудотворности Ее икон.

Чудодейственной силой Господь наделил и людей, уподобившихся Ему в святости. Он даровал им благодать Его именем воскрешать мертвых, просвещать слепых, поднимать с одра безнадежно больных…

Более всех Божиих угодников в России почитается свт. Николай, епископ города Миры († 342). Его икона помещена внутри мощевика в верхнем круге. При жизни святой укрощал штормы, исцелял больных, предсказывал будущее и не раз являлся за сотни километров нуждающимся в его помощи. Одно из первых и самое знаменитое его чудо было совершено на пути в Иерусалим, когда святой воскресил сорвавшегося с мачты матроса (пам. 22 мая и 19 декабря).

Плетеным крестом и кругами, символизирующими вечность и единство во Христе, с Николой Угодником связаны иконы других святых чудотворцев. Внизу - вмч. Пантелеимон, который прославился как врач-бессребреник. Он исцелял больных, помазывая их елеем (маслом) и призывая Христа. Первым чудом святого было воскрешение мальчика, умершего от укуса змеи. Вмч. Пантелеимон за проповедь христианства был обезглавлен в 305 году (пам. 9 августа).

Слева и справа - иконы русских чудотворцев.

В священническом облачении с Евхаристической чашей изображен св. прав. Иоанн Кронштадтский († 1908). Сила молитвы этого святого была так велика, что он мог исцелить больного, находящегося от него за тысячи километров, по телеграмме, а однажды воскресил мертвого на глазах врачебной комиссии (пам. 2 января).

Рядом с ним в схиме предстоит прп. Серафим Вырицкий († 1949). Молитва этого святого обращала ко Христу даже чекистов в годы гонения на Церковь и немецких оккупантов во время Отечественной войны, охраняя от преследования жителей п. Вырица. Им также был воскрешен умерший ребенок и совершено множество других чудесных исцелений (пам. 3 апреля).

«Господи, во свете лица Твоего пойдем и о имене Твоем возрадуемся во веки», - словно бы молятся святые словами из Службы Нерукотворному Образу, написанными рядом с их иконами внутри мощевика. «О Крест Христов, блистательнейшее озарение всего мира! - восклицает другой великий святой прп. Феодор Студит († 826). - Обильная благодать предложена всем; указан источник, из которого проистекает освящение и который никого не лишит обильных благ».

Крест православный. Спас Нерукотворный. Николай Чудотворец.

Большой серебряный крест. В центральной части находится Нерукотворный образ Христа, который заменяет фигуру распятия. Но оборотной стороне образ Святого Николая Чудотворца. Крест изображен в стилистике, отсылающей к древним поклонным крестам. Крест в данной композиции означает Иисуса Христа, воплощенного и распятого за людские грехи, а круг — Бога сущего на Небесах, безначального и бесконечного.Отсюда и пошло название для всей коллекции «Поклонная».


______________________________________________________________

Главная особенность этого креста - в центральной части находится Нерукотворный образ Христа, который заменяет фигуру распятия.

_____________________________________________________

Православная традиция рассматривает Нерукотворный образ Спасителя как одно из доказательств истинности воплощения второго лица Троицы в человеческом образе. В более узком смысле такое изображение Спасителя - есть важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Спас Нерукотворный расположен между двумя предстоящими — Богородицей и Иоанном Предтечей. Такой прием в православной ставрографии известен с ХIV века.

В верхней части креста находится изображение Серафима. Серафим— в православной христианской традиции самый высший ангельский чин, наиболее приближенный к Богу.

«Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

В нижней части креста расположен Ангел Хранитель в полном вооружении (с крестом и мечом в руках). Согласно православной традиции, каждому человеку при крешении даруется Господом Ангел Хранитель. В течении всей жизни Ангел хранитель помогает православному христианину на его трудном пути к святости, защищая от зла и козней нечистого. Главные атрибуты Ангела Хранителя — Крест, которым он осеняет человека, и меч для побития бесов. Есть надпись на церковно-слявянском языке

На оборотной стороне креста: текст тропаря Кресту на церковно-славянком языке:

В нижней части креста слова стихиры Кресту:

_______________________________________________________________________________

Наши гарантии:

  1. 100% следование канонам Православной церкви, мы хорошо разбираемся в вопросах современной ставрографии и иконографии.
  2. Собственное производство гарантирует высокое качество изделий. Нашли брак, без вопросов обменяем изделие.
  3. 100% серебро 925пробы, что подтверждается на каждом изделии клеймом Пробирной палаты РФ.

Купить в один клик

Наши преимущества:

  1. Лёгкий возврат изделия. Если Вам не подошло наше изделие, то в течении 7 дней Вы можете его вернуть нам.
  2. Мы работаем так же и по индивидуальному заказу, т.к. наши мастера и художники могут выполнить любую задачу.
  3. Быстрая доставка. Мы сотрудничаем, практически со всеми курьерскими службами. Мы знаем как быстро и оперативно доставить Ваш заказ.
  4. Регулярые акции и скидки. Мы дружелюбная команда и любим наших клиентов, для них регулярно устраиваем различные акции и скидочные программы. Следите за нами в социальных сетях и в блоге на сайте.
  5. Мы строго следим за качеством наших изделий. Качество золочения (чернения) и качество отделки поверхности изделия всегда очень высокое.

Покупая у нас Вы получаете:

  1. Уникальное изделие, будь то православный крест, нательная иконка или чётки. В любом случае каждое изделие уникально, мы не делаем огромные тиражи, а работаем над каждым изделием индивидуально.
  2. Ручную обработку металла и полудрагоценного камня. Только вручную можно добиться качественной отделки, чернения или золочения.
  3. Адекватную цену. Мы регулярно мониторим изменение цен на сырьё, стараемся уменьшать издержки производства, используем современное оборудование и всё это делается для того, чтобы цена за изделие была максимально низкой.
  4. Быстрое и качественное обслуживание. Наши менеджеры, как и мастера, очень любят свое дело, поэтому делают его с удовольствием. Это значит, что покупателя всегда встечают с радушием и окружают заботой.

Купить в один клик

Руб. 3,450.00

  • Описание

    Вес: 13.00 г
    Высота: 43 мм
    Ширина: 29 мм

    Крест с изображением Господа Иисуса Христа на престоле, окруженного Небесными Силами, является творческой репликой древнего креста-мощевика XIV века, хранящегося в музее Троице-Сергиевой лавры. Образ, изображенный на кресте, – редкое пластическое переложение главной иконы русского высокого иконостаса «Спас в силах». Икону «Спас в силах» специалисты называют настоящим богословским трактатом, раскрывающим тему грядущего Страшного Суда.

    Тема Страшного Суда была очень популярна в средневековом искусстве - и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения, то есть ожидания скорого наступления Конца Света, порой охватывали целые народы, увлекая человеческое воображение в сферы, далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы «Спас в силах», помещенной в центре храмового иконостаса, должно было привести мысль верующего к более глубокому пониманию Евангелия в том, что касается смысла Страшного Суда.

    Господь Иисус Христос является на иконе на престоле, как Царь царей. Окруженный cерафимами и херувимами, опираясь на «многочитые» Престолы, изображаемые в виде колец с крыльями под ногами Христа, Господь словно летит навстречу людям. В руках у Него Книга Жизни, на листах которой написано: «Альфа и омега». Эти буквы символизируют, что Он есть «Первый и Последний», «Начало и Конец всего». На больших храмовых иконах обычно вместо букв помещаются надписи, раскрывающие смысл Страшного Суда: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11:28); «Я - свет миру» (Ин. 8:12); «Милость превозносится над судом» (Иак. 2:13); «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В конце человеческой истории Бог спустится на землю вместе с ангелами, чтобы соединить Небо и землю и начать новую историю, отделив «агнцев» от «козлищ», то есть добрых людей от злодеев. Господь будет судить мир не как суровый обвинитель. Он будет судить мир через слово и свет, потому что Его суд означает не наказание, а спасение и изменение мира, его очищение и преображение. О чем свидетельствуют тексты, помещенные на страницы Книги Жизни в руках Христа. Икона «Спас в силах» раскрывает смысл Божественной любви, которая вершит суд, подает исцеление и спасение к вечной жизни.

    На Руси апокалиптические и эсхатологические настроения всегда были частью народного благочестия, и потому образ «Спас в силах» получил у нас широкое распространение. Однако на нательных крестах его изображали редко из-за сложности композиции.

    На обороте креста помещены Евангельские слова главной заповеди Христа, заповеди любви: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Ин. 13: 34).

  • Освящено

    Мы освящаем каждое изделие перед его поступлением в продажу.
    Изделие соответствует православным канонам.

  • Проба

    Серебро 925 пробы, золочение 999 пробы.

  • Доставка

    Доставка по России производится курьерской службой экспресс-доставки Сдэк. Доставка по Казахстану осуществляется партнерами службы экспресс-доставки Сдэк. Доставка осуществляется курьером по указанном при оформлении заказа адресу.

    Стоимость доставки по Санкт-Петербургу от 250 руб., в другие регионы России от 400 руб., в Казахстан - от 500 руб.

    При заказе на сумму свыше 9000 рублей - доставка бесплатно.

    Срок доставки по Санкт-Петербургу 1-2 рабочих дня, в другие регионы России 3-4 рабочих дня.

    В Казахстан доставка в течении 4-5 рабочих дней.

Техника исполнения - Миниатюрный рельеф, литье, позолота, чернение. Ручная работа.

Средний вес - 7г

Материал - Серебро (925). Позолота (999).

Размеры - 2,8х1,8х0,4

Крест с иконами Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца повторяет одну из самых распространенных форм нательных крестов Московской Руси. Это небольшого размера изделие со слегка сужающимися перекладинами, закругленными углами и большим ликом Христа в центре — изображением Спасителя, каким Он Сам чудесно отпечатлел Себя на убрусе (полотенце).

Образ Спаса Нерукотворного — величайшая святыня христианского мира. Он хранился сначала в Эдессе, а с 944 года в Константинополе и почитался как самый сильный защитный символ христианства (утрачен 1204 году). Списки Нерукотворного Образа были известны на Руси с XI века. Его помещали над входами в крепости и храмы, на латах, шлемах, боевых стягах и, конечно, отливали в бронзе как охранные образки. До XVIII века Образ Спаса Нерукотворного встречается на большинстве нательных крестов.

С двух сторон образу Христа поклоняются серафимы, держащие в руках особые ангельские опахала — рипиды. Их образы, иконографически связанные с композицией «Поклонение Кресту», подчеркивают крестную символику изображения. Серафимы и херувимы — высшие ангелы, ближе всех Небесных Сил предстоящие Божественному Престолу. Но даже они не смеют взирать на Бога и прикасаться к Нему.

Превыше всех ангелов в Царствии Небесном — Пресвятая Богородица. Ей дано особое право испрашивать у Своего Божественного Сына милости для людей. Поэтому с древности на иконах Божию Матерь изображают в позе моления. Самый ранний из таких образов «Оранта» встречается уже в катакомбах первых христиан. На нем Богородица стоит, воздев руки к Небу. На кресте образ Оранты расположен непосредственно под иконой Христа как символ Ее молитвы за носящего крест человека. Икона Оранты имеет второе название: «Нерушимая Стена», потому что Божия Матерь несокрушимо стоит на пути злых сил, защищая от них людей.

На всем пространстве оборота креста изображена икона Николы Зарайского. Зарайский образ был принесен из Корсуни на Русь в город Красный в 1224 году по повелению самого Николая Чудотворца. Свое название икона получила после трагической гибели княжеской семьи. После убийства в Орде зарайского князя Федора его жена, княгиня Евпраксия бросилась с башни вместе с сыном и «заразилась» (разбилась). С тех пор город Красный стал называться Зарайском, такое же наименование получил и образ Николая Чудотворца.

Святитель Николай (втор. пол. III в.) — самый великий и чтимый святой в России. Он был епископом в городе Миры римской провинции Ликия в Малой Азии и прославился великими чудесами и делами милосердия, которые продолжает творить и за гробом. Св. Николая молят о заступничестве нуждающиеся, терпящие бедствие, невинно осужденные. Он помогает всем обращающимся к нему с верой и молитвой: учащимся, путешествующим, морякам и торговцам, исцеляет болящих, умиротворяет враждующих, находит пропавших и даже воскрешает умерших (пам. 22 мая и 19 декабря).

Миниатюрные серебряные иконы Спаса Нерукотворного, Божией Матери и святителя Николая Чудотворца обрамлены чистым золотом, которое подчеркивает смысловую и художественную ценность образов.

В древности золото и серебро часто соединяли в одном изделии. В христианской культуре золото символизировало Бога, нетварный свет Его славы и Небесный Иерусалим, серебро — Пречистую Богородицу, благодать святых и земную Церковь. Соединенные вместе, эти металлы являли союз Бога и святых, Неба и земли, Христа и Церкви.

Крест выпускается в двух видах: из позолоченного серебра (арт. 101.054) и в серебре с золотом в технике биметаллического литья (арт. 301.201). Биметаллический метод, позволяет отливать изделие одновременно из двух металлов. Соединенные таким образом металлы нерасторжимы, при этом золото окружает серебро и как бы несет его. Известно всего несколько подобных произведений, последнее из которых отлито в России в конце XIX века. Не так давно уникальная технология была возрождена мастерами компании «Акимов».

Новая технология, использованная в каноническом православном изделии, не разрушает, а развивает символические идеи Православия. С ее помощью создается зримый образ учения Церкви о Боге Вседержителе, несущем мирозданье в Своей деснице.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме