Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Минимальный размер оплаты труда (мрот). Минимальный размер оплаты труда (мрот) Получается, мрот в магаданской области равен

На сегодняшний день все больше работодателей заинтересованы в поисках по-настоящему современных и эффективных систем начисления сотрудникам зарплаты с целью повышения эффективности бизнеса. Одной из таковых систем является почасовая оплата труда, которая обладает множеством достоинств и дает возможность создать удобный и высокоэффективный с точки зрения экономики комплекс по управлению персоналом. Что представляет собой почасовая или поминутная оплата труда, как она рассчитывается и какой минимальны уровень заработной платы такового характера установлен в России будет полезно знать любому участнику трудовых взаимоотношений.

Что такое почасовая оплата труда – правовое регулирование в России

Почасовая система оплаты труда сама по себе подразумевает начисление работникам заработанных средств в соответствии с установленной для них тарифной ставкой на единицу времени. Она является одной из разновидностей повременной оплаты труда с четкой привязкой к конкретному временному периоду – одному часу.

Использоваться данная система начала еще со Средних Веков и наибольшее распространение получила в США и других американских государствах. Так, например, в большинстве американских штатов даже МРОТ, где он присутствует, устанавливается исходя не из месячного заработка, а исходя из ставки почасовой оплаты труда работников.

Как и любая другая повременная система оплаты, почасовая оплата труда в России относится к тарифным системам. Тем не менее это не мешает ей содержать в себе определенные признаки и даже полностью или частично использоваться в комплексе с таковыми на предприятии – действующим законодательством разрешается для работодателей выбирать и устанавливать любые принципы оплаты труда, пока они будут обеспечивать полноценное соблюдение прав сотрудника и предусмотренных для него в обязательном порядке гарантий. Но чтобы быть в курсе механизмов правового регулирования означенного характера оплаты, работодателям и работникам все же рекомендуется ознакомиться с положениями следующих статей ТК РФ:

  • Ст.91. Её принципами регулируется само понятие рабочего времени, учет которого является основной составляющей почасовой оплаты труда. При этом данный характер оплаты согласно положениям означенной статьи, не может умалять прав и гарантий для сотрудника, а также нормативных ограничений максимального рабочего времени сотрудников.
  • Ст.100. Положениями этой статьи регулируются основные принципы учета рабочего времени. Ознакомиться с данными нормативами следует как работнику, так и работодателю, практикующим почасовый механизм оплаты, так как порядок учета рабочего времени является основополагающим с точки зрения обеспечения эффективного существования почасовой оплаты в организации.
  • Ст.104. Этой статьей регулируются условия внедрения и использования суммированного учета рабочего времени. Данный способ лучше всего подходит для почасовой или поминутной оплаты труда, так как позволяет эффективно рассматривать рабочее время в контексте одной рабочей недели, избегать переработок и необходимости выплаты работникам сверхурочных. В данной ситуации каждую неделю проводится суммирование всего отработанного фактически каждым работником времени, после чего данная сумма сравнивается с максимально допустимыми 40 часами трудовой деятельности на протяжении одной недели.
  • Ст.135. Данная статья дает разрешение работодателю самостоятельно устанавливать в своей организации или отдельных её структурных подразделениях, равно как и с конкретными сотрудниками особые системы оплаты труда.

В целом же, непосредственного регулирования вопросов применения почасовых принципов оплаты более законодательством не предусмотрено. Поэтому работодателю следует как можно более тщательно подойти к вопросам документарного оформления внутренних нормативов и локальных актов на предприятии, на основании которых и будет применяться та или иная система оплаты труда.

Расчет минимальной почасовой оплаты в 2018 году

Непосредственного законодательного регулирования минимальной почасовой оплаты труда в 2018 году в России не предусмотрено. Однако, так как нормативы законодательства прямо запрещают устанавливать тарифы повременной или любой другой работы ниже МРОТ при условии полной рабочей недели, ток в 2018 году рассчитать почасовую оплату труда можно исходя из максимального количества рабочих часов в течение месяца – 184 часа в августе и октябре. Соответственно, минимальный размер почасовой ставки составляет с учетом МРОТ в 9489 рублей составляет 51,58 рублей в час.

Необходимо, чтобы при 40-часовой рабочей неделе для установки заработка в пределах МРОТ, соблюдались нормативы по выплате МРОТ в течение месяца. То есть, для января минимальный размер почасовой оплаты труда в 2018 году составил бы 69,78 рублей в час.

Соответственным образом следует также производить корреляцию минимальной почасовой оплаты труда и для лиц, профессии которых предусматривают уменьшение обязательного рабочего времени, сокращенную рабочую неделю в силу вредных или опасных условий труда или иные варианты работы на полной ставке со сниженным количеством рабочих часов в неделю. Для таковых работников размеры почасовой оплаты будут выше.

В случае, если установлен не полный, а именно сокращенный режим труда или неполного рабочего времени, работодатель вправе выплачивать заработную плату в соответствии с МРОТ в перерасчете на фактически отработанные часы – то есть, при помесячном расчете она может быть ниже уровня МРОТ в данных ситуациях.

Формула расчета зарплаты при почасовой оплате труда в целом же выглядит крайне просто. Необходимо умножить показатель тарифной ставки за час работы на фактически отработанное в течение отчетного периода время. Например, если у повара Иванова И.И. установлена почасовая оплата в размере 225 рублей, а за месяц он отработал 150 часов, то он получит 150*225=33750 рублей. Конечно, во многих ситуациях могут использоваться более глубокие формулы с дополнительными коэффициентами, однако в вышеприведенном примере раскрывается основной принцип данного механизма начисления зарплат.

Особенности, преимущества и недостатки почасовой системы оплаты труда

В сравнении с любыми другими видами систем оплаты труда, почасовая оплата труда по трудовому договору имеет как определенные преимущества, так и недостатки. Поэтому её внедрение может быть оправдано в одних случаях и демонстрировать крайне низкую общую эффективность в иных ситуациях. Чтобы проще было понимать все позитивные и негативные стороны почасовой ставки, работодателю следует внимательно их изучить. Так, к плюсам почасовой оплаты можно отнести:

  • Высокую эффективность контроля рабочего времени. В данном случае работодателем не оплачивается время перерывов, перекуров сотрудников и заработная плата начисляется непосредственно за эффективно проведенное время в пределах рабочего места или при исполнении рабочих обязанностей в большинстве ситуаций. Таким образом повышается эффективность работы и снижаются общие затраты на обеспечение зарплатного фонда. Именно поэтому почасовая оплата труда при сменном графике работы также является одним из наиболее удобных принципов начисления зарплаты.
  • Больший уровень мотивации сотрудников. В сравнении с окладной системой оплаты труда, также считающейся относящейся к повременной, почасовая система обладает куда большей эффективностью с точки зрения мотивации работников. Это связано с тем, что она прямо стимулирует трудящихся больше времени проводить за исполнением рабочих обязанностей, в то время как на окладе они могут значительную часть времени в итоге проводить вне рабочего места.
  • Защита от ненормированного рабочего дня. При окладной или иных системах оплаты труда, многие работодатели устанавливают в трудовом договоре возможность существования . При почасовой системе оплаты излишние задержки на работе и удлинение общих затрат рабочего времени сотрудника будет, хоть и не оплачено по двойной ставке, но подлежать оплате по стандартной, что является позитивной стороной подобного механизма для трудящихся.
  • Крайне высокая эффективность при работе по совместительству или гибком графике труда. Преимущества почасовой системы оплаты при работе по совместительству не позволят работодателю и трудящемуся нарушить нормы законодательства, запрещающие привлекать на совместительство работников с общим временем труда свыше 20 часов в неделю. При гибком же графике труда, работодатель может установить на предприятии для определенных должностей режим свободного посещения, что будет удобно как для работников, так и для самого работодателя. Трудящиеся будут чувствовать максимальную психологическую свободу, а работодатель, в свою очередь – оплачивать лишь фактическое время исполнения трудящимися их непосредственных обязанностей.

Несмотря на вышеозначенные плюсы, имеются у почасовой оплаты труда и определенные минусы. Их также следует учитывать при принятии решения об установке таковой системы. К ним можно отнести следующие факторы и особенности подобного механизма начисления зарплат:

  • Высокие затраты. Обеспечение почасовой или тем более поминутной системы учета рабочего времени требует мобилизации определенных ресурсов. Удобными, однако дорогостоящими, являются автоматизированные системы учета времени работы сотрудников, активируемые магнитными картами работников и использующие турникеты, и иные технические средства. Однако реализовать данную систему можно и без технического обеспечения – но для этого также придется выделить отдельных работников для осуществления надзора и контроля рабочего времени.
  • Психологический дискомфорт . Работники, находящиеся в достаточно жестких рамках, когда под контролем работодателя находится каждый час или каждая минута рабочего времени, имеют тенденцию снижать общую эффективность и производительность своего труда. Поэтому следует учитывать данный фактор.
  • Неприменимость в отдельных сферах деятельности. Если простая окладная оплата может применяться практически в любой трудовой деятельности, то почасовую оплату крайне тяжело реализовать для сотрудников, профессии которых не подразумевают постоянного нахождения на рабочем месте. В таковом случае будут нивелированы практически все преимущества почасовой заработной платы, так как работодатель не сможет обеспечить должный контроль за перемещениями работника и его распоряжением своим временем.

Подводя итоги можно отметить, что почасовая система оплаты труда является эффективной во многих случаях, однако однозначно требует от работодателя большего внимания как в вопросах обеспечения механизмов учета рабочего времени, так и с точки зрения оформления её в документарном виде на предприятии. При этом следует помнить, что таковая система может внедряться как в отношении всего коллектива, так и отдельных подразделений и даже отдельных сотрудников.

Как установить почасовую систему оплаты труда – нюансы и особенности

В первую очередь, работодатель, устанавливая и внедряя почасовую систему оплаты, должен помнить о том, что согласно положениям Трудового кодекса, применяемая система оплаты труда должна быть отражена в трудовом договоре с сотрудником . Кроме этого, она в обязательном порядке должна иметь и регулирование во внутренних локальных актах предприятия и, по возможности, в коллективном договоре. Так как чаще всего почасовая оплата относится к тарифной, то работодателю также необходимо установить полную тарифную сетку по всем должностям и видам почасовых работ с указанием имеющихся ставок. Отдельным нормативным документом в рамках предприятия, касательно почасовой оплаты может выступать положение об оплате труда.

Любое изменение системы оплаты труда должно согласовываться с представительскими органами работников или профсоюзом. По крайней мере в порядке уведомления. При изменении существующей системы оплаты на почасовую также следует перезаключить трудовые договора со всеми работниками путем внесения в них изменений.

Большое внимание следует уделять именно обеспечению эффективного учета рабочего времени трудящихся. Как упоминалось выше – это может быть проведено как при помощи интеграции технических средств автоматизированного контроля, так и с помощью соответствующей кадровой политики и личного человеческого контроля. Первый способ эффективно проявляет себя на крупных предприятиях с большим штатом, в то время как в небольших организациях можно обойтись и без серьезных и дорогостоящих технологических решений.

В случае переработки сотрудника свыше установленной нормы часов, на работодателя возлагается обязанность оплачивать работнику сверхурочные за каждый час на одной рабочей неделе. Размер таковых сверхурочных составляет как минимум двойной уровень установленной стандартной ставки для оплаты одного часа. Но при обусловленном трудовым договором ненормированном рабочем дне взыскание сверхурочных может быть значительно осложнено.

МРОТ на 2019 год в Москве и Московской области - это весьма важный показатель, который используется не только при установлении суммы зарплаты, но и для расчета различных пособий. Именно поэтому бухгалтеры должны следить за изменениями этой цифры. Рассмотрим подробнее, каков размер зарплаты в столице и столичном регионе, а также что грозит работодателям, отказывающимся повышать оклад.

МРОТ в Москве с 1 ноября 2018 повышен до 18 781 рубля Постановлением Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП.

Динамика размера минимальной зарплаты в Москве за 5 лет

Сумма з/п, руб.

01.01.2013 - 30.06.2013

01.07.2013 - 31.12.2013

01.01.2014 - 31.05.2014

01.06.2014 - 31.12.2014

01.01.2015 - 31.03.2015

01.04.2015 - 31.05.2015

01.06.2015 - 31.10.2015

01.11.2015 - 31.12.2015

01.01.2016 - 30.09.2016

01.10.2016 - 30.06.2017

01.07.2017 - 30.09.2017

01.11.2018 - по настоящее время

Отметим, что в настоящее время прожиточный минимум для трудоспособного населения столицы составляет 18 580 рублей.

МРОТ по Московской области в 2019 году

Минималка в Московской области в 2018 году также меняла свою величину (Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 01.03.2018 № 41). МРОТ в Московской области:

  • с 1 января 2019 — 13 750 рублей;
  • с 1 апреля 2019 — 14 200 рублей;
  • с 1 мая 2019 — 14 200 рублей.

Можно ли платить зарплату меньше МРОТ

Сознательное занижение МРОТ в Московской области в 2019 году, также как и в других регионах и в предыдущие годы, карается законом. Согласно статье 133 ТК РФ , месячная заработная рплата сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, не может быть ниже установленного федерального МРОТ. Выявлением недобросовестных работодателей, занижающих зарплату, занимается инспекция по труду в ходе плановых и внеплановых проверок. За обнаруженные нарушения нанимателям придется заплатить довольно большие суммы штрафов. Согласно статье 5.27 КоАП РФ , организации нарушителю придется заплатить штраф:

  • от 30 000 до 50 000 рублей — за первое нарушение;
  • от 50 000 до 70 000 рублей — за повторное нарушение.

При этом сумму штрафа придется умножить на количество работников, в отношении которых было совершено правонарушение. Например, за одного сотрудника с заработной платой меньше МРОТ придется заплатить 30 000 рублей, а за двух — 60 000 рублей.

Обратите внимание, что не стоит опасаться санкций работодателям, у которых установлен оклад меньше МРОТ, но осуществляющим вдобавок к нему выплату премий, стимулирующих и компенсационных выплат в таком размере, что суммарное вознаграждение работника выше или равно «минималке».

Если же работники получают меньше установленной суммы, нанимателю стоит заблаговременно позаботиться о повышении вознаграждений. Для этого необходимо:

  • внести изменения в штатное расписание;
  • издать ;
  • подписать дополнительное соглашение с работниками.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России применяется для:

  • регулирования оплаты труда;
  • определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
  • иных целей обязательного социального страхования (ст. 3 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ).

Право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ гарантируется ТК РФ.

МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ). Однако в течение долгого времени данное требование ТК РФ не соблюдалось, и МРОТ в РФ существенно отставал от величины прожиточного минимума. Так, в период с 01.07.2017 и до 01.01.2018 МРОТ составлял 7 800 рублей (ст. 1 Закона от 19.12.2016 № 460-ФЗ ). Вместе с тем прожиточный минимум трудоспособного населения в РФ, к примеру, за I и II кварталы 2017 года составляли 10 701 рублей и 11 163 рублей соответственно. То есть МРОТ однозначно был ниже величины прожиточного минимума. В более ранние годы наблюдалась аналогичная ситуация. Кстати, в связи с этим в ТК РФ была добавлена отдельная статья о том, что порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума должны устанавливаться федеральным законом (ст. 421 ТК РФ).

Однако начиная с 2019 года положение дел меняется.

МРОТ с 01.01.2019

В редакции Закона о МРОТ, действующей с 01.01.2018, появилась норма о том, что начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал предыдущего года (ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ ). А если получится так, что указанная величина прожиточного минимума окажется меньше МРОТ, установленного на предшествующий год, то новый МРОТ понижать не будут, а оставят на преженем уровне.

Поэтому МРОТ с 1 января 2019 года равен 11 280 рублей в месяц (ст. 1 Закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ). Ведь именно столько составляет прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по РФ за II квартал 2018 года (

Какой утвердили МРОТ с 1 января 2018 года в России в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ? Как новый МРОТ повлияет на пособия и зарплату? Изменятся ли размеры пособий с 1 января 2018 года? Давайте разбираться.

МРОТ с 1 января 2018 года: новый размер

МРОТ с 1 января 2018 года увеличен до 9489 рублей. От нового МРОТ зависит расчет множества выплат, в том числе, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также многочисленных социальных выплат, величина которых привязана к минимальному размеру оплаты труда.

Проследить последнее увеличение МРОТ можно из нашей таблице, в которой учтены изменения с 2018 года.

Как видно, с 1 января 2018 года произошло довольно ощутимое повышение минимального размера оплаты труда. На 1689 р. (9489 р. – 7800 р.). Почему же так получилось?

Взят курс на сближение с прожиточным минимумом

МРОТ не должен быть меньше прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ). Однако прожиточный минимум за II квартал 2017 года равен 11 163 руб., а федеральный МРОТ всего 7800 руб. Специальный закон должен определить порядок и срок, в течение которого власти обязаны увеличить МРОТ (ст. 421 ТК РФ). И вот такой закон решили, наконец-то, принять.

Дело дошло до финальной стадии повышения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума, установленного в России. В этих целях подписан и вступил в силу с 1 января 2018 года Федеральный закон от 28.12.2017 № 421-ФЗ:

  • с 1 января 2018 – до 85% прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • с 1 января 2019 – до 100%.

Согласно законопроекту с 2019 года каждый год МРОТ будет устанавливаться в размере федерального прожиточного минимума за 2 квартал предыдущего года. При этом минимальный размер оплаты труда на следующий год не может быть меньше установленного МРОТ.

Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины, куда входит минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности человека. Также в прожиточный минимум входят обязательные платежи и сборы.

Прожиточный минимум утверждают по окончании каждого квартала, используя для его определения многочисленные статистические данные, в том числе и уровень инфляции. Федеральный прожиточный минимум устанавливает Правительство России, а региональные минимумы – региональные правительства.

МРОТ с 1 января 2018 года и заработная плата

МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ). Однако имейте в виду, что «на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и других удержаний, например, алиментов. Соответственно, с 1 января 2018 года платить меньше 9489 рублей нельзя.

При этом стоит заметить, что оклад работникам с 1 января 2018 года может быть и меньше 9489 рублей. Ведь меньше МРОТ не может быть общая зарплата, в которую входят (ст. 129 ТК РФ):

  • вознаграждение за труд;
  • компенсационные выплаты, в том числе доплаты и надбавки;
  • стимулирующие выплаты (премии).

Если с 1 января 2018 года зарплата работников окажется меньше МРОТ (9489 рублей), то работодателя могут привлечь к ответственности в виде штрафов. Штраф для организации может составить от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявлении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для директора или главбуха ответственность может быть такой: при первичном нарушении могут вынести предупреждение или выписать штраф от 1000 до 5000 рублей, при повторном – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Более того, могут дисквалифицировать на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).

МРОТ в регионах с 1 января 2018 года

Региональные власти с 1 января 2018 года могут установить в специальном соглашении свой МРОТ, превышающий федеральный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ). Однако от регионального МРОТ можно отказаться. В этих целях потребуется оформить мотивированный отказ и отправить его в местное отделение Комитета по труду и занятости.

В соответствии с ч. 1 ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Он не должен быть ниже МРОТ, утвержденного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ). Работодатели считаются присоединившимися к региональному соглашению о минимальном размере зарплаты, если в течение 30 календарных дней с даты его опубликования они не направили в Минтруд России письменный мотивированный отказ присоединиться к нему. В этом случае все положения регионального соглашения организация обязана выполнять (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ). А значит, минимальный размер зарплаты, установленный региональным соглашением, обязателен для работодателя.

Заметим, что Москва, как столица, традиционно славится более дорогой жизнью, чем остальные субъекты РФ. Поэтому и МРОТ в столице выше федерального. Сейчас в Москве за 2 квартал 2017 года величина МРОТ составляет 18 742 руб. В настоящее время сведений о МРОТ на 2018 год по Москве нет. Однако, скорее всего, в ближайший месяц Правительством Москвы будет установлен прожиточный минимум на 3 квартал 2017 года. Именно этот показатель будет использоваться в качестве московского МРОТ с 1 января 2018 года.

Что касается МРОТ с 1 января 2018 года в Московской области, его размер не меняется с 01.12.2016 года и составляет 13 750 руб. (п. 1 Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организаций профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области, заключено 30.11.2016 № 118).

Именно этот показатель продолжит применяться и в 2018 году, при условии, конечно, что не будет принято новое областное Соглашение.

Вы можете посмотреть размер МРОТ с 1 января 2018 года в России в таблице по регионам 2018. Однако в настоящее время новых данных по минимальным региональным размерам оплаты труда практически нет.

На фоне других субъектов РФ особняком стоят город федерального значения Санкт-Петербург и Ленинградская область. Эти регионы уже определились с величиной МРОТ на 2018 год. С 1 январе он составляет:

  • 17 000 руб. – в Санкт-Петербурге (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2017 № 323/17-С;
  • 11 400 руб. – в Ленинградской области (Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2018 год от 21.09.2017 № 10/С-17).

МРОТ с 1 января 2018 года и размеры пособий

С 1 января 2018 года для расчета пособий принимайте во внимание федеральный МРОТ -9489 рулей. Этот размер МРОТ влияет на размер пособий в двух случаях:

  • стаж сотрудника менее шести месяцев;
  • зарплата сотрудника ниже «минималки».

С 1 января 2019 года в России повышается федеральный МРОТ. С начала 2019 года минималка будет равна значению прожиточного минимума для работающего населения за 2 квартал 2018 года. Общероссийское значение составит 11 280 рублей. А какая величина МРОТ будет в Москве с 1 января 2019 года? Увеличится ли она вслед на общероссийским МРОТ? Поясним.


МРОТ – это минимальный заработок, который организация или ИП (работодатели) должны начислять работникам за полностью отработанный ими месяц (ст. 133 ТК РФ).


За увеличением прожиточного минимума в столице следует повышение МРОТ. Новый МРОТ начинает действовать с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу очередного постановления о минимуме.


МРОТ в Москве с 1.09.2019 года составит 18 781 рубля (постановление Правительства г. Москвы от 19.09.18 № 1114-ПП). Такое значение действует с 1 ноября 2018 года.


Таким образом, МРОТ в Москве с 1 января 2019 года существенно выше федерального значения (18 781 р. против 11 120 р.).


Заметим, что если прожиточный минимум за 3 квартал 2018 года окажется ниже текущего МРОТ, то эта величина (18 781 р.) продолжит действовать и с 1 января 2019 года. Соответственно, МРОТ в Москве составит, по-прежнему, 18 781 рубль. Ведь снижение МРОТ по причине уменьшения величины прожиточного минимума не допускается (п. 3.1.1 соглашения от 15.12.2015).

Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2019 года не может быть ниже 18 781 рублей. Поэтому компаниям, находящимся в МСК, нельзя платить сотрудникам меньше этой суммы.


Заметим, что московский МРОТ, применяемый с 1 января 2019 года, уже включает тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат:


за работу во вредной вреде и опасных условиях;
совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы;
ночную и сверхурочную работу, труд в выходные и праздники.

Иными словами, за сверхурочную работу, нужно платить сверх московского МРОТ. Такой порядок следует из пункта 3.1.3 Трехстороннего соглашения. С МРОТ сравнивайте общую сумму выплаты за месяц до того, как удержите НДФЛ. То есть на руки человек может получить и меньше минимальной оплаты.


Включайте в МРОТ все премии и вознаграждения, входящие в систему оплаты труда. Исключение – районные коэффициенты и надбавки, их начисляйте сверх минимальной оплаты.

Отказ от МРОТ в Москве


У работодателей есть легальная возможность отказаться от московской минималки и придерживаться в 2019 году в Москве федерального МРОТ. Свой отказ нужно направлять в течение 30 календарных дней с момента официального опубликования постановления правительства Москвы о новом прожиточном минимуме. Выслать отказ надо в Московскую трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36

ВОЗМОЖНЫЕ ШТРАФЫ

За зарплату ниже МРОТ без надлежащего обоснования вменяют штрафы. Компании, если нарушение первое, грозит штраф от 30 000 – до 50 000 руб. Если нарушение повторное – от 50 000 до 70 000 руб. Для должностного лица санкции соответственно: штраф от 1000 до 5000 руб. и от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от года до трех лет. В отношении предпринимателя действуют те же нормы, что и для должностного лица, только к ИП не может быть применена дисквалификация (п. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Новый МРОТ с 1 января 2019 года по регионам России, таблица



































































































































































































































































































































































Код региона



Минимальная заработная плата (руб.)2



Обоснование



Центральный федеральный округ



Белгородская область





Не ниже 11 280 для работников организаций области



Дополнительное соглашение от 16.05.2018 о внесении изменений и дополнений в трехстороннее соглашение; Трехстороннее соглашение между областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и правительством Белгородской области на 2018–2019 годы;



Брянская область







Региональное соглашение между правительством Брянской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Брянской области» и Брянской областной ассоциацией промышленников и предпринимателей – региональным объединением работодателей о минимальной заработной плате в Брянской области на 2018 год;


Соглашение о внесении изменений в Региональное соглашение между правительством Брянской области, общественной организацией «Федерация профсоюзов Брянской области» и объединениями работодателей Брянской области на 2014–2016 годы и продлении срока его действия на 2018–2018 годы;




Владимирская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Воронежская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения.


При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб. (11 280)



Соглашение объединений работодателей Воронежской области на 2018–2019 годы от 01.02.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ивановская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, определенного на III квартал предшествующего года (11 2806)



Дополнительное соглашение к соглашению от 26.12.2014 № 109-с по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2018 годы» от 20.12.2018 № 35-с;


Соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений между правительством Ивановской области, областным объединением организаций профессиональных союзов, областным объединением работодателей на 2015–2018 годы от 26.12.2014 № 109-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Калужская область





Величина прожиточного минимума18 трудоспособного населения в месяц




Калужское областное трехстороннее соглашение между территориальным союзом организаций профсоюзов «Калужский областной совет профсоюзов», областными объединениями работодателей и правительством Калужской области на 2018–2019 годы;


Соглашение о продлении срока действия Соглашения о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013;


Соглашение о минимальной заработной плате в Калужской области от 16.09.2013; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Костромская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


В регионе действует Соглашение о социальном партнерстве в сфере труда между администрацией Костромской области, федерацией организаций профсоюзов Костромской области и объединениями работодателей Костромской области на 2018–2018 годы*


Работодатели внебюджетной сферы, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения Костромской области. При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 11 280 руб.



Курская область







Соглашение между администрацией Курской области, союзом «Федерация организаций профсоюзов Курской области» и ассоциацией – объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Курской области» о минимальной заработной плате на территории Курской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Липецкая область





1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года
(11 280)



Областное трехстороннее соглашение на 2015–2018 годы между администрацией Липецкой области, федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 23.12.2014 (вместе с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018–2020 годы); ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ









Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей от 15.12.2015; постановление правительства Москвы от 12.09.2018 № 663-ПП



Московская область







Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области от 01.03.2018 № 41; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Орловская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Рязанская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Смоленская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тамбовская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тамбовской области от 21.12.2018 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тверская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тульская область





13 520 (11 440 – для государственных и муниципальных учреждений) (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тульской области на 2018 год от 22.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ярославская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ярославской области на 2018–2020 годы от 29.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Северо-Западный федеральный округ



Архангельская область






Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Вологодская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Калининградская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Калининградской области от 18.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ленинградская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2018 год от 21.09.2018 № 10/С-17; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Мурманская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ненецкий автономный округ







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Новгородская область





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц, но не ниже 11 280 (11 280)



Дополнительное соглашение к Региональному соглашению от 13.07.2018 № 77; Региональное соглашение между объединением профсоюзных организаций «Новгородская областная федерация профсоюзов», региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Новгородской области» и правительством Новгородской области «О минимальной заработной плате в Новгородской области» от 26.12.2014



Псковская область





от 11 280 до 11 450



Региональное соглашение администрации Псковской области от 29.12.2018 № МВ-258 «О минимальной заработной плате в Псковской области»; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Карелия







Дополнительное соглашение от 29.12.2018 № 1 к Соглашению о заработной плате в Республике Карелия; Соглашение о минимальной заработной плате в Республике Карелия на 2018 год от 15.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Коми






И приравненных к ним местностях



Региональное соглашение Правительства Республики Коми, Союза организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Республики Коми», Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Республики Коми» от 13.03.2018 № 11; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Санкт-Петербург





17 000 руб.
При этом тарифная ставка (оклад) работника 1-го разряда не должна быть менее 13 500 руб. (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год от 20.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Южный федеральный округ



Астраханская область







Региональное соглашение между правительством Астраханской области, Астраханским областным объединением организаций профсоюзов и региональным межотраслевым объединением работодателей Астраханской области о минимальной заработной плате в Астраханской области от 22.05.2014 № 02-02-022; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Волгоградская область





1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения (11 280)



Соглашение о минимальной заработной плате в Волгоградской области от 07.06.2016 № С-272/15; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Краснодарский край





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц(11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Краснодарском крае на 2018–2020 годы от 27.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Адыгея







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Калмыкия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ростовская область







Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2018–2019 годы от 16.11.2016 № 12; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Крым







Дополнительное соглашение к Соглашению о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым от 21.12.2018 № 3;


Соглашение Крымского республиканского объединения организаций профсоюзов «Федерация независимых профсоюзов Крыма» от 24.08.2015; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Севастополь





11 2004 (11 280)



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в городе Севастополе от 04.04.2018;


ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Северо-Кавказский федеральный округ



Кабардино-Балкарская Республика





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал истекшего года с ежеквартальной индексацией по мере роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике (11 280)



Решение Кабардино-Балкарской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.05.2018 № 1; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Карачаево-Черкесская Республика







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Дагестан





Величина прожиточного минимума18 для трудоспособного населения Республики Дагестан за II квартал истекшего года
(11 280)



Региональное соглашение Правительства Республики Дагестан «О минимальной заработной плате в Республике Дагестан» от 05.10.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Ингушетия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Северная Осетия – Алания







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ставропольский край







Письмо Минтруда Ставропольского края от 15.11.2018 № 15526-03; Распоряжение правительства Ставропольского края «Об утверждении Соглашения между правительством Ставропольского края, территориальным объединением федерации профсоюзов и союзом работодателей "Конгресс деловых кругов Ставрополья" на 2016–2018 годы» от 17.02.2016 № 41-РП; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чеченская Республика







Соглашение Правительства Чеченской Республики, Объединения организаций профсоюзов Чеченской Республики (Совета профсоюзов Чеченской Республики), Республиканского объединения работодателей от 23.04.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Приволжский федеральный округ



Кировская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Нижегородская область







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Нижегородской области на 2018 год от 09.01.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Оренбургская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Пензенская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Башкортостан







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Марий Эл





Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике за II квартал 2018 года (11 280)



Дополнительное соглашение между Правительством Республики Марий Эл, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Марий Эл» и республиканским объединением работодателей о минимальной заработной плате в Республике Марий Эл на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Мордовия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Татарстан







Соглашение между федерацией профсоюзов Республики Татарстан, координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 18.01.2018 № 876-с; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Самарская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Саратовская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Пермский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Удмуртская Республика







Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Удмуртской Республике от 02.03.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ульяновская область





от 11 280 до 12 000



Региональное соглашение между областным союзом «Федерация профсоюзов Ульяновской области», объединениями работодателей Ульяновской области, правительством Ульяновской области о минимальной заработной плате в Ульяновской области от 26.10.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чувашская Республика







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Уральский федеральный округ



Курганская область





11 280 (с учетом районного коэффициента 15% не менее 12 837,45 руб.)



Соглашение о размере минимальной заработной платы в Курганской области от 23.04.2018 № 8/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Свердловская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Тюменская область






на эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями



Дополнительное соглашение от 23.03.2018 к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Тюменской области от 30.04.2014, ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ханты-Мансийский автономный округ – Югра






Итоговая сумма должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в округе (11 280)



Трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 31.03.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Челябинская область







Обращение первого заместителя губернатора Челябинской области к работодателям Челябинской области о минимальной заработной плате в Челябинской области с 01.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Ямало-Ненецкий автономный округ






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе за II квартал предыдущего года (11 280)



Региональное трехстороннее соглашение «О минимальной заработной плате в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.12.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Сибирский федеральный округ



Алтайский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Забайкальский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Иркутская область







ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Кемеровская область





Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения области3 (11 280)



Кузбасское региональное соглашение между федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, коллегией администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2016–2018 годы от 25.01.2016; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Красноярский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Новосибирская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Омская область





От 11 280 до 11 463


На эту сумму начисляется районный коэффициент, установленный в области



Дополнительное соглашение от 30.04.2018 № 44-ДС; Региональное соглашение «О минимальной заработной плате в Омской области» от 26.12.2018 № 111-РС; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Алтай







Региональное соглашение о минимальном размере заработной платы в Республике Алтай от 24.04.201813; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Бурятия






На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (11 280)



Региональное соглашение между Правительством Республики Бурятия, союзом «Объединение организаций профсоюзов Республики Бурятия» и союзами работодателей Республики Бурятия от 14.03.2018 № 01.08-010-45/18; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Тыва





От 11 280 до 12 000



Региональное соглашение Правительства Республики Тыва, Территориального объединения «Федерация профсоюзов Республики Тыва», Объединения работодателей Республики Тыва от 29.05.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Хакасия







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Томская область






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях



Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области на 2018 год; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Дальневосточный федеральный округ



Амурская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Еврейская автономная область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Камчатский край






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки



Дополнительное соглашение от 10.04.2018 № 2 к Региональному соглашению «О минимальной заработной плате в Камчатском крае» на 2018 год; Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Камчатском крае на 2018 год от 29.09.2018; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Приморский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Магаданская область






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера



Соглашение о внесении изменений в Соглашение на 2018–2020 годы от 29.01.2018; Соглашение правительства Магаданской области от 23.05.2018 № 2; ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Республика Саха (Якутия)






на эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера



Соглашение от 27.12.2018 о признании утратившим силу Республиканского (регионального) соглашения о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» от 27.06.2018;


ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ


В республике действует Дополнительное соглашение от 27.12.2018 к Республиканскому (региональному) соглашению о взаимодействии в области социально-трудовых отношений в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), федерацией профсоюзов Республики Саха (Якутия) и региональным объединением работодателей «Союз товаропроизводителей Республики Саха (Якутия)» на 2018–2019 годы от 26.04.2018 Работодатели, которые присоединились к этому соглашению, должны платить работникам зарплату в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Республике Саха (Якутия) за III квартал предыдущего года



Сахалинская область







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Хабаровский край







Ст. 1 Закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ



Чукотский автономный округ








Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме