Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам. Кассационное представление прокурора Кассационное представление прокурора приносится в суд

В любом деле общественной значимости необходимо соблюдать, прежде всего, законность выполняемых действий. Это касается непосредственно и уголовного процесса, так как именно в этот период очень легко нарушить права и свободы человека не только того, кто привлекается за преступление, но и того, кто является свидетелем или потерпевшим.

За исполнением законности каждого действия сотрудников следственного отдела полиции или отдела дознания наблюдает прокурор.

Функции прокурора

Прокурор отличается по своим функциям от других граждан и должностных лиц в уголовном процессе. Для него в законодательстве («ФЗ «О прокуратуре», в УПК РФ) предусмотрены специальные статьи и положения, согласно которым он несет ответственность за соблюдением законности проводимых процессуальных действий. Государственный обвинитель при этом выполняет только контролирующую функцию и ни в коем случае не должен сам участвовать в проведении следственных действий.

Прокурор, согласно УПК РФ, может только давать письменные или устные указания на осуществление каких-либо действий, а также имеет право беспрепятственно проверять материалы дела, соответствие проводимых действий сотрудниками следствия или дознания, нормам уголовно-процессуального кодекса.

Прокурор сам не исполняет никакой процессуальной функции и не может прямо вмешиваться в дела следователей или дознавателей.

Представление

В суде прокурор является государственным обвинителем, выполняя свои основные функции – соблюдение законности. В том случае, если были существенно нарушены права сторон или законодательные нормы, и прокурор увидел это, он может вынести представление.

Представление прокурора - это акт реагирования прокурора на нарушение законодательства, вносимый в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать такие дела.

Документ состоит из нескольких частей, а именно: вводная, описательная и резолютивная.

Представление прокурора – образец того, что государственный обвинитель может не только ходатайствовать о назначении наказания, как привыкли думать многие, но и следить за соблюдением законности в любой сфере общественной жизни.

Апелляция

После того как в суде первой инстанции был вынесен приговор, прокурор имеет полномочия обжаловать решение суда, которое еще не имеет законной силы, то есть он обладает такими же правами, как и другие участники уголовного процесса.

Обжалование (апелляционное представление прокурора) может использоваться в том случае, если первоначально в суде не были представлены доказательства, относящие к делу, не были вызваны заявленные свидетели, а также отклонены значимые ходатайства. Сама суть дела при этом не имеет значения, и представление прокурора по уголовному делу содержит только лишь описание нарушенных уголовно-процессуальных норм закона.

Необходимо отметить, что доказательства или свидетели могут быть приняты только в том случае, если они были заявлены ранее в суде первой инстанции, но не были приняты. Данное правило распространяется не только на представление прокурора, но и на все жалобы в апелляционную инстанцию.

Прокурор может обжаловать приговоры судов, включая приговоры Судебной коллегии по уголовным делам, и приговоры по военным делам Верховного Суда РФ.

Сроки по апелляции

На то, чтобы вынести апелляционное представление прокурора, дается 10 суток со дня вынесения приговора в суде первой инстанции. При пропуске этого срока государственному обвинителю возвращается представление, но он может ходатайствовать о восстановлении пропущенных сроков, указав при этом те уважительные причины, из-за которых этот период был пропущен.

В течение 14 дней со дня вынесения представления орган, в который был направлен данный документ, должен принять решение. В случае положительного ответа о рассмотрении документа прокурор также участвует в процессе, заявляя ходатайства и предъявляя доказательства.

Необходимо отметить важность участия прокурора в апелляционном суде. Он должен присутствовать для того, чтобы процесс осуществлялся по закону, не ущемляя права и свободы граждан, то есть применялся принцип состязательности.

Кассация

Кассационное представление прокурора несколько отличается от апелляционного, однако несет в себе такую же смысловую нагрузку. Отличие состоит в том, что апелляционное представление подается на решение мировых судей, кассационное – всех остальных.

В данном документе точно так же описываются все нарушения уголовно-процессуальных норм, если они были допущены в суде на первых этапах рассмотрения по делу. Должны быть указания, какие именно статьи были применены неправильно, что повлекло за собой нарушение прав одной из сторон, участвующих в деле.

Кроме того, апелляционное представление прокурора, так же как и кассационное, содержит в себе решение вопроса о применении кодекса в правильном варианте. Сроки подачи представления и действия при их пропуске – 10 суток со дня вынесения приговора, или ходатайство о восстановлении пропущенного периода.

Если прокурор после внесения представления решил отказаться от данного действия, он вправе отозвать документ.

Надзорное представление

В том случае, когда уже произведено заседание суда, но кассационное представление прокурора не удовлетворено, он может обжаловать решение в надзорном порядке.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре», прокурор имеет право потребовать любое дело в канцелярии суда, даже по которому сроки подачи жалобы или представления пропущены, и обжаловать его в порядке надзора. Если обжалование таких дел не входит в компетенцию данного прокурора, он может обратиться с письменной просьбой о том, чтобы было вынесено надзорное представление прокурора к вышестоящему государственному обвинителю.

По закону обжалование в надзорном порядке носит особенный процессуальный статус. Именно поэтому в законодательстве предусмотрены суды, которые имеют право рассматривать такие представления. Согласно статье 403 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, надзорные представления могут приносить прокурор субъекта или Генеральный прокурор РФ.

Ответ прокурору

Ответ на представление прокурора в надзорном порядке может быть как положительный, так и отрицательный. При положительном ответе дело рассматривается, и выносится определенное постановление, например, отменить решение суда, в котором рассматривалось дело. В этом случае материалы направляют на доследование при необходимости, или выносят оправдательный приговор.

Если ответ суда отрицательный, то дальнейшее обжалование происходит в следующем порядке: определения президиумов судов субъектов РФ или Судебной коллегии по уголовным делам может быть обжаловано в порядке надзора, как указано ранее. Постановления Президиума Верховного Суда РФ обжалованию не подлежат, за исключением случаев выявления новых обстоятельств.

Представление об устранении нарушений

Кроме представления, которое вносится в суд и содержит совокупность нарушенных норм, существует также представление прокурора об устранении нарушений. Предметом данного документа могут являться нарушения норм закона в различных областях общественной деятельности и содержать в себе требования привлечения какого-либо лица (или лиц) к материальной или дисциплинарной ответственности. Ответ на представление должен быть отправлен в письменном виде прокурору, который внес документ на рассмотрение компетентному органу.

Классификация представлений

Стоит также выделить, на основании вышеизложенного, что существует неузаконенная классификация для такого вида документов, как представление, внесенное прокурором. Выделяют надзорные и ненадзорные представления.

Ненадзорными документами как раз являются те, которые приносят в судебную канцелярию – апелляционное, кассационное и в порядке надзора.

Надзорные представления связаны с непосредственной функцией прокурора в осуществлении надзора и выявлении фактов нарушения законов. Это касается в первую очередь должностных лиц, занятых на государственной службе.

Жалоба на представление

На любое представление прокурора, если дело касается физических или юридических лиц, и рассматривается в суде, можно подать жалобу.

В том случае, если прокурор не соглашается с постановлением или решением суда и просит ужесточить меру наказания или увеличить штраф уже осужденному лицу, этот человек имеет право подать жалобу в тот же суд, что и прокурор – апелляционной или кассационной инстанции. В любом случае осужденный может привести возражения, которые базируются только на нормах закона, в письменном варианте, самостоятельно или при помощи третьих лиц.

Протест и представление

В действующем законодательстве протест и представление определены в разных статьях, однако все чаще используется именно второй термин, хотя функции данных документов различны. Чтобы не запутаться в многообразии процессуальных документов, которые прокурор может вносить и заявлять, необходимо точно установить значение этих терминов.

Представление, как уже было сказано ранее, это акт реагирования прокурора на нарушения. В судебных заседаниях стали применять это понятие намного чаще. Протест предусматривает решительное несогласие с чем-либо. А такой подход считался бы неуважением к суду. Поэтому термин представление - как более демократичный - стал применяться в большинстве случаев.

Однако если протест – это заявление о нарушении какой-то одной нормы закона, то представление, внесенное прокурором – комплексный документ. Его предметом являются несколько нарушений положений в законодательстве, которые необходимо устранить, или привлечь к ответственности определенных лиц.

Необходимо также отметить, что все эти документы должны рассматриваться вне зависимости от того, какое решение планируется принять. Недопустимо озвучить прокурору отказ о принятии мер по устранению нарушений, если на это нет оснований.

Информация, которую должно содержать каждое представление прокурора, довольно характерна для судебного постановления. Однако необходимость внесения сведений определяется практической значимостью данного документа:

  1. Наименование суда.
  2. Наименование лица, подающего представление (прокурор) и процессуальное положение (государственный обвинитель).
  3. Указание, какое именно решение суда обжалуется или с каким не согласен прокурор.
  4. Требования прокурора.
  5. Причины, по которым обвинитель считает, что решение неверное.
  6. Список документов и доказательств, которые могут быть приложены к представлению.

Как выглядит представление прокурора (образец приведен в качестве примера) на устранение нарушений в уголовно-исполнительном законодательстве, можно посмотреть на фото, расположенном ниже.

Таким образом, прокурор, выполняя свои прямые обязанности, не только должен выявлять факты неправильного применения закона или нарушение его норм, но и обязан требовать любую информацию, относящуюся к делу, и давать указания для устранения нарушения.

С изменениями в уголовно-процессуальном кодексе, которые произошли сначала в 2007-м, а затем и в 2014 году, прокурор был несколько ограничен в своих полномочиях, однако это дало ему право занять позицию наблюдателя и стать при этом незаинтересованной стороной в любом деле.

  • 33. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности
  • 34. Задачи и направления деятельности коллегий, создаваемых в органах прокуратуры
  • Пример: Регламент коллегии прокуратуры Оренбургской области(он делан на основе Регламента ген. Прокуратуры)
  • 2.Планирование работы коллегии
  • 3.Подготовка материалов к заседанию
  • 4.Проведение заседаний коллегии
  • 5.Оформление документов коллегии
  • 6.Исполнение решений коллегии
  • 35. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов
  • 36. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 37. Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля
  • 38. Основания и методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях
  • 39. Акты прокурорского наздора и требования, предъявляемые к ним.
  • 40. Внесение прокурором представлений об устранении нарушений законов
  • 41. Возбуждение прокурором производства об административном правонарушении
  • 42. Инициирование прокурором возбуждения уголовного дела по результатам проверки, проведённой в рамках надзора за исполнением законов
  • 43. Объявление прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона.
  • 44. Принятие прокурором мер по возмещению ущерба, причиненного нарушениями закона.
  • 45. Прокурорский надзор за законностью правовых актов: понятие и задачи.
  • 46. Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.
  • 47. Методика проведения проверок законности содержания лиц, арестованных в административном порядке. Меры, применяемые прокурором по выявленным нарушениям закона.
  • 48. Сущность прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Предмет надзора.
  • 49. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и правовые средства.
  • 50. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
  • 51. Надзор прокурора за исполнением законов при возбуждении уго­ловных дел.
  • 52. Прокурорский надзор за исполнением законов при задержании граждан по подозрению в совершении преступления. Меры, принимаемые прокурором по фактам выявленных нарушений законности.
  • 53. Надзор прокурора за законностью приостановления следствия по уголовным делам и окончанием предварительного следствия.?????????????????
  • 54. Надзор прокурора за исполнением законов при привлечении в ка­честве обвиняемого и применении мер пресечения.
  • 55.Основные средства прокурорского реагирования на выявленные факты неисполнения закона в ходе расследования уголовного дела. ??????????????????????
  • 56. Действия прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением.
  • 57. Понятие, задачи и пределы прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 58. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности.
  • 59. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими наказание.
  • 60. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера.
  • 61. Надзор прокурора за соблюдением требований режима и условий содержания осужденных и задержанных по подозрению в совершении преступлений.???
  • 62. Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов исполняющих наказания не связанные с лишением свободы.
  • 63. Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением осужденных.
  • 64. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами.
  • 65. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнени­ем законов судебными приставами.
  • 66.Правовые основы участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Задачи и полномочия прокурора.
  • 67. Основания и порядок участия прокурора в предварительном слушании уголовного дела судом.
  • 68. Поддержание прокурором государственного обвинения в суде. Структура обвинительной речи прокурора.
  • 70. Особенности участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных.
  • 71. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по уголовным делам.
  • 72. Обжалование прокурором незаконных и необоснованных решений суда по уголовным делам в надзорном порядке.
  • 73. Формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве.
  • 74. Процессуальное положение прокурора участвующего в рассмотрении судами гражданских дел.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.
  • 77. Формы участия прокурора в арбитражном процессе, его процессуальное положение и полномочия.
  • 78. Основания направления прокурором апелляционных и кассаци­онных жалоб на незаконные и необоснованные решения арбитражных судов.
  • 76. Принесение прокурором кассационных и частных представлений на незаконные и необоснованные решения судов по гражданским делам.

    В суде второй инстанции прокурор принимает участие в апелляционном и кассационном производстве. На основании ст. 320 ГПК РФ на решение мирового судьи прокурор, участвующий в деле, может принести апелляционное представление. Статья 331 предусматривает также, что на определение мирового судьи прокурор может принести представление в районных судах в случаях, предусмотренных ГПК РФ, либо если это определение исключает возможность дальнейшего движения дела. Рассмотрение дела судом апелляционной инстанции проводится по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 336 ГПК РФ на решения всех судов Российской Федерации, принятые в первой инстанции, за исключением решений мировых судей прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление.

    Если прокурор по каким-либо причинам реально не участвовал в суде первой инстанции, хотя и должен был участвовать в силу ст. 45 ГПК РФ, он в соответствии со ст. 34 и 35 ГПК РФ является лицом, участвующим в деле, и вправе обжаловать судебное постановление по этому делу путем принесения апелляционных и кассационных представлений. Условия и порядок подачи апелляционных и кассационных представлений оговорены в гл. 39 и 40 ГПК РФ. Статья 350 предусматривает, что судебное заседание в суде кассационной инстанции проводится по правилам ГПК РФ, установленным для проведения судебного заседания в суде первой инстанции, и с учетом правил, изложенных в гл. 40 ГПК РФ. Из смысла норм гл. 40 ГПК РФ следует, что в су-

    дебном заседании в кассационной инстанции должен участвовать прокурор, участвующий в деле и принесший касса12.5. Участие прокурора в рассмотрении... гражданских дел 331 ционное представление. Однако к требованиям ст. 336, 357 и 359 ГПК РФ об участии прокурора в суде кассационной инстанции нужно подходить с учетом положений ст. 34, 35 и 45 ГПК РФ в их взаимосвязи. Необходимо обратить внимание на то, что в случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании кассационной инстанции принимает участие:

    -≫ должностное лицо органов прокуратуры по поручению прокурора республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде;

    -> должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам, Военной коллегии и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ.

    Из смысла ст. 359 ГПК РФ следует, что в случае, если в суде кассационной инстанции проводятся судебные прения, первым выступает прокурор, принесший кассационное представление. Если прокурор участвует в суде кассационной инстанции по кассационной жалобе других лиц, а сам он кассационное представление не приносил, первым выступает лицо, подавшее кассационную жалобу. Системное толкование ст. 350 и ч. 3 ст. 45 ГПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что, даже если прокурор не

    принимал участия в судебном процессе в суде первой инстанции по делам, перечисленным в ч. 3 ст. 45, он вправе вступить в процесс и дать заключение по делу и судебном заседании кассационной инстанции.

    Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 371 и 372 ГПК РФ на определения суда первой инстанции, за исключением определений мировых судей, в течение 10 дней со дня их вынесения прокурором может быть принесено представление в суд кассационной инстанции. В целях выполнения установленных законом задач прокурорам, принимающим участие в судебных заседаниях, следует активно использовать возможности, предоставленные для этого ГПК РФ.__

    Кассационное производство , также кассация (лат. cassatio «отмена, уничтожение») - процессуальная деятельность в праве, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, вступивших в законную силу. В России осуществляется в соответствии с уголовным процессуальным , гражданским процессуальным , арбитражным процессуальным и кодексом административного судопроизводства Российской Федерации .

    Современная кассация зародилась во Франции и здесь получила своё наиболее законченное развитие. В XVI веке существует уже специальная жалоба Королевскому совету на contrariétés et nullités (противоречивость и недействительность, ничтожность) судебных решений. По ордонансу 1667 года кассация определяется как порядок отмены решений, нарушающих ордонансы и эдикты . Право кассации было атрибутом королевской власти и составляло функцию отделения Королевского совета (conseil des parties ) .

    Для обжалования постановления суда в кассационном порядке лицо, участвующее в деле, должно подать кассационную жалобу , - если инициатор обжалования прокурор, то кассационное представление - непосредственно в суд кассационной инстанции.

    Российское кассационное производство

    В уголовном процессе

    В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций. Правом на подачу кассационной жалобы обладают осуждённый , оправданный , их защитники и законные представители, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор , потерпевший и его представитель. Также в части гражданского иска правом на подачу жалобы обладают гражданский истец и его представитель.

    Кассационные жалобы и представления рассматриваются кассационным судом общей юрисдикции или Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации , в зависимости от того, кем было принято обжалуемое судебное решение. В системе военного уголовного судопроизводства применяется особый порядок кассационного производства.

    Жалоба на приговор ранее подавалась в течение года после провозглашения приговора, а содержащимся под стражей - в тот же срок с момента вручения копии приговора. Теперь предельный срок кассационного обжалования устранен.

    В ходе кассационного производства вышестоящий суд проверяет законность приговора и иного судебного решения. Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

    • существенные нарушения уголовного закона;
    • существенные нарушения уголовно-процессуального закона;
    • данные, свидетельствующие о несоблюдении лицом условий и невыполнении им обязательств, предусмотренных досудебным соглашением о сотрудничестве

    вправе отменить приговор, с последующим прекращением дела или направлением дела на новое рассмотрение или изменить приговор. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

    В гражданском процессе

    В российском гражданском процессе кассационная инстанция является третьей инстанцией (после судов, рассматривающих дело в первой инстанции, и апелляционной инстанции . Обе эти ступени правосудия рассматривают дело по существу ). В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на любые вступившие в законную силу постановления любых судов, кроме постановлений Верховного Суда Российской Федерации.

    Для подачи кассационной жалобы (представления) у лица, участвующего в деле, есть 3 месяца с момента вступления в силу обжалуемого постановления.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    Современные цивилисты -практики не возлагают больших надежд на данную инстанцию, но надеются на исправление ситуации. Кассационная инстанция фактически новая, как и орган, в котором она рассматривается - кассационный суд.

    В арбитражном процессе

    По общему правилу в кассационном порядке рассматриваются жалобы вступившие в законную силу решения судов первой инстанции, при условии, если они были обжалованы и рассмотрены в арбитражном апелляционном суде , а также на постановления арбитражных апелляционных судов. Правом на подачу кассационной жалобы обладают стороны и иные лица, участвующие в деле.

    Кассационные жалобы рассматриваются арбитражными судами арбитражных округов.

    Кассационные жалобы подаются в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

    Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы; проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Суд также, вне зависимости от доводов, проверяет соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых решений.

    Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

    • несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и имеющимся в деле доказательствам;
    • нарушение либо неправильное применение норм материального права;
    • нарушение либо неправильное применение норм процессуального права;

    вправе отменить решение, с последующим прекращением дела, оставлением его без рассмотрения или направлением дела на новое рассмотрение (причём в отдельных случаях, в другой суд) или изменить или отменить решение суда, без направления его на новое рассмотрение. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

    На судебное постановление, вступившее в законную силу, за исключением судебных постановлений ВС РФ, прокурором, участвовавшим в деле, в течение шести месяцев со дня вступления постановления в законную силу, при условии, что уже были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (апелляционное обжалование), может быть подано кассационное представление (ст. 376 ГПК РФ).

    С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного постановления вправе обратиться Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд кассационной инстанции, а прокурор областного уровня, военного округа (флота) – соответственно в президиум областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда (ч. 3 ст. 377 ГПК РФ).

    Кассационное представление прокурора подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле (к которым, как мы знаем, согласно ст. 34 ГПК РФ относятся стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений), непосредственно в суд кассационной инстанции и должно содержать:

    • 1) наименование суда, в который оно подается;
    • 2) наименование прокуратуры, должность, классный чин, фамилию, имя, отчество прокурора, подающего представление;
    • 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
    • 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
    • 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;
    • 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;
    • 7) просьбу лица, подающего представление (ст. 378 ГПК РФ).

    К кассационному представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

    В связи с тем, что прокурор согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ не несет обязанности по уплате судебных расходов, кассационное представление прокурора, также, как и апелляционное представление, государственной пошлиной не оплачивается.

    Как справедливо отмечает О. В. Николайченко, в настоящий момент отсутствует легальное определение существенных нарушений норм материального права или норм процессуального права. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что такие нарушения являются следствием неправильного применения и толкования норм материального права или норм процессуального права судами и, как следствие этого, – приводящие к неправильному разрешению дела .

    Кассационное представление прокурора согласно ст. 377 ГПК РФ подается:

    • 1) в президиум областного и приравненного к нему суда – на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей;
    • 2) в президиум окружного (флотского) военного суда – на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов;
    • 3) в Судебную коллегию по административным делам ВС РФ, Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ – на постановления президиумов областных и приравненных к ним судов; на апелляционные определения областных и приравненных к ним судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум областного и приравненного к нему суда;
    • 4) в Военную коллегию ВС РФ – на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

    В случае если прокурор ходатайствует об отзыве кассационного представления, то согласно ст. 379.1 ГПК РФ оно должно быть возвращено без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд кассационной инстанции.

    В суде кассационной инстанции, по общему правилу, кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий одного месяца, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий двух месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в суд кассационной инстанции.

    В ВС РФ кассационное представление рассматривается в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев, если дело было истребовано, не считая времени со дня истребования дела до дня его поступления в ВС РФ. Кроме того, Председатель ВС РФ, его заместитель в случае истребования дела с учетом его сложности могут продлить срок рассмотрения кассационного представления, по не более чем на два месяца (ст. 382 ГПК РФ).

    В случае истребования дела судья вправе вынести определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции при наличии просьбы об этом в кассационном представлении или ином ходатайстве (ч. 1 ст. 381 ГПК РФ).

    Суд кассационной инстанции направляет прокурору, а также иным лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационного представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационного представления. Время рассмотрения кассационного представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание. Неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения кассационного представления с делом, не препятствует их рассмотрению (ст. 385 ГПК РФ).

    В судебном заседании суда кассационной инстанции принимают участие прокурор, подавший кассационное представление, лица, участвующие в деле, их представители, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением. Первым объяснение дает лицо, подавшее кассационные жалобу, представление.

    Если прокурор участвует в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, то непосредственно в судебном заседании согласно ч. 4 ст. 386 ГПК РФ принимает участие:

    • 1) в президиуме областного и приравненного к нему суда, окружного (флотского) военного суда – прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель;
    • 2) в Судебной коллегии по административным делам ВС РФ, Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и Военной коллегии ВС РФ – должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ.

    При рассмотрении кассационного представления с делом в кассационном порядке все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела и против его пересмотра, кассационное представление считается отклоненным (ч. 8 ст. 386 ГПК РФ).

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГИК РФ).

    При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационного представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2–3 ст. 390 ГПК РФ).

    Согласно ст. 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационное представление с делом, вправе:

    • 1) оставить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационное представление без удовлетворения;
    • 2) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела па новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
    • 3) отменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
    • 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
    • 5) отменить либо изменить постановление суда первой, апелляционной или кассационной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
    • 6) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных ст. 379.1 ГПК РФ.
  • 5. Законодательное регулирование деятельности прокуратуры. Закон «о прокуратуре Российской Федерации». Структура, содержание
  • 7. Социальная и правовая защита работников прокуратуры.
  • 8. Надзор за исполнением законов («общий надзор»). Предмет надзора.
  • 9. Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов («общего надзора»).
  • 10. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Основания прокурорского вмешательства.
  • 11. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
  • 12. Прокурорский надзор за органами дознания. Полномочия прокурора.
  • 13. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия. Полномочия прокурора
  • 14. Полномочия прокурора при особом порядке судебного разбирательства уголовных дел.
  • 15. Надзор за законностью применения мер пресечения в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 16. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля в досудебных стадиях уголовного процесса
  • 17. Надзор за исполнением законов администрациями мест содержания заключенных под стражу и осужденных лиц.
  • 18. Предъявление и поддержание прокурором гражданского иска в гражданском судопроизводстве. Процессуальный статус прокурора.
  • 19. Участие прокурора в гражданском процессе, начатом иными лицами. Основания вступления в процесс.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.
  • 21. Надзорное представление прокурора в уголовном судопроизводстве. Основания принесения
  • 22. Участие прокурора в арбитражном процессе. Основания и формы участия.
  • 23. Особенности поддержания обвинения в суде присяжных.
  • 24. Координационная деятельность прокуратуры в сфере борьбы с преступностью. Направления, формы.
  • 25. Прокурорский надзор в сфере административно-правового регулирования.
  • 26. Порядок рассмотрения в органах прокуратуры обращений и заявлений граждан. Особенности рассмотрения жалоб в уголовном судопроизводстве.
  • 27. Место прокуратуры в системе органов государственной власти
  • 28. Акты прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов
  • 29. Надзор за законностью задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
  • 30. Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовных дел.
  • 31. Исторические этапы развития прокуратуры России. Типология деятельности прокуратуры.
  • 32. Надзор прокурора за обеспечением права подозреваемого и обвиняемого на защиту.
  • 33. Надзор прокурора за обеспечением допустимости доказательств при расследовании уголовных дел
  • 34. Надзор в стадии возобновления уголовных дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
  • 35. Надзор за законностью правовых актов. Формы обращения прокурора в Конституционный Суд рф.
  • 36. Антикоррупционная экспертиза прокурором нормативных правовых актов.
  • 37. Полномочия прокурора при возбуждении ходатайства о соглашении о сотрудничестве в уголовном судопроизводстве.
  • 38. Участие прокурора в суде первой инстанции по уголовным делам.
  • 39. Работа а.Ф.Кони «Приемы и задачи прокуратуры». Тип русского обвинителя.
  • 40. Речь государственного обвинителя в суде по уголовным делам. Структура выступления в прениях.
  • 41. Прокурорский надзор за законностью приостановления предварительного следствия.
  • 42. Кассационное представление прокурора по гражданским делам.
  • 43. Полномочия прокурора по гражданским делам в стадии надзора.
  • 44. Апелляционное представление прокурора по уголовным делам. Основания принесения.
  • 45. Полномочия прокурора при производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан.
  • 46. Обеспечение прокурором прав участников предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
  • 20. Кассационное представление прокурора по уголовным делам.

    В кассационном порядке прокурор приносит представления на не вступившие в законную силу приговоры суда первой инстанции и приговоры (постановления) суда апелляционной инстанции. Принесение кассационного представления является не только правом, но и обязанностью прокурора. Представление может быть подано также на определение суда первой инстанции и постановление судьи по уголовному делу.

    При подготовке кассационного представления прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Кассационное представление прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Прокурор вправе приобщить к представлению дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведенных в нем доводов, однако они не должны быть подано следствием в период после постановления приговора.

    Кассационное представление подается в вышестоящий суд, что является вполне объяснимым. Объективную, а главное беспристрастную, оценку требований прокурора, очевидно, трудно ждать от суда, которым был вынесен незаконный, по мнению прокурора, приговор.

    Представление может быть отозвано до начала рассмотрения дела в кассационной инстанции.

    С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться:

    1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители - в любой суд кассационной инстанции;

    2) прокурор субъекта Российской Федерации, приравненный к нему военный прокурор и их заместители - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

    3. Судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение одного года со дня его вступления в законную силу. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен в порядке, предусмотренном статьей 389.5 настоящего Кодекса.

    Статья 401.3. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

    1. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью второй настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение.

    2. Кассационные жалоба, представление подаются на:

    1) приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, апелляционные определения, а также промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, - соответственно в президиум верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

    2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они являлись предметом рассмотрения президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации в апелляционном порядке; постановления президиума верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа - в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

    3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, апелляционное определение окружного (флотского) военного суда - в президиум окружного (флотского) военного суда;



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме