Презентация география 9 кл химическая промышленность. Химическая промышленность России (конспект)
Вопросы и задания
1. Составьте 3 вопроса к одноклассникам о факторах размещения химической промышленности.
1) Влияние какого дополнительного фактора размещения растет в последние годы?
2) Какие особенности химической промышленности ограничивают повсеместность ее размещения?
3) К районам добычи и переработки каких ресурсов тяготеет современная химическая промышленность?
3. Приведите конкретные примеры: 1) неблагоприятного влияния химической промышленности на окружающую среду; 2) использования химических технологий для борьбы с загрязнением окружающей среды. Какими источниками информации вы воспользовались?
1. Химическое загрязнение - один из старейших видов загрязнения окружающей среды, с которым сталкивался человек. Включает минеральные и органические вещества. Различают разрушаемые и стойкие химические загрязнители. Последние особо опасны, так как могут накапливаться в биосфере. Наличие стойких загрязнителей объясняется тем, что человек синтезировал новые вещества и даже классы веществ, которые ранее отсутствовали в биосфере, а следовательно, в природе отсутствуют естественные пути утилизации этих веществ. Примером чрезвычайно стойкого загрязнителя является инсектицид ДДТ: несмотря на то, что его не применяют уже несколько десятков лет, ДДТ обнаруживает в крови животных, обитающих в самых удаленных уголках земного шара, где этот ядохимикат никогда не применялся.
2. Путем существенного уменьшения загрязнения окружающей среды с помощью химии являются малоотходные технологии. В настоящее время создаются малоотходные производства, в которых выбросы вредных веществ не превышают предельно допустимых концентраций (ПДК), а отходы не приводят к необратимым изменениям природы. Используется комплексная переработка сырья, совмещение нескольких производств, применение твердых отходов для изготовления строительных материалов.
Создаются новые технологии и материалы, экологически чистые виды топлива, новые источники энергии, снижающие загрязнение окружающей среды.
Источники информации: Человек и среда его обитания. Хрестоматия. Под ред. Г.В.Лисичкина и Н.Н.Чернова. М., Мир, 2003
Интернет сайт http://genius-people.narod.ru/appl1.html
4. Какие предприятия химической промышленности есть в вашем субъекте Федерации? Какие факторы легли в основу их размещения?
Предприятия химической области Челябинской области ориентированы на производство лакокрасочных материалов, изделий из пластмассы, полимерных пленок. Ведущими предприятиями химической промышленности являются: ОАО «Челак» (Челябинский лакокрасочный завод); ФГУП «Копейский завод пластмасс»; ЗАО «Альфа-Пластик» (г. Челябинск); ОАО «Ашинский химический завод»; ЗАО «Поликом».
Химическая промышленность комбинируется на основе чёрной и цветной металлургии (Челябинск, Магнитогорск, Кыштым).
Экспортная деятельность в значительной степени определяет функционирование многих химических и нефтехимических компаний округа. В последние годы за рубеж поставляется около 50 % произведенных химикатов.
Данная разработка рассчитана на обучающихся девятых классов и предназначена для учителей географии, может быть интересна родителям и всеми, кого интересуют проблемы своей страны.
Химическая промышленность России
Цели урока:Образовательная: изучить особенности химической промышленности, показать ее значение в экономике России, раскрыть особенности размещения химической промышленности.
Развивающая: развивать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать мысли;
Воспитательная: воспитать у учащихся умение работать в коллективе, ответственное отношение к выполнению полученных заданий.
Опорные знания и умения: природные ресурсы, калийная соль, шины, пластмасс, каучук, апатиты, серная кислота.
Новые знания: химическая промышленность, состав, место и значение в народном хозяйстве, связь с другими межотраслевыми комплексами. Главные факторы размещения предприятий, их изменение под влиянием НТР.
Новые умения: Уметь составлять характеристику основных баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.
Методы обучения: репродуктивный.
Форма проведения: комбинированный тип урока.
Средства обучения: Карта "Химическая промышленность", коллекция "Химическое сырье".
Ход урока
Деятельность учителя (Деятельность учащихся)I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы с вами изучили тему "Цветная металлургия". Давайте вспомним:
-На какие группы подразделяют цветные металлы?
-Назовите основные металлургические базы тяжелых цветных металлов?
-Где в Росси плавится основная часть алюминия?
-Назовите основные районы добычи золота в России?
III. Изучение нового материала.
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с химико-лесным комплексом, а точнее с химической промышленностью. В работе над этой темой вам поможет учебник и модуль (инструкция). Слушают учителя. Отвечают на вопросы.
-Тяжелые (медь, цинк, свинец, олово, никель); легкие (алюминий, магний, титан); благородные (золото, платина, серебро и др.); редкоземельные (цирконий, селен, германий)
- Уральская- заводы в Карабаше, Медногорске, Ревде, Пышме и др.
-В Восточной Сибири.
Магаданская область, Красноярский край, Якутия, Иркутская область.
Записывают число и тему урока в тетрадь.
Класс делится на группы по 4 человека, каждая группа получает модуль.
Модуль.
Шаг № 1.
-Дополните фразу:
" Химико-лесной комплекс слагается_________отраслями - ____________и____________промышленностью."
"Ведущая среди них-_____________ промышленность."
"Химизация - это широкое применение _________________ и _________ во всех хозяйственных отраслях."
Шаг № 2.
- Выявите три особенности химической промышленности.
Шаг № 3.
-Работая с текстом учебника (стр. 145-148 рис.47, табл.33, карта атласа "Химическая промышленность"), заполните таблицу "Химическая промышленность".
Отрасль Продукция Факторы размещения Центры
1. Горно-химическая.
2. Основная химия.
3. Химия органического синтеза.
Шаг № 4.
- Выпишите основные базы химической промышленности России.
- Работая с картой, рис.48, стр.149 и текстом учебника определите:
Какое сырье имеет данная база?
Какие отрасли здесь представлены?
Какие проблемы имеет база?
(Каждый ученик работает с одной химической базой, а затем в группе обсуждаются результаты).
Шаг № 5.
-Проверьте, как вы поняли материал урока. Для этого выполните тестовое задание:
1. Главными районами по производству минеральных удобрений в России является:
А) Урал;
Б) Урал и Восточная Сибирь;
В) Урал, Восточная Сибирь и Центральная Россия;
2. Из отраслей химической промышленности на сырье ориентировано производство:
А) калийных удобрений;
Б) серной кислоты;
В) пластмасс;
3. Из продукции химической промышленности наибольшее отставание России от развитых стран отмечается в производстве:
А) серной кислоты;
Б) полимеров;
В) минеральных удобрений;
4. Более энерго- и водоемким является производство:
А)пластмасс, химических волокон;
Б) серной кислоты и удобрений;
5. Главными районами производства полимерных материалов в России является:
А) Европейский Север и Центральная Россия;
Б) Центральная Россия и Поволжье;
В) Поволжье и Европейский Север;
IV. Домашнее задание.
Параграфы 28-29.
Скачать Конспект урока географии, 9 класс. Химическая промышленность России
Слайд 2
Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
Цель урока:
Слайд 3
Химическая промышленность России
Слайд 4
Химико – лесной комплекс Химическая Лесная промышленность промышленность
Слайд 5
Химизация – широкое применение технологий и химических материалов во всех хозяйственных отраслях.
По учебнику « География. Население и хозяйство» для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?
Слайд 6
Задание №1:
Химическая промышленность отличается от других отраслей рядом особенностей. Самостоятельно работая с текстом учебника стр.33, выявите 3 особенности химической промышленности.
Слайд 7
Правильные ответы:
1.Химическая промышленность создает новые материалы с заданными свойствами, которые позволяют экономить сырье и труд людей. 2.Химическая промышленность имеет обширную сырьевую базу (п/и, вода, воздух, древесина). Один продукт можно получить из разных видов сырья. 3.Химическая промышленность дает возможность комплексной переработки сырья и получения разнообразной продукции.
Слайд 8
Тренируем зрение.Зарядка для глаз
Слайд 9
Задание №2. Определение факторов размещения предприятий и их географии.
Работа с текстом учебника стр.35-36, рис9, табл.6, карта атласа «Химическая промышленность». Заполните таблицу.
Слайд 10
Правильный ответ:
Слайд 11
Основные базы химической промышленности России:
1.Северо-Европейская 2.Центральная 3.Урало-Поволжская 4.Сибирская
Слайд 12
Задания для закрепления темы:
Разбейтегорода А) Череповец, Б) Кемерово, В) Ангарск, Г) Липецк, Д) Соликамск, Е) Брянск, Ж) Дзержинск, З) Тольятти, И) Воскресенск,К) Великий Новгород - на группы в зависимости от их производства минеральных удобрений: 1.комплексные 2.азотные 3.калийные 4.фосфорные
Установите соответствие 1. Военно-промышленный комплекс А) Переход военного производства на выпуск гражданской продукции. 2. Мелитаризация Б) Увеличение производства военного оружия. 3. Конверсия В) Совокупность предприятий и учреждений науки и техники, производимых военную технику, боеприпасы и оружие. 4. Фактор секретности Г) Размещение оборонительных заводов внутри большого предприятия, выпускающего гражданскую продукцию, размещение их в «закрытых» городах, под землей и т.п.
Уникальность химической промышленности 1. Создание новых материалов с заданными свойствами, превосходящих по многим качествам натуральные продукты. 2.Ресурсосбережение: экономия труда людей и природного сырья 3. Обширная сырьевая база, комплексное использование сырья и продуктов переработки (отходов производства), что позволяет повсеместно размещать химические предприятия 4. Возможность КОМБИНИРОВАНИЯ – создание химических комбинатов, в которых тесно взаимодействуют отрасли химической промышленности с другими отраслями: лесохимия, коксохимия, нефтехимия и др.
Отраслевой состав Химическая промышленность Добыча горно- химического сырья - апатитов - фосфоритов - поваренной и калийной солей - серы Основная химия Производство - минеральных удобрений - соды - серной кислоты Химия полимеров (органический синтез) Производство - синтетического каучука и шин - пластмасс - синтетических смол - химических волокон
Ответы: 1 ВАРИАНТ. 1 причина: Наличие сырья – отходов коксохимии 2 причина: Близость потребителя. Центрально- Черноземный район – важный район сельского хозяйства. 2 ВАРИАНТ. 1 причина: Наличие сырья – добыча фосфоритов. 2 причина: Близость потребителя. Центрально- Черноземный район – важный район сельского хозяйства.
3. Химия полимеров Технологический процесс Нефть и газ Углеводородное сырье (спирты, органические кислоты, синтетические полимеры) Полимерные материалы (синтетические смолы, пластмассы, химические волокна, синтетический каучук, лаки, краски, клей) органический синтез переработка
Задание: Составьте характеристику одной из баз химической промышленности по плану 1 вариант: Северо-Европейская база 2 вариант: Центральная база 3 вариант: Волго-Уральская база 4 вариант: Сибирская база План: 1. Название базы 2. Отрасли химической промышленности 3. Продукция 4. Центры География размещения предприятий химической промышленности
Экологические проблемы ХК Нефтехимическая и химическая промышленность насыщают атмосферу наших городов такими ядовитыми веществами как стиролы, фенолы, ацетон, оксид углерода, диоксид азота, сернистый ангидрид, сероводород, хлористые и фтористые соединения. Всего на территории России выделено около 300 ареалов с острой экологической ситуацией. Они занимают 16% площади страны.
Побережья Черного и Азовского морей, обладающие уникальными и целебными природными свойствами, стали зоной с крайне неблагополучной экологической ситуацией. Она возникла в результате промышленного и с/х загрязнения морского побережья. - В промышленной зоне Кольского п-ва одной из экологической проблем стали промышленное и транспортное загрязнение воздуха и вод, которые вызывают кислотные дожди, что приводит к деградации растительности и ландшафтов тундры. - Острая экологическая проблема наблюдается в Северном Прикаспии, на месте Астраханского газоперерабатывающего комплекса. Загрязнение атмосферы и вод, изменение режима Волго-Ахтубинской поймы, уменьшение рыбных запасов. Одновременно здесь отмечен рост заболеваемости населения, и в первую очередь детей. Найдите и приведите примеры экологических проблем ХК, подумайте пути их решения.
Вывод: Химизация – необходимое условие научно-технического прогресса. Химическая индустрия – это ресурсосберегающая промышленность со значительной автоматизацией производства и почти неограниченной сырьевой базой. ХХI век благодаря химии – век новых материалов и изделий. Необходимо научиться превращать отходы химического производства в «доходы».
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
- Образовательные : Дать характеристику химической промышленности России. Сформировать представление об отраслевом составе химической промышленности и размещении по территории страны. Описать базы химической промышленности.
- Развивающие : Продолжить формирование умений работы с учебником, с картами атласа, картосхемами и таблицами, развивать умение делать выводы и обобщения.
- Воспитательные : Формировать убеждение о необходимости бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: Комбинированный
Методы обучения: частично-поисковый, сопоставление и наложение карт атласа, картографический, проблемный.
Материально-техническое обеспечение.
- Карта “Химическая промышленность”, учебник “География России.
- Население и хозяйство” 9 класс В. П. Дронов В. Я. Ром, Атлас для 9 класса “Дрофа”, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент – 1 мин.
Учитель здоровается с классом. Дежурные отмечают отсутствующих. Учитель напоминает о теме “Цветная металлургия”, изученной на предыдущем уроке.
2. Проверка домашнего задания. – 8мин.
Учащиеся получают карточки с вопросами (одна карточка на парту). На обдумывание вопроса даётся две минуты. Затем в быстром темпе учащиеся отвечают. При неправильном ответе остальные вносят поправку в ответ. Первым исправить ошибку имеет сосед по парте.
(Через две минуты начать опрос.)
Вопросы на карточках:
- Почему в Липецке находится центр чёрной металлургии? (Липецк находится в районе добычи железной руды КМА) .
- Около города Череповца отсутствуют запасы коксующихся углей и железной руды. Однако здесь построен металлургический комбинат полного цикла. Почему? Череповец расположен посередине между месторождениями железной руды Кольского полуострова (Ковдор) и Карелии (Костомукша) и коксующихся углей Печорского бассейна. Комбинат построен на потоках руды и угля.
- Почему в Волгограде построен алюминиевый завод? (Алюминиевое производство энергоёмкое, поэтому размещается у источника дешёвой энергии – Волгоградской ГЭС).
- Укажите основные цеха завода чёрной металлургии полного цикла. (Доменный – сталеплавильный – прокатный).
- Почему в г. Норильске (за северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырьё и отправляется из Норильска готовая продукция? (В Норильске медно-никелевое производство работает на местной руде. От Норильска до порта на Енисее – Дудинка проложена железная дорога. Отправка готовой продукции по Северному морскому пути в период навигации).
- Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске? (Алюминиевое производство - энергоёмкое. Чем крупнее завод, тем больше потребление энергии В Красноярске и Братске работают крупные ГЭС, энергия которых дешевле, чем энергия небольших ГЭС)
- Почему заводы металлургической базы Урала привозят уголь из Кузбасса и Казахстана, а не с Печорского бассейна, расположенного гораздо ближе к Уралу? (На Урал от центра Печорского бассейна – Воркуты нет железной дороги.)
- Почему в Москве работают два металлургических завода? (Это заводы малой металлургии, работающие на металлоломе и на отходах машиностроительных заводов Москвы, ориентируются на потребителя.)
- Ревда, Верхняя Пышма, Карабаш – это центры какого производства? Назовите ещё пример центра этой отрасли, расположенного в той же металлургической базе. (Это центры медной промышленности, примером может служить г. Медногорск на Урале, т. к.это города Уральской металлургической базы.)
- Укажите металлургическое производство, соответствующее промышленному центру и факторы, влияющие на размещение данного производства. (Норильск – медно-никелевое, у сырья; Старый Оскол –электрометаллургическое, у сырья; Ревда – медеплавильное, у сырья; Шелехов – алюминиевое, у ГЭС; Надвойцы – алюминиевое, у ГЭС и у сырья; Новотроицк – чёрная металлургия, у сырья,)
3. Изучение нового материала. - 24 минуты.
Объявляется тема урока. В тетради записываем тему урока “Химическая промышленность”.
Объяснение:
Химко-лесной комплекс состоит из двух отраслей: химической и лесной промышленности.(слайд 3,4)
Химическая промышленность выпускает разнообразные изделия.
По производству серной кислоты Россия занимает второе место в мире; по производству минеральных удобрений – пятое место; по производству синтетических смол – четырнадцатое место.
Химическая промышленность наряду с машиностроением и электроэнергетикой влияет на развитие НТР путём химизации.
По учебнику “География. Население и хозяйство” для 9 класса В. П. Дронов и В. Я. Ром параграф 7, стр. 33 определите, что такое химизация?
(Химизация – широкое применениетехнологий и химическихматериалов во всех хозяйственных отраслях.) (слайд 5)
Химическая промышленность имеет три особенности, которые влияют на размещение предприятий.
Используя 33 страницу учебника, перечислите их. (слайд 6)
- Создаёт новые материалы, которых нет в природе . По своим качествам они часто превосходят натуральные продукты. Их применение экономит труд людей и сырьё. Поэтому предприятия химической промышленности часто создают уже в сложившихся районах, центрах производства и потребления традиционных конструкционных материалов (машиностроительных центрах и металлургических базах).
- У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база : нефть, газ, древесина, вода, воздух и пр. При этом один и тот же продукт можно получить из разных видов сырья. Например, азотные удобрения можно производить на основе коксования угля, электролиза воды, переработки нефти и природного газа. Поэтому теоретически предприятия химической промышленности можно создавать повсеместно. Но на сегодняшний день основным химическим сырьём являются продукты нефте- и газопереработки, т. е. специально подготовленное сырьё. В результате современная химия в значительной мере тяготеет к районам добычи и переработки этих видов сырья (Поволжье, Европейский Центр).
- Химические технологии очень разнообразны. Это открывает возможности для комплексной переработки сырья.
В тетради учащиеся записывают основные особенности химической промышленности. (слайд 7)
В химической промышленности и, при её взаимодействии с
другими отраслями широко развито комбинирование. Оно способствует формированию разнообразных комбинатов: химических, нефтехимических, коксохимических, лесохимических и др.
Некоторые особенности химической промышленности ограничивают потенциальную повсеместность её размещения. К ним относятся высокая энерго – и водоёмкость многих её отраслей, особенно современных. В последние годы нарастает влияние экологического фактора, так как большая часть химических производств является сильным загрязнителем окружающей среды.
4. Релакс (зарядка для глаз) – 1 минута (слайд 8)
Запишите в тетрадь:
Отраслевой состав и факторы размещения химической промышленности.
- Используя рис. 9 “Состав химической промышленности России” на стр.35, определить отраслевой состав химической промышленности. Какую продукцию производит каждая из этих отраслей?
- Используя таблицу 6 “Факторы размещения важнейших производств химической промышленности”, стр. 36 определите факторы размещения этих отраслей. (слайд 9-10)
Составить таблицу
Отраслевой состав | Продукция | Факторы размещения |
Горно-химическая | Добыча солей, фосфоритов, апатитов. | У мест добычи сырья. |
Основная химия | Кислоты, щёлочи, соли, удобрения. | У сырья и потребителя. |
Химия органического синтеза | Органические кислоты и спирты. | У сырья |
Химия полимеров | Синтетический каучук, химические волокна, пластмассы и синтетические смолы. | У сырья, воды, дешёвой энергии. |
Переработка полимеров | Изделия из пластмасс, шины, резино -технические изделия. | У потребителя. |
Базы химической промышленности. (слайд 11)
В России существуют 4 базы химической промышленности:
1. Северо-Европейская
2. Центральная
3. Урало-Поволжская
4. Сибирская
5. Закрепление изученного материала – 7 мин (слайд 12- 13)
Разбейте города
А) Череповец,
Б) Кемерово,
В) Ангарск,
Г) Липецк,
Д) Соликамск,
Е) Брянск,
Ж) Дзержинск,
З) Тольятти,
И) Воскресенск,
К) Великий Новгород
На группы в зависимости от их производства минеральных удобрений:
1. комплексные
2. азотные
3. калийные
4. фосфорные
Учтите, что некоторые города могут быть отнесены к нескольким группам.
После 2-3 минут подготовки желающие приглашаются к доске (к карте) для выполнения задания.
2. б, в, г, ж, к
6. Итоги урока - 2 мин
Выставляются оценки за работу на уроке наиболее активным учащимся.
7. Домашнее задание – 2 мин. (слайд 14)
Задание на дом дается дифференцированно:
- Для основной группы учеников - Составить таблицу “Крупнейшие химические компании России” (приложение 1 ), п.7
- Для учащихся с заниженными учебными возможностями – п.7 учебника В.П. Дронова, И.И.Бариновой, В.Я. Рома, А.А. Лобжанидзе “География России”, М., Дрофа, 2011 год