Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Порфирий петрович преступление и наказание главы. Характеристика героя Порфирий Петрович, Преступление и наказание, Достоевский

Роман Ф.М. Достоевского настолько сложен, многогранен и многослоен, что смело можно утверждать, что полностью, до самой последней точки не изучен до сих пор. Сколько раз его перечитываешь, столько слоев, граней, пластов еще открывается. Так же многогранны, сложны, несмотря на кажущуюся простоту, действующие лица произведения. Вот и образ, и характеристика Порфирия Петровича в романе «Преступление и наказание» доказывают, насколько непрост этот вроде бы второстепенный персонаж.



Роман похож на айсберг: верхняя часть прочитана и перечитана, а под водой еще больше пока сокрытого. Нюансы в содержании произведения, художественные образы раскрыты критиками, литературоведами, кинофильмами (по роману) затронуты лишь в малой степени. Вот и Порфирий Петрович – вроде бы второстепенное действующее лицо, а сколько еще таит в себе неразгаданного.

Описание Порфирия

Кто же он такой – следователь Порфирий Петрович? Он всего лишь три раза встречается с главным героем Раскольниковым. И, описывая первую встречу следователя со студентом, автор рисует Порфирия так:

Достоевский снова применяет свой излюбленный прием: внешность -это одно, а внутренняя, главная суть -это совсем другое. То, что снаружи, что явно видно, -всего лишь фасад, витрина, неглавное. А вот глаза - «зеркало души» скрыть самую суть персонажа не могут, наоборот: именно они и характеризуют самое главное в действующем лице романа.

И далее писатель рисует Порфирия Петровича как очень умного, проницательного человека, даже в какой-то степени психолога, но - умеющего притворяться, маскироваться, даже играть простачка. Это человек далеко не бедный, очень хорошо образованный, со способностями. Но странным бывает его поведение, особенно в отношении окружающих. То он одевается неуместно, то словечками сыпет безостановочно, повторяет их по несколько раз, словно не понимает их.

Особенные качества личности

Сам писатель был превосходным психологом. Персонажей своих произведений он видел насквозь и считал, что любой человек имеет и плохие, и хорошие качества в своем характере, в своей душе.

Вот и Порфирия Петровича Достоевский написал как достаточно противоречивую личность. С одной стороны следователь предстает умным, образованным, проницательным, хорошим психологом с великолепной логикой. Казалось бы, вот они - все необходимые для следователя качества. И Раскольникова Порфирий разоблачил практически за три короткие встречи, не имея почти никаких улик и доказательств: так - одна статейка про теорийку в газете да умозаключения кое-какие. А с другой стороны все эти качества великолепные оборачиваются поистине иезуитскими манерами, психологической пыткой жертвы.

Как-то несимпатичен становится к концу романа Порфирий Петрович: загоняет он жертву в угол психологическими издевательствами, а не логикой, попыткой достучаться до совести, до души подозреваемого, чтобы пробудить в последнем искреннее раскаяние. Следователь словно получает наслаждение, видя мучения подследственного.

Следователь и главный герой

Великий Мастер Слова Достоевский весьма умело столкнул двух своих центральных персонажей в схватке. Прекрасно владеющий собой, холодный, как камень, едко ироничный, следователь словно оса кружит возле Раскольникова, хладнокровно выбирая место, в которое можно ужалить. Писатель, описывая Порфирия Петровича, с помощью приемов семантики отразил в этом персонаже Петербург, нравственно больной, с его чахоточной сыростью, туманами и резким контрастом между богатыми и бедными:

«царственно столичный, порфироносный, одновременно каменный и холодный город четко выражен в имени героя».

Порфирий Петрович такой же душевно холодный, одержимый идеей наказать преступника, но не думаюший о людях душевно. Он никому не симпатизирует. А убийство Алены Ивановны разгадывает словно кроссворд.

Эти качества подтверждает и манера его поведения: приторное, липкое, слащавое его многословие обволакивает и выматывает собеседника вместе с обилием уменьшительных суффиксов. Словоерсов в речи Порфирия даже чересчур много – он словно унижает сам себя перед собеседником, а сам тем временем просчитывает варианты, изучает противника, вводя того в заблуждение своей вроде бы недалекостью.

Он доводит Раскольникова чуть ли не до сумасшествия в своей совершенно иезуитской манере. Зато как же следователь горд собой в конце романа, когда говорит Родиону:

«…да вы убили, Родион Романыч!» «Вы и убили-с..., - прибавил он почти шепотом, совершенно убежденным голосом.»

Порфирий торжествующе принял признание студента в убийстве. Однако же не он достучался до души главного героя, и не с его помощью раскаялся Родион. Соня смогла пробудить в Раскольникове человеческие чувства, искренне покаяние и раскаяние.

Порфирий ерничает часто, любит притворяться перед собеседником простачком, что вводит того в заблуждение. Человек расслабляется, считая следователя недалеким, может даже глуповатым, в запале спора или долгого разговора выдает себя. А Порфирий, словно опытный рыбак, в этот момент и ловит на слове, на действии собеседника. А вот с Раскольниковым такой иезуитский метод следователю помог лишь отчасти: да, Родион пришел добровольно и признался в убийстве в итоге. Но не Порфирия это заслуга, не смог он запугать студента. Соня повлияла на Раскольникова, достучалась до его души и совести.

Кто же такой Порфирий Петрович

Персонаж без фамилии – словно безликий образ, без своего «Я». И действительно: следователь словно сожалеет, что в своей юности так и не решился на Поступок, именно что - не преступление, а Поступок. Раскольников решился, а он - нет. И это сожаление о несовершенном, это разочарование в себе и является причиной противоречивого отношения следователя к главному герою. То Порфирий играет со студентом как кошка с мышкой, то он подсказывает Родиону, как лучше поступить, чтобы получить меньшее наказание, подталкивает героя к добровольному признанию, но в то же время совершенно омерзительными психологическими пытками понуждая сознаться в содеянном.

«Преступление и наказание» стало бессмертным произведением, о котором критики, литераторы, читатели спорят до сих пор. При каждом перечитывании романа всякий раз открывается очередной пласт психолого-философских размышлений, герои открываются какой-то новой стороной своей. Роман очень многозначен и не дает себя забыть.

Порфирий Петрович является одним из ключевых персонажей в романе метра русской классики Федора Достоевского «Преступление и наказание».

Характеристика Порфирия Петровича

Герой исправно служит много лет закону и занимает должность пристава в следственном комитете города Петербурга, где и разворачивается история. Порфирий Петрович наделён интуицией настоящего сыскаря, он умён и прозорлив, умеет подметить детали и не жалуется на память. Сам себя он называет стариком, несмотря на средний возраст, и считает себя человеком «законченным». Во внешности его, особенно в телосложении, есть что-то «бабье» — пухлое лицо, с болезненным оттенком, белёсые ресницы. Как следователь, этот яркий персонаж весьма талантлив. Свободно может провести любого, но лишь с целью вывести на чистую воду. Где нужно — легко притворяется. Часто циничен и недоверчив. Но вместе с тем, он честен и умеет держать слово. Порфирий Петрович ещё до преступления Раскольникова наткнулся в газете на статью, в которой молодой студент рассуждал на тему дозволенности совершить убийство, если убитый человек из «низшего разряда», а убийца — представитель «высшей расы».

Роль в сюжете

Волей судьбы Порфирию Петровичу достаётся расследование убийства и её сестры. Не имея никаких улик, увлекающийся психологией следователь, догадывается, что преступление на совести . Важную роль тут сыграла, написанная ранее молодым преступником статья. Она хоть и была анонимна, но дотошный пристав выяснил авторство через редакцию. Вступая в споры на вечные темы нравственности, Порфирий Петрович почти вынуждает Раскольникова на пике нервного срыва признаться в содеянном преступлении. Планы разбиваются о признательные показания маляра Миколки, и настоящий преступник ускользает.

Неожиданно для самого себя следователь проникается сочувствием к Раскольникову. Добрым сердцем он понимает, что Родион неплохой человек, которого сломала бедность. И его главной задачей становится не просто довести оступившегося студента до явки с повинной, но и добиться его полного раскаяния. Только так, считает Порфирий Петрович, у молодого человека появится вновь смысл в жизни, и так он поймёт ошибку в своих философских изысканиях.

На протяжении всего романа бедный студент Раскольников и следователь Порфирий Петрович лично встречаются три раза:

Первая встреча - квартире Порфирия Петровича

Предлогом к этому визиту становятся вещи, которые Раскольников закладывал у старухи-процентщицы и которые теперь хранятся в полиции. Разумихин на правах друга приводит Раскольникова к своему родственнику Порфирию Петровичу.

Вторая встреча - в конторе

В этом разговоре Порфирий Петрович ведет себя более нагло и напористо, что не нравится Раскольникову. Студент теряет самообладание и объявляет, что не позволит себя "мучить". Раскольников требует допрашивать его "по форме", а не издеваться. Этим он снова сам себя выдает. Во время этой беседы в кабинет прибегает маляр Миколка и сознается в убийстве старухи и ее сестры (Миколка клевещет на себя). Это появление "кающегося" Миколки ломает планы Порфирия.

Третья встреча - в комнате Раскольникова

В эту встречу Порфирий Петрович и Раскольников беседуют наедине. Порфирий неожиданно заявляет Раскольникову, что знает о его преступлении. Следователь по-дружески советует Раскольникову явиться с повинной, чтобы получить меньший срок каторги. Порфирий обещает, что приложит усилия, чтобы смягчили наказание (он сдержит свое слово). Таким образом следователь подталкивает Раскольникова к единственно правильному шагу - к явке с повинной (что тот и сделал).

Стоит обратить внимание на то, что в святцах упоминается Порфирий Эфесский - лицедей и мученик, который жил в III веке при Юлиане Отступнике. Занимаясь лицедейством, насмехался над христианскими обычаями. Уверовав, открыто объявил себя христианином и был обезглавлен.

Вспомним в связи с этим, как во время первой встречи с Раскольниковым Порфирий постоянно хихикает, подмигивает, жмурится, во время второй встречи говорит об игривом уме, комической струне и упоминает Гоголя, а во время третьей встречи сравнивает Раскольникова с мучеником: «Я ведь вас за кого почитаю? Я вас почитаю за одного из таких, которым хоть кишки вырезай, а он будет стоять да с улыбкой смотреть на мучителей, - если только веру иль бога найдет».

Ф. М. Достоевский во многих произведениях раскрывает проблему нравственности, её пробуждения в человеке, не исключение и роман «Преступление и наказание», который заставляет задуматься читателя о моральности своих поступков.

Одним из ключевых героев данного романа является Порфирий Петрович, с образом которого связана одна из главных тем произведения – наказание. Писатель рисует данного героя как 35 – летнего пристава следственных дел на участке, где студент Родион Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры. Порфирий Петрович называл себя стариком, хоть и был среднего возраста. Следователь считался добродушным, проницательным, способным раскрыть самые сложные дела, используя методы психологии, искал к преступнику индивидуальный подход, чем добивался признаний, не имея весомых доказательств.

Порфирию Петровичу приходилось читать статью Раскольникова «О преступлении», которая была опубликована за пару месяцев до убийств. В её содержании следователь узнаёт о теории Родиона, вспоминает себя молодого. Проанализировав идею Раскольникова «тварь я дрожащая или право имею», Порфирий Петрович начинает подозревать его в совершении преступления уже тогда, тот в конторе падает в обморок. Не имея доказательств, уверен, что устраивать допрос «по форме» безрезультатно, устраивает психологический поединок, который проходит в трёх встречах с подозреваемым. Также решает оказывать влияние на Раскольникова с помощью Разумихина, своего родственника и товарища Родиона. Зная, что Разумихин болтлив, следователь делится с ним информацией о расследовании, чтобы он обсудил это с Раскольниковым.

Порфирий Петрович проникнут сочувствием к преступнику, он видит, что Раскольников в душевных муках. Следователь выступает в роли наставника, поддерживает совершившего преступление морально, толкая его к признанию. Понимая, что испытывает Родион, он хочет не только доказать его виновность, но и помочь раскаяться, привести к явке с повинной. В итоге Порфирий Петрович избавляет Раскольникова от душевных страданий, даёт понять совершённую ошибку в философских исканиях, способствует отречению бедного студента от теории.

Несмотря на то, что Порфирий Петрович второстепенный действующий персонаж, он играет огромную роль в романе. Следователь послужил поворотной точкой в судьбе главного героя произведения: помог разрешить противоречие, обрести душевное равновесие.

Вариант 2

Произведение « Преступление и наказание» пестрит яркими и своеобразными героями. Одним из таких является Порфирий Петрович.

Порфирий выполняет роль следователя, который тщательно расследует убийство старухи-процентщицы. Раскольников очень боялся Порфирия, ведь понимал, что тот с легкостью может понять, что убийца – главный герой. Раскольников не подпускал этого героя близко к себе, только приглядывался к нему. ПО воле судьбе, следователь – дальний родственник друга Раскольникова, Разумихина. Друг главного героя считал, что Порфирий довольно смышлён, хоть и молод. Конечно же, это усугубляло ситуацию Раскольникова.

Порфирию было не больше тридцати пяти лет, но он считал себя уже старым. Может быть, такой ироничностью он намекал не на возраст, а на огромный жизненный и следовательский опыт. Внешность следователя была слегка комичная, он не был похож на серьезного человека. Невысокий рост, округленные формы, щечки и доброе лицо. Его фигура больше напоминала мячик. Внешний образ дает наводку на то, какой Порфирий Петрович по характеру. А здесь смело можно сказать, что он мягкий, искренний и добродушный, но не все так просто, как кажется.

Все считали мужчина просто замечательным следователем, который мог раскрыть даже самое сложное дело. Он был не только хорошим следователем, но и психологом. Именно это помогала Порфирию Петровичу во многих делах. Мужчина манипулировал людьми, мог играть с ними, как с марионетками.

Порфирий не отрицает того, что у него отвратительный характер, но при этом, мужчина подчеркивает, что всегда живет по совести. Пусть Порфирий иногда и циничен, но он умеет сочувствовать. Та же история произошла с главным героям « Преступления и наказания».

Отношения между персонажами были натянуты, больше было похоже на игру – кошки-мышки. Следователь пытался расколоть главного героя, но это никак не выходило.

Подводя итоги, можно сказать, что Порфирий Петрович – положительный персонаж произведения « Преступление и наказание». Он очень помог Раскольникову и направил его на путь истины.

Сочинение Следователь Порфирий Петрович

Порфирий Петрович это один из центральных персонажей замечательного романа "Преступление и наказание". Он работает следователем на участке, где было страшное преступление по убийству старухи-процентщицы и ее сестры. Он очень любит Россию и считает, что в будущем страна станет одной из самых великих на мировой арене.

Первая встреча Порфирия Петровича и Раскольникова происходит на квартире одного из героев. Увидев Родиона Раскольникова, Порфирий включает умелого актера, который в разговоре с Родионом задает ему каверзные вопросы в надежде на то, что убийца сознается сразу же в содеянном. Раскольников не оказался таким простым человеком, поэтому у следователя сложилось двоякое отношение к нему. С одной стороны Раскольников был преступником и убийцей, а с другой стороны он был очень сильной личностью, которая все давным-давно поняла, но боящаяся правосудия.

К каждому преступнику Порфирий Петрович ищет индивидуальный подход, ведь расследование - это психологическая борьба следователя и подозреваемого. С первого дня допроса Родиона Раскольникова, Порфирий Петрович догадывается о том, что именно он совершил данное убийство, но он не хочет сажать его в тюрьму сразу. Следователь хочет, чтобы Родион сам понял свою вину и раскаялся.

Порфирий является дальним родственником Разумихина. Ему около 35 лет. Рост его был ниже среднего, имел небольшое брюшко. Он был аккуратно подстрижен и побрит. Он был очень умным мужчиной с особым складом ума. Следователь был талантливым человеком способным заглянуть в будущее, ведь какой обычный человек может распознать преступника в первый день допроса, понять вину обвиняемого и отпустить его для того, чтобы тот сам раскаялся. Эта ситуация выделяет еще одну характеристику данного персонажа это умение разбираться в людях.

Порфирий Петрович один из ключевых персонажей данного романа. Роман получил жизнь благодаря его эксперименту по проверке человека на человечность. Он очень хороший следователь и человек, который является патриотом своей страны и верит в нее очень сильно. Он сумел определить в Родионе не деспота, который убивал старух без угрызений совести, а смог заметить в Раскольникове что-то хорошее. Он замечательный человек и опытный следователь.

Несколько интересных сочинений

  • Старые хозяева вишневого сада (по пьесе Чехова) сочинение

    Герои произведений Антона Павловича Чехова – это очень яркие персонажи. Они живы, полноценны, их воспитание характерно для того, чтобы сказать, что они развиты и по своему индивидуальны.

  • Сочинение по трагедии Ромео и Джульетта Шекспира рассуждение

    Романтическое произведение «Ромео и Джульетта», покорило сердца многих поколений. Тема любви, предательства играет во многих произведениях главную роль.

  • История любви Мастера и Маргариты сочинение

    В романе Булгакова изящно сплетаются темы общества и религии, истории и творчества, возвышенности и повседневности. Любовная линия мастера и Маргариты делает произведение пронзительным и нежным.

  • Сочинение повествование Как я однажды...

    Зима-замечательное время. Каждый школьник ждет наступления зимних каникул, чтобы наконец-то встретится с друзьями, погулять и отдохнуть. Зима в этом году получилась на славу снежной и не сильно холодной. И вот однажды мы с друзьями сидели вместе и

  • Анализ рассказа Еще мама Платонова

    Становление и формирование личности человека начинается ещё в детстве, когда ребёнок делает первые шаги в социум и познаёт с окружающий мир. Этот момент очень важен для дальнейшего, успешного развития личности

«Преступление и наказание» – важное произведение в творчестве и знаковая веха в истории мировой литературы. Два антагониста – убийца Родион Раскольников и следователь Порфирий Петрович – сталкиваются в судебном и идеологическом конфликте.

История создания

Произведение создано в 1866 году. Достоевский работал над сочинением, находясь на каторге. Первоначально повествование в романе должно было преподноситься в виде исповеди писателя, но замысел претерпел модернизацию. Направляя анонс своего творения редактору «Русского вестника» (журнала, в котором впоследствии был издан роман), автор дает ему характеристику «психологического отчета одного преступления».

«Преступление и наказание» соединяет в себе психологическую направленность и философский подтекст. Роман относится к течению под названием реализм. При этом автор сравнивает идеи героев-антиподов, не превознося свое мнение над точкой зрения персонажей, а соседствуя с ними.

Порфирий Петрович – главное действующее лицо в произведении, наравне с центральным персонажем Родионом Раскольниковым. Он занимает должность в петербургском следственном комитете, верой и правдой служит государству. Героя отличают положительные профессиональные качества: интуиция, отличная память, прозорливость, сосредоточенность, внимательность и острый ум. Мужчина 35 лет, он называет себя конченым человеком и стариком.


Внешность следователя малопривлекательна. Он пухловат, кожа имеет болезненный оттенок, а в фигуре прослеживается что-то женоподобное и мягкое. Его образ заводит в тупик преступников, которых детектив обводит вокруг пальца, расследуя очередное дело. Порфирий Петрович честен и справедлив, знает цену слову, отличается цинизмом и недоверием к посторонним. При необходимости следователь примеряет на себя любую маску, чтобы выведать необходимую информацию.

Идеология Раскольникова стала известна Порфирию Петровичу задолго до личного знакомства с безжалостным студентом. Следователь читал статью Родиона, опубликованную в газете. В ней освещалась идеология, в соответствии с которой выделялись люди «высшей расы» и «низшего разряда». Студент рассуждал о возможности убийства первыми вторых, оправдывая свои доводы.

«Преступление и наказание»

Порфирий Иванович взялся вести расследование убийства старухи-процентщицы и ее родственницы Лизаветы. У героя не говорящее имя, но о фамилии следователя любопытно рассуждать. На протяжении всего романа автор не упоминает о ней ни разу. Зато в произведении «Братья Карамазовы» фигурирует тезка слуги закона с фамилией Знаменский, что свидетельствует о своеобразной отсылке, сделанной Достоевским.


Иллюстрация к роману "Преступление и наказание"

Причина противостояния Порфирия Петровича и Родиона Раскольникова кроется в разнице их теорий. Спор о сути преступления демонстрирует жизненные позиции оппонентов. Раскольников формирует собственную идеологию, его метод основывается на идее существования особенных людей, для которых убийство не считается преступлением. Порфирий Петрович не находит улик против преступника. Его роль в романе – выявление нигилизма, атеизма и дуалистичности главного героя. Разоблачение происходит вопреки отсутствию доказательств.

Словесные поединки героев привели к тому, что следователь догадался о вине Раскольникова. Только приход с повинной Миколки мешает свершению суда. Но Порфирий Петрович уверен, что предположения верны. Он чувствует связь с преступником, так как понимает его убеждения. В понимании следователя Родион – «страшный боец», который способен на поиск веры. Спокойствие, которое можно обрести, только признавшись в грехе, Раскольников обретает благодаря своему оппоненту.


Биография Порфирия Петровича мало описана в произведении. Сложно предположить, каким образом формировался метод работы детектива. Он демонстрирует знание психологии, особенный метод ведения допроса с применением подслушивания. Анализ каждой встречи героев позволяет понять, что натолкнуло следователя на верный путь дознания.

Первый разговор Раскольникова с представителем закона состоялся, когда следователь был одет по-домашнему, в халате и туфлях, без бакенбард и усов. Родиону казалось, что Порфирий Петрович видит его насквозь, а детектив решил блефовать. Речь в диалоге идет о причинах, по которым совершаются преступления, и их сути. Следователь припоминает студенту его статью в газете.

Второе свидание инициировано Родионом, проникшимся ненавистью к своему оппоненту. Герой рассчитывал на возможность развеять подозрения, возникшие, по его мнению, из-за отсутствия предосторожностей. При встрече Порфирий Петрович дает герою понять, что догадывается о совершенном убийстве и грабеже, заводит разговор о свободе, душевном спокойствии и строит беседу таким образом, что Раскольников невольно признается в содеянном.


Победа следователя в споре с преступником заключается в возможности принизить идею, пропагандируемую Раскольниковым. Это и становится причиной узнавания в романе.

Официальное признание происходит при третьей встрече мужчин. Придя на квартиру, где жил Раскольников, Порфирий Петрович дает понять, что не испытывает к тому личной неприязни. К удивлению читателя, следователь демонстрирует сострадание и симпатию к преступнику. Раскольникову это непонятно, равно как и способ изъяснения собеседника. Детектив посмеивается над подозреваемым, и в такие минуты он одновременно и злодей, и добродетель. Два героя существуют как взаимно притягиваемые и отталкиваемые магниты.

Устав от необходимости вилять и выкручиваться, Раскольников понимает, что следователь говорит с ним серьезно. Крах теории Раскольникова происходит у него на глазах. Герой убеждается в том, что у него нет качеств сродни наполеоновским. Совесть оказывается сильнее собственного воспевания. Стыд, осознание того, что его принцип оказался неверным, не позволяют Раскольникову перешагнуть через содеянное и двигаться дальше по жизненному пути.

Экранизации


Являясь примером классической литературы, роман «Преступление и наказание» неоднократно был экранизирован. Первая лента вышла под руководством Василия Гончарова. Фильм не сохранился, кто исполнил роль Порфирия Петровича – осталось загадкой. В фильме Ивана Вронского, вышедшего в 1913 году, в образе следователя предстал сам режиссер.


Андрей Панин в сериале "Преступление и наказание"

За ними последовали французские экранизации 1934 и 1956 года, поставленные Пьером Шеналем и Жоржем Лампеном. В советской ленте 1969 года роль Порфирия Петровича режиссер Лев Кулиджанов отвел . , работая над проектом «Тихие страницы», пригласил к сотрудничеству петербургского артиста , а роль в кинокартине 2007 года Дмитрия Светозарова стала вехой в карьере .

Цитаты

«Вы и убили-с», - приговаривает Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым.

Чуткий и проницательный следователь быстро раскусил подозреваемого. В его душе соседствуют противоречивые чувства по отношению к студенту. Отчасти он презирает своего оппонента, считая его преступником, бесстыжим бандитом, поставившим себя выше других:

«Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

И в то же время Порфирий Петрович восхищается качествами, которые проявляет Раскольников. Для детектива они очевидны на уровне статьи Родиона:

«Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния».

Искренность и безоглядная вера в собственную правоту не дают Порфирию Петровичу оставаться хладнокровным. В финале романа он не арестовал Раскольникова. Слугу закона настигает смерть. Единственное, что он может произнести в последние минуты жизни – это мудрые слова в адрес Раскольникова. Философская мысль мужчины обрывается на полуслове:

«Смерть - это не когда вы теряете сознание навсегда. Смерть - это когда сознание осознает вас до самого конца, насквозь, до того слоя, где вас никогда не было и не…»

(«Преступление и наказание»)

Пристав следственных дел; дальний родственник . Порфирий Петрович расследует дело об убийстве процентщицы и сестры её . Разумихин впервые и привёл (по его же просьбе — дескать тоже закладчиком у старухи был, часы бы свои назад получить...) к следователю на квартиру: «Порфирий Петрович был по-домашнему, в халате, в весьма чистом белье и в стоптанных туфлях. Это был человек лет тридцати пяти, росту пониже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами. Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурой, имевшею в себе даже что-то бабье, и придавал ей нечто гораздо более серьёзное, чем с первого взгляда можно было от неё ожидать...» Порфирий Петрович любит притворяться, склонен к провокационным обманам, мистификациям: Разумихин поведал Раскольникову, как пристав вдруг прикинется в разговоре-споре, будто поддерживает теорию о том, что в преступлении всегда среда виновата, хотя сам как раз стоит за нравственную и юридическую ответственность преступника; то вдруг объявит себя женихом и нарядится в «новое платье», хотя позже выясниться, что это он из-за обновы как раз и решили подшутить над знакомыми и приятелями... Ярко характеризует Порфирия Петровича и его речь, обволакивающая и выматывающая патока многословия, уменьшительных суффиксов, словоерсов: « — Ведь вот-с... право, не знаю, как бы удачнее выразиться... идейка-то уж слишком игривенькая... психологическая-с... Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то сочиняли, — ведь уж быть того не может, хе-хе! чтобы вы сами себя не считали, ну хоть на капельку, — тоже человеком "необыкновенным" и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с... Ведь так-с? <...> А коль так-с, то неужели вы бы сами решились — ну там ввиду житейских каких-нибудь неудач и стеснений или для споспешествования как-нибудь всему человечеству — перешагнуть через препятствие-то?.. Ну, например, убить и ограбить?..»
Это следователь-иезуит сказал в первое же свидание по поводу статьи Раскольникова «О преступлении», которую за два месяца до убийства процентщицы прочёл в газете «Периодическая речь» — сам автор об этой публикации не знал, считая статью утерянной. В конце концов Порфирий Петрович доводит Раскольникова подобными неожиданностями, ловушками, намёками и издевательской иронией до нервного срыва и признания. В последний момент хитросплетения пристава чуть было не разорвал простодушный , взявший вину на себя, но Порфирий Петрович и это недоразумение распутывает-устраняет и принуждает-таки Раскольникова «учинить явку с повинной».
Порфирий Петрович — единственный из основных героев «Преступления и наказания», не имеющий фамилии, и этим как бы подчёркивается, с одной стороны, его обособленность в романе и в какой-то мере загадочность, закрытость, с другой — интимность, «домашность» изображения Порфирия, ведущего расследование, не выходя из своей квартиры.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме