Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности правового положения отдельных категорий судей. Правовой статус судей (понятие и элементы общая характеристика)

Статья 11. Судьи
С изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2012 г. № 5-ФКЗ

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 4 июля 2003 г. № 3-ФКЗ , от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ, от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ, от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ, от 30 октября 2018 г. № 2-ФКЗ

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

1.1. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей.

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов
С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 5 апреля 2005 г. № 3-ФКЗ, от 8 июня 2012 г. № 1-ФКЗ

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Статья 15. Несменяемость судьи
С изменениями, внесенными Федеральными конституционными законами от 15 декабря 2001 г. № 5-ФКЗ, от 9 ноября 2009 г. № 5-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 4-ФКЗ

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Ишеков К.А., доцент кафедры конституционного права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина, кандидат юридических наук.

Достаточно долгий промежуток времени, прошедший с момента образования первых региональных органов конституционного контроля и надзора, позволяет с сожалением констатировать, что процесс становления органов конституционной юстиции в субъектах приобрел хронический, перманентный характер. Идея повсеместного учреждения конституционных и уставных судов в каждом регионе, обоснованная и доказанная в многочисленных монографических, диссертационных и публицистических исследованиях, так и не нашла реального воплощения.

Одна из причин "пробуксовки" этого процесса - пробельность федерального законодательства, не предусматривающего императивное создание конституционной юстиции в регионах, разрозненность, несовершенство федеральных и региональных норм, регулирующих правовое положение судов и статус судей, входящих в состав этих органов государственной власти.

Первая попытка унификации правового статуса судей региональных судов была оформлена в Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации", в ст. 12 которого был предусмотрен принцип единства статуса всех судей в Российской Федерации <1>. Вместе с тем Федеральный конституционный закон предусмотрел исключения из данного общего правила. В указанной статье Закона отмечено, что особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

<1> Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в ред. от 27 декабря 2009 г. // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6402.

В числе наиболее важных статусных характеристик следует назвать порядок приобретения полномочий судей конституционных и уставных судов субъектов. Нельзя не отметить, что прерогатива в области формирования судейского корпуса российских регионов принадлежит органам законодательной (представительной) власти. Так, в силу п. "з" п. 3 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", судьи конституционного (уставного) суда назначаются на должность на основании постановления регионального органа законодательной власти <2>. Между тем парламент субъекта Федерации - не единственный орган, участвующий в этой процедуре. В соответствии со ст. ст. 5, 10 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном Суде Республики Тыва", назначение судей Конституционного Суда Республики производится палатой представителей Великого Хурала по представлению председателя Правительства Республики Тыва <3>. В некоторых субъектах Российской Федерации кандидатуры соответствующих судей предлагаются для последующего назначения парламенту органами всех ветвей власти на паритетных началах. В силу ст. 4 Закона Республики Адыгея "О Конституционном Суде Республики Адыгея", судьи Конституционного Суда Республики избираются на должность Советом представителей Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти <4>. В соответствии со ст. 15 Закона Санкт-Петербурга "Об Уставном суде Санкт-Петербурга", представление кандидатур на должность судей Уставного суда может осуществляться губернатором Санкт-Петербурга, группами депутатов Законодательного Собрания <5>. Поливариантность порядка наделения полномочиями судей подчеркивает многообразие способов взаимодействия региональных органов власти в отдельных регионах.

<2> Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в ред. от 17 декабря 2009 г. // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2009. N 51. Ст. 6163.
<3> Конституционный закон Республики Тыва от 4 января 2003 г. N 1300 ВХ-1 "О Конституционном Суде Республики Тыва" в ред. от 28 декабря 2007 г. // Тувинская правда. 2002. 14 января.
<4> Закон Республики Адыгея от 17 июня 1996 г. N 11 в ред. от 6 ноября 2008 г. "О Конституционном Суде Республики Адыгея" // Ведомости Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея. 1996. N 6.
<5> Закон Санкт-Петербурга от 5 июня 2000 г. N 241-21 "Об Уставном суде Санкт-Петербурга" в ред. от 27 мая 2005 г. // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2000. N 9.

Другой не менее значимой характеристикой правового статуса судей конституционных (уставных) судов является их независимость. Справедливо отмечено, что гарантии независимости характеризуются не только в качестве элементов деятельности конституционного (уставного) суда как коллегии в целом, но одновременно и как элементы индивидуального правового статуса судьи <6>.

<6> См.: Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации (1990 - 2000 гг.). М., 2001. С. 320.

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" определяет правовое положение судей конституционных (уставных) судов субъектов фрагментарно, содержит множество отсылок к региональному законодательству <7>. Между тем гарантии независимости носителей судебной власти от негативного воздействия федерального центра и региональных органов нуждаются в законодательной конкретизации и унификации.

<7> Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в ред. от 28 ноября 2009 г. // Российская газета. 1992. 29 июля; СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5746.

Независимость судей региональных судов может обеспечиваться различными средствами, в том числе с помощью законодательного закрепления и реального обеспечения их неприкосновенности. Следует отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 1.4) допускает привлечение к ответственности некоторых должностных лиц (в том числе судей) на особых условиях <8>. Непосредственно в самом Кодексе особые условия производства по делу не конкретизируются. Норма рассматриваемой статьи является бланкетной и содержит отсылку к Конституции РФ и федеральным законам. Таким законодательным актом, в частности, является Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации". Статья 16 данного Закона предусматривает, что решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Думается, что общий порядок привлечения судей конституционных и уставных судов к данному виду ответственности логичнее прописать в самом Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем представляется допустимым регулировать эти вопросы и на региональном уровне. Данная возможность обусловлена ст. 72 Конституции России, относящей административное и административно-процессуальное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

<8> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ в ред. от 21 декабря 2009 г. // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6412.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации 2001 г. закрепил единые условия привлечения к уголовной ответственности судей конституционных (уставных) судов, большинства судей федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей <9>. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 448 Уголовно-процессуального кодекса, решение о возбуждении уголовного дела либо привлечение указанных лиц в качестве обвиняемых принимается председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

<9> Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ в ред. от 18 июля 2009 г. // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. 1). Ст. 4921; Российская газета. 2009. 31 декабря.

Надо отметить, что существующие условия привлечения к уголовной ответственности судей выходят за принятые рамки механизма сдержек и противовесов, главной составляющей которого является взаимность применения ответственности. Логика идеи сдержек и противовесов требует участия в этой процедуре региональных органов законодательной (представительной) власти, которые непосредственно назначают на должность судей конституционных (уставных) судов субъектов. По предложению А.А. Кондрашева, следует ввести полноценную процедуру импичмента судьи с участием законодательных органов власти. Подобный механизм позволит устранить круговую поруку и клановость судей при реализации санкций квалификационными коллегиями судей и, с другой стороны, повысит независимость судей от исполнительной власти <10>.

<10> Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность судей в Российской Федерации: перспективы законодательных решений // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 10. С. 24 - 26.

Выражение согласия законодательных органов на возбуждение дела будет означать только то, что должностное лицо лишается неприкосновенности. Это не должно расцениваться как само отправление правосудия. В этом смысле справедливо мнение Г.Н. Комковой, считающей, что "при решении вопроса о даче согласия на привлечение судьи либо депутата к ответственности соответствующий орган проверяет, не является ли выдвинутое обвинение попыткой преследования за их профессиональную деятельность" <11>. В то же время парламент не должен заниматься исследованием и проверкой фактических данных по делу, что могло бы означать вмешательство в осуществление правосудия и, как следствие, нарушение принципа разделения властей.

<11> Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека в России. Саратов, 2002. С. 54 - 55.

Особый порядок привлечения судей к уголовной ответственности предусмотрен в Конституционном законе Республики Саха (Якутия) "О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" <12>. Согласно ст. 14 названного Закона решения по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Конституционного Суда Республики либо о привлечении его в качестве обвиняемого, об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу принимаются с согласия республиканского Конституционного Суда. Согласие Конституционного Суда требуется и в Республике Дагестан (см. ст. 25 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан") <13>. В связи с тем что ст. 71 Конституции России относит уголовное, уголовно-процессуальное законодательство к исключительному ведению Российской Федерации, регламентацию в региональном законодательстве особых условий привлечения судей к данному виду юридической ответственности нельзя признать допустимой.

<12> Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 г. 16-з N 363-II "О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве" в ред. от 15 июня 2005 г. // Якутские ведомости. 2002. 3 июля.
<13> Закон Республики Дагестан от 7 мая 1996 г. N 5 "О Конституционном Суде Республики Дагестан" в ред. от 4 апреля 2006 г. // Собрание законодательства Республики Дагестан. 1996. N 5. Ст. 219.

Исследуя юридический статус судьи конституционного (уставного) суда, методологически важно исследовать такой элемент, как недопустимость замещения иных должностей в период реализации основных полномочий. Приходится с сожалением констатировать, что в большинстве специальных законов о конституционных или уставных судах субъектов отсутствует норма, закрепляющая перечень должностей, несовместимых с работой судьи. Отмечу, что данное обстоятельство не согласуется с постулатами анализируемого конституционного принципа. В настоящее время назрела острая необходимость законодательного исправления сложившейся ситуации.

Одно из центральных слагаемых независимости судей - их несменяемость. В литературе уже не раз отмечалось, что содержание данного принципа при отсутствии его четкой правовой регламентации в федеральном законе трактуется неоднозначно <14>. Более традиционным является толкование этого понятия как несменяемость в период срока полномочий судьи.

<14> Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. М., 1998. С. 164 - 180; Селезнева Н.М. Статус суда в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 23.

Региональные законы могут устанавливать различные сроки действия полномочий судей конституционных (уставных) судов. Так, в Бурятии судьи республиканского органа конституционной юстиции назначаются на должность сроком на пять лет <15>. В Санкт-Петербурге судьи Уставного суда действуют шесть лет. Идентичный срок полномочий судей Конституционного Суда предусмотрен в Республике Тыва. Судья Конституционного Суда Республики Адыгея назначается на должность на двенадцать лет. В большинстве субъектов России судьи конституционных (уставных) судов не имеют права исполнять свои обязанности более одного срока.

<15> Закон Республики Бурятия от 25 октября 1994 г. N 42-1 "О Конституционном Суде Республики Бурятия" в ред. от 6 марта 2009 г. // Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1995. N 2.

Следует подчеркнуть, что в законодательстве некоторых российских регионов вообще не предусмотрено каких бы то ни было временных ограничений деятельности судей конституционных (уставных) судов (ст. 11 Закона Республики Дагестан "О Конституционном Суде Республики Дагестан"). Есть достаточные основания утверждать, что подобная трактовка несменяемости судей идет вразрез с предписаниями принципа разделения властей. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ограничивает продолжительность срока полномочий должностных лиц иных органов государственной власти субъектов. Для депутатов законодательных органов и высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа власти) субъекта он составляет не более пяти лет. Неопределенность периода времени, в течение которого судьи региональных судов являются несменяемыми, может вызвать у них соблазн превышения полномочий. Думается, что временные границы действия полномочий судей конституционных и уставных судов должны быть сопоставимы с продолжительностью деятельности представителей иных органов государственной власти.

Особую значимость в ряду статусных характеристик судей представляет досрочное прекращение их деятельности. В некоторых субъектах Российской Федерации в соответствующих процедурах задействованы органы, относящиеся к иным ветвям государственной власти. Так, например, в силу ст. 17 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" <16>, полномочия судьи вследствие занятия им деятельностью, несовместимой с должностью судьи, вступления в силу в отношении его обвинительного приговора либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера, совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти, прекращаются решением Государственного Совета Республики Коми по представлению Конституционного Суда Республики. Аналогичные положения содержатся в законах о конституционных судах республик Дагестан и Татарстан.

<16> Закон Республики Коми от 31 октября 1994 г. N 7-РЗ "О Конституционном Суде Республики Коми" в ред. от 27 мая 2009 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994. N 11. Ст. 160.

Определенный интерес вызывает порядок прекращения полномочий судей Уставного суда г. Москвы, предусмотренный в Законе данного субъекта <17>. В частности, в п. 2 ст. 18 указанного Закона закреплено, что прекращение полномочий судьи Уставного суда осуществляется постановлением Московской городской Думы, принимаемым по представлению мэра Москвы при наличии решения Уставного суда об установлении факта наличия оснований для прекращения полномочий. Участие всех ветвей власти в реализации ответственности конституционных (уставных) судей наиболее точно отражает смысл идеи сдержек и противовесов. Противовесом юрисдикционных полномочий органов законодательной и исполнительной власти могло бы стать право органов конституционной юстиции давать заключение о соблюдении конституционного (уставного) порядка досрочного прекращения полномочий парламента, порядка выражения недоверия должностным лицам органов исполнительной власти субъекта. Такие полномочия органов конституционных (уставных) судов уже предусмотрены в отдельных регионах (см. ст. 3 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) "О Конституционном Суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве", ст. 3 Закона Кабардино-Балкарской Республики "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики") <18>. Отмечу, что указанное выше право органов судебной власти вытекает из п. 2 ст. 9 и п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Однако положения названного Федерального закона содержат неопределенную формулировку, закрепляя названные полномочия за "соответствующими судами". Думается, что конституционные (уставные) суды субъектов как органы конституционного (уставного) контроля наиболее органично (по сравнению с федеральными судами общей и арбитражной юрисдикции) вписываются в региональную систему сдержек и противовесов. В этой связи наделение региональных конституционных (уставных) судов правом вынесения заключений о нарушении основного закона субъекта, участие данных судов в реализации конституционной ответственности органов законодательной и исполнительной власти представляется логичным и верным с позиций принципа разделения властей.

<17> Закон г. Москвы от 13 февраля 2002 г. N 10 "Об Уставном суде г. Москвы" в ред. от 4 июля 2007 г. // Ведомости Московской городской Думы. 2002. N 3. Ст. 10.
<18> Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 1997 г. N 38-РЗ "О Конституционном Суде Кабардино-Балкарской Республики" в ред. от 21 мая 2009 г. // Кабардино-Балкарская правда. 1997. 23, 25 декабря.

В большинстве стран, применительно к которым можно говорить наличие специализированной или неспециализированной конституционной юстиции, отсутствует институт пожизненного назначения судей.

Чаще всего судьи назначаются на строго фиксированный срок (шесть лет в Португалии, девять лет во Франции, Испании и Италии, двенадцать лет в Австрии и Германии. Причем важно подчеркнуть, что в некоторых случаях процесс обновления персонального состава осуществляется в определенных пропорциях, по частям, в чем проявляется процесс преемственности в организации и деятельности органов конституционного контроля, ассоциируемых с европейской моделью (так, во Франции ротация Конституционного совета осуществляется на одну треть каждые три года).

Процедура назначения и квалификационные требования, предъявляемые к претендентам на должность члена Конституционного суда или Конституционного совета, во многих европейских государствах устанавливаются непосредственно в Основном законе.

Так первым фундаментальным уровнем, определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, как и всех иных судей судов России (федеральных и субъектов РФ), является Конституция РФ (ее ст. 10, 83, 102, 119–122 и 128), закрепляющая специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и порядку их назначения, гарантирующая его независимость, несменяемость и неприкосновенность, чем, в принципе, обеспечивается самостоятельность судебной власти. Статьей 119 Конституции закреплены четыре базовых требования, предъявляемых к судье: наличие гражданства РФ; достижение 25-летнего возраста; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но далее эта же статья Конституции указывает: федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. В Определениях от 8 июня 2004 г. № 214-О и от 2 февраля 2006 г. № 37-О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин «дополнительные требования» к судье означает, что законодателю предоставлена возможность закрепить как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ.

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи КС РФ (как и иных судей в РФ), где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы. И ФКЗ о судебной системе закрепляет в гл. II, именуемой «Основы статуса судей в Российской Федерации» некоторые дополнительные к конституционным требования в целом ко всем судьям страны, то ФКЗ о КС РФ закрепляет дополнительные требования исключительно по отношению к судье КС РФ, причем детально и в широком диапазоне. Так, дополнительными (в правовом компоненте статуса судьи) требованиями, закрепленными в гл. II ФКЗ о КС РФ, так и именуемой - «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», являются: достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет; безупречная репутация; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ о КС РФ).

Дополнительные, а по сути - повышенные, по сравнению с иными судьями, требования к судье КС РФ не являются чем-то эксклюзивным в сравнении с зарубежной практикой судебного конституционного контроля. Так, судьей Конституционного Суда Республики Перу должен являться гражданин Перу по рождению в возрасте не моложе 45 лет, имеющий опыт работы в качестве судьи Верховного или Высшего Суда, Верховного или Высшего прокурора не менее 10 лет (при этом судьи и прокуроры не должны находиться в этих должностях в течение минимум за год до избрания судьей КС), или занимавшийся адвокатской практикой либо преподавательской деятельностью на юридическом факультете университета не менее 15 лет. В числе анкетных формализованных требований к судьям конституционных судов, отличающихся от требований к нашим судьям, можно назвать, в частности: для КС Республики Армения - владение армянским языком; для КС Республики Беларусь - наличие, как правило, ученой степени; для судей федерального КС ФРГ - обладание правом быть избранным в Бундестаг; для КС Монголии необходим опыт политической и юридической деятельности, и т. д.

Правовой компонент статуса судьи КС РФ, прежде всего закрепленный в ФКЗ о КС РФ, содержит нормы как содержательного свойства (например, о том, что судье КС РФ по представлению Председателя КС РФ в течение шести месяцев после назначения его на должность Президентом РФ присваивается высший квалификационный класс судьи; о гарантиях независимости судьи КС РФ; о его несменяемости; о его неприкосновенности; о равенстве прав судей КС РФ; о его праве на отставку и пр.), так и запретительного характера.

Третьим уровнем правового компонента статуса судьи КС РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы: Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и (в незначительной мере) несколько иных. Поскольку в ФКЗ о КС РФ положения статусного - о судьях - характера занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей КС РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи КС РФ к уголовной и к административной ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи КС РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и пр.

Нельзя не подчеркнуть, что в самом Законе о статусе судей содержатся отдельные положения, прямо - в эксклюзивном режиме - регулирующие отношения с участием судьи КС РФ, например, ст. 12.1 этого закона «Дисциплинарная ответственность судей» содержит отсылочную норму, указывающую, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей КС РФ определяется ФКЗ о КС РФ.

Список используемой литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации»
  3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Правовой статус судей - это правовое положение судьи как государственного деятеля,закрепленное в законодательстве Н О. конституция РФ, Закон «О статусе судей» ФКЗ «О судебной системе РФ» ФКЗ «О конституционном суде РФ» ФКЗ «о Военных судах РФ»

Элементы правового статуса судей

1. Судьи - носители судебной власти. Судьями являются лица, наделённые в соответствии с законодательством полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе

Совокупность судей всех федеральных судов и судов субъектов РФ образует судейский корпус.

2. Все судьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями (компетенцией).

Единство статуса означает равенство судей внутри судейского сообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковых обязанностей и ограничений.

Особенности правового положения некоторых категорий судей определяются ФЗ, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ. Особенности правового положения Судей Конституционного Суда РФ определяются ФКЗ.

3. В зависимости от стажа работы, занимаемой должности, профессиональной подготовленности судьи присваиваются квалификационные классы, не являющиеся почетным или специальным званием (высший, 1, 2, 3, 4, 5 классы). Судьям Конституционного суда РФ присваивается высший квалификационный класс)

4. К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

В своей профессиональной деятельности и вне службы соблюдать Конституцию РФ и законы;

Не может замещать иные государственные должности (государственной ил муниципальной службы);

Не может быть третейским судьей или арбитром;

Не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально,публичновырожать свои взглыды, участвовать в иный политической деятельности;

Не вправе заниматся другой оплачиваемой деятельностью,кромепреподовательской, научной и иной творческой деятельности,занятия которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи;

Не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектам;

Запрещено прекращать исполнение трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Cудьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ.

6. Судьи никому не подотчётны.

7. Судьи несменяемы,то есть они не могут быть назначены (избраны) на другую должность или переведены в другой суд без их согласия.


8. Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Сроки полномочия Мировых судей и судей конституционных (уставных)судов субъектов РФ устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

9. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Данное ограничение не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ.Для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи.

10. Судьи неприкосновенны (это связано с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности). Принятия решений о заключении под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.

11. За совершение дисциплинарных проступков судьи привлекаются к дисциплинарной ответственности в виде предупреждение или досрочного прекращения полномочий.

12. Судьи имеют право на отставку, то есть на почетный уход или почетное удаление с должности (звание судьи сохраняется, гарантий личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу).

13. Федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года с сохранением заработной платы на период обучения.

14. Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальной защиты судей.

15. В целях защиты жизни,здоровья, имущества могут применяться меры безопасности (личная охрана охранажилища,выдачаоружия,изменения внешности)

Несменяемость судей

Судьи не сменяемы, т.е. они не подлежат переводу на другую должность, либо в другой суд без их согласия, но полномочия судей могут быть приостановлены или прекращены по основания и в порядке, предусмотренном законами «О статусе судей», «О Конституционном суде РФ».

Полномочия судьи не ограничены определенным сроком, кроме следующих случаев:

1) Судьи Федеральных судов (кроме Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ) впервые назначаются на 3 года, а затем могут быть назначены без ограничения сроков полномочий. Для всех Федеральных судей установлен предельный возраст пребывания в должности - 70 лет.

2) Мировые судьи назначаются или избираются на должность на срок, предусмотренный законами субъектов РФ, но в любом случае впервые не более, чем на 5 лет, а в последующем - не менее, чем на 5 лет. Предельный возраст - 70 лет.

3) Срок полномочий и предельный возраст судей Конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается законами соответствующих субъектов.

4) Председатель Конституционного суда РФ и его заместитель избираются на эти должности на 3 года, а затем могут быть переизбраны на эти должности.

5) Председатели остальных Федеральных судов и их заместители назначаются на эти должности на 6 лет и могут быть переизбраны, но не более 2 раз подряд в одном и том же суде.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЛА Н

ВВЕДЕНИЕ

1. О СТАТУСЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации (далее Конституция РФ), конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - ФКЗ о КС РФ).

Кроме того, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (далее -- ФКЗ о судебной системе) провозглашено (ст. 12), что все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией, а особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами и -- в предусмотренных ими случаях -- также законами субъектов РФ. В редакции этого закона не учтено, что особенности правового положения судей Конституционного Суда РФ определяются не федеральным, а федеральным конституционным законом. Между тем указанное обстоятельство учтено в ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации» (далее -- Закон о статусе судей), в части второй, которой (в редакции от 21 июня 1995 г.) прямо сказано: «Особенности правового положения судей Конституционного Суда Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом».

Цель работы - раскрыть сущность такого понятия как статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации, более подробно проанализировать некоторые особенности правового положения судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

1 . О СТАТУСЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации могут вноситься Президенту Российской Федерации членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Судья Конституционного Суда Российской Федерации приносит присягу следующего содержания: "Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более".

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации - семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет. Судья Конституционного Суда Российской Федерации, достигший предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием, или до назначения на должность нового судьи.

На Председателя Конституционного Суда Российской Федерации предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется.

Независимость судьи Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации несменяем.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ о КС РФ.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации неприкосновенен.

Гарантии неприкосновенности судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются ФКЗ о КС РФ и федеральным законом о статусе судей.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в Конституционном Суде Российской Федерации, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.

За совершение дисциплинарного проступка (под дисциплинарным проступком судьи КС РФ законодатель понимает нарушение норм ФКЗ о Конституционном Суде, Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью КС РФ по решению КС РФ может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

Предупреждения; прекращения полномочий судьи.

Судьи КС РФ пользуются равными правами.

Полномочия Председателя и заместителей Председателя КС РФ устанавливаются ФКЗ о КС РФ.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случаях, если:

1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению.

Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации прекращаются ввиду:

1) нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации и ФКЗ о Конституционном Суде;

2) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда Российской Федерации, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется по решению Конституционного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

2. АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ О СОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Само понятие «статус судьи» по-разному понимается в юридической литературе, где приводится большое количество его определений.

По мнению Михаила Ивановича Клеандрова, действующего судьи Конституционного Суда РФ, члена-корреспондента Российской академии наук « понятие «статус судьи» многокомпонентно, и помимо важного -- правового -- компонента оно включает в себя психофизиологический, морально-нравственно-этический и иные компоненты. Это понятие также может быть сегментировано и в разрезе стадий: отбор кандидата в судьи и процедура наделения его судейскими полномочиями; правосудная деятельность и внеправосудная жизнедеятельность судьи; ответственность судьи;

Прекращение полномочий судьи, включая почетный уход в отставку. Допустимы и иные подходы к определению статуса судьи, базирующиеся на самых различных критериях, теоретических воззрениях и анализе обширной правоприменительной практики».

П ервым фундаментальным уровнем , определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, как и всех иных судей судов России (федеральных и субъектов РФ), является Конституция РФ (ее ст. 10, 83, 102, 119-122 и 128), закрепляющая специальные требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи и порядку их назначения, гарантирующая его независимость, несменяемость и неприкосновенность, чем, в принципе, обеспечивается самостоятельность судебной власти.

Статьей 119 Конституции закреплены четыре базовых требования, предъявляемых к судье: наличие гражданства РФ; достижение 25-летнего возраста; наличие высшего юридического образования; наличие стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет. Но далее эта же статья Конституции указывает: федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов РФ. Но с точки зрения Клеандрова М.И: «В Определениях от 8 июня 2004 г. № 214-О и от 2 февраля 2006 г. № 37-О Конституционный Суд РФ сформулировал правовую позицию, согласно которой конституционный термин «дополнительные требования» к судье означает, что законодателю предоставлена возможность закрепить как требования, в Конституции РФ не упоминаемые, так и требования, повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией РФ».

Следует отметить, что федеральный законодатель закрепляет дополнительные требования к судьям разных судов (различных ветвей судебной власти и различных уровнях одной подсистемы), в том числе в немалой мере и к судьям КС РФ.

Отталкиваясь от положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в базу первого уровня правового компонента статуса судьи КС РФ (как и судей иных судов страны) следует включить соответствующие нормы и акты международного права. Так, Европейская хартия о статусе судей (1998 г.) указала, что: "1.1. Целью статуса судей является обеспечение компетентности, независимости и беспристрастности, которых каждый гражданин вправе ожидать от судебных инстанций и от каждого судьи, которому доверена защита его прав. Статус исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений или процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности... 1.2. В каждом европейском государстве основополагающие принципы статуса судей устанавливаются внутренними правовыми нормами на максимально высоком уровне, а регламентирующие его правила -- в соответствующих нормах, принятых как минимум на законодательном уровне".

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи КС РФ (как и иных судей в РФ), где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы. И если ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", "О военных судах", "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", "О Дисциплинарном судебном присутствии» (далее -- ДСП) практически не содержат регламентации этих дополнительных требований -- применительно к судьям этих судебных систем (подсистем) и нового судебного органа -- ДСП, а ФКЗ о судебной системе закрепляет в гл. II, именуемой «Основы статуса судей в Российской Федерации» некоторые дополнительные к конституционным требования в целом ко всем судьям страны, то ФКЗ о КС РФ закрепляет дополнительные требования исключительно по отношению к судье КС РФ, причем детально и в широком диапазоне. Так, дополнительными (в правовом компоненте статуса судьи) требованиями, закрепленными в гл. II ФКЗ о КС РФ, так и именуемой -- «Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации», являются: достижение ко дню назначения возраста не менее 40 лет; безупречная репутация; стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет; обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст. 8 ФКЗ о КС РФ). судья правовой арбитр проступок

Дополнительные, а по сути -- повышенные, по сравнению с иными судьями, требования к судье КС РФ не являются чем-то эксклюзивным в сравнении с зарубежной практикой судебного конституционного контроля.

Так, судьей Конституционного Суда Республики Перу должен являться гражданин Перу по рождению в возрасте не моложе 45 лет, имеющий опыт работы в качестве судьи Верховного или Высшего Суда, Верховного или Высшего прокурора не менее 10 лет (при этом судьи и прокуроры не должны находиться в этих должностях в течение минимум за год до избрания судьей КС), или занимавшийся адвокатской практикой либо преподавательской деятельностью на юридическом факультете университета не менее 15 лет.

В числе анкетных формализованных требований к судьям конституционных судов, отличающихся от требований к нашим судьям, можно назвать, в частности: для КС Республики Армения -- владение армянским языком; для КС Республики Беларусь -- наличие, как правило, ученой степени; для судей федерального КС ФРГ -- обладание правом быть избранным в Бундестаг; для КС Монголии необходим опыт политической и юридической деятельности, и т. д.

Сами же дополнительные требования (которые можно назвать формализованными требованиями анкетного характера) к судье КС РФ, названные выше и закрепленные сегодня в действующей редакции ст. 8 ФКЗ о КС РФ, появились не раз и навсегда. Статьей 12 Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» от 12 июля 1991 г. (что вытекало из поправок в Конституцию РСФСР от 15 декабря 1990 г.) было установлено, что судьей Конституционного суда РСФСР мог быть избран гражданин РСФСР, достигший ко дню выборов возраста не менее 35 лет и не более 60 лет, обладающий обширными познаниями в области права, высокой квалификацией и моральными качествами, необходимыми для исполнения должности судьи Конституционного Суда РСФСР, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет. Изменения в данный закон от 25 февраля1993 г. и от 19 марта 1993 г. изложенную редакцию ст. 12 не затронули.

В действующем с 1994 г. ФКЗ о КС РФ формализованные требования к судье КС РФ неоднократно также менялись. Речь идет, прежде всего о требованиях к возрасту и сроку полномочий судьи, поскольку требования безупречной репутации и обладание признанной высокой квалификацией в области права явно носят оценочный характер и какой-либо объективной градации не имеют, а посему практически не менялись.

Рассматривая жалобы на введение предела занятия должности судьи -- достижения 70-летнего возраста -- для тех судей, которые на должность судьи назначались без какого-либо возрастного ограничения, КС РФ в Определении от 11 марта 2005 г. № 3-О указал, что введение такого возрастного предела и распространение его на судей, назначенных на должность без определения конкретного срока полномочий, не противоречит конституционному принципу несменяемости судей -- нарушением данного принципа было бы распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, меньший по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны.

Естественным при таких условиях представляется вывод Клеандрова М.И.о возможности федерального законодателя снова устранить для судей КС РФ, да и для судей других федеральных судов, барьер в виде запрета по достижении 70-летнего возраста продолжать осуществление правосудия, подтверждением чему служит устранение такого барьера в результате внесения изменения в ФКЗ о КС РФ от 3 ноября 2010 г. в отношении председателя КС РФ.

Ушедший в отставку судья КС РФ, как и судья любого иного суда (если это произошло не в порядке дисциплинарного наказания), не теряет автоматически статус судьи -- он становится судьей в отставке, за ним сохраняются статус судьи, гарантии личной неприкосновенности, принадлежность к судейскому сообществу и обеспечивается надлежащее материальное содержание. Но в то же время сохранение статуса судьи означает -- в том числе и для судьи КС РФ в отставке -- необходимость соблюдать установленные законом (прежде всего -- Законом о статусе судей) ограничения.

Правовой компонент статуса судьи КС РФ, прежде всего закрепленный в ФКЗ о КС РФ, содержит нормы как содержательного свойства (например, о том, что судье КС РФ по представлению Председателя КС РФ в течение шести месяцев после назначения его на должность Президентом РФ присваивается высший квалификационный класс судьи; о гарантиях независимости судьи КС РФ; о его несменяемости; о его неприкосновенности; о равенстве прав судей КС РФ; о его праве на отставку и пр.), так и запретительного характера.

Так, судья КС РФ, в силу ст. 11 ФКЗ о КС РФ, не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Госдумы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности; иметь частную практику; не может заниматься оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой (что к тому же не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи КС РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия КС РФ); не может входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей; не вправе, выступая в печати, иных СМИ и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение в вопросе, который может стать предметом рассмотрения в КС РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению КС РФ, до принятия решения по этому вопросу.

Основания же прекращения полномочий судьи КС РФ (в том числе в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны КС РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью; неучастия судьи в заседаниях КС РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин, и т. д.) исчерпывающ и (там их 13) закреплены в ст. 18 ФКЗ о КС РФ.

В компонент данного правового уровня статуса судьи КС РФ также входят и процедуры приостановления и прекращения полномочий судьи КС РФ, закрепленные в ст. 17 и 18 ФКЗ о КС РФ, причем следует отметить, что данные процедуры серьезно отличаются от аналогичных процедур в отношении иных судей -- там определяюще значимую роль играют квалификационные коллегии судей, в комплектовании которых судьи КС РФ, являющиеся при этом членами судейского сообщества, не участвуют, и юрисдикция которых на судей КС РФ, соответственно, не распространяется (эту роль в ряде моментов выполняет сам судейский состав КС РФ).

В рамках данного компонента стоит отметить и отсутствие в настоящее время у судьи КС РФ (равно -- у нескольких судей КС РФ совместно, а также всего состава судей КС РФ) права на конституционную жалобу -- обращение в КС РФ -- по любому вопросу и в любой форме. Одновременно это означает отсутствие у КС РФ права принимать какое-либо дело (вопрос) к рассмотрению по собственной инициативе. Между тем иногда такая потребность есть, причем в отдельных, редких случаях -- острая и насущная, когда только КС РФ может своим решением решить ту или иную конституционно значимую проблему. Право принимать к рассмотрению по собственной инициативе дело было у КС РФ по Закону о КС РФ от 12 июля 1991 г. (ст. 74, п. 2 и 3), но, по всей видимости, после известных событий 1993 г. в ФКЗ о КС РФ 1994 г. оно не было закреплено, толчком к чему, вероятно, послужили Предложения Научно-консультативного совета при КС РФ о конституционном правосудии в РФ от 19 октября 1993 г., где в число прочих изменений в организации и полномочиях Суда предлагалось предусмотреть "недопустимость возбуждения какого бы то ни было дела по инициативе самого суда или судей" (и где также указывалось, относительно состава КС РФ, что "было бы логично произвести новое назначение всех его членов в соответствии со вновь установленным порядком назначения», но эта рекомендация не была воспринята).

Третьим уровнем правового компонента статуса судьи КС РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы : Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и (в незначительной мере) несколько иных. Поскольку в ФКЗ о КС РФ положения статусного -- о судьях -- характера занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей КС РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи КС РФ к уголовной (закреплено, в частности, что решение по вопросу возбуждения уголовного дела в отношении судьи КС РФ либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается председателем Следственного комитета РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи КС РФ признаков преступления и с согласия КС РФ) и к административной (закреплено, в частности, что решение о привлечении судьи КС РФ к административной ответственности принимается судебной коллегией в составе трех судей Верховного суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ) ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи КС РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно-розыскных мероприятий и пр.

Многие иные содержательные положения Закона о статусе судей распространяются в полной мере либо в мере, оставшейся неурегулированной ФКЗ о КС РФ, на судей КС РФ -- это обширная регламентация требований, предъявляемых к судье (ст. 3); регламентация порядка и содержание представления сведений о доходах судьи, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера и т. д. (ст. 8.1), и пр.

Естественно, ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ "О противодействии коррупции», как повлекший серьезные изменения в ФЗ о статусе судей в подавляющей своей части распространяется и на судей КС РФ.

Поскольку судьи КС РФ, как и все иные судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, являются членами судейского сообщества страны с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (и то за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом в отставку), для выявления особенностей правового положения судьи КС весьма значимым является анализ соответствующих -- распространяющихся на судей КС РФ -- положений ФЗ об органах судейского сообщества.

Среди перечисленных в п. 2 ст. 3 этого закона названных органов в отношении судей КС РФ действуют: Всероссийский съезд судей; Совет судей РФ; общее собрание судей. А закрепленные в ст. 4 этого закона основные задачи органов судейского сообщества (содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики) решаются судьями КС РФ как непосредственно, так и через делегируемых на Всероссийские съезды судей и в Совет судей РФ своих представителей -- судей, избираемых по закрепленным в этом законе нормам представительства.

Правовое положение судьи КС РФ определяется и иными федеральными законами (в той мере, в которой оно не определяется названными ФКЗ и ФЗ), в том числе ТК РФ -- ст. 22 Закона о статусе судей (в редакции от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) прямо указывает: «Законодательство о труде РФ распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим законом».

Те или иные статусные особенности правового положения судьи КС РФ (или грани этих особенностей) определяются указами Президента РФ. Это не только акты кадрового характера (например, ныне утративший силу Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2289 предусматривал, что предварительный отбор кандидатов на должность судей КС РФ осуществляется Всероссийским съездом судей и Министерством юстиции РФ, которые формируют самостоятельные списки кандидатур, при этом в каждый список должны включаться по две кандидатуры на каждую вакантную должность), но и акты, направленные на обеспечение независимости судей КС РФ, например Указы от 14 сентября 1995 г. № 941, от 7 февраля 2000 г. № 306, от 23 декабря 2007 г. № 1741.

Моральный и этическо-нравственный компонент статуса любого российского судьи, включая судью КС РФ, базируется как на соответствующих нормативно-правовых предписаниях, так и на корпоративных актах судейского сообщества. Так, Бангалорские принципы поведения судей, утвержденные 25-26 ноября 2002 г. Комиссией ООН по правам человека, включают в себя независимость, беспристрастность, честность, соответствие установленным требованиям, достойное поведение, равенство, компетенцию и добросовестность. Для российских судей, в том числе судей КС РФ, основополагающим в этом вопросе служит Кодекс судейской этики, утвержденный VI11 Всероссийским съездом судей в 2012 г. (он пришел на смену Кодексу чести судьи, но в 2008 г. VII Всероссийским съездом судей было принято решение о необходимости выработки новой редакции Кодекса). Главное требование российского Кодекса судейской этики заключается в том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществления правосудия. Весьма значительную роль в этом компоненте статуса судьи играет присяга. Следует обратить внимание на содержательную разницу в формулах присяги судьи КС РФ и судьи любого иного федерального суда страны. Присяга судьи КС РФ содержит такие слова: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи КС РФ, подчиняясь при этом только Конституции РФ, ничему и никому более (ст. 10 ФКЗ о КС РФ). При этом процедура принесения этой присяги судьей КС РФ детально регламентирована специальным актом -- Порядком приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 25 октября 1994 г. № 227-СФ). Текст же присяги иного федерального судьи таков: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст. 8 Закона о статусе судей). Базовое и естественное различие здесь состоит в том, что судья КС РФ подчиняется только Конституции РФ, а судья иного федерального суда -- только закону (видимо, отталкиваясь от разницы в этих формулах, в юридической среде сформировалось утверждение: «Все судьи судят людей, а судьи КС РФ судят закон») .

ЗАКЛ ЮЧЕНИ Е

Конституция РФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст.125), суды общей юрисдикции (ст.126), арбитражные суды (ст.127). Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть и которые осуществляют ее на профессиональной основе.

Для них устанавливаются повышенные цензы. Так, например, судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России в возрасте не менее 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Им может стать только человек с безупречной квалификацией (ст.8 Закона о Конституционном Суде).

Судья должен соответствовать высоким профессиональным и нравственным стандартам, которые сформулированы непосредственно в законе и потому приобретают правовое значение. Судья как личность должен быть справедлив, честен, добросовестен, объективен, беспристрастен, обладать развитым чувством совести. Он должен оберегать свое достоинство и достоинство всего судейского сообщества (см. ст. 3 Закона о статусе судей).

Таким образом, судья-носитель судебной власти (ст. 1 Закона о статусе судей), и его профессиональные и нравственные качества невозможно разделить.

Изучив Конституцию Российской Федерации и Федеральный конституционный закон, а также специальную литературы по данной теме, я пришла к выводу, что данный вопрос о статусе судьи является достаточно разработанным, однако, как и в любой другой области законодательства, здесь существуют недоработанные вопросы и проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗ ОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

2. Федерально-конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 №1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) // «Собрание законодательства Российской Федерации», 25.07.1994, №13. ст. 1447

3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 25.12.2012) "О судебной системе Российской Федерации" //"Собрание законодательства РФ", 06.01.1997, N 1, ст. 1.

4. Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

6. Журнал «Судья»

7. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / под ред. М.М. Славина. М.: НОРМА, 2008. 448 с. стр.44/ СПС «Консультант Плюс

8. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей в Российской Федерации. Вып. 4:В 2 кн. Кн. 1. -- М., 2008. С. 390.

9. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ (ред. от 06.12.2011) "Об арбитражных судах в Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1589.

10. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 5.12.2012) "О военных судах Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3170

11. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ (ред. от 01.12.2012) "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"//"Российская газета", N 29, 11.02.2011, "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 898.

12. Отечественная конституционная юстиция: история и современность. Доку-менты и материалы (1988--2010 г.) / под общ. ред. А.А. Клишаса, С.М. Шахрая. -- М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 533.

13. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ в (ред. от 29.12.2012) "О противодействии коррупции"// Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228.

14. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 02.10.2012) "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 18.03.2002, N 11, ст. 1022,

15. Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 9. Ст. 698.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Конституционный Суд Российской Федерации как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Закон о статусе судей. Полномочия и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2012

    История становления Конституционного суда Российской Федерации, порядок формирования, состав и структура, правовые основы. Особенности статуса судьи. Принципы деятельности, организация и полномочия, решения Конституционного суда Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2016

    Понятие, полномочия, порядок формирования и состав Конституционного Суда Российской Федерации. Организация деятельности и структура Конституционного Суда. Обращение, разбирательство и принятие решений в Конституционном Суде Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2010

    Образование Конституционного Суда Российской Федерации. Порядок назначения судей, состав Конституционного Суда. Принципы конституционного судопроизводства, его организационные формы и структура. Статус и полномочия судей. Стадии производства по делам.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2015

    Понятие и компетенция Конституционного Суда Российской Федерации. Характеристика судейского состава Конституционного Суда. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи. Порядок избрания председателя Конституционного Суда и его заместителя.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2014

    Сущность, основные принципы конституционности, законности и правопорядка. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации. Гарантии деятельности и полномочия. Статус судей Конституционного суда РФ. Принципы независимости и гласности.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Роль решений Конституционного Суда Российской Федерации в осуществлении правосудия. Механизм принятия и юридическая сила решения Конституционного Суда. Проблемы разъяснения решений Конституционного Суда Российской Федерации как формы правотворчества.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2011

    Механизм принятия, практика и юридическая сила решений Конституционного Суда Российской Федерации, их роль в осуществлении правосудия. Постановление, заключение или определение Конституционного Суда, его законность, обоснованность и безусловность.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2015

    Конституционно-правовые основы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, его структура и организация деятельности. Место Конституционного Суда России в законодательном процессе.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2014

    Нормативная правовая регламентация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Суды общей и арбитражной юрисдикции как инициаторы конституционного судопроизводства. Определение места Конституционного Суда РФ в российской судебной системе.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме