Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект урока на тему "Фразеологизмы" (6 класс). Конспект урока на тему фразеология Конспект фразеологизмы

Тема урока: Фразеологизмы .

Цель урока: 1) Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи; содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать словарный запас школьников;

3) Воспитательная: способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование урока: тетради, учебники, раздаточный материал, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,

«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!»

Каждый хорошо владеющий родным языком прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему-то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы.

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II . Актуализация

Мы уже изучили много тем в разделе «Лексика». Давайте вспомним основные понятия.

Кстати, а что такое лексика?

1) Какие слова мы называем заимствованными? СЛАЙД 1

Найдите заимствованные слова и замените русскими. Запись слов парами.

* При проверке было выявлено немало дефектов. (дефект|недостаток)

* Он пишет мемуары.

* Ваши аргументы убедительны. (доводы)

* Все работали с энтузиазмом.(энтузиазм|азарт|воодушевление|восторг|горячность)

* Мы гордимся нашим голкипером. (вратарь)

Чем являются слова в каждой паре? Докажите.

2) Найдите устаревшие слова и замените современными. СЛАЙД 2

* Горят румянцем свежие ланиты.

* Построен град великий над Невой.

Почему вы смогли это сделать? (Архаизмы) А какие еще виды устаревших слов вы знаете?

3) По предложенному отрывку отгадайте, о какой профессии идет в нем речь. СЛАЙД 3 Записать.

* Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

* Лешему он [Римский-Корсаков] придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.

* - Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.

Что с ним?

Инфильтрат в левом легком под ключицей.

А сколько граммов стрептомицина вы уже. вкололи этому юноше?

Пятьдесят два. Роман Борисович.

Назначьте его на консультацию к Зацепиной. (По В. Владимирову).

Почему вам удалось так быстро справиться с заданием? Какие слова помогли? Что такое профессионализмы?

4) О каких изученных в этом разделе словах мы не упомянули? НЕОЛОГИЗМЫ. Что это за слова? Приведите примеры.

IV . Формирование новых понятий и способов действия

Фразеологизмы-

Кот в мешке - то, что покупают, приобретают и т. п., не зная ничего о качестве, полезности приобретаемого; псу под хвост, как кошка с собакой, палить из пушки по воробьям (Использовать чрезмерные средства для решения простых задач).

Работа по учебнику стр. 128-129

V . Применение. Формирование основных навыков и умений

Упр. 458 найдите Ф. Докажите. Как поняли смысл? С одним из них составьте предложение, запишите.

Мы увидели волка и задали стрекача. Запись на доске.

Давайте сделаем синтаксический разбор этого предложения. Но прежде узнаем, какую синтаксическую роль играют Ф? Правило стр. 129

1 ученик подчеркнет на доске.

Посмотрим, знакомы ли вы с Ф.

З а д а н и е №1 (устно) Запись.

Что не вырубишь топором? СЛАЙД 4

(Что написано пером, не вырубишь топором)

Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

На каких ножках избушка?

(Избушка на курьих ножках)

Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

Когда цыплят считают?

(Цыплят по осени считают)

Как вы думаете, почему Ф называют крылатыми выражениями?

Задание № 2 Соедините разбросанные части фразеологизмов.

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «. У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение)

«Кататься как сыр в масле»,

Замечательная, всем изобильная и удовольствованная жизнь

«Денег куры не клюют»

неимоверно много даже с избытком

Как кот наплакал».

Очень мало

После дождичка в четверг

неизвестно когда исполнится.

Знать назубок

превосходно выучить что-либо

Где раки зимуют

Проучить, жестоко наказать кого-либо

Запишем эти фразеологизмы.

Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю. Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.

Откуда можно узнать о происхождении Ф? Правильно, в специальном словаре, который так и называется - фразеологический.

Задание № 3

Выборочный диктант

. 1-ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой - «обманывать», 3-ий - «быстро» (категории прописаны на доске)

Сломя голову

Сидеть сложа руки

Во все лопатки

Водить за нос

Втирать очки

Бить баклуши

Во весь дух

Вводить в заблуждение

Со всех ног

Высунув язык

Задание 3 № (слайд) Зоологическая страничка. вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

Голоден, как …(волк) -- Труслив, как...(заяц) -- Здоров, как …(бык) -- На ухо наступил… (медведь) -- Смотрит, как …(баран) на новые ворота -- Грязный, как … (свинья) -- Колючий, как … (еж)

А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями (Н-р Хитёр как лиса

Изворотлив как уж

Надут как индюк

Нем как рыба

Грязный как свинья

Упрям как осёл

Болтлив как сорока

Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением (у доски один человек).

Задание № 4 Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар-т Синонимы; 2 вариант - антонимы)

(Задание 4 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)

1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят

2) кто во что горазд 2) в двух шагах

3) как снег на голову 3) куры не клюют

4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова

5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба

6) куда ноги несут 6) ни то ни сё

7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство

8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши

9) доводить до белого каления 9) как мел

Задание № 5 . Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)

скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову

(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. соврем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах ).

5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя исамостоятельно продолжают фразеологизм:

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …;взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

V . Этап информации о Д\З

П. 25 , продолжить рассказ.

Мир Зацепочкина.

Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был - как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть , как вырос сынок, пора в школу отправлять.

В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней - надпись: «Зовут его Антошка - зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух , а на уроках молчит, как рыба . Зато на бабушку рычит, как лев , с сестрой он - крокодил, а перед директором дрожит, как заяц . Но вокруг мамы ходит, как лиса , потому что мама покупает ему игрушки!»

Да, на уроках наш герой бил баклуши , …..

VI . Этап рефлексии

Оценки за урок

Чему был посвящен наш урок?

Что такое Ф?

Что вы о них узнали?

А на следующем уроке мы узнаем, на какие группы делятся Ф по своему происхождению. Будем учиться различать их.

Тема урока: Фразеологизмы (слайд 1)

Цель и задачи урока (слайд 2)

Цель урока: формирование представления о фразеологизме как единице языка, особенностях его строения и употребления в речи

Задачи урока:

Образовательная задача:

Сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи

Развивающие задачи:

Развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

Формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц; - обогащать словарный запас школьников;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Фразеологизмы», опросные карточки, учебники «Русский язык» 6 класс./ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2011, словари, рабочие тетради для индивидуальной работы учащихся во время урока.

Предполагаемые результаты урока:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «фразеологизм» и определить его признаки.

2. Учащиеся могут подбирать фразеологизмы для характеристики различных явлении и действий.

План урока: (слайд 3)

    Организационный момент, формулирование целей и задач урока (1 мин.).

    Словарная работа, актуализация знаний учащихся (5мин.).

    Проверка домашнего задания (3 мин.).

    Объяснение нового материала (12 мин.).

    Закрепление изученного материала (15 мин).

    Домашнее задание (2 мин.).

    Подведение итогов урока (2 мин.).

Ход урока

    Орг. момент – проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, формулирование целей и задач урока.

    Словарная работа (с комментированием) – индивидуальная работа по опросным карточкам – 4 ученика, остальные учащиеся – фронтальный опрос

Поражать, бордовый, перила, терраса, исчезать, пропадать, солдат, изобретение, доллар, атмосфера, реформа.

    Проверка домашнего задания, фронтальный опрос учащихся (слайд 4).

Какие слова называют устаревшими?

Где можно встретить устаревшие слова?

Какая пометка делается в словарях для обозначения устаревших слов?

Что такое неологизмы?

Почему появляются неологизмы?

    Объяснение нового материала

Учитель: Ребята, мы сегодня познакомимся с новым понятием «Фразеологизмы». Для того, чтобы понять что это такое прочитайте стихотворение на слайде (слайд 5).

За деревней пугало

Шло походкой бравою,

Шло по полю пугало

С ГОЛОВОЙ ДЫРЯВОЮ

Опадал осенний лист,

Ветры в дырки дули,

И летел весёлый свист

Из пустой кастрюли.

В чаще что-то ухало.

С неба моросило.

Шло куда-то пугало,

А куда-забыло….

Бодро топало вперёд,

К северу ли, к югу-

То ли к бабке в огород,

То ли в гости к другу.

Шло по скошенной траве….

Славно жить на свете,

Если пусто в голове-

Только дождь и ветер!

- Как вы думаете, что означает выражение «ГОЛОВА ДЫРЯВА Я?»

Ученики отвечают, что так говорят о человеке с плохой памятью.

Учитель разбирает с учениками выражения: голова дубовая, голова садовая, голова соломенная, пустая голова (слайд 6) .

Давайте прочитаем определение понятия «Фразеологизмы» в учебнике «Русский язык» на странице 46 (слайд 7):

Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Фразеологизмы - устойчивые, веками сложившиеся сочетания слов. Эти словосочетания в обычной речи не допускают никаких вариантов.

Во фразеологизме всё сочетание слов имеет одно значение, а в свободном словосочетании каждое слово имеет своё значение.

Свободное словосочетание - «надул шар, надул лодку» - могут сочетаться с другими словами: большой шар, моторная лодка.

А «надул губы» - фразеологизм, он обозначает «обиделся».

Сравните предложения:

Майор заткнул пистолет за пояс

В спортивных состязаниях наши ребята заткнули за пояс противника

В каком из них выражение «заткнуть за пояс» является фразеологизмом, а в каком свободным сочетанием?

Физкультминутка (слайд 8)

Ребята, а теперь давайте немножко отдохнем и разомнемся. Я буду вам читать стихотворение, а вы выполняете всё также, как написано в стихотворении:

Аты-баты, шли солдаты-

Выше ногу, взвод!

Вышли мы из-под лопаты

И пошли в поход!

Впереди шагал капрал-

Голова с ботвою.

А за ним шагал весь взвод

С песней боевою:

Раз-картошка,

Два-картошка,

Выступаем в путь:

Нос-картошкой, рот-картошкой

И картошкой-грудь!

По тропинке огородной

Вел их командир.

И сиял на всех походный

Новенький мундир.

Запевай громче песнь,

Шаг держите шире!

Не уроним нашу честь-

Честь у нас в мундире;

Раз-картошка,

Два-картошка,

Выступаем в путь:

Нос-картошкой,

Рот-картошкой

И картошкой грудь!

Аты-баты,шли солдаты

В кухню на заре….

А потом пошли в салаты,

В чипсы и в пюре.

Видел много я вояк.

Я и сам задира!

Но картошка лучше так.

В масле. Без мундира.

Отдохнули? А теперь скажите, о каком фразеологизме идёт речь? (картошка в мундире).

Продолжаем урок.

Откройте учебник, выполните упражнение № 98 и ответьте на вопрос «Почему девочка не поняла маму?».

А теперь заглянем во «Фразеологический словарь русского языка», прочитаем несколько фразеологизмов и узнаем их лексическое значение.

5. Закрепление полученных знаний

Представьте, что в сказке вместо «Змей Горыныч унёс царевну за тридевять земель» говорилось бы «Змей Горыныч унёс царевну далеко». В каком варианте чувствуется больше волшебства, загадочности?

Выполните задание упражнения № 100 и прокомментируйте получившиеся у вас предложения (слайд 9) .

6. Рефлексия (слайд 10)

Что нового узнали о фразеологических оборотах?

- Какую роль играют фразеологизмы в речи?

- Для чего фразеологизмы используются в речи?

7. Выставление оценок за урок

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

8. Домашнее задание (слайд 11).

1) Проектная работа. Выберите фразеологизм, опишите историю его появления, нарисуйте его, используя словари, исторические источники, Интернет.

2) Выполните упражнение № 99, запишите фразеологизмы и объясните их.

Список источников:

    Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2011.

    Усачев А. Великий могучий русский язык. - М.: Дрофа Плюс, 2012.

    Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся / Жуков В. П. - М.: Просвещение, 2005.

    http:// Foto-tur.ru

    Конспект урока на тему: «Фразеологизмы»

    Дата: 12 февраля 2013 год Класс, предмет: 8 класс, русский язык

    Учебник: для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов

    Место в теме: первый урок

    Цель: познакомить детей с новым понятием в русском языке: фразеологизм, научить находить их в тексте и объяснять лексическое значение.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Формы работы: индивидуальная, парная.

    Оборудование: компьютер, проектор, презентация

    Раздаточный материал: дидактические карточки.

    Ход урока.

    1. Организация класса.

    2.Новый материал.

    Сегодня мы узнаем значение нового слова – фразеологизмы. Это устойчивые сочетания слов. Живут-поживают слова-детали. Ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний. Но в какой-то момент, когда возникает необходимость, слова сливаются в неделимые словосочетания-фразеологизмы.

    Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь ; слова: как, сквозь, землю, провалиться и фразеологизм как сквозь землю пролиться.

    Русский язык богат фразеологическими оборотами. Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее, ярче выражает он свои мысли.

    Каждый фразеологизм имеет свою историю возникновения, значение любого из них можно найти в специальном словаре фразеологизмов. (Показать такой словарь)

    Спустя рукава

    Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивали перед работой. Отсюда засучив рукава – значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускали, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает плохо, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава – значит, небрежно, кое-как.

    3.Фразеологическая физкультминутка

      Найдите в каждой строке фразеологизм и объясните его значение:

      вешать картины, вешать портьеры, вешать голову - (расстроиться);

      сесть на стул, сесть на землю, сесть в калошу – (опозориться);

      точить ножницы, точить лясы , (болтать), точить топор;

      бить стёкла, бить посуду, бить баклуши – (бездельничать).

    4.Первичное закрепление нового материала.

    Задание 1.Долина поэтов

    Послушайте четверостишие, подберите нужные слова и добавьте их.

    Дружнее этих двух ребят

    На свете не найдёшь.

    О них обычно говорят…

    (Водой не разольёшь).

    Мы исходили городок

    Буквально вдоль и поперёк,

    И так устали мы в дороге,

    Что еле…(волочили ноги).

    Товарищ твой просит украдкой

    Ответы списать из тетрадки.

    Не надо, ведь этим ты другу

    Окажешь …(медвежью услугу).

    Задание 2. Что бы это значило?

    Объясните лексическое значение фразеологизма.

    Кот в мешке (неизвестное);

    лезть в бутылку (провоцировать ссору);

    погнаться за длинным рублём (меркантильный интерес);

    спать без задних ног (крепко);

    провалиться сквозь землю (стыдиться);

    тянуть кота за хвост (делать что-то медленно, нерешительно); терять голову (идти на поводу у своих эмоций, безрассудно); писано вилами на воде (неизвестно);

    быть на седьмом небе (большая радость);

    вешать лапшу на уши (врать); выйти из себя (разозлиться); точить зуб (сердиться);

    нужно как рыбе зонтик (абсолютно не нужно).

    Задание 3. Творческая мастерская.

    К толкованию подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

    1. О том, кто часто меняет свои решения.

    2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

    3. Об очень дальних родственниках.

    4. О болтливом человеке.

    5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

    Фразеологизмы

      У него семь пятниц на неделе.

      Фома неверующий.

      Седьмая вода на киселе.

      У него язык без костей.

      Между двух огней.

    Задание 4. Сортировочная станция

    Запишите фразеологизмы по группам:

    а) выражающие радость, счастье;

    б) выражающие недоверие, недоумение.

    Воспрянуть духом.

    Глазам своим не верить.

    Как баран на новые ворота.

    На верху блаженства.

    Не укладывается в голове.

    Развести руками.

    Ума не приложу.

    Скажи на милость.

    К предложенным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

    Рукой подать. (Близко)

    С первого взгляда. (Сразу)

    С горем пополам. (Кое-как)

    Затаив дыхание. (Осторожно)

    На каждом шагу. (постоянно)

    Опустить руки. (Расстроиться)

    Чёрным по белому. (Очевидно)


    5.Проверка знаний.

    Самостоятельная работа

    Выписать из стихотворения как можно больше фразеологизмов.

    Как работает слово?

    Бывает частенько, что слово одно,

    Но очень по-разному служит оно.

    Примеры тут можно найти без труда,

    Возьмём хоть короткое слово «вода».

    Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

    С тех пор уж немало воды утекло.

    О смелом мы вправе сказать наперёд:

    «Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»

    А гуси и утки – сухие всегда.

    Заметили люди: «Как с гуся вода»,

    Случилось с тобою: ты правил не знал,

    Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

    Лентяй отдыхает, а время идёт-

    Сказать болтуну мы порою не прочь:

    «Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!

    Не прочь и другому сказать невзначай:

    «Довольно лить воду! Ты дело давай!»

    Работать впустую!.. Что скажут потом?

    Не дело, мол, воду носить решетом!

    Стихи я пишу, не жалея труда,

    Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

    (В. Суслова)

    Ответы: 9 фразеологизмов

      Воды утекло.

      Сквозь огонь и сквозь воду пройдёт.

      Как с гуся вода.

      Воды в рот набрал.

      Под камень лежачий вода не течёт.

      Воду-то в ступе толочь.

      Лить воду.

      Воду носить решетом.

      В стихах-то вода.

    Самостоятельная работа

    Кашу маслом не испортишь

    Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят,- сказала мама. А Саша стучит.

    Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит.

    Как об стенку горохом, - говорит бабушка.

    Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

    Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

    Отдай!

    Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

    Саша заплакал.

    Я машину чиню.

    А бабушка:

    Всему своё время.

    Зачем молоток унесла7

    Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

    Не все: мы не спим.

    Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

    Папа сказал:

    Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

    А бабушка говорит:

    Кашу маслом не испортишь.

    Ответы:

      Кашу маслом не испортишь.

      Как об стенку горохом.

      Хоть кол на голове теши.

      Сказано – сделано.

      Не видать как своих ушей.

      Всему своё время.

      Ему про Ерёму, а он про Фому.

      Как с Луны свалился.

      Русским языком сказано.

      Воду в ступе толочь.

    Самостоятельная работа

    Найдите в рассказе и выпишите 10 фразеологизмов.

    Попались на удочку

    Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

    Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. «Вот пустомеля, - возмутился дед, - всё время кому-нибудь морочит голову».

    У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. «Ничего, братишка, - успокоил нас дед, - со мной пойдёте». И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

    Ответы

      Попались на удочку.

      Пальчики оближешь.

      Развесить уши.

      Потерять голову.

      Собаку съесть.

      Одним духом.

      Морочить голову.

      Плакать в три ручья.

      Не в своей тарелке.

      Ни в сказке сказать, ни пером описать.

    1. БРАТЬ БЫКА ЗА РОГА (действовать решительно)

    2. ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА (сильно преувеличивать)

    3. РАЗВЕСИТЬ УШИ (слушать чужие разговоры)

    4. НАВРАТЬ С ТРИ КОРОБА (очень много)

    5. ДЕЛИТЬ ШКУРУ НЕУБИТОГО МЕДВЕДЯ (делить что-то заранее)

    6. ВОДИТЬ ЗА НОС (обманывать)

    7. ТИПУН НА ЯЗЫК (чтобы не сбылось сказанное)

    9. НОСИТЬ ВОДУ РЕШЕТОМ (делать заранее пустое и безрезультативное дело)

    10. ПРОЖУЖЖАТЬ ВСЕ УШИ (надоесть постоянными разговорами об одном и том же)

    11. ЩЕКИ ГОРЯТ (чаще всего щеки краснеют от стыда или смущения)

    Тема урока : «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

    Класс: 6

    Предмет: русский язык

    Тип урока: урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний.

    Цели урока : обеспечить возможность усвоения материала по теме «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

    Задачи:

    • обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология»;
    • сформировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи;
    • развить умение работать с фразеологическим словарем.

    Ход урока.

    1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности).

    Здравствуйте, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

    Как много улыбок засветилось. Спасибо!

    А это мое настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

    1. Актуализация знаний.

    - Ребята, откройте тетради, запишите число и тему нашего сегодняшнего урока.

    - Итак, перед тем как мы приступим к работе по данной теме, я предлагаю вам выполнить «инвентаризацию знаний», т. е. определить, что мы уже знаем по данной теме, спрогнозировать, на какие вопросы предстоит ответить, а в конце урока подвести итог - удалось ли найти ответы на поставленные вопросы, какое приращение знаний произошло. Для этого предлагаю заполнить вам следующую таблицу:

    - Ребята, посмотрите внимательно на тему нашего урока и скажите, что вы уже знаете о фразеологии?

    Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

    А что такое фразеологизмы?

    Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Например: сбиться с ног, обвести вокруг пальца.

    Каким членом предложения является фразеологизм?

    Фразеологизм является одним членом предложения.

    Что еще вы можете сказать о фразеологизмах? Посмотрите на подсказку на слайдах.

    Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом, например:

    Зарубить на носу – запомнить;

    Как в воду глядеть – предвидеть;

    Кот наплакал – мало.

    - Как и слово, фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы, например: тертый калач – стреляный воробей (в значении «опытный человек»),

    Непочатый край (в значении «много») – раз-два и обчелся (в значении «мало»),

    Пустить петуха (в значении «поджечь») – пустить петуха (в значении «фальшиво спеть ноту»).

    - Итак, молодцы, ребята. Значит, всё, что вы мне сказали, мы можем смело записать в первую колонку нашей таблицы.

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    А сейчас давайте еще раз внимательно прочитаем тему урока и спрогнозируем, на какие еще вопросы предстоит нам ответить и чему научиться на сегодняшнем уроке.

    Мы сегодня должны ответить на вопрос: «Каковы источники происхождения фразеологизмов?», научиться правильно и уместно употреблять фразеологизмы в своей речи, пользоваться фразеологическим словарем.

    Хорошо, значит, вторая колонка у нас будет выглядеть так:

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

    2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

    3. Фразеологизм является одним членом предложения.

    4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

    5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

    Скажите, ребята, заполняя вторую колонку таблицы, какое действие в структуре урока мы выполнили?

    Определили цели нашего урока.

    III. Открытие нового знания.

    Вступительное слово учителя: Фразеологизмы – это особые обороты, которые являются одним из лучших украшений речи. Еще великий М. В. Ломоносов назвал устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Поэтому и родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далеких времен, в них выражен дух народа, его история, обычаи.

    «Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится», - говорят в народе. И, действительно, каждое выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание, часто в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

    Работа в группах. Группы получают задания:

    1-ая группа:

    - Прочитайте предложения, определите их жанр. Подчеркните сочетания слов, которые, по вашему мнению, являются фразеологизмами. Свое мнение обоснуйте.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Стреляного воробья на мякине не проведешь.

    Собака на сене лежит, сама не ест и другим не дает.

    Не в свои сани не садись.

    Вывод: Одним из источников фразеологизмов являются пословицы и поговорки.

    2-ая группа:

    - Прочитайте фразеологизмы. Подумайте, что их объединяет?

    Молочные реки, живая вода, красная девица, у разбитого корыта, Кощей Бессмертный, в бутылку загнать, а король-то голый!

    Вывод : Еще один источник фразеологизмов, присутствующих в нашей речи, – сказки. Наивные, интересные, добрые – они знакомы нам с самого детства, удивляя своей бесхитростной, но такой правильной моралью. Произошедшие из самых глубин народной мудрости, сказочные фразеологизмы не утрачивают своей актуальности и сегодня, активно применяясь в разговорной речи и литературе.

    3-я группа:

    - Что, по вашему мнению, дало жизнь следующим фразеологизмам:

    Блудный сын, всемирный потоп, всякой твари по паре, манна небесная, хлеб насущный, терновый венец, святая святых, Фома неверующий.

    Вывод : Библия – самая популярная книга человечества, многократно читаемая и повторяемая на церковных службах, на семейных чтениях. Библейские фразеологизмы часто присутствуют в нашей речи, привнося в нее высокую духовность и поучительный оттенок.

    4-я группа:

    С какими произведениями связаны такие выражения:

    Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, гордиев узел, геркулесов подвиг, прометеев огонь, рог изобилия.

    Вывод: Особую группу фразеологизмов составляют обороты, которые своими корнями уходят в глубину античной эпохи. Мифы Древней Греции, герои античной литературы – многие фразеологизмы нельзя понять и разгадать, не зная предысторию их появления. Источником таких фразеологизмов служит история и мифология. Зная причину возникновения фразеологизма, очень легко разгадать его смысл, удачно и в нужный момент вставить в речь.

    5-я группа:

    Подумайте, с какими профессиями связано возникновение следующих фразеологизмов, объясните их смысл :

    Играть первую скрипку.

    Через час по чайной ложке.

    Без сучка и задоринки.

    Шито белыми нитками.

    Доводить до белого каления.

    Вывод: Почти каждое ремесло, профессия оставили свой след во фразеологии.

    6-я группа:

    Прочитайте выражение, составьте с ним два предложения так, чтобы в первом предложении данное выражение было употреблено в прямом значении, а во втором - в переносном.

    Сматывать удочки.

    Вывод: Большинство фразеологических оборотов возникли в результате метафорического переосмысления свободных словосочетаний .

    Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. А сейчас давайте откроем учебники (стр. 107) и поработаем со схемой, данной в упр. 209. Рассмотрите схему. Определите ее тему. Где заключена главная информация, где – дополнительная? Опираясь на схему, расскажите, на какие две группы по происхождению делятся фразеологизмы русского языка. Приведите примеры. (Работа со схемой).

    IV. Комплексное применение знаний.

    Учитель: Вы хорошо поработали, значительно расширили свои теоретические знания о фразеологизмах. А теперь перейдём к практической части.

    Задание №1.

    Какое значение имеют фразеологизмы? (Открываются слайды – фразеологизмы в картинках).

    Море по колено – ничто не страшно.

    Мухи не обидит – кроткий человек.

    Как две капли воды – очень похожи друг на друга.

    Тянуть кота за хвост – надолго затягивать какое-либо решение или дело.

    Витать в облаках – мечтать.

    Не разлей вода – дружные ребята.

    Плясать под чужую дудку – беспрекословно выполнять волю.

    Водить за нос – обманывать.

    Сесть на шею – быть обузой для другого человека.

    Козел отпущения – …

    Рог изобилия -…

    На воре шапка горит - …

    Учитель: Иногда, ребята, бывает очень трудно определить значения некоторых фразеологизмов. Как вы думаете, почему? (Не знаем истории их возникновения).

    А что нам может прийти на помощь? (Словари).

    Правильно, о значении и истории возникновения фразеологизмов мы можем узнать в толковых словарях. Но еще существуют словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под ред. А. И. Молоткова, который лежит у вас на парте. Давайте поработаем с ним. Итак, предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории слов.

    Задание по рядам: первому ряду найти в словаре происхождение фразеологизма «козел отпущения», второму – «рог изобилия», третьему – «на воре и шапка горит».

    (Проверка выполненного задания. Обращаем внимание на пометы в словаре.)

    Учитель: Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Я вам сейчас прочитаю рассказ, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов.

    Кашу маслом не испортишь.

    Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама. А Саша стучит. Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит. Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток! Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. Отдай! Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал. Я машину чиню. А бабушка: Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят. Не все: мы не спим. Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать. Папа сказал: Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка. А бабушка говорит: Кашу маслом не испортишь.

    (Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)

    Учитель: Впереди нас ожидает еще одна преграда – это стих. В. Суслова « Как работает слово? Нам необходимо подобрать нужные фразеологизмы и добавить их в текст стихотворения. Подсказка: во всех фразеологизмах имеется слово «вода».

    Бывает частенько, что слово одно,
    Но очень по-разному служит оно.
    Примеры тут можно найти без труда,
    Возьмём хоть короткое слово «вода».
    Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
    С тех пор уж немало воды утекло.
    О смелом мы вправе сказать наперёд:
    «Такой
    сквозь огонь и сквозь воду пройдёт
    А гуси и утки-сухие всегда.
    Заметили люди: «
    Как с гуся вода ».
    Случилось с тобою: ты правил не знал,
    Молчал при опросе!
    Воды в рот набрал!
    Лентяй отдыхает, а время идёт-
    Под камень лежачий вода не течёт.
    Сказать болтуну мы порою не прочь:
    «Довольно, мол,
    воду-то в ступе толочь!
    Не прочь и другому сказать невзначай:
    «Довольно
    лить воду ! Ты дело давай!»
    Работать впустую!... Что скажут потом?
    На дело, мол,
    воду носить решетом!
    Стихи я пишу, не жалея труда,
    Чтобы вы не сказали:
    «В стихах-то вода».

    Учитель: А сейчас давайте проверим ваши знания, насколько расширился у вас словарный запас. Проведем дидактические игры:

    1. «Подберите фразеологизм».

    Как говорят

    О том, кто часто меняет свои решения;

    О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём – нибудь;
    о кротком и безобидном человеке;
    о болтливом человеке;
    о положении, когда опасность грозит с двух сторон;
    о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха.

    С одним из фразеологизмов придумайте и запишите предложение.

    2. «Шесть загадок волшебного сундучка» (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

    – Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

    • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
    • С этим овощем дружит горе. Что это?
    • В какой посуде чувствуют себя неловко?
    • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
    • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
    • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
    • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
    • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
    • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
    • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
    • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
    • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

    V. Итог урока (рефлексия деятельности)

    Учитель: А сейчас, ребята, настало время вернуться к нашей таблице, у нас осталась не заполнена 3-я колонка.

    Исследование какой темы вели на уроке?

    Удалось решить поставленные задачи?

    Как вы это докажите? (Заполнение таблицы)

    Знаю

    Хочу узнать

    Узнал

    1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

    2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

    3. Фразеологизм является одним членом предложения.

    4. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом.

    5. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы.

    1.Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь?

    2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи.

    3.Научиться пользоваться фразеологическим словарем.

    1.Все фразеологизмы делятся на исконно русские и заимствованные. Основными

    источниками фразеологизмов являются пословицы, поговорки, устойчивые сочетания из русского фольклора; сказки; древнегреческая мифология;

    Библия и Евангелие; метафорически переосмысленные свободные словосочетания и др.

    2.Составляли предложения с фразеологизмами, находили фразеологизмы в тексте, подбирали подходящие по смыслу фразеологизмы.

    3.Давали лексическое толкование фразеологизмов с помощью словаря.

    Где можно применить новые знания?

    Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

    Спасибо за урок!!! Молодцы!

    VI. ДЗ:

    Учитель: Выполнить понравившиеся задания в буклетах по фразеологии.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Фразеологические словари».

    Знаю Хочу узнать Узнал??? !!!

    Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

    как в воду глядеть – предвидеть; кот наплакал – мало; бить баклуши – бездельничать; Ловить рыбу в мутной воде – извлекать выгоду из чьих-либо затруднений. ?

    Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо, ведь этим ты другу, Окажешь медвежью услугу. ?

    тертый калач – стреляный воробей непочатый край – раз-два и обчелся пустить петуха – пустить петуха?

    Знаю Хочу узнать Узнал 1. Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. 2. Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. 3. Лексическое значение фразеологизма близко лексическому значению одного слова, поэтому его часто можно заменить одним словом или целым выражением. 4. Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы. Каковы источники или откуда приходят фразеологизмы в нашу речь? 2. Научиться использовать фразеологизмы в своей речи. 3. Научиться пользоваться фразеологическим словарем. ??? !!!

    Открываем новые знания.

    Пословицы и поговорки Свободные словосочетания Профессии Библия и Евангелие Древнегреческая мифология Сказки Источники фразеологизмов

    «Витать в облаках»

    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


    КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 КЛАСС)

    1. Название модуля: « Фразеологизмы. Источники фразеологизмов ».

    2. Интегрирующая дидактическая цель: сформировать представление учащихся о фразеологизмах и источниках их появления.

    3. Целевой план действий для учащихся:

      дать представление учащимся о фразеологизмах;

      познакомить учащихся с источниками происхождения фразеологизмов;

      развивать умение пользоваться словарем;

      развивать умение употреблять фразеологизмы в речи;

      воспитывать интерес к русскому языку.

    4. Банк информации: а) входной контроль.

    Уровень А.

        Что такое синонимы, антонимы, омонимы? (Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Антонимы - слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

    Альтернативный вопрос. Что такое слово? Что такое лексическое значение слова? (Слово - значимая единица языка, которая служит для наименования предметов, признаков, действий, количества. Лексическое значение - это то, что обозначает слово ).

    Уровень В.

    1. Чем диалектизмы отличаются от профессионализмов и жаргонизмов? (Диалектизмы, профессионализмы и жаргонизмы - все относится к необщеупотребительной лексике, т. е. использование их ограничено определенной областью употрбления. Диалектизмы - слова употребляемые только жителями той или иной области. Профессионализмы - слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии. Жаргонизмы - слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

    Альтернативный вопрос : задание уровня А.

    Уровень С.

        Чем архаизмы отличаются от историзмов? (Архаизмы и историзмы - это у старевшие слова слова, вышедшие из активного употребления. И сторизмы - слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений (например, кафтан, веретено). Архаизмы - слова, вышедшие из активного употребления в силу того, что были вытеснены словами более точными и удобными (например, чело - лоб, уста - губы )).

    Альтернативный вопрос : задание уровня В.

    б) объяснение нового материала (адаптировано для всех уровней).

    Фразеология - раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

    Фразеологизмы - это устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.

    Значение фразеологизмов разъясняется как в толковых словарях (там они обозначаются ◊), так и в специальных фразеологических словарях.

    Фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях. Они придают речи выразительность.

    Источники фразеологизмов

    По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие - заимствованными.

    Собственно русские фразеологизмы связаны с историей нашей Родины, с работой наших предков, с их обычаями, например: задать трепака, как у Христа за пазухой, один как перст . Многие возникли из пословиц: собаку съел, стреляный воробей ; художественных произведений: медвежья услуга, как белка в колесе .

    Фразеологизмы заимствовались также из древнеславянского языка: фома неверующий, манна небесная ; из мифов разных народов: ахиллесова пята, авгиевы конюшни.

    Примечание. Теоретическая информация представлена также в виде слайдовой презентации.

    в) закрепление ранее изученного материала.

    Уровень А.

    Задание 1.

    Цель:

    : даны картинки, подберите к каждой из них соответствующий фразеологизм. В случае затруднения используйте слова для справок. Объясните значение фразеологизмов.

    1


    2 3

    4

    5

    Слова для справок: заблудшая овечка; не разлей вода; как с гуся вода; крокодиловы слезы; перемывать кости.

    Ответ. 1 - как с гуся вода (не реагировать на замечания и упреки); 2 - не разлей вода (о неразлучных друзьях); 3 - перемывать кости (злословить, сплетничать); 4 - заблудшая овечка (человек, сбившийся с верного жизненного пути); 5 - крокодиловы слезы (неискренние сожаления, притворное сочувствие).

    Задание 2.

    Цель:

    Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). В случае затруднения используйте слова для справок. С одним из фразеологизмов составьте предложение.

        Делать из мухи слона.

        Кровь с молоком.

        Как две капли воды.

        Бить баклуши.

        Семи пядей во лбу.

        Зарубить на носу.

        Куры не клюют.

    Слова для справок: з апомнить, одинаковые, преувеличивать, очень умный, очень много, здоровый, бездельничать.

    Ответ. 1. Преувеличивать. 2. Здоровый. 3. Одинаковые. 4. Бездельничать. 5. Очень умный. 6. Запомнить. 7. Очень много.

    Задание 3.

    Цель:

    Методический комментарий для учащихся

    1. Хоть пруд пруди.

    А. Как гром среди ясного неба.

    2. Кто во что горазд.

    Б. Куда глаза глядят.

    3. Как снег на голову.

    В. Кто в лес, кто по дрова.

    4. Ни рыба ни мясо.

    Г. В двух шагах.

    5. Рукой подать.

    Д. Куры не клюют.

    6. Куда ноги несут.

    Е. Ни то ни сё.

    Ответ. 1Д, 2В, 3А, 4Е, 5Г, 6Б.

    Задание 4.

    Цель:

    Методический комментарий для учащихся

    1. Рукой подать.

    А. Грош цена.

    2. На вес золота.

    Б. Как кошка с собакой.

    3. В час по чайной ложке.

    В. Молоко на губах не обсохло.

    4. Песок сыплется.

    Г. Одержать победу.

    5. Душа в душу.

    Д. У черта на куличках.

    6. Потерпеть фиаско.

    Е. На всех парах.

    Ответ. 1Д, 2А, 3Е, 4В, 5Б, 6Г.

    Задание 5.

    Цель: развивать умение определять значение фразеологизмов; развивать творческие способности учащихся.

    прочитайте фразеологизмы, распределите их на три группы по значения: 1) «бездельничать»; 2) «обманывать»; 3) «быстро». Составьте с фразеологизмов из каждой колонки по одному предложению (всего 3 предложения).

    Сломя голову, сидеть сложа руки, во все лопатки, водить за нос, втирать очки, бить баклуши, во весь дух, вводить в заблуждение, со всех ног, высунув язык.

    «Бездельничать»

    «Обманывать»

    «Быстро»


    Ответ.

    «Бездельничать»

    «Обманывать»

    «Быстро»

    Сидеть сложа руки, бить баклуши.

    Водить за нос, втирать очки, вводить в заблуждение.

    Сломя голову, во все лопатки, во весь дух, со всех ног, высунув язык.

    Уровень В.

    Задание 1.

    Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.

    Методический комментарий для учащихся : даны картинки, завершите фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов.

    1


    Язык... 2 Проще …. 3 Плясать под …


    5 Ломать ….

    Ответ. 1 - язык заплетается (о том, кто говорит невнятно); 2 - проще пареной репы (очень просто, пара пустяков); 3 - плясать под чужую дудку (безоговорочно подчиняться кому-то); 4 - ход конем (хорошо продуманный шаг, неожиданный для противника); 5 - ломать копья (бороться за что-то, с жаром спорить о чем-то).

    Задание 2.

    Цель: совершенствовать навыки объяснения фразеологизмов, развивать навык составления предложений, развивать навык употребления фразеологизмов в речи.

    Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С одним из фразеологизмов составьте предложение.

    1. Зеница ока.

    2. С крепя сердце.

    3. Морочить голову.

    4. Кожа да кости.

    5. Бить ключом.

    6. Как белка в колесе .

    Ответ. 1. Самое важное. 2. Нехотя, против своей воли делать что-либо. 3. Отвлекать от основного пустыми разговорами. 4. Очень худой. 5. Активно, энергично проявлять себя. 6. Быть в постоянных заботах, хлопотах.

    Задание 3.

    Цель: совершенствовать навык подбора синонимов.

    Методический комментарий для учащихся : установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму синоним.

    1. С пустыми руками.

    А. Приводить в бешенство.

    2. Ни кровинки в лице.

    Б. Не покладая рук.

    3. Доводить до белого каления.

    В. Несолоно хлебавши.

    4. Засучив рукава.

    Г. Вешать нос.

    5. Пасть духом.

    Д. На ладан дышит.

    6. Еле-еле душа в теле.

    Е. Как мел.

    Ответ. 1В, 2Е, 3А, 4Б, 5Г, 6Д.

    Задание 4.

    Цель: совершенствовать навык подбора антонимов.

    Методический комментарий для учащихся : установите соответствие между фразеологизмами из правого и левого столбика. Подберите к каждому фразеологизму антоним.

    1. Гол как сокол.

    А. Из рук валится.

    2. Верста коломенская.

    Б. Ума палата.

    3. В руках горит.

    В. Денег куры не клюют.

    4. Без царя в голове.

    Г. Сто лет в обед.

    5. Появиться на свет.

    Д. Мужичок с ноготок.

    6. Без году неделя.

    Е. Уйти в мир иной.

    Ответ. 1В, 2Д, 3А, 4Б, 5Е, 6Г.

    Задание 5.

    Цель: развивать умение находить фразеологизмы в текстах; развивать творческие способности учащихся.

    Методический комментарий для учащихся: прочитайте текст. Найдите и выпишите из него 10 фразеологизмов. Составьте с 2 из них предложения.

      Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, - сказала мама.

    А Саша стучит.

      Прекрати стук! – сказал папа.

    А Саша стучит.

      Как об стенку горох, - говорит бабушка. Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!

    Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

    • Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

    Саша заплакал.

      Я машину чиню.

    А бабушка:

      Всему своё время.

      Зачем молоток унесла?

      Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.

      Не все: мы не спим.

      Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

    Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».

    Ответ . Кашу маслом не испортишь; как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано – сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился; русским языком сказано; воду в ступе толочь.

    Уровень С.

    Задание 1.

    Цель: совершенствовать умение подбирать фразеологизмы.

    Методический комментарий для учащихся : даны картинки, подберите к ним соответствующие фразеологизмы. Объясните значение фразеологизмов. Составьте с ними предложения.



    Ответ. 1 - как за каменной стеной (под надежной защитой); 2 - проглотить пилюлю (молча, терпеливо снести обиду, оскорбление); 3 - держать камень за пазухой (затаить зло на кого-либо); 4 - спустя рукава/засучив рукава (работать кое-как, без особого усердия и старательности / работать хорошо, старательно); 5 - играть в кошки-мышки (подвергать себя излишнему риску, поступать неосмотрительно).

    Задание 2.

    Цель: совершенствовать навыки объяснения фразеологизмов, развивать навык составления предложений, развивать навык употребления фразеологизмов в речи.

    Методический комментарий для учащихся : перед вами фразеологизмы, замените каждый фразеологизм одним словом (словосочетанием). С двумя из фразеологизмов составьте предложение.

        Палец о палец не ударит.

        Взять голыми руками.

        Делать из мухи слона.

        Вывести на чистую воду.

        Бросать слова на ветер.

        Ждать у моря погоды.

    Ответ. 1. Ничего не делать. 2. Захватить, завладеть чем-либо без особых усилий. 3. Преувеличивать. 4. Разоблачить. 5. Говорить необдуманно. 6. Бездействовать, напрасно надеяться на что-либо.

    Задание 3.

    Цель: совершенствовать навык подбора синонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.

    Методический комментарий для учащихся : подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-синоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.

        Ахиллесова пята.

        У черта на куличках.

        Раз-два о обчелся.

        Что есть духу.

        Спрятать концы в воду.

        Не успел оглянуться.

    Возможный ответ. 1. Больное место. 2. За тридевять земель. 3. Кот наплакал. 4. Сломя голову, во все лопатки, только пятки засверкали. 5. Заметать следы. 6. В один миг, не успел глазом моргнуть.

    Задание 4.

    Цель: совершенствовать навык подбора антонимов, развивать навык употребления фразеологизмов в речи, развивать творческие способности учащихся.

    Методический комментарий для учащихся : подберите к каждому фразеологизму фразеологизм-антоним. Составьте с двумя фразеологизмами предложения.

        Рукой подать.

        Заварить кашу.

        Чуть свет.

        Воспрянуть духом.

        Не зги не видно.

        Жить своим горбом.

    Возможный ответ. 1. За семь верст, за тридевять земель. 2. Расхлебывать кашу. 3. На ночь глядя. 4. Повесить нос. 5. Хоть иголки собирай. 6. Сидеть сложа руки, сидеть на шее.

    Задание 5.

    Цель: развивать умение использовать фразеологизмы в речи; развивать творческие способности учащихся.

    Методический комментарий для учащихся: прочитайте фразеологизмы. Составьте с ними небольшой связный текст, озаглавьте его.

    Пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову; собаку съесть; одним духом; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.

    Возможный ответ .

    Попались на удочку.


    Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
    Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел».

    Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
    Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

      Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

    И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

    5. Выходной контроль.

    Уровень А.

    а) устойчивые словосочетания;

    .

      Установите соответствие.

    1. Галопом по европам.

    А. Точь-в-точь.

    2. Тяп-ляп.

    Б. Наугад.

    3. Попасть пальцем в небе.

    В. Наспех.

    4. Тютелька в тютельку.

    Г. Недалеко.

    5. От чистого сердца.

    Д. Небрежно.

    6. Не за горами.

    Е. Искренне.

    А. Мурашки бегают по коже.

    2. Нести вздор.

    Б. С гулькин нос.

    3. Мороз по коже дерёт.

    В. Нести околесицу.

    4. Кот наплакал.

    Г. Держать язык за зубами.

    5. Прикусить язык.

    Д. Меж двух огней.

    1. Непочатый край.

    А. Рта не закрывает.

    2. Мухи не обидит.

    Б. Раз-два и обчелся.

    3. Слова не вытянешь.

    В. Брать быка за рога.

    4. Дать маху.

    Г. Пальца в рот не клади.

    5. Ходить вокруг да около.

    Д. Попасть в точку.

    Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г.

    Уровень В

    1. Найдите верное определение фразеологизмов.

    а) устойчивые словосочетания;

    б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;

    в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;

    г) сочетания слов равные по значению слову.

    2. Установите соответствие.

    1. Галопом по европам.

    А. Точь-в-точь.

    2. Тяп-ляп.

    Б. Наугад.

    3. Попасть пальцем в небе.

    В. Наспех.

    4. Тютелька в тютельку.

    Г. Недалеко.

    5. От чистого сердца.

    Д. Небрежно.

    6. Не за горами.

    Е. Искренне.

    3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

    1. Между молотом и наковальней.

    А. Мурашки бегают по коже.

    2. Нести вздор.

    Б. С гулькин нос.

    3. Мороз по коже дерёт.

    В. Нести околесицу.

    4. Кот наплакал.

    Г. Держать язык за зубами.

    5. Прикусить язык.

    Д. Меж двух огней.

    4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

    1. Непочатый край.

    А. Рта не закрывает.

    2. Мухи не обидит.

    Б. Раз-два и обчелся.

    3. Слова не вытянешь.

    В. Брать быка за рога.

    4. Дать маху.

    Г. Пальца в рот не клади.

    5. Ходить вокруг да около.

    Д. Попасть в точку.

    5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?

    а) сломя голову;

    б) как снег на голову;

    в) что есть мочи;

    г) во весь дух;

    д) отливать пули;

    е) как пуля.

    Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 а, в, г, е.

    Уровень С.

    1. Найдите верное определение фразеологизмов.

    а) устойчивые словосочетания;

    б) устойчивые сочетание слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению;

    в) устойчивые предложения, равные по значению либо одному слову, либо словосочетанию;

    г) сочетания слов равные по значению слову.

    2. Установите соответствие.

    1. Галопом по европам.

    А. Точь-в-точь.

    2. Тяп-ляп.

    Б. Наугад.

    3. Попасть пальцем в небе.

    В. Наспех.

    4. Тютелька в тютельку.

    Г. Недалеко.

    5. От чистого сердца.

    Д. Небрежно.

    6. Не за горами.

    Е. Искренне.

    3. Найдите синонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

    1. Между молотом и наковальней.

    А. Мурашки бегают по коже.

    2. Нести вздор.

    Б. С гулькин нос.

    3. Мороз по коже дерёт.

    В. Нести околесицу.

    4. Кот наплакал.

    Г. Держать язык за зубами.

    5. Прикусить язык.

    Д. Меж двух огней.

    4. Найдите антонимы к фразеологизмам из правой колонки в левой.

    1. Непочатый край.

    А. Рта не закрывает.

    2. Мухи не обидит.

    Б. Раз-два и обчелся.

    3. Слова не вытянешь.

    В. Брать быка за рога.

    4. Дать маху.

    Г. Пальца в рот не клади.

    5. Ходить вокруг да около.

    Д. Попасть в точку.

    5. Как обозначаются фразеологизмы в толковом словаре?

      Выпишите фразеологизмы со значением «быстро».

    а) сломя голову;

    б) как снег на голову;

    в) что есть мочи;

    г) во весь дух;

    д) отливать пули;

    е) как пуля.

      Посчитайте сколько фразеологизмов в данном тексте?

    Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

    Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не стыдили вернувшиеся с работы родители, что ему не говорили, а ему все нипочем. Я давно бы сквозь землю провалился, и мучили бы меня угрызения совести. А ему все равно. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

      Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

    И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число…

    Ответы. 1 – б. 2 – 1В, 2Д, 3Б, 4А, 5Е, 6Г. 3 – 1Д, 2В, 3А, 4Б, 5Г. 4 – 1Б, 2Г, 3А, 4Д, 5В. 5 – г. 6 – а, б, г, е. 7 – в.

    Оценка результатов.

    Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

    Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

    Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме