Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Глазьев serb. Глазьев, сергей юрьевич

Россия рискует скатиться на обочину технологического прогресса и стать набором разрозненных анклавов на периферии американской или европейской экономик, предупреждал академик РАН Сергей Глазьев в статье «Семь сценариев для России», подготовленной по просьбе «Газеты.Ru».

Недопустимо просто сидеть и ждать отмены санкций, чем, собственно, и занимается сейчас правящий класс в России. Ни очередной «план действий - 2025», который готовит правительство, ни «стратегия роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова не годятся на роль эффективного инструмента. А стратегия-2035, которую формулирует для Кремля экс-министр финансов Алексей Кудрин, еще не готова.

По мнению Глазьева, правительство и ЦБ продолжают в макроэкономической политике следовать традиционным рекомендациям МВФ, на этом же строит свою программу Кудрин. Продолжение этого подхода обрекает экономику России на дальнейшую деградацию.

Избежать негативного сценария пока еще возможно. Если Кремль реализует стратегию экономического роста, основанную на китайском опыте государственного управления. Академик Глазьев предлагает свой механизм стратегического прорыва, состоящий из 12 шагов. Причем Глазьев выступает с этими предложениями не как официальное лицо, советник президента, а как ученый и эксперт в сфере госуправления.

Госрегулирование и открытость

Первое, что необходимо сделать, — перевести функционирование правительства на технологию стратегического и индикативного планирования.

Стратегическое планирование указывает перспективные направления развития экономики, опираясь на долгосрочные прогнозы научно-технического прогресса и понимание возможностей опережающего развития экономики страны в рамках мировой экономики. Индикативное планирование дает ориентиры деятельности органам госвласти всех уровней по созданию условий для наращивания инвестиционной активности в целях роста производства для повышения уровня жизни населения. Оно также предоставляет предпринимателям возможность воспользоваться этими условиями, поясняет Глазьев.

Государственное регулирование при этом сохраняется. «Госрегулирование стимулирует деловую активность в направлении роста производства и сдерживает деструктивные проявления (вывоз капитала, финансовые пирамиды и т.п.)», — отмечает Глазьев. Но при наличии госрегулирования экономике РФ необходима открытость. «Это дает возможность импорта передовых технологий и экспорта готовой продукции, принуждая предпринимателей к повышению конкурентоспособности отечественной продукции», — добавляет Глазьев.

Под личную ответственность

Индикативное планирование невозможно реализовать без механизма личной ответственности чиновников. А также привязки госбанков к задачам кредитования роста производства.

Это второй и третий пункты стратегии академика Глазьева.

Он считает, что «необходимо введение механизма личной и коллективной («сквозной», «вертикальной» и «горизонтальной») ответственности госслужащих, а также системы их поощрения за реализацию индикативных планов роста инвестиций и производства». Эти нормы также должны распространяться на деятельность государственных корпораций и госбанков.

Госбанки должны выстраивать свою деятельность исходя из задачи кредитования роста производства и инвестиций. Процентные ставки необходимо регулировать «исходя из рентабельности производственной сферы».

Догнать по-русски, перегнать по-китайски

Но правительственный план стратегий и индикаторы для его реализации — всего лишь полдела. «Потребуется также план опережающего развития на основе нового технологического уклада. Дальнейшее развитие мировой экономики связано с формированием новых мирохозяйственного и технологического укладов, образцом развития которых является КНР. Для этого все ведущие страны мира прибегают к стимулированию инвестиций за счет целевой кредитной эмиссии», — отмечает Глазьев.

Рост российской экономики невозможен без наращивания «долгосрочных кредитных ресурсов и активизации роли ЦБ как кредитора последней инстанции».

По мнению Глазьева, в отличие от экономик стран - эмитентов резервных валют, основные проблемы в российской экономике вызваны не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала «на износ» вследствие острого недостатка кредитов и инвестиций.

При этом Глазьев ссылается на оценки Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Выход на 4-5-процентный ежегодный прирост ВВП, выше среднемирового уровня, может быть достигнут только при повышении нормы накопления до 27% ВВП к 2018 году. Только в этом случае возможна реализация поставленной президентом РФ задачи достижения роста ВВП выше среднемирового уровня. А чтобы догнать по темпам роста китайскую экономику, норму накопления (долю инвестиций в ВВП) необходимо довести до 35%.

Профинансировать эти предложения можно за счет целевой кредитной эмиссии под приоритетные инвестиционные проекты.

«При этом инфляционного эффекта от наращивания кредитной эмиссии в объеме до 5 трлн руб. не прогнозируется, так как уровень монетизации российской экономики ниже оптимального на 7-10 трлн руб. Главным условием здесь является направление кредитной эмиссии исключительно на цели роста объемов и модернизации производства пользующейся спросом продукции», — аргументирует Глазьев.

И предупреждает, что в условиях характерных для российской экономики структурных диспропорций потребуется избирательная кредитно-инвестиционная политика, дифференцированная по отраслям и направлениям развития в соответствии с объективно сложившимися различиями в их доходности. Имеющаяся практика льготного кредитования АПК и малого бизнеса подтверждает эффективность такого подхода.

Компании могли бы заключать с уполномоченными органами государственной власти инвестиционные контракты, под которые банки и институты развития могли бы выдавать долгосрочные кредиты.

ЦБ при этом мог бы функционировать как институт развития, обеспечивающий кредитами как потребности частных предприятий в расширении и развитии производства, так и госпрограммы.

Под небом Евразии

Частью плана по опережающему развитию, уверен Глазьев, могли бы стать масштабные проекты по развитию инфраструктуры. В том числе совместно с КНР.

Инфраструктурные проекты могут финансироваться, в частности, не только за счет госбюджета, но и при помощи «выпуска целевых низкопроцентных облигаций, котируемых на бирже и выкупаемых ЦБ».

Для их сопряжения с китайскими источниками финансирования может быть использован механизм валютно-кредитных свопов. В целях привлечения средств международных банков развития и финансовых рынков могут быть выпущены специальные долгосрочные облигации, обращающиеся на финансовом рынке Евразийского экономического союза и КНР.

Реализация двух трансконтинентальных интеграционных инициатив — ЕАЭС и Шелкового пути — открывает возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества, отмечает Глазьев. Например, можно сочетать формирование единого воздушного пространства и открытие новых воздушных коридоров с переходом на самолеты совместного производства в рамках российско-китайско-индийско-иранской кооперации. Или открытие внутренних водных путей со строительством и использованием судов собственного производства. Или сооружение трансконтинентальных транспортных коридоров с развитием единой базы железнодорожного и автодорожного машиностроения. Аналогичный подход может быть применен к формированию общего энергетического пространства, совместной машиностроительной базы.

«Пока российско-китайские инвестиционные проекты развиваются сравнительно вяло. Созданные для этого международные банки развития, в первую очередь Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, остаются в стороне. Для активизации этой работы необходимо использовать формы международных консорциумов с наднациональными органами управления и концессионных соглашений», — считает Глазьев.

Двойной бюджет

Следующий шаг — трансформация бюджетного правила в бюджет развития, предусматривающая направление нефтяных доходов на финансирование государственных инвестиций.

«Здесь уместно вновь обратиться к китайскому опыту. Для борьбы с бюджетным дефицитом и финансирования крупного инфраструктурного строительства в Китае еще с 1982 года стали использовать так называемый двойной бюджет: регулярный государственный бюджет и бюджет капитального строительства», — советует Глазьев.

Регулярный государственный бюджет формируется главным образом за счет налогов, а бюджет развития — за счет неналоговых поступлений от предприятий, перечислений из внебюджетных фондов с добавлением положительного сальдо государственного бюджета. Бюджет капитального строительства (или бюджет развития) предназначен для целей экономического строительства, в основном для строительства важнейших объектов общегосударственного значения. Основной целью «двойного бюджета» является выведение всех расходов по капитальному строительству за рамки регулярного госбюджета.

Глазьев напоминает, что после дефолта 1998 года разделение бюджетов использовалось в правительстве Евгения Примакова. Тогда государство начало формировать бюджет развития, налаживать механизмы рефинансирования коммерческих банков под векселя платежеспособных производственных предприятий.

«Впоследствии этот эффективный экономический механизм, принесший свои плоды, был заменен Стабилизационным фондом, ставшим каналом перекачивания российских бюджетных доходов в американские долговые обязательства», — возмущается Глазьев.

Еще один давно назревший инструмент стимулирования экономики — дополнение функций ЦБ задачами обеспечения роста инвестиций, ВВП и занятости. Повышение роли специальных инструментов рефинансирования коммерческих банков в целях кредитования инвестиционных проектов с увеличением сроков предоставляемых ресурсов и расширением ломбардного списка.

Для этого необходимо приближение ключевой ставки к уровню средней рентабельности в обрабатывающей промышленности. Введение вектора ставок специальных инструментов рефинансирования, приближающего цену финансовых ресурсов к рентабельности соответствующих отраслей экономики.

Также потребуется пойти на такой шаг, как «организация целевого рефинансирования государственных институтов развития и коммерческих банков под низкопроцентные долгосрочные государственные и муниципальные обязательства, облигации государственных корпораций, включая инфраструктурные облигации, а также бизнес-планы предприятий, разрабатываемые в целях реализации государственных программ, заказов, специальных инвестиционных контрактов, экспортных контрактов, совместных с партнерами по евразийской интеграции инвестиционных проектов».

Против манипулирования курсом рубля

И наконец, несколько точечных, но важных внедрений в текущую практику правительства: «Внедрение системы контроля над целевым использованием кредитов госбанков и бюджетных ассигнований, исключающей их вывоз за рубеж и использование в спекулятивных целях».

Введение избирательного валютного и финансового регулирования на основе косвенных методов (налог Тобина, резервные требования и проч.) в целях предотвращения спекулятивных атак, манипулирования рынками и курсом рубля, сооружения «финансовых пирамид» и прочих махинаций, дестабилизирующих экономику.

Необходимо, считает Глазьев, активизировать расширение использования рубля в качестве «валюты цены и валюты расчетов по российским экспортным поставкам, формирование основы для превращения рубля в международную валюту расчетов и ценообразования в большом евразийском партнерстве».

Для этого необходима стабилизация курса рубля на среднесрочный период по отношению к корзине евразийских валют.

«Нужен переход к идеологии развития с приоритетным наращиванием расходов на НИОКР и образование, стимулированием инновационной активности и поощрением новаторства», — резюмирует академик Глазьев и напоминает о необходимости «персональной ответственности в системе государственной власти за достижение целей развития».

Глазьев Сергей Юрьевич — российский политик, известный экономист, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции, член национального финансового совета Банка России, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук (с 2008 года), член Национальной академии наук Украины (с 4 февраля 2009 года по 14 декабря 2016 года). Кандидат на пост президента России на выборах 2004 года.

Детство и образование Сергея Глазьева

Глазьев Сергей Юрьевич родился 1 января 1961 года в городе Запорожье (Украинская ССР). В этом городе прошли детские годы Сергея Юрьевича. Сергей Глазьев окончил среднюю школу № 31 в 1978 году. Учителя очень хорошо отзывались о Сергее Глазьеве: «Он был замечательным, образованным юношей, всегда стремился к знаниям, имел собственную точку зрения. Хороший организатор: всегда сплачивал коллектив и становился во главе».

После школы Сергей Юрьевич поступил в МГУ им. Ломоносова на механико-математический факультет, но через год перевелся на экономический факультет. Однокурсником Глазьева на экономическом факультете был Михаил Синелин (муж сестры Глазьева — Юлии). В будущем Синелин стал руководителем секретариата председателей правительства Российской Федерации Касьянова и Фрадкова.

Работа, политика и карьера Сергея Глазьева

Глазьев окончил в 1983 году университет и получил диплом с отличием по специальности «Экономическая кибернетика».

Сергей Юрьевич в 1987—1991 годах входил в неформальную группу экономистов (Е. Г. Гайдар, С. М. Игнатьев, А. Л. Кудрин, А. Б. Чубайс и др.), проводивших семинары, на которых обсуждались меры по реформированию советской экономики. Вместе с участниками семинаров посетил в 1991 году Чили, где прослушал курс лекций в Институте свободы и развития об опыте чилийских экономических реформ. В этом же году в биографии Глазьева был важный момент — Сергей Юрьевич занял пост первого заместителя председателя Комитета внешнеэкономических связей при МИДе РСФСР. В 1992—1993 годах Сергей Глазьев работал министром внешнеэкономических связей РФ в правительстве Виктора Черномырдина.

Александр Шохин, Пётр Авен, Андрей Нечаев, Алексей Улюкаев, Анатолий Чубайс, Сергей Глазьев (Фото: ok.ru)

Параллельно Сергей Юрьевич занимался экономической политикой в Государственной Думе, так как в 1994—1995 годах был депутатом Госдумы первого созыва, в которую Глазьева избрали по списку Демократической партии России.

В 1996 году секретарь Совета безопасности РФ Александр Лебедь назначил Глазьева начальником управления экономической безопасности аппарата Совета безопасности, а когда Александра Лебедя освободили от должности, Сергей Юрьевич подал в отставку.

Члены общественно-политического движения "Конгресс русских общин" авиаконструктор, кандидат в депутаты по Северо-Западному избирательному округу Александр Дондуков (слева), генерал Александр Лебедь (в центре) и экономист Сергей Глазьев во время встречи, 1995 год (Фото: Морковкин Анатолий/ТАСС)

С 1996 по 1999 годах в послужном списке Сергея Глазьев была работа начальником информационно-аналитического управления Аппарата Совета Федерации РФ.

В 2000—2003 годы Сергей Юрьевич был депутатом Государственной Думы III созыва по списку КПРФ, хотя в самой партии не состоял. Сергей Глазьев работал в Думе председателем Комитета по экономической политике и предпринимательству. В 2002 году Сергей Юрьевич баллотировался в губернаторы Красноярского края, получив 21,44% голосов (третий результат).

Геннадий Зюганов (справа) и Сергей Глазьев во время пресс-конференции, 1999 год (Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС)

В 2003 году на выборах в Государственную Думу IV созыва Глазьев Сергей Юрьевич организовал и возглавил избирательный блок «Народно-патриотический союз «Родина», который получил поддержку 9,1% избирателей. Тогда Сергей Глазьев снова стал депутатом Государственной Думы. В 2004—2007 годы Сергей Юрьевич — член Комитета по охране здоровья и Комитета по бюджету и налогам.

Лидер блока "Родина" Сергей Глазьев (на первом плане), лидер партии "Народная воля" Сергей Бабурин и сопредседатель блока "Родина" Дмитрий Рогозин (на втором плане), 2004 год; Депутат Госдумы Сергей Глазьев во время митинга против отмены льгот и социальных гарантий, который прошел на Пушкинской площади (Фото: ТАСС)

Далее в биографии Глазьева — новая должность. В ноябре 2008 года Сергей Юрьевич назначен заместителем генерального секретаря Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В феврале 2009 года Сергей Глазьев официально принял должность Ответственного секретаря Комиссии Таможенного Союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Под управлением Глазьева был перенесен таможенный, санитарный, ветеринарный, карантинный, фитосанитарный и транспортный государственный контроль с российско-белорусской и российско-казахстанской границы на внешнюю границу Таможенного союза (2011).

Президент Белоруссии Александр Лукашенко (справа) и секретарь таможенной комиссии Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России Сергей Глазьев (слева), 2009 год; президент РФ Дмитрий Медведев, ответственный секретарь Комиссии таможенного союза Сергей Глазьев и первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов (справа налево) во время заседания Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств в расширенном составе, 2010 год (Фото: ТАСС)

В 2012 году Глазьев Сергей назначен советником президента России по вопросам развития интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан. Сергей Юрьевич также стал представителем президента РФ в Национальном финансовом совете.

Полномочный представитель президента РФ в Южном Федеральном округе Владимир Устинов, первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко, вице-премьер РФ Дмитрий Козак, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев и председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Константинов (слева направо) во время пленарного заседания "Страна: стратегия развития экономики России", 2017 год (Фото: Вячеслав Прокофьев/фотохост-агентство ТАСС)

Являясь сторонником интеграции на постсоветском пространстве, Сергей Глазьев отмечал в 2014 году, что Таможенный Союз укрепит продовольственную безопасность России.

Взгляды Сергея Глазьева на экономику и политику России

Экономическая политика Сергея Юрьевича предполагает не резкий, но постепенный уход России от политики «Вашингтонского консенсуса». Отказ от доллара в расчетах с другими странами, вывод резервов из ценных бумаг стран НАТО, начало использования денежной эмиссии для стимулирования собственного производства — таков неполный перечень рекомендаций академика.

В последние годы Сергей Глазьев не раз высказывался о ситуации в стране, комментируя экономическую политику России. Говоря об экономике России, Сергей Юрьевич часто критикует существующую политику.

В начале 2016 года Сергей Глазьев предлагал на несколько лет зафиксировать курс рубля. По его мнению, для этого есть все возможности. Например, избыточный объем валютных резервов. Позже Сергей Юрьевич рассказал о грозящей России экономической катастрофе, если будет продолжаться модель, при которой «выживают только спекулянты, а производство умирает». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя это высказывание Глазьева, отметил , что речь идет о «личной точке зрения Глазьева и никоим образом не отражает позицию администрации президента РФ».

По мнению президента Фонда экономических исследований Михаила Хазина, «ситуацию нужно менять, но Сергея Глазьева „отодвинули“… А ведь план Глазьева можно сформулировать в одной фразе: мы должны сделать рубль инвестиционной валютой. Дальше это начинает разворачиваться в комплекс мер. Использовать денежную эмиссию для стимулирования крупных компаний, для поощрения их инвестиций — это глупость, это не план Глазьева», — отмечал известный экономист.

Научная деятельность Сергея Глазьева

Депутат Госдумы РФ Сергей Глазьев (блок "Родина") на вручении престижной общественной премии "Человек года-2003", учрежденной Русским биографическим институтом, в храме Христа Спасителя (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

Сергей Юрьевич Глазьев поступил в аспирантуру Центрального экономико-математического Института АН СССР. Он защитил кандидатскую (1986), а затем и докторскую (1990) диссертации. Глазьев активно занимается научной деятельностью. В 1999 году он стал профессором, в 2000 году — членом-корреспондентом РАН. В 2008 году Сергею Юрьевичу присвоено звание академика РАН.

В своей научной деятельности в конце 80-х годов прошлого столетия Глазьев развивал идеи Й. Шумпетера и Н.Д. Кондратьева и предложил концепцию технологических укладов, каждый из которых представляет воспроизводящуюся целостность технологически сопряженных однородных по техническому уровню производств, в процессе развития мировой и национальных экономик. По мнению академика Глазьева, технологический уклад в своем жизненном цикле проходит фазы эмбрионального развития в условиях доминирования предшествующего технологического уклада, рождения при исчерпании последним возможностей расширения, роста, зрелости и упадка, проявляющиеся в форме длинноволновых колебаний экономической активности с чередованием периодов устойчивого подъёма и неустойчивого депрессивного состояния.

Осенью 2016 года на заседании Российской академии естественных наук академику РАН С.Ю. Глазьеву было вручено свидетельство о регистрации научного открытия «Закономерность смены технологических укладов в процессе развития мировой и национальных экономик». В этом же году была зарегистрирована научная гипотеза Глазьева Сергея Юрьевича под названием «Закономерность смены мирохозяйственных укладов в развитии мировой экономической системы и связанных с ними политических изменений».

Семья Сергея Глазьева

Глазьев женат, супруга — Ольга Глазьева, у семьи двое детей. Фото Сергея Юрьевича с женой и детьми редко появляется в СМИ.

Хобби и увлечения Сергея Глазьева

Что касается увлечений, то главный интерес для Глазьева представляет чтение. Его любимый писатель Федор Достоевский.

Сергей Юрьевич любит горнолыжный спорт и плаванье.

У Сергея Глазьева была младшая сестра — Юлия Синелина (1972—2013), доктор социологических наук, старший научный сотрудник, руководитель Сектора социологии религии Института социально-политических исследований РАН, которая трагически погибла во время схода лавины во Французских Альпах.

Советник российского президента Сергей Глазьев приравнял состояние экономики к инфаркту миокарда, возложив ответственность за это на руководство Центрального банка.

Так, выступая на форуме «Ловушки новой нормальности», организованном Финансовым университетом, советник президента отметил, что в связи с переходом на плавающий 2 года назад случился девальвационный скачок и инфляционный шок, от которого государство до сегодняшнего дня не может оправиться. В своей речи Глазьев назвал решение российского Центрального банка о переходе к плавающему курсу «экзотической новацией», приведшей одновременно к повышению процентных ставок и высокой инфляции, поставив компании «в чрезвычайно неприятное положение».

Отметим, Российская Федерация перешла на плавающий курс рубля в конце 2014-го из-за резкого падения нефтяных котировок. Тогда же российский Центробанк поднял ключевую ставку до семнадцати процентов. Согласно словам Глазьева, российская макроэкономическая система похожа на больного с инфарктом миокарда. «Ни в одном мира подобных рекордов никогда не видели, чтобы волатильность нацвалюты была настолько высокой», - заключил советник президента.

Как пишет "Московский комсомолец", Глазьев не впервые критикует политику российского Центрального банка и его руководство. Причем делает он это не особо стесняясь и не подбирая выражения. Однако в этот раз, как отмечает издание, в глаза бросился явный диссонанс между заявлениями Глазьева и самого главы государства, прозвучавшими буквально накануне - на саммите АТЭС.

Как сообщили информагентства со ссылкой на слова замглавы экономразвития Станислава Воскресенского, там российский президент попросил Кристин Лагард, главу , оценить действия денежных властей России. «Лагард сказала - я дословно повторю - что касается главы Центробанка, то она сделала просто фантастическую работу», - цитируют информагентства Воскресенского. Затем, согласно его словам, заявил, что МВФ только подтверждает его оценки работы правительственного финансово-экономического блока и Центрального банка.

А по окончании саммита в Лиме на пресс-конференции прямо заявил, что его оценки работы Центробанка и финансово-экономического блока совпадают с мнением Лагард.

Что ж тогда получается? Президент государства публично хвалит работу Центрального банка и поддерживает его руководителя, в то время как его советник так же публично, не стесняясь в выражениях, озвучивает прямо противоположное мнение.

Безусловно, титулованный экономист Сергей Глазьев имеет право критиковать экономические решения Центрального банка и , что он и делает достаточно активно. Советник, разумеется, также вправе давать главе государства советы и высказывать оценки, в частности и нелицеприятные - однако, как представляется, лишь в своем кругу. Но публичную оценку от лица может давать только президент.

Вскоре после того, как Российская академия наук (РАН) начала выступать с программой смены экономической парадигмы в стране, а публично защищать нынешнюю модель пришлось Анатолию Чубайсу, мы стали свидетелями так называемой «реформы» академии по все большему ограничению ее полномочий. Последний инцидент - срыв выборов президента РАН и попытки переподчинить избрание напрямую главе государства. Как считает академик Сергей Глазьев, реформа РАН дает результаты, обратные официально заявлявшимся, но ученые еще могут поставить экономику на правильные рельсы.


Сергей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о последних событиях в РАН, что за процессы идут и как академики их оценивают?

Реформа, которая была навязана Академии наук несколько лет назад, фактически не достигла своих результатов, а имела прямо противоположный эффект. Ожидалось, что работа ученых будет освобождена от чрезмерной опеки, хозяйственно-бюрократической нагрузки по управлению, однако, на самом деле, произошла очень серьезная бюрократизация работы академических институтов. Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) ведет себя как вышестоящая структура и заставляет ученых писать бесконечные отчеты, которые чиновники этой организации не в состоянии даже понять и разобраться в них. Мелочная регламентация, формализм и сверхбюрократизация очень серьезно мешают научному процессу, усложняя, а не упрощая работу ученых.

Что делать в этой ситуации?

Я думаю, что нужно вернуться к тем принципам, о которых говорил президент, когда замышлялась реформа, и добиться правильной субординации. Есть руководство Академии наук, оно определяет основные направления фундаментальных исследований, а ФАНО должно быть сервисной организацией, которая работает в рамках обязанностей, определенных президиумом РАН.

Все-таки как Вы оцениваете ситуацию с выборами президента РАН - что происходит?

Никак не оцениваю. Выборы нам сорвали.

Как Вы считаете, тормозит ли реформа РАН модернизацию экономики, создание 25 млн высокотехнологичных рабочих мест - того, к чему не раз призывал президент?

Реформа к этому отношения не имеет, потому что если говорить о вкладе РАН в экономическое развитие, то здесь нам остро не хватает механизма коммерциализации научно-исследовательских разработок. Этот механизм должен включать в себя венчурные фонды, банки развития, инвестиционные фонды. Если бы ФАНО занималось созданием механизма внедрения научных достижений в практику, то это было бы очень хорошо. Вместо этого чиновники занимаются мелочной регламентацией по использованию имущества. Здесь можно без чиновников разобраться, как эффективно использовать имущество. А вот задача организации продвижения научных результатов в практику - как раз функция правительственных ведомств, которая сегодня пробуксовывает. Поэтому вопрос о том, почему открытия наших ученых внедряются по всему миру, но только не у нас в стране, это вопрос не к Академии наук, а вопрос к работе Правительства, Центрального банка, которые формируют экономическую политику и ответственны за то, чтобы создавать условия.

Кстати, о внедрении разработок и отношении к ученым за рубежом. Пока у нас ограничивают функционал РАН, Китай занялся активным возвращением своих ученых из США, об этом на днях писала китайская пресса. Не пора ли нам заняться тем же?

Китай занимается этим давно и успешно, у нас тоже предпринимаются попытки. Но здесь главное даже не финансирование научных работ, а для наших зарубежных коллег существует система грантов, которая стимулирует их возвращение в российские учебные, научные организации, главное - практическая реализация, о чем я уже говорил. Ученому ведь очень важно видеть результат своей работы на практике. Сегодня между фундаментальной и прикладной наукой во многих отраслях знаний фактически барьер стерт, и вчерашние научные лаборатории повсеместно становятся преуспевающими фирмами. Для того, чтобы российские умы не «экспортировались», а, наоборот, возвращались в Россию, очень важно создание благоприятной среды для инновационной активности.

Последние месяцы обсуждаются разные экономические стратегии, мейнстрим - это, видимо, стратегия Кудрина, но есть и другие, в том числе та, которую предлагала РАН. Сейчас можно ли сказать, что ученые привлечены к этой работе или, наоборот, оттеснены от нее?

У ученых РАН всегда была и есть позиция, основанная на научных знаниях о закономерностях экономического развития. Она, к сожалению, не востребована органами государственной власти уже 25 лет. Те рекомендации, которые последовательно отстаивает академическая наука, доказали свою практическую эффективность, проявились в экономическом чуде Китая, в ряде других стран, где ведется разумная экономическая политика. Наша экономическая политика ведется в угоду компрадорской олигархии, спекулянтам и западному капиталу. Мы следуем по траектории МВФ, у которого задача - не экономический рост, а создание благоприятных условий для движения американского капитала по всему миру. Везде, где МВФ работает, мы видим экономические катастрофы.

Наша страна здесь не исключение, а один из типичных примеров следования рекомендациям МВФ, в результате чего снижается инвестиционная активность, падает производство, но зато экономика «успешно колонизируется» западным капиталом. У нас уже больше половины промышленности принадлежит нерезидентам.

Если цель заключается в том, чтобы из России сделать колонию для западного капитала, то политика, проводимая на протяжении 25 лет у нас, можно сказать, очень успешна. Но она не имеет никакого отношения ни к национальным интересам, ни к задачам экономического развития.

Если цель - экономическое развитие, то что нужно делать?

Нужно внедрять не рекомендации МВФ, а рекомендации ученых РАН, которые основаны на понимании закономерностей экономического развития, знании международного опыта и блестяще себя зарекомендовали экспериментально. У нас прекрасный, уникальный в экономической эксперимент - мы одновременно с Китаем начинали реформы по переходу от директивной к рыночной экономике. Китай совершил экономическое чудо, сегодня производит уже в шесть раз больше продукции, чем мы, а у нас самая чудовищная в мировой истории мирного времени экономическая катастрофа. Есть наглядные подтверждения, по которым можно говорить, какая концепция правильная, а какая - нет.

Хотите сказать, что несостоятельность нашей концепции уже доказана?

Несостоятельность либертарианской концепции вашингтонского консенсуса получила экспериментальное подтверждение в России, а концепция интегральной экономической политики, сочетающей планирование и рыночные механизмы, дала блестящие результаты. Что еще нужно для доказательств, я не понимаю.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме