Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сроки давности дисциплинарного проступка на военной службе. Как проходит разбирательство, если военнослужащий совершил грубый дисциплинарный проступок, и в какие сроки это происходит Срок давности привлечения военнослужащего

Глава 3. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

47. Военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

За административные правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в соответствии с настоящим Уставом, за исключением административных правонарушений, за которые они несут ответственность на общих основаниях. При этом к военнослужащим не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, исправительных работ, а к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, к курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта о прохождении военной службы также в виде административного штрафа.

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

Вина военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, должна быть доказана в порядке, определенном федеральными законами, и установлена решением командира (начальника) или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

Привлечение военнослужащего к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было применено.

Обстоятельства, смягчающие, отягчающие дисциплинарную ответственность и исключающие ее, а также учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания, определяются Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

48. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться юридической помощью защитника с момента принятия судьей гарнизонного военного суда решения о назначении судебного рассмотрения материалов о грубом дисциплинарном проступке, а в случае задержания в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка - с момента задержания, знакомиться по окончании разбирательства со всеми материалами о дисциплинарном проступке, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности. Военнослужащий, в отношении которого ведется производство по материалам о грубом дисциплинарном проступке, также имеет право участвовать в судебном рассмотрении указанных материалов.

49. Военнослужащий не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, в том числе в случае отказа в возбуждении или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка.

Исполнение дисциплинарного взыскания должно быть начато до истечения срока давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Если исполнение дисциплинарного взыскания в указанный срок не начато, то оно не исполняется.

При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности не допускаются унижение его личного достоинства, причинение ему физических страданий и проявление по отношению к нему грубости.

50. При привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выясняются обстоятельства совершения им дисциплинарного проступка и осуществляется сбор доказательств.

Доказательствами при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности являются любые фактические данные, на основании которых командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств совершения военнослужащим дисциплинарного проступка.

В качестве доказательств допускаются:

объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;

объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности;

заключение и пояснения специалиста;

документы;

показания специальных технических средств;

вещественные доказательства.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств совершения дисциплинарного проступка в их совокупности. Использование доказательств, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации, не допускается.

Командир (начальник), рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и документов до принятия решения по результатам рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке.

Порядок возврата, передачи и уничтожения вещественных доказательств определяется законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом (приложение N 6) , Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации и Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

51. В целях пресечения дисциплинарного проступка, установления личности нарушителя, а также подготовки материалов о дисциплинарном проступке и обеспечения своевременного и правильного их рассмотрения к военнослужащему могут быть применены следующие меры обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке:

доставление;

задержание;

личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при военнослужащем, досмотр транспортного средства;

изъятие вещей и документов;

временное отстранение от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей;

отстранение от управления транспортным средством;

медицинское освидетельствование.

Право применять указанные меры имеют:

командиры (начальники) от командира роты, им равные и выше - к военнослужащим, подчиненным им по службе;

дежурный по воинской части - к военнослужащим, младшим или равным ему по воинскому званию, проходящим военную службу в одной с ним воинской части, в случаях, не терпящих отлагательства;

начальник гарнизона, помощник начальника гарнизона по организации гарнизонной службы, дежурный по гарнизону - к военнослужащим при несении гарнизонной и (или) караульной служб; к военнослужащим, временно находящимся в гарнизоне; к военнослужащим, находящимся вне расположения воинской части, места службы (за пределами гарнизона, в котором они проходят военную службу) без документов, удостоверяющих личность и (или) удостоверяющих право пребывания вне расположения воинской части, места службы (в данном гарнизоне);

начальники военных сообщений на видах транспорта, начальники военно-автомобильных дорог и военные коменданты железнодорожного (водного) участка и станции (порта, аэропорта) - к военнослужащим во время следования по путям сообщения;

Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» № 161-ФЗ 1999 года предусматривает условия и размеры материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие), за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Иные граждане, при прочих равных условиях причинения ими ущерба имуществу воинских частей, привлекаются к материальной (в соответствии с ТК РФ) или гражданско-правовой ответственности.

Согласно ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Во время прохождения военных сборов на указанных граждан в некоторых случаях распространяется статус военнослужащих, в частности материальная ответственность за ущерб, причиненный имуществу воинской части во время прохождения этих сборов. Началом военных сборов считается день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части. Окончанием военных сборов считается окончание их срока.

В качестве необходимого условия для наступления материальной ответственности военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, предусматривается не только их состояние на военной службе (военных сборах), но одновременно исполнение обязанностей военной службы в момент причинения материального ущерба.

На практике принято считать, что военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту, находятся при исполнении служебных обязанностей в период их служебного времени, предусмотренного распорядком дня или регламентом, устанавливаемыми в каждой воинской части ее командиром. Исполнением служебных обязанностей, кроме того, признается фактическое выполнение военнослужащими должностных, специальных полномочий или заданий командования, независимо от времени и места их осуществления.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, признаются находящимися при исполнении обязанностей военной службы во всех случаях их нахождения в расположении своей воинской части либо вне ее, если они находятся в командировке или исполняют служебные задания.

В ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» перечислены конкретные случаи, когда военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы:

а) участие в боевых действиях, выполнение задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов;

б) исполнение должностных обязанностей;

в) несение боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнение обязанностей в составе суточного наряда; и проч.

В случаях когда военнослужащий (гражданин, призванный на военные сборы) причинил ущерб имуществу воинской части не при исполнении обязанностей военной службы, он подлежит привлечению к гражданско-правовой, а не к материальной ответственности.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

воинские части - органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, корабли, организации, военные образовательные учреждения профессионального образования, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащие проходят военную службу;

командиры (начальники) - командиры (начальники) воинских частей, их заместители, командиры (начальники) структурных подразделений воинских частей и их заместители;

имущество воинской части (далее - имущество) - все виды вооружения, военной техники, боеприпасы, горюче-смазочные материалы, топливо, продовольствие, вещевое имущество и иные виды военного имущества, здания, сооружения, деньги и ценные бумаги, другие материальные средства, являющиеся федеральной собственностью и закрепленные за воинской частью;

реальный ущерб (далее также - ущерб) - утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Все перечисленные понятия не равнозначны и объединены в Законе с целью подчеркнуть то общее, что их объединяет в рамках данного Закона, а именно - наличие у них во владении государственного имущества, вверенного для выполнения возложенных на них государственных функций. Необходимо также отметить, что все перечисленные воинские формирования, объединенные понятием «воинская часть», как правило, организуют учет, хранение и использование указанного государственного имущества по однотипным правилам. В Вооруженных Силах Российской Федерации такая деятельность называется ведением войскового хозяйства.

Все перечисленное имущество воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в соответствии с п. 12 ст. Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 1999 г.) является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления - это виды вещных прав, которыми обладают указанные воинские части в отношении предоставленного им государственного имущества. Эти вещные права регулируются ст.ст. 214, 294-299 ГК РФ и предусматривают сохранение за государством права собственности на переданное имущество, на плоды, продукцию и доходы от его использования, а также возможность контроля за деятельностью воинских частей.

Правом хозяйственного ведения наделяются государственные унитарные предприятия, имеющиеся в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Переданным им имуществом эти предприятия по общему правилу распоряжаются самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Так, например, они не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду и т. п.) своим недвижимым имуществом без согласия собственника.

Необходимым условием для наступления материальной ответственности военнослужащих является реальный ущерб, причиненный воинской части. Определение, данное этому понятию в комментируемой статье, совпадает с имеющимся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, что свидетельствует о его универсальности.

Под утратой имущества понимается его выбывание из владения пользователя или собственника помимо их воли и желания, вследствие непринятия действенных мер по сохранности этого имущества. Утрата налицо, например, при похищении имущества, а также в некоторых случаях прекращения права собственности, предусмотренных п. 1 ст. 235 ГК РФ (при гибели и уничтожении имущества или таком его повреждении, когда восстановление поврежденного экономически не целесообразно). Утрата всегда является следствием неосторожных действий военнослужащего, так как при наличии умысла подобные его деяния образуют кражу и иные составы преступления. Причиной же утраты могут быть действия третьих лиц, неблагоприятное воздействие погодных факторов, действие иных сил.

Военнослужащий несет материальную ответственность только тогда, когда принятие необходимых мер по сбережению военного имущества вменено в служебные обязанности этого военнослужащего.

Повреждение имущества означает такое причинение вреда военнослужащим, при котором оно утратило, полностью или частично, свои полезные свойства. От утраты повреждение отличается, во-первых, тем, что всегда осуществляется самим виновным путем прямого воздействия на предмет (например, разрушением, поджиганием и т. п.); во-вторых, тем, что может быть осуществлено виновным как по неосторожности, так и умышленно.

Помимо стоимости утраченного, уничтоженного или поврежденного имущества, реальный ущерб включает в себя также расходы, которые воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества. К таким расходам, например, следует отнести расходы по ремонту поврежденного имущества, а также транспортные расходы сверх предусмотренных системой материального обеспечения войск (сил).

Статья 3. Условия материальной ответственности военнослужащих за причиненный ущерб

1. Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

2. Военнослужащие, причинившие ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, несут материальную ответственность в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника), а также в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

4. Военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом в течение трех лет со дня обнаружения ущерба.

Некоторые необходимые комментарии:

Исходя из положений комментируемого Закона, а также опираясь на результаты научной и правоприменительной практики, выделяют следующие необходимые и достаточные условия материальной ответственности военнослужащих:

Нарушение военнослужащим нормы права (правонарушение);

Наличие реального ущерба имуществу воинской части;

Наличие причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом;

Нахождение военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении обязанностей военной службы;

Вина военнослужащего.

Требование необходимости означает то, что только при одновременном наличии указанных условий может наступить материальная ответственность , а требование достаточности - то, что иные обстоятельства совершения военнослужащим правонарушения на саму возможность ее наступления не влияют.

Условие непременного наличия причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом вытекает из положения ст. 1 комментируемого Закона о том, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный ими ущерб. Таким образом, причинная связь выступает в качестве одного из объективных оснований материальной ответственности. Установить причинно-следственную связь (в рамках решаемых комментируемым Законом задач) означает признать, что материальный ущерб имуществу воинской части есть результат совершенного военнослужащим действия (или бездействия).

Не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие совершения ими правомерных действий.

Как следует из п. 2 комментируемой статьи, исполнение обязанностей военной службы в момент причинения ущерба является необходимым условием привлечения военнослужащих к материальной ответственности.

Причинение военнослужащим ущерба не при исполнении обязанностей военной службы другим лицам исключает ответственность воинской части за этот ущерб, а следовательно, и регрессную ответственность военнослужащего перед воинской частью. Такой ущерб подлежит возмещению непосредственно виновным лицом по нормам гражданского законодательства.

Вина выражается в форме умысла или неосторожности, которые различаются степенью наличия воли и разума правонарушителя в совершенном им противоправном действии или бездействии. Правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего деяния, предвидело возможность его общественно опасных последствий и желало (прямой умысел) или сознательно допускало их наступление или относилось к ним безразлично (косвенный умысел).

Неосторожным считается правонарушение в том случае, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало предотвратить их наступление (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Различие форм вины при установлении ее как субъективного основания материальной ответственности военнослужащих практического значения не имеет. Такое различие имеет значение лишь при определении объема ответственности (ограниченной или полной).

Установлен трехлетний срок давности для привлечения военнослужащего к материальной ответственности. Ст. 191 ГК РФ предусматривает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. В соответствии же с пп. 1, 3 и 4 ст. 192 ГК РФ:

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока;

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание такого срока приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца;

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Например, причинение военнослужащим ущерба обнаружено 1 сентября 2003 г. Следовательно, течение срока давности начинается 2 сентября 2003 г., а заканчивается 2 сентября 2006 г.

Срок, который предусмотрен комментируемой статьей, ограничивает тремя годами весь процесс привлечения военнослужащего к материальной ответственности, вплоть до момента издания приказа командиром или вынесения решения военным судом.

Привлечение военнослужащего к материальной ответственности оказывается невозможным вне зависимости от того, по какой причине этот срок был пропущен.

Статья 4. Ограниченная материальная ответственность военнослужащих

1. За ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и граждане, призванные на военные сборы, несут материальную ответственность в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет; военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - не более двух окладов месячного денежного содержания, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответственности.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, виновные в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет.

3. Командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.

4. Командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Некоторые необходимые комментарии:

Базовой ставкой для исчисления пределов материальной ответственности военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы, является один оклад их месячного денежного содержания и одна месячная надбавка за выслугу лет (для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - только оклад месячного денежного содержания).

В п. 1 комментируемой статьи не предусмотрены конкретные случаи причинения ущерба, за которые она устанавливает материальную ответственность военнослужащих в наименьших пределах.

Как свидетельствует практика, наиболее типичными случаями причинения ущерба, за которые наступает материальная ответственность военнослужащих по п. 1 комментируемой статьи, являются:

Порча или уничтожение по небрежности имущества воинской части, кроме имущества, переданного военнослужащему под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей. К имуществу воинской части относятся, например, здания, сооружения, вооружение, боевая и другая техника, боеприпасы и пр.;

Излишние выплаты, произведенные воинской частью для восстановления первоначального состояния поврежденного имущества.

Оклад месячного денежного содержания военнослужащего согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью (оклад по воинской должности) и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (оклад по воинскому званию).

Командиры (начальники) отвечают за реальный ущерб, возникший вследствие:

а) нарушения установленного порядка учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества;

б) непринятия необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат;

б) непринятия необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба.

Излишние денежные выплаты могут возникнуть у воинской части, например, в результате нарушения финансовой дисциплины, ненадлежащего исполнения обязательств по хозяйственным договорам, несоблюдения правил охраны труда и техники безопасности и пр.

Если неправильная постановка учета, хранения или использования имущества, непринятие необходимых мер по предотвращению ущерба не повлекли за собой причинения реального ущерба, то материальная ответственность военнослужащего по правилам п. 3 комментируемой статьи не наступает.

Статья 5. Полная материальная ответственность военнослужащих

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен:

военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;

умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Некоторые необходимые комментарии:

Предусматривается пять случаев причинения ущерба воинской части, за которые наступает полная материальная ответственность военнослужащих. В этих случаях военнослужащий обязан возместить воинской части причиненный по его вине реальный ущерб в полном объеме без ограничения заранее установленным пределом.

На практике встречаются случаи, когда локальными нормативными актами воинских частей Министерства обороны Российской Федерации устанавливается кратная ответственность военнослужащих за причинение ими материального ущерба имуществу воинских частей. Такая практика не основана на законе, так как Закон содержит исчерпывающий перечень условий материальной ответственности, а также размеров полагающегося возмещения и не предусматривает возможности дополнения его локальными актами воинских частей.

Одним из необходимых условий для возникновения полной материальной ответственности военнослужащего по правилам указанной нормы является передача ему имущества воинской части под отчет.

Передача имущества военнослужащему под отчет в широком смысле определяется путем формального анализа содержания комментируемой нормы. Такой анализ позволяет выделить следующие критерии:

Во-первых, очевидно, что речь в данном случае идет о вручении военнослужащему конкретного имущества воинской части, так сказать, в натуральном виде. При этом передача имущества должна быть четко зафиксирована путем оформления одного из первичных документов, предусмотренного действующими нормативными правовыми актами по учету материальных и денежных средств;

Во-вторых, из комментируемой нормы вытекает, что определенные действия с переданным военнослужащему имуществом должны быть осуществлены им лично (т. е. оно должно быть лично им сохранено, перевезено, использовано, передано другому лицу и т. п.);

В-третьих, при передаче имущества военнослужащему под отчет должен быть обязательно предусмотрен его возврат (передача по предназначению) в случае прекращения конкретной обязанности, для исполнения которой данное имущество было передано военнослужащему (например, при полном выполнении данной обязанности, возложении данной обязанности на другое лицо и т. п.), или по миновании надобности в нем. Возврат (передача по предназначению) имущества, переданного под отчет, должен быть оформлен в таком же порядке, что и его передача.

Статья 6. Определение размера причиненного ущерба

1. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

2. Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

3. При незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, размер ущерба определяется размером выплаченного военнослужащему (лицу гражданского персонала) денежного довольствия (выплаченной заработной платы), а при незаконном назначении на должность, оплачиваемую выше должности, фактически занимаемой военнослужащим (лицом гражданского персонала), - разницей между выплаченным денежным довольствием (выплаченной заработной платой) и денежным довольствием (заработной платой) по фактически занимаемой должности.

4. Размер ущерба, причиненного в случае, предусмотренном абзацем пятым статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется фактическими затратами на лечение военнослужащих, пострадавших в результате умышленных действий других военнослужащих, в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения.

5. Размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности.

6. При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Некоторые необходимые комментарии:

Военнослужащие обязаны возместить лишь причиненный по их вине реальный ущерб (см. комментарий к ст. 3). В соответствии с п. 1 ст. 6 комментируемого Закона размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета, т. е. размер ущерба должен быть подтвержден документально. Это общее правило распространяется в том числе и на военнослужащих, которым, например, имущество воинской части передано под отчет для хранения, выдачи, пользования и т. п.

Нехватка имущества воинской части, выявленная ответственным за его сохранность военнослужащим при учете, сама по себе автоматически не порождает наступления его материальной ответственности. Имущество может быть случайно перемещено без ведома ответственного за его сохранность военнослужащего либо выдано излишне (принято с недостачей) в результате счетной ошибки и находится в воинской части. В этом случае военнослужащий вправе ходатайствовать о проведении инвентаризации, т. е. официальной проверки фактического наличия ценностей, а командир воинской части обязан назначить ее.

Важнейшим в определении причиненного воинской части ущерба является его исчисление в денежной форме. В п. 1 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому исчисление размера причиненного военнослужащим ущерба осуществляется исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба. Данное положение вытекает из определения реального ущерба как расходов, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждения его имущества (п. 2 ст. 15 ГК РФ).

Из сказанного следует, что одним из непременных условий для исчисления причиненного ущерба является установление действующей в данной местности цены на утраченное или поврежденное имущество. С учетом того, что специальных указаний на способ определения этой цены комментируемый Закон не содержит, целесообразным представляется использование методики, выработанной в гражданско-правовой сфере.

Под действующей (рыночной) ценой на какое-либо имущество понимается превалирующая (обычная) цена на это имущество в том месте, где обязательство должно быть исполнено на момент, предусмотренный законом или соглашением сторон. Если приведение доказательств превалирующей цены в момент и в месте, указанных выше, оказывается затруднительным, то может быть взята цена, превалирующая в течение разумного срока до или после предусмотренного времени или в другом месте, когда такая замена может быть признанной разумной с точки зрения обычаев делового оборота.

Доказательством действующей цены на утраченное (поврежденное) имущество воинской части, в частности, могут служить официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги (например, данные территориальных органов статистики).

Необходимо отметить, что в отличие от порядка, принятого в гражданско-правовой сфере, для исчисления реального ущерба имуществу воинской части п. 1 комментируемой статьи предписывает использовать цены, действующие на день обнаружения ущерба, а не в момент добровольного исполнения обязательства или в день предъявления иска.

В п. 1 комментируемой статьи предусматривается исключение из упомянутого общего правила исчисления размера причиненного ущерба. Данное исключение касается определения стоимости имущества (вооружения, военной техники, боеприпасов и др.), централизованно поставляемого воинским частям. Цены на такое имущество определяются уполномоченными на то государственными органами. Как правило, такими органами являются центральные довольствующие органы и службы федеральных органов исполнительной власти, в которых организовывается военная служба.

Размер причиненного ущерба определяется с учетом степени износа имущества по установленным на день обнаружения ущерба нормам, но не ниже стоимости лома (утиля) этого имущества.

Износ имущества определяется на основе срока его годности (эксплуатации), установленного предприятием-изготовителем или приказами руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором организована военная служба (его заместителей).

В п. 6 комментируемой статьи говорится о порядке определения размера оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размера месячной надбавки за выслугу лет при привлечении военнослужащего к материальной ответственности. В соответствии с указанной нормой размер данных выплат определяется на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба.

Статья 7. Проведение административного расследования при обнаружении ущерба

1. Командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование должно быть закончено в месячный срок со дня обнаружения ущерба.

В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц.

2. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Некоторые необходимые комментарии:

Под административным расследованием понимается деятельность командиров (начальников) воинских частей и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков (правонарушений) военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия законных и обоснованных решений. На практике административное расследование заключается в сборе доказательств о наличии юридически значимых для дела фактов (действий или событий).

В Вооруженных Силах Российской Федерации общие правила проведения административного расследования определены пп. 94-112 Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 31 января 2001 г. № 10.

Основанием для назначения административного расследования в случаях причинения материального ущерба воинской части является его обнаружение, т. е. получение командиром (начальником) воинской части сведений, указывающих на наличие такого ущерба.

Источниками сведений о наличии материального ущерба могут служить рапорты должностных лиц суточного наряда, караула, командиров подразделений, начальников служб, других военнослужащих, в том числе самих лиц, причинивших материальный ущерб, акты ревизий, проверок, другие документы, содержащие сведения о причиненном материальном ущербе,

Административное расследование назначается приказом командира (начальника) воинской части либо его распоряжением в виде резолюции на документе, послужившем поводом для принятия решения о назначении расследования. В любом случае решение командира (начальника) должно содержать в себе указание, кому и в какой срок следует провести административное расследование.

В п. 96 Наставления предусмотрено, что административное расследование может проводиться лично командиром (начальником) или по его указанию любым из офицеров, а в необходимых случаях назначаемой комиссией. Еще одним правилом выбора лиц для проведения административного расследования по делам о причинении материального ущерба является обеспечение независимости такого расследования. Данное правило обеспечивается запретом, содержащимся в п. 97 Наставления, поручать административное расследование офицеру, являющемуся подчиненным того лица, чьи действия необходимо расследовать, а также офицеру, который прямо или косвенно заинтересован в исходе дела.

Практикой проведения административных расследований выработана определенная логическая последовательность действий офицера, назначенного для его проведения, которая условно может быть разделена на ряд этапов.

На первом этапе необходимо получить и изучить все имеющиеся по делу документы, в которых содержится первичная информация, на основании которой административное расследование было назначено. Это могут быть рапорты, заявления, акты приема-сдачи должности, материалы проверки, инвентаризации или ревизии и т. п.

На втором этапе следует изучить все нормативные правовые акты, непосредственно относящиеся к расследуемым обстоятельствам. Помимо норм комментируемого Закона и Наставления, в зависимости от особенностей конкретного дела, могут подлежать изучению нормативные правовые акты, содержащие, например, правила учета, получения, выдачи, сдачи, хранения, эксплуатации (использования) и списания материальных средств, их охраны и т. д. Без такого изучения зачастую бывает невозможно правильно квалифицировать действия военнослужащих и установить лиц, виновных в причинении материального ущерба.

На третьем этапе офицеру, проводящему административное расследование, необходимо продумать последовательность и характер предстоящих действий по установлению фактических обстоятельств дела. Заблаговременное планирование позволяет согласовать расследующему свои действия с деятельностью воинской части, ее подразделений и служб, а при назначении комиссии - деятельность ее членов. Кроме того, на данном этапе определяется необходимость привлечения дополнительных средств (автотранспорта, измерительных приборов и т. п.), в связи с чем следует сделать соответствующий запрос командиру (начальнику) воинской части.

При необходимости на данном этапе составляется план проведения административного расследования, который представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению, наименований документов, которые должны быть приобщены к делу в качестве доказательств, а также расчет времени.

На четвертом этапе непосредственно устанавливаются все фактические обстоятельства дела: имел ли в действительности место материальный ущерб воинской части; где, когда, кем, при каких обстоятельствах он был причинен; в чем выразился и с какой целью был причинен материальный ущерб; требования каких именно нормативных правовых актов при этом были нарушены; явились ли действия или бездействие военнослужащего причиной возникновения ущерба; наличие вины в действиях (бездействии) военнослужащего, а также степень вины каждого в случае причинения ущерба несколькими лицами; обстоятельства, влияющие на степень материальной ответственности; размер причиненного материального ущерба; причины и условия, способствовавшие причинению ущерба.

Фактические обстоятельства дела устанавливаются путем:

Опроса очевидцев и виновных лиц;

Осмотра помещений, местности, техники, предметов и документов;

Проведения экспериментов;

Привлечения специалистов и экспертов.

Правила опроса очевидцев и виновных лиц определяются п. 103 Наставления. Опрос осуществляется путем истребования объяснений в письменной форме. Круг лиц, от которых может быть получено объяснение, не ограничен и определяется лицом, проводящим расследование. Однако брать объяснения у командира воинской части, назначившего это расследование, не разрешается. Если требуется получить объяснение от военнослужащего, убывшего к новому месту военной службы, необходимый запрос направляется командиру соответствующей воинской части. В запросе кратко сообщается следующее: характер расследуемого проступка; данные на лицо, от которого требуется объяснение; вопросы, которые необходимо перед ним поставить.

Объяснения принято адресовать на имя командира воинской части. Они должны быть записаны, по возможности, дословно офицером, проводящим административное расследование. По желанию опрашиваемого ему может быть предоставлена возможность изложить свои объяснения собственноручно. Объяснение подписывается лицом, от которого оно получается, и офицером, проводящим расследование (или лицом, которому поручено истребовать такое объяснение по запросу командира (начальника) другой воинской части).

Случай отказа какого-либо лица из числа личного состава воинской части дать расследующему объяснения по делу Наставлением не предусмотрен. В таком случае необходимо прежде всего руководствоваться положениями общевоинских уставов: рапортом доложить о случившемся командиру воинской части. Однако если отказавшееся от объяснений лицо является причинившим материальный ущерб, на случай рассмотрения дела в суде или обжалования решения командира целесообразно составить такой рапорт с приложением объяснений двух свидетелей отказа.

При необходимости к материалам расследования могут приобщаться подлинные документы или выписки из них. Если тот или иной документ нельзя приобщить к материалам, то он рассматривается и о его содержании составляется справка. Для наглядности к материалам могут прилагаться схемы и таблицы.

На пятом этапе составляется письменное заключение по материалам административного расследования, которое докладывается командиру (начальнику) воинской части. Правила составления такого заключения установлены п. 108 Наставления. Оно составляется на имя командира (начальника) и должно иметь три составные части: вводную, описательную и резолютивную.

В вводной части должно быть указано: на основании чего и по какому факту проводилось расследование, кто, где и когда его проводил.

В описательной части подробно излагаются обстоятельства расследованного проступка (правонарушения) с указанием: какое именно нарушение имело место в данном случае, кем, когда, где, каким способом, с какой целью и по каким мотивам оно совершено; умышленно или неосторожно действовало (бездействовало) лицо; какие при этом законы, нормы воинских уставов, приказов, наставлений или правил нарушены; во время службы или в иной обстановке совершено нарушение; есть ли и какова причинная связь между действиями (бездействием) лица и наступившими вредными последствиями. Здесь же дается анализ причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, характеристика личности виновного. Обязательно отражается отношение виновного лица к совершенному проступку.

В резолютивной части должно быть изложено следующее: кто конкретно и в чем именно виновен, конкретные предложения (мнение) о том, к какому виду ответственности (дисциплинарной или материальной или той и другой одновременно) целесообразно привлечь виновного (виновных). При выявлении в ходе расследования причин и условий, способствовавших правонарушению, необходимо предложить мероприятия по их устранению. Если в ходе административного расследования установлено, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, необходимо их назвать и внести предложения командиру (начальнику) рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

Заключение (рапорт) подписывается офицером, проводившим административное расследование, с указанием даты его составления (окончания расследования) и вместе с приложенными к нему всеми документами (материалами), собранными в ходе расследования, представляется командиру.

К заключению прилагаются следующие документы:

Рапорт, другие документы, на основании которых проводится административное расследование, с резолюцией командира (начальника) о назначении административного расследования;

Объяснения должностных лиц, свидетелей и т. п.

Справка финансового органа о денежном размере причиненного ущерба с учетом применения соответствующих коэффициентов;

Заключения специалистов и экспертов;

Решение вышестоящего командира (начальника) о продлении срока административного расследования, если такой срок был продлен;

Другие документы, собранные по делу.

О прилагаемых к заключению документах делается соответствующая запись сразу за его резолютивной частью с указанием количества листов каждого документа.

В соответствии с подп. «м» п. 12, подп. «ж» п. 14 Положения о юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации материалы административного расследования по фактам причинения военнослужащими материального ущерба воинской части перед представлением их командиру воинской части должны пройти правовую экспертизу у помощника командира воинской части по правовой работе. Свидетельством о прохождении правовой экспертизы служит виза помощника командира воинской части по правовой работе на заключении по материалам административного расследования.

Для принятия по материалам административного расследования решения командиру (начальнику) предоставляется срок продолжительностью не более трех дней. Принятое решение объявляется в приказе по воинской части, в котором определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления ущерба, защиты прав и интересов государства и воинской части и предотвращения подобных нарушений в будущем, а также меры воздействия в отношении тех лиц, виновность которых доказана расследованием (привлечение их к материальной, дисциплинарной ответственности или применение мер общественного воздействия). Решение командира может содержать в себе и отказ в применении мер материальной ответственности с отнесением суммы ущерба за счет государства, если имеются основания для освобождения военнослужащего от такой ответственности.

Если в ходе административного расследования будут выявлены признаки преступления, командир воинской части обязан возбудить уголовное дело, о чем немедленно уведомить военного прокурора. В таком случае все материалы административного расследования, послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, приобщаются к данному делу.

В п. 2 комментируемой статьи перечислены случаи, когда административное расследование после обнаружения материального ущерба, причиненного воинской части, может не проводиться. Это случаи установления причины ущерба, его размера и виновных лиц в ходе производств, отличающихся от административного расследования: судебного производства, производства ревизии, проверки, дознания или следствия. Данная норма освобождает командира от необходимости повторять производство, исполненное по тому же предмету и по тем же основаниям, обеспечивает оперативность в принятии решения по делу о причинении материального ущерба воинской части. Однако данное правило действует лишь в том случае, если предыдущими производствами собрана совокупность доказательств, необходимых и достаточных для привлечения виновных в причинении материального ущерба воинской части военнослужащих к материальной ответственности или для отказа в привлечении кого бы то ни было к такой ответственности (условия, при которых военнослужащий не может быть привлечен к материальной ответственности, подробно рассмотрены в комментарии к ст. 3).

Статья 8. Возмещение ущерба военнослужащими

1. Возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

2. Приказ соответствующего командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия, объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания (в том числе в случае убытия военнослужащего на территорию Российской Федерации) ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на день обнаружения ущерба.

4. Приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба может быть обжалован военнослужащим вышестоящему командиру (начальнику) и (или) в суд. Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.

5. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб.

6. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.

7. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа.

8. Разница между размером причиненного ущерба и определенным приказом командира (начальника) воинской части или решением суда размером удержаний из денежного довольствия военнослужащего относится за счет средств, выделенных из федерального бюджета соответствующему федеральному органу исполнительной власти, в ведении которого находится воинская часть, решением командира (начальника) в пределах предоставленных ему прав.

некоторые необходимые комментарии:

1. Комментируемая статья предусматривает две формы возмещения военнослужащими причиненного ими материального ущерба имуществу воинской части. Согласно п. 1 данной статьи возмещение ущерба может быть осуществлено:

а) на основании приказа командира (начальника) воинской части (в административном порядке);

б) на основании решения суда, вынесенного по иску командира (начальника) воинской части (в судебном порядке).

Законодатель четко разделяет случаи, при которых командиру (начальнику) следует использовать свои властные полномочия для возмещения ущерба, причиненного военнослужащим имуществу воинской части, а также случаи, в которых он обязан обратиться за соответствующим решением в суд.

2. Условия, при которых командир (начальник) воинской части наделяется правом своим приказом привлечь военнослужащего к материальной ответственности, сформулированы в пп. 1 и 2 комментируемой статьи.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба должен быть издан в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия (подробнее о способах установления обстоятельств причинения ущерба см. комментарий к ст. 7).Соблюдение этого срока является необходимым условием для решения вопроса о привлечении военнослужащего к материальной ответственности властью командира (начальника) воинской части. В случае пропуска указанного срока согласно абз. 2 п. 2 комментируемой статьи командир (начальник) лишается названного права и обязан за соответствующим решением обратиться в суд.

Как следует из содержания пп. 1 и 2 комментируемой статьи, возмещение ущерба, производимое в административном порядке, осуществляется по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Такой приказ должен быть объявлен военнослужащему под роспись и обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему.

В случае взыскания ущерба по приказу командира (начальника) воинской части под обращением его к исполнению необходимо понимать комплекс действий должностных лиц воинской части, предусмотренных Положением о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии и Военно-Морского Флота (введено в действие приказом министра обороны СССР 1973 г. № 80).

Такими действиями являются: запись суммы ущерба в книгу учета недостач воинской части (форма № 45) и открытие отдельного лицевого счета на военнослужащего, виновного в причинении ущерба, в книге денежных взысканий и начетов (форма № 35).

Как указывалось ранее, второй формой привлечения военнослужащих к материальной ответственности, предусмотренной пп. 1 и 2 комментируемой статьи, является судебный порядок. Как следует из п. 1, вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

Помимо названного обстоятельства, дела о привлечении военнослужащих к материальной ответственности подлежат разрешению только в судебном порядке в тех случаях, когда командир (начальник) воинской части пропустил двухнедельный срок, отведенный законом на издание (в пределах его полномочий) соответствующего приказа (абз. 2 п. 2 комментируемой статьи).

Иск командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба, причиненного воинской части, должен быть облечен в форму искового заявления. Исковое заявление подается в суд в письменном виде. В нем в соответствии с п. 2 ст. 131 ГПК РФ должно быть указано:

Наименование суда, в который подается заявление;

Наименование истца, его место нахождения, а также наименование пред-ставителя и его адрес, если заявление подается представителем;

Наименование ответчика, его место жительства;

В чем заключается нарушение либо угроза нарушения законных интересов истца и его требования;

Обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

Цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

Перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведе-ния, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

Исковое заявление подписывается командиром (начальником) воинской части или представителем воинской части при наличии у последнего полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд. Командир (начальник) воинской части не нуждается в какой-либо специ-альной доверенности. Его полномочия как представи-теля определены комментируемым Законом. Право других лиц на подачу искового заявления в суд от имени воинской части должно быть оговорено в доверенности. Доверен-ность от имени воинской части выдается ее командиром (начальником). Исковое заявление без подписи или подписан-ное лицом, не имеющим соответствующего полномо-чия, отраженного в доверенности, возвращается заявителю согласно п. 4 ст. 135 ГПК РФ.

К исковому заявлению, направляемому в суд, прилагаются:

Его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия пред-ставителя истца;

Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец ос-новывает свои требования, копии этих документов для ответчиков и тре-тьих лиц, если копии у них отсутствуют;

Расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы, подпи-санный истцом, его представителем, с копиями в соответствии с коли-чеством ответчиков и третьих лиц (ст. 132 ГПК РФ).

Исковое заявление, поданное без соблюдения тре-бований о его форме и содержании, без приложения к нему необходимых копий, а также не оплаченное го-сударственной пошлиной, оставляется судьей без движения, а командиру (начальнику) воинской части предоставляется разумный срок для исправления недостатков. Если воинская часть в соответствии с указаниями судьи и в установленный им срок исправит недостатки за-явления, оплатит государственную пошлину, исковое заявление считается поданным в день первоначаль-ного представления его в суд. В противном случае за-явление считается неподанным и возвращается воинской части.

Возврат искового заявления не лишает админи-страцию права при надлежащем оформлении иско-вых материалов вновь обратиться в суд. Однако необходимо помнить о течении срока, установленного законом для привлечения военнослужащего к материальной ответственности.

Выполняя требования о содержании искового заявления, командир воинской части или ее представитель должен ука-зать в нем сумму реального ущерба, причиненного ответчиком, изложить обстоятельства, указывающие на противоправные действия (бездей-ствие) военнослужащего, на причинную связь между проти-воправными действиями (бездействием) ответчика и наступившим реальным ущербом, на вину военнослужащего в причинении ущерба (умышленную либо неосторожную). При этом должна быть сделана ссылка на конкретные доказательства. В исковом за-явлении указываются также: вид материальной от-ветственности, к которой привлекается ответчик; сум-ма, подлежащая взысканию с него; обоснование вы-вода командира (начальника) воинской части о виде материаль-ной ответственности и размере подлежащей взыска-нию суммы. Если иск предъявлен к нескольким от-ветчикам, то в заявлении приводятся данные, харак-теризующие степень персональной вины в причине-нии ущерба, и делается расчет, определяющий долю каждого из ответчиков.

Документами, которые могут подтверждать доводы командования воинской части и должны быть в таком случае приложены к исковому заявлению, являются: должностные ин-струкции, определяющие должностные или специальные обязанности военнослужащего; подтверждающие размер ущерба и причинение его ответчиком рапорты, объяснения, материалы прове-рок, акты технического состояния, заключения спе-циалистов, данные бухгалтерского учета, акты реви-зий, инвентаризаций, сличительные ведо-мости, счета-фактуры, накладные, приказы о привле-чении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, калькуляции ремонта имущества и т. п.

К исковому заявлению, содер-жащему требования о возложении на военнослужащего пол-ной материальной ответственности, прилагаются ко-пии приговора или постановления органов предварительного рас-следования по вопросу о факте совершения военнослужащим деяния, имеющего признаки состава преступления, и его виновности. К числу указанных документов отно-сятся также письменные заявления о выдаче денежных средств под отчет, авансовые тетради, командировочные удостоверения; документы (акты, заключения и т. п.), подтверждающие причинение военнослужащим ущерба в состоянии наркотического, токсического или алкогольного опьянения и т. д.

В обоснование размера месячного оклада денежного содержания и месячного размера надбавки за выслугу лет военнослужащего, привлекаемого к материальной ответственности, в состав исковых материалов должна быть включена справ-ка о размере начисленного ему денежного довольствия по состоянию на день причинения ущерба.

Исковое заявление о возмещении материаль-ного ущерба, причиненного военнослужащими, оплачивается государственной пошлиной.

Сумма государственной пошлины, уплаченная воинской частью, при удовлетворении иска подлежит взысканию с военнослужащего.

Исковое заявление о возмещении имуще-ственного ущерба, причиненного военнослужащим воинской части, предъявляется в гарнизонный военный суд по месту его военной службы (см. приложение 2).

При рассмотрении дел о материальной ответ-ственности военнослужащих в качестве истца вы-ступает воинская часть, понесшая имущественный ущерб. Как правило, такая воинская часть сама обра-щается в суд с иском о возмещении ущерба. Однако в одном случае закон ограничивает это право воинской части. Согласно абз. 3 п. 1 комментируемой статьи иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, подается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части. Такой порядок подачи иска не должен изменяться и в том случае, если в качестве ответчика выступает уже бывший командир (начальник) воинской части.

Норма п. 4 комментируемой статьи предусматривает возможность обжалования военнослужащим приказа командира (начальника) о привлечении к материальной ответственности, а также последствия такого обжалования.

Военнослужащий вправе подать жалобу вышестоящему командиру (начальнику) - обжалование в административном порядке, а также в суд - обжалование в судебном порядке. Какой способ обжалования выбрать в каждом конкретном случае решает военнослужащий, при этом обратиться в суд он вправе как напрямую, так и после подачи жалобы по команде, если в удовлетворении последней ему было отказано.

Порядок обжалования военнослужащим в суд приказа командира (начальника) воинской части о привлечении военнослужащего к материальной ответственности в настоящее время регулируется Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», а также нормами Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», Федерального закона «О статусе военнослужащих» и ГПК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 254 ГПК РФ военнослужащий имеет право подать жалобу в военный суд по месту своего жительства или по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.

Правом на обжалование в военный суд неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц наделен военнослужащий, считающий свои права нарушенными, его уполномоченный представитель. Полномочия представителей должны быть оформлены в соответствии со ст. 53 ГПК РФ.

Возможность добровольного возмещения причиненного ущерба предоставляется военнослужащему как гражданину в силу ст. 1082 ГК РФ. Однако в соответствии с комментируемым Законом военнослужащий может добровольно возместить причиненный военной организации ущерб только в денежной форме, что же касается возмещения вреда (ущерба) третьим лицам, то Закон не ограничивает военнослужащего как гражданина в выборе способа возмещения.

Добровольное возмещение ущерба осуществляется путем внесения военнослужащим соответствующих денежных сумм в кассу воинской части по приходному ордеру.

Белогорский гарнизонный военный суд (Амурская область) - Гражданское

Суть спора: Жалобы на неправ. дейст. (безд.) - должностных лиц, государственных и муниципальных служащих


РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

г. Белогорск

Белогорский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – Гриценко В.А., при секретаре судебного заседания Кабатовой С.О., с участием заявителя Баранчука В.А., его представителя Солоновича Е.В., командира войсковой части № ФИО5, председателя аттестационной комиссии этой же воинской части ФИО6, представителя командира войсковой части № и аттестационной комиссии этой же воинской части Евдокимова А.Д., в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части Баранчука об оспаривании действий командира войсковой части №, связанных с привлечением к дисциплинарной ответственности, а также об оспаривании заключения аттестационной комиссии войсковой части №,

УСТАНОВИЛ:

Баранчук обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просит:

Признать незаконными дисциплинарные взыскания, объявленные ему в приказах командира войсковой части № от № - «выговор», от № - «строгий выговор», от № - «выговор», от № - «строгий выговор», от № - «выговор», от № - «выговор», от № - «выговор».

Признать недействительной запись в его служебной карточке о дисциплинарном взыскании - «выговор», объявленном в приказе командира войсковой части № от №;

Признать незаконными порядок проведения аттестации и заключение аттестационной комиссии войсковой части № от, вынесенное в отношении него.

В обоснование своего заявления Баранчук указал, что о наличии у него оспариваемых дисциплинарных взысканий узнал. По всем взысканиям нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренный статьей Федерального закона «О статусе военнослужащих». Приказом командующего общевойсковой армией от № он досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта на основании представления, поводом для которого послужило оспариваемое заключение аттестационной комиссии войсковой части № от. Несмотря на указание в протоколе заседания аттестационной комиссии от №, с отзывом в аттестационном листе он не соглашался. Считает, что в отношении него нарушен порядок проведения аттестации, предусмотренный статьёй 26 Положения о порядке прохождения военной службы, а заключение аттестационной комиссии в отношении него вынесено с нарушениями Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённого приказом Минобороны РФ от 29 февраля 2012 года № 444 (далее – Порядок аттестации).

В судебном заседании Баранчук и его представитель Солонович настаивали на удовлетворении заявленных требований.

Дополнительно заявитель пояснил, что по оспариваемым дисциплинарным взысканиям разбирательства с ним не проводились, сами взыскания не объявлялись. При ознакомлении со служебной карточкой, последнее дисциплинарное взыскание в ней было записано в августе 2013 года. Приказы командира части об объявлении оспариваемых дисциплинарных взысканий доведены до него. Кроме того, пояснил, что и, а также, на службе в воинской части находился, но к местам проведения контрольных занятий по физической подготовке не прибывал по состоянию здоровья. С отзывом в аттестационном листе был ознакомлен. В аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, а также заявление о своем несогласии с отзывом не представлял. Указание в отзыве на наличие неснятых дисциплинарных взысканий не оспаривал и не заявлял о своем несогласии. Также Баранчук пояснил, что не докладывал командованию о вынесении судом в отношении него постановлении по делу об административном правонарушении, которым он признан виновным в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Докладывал только о задержании его сотрудниками полиции. Заявитель также пояснил, что не желает оспаривать действия командующего армией, связанные с изданием приказа о досрочном увольнении его с военной службы.

Представитель заявителя Солонович дополнительно указал, что в нарушение Порядка аттестации отзыв в аттестационном листе на Баранчука составлен временно исполняющим обязанности начальника штаба части вместо штатного. В указанном отзыве отражены необъективно либо не отражены вовсе вопросы, предусмотренные пунктом 3 Порядка аттестации. Кроме того, Солонович пояснил, что аттестационный лист не подтвержден документальными доказательствами, свидетельствующими о систематическом невыполнении заявителем служебных обязанностей. Также представитель заявителя пояснил, что оспариваемые его доверителем взыскания объявлены за совершение грубых дисциплинарных проступков, при этом нарушены требования Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ о проведении разбирательства в письменном виде.

Командир войсковой части № ФИО5, не признавая требований заявителя, пояснил, что приказы от № и от № об объявлении Баранчуку дисциплинарных взысканий в виде «строгого выговора» были изданы им по результатам анализа службы войск в войсковой части № за 2013 год и декабрь 2013 года соответственно. Приказы от № от № №, от № №, от № и от № об объявлении заявителю дисциплинарных взысканий в виде «выговора» были изданы им после лично проведенных устных разбирательств с Баранчуком. При этом доказательства доведения до заявителя приказов об объявлении оспариваемых дисциплинарных взысканий до не представил.

Председатель аттестационной комиссии войсковой части № ФИО6, не признавая требований заявителя, пояснил, что порядок проведения с Баранчуком аттестации нарушен не был, заключение аттестационной комиссией считает объективным и вынесенным после всестороннего изучения соответствия заявителя требованиям, предъявляемым к офицеру, проходящему военную службу по контракту. При вынесении заключения учитывалось совершённое Баранчуком деяние – управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, за которое он привлечен к административной ответственности и лишен права управлять транспортными средствами, а также наличие на момент проведения аттестации неснятых дисциплинарных взысканий. Как непосредственный начальник заявителя пояснил, что Баранчук перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к военнослужащим по контракту в 2013-2014 годах.

Представитель командира войсковой части № и аттестационной комиссии этой же воинской части Евдокимов, не признавая требований заявителя, пояснил, что в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и Уставом внутренней службы Вооружённых Сил РФ к военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, предъявляются повышенные требования, как к уровню профессиональной подготовки, так и к морально-психологическим и иным личным качествам. Военнослужащий по контракту обязан соблюдать Конституцию РФ и другие законы РФ, дорожить воинской честью, не допускать самому и удерживать других от недостойных поступков. Совершив в 2014 году административное правонарушение, Баранчук нарушил указанные требования. Также Евдокимов пояснил, что доказательства доведения до заявителя приказов командира части об объявлении оспариваемых дисциплинарных взысканий до представить не может. С наличием дисциплинарных взысканий за 2013 и 2014 годы, в том числе неснятых, Баранчук был ознакомлен под роспись в листе ознакомления в его служебной карточке.

Заслушав объяснения заявителя, его представителя, командира войсковой части №, председателя аттестационной комиссии этой же воинской части, представителя командира войсковой части № и аттестационной комиссии этой же воинской части, исследовав материалы дела, военный суд приходит к следующим выводам.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регламентирован статьями , - Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также главами 3 и 4 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Как следует из представленного в суд аттестационного листа и пояснений заявителя, он ознакомлен с отзывом в аттестационном листе.

Согласно исследованного протокола заседания аттестационной комиссии войсковой части № № с участием Баранчука проведено заседание аттестационной комиссии, где был рассмотрен вопрос о его соответствии занимаемой воинской должности, и о возможности увольнения с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

Порядок проведения аттестации регламентирован статьями 26 и 27 Положения о порядке прохождения военной службы и Порядком организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Минобороны РФ от 29 февраля 2012 года № 444.

Согласно статьи 26 «Положения о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года, в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, проводится аттестация. Основной задачей аттестации военнослужащих, наряду с другими, является определение соответствия военнослужащих занимаемым воинским должностям и перспектив их дальнейшего служебного использования, а также оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного увольнения военнослужащего с военной службы.

Существенные условия, направленные на соблюдение прав и законных интересов военнослужащих, подлежащих аттестации, определены пунктами 3 и 6 указанного выше Порядка аттестации. Так аттестуемый имеет право лично участвовать на заседании аттестационной комиссии, заранее знакомиться с аттестационным листом, содержащим отзыв, до представления его в аттестационную комиссию, представлять в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.

По мнению суда, изложенные гарантии объективности аттестации в отношении Баранчука были реализованы. Кроме того, суд учитывает, что как до заседания аттестационной комиссии, так и во время его проведения заявитель не заявил о своем несогласии с отзывом, а также не представил в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей служебной деятельности.

Также суд учитывает, что на момент проведения аттестационной комиссии у Баранчука, кроме привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, имелись неснятые дисциплинарные взыскания, о чем было указано в отзыве, однако заявитель по данному факту свое несогласие на заседании аттестационной комиссии также не высказал.

Согласно протоколу аттестационная комиссия после заслушивания текста отзыва, объяснений Баранчука, мнения членов комиссии, предложений председателя аттестационной комиссии, после единогласного голосования вынесла заключение о несоответствии заявителя занимаемой должности и целесообразности увольнения с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта.

При таких обстоятельствах, военный суд считает, что процедура аттестации не нарушена, аттестационная комиссия воинской части пришла к правильному выводу о несоблюдении заявителем взятых на себя обязательств при заключении контракта о прохождении военной службы, поэтому требования заявителя в этой части удовлетворению не подлежат.

Проведение аттестации Баранчука спустя продолжительное время после совершения административного правонарушения обусловлено, в том числе, тем, что заявитель о вынесении судом в отношении него постановлении по делу об административном правонарушении командованию части не доложил. Об этом обстоятельстве командование стало известно спустя продолжительное время из сообщения из вышестоящего штаба.

Доводы представителя заявителя о том, что отзыв в аттестационном листе является необъективным, так как написан не начальником Баранчука, а исполняющим обязанности начальника штаба части ФИО13, являются несостоятельными, поскольку отзыв был составлен лицом, которое на тот момент на основании приказа командира части исполняло обязанности начальника штаба части на время основного отпуска ФИО6, который присутствовал на заседании аттестационной комиссии и оглашал отзыв. Кроме того, свидетель ФИО13 показал, что отзыв на заявителя написан им объективно, с учётом мнения непосредственного начальника Баранчука – начальника штаба бригады подполковника ФИО6

Доводы представителя заявителя Солоновича о том, что в отзыве в аттестационном листе на заявителя не отражены все вопросы, предусмотренные пунктом 3 Порядка организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Минобороны РФ от 29 февраля 2012 года № 444, и заключение аттестационной комиссией дано без всестороннего изучения служебной деятельности Баранчука, суд находит ошибочными, поскольку в отношении Баранчука проводилась внеплановая аттестация по вопросу досрочного увольнения с военной службы за невыполнение условий контракта. В данном случае аттестационная комиссия оценивала конкретные действия военнослужащего, послужившие причиной его увольнения, и выясняла, соответствует ли данный военнослужащий требованиям, предъявляемым к лицам, проходящим военную службу по контракту.

Доводы представителя заявителя о том, что Баранчук за 2009-2011 годы характеризовался положительно и занимаемой должности соответствовал на выводы суда не влияют, поскольку заключение аттестационной комиссией вынесено по фактам, которые имели место в конце 2013 года и в 2014 году.

Руководствуясь ст. - и 258 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

Заявление Баранчука – удовлетворить частично.

Признать незаконными дисциплинарные взыскания, объявленные Баранчуку В.А. в приказах командира войсковой части № от № - «строгий выговор», от № - «строгий выговор», от № - «выговор», и обязать названное должностное лицо отменить указанные взыскания.

Признать незаконными дисциплинарные взыскания, объявленные Баранчуку В.А. в приказах командира войсковой части № от № - «выговор» и от № - «выговор».

В удовлетворении требований о признании незаконными порядка проведения аттестации и заключения аттестационной комиссии войсковой части № от № в отношении Баранчука В.А., признании недействительной записи в служебной карточке Баранчука В.А. о дисциплинарном взыскании - «выговор», объявленном в приказе командира войсковой части № от № №, признании незаконными дисциплинарных взысканий, объявленных Баранчуку В.А. в приказах командира войсковой части № от № - «выговор» и от № - «выговор», – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Белогорский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения 13 мая 2015 года.

Председательствующий по делу В.А. Гриценко

Судьи дела:

Гриценко В.А. (судья)

Судебная практика по:

По лишению прав за "пьянку" (управление ТС в состоянии опьянения, отказ от освидетельствования)

Судебная практика по применению норм ст. 12.8, 12.26 КОАП РФ

Статья 28.2 . Основания привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности

1. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.

2. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина.

3. Виновным в совершении дисциплинарного проступка признается военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, совершивший противоправное действие (бездействие) умышленно или по неосторожности.

4. Дисциплинарный проступок признается совершенным умышленно, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, осознавал противоправный характер своего действия (бездействия), предвидел возможность или неизбежность наступления вредных последствий и желал наступления этих последствий либо не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал эти последствия либо относился к ним безразлично.

5. Дисциплинарный проступок признается совершенным по неосторожности, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение этих последствий либо не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.

6. Вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи военного суда.

7. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, толкуются в его пользу.

8. Военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе в случае отказа в возбуждении в отношении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, уголовного дела или прекращения в отношении его уголовного дела, но при наличии в его действиях (бездействии) признаков дисциплинарного проступка, по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами установлены иные сроки давности привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности.

9. Привлечение военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности не освобождает его от исполнения обязанности, за неисполнение которой дисциплинарное взыскание было назначено, а также от обязанности возместить вред, причиненный в результате совершения противоправного действия (бездействия). Возмещение вреда, причиненного противоправным действием (бездействием) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме