Предвыборная агитация ее формы и условия проведения. Предвыборная агитация в СМИ (формы, сроки, методы)
К.Д. Ушинский
Введение
Русский педагог-психолог Константин Дмитриевич Ушинский сложился как ученый в эпоху освободительного общерусского движения, частью которого явилось общественно-педагогическое движение 50-60-х годов прошлого столетия. Отмена крепостного права и последовавшие за этим перемены в жизни России обнажили коренную задачу обновления и расширения просвещения, создания почти заново народной школы. В решении этой важнейшей задачи исключительную роль сыграла общественно-педагогическая мысль, в развитии и утверждении которой неоспоримая заслуга принадлежит К.Д.Ушинскому.
У Ушинского были предшественники, мысли и опыт которых он учитывал. Были и соратники в педагогике. Но он оказался наиболее талантливым среди них и успел сделать за короткий срок много больше, чем иные за полвека. Он показал поразительный пример непоколебимого убеждения и нравственной стойкости в распространении и защите педагогических идей, содействовавших обновлению просветительских учреждений, будь то учебные заведения для сирот или благородных девиц, воскресная школа для взрослых или учительская семинария. А его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово» вместе с руководствами для учителей стали лучшими на многие десятилетия. Сам же автор обрел звание Учителя русских учителей. Вклад Ушинского в теорию воспитания и образования покоится на двух ведущих идеях всего его педагогического наследия: народность и антропологизм. Первая выражена им во всех статьях и воплощена в учебниках. Вторая - в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
1. Деятельность К. Д. Ушинского
Константин Дмитриевич Ушинский родился в семье чиновника Дмитрия Григорьевича Ушинского 2 марта (по новому стилю) 1824 г. в городе Туле. Детство и гимназические годы прошли в небольшом отцовском поместье на окраине города Новгород-Северска Черниговской губернии. Его мать Любовь Степановна Ушинская (урожденная Капнист) дала сыну прекрасное воспитание и сама подготовила для поступления в Новгород-Северскую гимназию. Учился Константин неровно, однако рано обнаружил способности и склонность к словесности и истории. Его сочинения по литературе были лучшими в классе, зато в математике успехами он не выделялся. Художественный склад личности будущего педагога проявился и в том, что Ушинский с юных лет начал писать стихи и сохранил поэтическую страсть до конца своих дней. Интерес к книге, к чтению, привитый ему матерью, перерос со временем в склонность к литературному творчеству.
После окончания Новгород-Северской гимназии К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, а не на филологический, куда могла бы его склонить романтико-поэтическая натура.
Университетское время (1840-1844) стало для Ушинского началом серьезного размышления о жизни. Помимо посещения лекций и работы над первоисточниками, предусмотренными программой, он углубленно изучал философские сочинения Гегеля и других мыслителей. К этому его побуждали и беседы с профессорами Т.Н.Грановским и П.Г.Редкиным.
В мае 1844 г. Ушинский окончил Московский университет вторым кандидатом права и был оставлен на кафедре энциклопедии законоведения для подготовки к экзаменам на звание магистра, дающее право преподавания в университете.
Летом 1846 г. К.Д.Ушинского как одного из лучших выпускников Московского университета назначили исправляющим должность профессора Демидовского лицея в Ярославле.
Ярославский лицей - привилегированное учебное заведение для подготовки высших государственных чиновников - был основан в 1803 г. горнопромышленником П.Г.Демидовым. Он приравнивался к юридическим факультетам. В 40-х годах XIX в. в его учебный план вошли новые отрасли знаний по финансам, хозяйству, управлению и государственному праву под общим названием камеральные науки или камералистика. В них излагался широкий круг сведений и по истории, географии, политэкономии, философии и др.
Лекции Ушинского по камералистике, как и его речь «О камеральном образовании», произнесенная на торжественном собрании преподавателей и студентов Ярославского Демидовского лицея 18 сентября 1848 г., отличались особой либеральностью. «Рассуждения молодого профессора о правовом государстве, о науке вообще и камералистике в особенности, о духовной и хозяйственной жизни общества и государства воспринимались либо восторженно, либо настороженно. Не всем были понятны мысли Ушинского о том, что камеральное образование в конечном счете призвано улучшать людей, будить творческие силы народа. И уж совсем сомнительным казалось приверженцам старины его смелое заключение о том, что теперь уже нет необходимости «копаться в древнем пепле, чтобы отыскать там феникса», и что общее образование должно переменить свое направление и соответствовать «духу времени» - новому состоянию науки, индустриальному развитию века».
К.Д.Ушинский оказался достойным учеником Т.Н.Грановского - и поплатился за это своей карьерой профессора. Поводом к увольнению из лицея стало его нежелание исполнять распоряжение Министерства народного просвещения о представлении преподавателями на просмотр подробных конспектов своих лекций. В начале сентября 1849 г. молодой ученый вынужден был покинуть лицей.
С осени этого года начался петербургский период жизни К.Д.Ушинского. Без малого полгода он оставался вне официальной службы. И лишь в феврале 1850 г. был «согласно желанию его перемещен в Департамент духовных дел иностранных исповеданий помощником столоначальника». Его служба чиновником Министерства внутренних дел в течение четырех с половиной лет давала довольно сносное материальное обеспечение, но духовная жизнь оставалась за пределами Департамента.
Возможно, чиновничья служба вперемежку с журналистской и переводческой работой так и продолжалась бы, но в июле 1854 г. отделение, в котором служил Ушинский, было упразднено, а сам он оказался за штатом.
Три месяца без службы, без постоянного жалованья, жена ждет рождения второго ребенка. Случайные заработки не то писателя, не то журналиста, не то переводчика не могли обеспечить сносную жизнь семье. Лишь в начале ноября 1854 г. по счастливой случайности К.Д.Ушинский получил место старшего учителя словесности в Гатчинском сиротском институте. Это было закрытое среднее учебно-воспитательное заведение, насчитывавшее около 1000 воспитанников и более 70 преподавателей. Среди них замечательные русские педагоги, чьи имена внесены в летопись отечественной педагогической мысли: А.Г.Ободовский, Е.О.Гугель, П.С.Гурьев.
Учительская, а затем инспекторская работа открыла ему глаза на новую для него действительность, гораздо более сложную, чем та, с которой ему приходилось иметь дело в Ярославском Демидовском лицее. Он оказался у основания той педагогической пирамиды, на вершине которой уже побывал и о которой сказал, что преподавателю университета достаточно хорошо знать свой предмет и излагать его ясно. Внизу же, у основания пирамиды, этого совершенно недостаточно, несмотря на кажущуюся простоту, элементарность отношений «взрослый - ребенок» и познавательную узость детей. Детский мир, его своеобразие и красота открылись Ушинскому, в душе поэту и художнику. Он устремился в глубину этого мира, стараясь разгадать тайны становления человеческого сознания и поведения, проникнуть в истоки человеческой жизни. Побуждали к этому не только казенное учебно-воспитательное заведение, но и родная семья. К началу сентября 1856 г. у него было трое детей: сын Павел и две дочери - Вера и Надежда. И не случайно первая учебная книга К.Д.Ушинского называлась «Детский мир» и была задумана во время работы в Гатчине, когда в семье ожидалось появление еще одного ребенка. А когда книга увидела свет, в семье прибавилось еще два сына: Константин и Владимир.
Здесь же, в Гатчине, было задумано и «Родное слово». Правда, увидел свет этот учебный комплект (Азбука и книга для чтения) лишь в конце 1864 г. Между замыслом и воплощением его пролегла очень трудная полоса жизни и деятельности педагога. Именно в Гатчине Ушинский стал педагогом. До этого он был преподавателем (профессором), чиновником, писателем, журналистом, переводчиком. А в «детском городке» Ушинский обрел свое подлинное призвание. Отсюда началось его восхождение на педагогический олимп. Здесь пришла к нему слава русского педагога и детского писателя, рассказы которого вошли в «Детский мир и Хрестоматию», ставшую образцом учебной книги для чтения в начальных классах, а его маленькие рассказы вышли из тесных обложек учебника и обрели долгую самостоятельную жизнь в виде отдельных изданий вплоть до нашего времени («Петушок», «Русские сказки, рассказанные К.Ушинским», «Бишка», « Рассказы» и др.). В предисловии к первому изданию «Детского мира» Ушинский разъяснил назначение своей книги для первоначального классного чтения. Она должна быть «преддверием серьезной науки; так чтобы ученик, прочитав ее с учителем, приобрел любовь к серьезному занятию наукой».
Дух того времени, веяния перемен в женском образовании на Западе и обнажившиеся недуги российского элитарного образования (Пажеский корпус, Смольный институт и др.) побудили Мариинское ведомство внести усовершенствования в учебную часть, начать преобразования прежде всего в самых привилегированных заведениях. Нужны были реформаторы. Обычно их выписывали из-за границы. Для Смольного института, однако, было сделано исключение. Реформатора нашли в своем ведомстве. Им оказался инспектор классов Гатчинского сиротского института К.Д.Ушинский, проект учительской семинарии которого положили под сукно «до лучших времен» в Учебном комитете Ведомства императрицы Марии.
Педагогическая деятельность Ушинского в Смольном институте, длившаяся три с небольшим года (январь 1859 - март 1862 г.), была самой напряженной и драматичной. Она началась с составления Ушинским проекта учебных преобразований благородного и мещанского отделений. Пока этот проект рассматривался советом института и высочайше утверждался, Ушинский в начале апреля 1859 г. подает в Министерство народного образования прошение о разрешении ему издания критико-философского, педагогического и психологического журнала «Убеждение».
В конце февраля 1860 г. Ведомство императрицы Марии утвердило проект Ушинского о преобразовании классов Смольного института. Почти одновременно была утверждена и докладная записка министра народного просвещения Е.П.Ковалевского о поручении К.Д.Ушинскому редактировать «Журнал Министерства народного просвещения» («ЖМНПр»), а 9 марта 1860 г. К.Д.Ушинский постановлением Министерства народного просвещения назначается редактором «ЖМНПр». Параллельно с этой огромной разносторонней литературно-педагогической работой Ушинский завершал подготовку к изданию учебной книги «Детский мир и Хрестоматия». Сюда же надо отнести и практическую проверку этого учебника в младших классах Смольного института, а также участие в «четвергах» проходивших во флигеле Смольного, где размещалась квартира инспектора. На «четвергах» обычно собирались сослуживцы и беседовали на самые разнообразные темы - от новинок литературно-педагогических публикаций до внутриинститутских учебных дел. А дела эти после ухода из «ЖМНПр» и появления в «Современнике» (1861, № 9) отрицательной рецензии на учебник «Детский мир» складывались у Ушинского крайне трудно «Если реорганизация института, несмотря на сопротивление отдельных воспитателей и учителей, проходила довольно успешно то отношения с начальницей института статс-дамой М.П. Леонтьевой были чрезвычайно натянутыми. К.Д.Ушинский произвел перемены в учебном строе Смольного института согласно своему проекту: уменьшил срок пребывания воспитанниц в этом закрытом заведении с девяти до семи лет, уравнял учебные курсы «благородного» и «мещанского» отделений, осовременил содержание образования, а также методику обучения, «потеснил» иностранные языки в пользу родного, расширил преподавание естествознания и физики, ставших самостоятельными учебными предметами, а не материалом для упражнений при изучении иностранных языков. Сверх семи классов вводился двухлетний педагогический класс. Воспитанницы наконец-то получили право посещать родителей или родственников в праздничные дни и каникулы, проводить каникулярное время за пределами интерната («Смольного монастыря»). В осуществлении проекта помогли новые учителя, приглашенные им весной 1860 г. (Д.Д. Семенов, Я.Г.Пугачевский, В.И.Водовозов, В.И. Лядов Н И Раевский) и весной 1861 г. (М.И.Семевский, О.Ф.Миллер Л. Н. Модзалевский, М.О.Косинский, Г.СДестунис)».
Еще в 1861 г., после ухода из «ЖМНПр», Ушинский собирался поехать за границу на лечение. Но неотложные служебные и литературные дела заставляли его отложить поездку. Однако весной 1862 г., он вынужден был подать прошение об увольнении из Смольного института «по расстроенному здоровью». В Совете института и в Ведомстве нашлись влиятельные сановники, благожелательно относившиеся к Ушинскому. Они перевели его в члены Учебного комитета Ведомства императрицы Марии и отправили в заграничную командировку для изучения постановки женского образования в странах Западной Европы. Таким образом сохранялось жалованье Ушинского, которое вместе с доплатами Мариинского ведомства по командировке позволяло семье жить довольно безбедно. Ко времени отъезда за границу весной 1862 г. у Ушинского было пятеро детей, по возвращении в Россию (1.XI.1867) родилась дочь Ольга.
Мысли Ушинского о народной школе периода пребывания его за границей отдавали значительным «иноземным» привкусом. Лишь после возвращения в Россию он уточнил свои представления о русской народной школе - не без помощи педагога-земца Н.А.Корфа, хотя оба извлекали исходные идеи из школьно-педагогического наследия Песталоцци. Однако Корф шел от запросов практики, а Ушинский - от истин науки. Оба сошлись в конце концов на том, что «земская школа должна, наконец, положить прочное основание народному образованию в России...». «Осознав, что новая земская школа может стать подлинно народной, Ушинский более точно спланировал свое ближайшее будущее, хотя незавершенность «Педагогической антропологии» (он работал над третьим томом) и шаткое здоровье вынуждали его быть осмотрительным даже в доверительных письмах к Н.А.Корфу: «Написать книгу для народной школы составляет уже давно мою любимую мечту, но, кажется, ей и суждено остаться мечтою. Прежде мне необходимо кончить «Антропологию», и потом только я хоть сколько-нибудь применю «Родное слово» к потребностям сельской школы». Несколько выше Ушинский писал: «Если здоровье мое потянет, то, как разделаюсь с третьим томом «Антропологии», займусь исключительно народным образованием». Корф нашел практическое применение «Родного слова» Ушинского в школах Александровского уезда, о чем и сообщил ему, а ранее напечатал в своих «Отчетах» результаты этих применений. Ушинский отметил, что «применений сделано гораздо больше», чем он сам мог рассчитывать. Поэтому он намеревался переделать «Родное слово», сориентировав его на сельскую (земскую) школу».
Замыслам не суждено было осуществиться. «Измятый и скомканный», по признанию самого Ушинского, он готовился отойти от педагогического поприща.
2. Педагогические идеи К.Д. Ушинского
Мысли К.Д. Ушинского об обучении и воспитании коренятся в его философском, психолого-педагогическом понимании природы человека вообще и родного слова в особенности, роли последнего в развитии человеческого сознания. Слово - не просто средство для выражения понятий и идей. Оно - величайший наставник, формирующий ум, чувство, волю и характер человека. Могучая сила русского языка выдвинула родное слово в центр, вокруг которого группируются и которым согреваются все учебные дисциплины народной школы. И не только народной. Общее образование получает значение «мастерской человечности» только потому, что родное слово развивает и оплодотворяет мышление учащихся и побуждает их к самостоятельному нравственному и умственному совершенствованию, вырабатывает серьезный взгляд на труд и жизнь. Слово, родное и иностранное, - это ключ познания отечественной и зарубежной культуры. Родной язык есть одно из исходных начал общего развития, воспитания и обучения. Такое понимание Ушинским роли родного слова в общем развитии и воспитании обусловило его подход к решению частных и общих вопросов обучения прежде всего в начальной школе.
Конкретные задачи народного образования определялись, согласно Ушинскому, тем, что, прежде всего, нужно было тогдашней России, что согласовывалось с ходом ее истории, духом и потребностями народа. Такой «прямой и верный путь» обновления русского народного образования не исключал заимствования чужеземных идей. Напротив, Ушинский считал, что мы можем занять много полезных педагогических изобретений у наших западных соседей, опередивших нас в образовании. Но дух школы, ее направление, ее цель должны быть обдуманы нами самими, «сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии». «Народная школа, ее становление - это жизненно важный вопрос, от разрешения которого, более или менее удачного, зависит, по утверждению Ушинского, правильный исход всех прочих реформ, начатых или предполагавшихся в начале 60-х годов прошлого века. Многие правительственные чиновники по ведомству просвещения пытались объяснить крайне малое количество школ в России и плохое их состояние финансовыми затруднениями. Ушинский же доказывал, что устройство хороших школ, правильно развивающих и правильно воспитывающих народ, есть одна из самых выгодных и самых прочных финансовых операций. Развивая умственные и нравственные силы народа, обогащая его полезными знаниями, возбуждая в нем разумную предприимчивость и любовь к труду, поощряя его избегать диких, непроизводительных издержек, укореняя в массах простого населения правильный и ясный взгляд на необходимость администрации, законов и государственных издержек, - истинное народное образование сохраняет, открывает и поддерживает именно те источники, из которых льется народное богатство, и льется само собой, без всяких насильственных мер. Время, труд, честность, знание, умение владеть собой, физические, умственные и нравственные силы человека - вот творцы всякого богатства».
Ушинский рассматривал учение в качестве одного из самых сильных воспитательных средств и источников общего умственного и нравственного развития. Правильно организованное учение развивает учащихся умственно и воспитывает нравственно. Все педагогические произведения Ушинского, включая его учебные книги «Детский мир» и «Родное слово», ведут в конечном счете к выявлению и определению наиболее рациональных средств умственного и нравственного развития детей. Антропологической основой такого развития является собственная деятельность ребенка, его самодеятельность. Изучаемая в школе наука призвана правильно развивать человеческий организм во всей его сложности. Отсюда особая роль обучения в формировании человеческих качеств.
Однако не в самих знаниях и не в высоком умственном развитии учащихся видел Ушинский главную задачу общего образования. Главное заключается в нравственном применении результатов обучения. Показателем такого применения будет не столько количество знаний и степень развития ума, сколько то, на что они пойдут, в какие взгляды и убеждения сложатся и какое окажут влияние на образ мыслей, чувств и поведения учащегося. Нравственно развивающее обучение призвано заложить прочное основание стройному мировоззрению, серьезным взглядам на труд и на жизнь. Таким образом, Ушинский определял нераздельность воспитательного процесса, в котором обучение решает общественные задачи на материале преподаваемых наук. Всю нравственную силу и умственное развитие может извлечь из учения только такое преподавание, которое основано на законах психического развития человека. Подобное преподавание Ушинский назвал органическим, когда отдельные учебные предметы, в особенности география, история и естественные науки, ведутся так, что они поддерживают друг друга, пополняют и оживляют, а все вместе дружно строят в душе воспитанника прочное здание ясного, живого и верного мировоззрения. Хаотическое же преподавание, где одна наука идет вслед за другой, нигде не сталкиваясь, хотя и очень стройно все это в программе, приводит к мертвому состоянию идей, когда они не образуют четкого мира в голове, а лежат в ней, как на кладбище, не зная о существовании друг друга. При распределении предметов преподавания в общеобразовательной школе следует иметь в виду не науки в их отдельности, а душу учащегося в ее целости и ее органическое, постепенное и всестороннее развитие. Одно дело - наука в своей системе, а иное - педагогическое развитие учащихся и передача им необходимых и полезных для жизни сведений. Не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь. Школа должна прийти к тому положению, когда только в конце ее, а не в начале раскроется система науки.
«Ушинский показывает психологическую и педагогическую несостоятельность идеи о занимательном обучении. Такое обучение не дает никакого упражнения воле ученика, не способствует, а скорее мешает развитию в нем самостоятельного характера. Не с курьезами и диковинками наук надо знакомить учеников в школе, а приучать их находить причинные связи в том, что их окружает, показывать пользу науки. Приучение учащихся к сознательному, обдуманному чтению составляет одно из назначений развивающего обучения, когда учитель предоставляет им возможность самим объяснять прочитанное, наблюдать или вспоминать, что они видели, и выводить из своих наблюдений правильные умозаключения».
Ушинский понимал, что научные основы обучения не могут быть выведены непосредственно из школьного опыта, так как не сами формы и методы учебной работы составляют сущность процесса обучения, а закономерности познания, к выяснению которых с точки зрения теории и психологии познавательного процесса Ушинский и обратился в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В первом томе этого обширного исследования впервые в истории русской дидактики были научно рассмотрены предпосылки теории обучения. Здесь, однако, философско-психологические оценки фактов физиологии и психологии еще не завершаются приложением выводов к самой практике обучения. Это было сделано Ушинским намеренно, потому что он не видел никакой трудности для всякого мыслящего педагога, изучившего физиологический или психологический закон, вывести из него практические приложения. Для народных учителей он собирался в дальнейшем в доступной форме изложить правила и приемы обучения. Главное, по его мнению, не правила или практические приемы, а изучение основ, из которых эти правила и приемы вытекают.
Разумеется, научные основы дидактики и теории воспитания - дело первостепенной важности. Тем не менее систематическое изложение педагогики как искусства применения научных основ общей педагогики или, по определению самого Ушинского, науки педагогики имело бы большое практическое значение, не говоря уже о том, что это содействовало бы и более глубокому постижению самих научных основ теории обучения и воспитания. К сожалению, Ушинский не успел закончить обещанный им третий том своего исследования. А опубликованные почти сорок лет спустя после его смерти материалы к третьему тому «Педагогической антропологии», естественно, не могли удовлетворить огромнейшей потребности учительства России в научно обоснованном руководстве по педагогике. Эта потребность в какой-то мере удовлетворялась дидактико-методическими работами последователей великого педагога, а затем педагогами и дидактами психологической школы, прочное основание которой он заложил в России.
Почему Ушинский размежевал область педагогики на две неравноценные части - педагогику в «обширном» смысле, как собрание наук, и педагогику в «тесном» смысле, как теорию искусства, выведенную из этих наук?
К различению этих частей педагогического видения приводил Ушинского антропологический принцип. Изучение человеческой природы в ее вечных основах, в ее современном состоянии и в ее историческом развитии составляет предмет педагогики в «обширном» смысле слова. А практика, факты - дело единичное, но если в воспитании признавать дельность одной практики, то даже передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт. Словом, непосредственно можно приобрести только умения и навыки, ремесленную выучку. Опыт постигается в обобщенном виде.
Если человек есть предмет воспитания, то всестороннее его изучение является необходимостью. Физиология и психология раскрывают организм предмета воспитания, но не идею воспитания. Цель воспитания, его направленность определяет философия. И Ушинский вносит важное уточнение в понимание сущности педагогики. По его словам, педагогика «все же в основном наука философская», поэтому требует «единства идеи.
«К.Д. Ушинский понимал развитие человека не только как естественный процесс, управляемый внутренними закономерностями, вне воздействия среды и воспитания. Не органическая наследственность, а историческая преемственность человеческих поколений, усвоение новым поколением достижений культуры своих предшественников делает человека тем или иным. В этом становлении человека велика роль воспитания. Сила воспитания еще не востребована в достаточной мере из-за слабого знания самой природы человека, а также недостаточного изучения интересов развития самого общества».
Ушинский надеялся, что педагогика сможет стать наукой, если будет связана с жизнью, будет выражать потребности общества и опираться на данные других наук, прежде всего на философию, физиологию и психологию. В предисловии к первому тому «Педагогической антропологии» он наметил обширную программу исследований на будущее, чтобы педагогика обрела научный характер, а воспитательная деятельность могла опираться на широкие знания о ребенке. Эту программу подхватила в России в самом начале XX в. вновь возникшая экспериментальная психология. А.П.Нечаев указал на труд К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания» как на ее источник.
Заключение
К.Д.Ушинский занимает в общественно-педагогическом движении России особенное место. Это легко объяснимо тем, что он был более талантлив, чем его предшественники и многие современники, тем, что он понял запросы своего времени глубже, чем его сотоварищи по народному просвещению, что он был более научно подготовлен к теоретическому обсуждению вопросов народного образования и общих проблем педагогики, чем многие соучастники литературно-педагогической дискуссии, затянувшейся на многие годы, - все это так. Но не менее важно и то, что Ушинский выделяется из среды педагогов-современников всей совокупностью основных идей, которые он сумел применить практически в своих учебных книгах, в учебных преобразованиях, продвинуть дальше отечественную педагогическую мысль, открыв для нее путь научных изысканий, неведомый ранее. Самые плодотворные из них - народность и антропологизм: одна навсегда связала его имя с русским народом, другая через науку о воспитании - с человечеством, с сообществом народов мира. Ушинский ревниво оберегал русскую народность. Чужеземщина, считал он, привела к раздвоению русской души. А поношение своей народной истории, развенчание побед русского оружия, глумление над дорогими для русского народа именами Державина, Карамзина, Пушкина, Жуковского, Гоголя, пренебрежение нашим прошлым и настоящим разрушает эту душу. «Только варварам свойственно не иметь истории и разрушать драгоценнейшие ее памятники, - писал он. Народность - это не только язык, религия, но и сама жизнь.
Кончина К.Д.Ушинского была ускорена трагической гибелью на охоте старшего сына Павла (летом 1870 г.). Это был самый тяжкий удар судьбы. Ушинский очень любил своего первенца, только что окончившего Кадетский корпус и приехавшего в село Богданку к родителям, сестрам и братьям на побывку. Случайный самострел на охоте оборвал жизнь юноши, которому не исполнилось и восемнадцати лет.… Через пять месяцев Россия похоронила Ушинского в Киеве на земле Выдубицкого монастыря. Смерть наступила 22 декабря 1870 г. в Одессе, где педагог около двух месяцев находился на лечении.
Библиографический список
1. Арканов А.К. Идеи Ушинского. М.: Просвещение, 2002. – 312 с.
2. Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М.: Роман – газета, 1994. -191с.
3. Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. М.: Ин-т общего образования, 1999. -352с.
4. К.Д. Ушинский. Сост. Егорова С.Ф. М.: Образование и бизнес, 1994. -207с.
5. Ушинский. Сост. Лебедев П.А. М.: Амонашвили, 1998. -222с.
«Воспитатель есть художник; воспитанник - художественное произведение; школа - мастерская, где из грубого куска мрамора возникает подобие божества». Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 тт. Под ред. А. М. Егорина. М.-Л., 1948-1952 гг., Т.2, С. 12.
К.Д. Ушинский создал оригинальную педагогическую систему, рассматривающую основные проблемы воспитания и обучения. Для раскрытия его дидактических принципов и идей, применяющихся в современной школе, надо рассмотреть ключевые моменты в понимании Константином Дмитриевичем педагогики, целей и задач воспитания и образования, а также его собственные суждения по содержанию и формам педагогического процесса.
Прежде всего, следует понимать, что педагогику как науку Ушинский не воспринимал, так как она «не может иметь притязаний на такую самостоятельность, какой обладают науки, открывающие законы природы, истории и духа человеческого. Она только пользуется всеми этими открытиями к достижению своей особенной воспитательной цели». Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы. С. 25.Под педагогикой Ушинский понимал искусство воспитания человека. Основными науками, составляющими «главные основы педагогики» Ушинский считал физиологию, психологию, логику и историю. Делом воспитанием великий педагог считал воспитание такого «человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества» Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.4, С. 226., и был бы готов к самостоятельной жизни в обществе. При этом целью воспитания являлся гармонически развитый человек, а основой воспитания - свободный труд.
Обучение К.Д. Ушинский рассматривал как средство воспитания и выделял два вида учения: учение пассивное посредством преподавания и учение активное посредством собственного опыта. В процессе обучения Ушинский выделял следующие этапы:
ь 1.Живое восприятие материала;
ь 2.Переработка в сознании полученных образов;
ь 3.Систематизация знаний;
ь Закрепление знаний и навыков. История педагогики и образования под ред. З.И. Васильевой. 5-е издание. М., 2009.
Центральная задача обучения Ушинский считал, не количественное усвоение фактов, расширение знаний и опыта, а их систематизация, выявление в них главного. По мнению великого педагога, обучение может выполнить свои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:
o если оно будет связано с жизнью,
o если будет построено в соответствии с природой ребенка,
o если преподавание ведется на родном языке.
Основную ведущую роль в школе Ушинский отводил народному учителю-воспитателю. Никакие уставы и программы, согласно Ушинскому, не могут заменить личности в деле воспитания. Высокое общественное призвание подлинно народного учителя - нести знания в массы, формировать взгляды своих воспитанников. Убеждения воспитателя - самое главное в деле воспитания. С необыкновенным проникновением о роли и назначении воспитателя Ушинский говорил в статье «О пользе педагогической литературы», написанной в 1857 г. Учитель, по мнению Ушинского, должен быть высоконравственным и знать особенности учащихся во всех обстоятельствах.
Ушинский, будучи знакомым с европейской системой образования, а также обладая педагогической теорией и опытом, сформировал в своей педагогической системе некоторые основные проблемы современной ему образовательной системы в Российской Империи.
Первой может быть названа проблема народности воспитания и народной школы. Систему образования в России с ее классической, античной направленностью Ушинский не воспринимал и считал, что он нее пора отказаться и начать создавать школу на новой основе - народной. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. С. 39. Константин Дмитриевич считал, что благоденствие заключается не в подражании западным преобразованиям, а в самостоятельном развитии государственного народного организма, вытекающем из сознания действительных народных потребностей. Отсюда и требования к «народной» системе обучения и воспитания:
Воспитание должно быть самобытным, национальным;
Дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
Народ определяет содержание и характер воспитания;
Все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;
Воспитание женщин должно осуществляться наравне с мужчинами;
Ушинский решительно отстаивал равноправие женщины во всех областях жизни, уделяя особое внимание праву женщины на равное с мужчиной образование. «Женщина, как кумир, вечно отдыхающая от лени на ложе из роз, самое нелепое создание развращённого воображения французских романистов». Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. С. 23.
Обучение должно вестись на родном языке;
Главным предметом в общем гуманном образовании современного человека Ушинский считал вовсе не классические языки, а родной язык и родную литература.
Принцип народности должен быть реализован через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии, изучение русских писателей и поэтов (литература), природы России и т.д.
Ушинский считал, что «изучение латинской грамматики признается патентом на дальнейшее образование» Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.2, С. 103., но в нем нет места ни основательному знанию своей родины, ни уважению к своему отечеству.
Примечательно, что принцип народности в системе взглядов Ушинского был взят на вооружение советской школьной системой образования, которая строила собственную образовательную систему. Обращаясь к своей концепции народности, Ушинский даже задавался вопросом: «По какому праву будущего русского царя воспитывает человек, который не знает ни слова по-русски?». Ушинский К.Д. Письма о воспитании наследника русского престола. С. 47.
Другой проблемой исследований великого педагога была разработка педагогической антропологии. Получила свое широкое раскрытие в капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Константин Дмитриевич выступал за всестороннее изучение особенностей человека: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех его отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т.8.,С. 23.При этом главное внимание Ушинский обратил на «индивидуальную антропологию», то есть на изучение возрастных психологический особенностей детей и на необходимость систематической индивидуальной работы с детьми в процессе воспитания и обучения.
В педагогическом плане главным для Ушинского было не «образование ума» - обучение, а «образование души» - воспитание. Поэтому третьей важной проблемой в педагогике Ушинского является воспитание нравственных чувствований. Ее раскрытие дано Ушинским во втором томе «Опыта педагогической антропологии» и некоторых статьях. По глубокому убеждению Ушинского, в основе нравственности лежит борьба за счастье человека, а счастье это только в свободном труде. Поэтому, согласно воззрениям Ушинского нравственное и свободное трудовое воспитание неразрывно связаны. Важнейшими средствами нравственного воспитания Ушинский считал: обучение, свободную трудовую деятельность учащихся, личный пример учителя, убеждение, воспитание привычек поведения. Константинов Н.А. История педагогики. М., 1982, С. 226.
Четвертой основной проблемой в педагогике Ушинского является система общедидактических требований успешного обучения. Ушинский подверг обоснованной критике как сторонников формального образования (цель обучения - развитие умственных способностей учащихся), так и материального (цель - приобретение знаний) за их односторонность. Ушинский считает необходимым и развитие умственных сил учащихся, и овладение знаниями, связанными с жизнью.
Итак, педагогические принципы К.Д. Ушинского являются многогранными и разносторонними, но между ними существует логическая связь, основанная на чувстве патриотизма, на желании в лучшую сторону преобразовать систему образования и воспитания и сделать ее не хуже образовательных систем европейских стран.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) - основоположник отечественной научной педагогики и народной школы в России. Он продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. К.Д. Ушинский выступал за демократизацию образования, за равные права на образование всех слоев общества.
К.Д. Ушинский обучался в гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета, где были отмечены блестящие способности и выдающиеся успехи студента. В 1844 г. ученый совет университета присудил Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В возрасте 23 лет был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук в ярославский Демидовский лицей. В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов, Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной жизни, говорил о том, что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему. Однако прогрессивные демократические взгляды молодого профессора, его эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея. Последовали доносы на Ушинского и установление негласного надзора за ним. В 1849 г. после обвинения в неблагонадежности был отстранен от занимаемой должности. Через полтора года, проведенных в безуспешных попытках утроиться на преподавательскую работу в Ярославле, Ушинский переехал в Санкт-Петербург. Некоторое время зарабатывал на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами. Все это было недостаточным для Ушинского, мечтавшего о широкой общественной деятельности на благо своей родины. «Сделать как можно больше пользы моему отечеству - вот единственная цель моей жизни; к ней-то я должен направить все свои способности», - говорил молодой Ушинский.
В 1854 г. Ушинский устраивается преподавателем русской словесности в Гатчинский сиротский институт, находившийся под покровительством императрицы. Задачей этого института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью: за не60льшую провинность воспитанника могли посадить под арест в карцер, на прогулку за стены института дети выходили только по субботам и воскресеньям. Сам Ушинский так характеризовал институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания».
В течение пяти лет своей преподавательской работы в этом учебном заведении (с 1854 по 1859 гг.) Ушинский стремился изменить старые и внедрить новые порядки и традиции, которые сохранялись в нем вплоть до 1917 г. Ему удалось искоренить доносительство, характерное для учебных заведений закрытого типа, изжить воровство, так как самым суровым наказанием для воров стало презрение товарищей. Чувство настоящего товарищества У шинский считал основой воспитания. Уже через год своей службы в Гатчинском сиротском институте К.Д. Ушинский был повышен по службе и назначен инспектором классов.
В стенах института Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов этого учебного заведения - Е.О. Гугеля, в котором нашел «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Он пишет статью «О пользе педагогической литературы» (1857), которую опубликовал в «Журнале для воспитания». Статья имела общественный успех. Ушинский стал постоянным автором журнала, где он последовательно публиковал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Он также сотрудничал в журналах «Современник» (1852-1854) и «Библиотека для чтения» (1854-1855).
В своих статьях - «О народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1858) и др. Ушинский развивал идеи о народности воспитания. Эта проблема являлась главнейшей в педагогической теории К.Д. Ушинского. Система воспитания детей в каждой стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа, с его нуждами и потребностями. «Есть одна только общая для всех при рожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал Ушинский. Под народностью понимал своеобразие каждого народа, обусловленное историческими, географическими и природными условиями. Воспитание понимал как целенаправленную деятельность.
Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду.
Основная цель воспитания - духовное развитие человека с опорой на культурно-исторические традиции народа, особенности его национального характера.
Основные задачи воспитания: нравственное воспитание школьников, сближение религиозного и светского образования, воспитание у ребенка любви к труду, воспитание патриотических чувств.
Основные принципы воспитания: народность, христианская духовность, научность. Особое значение К.Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал, прежде всего, как залог нравственной чистоты.
Качества личности, формируемые в процессе нравственного воспитания: уважение и любовь к людям, любовь к Родине; искреннее, доброжелательное отношение к окружающему миру, гуманность, правдивость, чувство собственного достоинства.
К средствам воспитания он относил личный пример, убеждение, обучение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрение и взыскание. Он выступал против разделения функций воспитания и обучения в школе, указывал на единство этих двух начал в деятельности учителя, считал обучение важнейшим средством нравственного воспитания. К.Д. Ушинский протестовал против негуманного отношения к детям, против унижающих личность ребенка телесных наказаний.
Необходимым условием нравственного воспитания, Ушинский указывал, - формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда в истории общества, в развитии человека. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значению» (1860) писал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду». Труд является ведущим фактором развития.
К.Д. Ушинский определил учение как серьезный труд. «Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли». Он придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное от учения время. С этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей. Он подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности. Придавал воспитательное значение игрушкам.
В деле воспитания детей дошкольного возраста К.Д. Ушинский видное место отводил природе. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности. Наблюдение и изучение родной природы способствует и развитию чувства патриотизма, а также эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды.
Эстетическое воспитание соотносил с созданием окружающей обстановки, удовлетворяющей эстетическим и педагогическим требованиям. Эстетически можно развивать детей благодаря произведениям народного и литературного творчества, рисовaнию.
К.Д. Ушинский придавал важное значение формированию у детей nривычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем моложе человек, тем скорее в нем укореняется привычка и тем скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей.
Наиболее естественной средой воспитания и обучения считал семью. Вней дети, начина с дошкольного возраста, получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. «Одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание». Его дают, в первую очередь, родители. для этого они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома; то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.
Ушинский высказывал требования о том, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. Он доказывал, что школа, обучающая на чужом языке задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа. Поэтому вся воспитательно-образовательная работа в семье, в детском саду, в школе должна вестись на родном, материнском языке.
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация. Родной язык в народной школе, по мнению Ушинского, должен составлять «предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий в себе их результаты». .
Ушинский много работал над тем, чтобы определить основное направление и содержание курса начального обучения и улучшить методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его в учебный предмет, способствующий умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей.
К.Д. Ушинский дал советы по развитию речи и мышления детей, начиная с раннего возраста. Он доказывал, что самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно приобретаемых знаний о тех предметах и явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком тои или другой мысли является наглядность.
Он советовал воспитателям путем простых упражнений развивать у детей способность наблюдать за разными предметами и явлениями, обогащать детей возможно более полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами их мыслительного процесса. «Необходимо, - писал он, - чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово».
В развитии речи детей дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам. Он указывал на большое значение произведений народного творчества в деле воспитания и обучения детей. На первое место ставил он русские народные сказки, подчеркивая, что в силу особенностей развития своего воображения дети очень любят сказки. В народных сказках им нравится динамичность действия, повторение одних и тех же оборотов, простота и образность народных выражений. Придавал значение и другим произведениям русского народного творчества - пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал простыми по форме и выражению и глубокими по содержанию произведениями, отразившими взгляды и представления народа - народную мудрость. Загадки доставляют, по его мнению, уму ребенка полезное упражнение, дают повод к интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки помогают развить у детей чутье к звуковым краскам родного языка.
Преобразования организационно-методического характера Ушинский осуществлял на должности инспектора классов Смольного института благородных девиц, куда его пригласили в 1859 г. Он провел ряд преобразований по модернизации учебного плана, введению новых методов обучения и др. Придерживаясь своего главного принципа - демократизации народного образования и народности воспитания, - он приглашал преподавать в институте известных педагогов, сумел ликвидировать существовавшее до этого разделение контингента учащихся на «благородных» и «неблагородных» (т.е. из мещанского сословия), ввел практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка девушек для работы в качестве воспитательниц. Ушинский ввел в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.
Одновременно с преподавательской работой Ушинский стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который, благодаря ему, стал педагогическим изданием, лояльно относящимся к новым течениям в области народного образования.
Преобразования Ушинского вызвали недовольство части сотрудников Смольного института. Он был обвинен в атеизме и политической неблагонадежности. Под благовидным предлогом в 1862 г. Ушинского удалили из института - он был направлен на пять лет за границу. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, где посещал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, считавшиеся самыми передовыми по части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».
За границей педагог написал книги «Родное слово» (1860) и «Детский мир» (1861). Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Эти книги оказали огромное влияние на русскую народную школу. По ним изучало русский язык не одно поколение школьников. Одновременно с изданием книг Ушинским было написано «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей», представлявшее собой рекомендации по методике преподавания родного языка. Оно пользовалось огромной популярностью среди педагогов и родителей. до 1917 r. книга переиздавалась 146 раз.
В середине 1860- х гг. Ушинский вернулся в Россию. пишет и начинает издавать с 1867 г. важнейший научный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Первый том вышел в 1868 г., а через некоторое время последовал второй. Третий том остался незавершенным, в этой работе Ушинский дал обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов, рассмотрел педагогику в связи с другими науками, изучавшими человека (философией, историей, психологией).
В своей работе К.Д. Ушинский доказывал, что предметом воспитания является человек как таковой. А потому искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке, Именно антропологические знания, полагал К.Д. Ушинский, дают возможность правильно, с учетом особенностей формирования и развития психики и физиологических особенностей ребенка, определить содержание обучения и формы его организации. поэтому он считал необходимым строить обучение на основе учета возрастных, индивидуальных и физиологических особенностей детей, специфики развития их психики, систематического изучения детей в процессе воспитания, «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями».
Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания, опирающегося на изучение человека, можно «далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». И это, по его мнению, является самой главной задачей настоящей, гуманистической педагогики.
Историческая заслуга К.Д. Ушинского заключается в том, что он изложил в соответствии с научными достижениями того времени психологические основы дидактики - теории обучения. Он дал методические указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закрепить в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения. Всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного.
Ушинский утверждал необходимость теснейших связей между обучением и воспитанием, доказывал важнейшее значение воспитывающего обучения. Все учебные предметы обладают, утверждал оп, богатейшими воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом при всех своих действиях, во всех непосредственных отношениях с учащимися, воспитанниками. Он обосновал важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения.
К.Д. Ушинский внес существенный вклад в дискуссию между сторонниками формального и материального образования. Он выступал претив чрезмерного увлечения классическим образованием как средством общего развития и его противопоставлением реальному образованию как средству подготовки к практической деятельности. Признавая обе теории односторонними, он считал одинаково важным как развитие умственных сил и способностей учащихся, так и овладение ими необходимыми в жизни знаниями.
К.Д. Ушинский разработал классическое учение об уроке, определив его организационное строение и отдельные виды (урок смешанный, урок устных и практических упражнений, урок письменных упражнений, урок оценки знаний). В целом, по мнению К.Д. Ушинского, урок достигает цели только тогда, когда ему придается определенное, строго продуманное направление и в его ходе используются разнообразные методы обучения.
К.Д. Ушинский внес существенный вклад в проблему подготовки учительских кадров. В статье «Проект учительской семинарии» он рекомендовал основывать закрытыe педагогические учебные заведения (учительские семинарии) для подготовки учителей народной школы, выдвигал идею создания педагогических факультетов в университетах для подготовки учителей средних учебных заведений, а также педагогических классов при женских средних учебных заведениях.
Ушинский высоко ценил роль учителя, влияние его личности на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами. Ушинский был крупнейшим ученым своего времени в области педагогики. Он охватил практически все основные аспекты педагогической теории, выступал как видный общественный деятель: писал статьи е воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.
Его идеи и учения привлекают внимание прогрессивных педагогов всего мира.
Крупнейшим представителем русской педагогики оказался Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870).
Выходец из религиозной помещичьей семьи, Ушинский получил гимназическое, а затем университетское образование. По окончании Московского университета преподавал в Ярославском юридическом лицее, затем служил чиновником. Будучи назначен в 1859 г. инспектором Смольного женского института, произвел реформу этого учреждения, обогатив содержание образования, введя 2-летний педагогический класс. В 1860–1862 гг. редактировал "Журнал Министерства просвещения ". В последние годы жизни, уйдя в отставку, вел интенсивные теоретические изыскания в области педагогики. В этот период им написаны основные педагогические труды: "Человек как предмет воспитания", "Родное слово" и др.
Ушинский – основатель научной педагогики в России, опирающейся на идею народности. Как писал один из его последователей: "Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор".
К. Д. Ушинский первым их русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. Ушинский продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. Он помышлял о том, чтобы извлечь народ из мрака нищеты и невежества, веря, что воспитание может избавить человечество от многих зол.
Мировоззрение молодого Ушинского складывалось под воздействием классической немецкой философии, особенно гегельянства, а также материалистических учений фаталистического толка. В дальнейшем он начал склоняться к осознанию первостепенности реального знания, к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Все это не исключало религиозного осмысления воспитания, прежде всего воспитания нравственного. В сущности, Ушинский попытался найти "срединный путь" между материализмом и идеализмом. Но в целом его воззрения характеризуются материалистической направленностью:
"Искусство же воспитания в особенности и чрезвычайно много обязано именно материалистическому направлению в философии".
Ушинский во взглядах на общественное развитие прошел путь от объективного идеализма (дух как есть единственный двигатель истории) к признанию человека как движущей силы социальной эволюции. Провозгласив такой антропологический принцип ("все общественные явления выходят из частных психических явлений"), Ушинский, по сути, был близок французскому Просвещению, выводившему из природы человека все важнейшие социальные явления.
Ушинский ясно осознавал необходимость философского осмысления педагогики: "Основанием воспитания должна служить и руководить философская идея". Сущностная цель воспитания – жизненно важна для человека и потому не может не быть мировоззренческой, полагал ученый.
Выводя цель и программу воспитания из общественного бытия, Ушинский считал, что педагогический успех возможен лишь при таком воспитании, которое "будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить и развиваться". В свою очередь, воспитание должно "выводить... в жизнь новые поколения... вполне готовые к борьбе, которая их ожидает".
Идея общественного смысла воспитания ярко проявляется у Ушинского в принципе народности. Это стержень его педагогической концепции. При этом Ушинский поднялся над односторонностью славянофильства и западничества. Он полагал, что научное педагогическое знание, добытое в различных странах, может быть использовано русской педагогикой. Именно так отнесся Ушинский к школьному педагогическому опыту Германии, Франции и Швейцарии, изучая его во время поездки в Западную Европу. В наиболее общем виде идея народности значила для Ушинского объективную потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.
В русской школе принцип народности должен был быть реализован прежде всего через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Обучение родному языку, разъяснял Ушинский, развивает дар слова, вводит в сокровищницу языка, формирует миросозерцание ("родное слово – та духовная одежда, в которую должно облечься всякое знание").
Не менее важное место в трактовке народности отводил Ушинский идее труда как ведущего фактора развития личности. Он видел в подготовке ребенка к трудовой деятельности вхождение в народную жизнь. "Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутолимую жажду труда", "уважение и любовь к труду... дать ему привычку к труду".
Ушинский принадлежит к числу тех великих педагогов, кто не только заявил о существовании закономерностей воспитания, но и попытался объяснить их. Он стремился выявить эти закономерности как средства управления развитием человека. Знание законов воспитания, следовательно, ставилось в зависимость от познания человека во всех его проявлениях. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".
Педагогика, по Ушинскому, должна стоять на фундаменте обширного круга антропологических наук, к которым были отнесены анатомия, физиология и патология, психология человека, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история. В этих науках, считал Ушинский, обнаруживается совокупность "свойств предмета воспитания, т.е. человека". На особое место в числе указанных наук ставилась психология. При этом Ушинский разделял тезис о первостепенности внешнего воздействия в развитии психики и человека в целом.
Овладение педагогической наукой, полагал Ушинский, – мост для превращения воспитания в искусство. В таком случае педагог из исправного, но малоэффективного исполнителя правил перерождается в творца.
Ушинский видел в обучении основное средство умственного, нравственного и физического развития личности. Обучение решает двоякую задачу – образовательную и воспитывающую. Первая ее часть означает рациональное усвоение человеком необходимых ему знаний о природе и обществе, вторая – формирование миросозерцания, убеждений.
Процесс обучения рассматривался как передача знаний и навыков учителем и усвоение их учениками, напряженный труд ("учение есть труд"), который требует значительных волевых усилий: "Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силою воли".
Отделяя учение от игры и считая его непременной обязанностью школьника, Ушинский полагал, что педагогический эффект достижим лишь при учете детских потребностей и интересов. Кроме того, существует ряд других условий: 1) связь "не с курьезами и диковинами", а с жизнью; 2) обучение в гармонии с природой ребенка (нельзя учить ранее, "чем он созрел для ученья"); 3) преподавание на родном языке; 4) постепенное усложнение в соответствии с ростом и развитием на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении ("не давать им засыпать").
Процесс обучения Ушинский делил на две взаимосвязанные стадии, каждая из которых должна состоять из определенных ступеней и видов работы ученика под руководством учителя. Первая стадия – доведение знания до определенной системы. Она включает последовательное восприятие предметов и явлений; сравнение и сопоставление, выработку предварительных понятий; приведение этих понятий в систему. Сущность второй стадии заключается в обобщении и закреплении приобретенных знаний и умений.
Процесс обучения должен строиться на основополагающих дидактических принципах – условиях: 1) сознательности, ясности и самостоятельной активности, когда происходит "переход от незнания к знанию, возбуждается самостоятельная работа головы учащегося"; 2) наглядности (обучение на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учениками, с использованием в качестве основных наглядных средств натуральных предметов, моделей, рисунков); 3) последовательности, постепенности; 4) доступности, т.е. "отсутствии чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости"; 5) прочности, твердости усвоения (ведущий способ – повторение: попутное, пассивное и особенно активное, когда ученик "воспроизводит самостоятельно следы воспринятых ранее представлений").
Ушинский поддерживал общемировую традицию классноурочной системы, считал ее наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Он полагал правильным соблюдать определенную регламентацию такой системы: 1) стабильный состав учащихся в классе; 2) твердый порядок проведения занятий по времени и расписанию; 3) занятия преподавателя со всем классом и с отдельными учениками. Размышляя об уроке как основе классно-урочной системы, Ушинский подчеркивал ведущую роль учителя, отмечал необходимость разнообразных форм урока в зависимости от его задач (объяснение нового материала, закрепление, выяснение знаний учащихся и пр.). В процессе урока в нужных случаях предлагалось изменять его направление.
Подготовка и проведение урока, считал Ушинский, требуют педагогического мастерства и предварительной тренировки: "Сколько обдуманности в словах и задачах, сколько напряженного внимания, сколько привычки требуется со стороны учителя, чтобы занять на весь урок тридцать или сорок еще не окрепших рассеянных детских голов". Основными требованиями к проведению урока были следующие: планирование, органический переход к новому знанию, гигиена занятий. Учение, построенное на прочном и сознательном усвоении предыдущего, Ушинский сравнивал с ростом здорового дерева, которое с "каждым годом приобретает новые ветви".
Непременным дополнением к классно-урочной работе Ушинский считал домашнюю учебную деятельность учеников как одну из главных форм самостоятельной работы. Навыкам такой работы детей нужно учить. Под домашним заданием понималось продолжение начатого в классе учебного процесса (домашние уроки).
Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Общая дидактика занимается базовыми принципами и методами обучения, а частная дидактика использует эти принципы и методы в отношении отдельных учебных дисциплин. Однако Ушинский предостерегал от формализма и стремления добиваться исчерпывающего результата: "Дидактика не может иметь и претензии перечислить все правила и приемы преподавания... Практически... применение их бесконечно разнообразно и зависит от самого наставника".
Особенно удалось Ушинскому теоретико-методическое сочетание общей и частной дидактик в концепции первоначального обучения, в частности обучения родному языку. В работах "Родное слово", "Детский мир" и других дидактический материал выстроен с постепенным усложнением, на основе звуковой аналитико-синтетической методики обучения грамоте, заменившей принятый буквослагатель- ный метод.
В общей дидактике Ушинского просматриваются два типа принципов и идей: универсальные и более частные. К первым можно отнести идеи синтетического и аналитического преподавания. К более частным принадлежит теория таких методов обучения, как устное изложение, лабораторно-практические работы, устные и письменные упражнения с книгой и пр.
К методам устного изложения причислены следующие: 1) догматический, или предлагающий; 2) сократический, или спрашивающий; 3) эвристический, или озадачивающий; 4) акроаматический, или излагающий. Например, сократический метод трактовался как "перевод механических комбинаций в рассудочные" и предназначался особо для систематизации полученных знаний. Акроаматический метод, напротив, как приобретение нового знания в первую очередь через слово учителя, когда его мастерский рассказ "врезается легко в душу дитяти и так же легко сю воспроизводится".
Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания. При этом задачи воспитания определялись как более существенные и важные, "чем развитие ума вообще, наполнение головы голыми знаниями". Ушинский разделял установку мировой педагогики Нового времени на приоритет гуманного воспитания: "Только человек, у которого и ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек".
Основой нравственного воспитания Ушинский считал религию, которую он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты.
Ушинский охарактеризовал особенности нравственного воспитания в различных слоях русского общества. Общими идеалами воспитания он называл воспитание патриотизма, человечности, любви к труду, воли, честности, правдивости, чувства прекрасного. В качестве основополагающих духовных начал для русского народа выделялась "патриархальная нравственность" – вера в правду и добро.
Раскрывая подробнее идеал воспитания, Ушинский особенно обращал внимание на патриотизм как результат осознания интересов, истории и культуры своего отечества. Детям младшего школьного возраста сведения об истории и трудовой жизни русского народа предлагалось давать через образцы фольклора, например пословицы. Говоря о воспитательном значении пословиц, Ушинский называл их "зеркалом русской народной жизни" и утверждал, что "ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц". Трудолюбие формируется, полагал Ушинский, при постоянном участии детей в посильной работе ("праздность – мать всех пороков"). Эстетическое начало следует развивать с помощью природы и искусства. Учебный материал всегда содержит потенциал воспитания прекрасного: "...во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник".
Школьный учитель, по Ушинскому, нс только преподаватель, но в первую очередь наставник. Он подобен "плодотворному лучу солнца для молодой души". Основной инструмент учителя – обучение. "Главное достоинство... преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом". Подчеркивалось, что нельзя навязывать нравственные убеждения и вносить их в детскую душу, не совершая над ней насилия.
В основе предложенной Ушинским методики нравственного воспитания – отказ от педагогики страха, наград и наказаний. Он предлагал воспитывать в атмосфере здравомыслия и гуманности: "В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность".
Важным способом нравственного воздействия Ушинский считал убеждение словом, примером наставника с опорой на личный опыт ребенка. Одни лишь моральные сентенции, полагал Ушинский, "готовят лицемеров". Наказания он считал крайними средствами, лекарствами. Предпочтение отдавалось профилактике: замечания, снижение отметки за поведение. Поощрения рекомендовалось использовать весьма осторожно. Отвергались материальные награды и признавалась польза нравственного поощрения: "Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано".
Константин Дмитриевич Ушинский – знаменитый педагог, основоположник Русской научной педагогики. Он создатель множества научных педагогических трудов, известных и в России и за рубежом. Его научные взгляды о теории обучения и воспитания до сих пор востребованы и нередко цитируются в различных научных и научно-популярных изданиях.
Биография Константина Дмитриевича Ушинского
Родился Константин Дмитриевич в Туле 19 февраля 1824 года. В 1840 году он окончил Новгород-Северскую гимназию и поступил в Московский университет на юридический факультет. Именно университетские преподаватели повлияли на его выбор заниматься педагогикой. Окончив в 1844 году основной курс обучения, Константин Дмитриевич остался в университете для подготовки к сдаче экзамена на звание магистра.
Уже летом 1844 года Ушинский получает кандидатскую степень по юриспруденции. В 1846 году он становится исполняющим обязанности профессора камеральных наук кафедры энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Демидовском лицее в Ярославле. Но различие в педагогических взглядах с руководством лицея привело к отставке Константина Дмитриевича в 1849 году.
После этого Ушинский был инспектором Гатчинского сиротского института и инспектором классов Смольного института благородных девиц. В обоих учебных заведениях ему удалось коренным образом изменить систему преподавания в лучшую сторону. Однако Царское правительство оказалось недовольно инициативой педагога. В 1862 году Константина Дмитриевича уволили из Смольного института и отправили в продолжительную командировку за рубеж, якобы для изучения теории женского образования за границей.
Сам Ушинский расценил эту командировку как ссылку, однако эта поездка принесла ему пользу. В это время он изучил системы женского и начального образования в ряде стран. Результатом его деятельности стали несколько научных статей и книг. В 1867 году Константин Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать над третьим томом научной работы . Закончить его он не успел – в 1870 году он умер. Однако за свои 47 лет он очень многое сделал для эволюции отечественной педагогики.
База учений Ушинского и их влияние на современную педагогику
Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.
Кроме этого Константин Дмитриевич считал, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.
Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс создания гармоничной личности. Важную роль в педагогике, по его мнению, играет воспитание нравственности. Он утверждал, что влияние нравственное есть основная задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями. Константин Дмитриевич полагал, что воспитание нравственности должно развивать в человеке дисциплинированность, гуманность, честность и трудолюбие. И, кроме того, чувство собственного достоинства в тандеме со скромностью.
Средства нравственного воспитания по Ушинскому это обучение, личный пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и взыскания. Недовольство правительства Ушинским вызывал его протест против дисциплины старой школы, основанной на слепом повиновении ученика педагогу и предусматривающей физические наказания. По его мнению, гуманность к ученику должна быть основой воспитания.
Воззрения Константина Дмитриевича Ушинского отражены во многих его педагогических трудах и статьях. В 1857-1858 годах он напечатал свои статьи «О пользе педагогической литературы», «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании» и другие в «Журнале для воспитания» . В 1860-1861 годах он разместил в «Журнале министерства народного просвещения» свои педагогические статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении» и «Родное слово» . В 1861 году он производит на свет хрестоматию «Детский мир» , в 1864 году – «Родное слово» , книгу для классного чтения. Также в1868-169 годах он создал фундаментальную научную работу в двух томах «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и собрал материалы для третьего тома.