Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оформление результатов производственного экологического контроля. Производственный экологический мониторинг (ПЭМ)

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Минприроды России утвердил требования к содержанию программы производственного экологического контроля, а также порядок и сроки представления отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля .

Представляем содержание новых требований к Программе и Отчету по проведению производственного экологического контроля (ПЭК).


1. Требования к содержанию Программы ПЭК

1.1. При разработке Программы ПЭК должны учитываться следующие факторы:

  • категория объекта (уровень НВОС);
  • применяемые технологии;
  • особенности производственного процесса;
  • особенности НВОС.

1.2. Если предприятие имеет несколько объектов НВОС, обладающих различными характеристиками, Программа ПЭК должна разрабатываться на каждый объект НВОС.

Причины корректировки Программы ПЭК:

  • изменение технологических процессов,
  • замена технологического оборудования,
  • замена сырья,

если данные обстоятельства приводят к следующим последствиям:

  • изменение характера, вида НВОС;
  • изменение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10% .

Программа ПЭК должна быть скорректирована в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.

1.3. Перечень разделов Программы ПЭК соответствует п. 3 ст. 67 Закона № 7-ФЗ и включает сведения: 1) об инвентаризации выбросов, сбросов и их источников, отходов и объектов их размещения, 2) о подразделениях и должностных лицах, отвечающих за осуществление ПЭК, 3) собственных и привлекаемых аккредитованных испытательных лабораториях, 4) периодичности и методах осуществления ПЭК, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.

1.4. Подробно регламентировано содержание каждого раздела. Так, раздел «Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений» должен содержать подразделы по каждому виду воздействия (выбросы, сбросы, отходы).

В свою очередь, подраздел «Производственный контроль в области охраны атмосферного воздуха» должен включать:

  • план-график контроля стационарных источников выбросов,
    • с указанием номера и наименования источников выбросов загрязняющих веществ,
    • периодичности проведения контроля,
    • мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений, методов контроля загрязняющих веществ в источниках выбросов,
    • в отношении загрязняющих веществ, включая маркерные , по которым установлены технологические нормативы,
    • в отношении каждого источника, включая случаи работы технологического оборудования в измененном режиме более 3-х месяцев или перевода его на новый постоянный режим работы и завершения капитального ремонта или реконструкции установки ,
    • за исключением источников , выброс от которых по результатам рассеивания не превышает 0,1 ПДКмр загрязняющих веществ на границе предприятия;
  • план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха (с указанием измеряемых загрязняющих веществ, периодичности, мест и методов отбора проб, используемых методов и методик измерений):
    • адреса (географические координаты) пунктов наблюдений с указанием номера каждого пункта наблюдения;
    • перечень контролируемых на каждом пункте загрязняющих веществ;
    • методы определения концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;
    • периодичность отбора проб атмосферного воздуха.
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха.

Подраздел «Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов» включает:

  • мероприятия по учету объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов ;
  • программу проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод :
    • для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, а по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал;
  • план-график проведения проверок работы очистных сооружений, включая мероприятия по технологическому контролю эффективности работы очистных сооружений на всех этапах и стадиях очистки сточных вод и обработки осадков - не реже двух раз в год ;
  • программу ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной : за качеством поверхностных вод в фоновом и контрольном створах относительно сброса (выпусков) сточных вод в водный объект в основные гидрологические фазы (для водотоков) и основные гидрологические ситуации (для водоемов) , при этом периодичность отбора проб в фоновом и контрольном створах водного объекта также составляет:
    • для объектов I и II категории не менее одного раза в месяц, по показателю токсичность - не менее одного раза в квартал;
    • для объектов III категории не менее одного раза в квартал;
  • перечень нормативных документов, стандартов организации, регламентирующих требования к методам производственного контроля в области охраны и использования водных объектов.

Подраздел «Производственный контроль в области обращения с отходами»:

  • программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду - в случае наличия собственного (на любом законном основании) объекта размещения отходов;
  • сроки обобщения данных по учету в области обращения с отходами .

1.5. Регламентированы случаи применения расчетных методов контроля для определения показателей выбросов загрязняющих веществ:

  • отсутствие аттестованных в установленном законодательством РФ о единстве измерений порядке методик измерения загрязняющего вещества;
  • отсутствие практической возможности проведения инструментальных измерений выбросов (в том числе высокая температура газовоздушной смеси, высокая скорость потока отходящих газов, сверхнизкое или сверхвысокое давление внутри газохода, отсутствие доступа к источнику выбросов);
  • выбросы данного источника по результатам последней инвентаризации выбросов формируют приземные концентрации загрязняющих веществ или групп суммации в атмосферном воздухе на границе территории объекта менее 0,1 доли ПДК.

1.6. Требования об утверждении Программа ПЭК Росприроднадзором, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.

Исходя из содержания п. 1 Приложения № 1 к Приказу, Программа ПЭК, как и раньше должна утверждаться самим лицом, осуществляющим ПЭК (его руководителем).

Требование о направлении Программы ПЭК в уполномоченный орган в уведомительном порядке также отсутствует.


2. Требования к порядку и срокам предоставления Отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК

2.1. Отчет о результатах ПЭК представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным:

  • по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору – в территориальный орган Росприроднадзора;
  • по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору – в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ.

2.2. Отчет составляется в двух экземплярах, один из которых должен храниться у лица, осуществляющего ПЭК, а второй вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется в уполномоченный орган (нарочным) или направляется по почте.

Также Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

2.3. Требований, регламентирующих содержание Отчета о результатах осуществления ПЭК, анализируемый Приказ Минприроды России не содержит.

Следовательно, при составлении Отчета необходимо руководствоваться п. 6 ст. 67 Закона № 7-ФЗ, согласно которому документация о результатах осуществления ПЭК, должна включать сведения:

  • о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
  • о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
  • об обращении с отходами производства и потребления;
  • о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
При этом необходимо принимать во внимание положения анализируемого Приказа Минприроды России о содержании Программы ПЭК.


О чем подумать, что сделать

Приказ Минприроды России № 74 объединил разрозненные положения, касающиеся ПЭК, содержавшиеся в различных нормативно-правовых актах. Тем не менее, новыми Правилами устранены не все пробелы в регулировании оформления документации, связанной с осуществлением ПЭК, а значит, при применении нового правового регулирования не избежать возникновения споров с контролирующими органами.

Всем лицам, обязанным разрабатывать и утверждать Программу ПЭК и сдавать Отчет по результатам осуществления ПЭК рекомендуем ознакомиться с новыми требованиями, и в случае неясностей, оперативно направлять запросы в государственный орган (Федеральную службу по надзору в сфере природопользования) – либо самостоятельно, либо через отраслевые общественные организации.


Помощь консультантов

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить подробные консультации о применении новых требований как по вопросам, связанным с подготовкой Программы ПЭК, так и по вопросам подготовки Отчета по результатам осуществления ПЭК, а также оказать помощь во взаимодействии с контролирующим органом, как при подготовке запросов о предоставлении разъяснений, так и в случае возникновения спорных ситуаций.


Предусмотренные Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утв. Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205.

Разработанную в соответствии с типовой формой решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утв. Приказом Минприроды России от 14.03.2007 № 56. Утвержденную лицом, эксплуатирующим объект размещения отходов и направленную в уведомительном порядке в территориальный орган Росприроднадзора, соответствии с Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утв. Приказом Минприроды России от 04.03.2016 № 66.

В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721.

Экологический мониторинг - это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Различают 4 вида экологического мониторинга: глобальный, государственный, региональный, локальный.

Одним из направлений экологического мониторинга является экологический контроль - наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

В настоящее время порядок организации производственного экологического контроля регламентируется многочисленными разрозненными международными, федеральными, региональными нормативными документами, основной из которых Федеральный Закон РФ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» cт. 67. В соответствии с положениями указанного Закона:

Производственный экологический контроль – это система административных мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушений природоохранного законодательства, обеспечение соблюдения промышленными предприятиями и другими субъектами хозяйственной деятельности нормативных документов в области охраны окружающей среды.

По характеру необходимых действий, мероприятия производственного экологического контроля можно выделить в два основных этапа:

  • экологический контроль при строительстве и эксплуатации объекта;
  • программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Мероприятия экологического контроля при строительстве и эксплуатации объекта:

1. Производственный экологический контроль за использованием предприятием поверхностных водных объектов:

  • своевременное направление ежеквартальных отчетов об использовании водных объектов в бассейновый орган Федерального агентства водных ресурсов а также в орган, предоставивший водный объект в пользование;
  • своевременное внесение экологической платы за пользование водными объектами;
  • постоянное ведение журналов первичного учета водопотребления средствами измерений;
  • ежеквартальное отражение материалов первичного учета объема забора водных ресурсов и объема сброса сточных вод в специальных таблицах;
  • ежедневный контроль за режимом использования водоохранных зон, а также прибрежных защитных полос в границах которых запрещается распашка земель и размещение отвалов размываемых грунтов.

2. Производственный экологический контроль за охраной поверхностных вод от загрязнения:

  • проведение своевременной государственной аттестации контрольно-измерительной аппаратуры по определению объемов забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
  • слежение за расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных стадиях технологической очистки и их соответствие установленным регламентам;
  • проведение контроля за расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты и их соответствие установленным нормативам НДС ;
  • проведения контроля за расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в канализацию и их соответствие нормативам, установленным в договоре на прием сточных вод;
  • проведение контроля за расходом, составом и свойствами природных вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимаемых сточные воды и за соблюдением норм качества воды в контрольных створах;
  • проверка эффективности очистных сооружений, ведение соответствующих журналов;
  • проверка выполнения графика планового ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений;
  • проверка выполнения плана и сроков поэтапного достижения нормативов НДС или временно согласованных сбросов. Сведения по экологическому контролю за водными объектами должны быть актуализированы по состоянию на первый день месяца, следующего за отчетным годом.

3. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения:

  • ежеквартальное выполнение экологического производственного плана снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ, или снижения выбросов при установлении ВСВ;
  • проведение еженедельного контроля за выполнением плана работ по проверке эффективности газоочистного оборудования, ведение журнала учета работы установок очистки газов;
  • проверка заполнения журналов первичной учетной документации по охране атмосферного воздуха;
  • выполнение план-графика за соблюдением нормативов ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов;
  • осуществление контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов на источниках (протоколы количественного химического анализа и т.д.).

4. Мероприятия экологического контроля в сфере обращения с отходами включают:

  • текущее выполнение условий договоров со специализированными предприятиями на передачу отходов для использования, обезвреживания, размещения, а также договоров на проведение работ по мойке и дезинфекции транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов;
  • постоянный контроль за уровнем загрязнения почв и грунтовых вод в местах размещения отходов;
  • ежеквартальное выполнение производственного плана мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды;
  • определение класса опасности образовавшихся отходов (определяется экологическими нормативами);
  • заполнение паспортов опасных отходов с указанием кода отхода согласно ФККО;
  • своевременное направление материалов, обосновывающих отнесение отхода к классу опасности для окружающей природной среды .

5. Мероприятия экологического контроля за своевременным представлением государственной статистической отчетности включает следующие мероприятия:

  • своевременное заполнение и представление форм государственного статистического наблюдения № 4-ос; 2-тп воздух ; 2-тп водхоз ; 2-тп отходы .

Виды экологического контроля за своевременным внесением платы за негативное воздействие на окружающую среду включают:

  • своевременная постановка на учет плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • своевременное представление администратору платы ежеквартального расчета экологической платы за негативное воздействие на окружающую среду, своевременным получением копии платежных документов с отметкой банка, отражающих полноту и своевременность внесения платы.

6. Экологический контроль за обеспечением предприятия экологической безопасности включает:

  • Выполнение плана производственных мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих веществ;
  • проведение обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • проведение тренировок по действию персонала на установках по очистке газа, очистных сооружениях в аварийных ситуациях;
  • ведение журнала регистрации сведений о НМУ, а также выполнение приказа о работе предприятия в период НМУ.

Программа регулярного экологического мониторинга за объектами окружающей среды при строительстве и эксплуатации объекта.

Объектами регулярных наблюдений за характером изменения компонентов экологической системы в основном являются:

  • атмосферный воздух (более 200 экологических показателей);
  • водные объекты (более 40 экологических показателей);
  • подземные воды;
  • почвенный покров;
  • состояние растительности;
  • животный мир.

Производственный экологический мониторинг как правило включает в себя 3 этапа работ:

  • фоновые наблюдения, проводимые с целью оценки состояния природных компонентов до начала строительства;
  • лабораторные исследования по экологическим показателям в период строительства;
  • регулярные экологические наблюдения и лабораторные исследования на период эксплуатации объекта.

Перечень контролируемых экологических показателей при производственном экологическом контроле, точки отбора проб, кратность исследований определяется в каждом конкретном случае с учетом действующих нормативных документов, особенностями расположения и характером производственного процесса на объекте.

Мы проводим следующие работы:

  • экологический аудит предприятий всех отраслей деятельности, в т.ч. строительной и проектной;
  • разработка программы производственного экологического контроля за хозяйственной и иными видами деятельности предприятий;
  • проведение лабораторных наблюдений за уровнями загрязнения различных компонентов природной среды в зоне промышленных предприятий:
    • атмосферного воздуха;
    • поверхностных сточных вод;
    • шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений;
    • почвенного покрова (все виды инженерно-экологических изысканий);
  • разработка перечня мероприятий по охране окружающей среды (ПМ ООС) и оценка их эффективности;
  • экологическая паспортизация оборудования, очистных установок;
  • оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
  • экологическое сопровождение на всех этапах инвестиционно-строительной деятельности;
  • экологическое обследование жилых и офисных помещений .

Решение задач производственного экологического контроля позволит внести весомый вклад в повышение конкурентоспособности Вашего предприятия, его имиджа и репутации, а также положительно повлиять на финансовые показатели деятельности за счет сокращения сверхнормативных платежей, исков и штрафов за загрязнение окружающей среды.

установить закладку

установить закладку

Материал актуален на 04.08.2014

Производственный экологический контроль

Внимание!

  • контроль за выполнением и соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды;
  • контроль за проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
  • контроль за проведением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также за соблюдением требований специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;
  • контроль за обращением с опасными веществами, отходами;
  • контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
  • контроль за уровнем готовности работников предприятия к аварийным ситуациям, наличием и техническим состоянием оборудования, обеспечивающего предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
  • контроль за получением информации для ведения хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
  • контроль за ведением хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
  • контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и уровнях загрязнения окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;
  • контроль за соблюдением хозяйствующим субъектом предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, а также лимитов размещения отходов производства;
  • контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате хозяйственной деятельности предприятия;
  • контроль за обеспечением своевременной разработки (пересмотра) хозяйствующим субъектом нормативов в области охраны окружающей среды;
  • контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
  • контроль за проведением локального мониторинга окружающей среды.

Требования нормативных правовых актов к осуществлению ПЭК

Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор (ст.25 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Производственный контроль в области охраны и использования водных объектов

а) наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью;

б) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

  • на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;
  • сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

в) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

г) контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

д) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

е) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

ж) своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

з) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Положение о ПЭК

Положение о ПЭК разрабатывается специалистами предприятия или на основании договора коммерческой экологической организацией в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ , Федерального закона от 4.05.1999 г. № 96-ФЗ , Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ .

Положение о ПЭК определяет порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства РФ и выполнением природоохранных мероприятий.

Положение о производственном экологическом контроле утверждается руководством предприятия по согласованию с территориальными подразделениями уполномоченного органа государственного экологического контроля.

Положение о производственном экологическом контроле содержит:

  • конкретные цели и задачи производственного экологического контроля на данном предприятии;
  • положения о взаимодействии подразделений между собой, с органами управления предприятием, с организациями государственного и общественного экологического контроля;
  • права, обязанности и ответственность руководителей соответствующих подразделений, действие или бездействие которых привели к нарушению установленных экологических норм и нормативов, получению несвоевременной или искаженной экологической информации;
  • принятые на предприятии положения и правила о стимулировании развития производственного экологического контроля и увеличение его эффективности;
  • порядок представления оперативной и регулярной информации руководству предприятия, его подразделений, государственным органам.

Приложения к Положению о производственном экологическом контроле:

  • положения о структурных подразделениях предприятия, привлекаемых организациях, участвующих в осуществлении производственного экологического контроля, их основные функции;
  • документация, устанавливающая порядок производственного экологического контроля, утверждаемая руководителем предприятия.

Порядок ПЭК

Порядок ПЭК - описание средств, методов, объема, частоты получения информации о контролируемом объекте, передачи информации для принятия управляющих решений.

Порядок осуществления контроля на предприятии определяется внутрипроизводственными программами, графиками контроля, технологическими регламентами и другой методической документацией в соответствии с объектами контроля, спецификой хозяйственной деятельности и содержанием документации, регламентирующей природопользование на предприятии, и отражается в "Положении о производственном экологическом контроле ". Порядок проведения производственного экологического контроля, в составе "Положения о производственном экологическом контроле", утверждается руководителем предприятия.

Программа (план) производственного экологического контроля

Среди всей документации ПЭК особое место занимает план-график производственного контроля, который отображает полную картину его осуществления в течение года.

В нём указываются объекты контроля на предприятии, места отбора проб, контролируемые показатели, вид контроля, периодичность его проведения.

В ряде регионов разработаны методические указания для оформления ПЭК, например:

  • Методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Пермской области, утвержденные руководителем Пермского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору;
  • Временные методические рекомендации по организации производственного экологического контроля на территории Саратовской области, утвержденные руководителем Управления Росприроднадзора по Саратовской области.

Производственный аналитический контроль

Производственный аналитический контроль является составной частью производственного экологического контроля.

Основная задача - получение информации о качественном и количественном составе загрязняющих веществ объектах контроля.

Производственный аналитический контроль осуществляется :

  • автоматизированными системами и приборами;
  • лабораториями предприятия, объединения, ведомства;
  • сторонними аналитическими лабораториями.

Лаборатории входят в систему экологической службы предприятия.

"Положение о лаборатории" является обязательным приложением к "Положению о производственном экологическом контроле ".

В случае отсутствия на предприятии разработанного и согласованного с территориальным органом Росприроднадзора Порядка ПЭК в области обращения с отходами применяются штрафные санкции, предусмотренные ст.8.2 КоАП РФ .

Искажение, сокрытие информации в предоставленной Программе ПЭК могут быть классифицированы по ст.8.5 КоАП РФ .

Штраф!

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере - 500 - 1 000 руб.;
  • на должностных лиц - 1 000 - 2 000 руб.;
  • на юридических лиц - 10 000 - 20 000 руб.

В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.

Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.

В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:

  • контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
  • контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
  • организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
  • организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.

Предприятиям данный документ необходим для:

  • систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
  • соблюдения требований природоохранного законодательства,
  • прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
  • контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
  • и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.

На основании каких документов разрабатывается программа экологического контроля?

Необходимость составления документа регламентирована содержанием закона «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ (статья 67). Содержание должно соответствовать требованиям, изложенным в таких законах РФ, как Закон «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ, «Водному кодексу», Закона «Об охране атмосферного воздуха» №96-ФЗ.

Кроме того, требования к содержанию программы четко изложены в вышеуказанном Приказе №92.

Кому необходимо разрабатывать ПЭК?

Составляется программа производственного контроля в соответствии с категорией, присвоенной предприятию (I-III). В каждом отдельном случае она должна соответствовать специфике деятельности объекта, используемой технологии, а также, являющегося их следствием, воздействия на окружающую среду.

Как разработка самой программы, так и отчета о ее выполнении может производиться штатным экологом предприятия. Но гораздо эффективнее доверить их исполнение экологической коммерческой организации. Это позволяет сократить сроки разработки, избежать вероятности возникновения ошибок и недочетов.

Во втором случае услуги предоставляются на платной договорной основе. При этом стоимость документа составляет от 25 тысяч рублей и займет в среднем 15 дней. Если же рассматривать отчет о выполнении ПЭК, то нужно ориентироваться на сумму от 5000 рублей и сроки 1 недели.

Срок действия.

Срок действия разработанной программы не ограничен. Однако, при внесении изменений в технологический процесс, техническую оснащенность предприятия и прочих изменений, способных повлиять на изменение степени воздействия объекта на экологию – данные о них должны быть отражены в содержании программы. При этом законодательством установлены сроки для отражения нововведений, которые должны составить не более 30 дней.

  • сведения юридического характера о самом предприятии;
  • данные инвентаризации источников образования загрязняющих веществ и отходов;
  • перечень ответственных за проведение сотрудников предприятия;
  • описание применяемых методов контроля;
  • планы-графики, в соответствии с которыми проводятся необходимые наблюдения.

Если рассмотреть подробнее, документ содержит несколько разделов, описание которых приведено ниже.

  1. Первый раздел «Общие положения» содержит в себе такие сведения, как:
    • наименование предприятия;
    • организационно-правовая форма;
    • адрес месторасположения и контактные данные;
    • категория объекта как источника негативного влияния на окружающую среду;
    • реквизиты – ИНН, ОКВЭД, регистрационный номер;
    • правоустанавливающие документы на используемые земельные участки;
    • для объектов I категории – степень соответствия применяемой технологии уровню наилучших доступных технологий;
    • наименование организации, принимающей отчет о выполнении программы и сведения об ответственном за передачу данного отчета сотруднике предприятия;
    • дата составления программы.
  2. Второй раздел охватывает комплекс сведения об инвентаризации источников загрязнения атмосферы. В него войдут такие данные, как:
    • дата последней инвентаризации и объем выбрасываемых загрязняющих веществ, выявленный в ее ходе;
    • описание технологического процесса с выявлением мест образования источников загрязнения атмосферы, а также данные об используемом сырье, материалах и топливе;
    • перечень стационарных источников загрязнения атмосферы, определенный по данным инвентаризации, с указанием их высоты и наличием очистных установок;
    • сведения об установленных для предприятия нормативах - временно согласованных или предельно-допустимых выбросах, включая перечень веществ, для которых они установлены;
    • порядок действий в случае оповещения о неблагоприятных метеоусловиях:
    • карта-схема с нанесёнными источниками загрязнения;
    • перечень действующих методик, используемых для расчета объема выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.
  3. Третьим формируется раздел «Сведения об инвентаризации источников сброса». В состав данного раздела включается информация о:
    • применяемых на предприятии схемах по обеспечению водоснабжения/водоотведения;
    • сформированный на основании проведенной инвентаризации перечень источников образования сточных вод;
    • суммарный объем выброса и перечень загрязняющих веществ, поступающих с ним в окружающую среду, с указанием установленных для каждого вещества временно согласованных или предельно допустимых сбросов;
    • данные о наличии сооружений, обеспечивающих очистку стоков.
  4. Четвертый раздел охватывает данные о проведенной на объекте инвентаризации отходов и мест их размещения. В раздел входят:
    • наименования образующихся отходов в соответствии с данными ФККО;
    • характеристика эксплуатируемых мест размещения и накопления отходов;
    • сведения о сотрудниках, имеющих допуск к обращению с отходами 1-4 класса опасности, с указанием документов о прохождении ими специальной подготовки по данному вопросу;
    • копию приказа о назначении ответственного лица за допуск работников к управлению отходами;
    • информация о наличии установок, применяемых для вторичной переработки, внутреннего использования, обезвреживания или утилизации отходов;
    • перечень нормативов, установленных для каждого наименования образующихся отходов.
  5. Следующий раздел посвящен подразделениям и отдельным сотрудникам предприятия, являющихся ответственными за организацию производственного экологического контроля. В разделе приводятся:
    • перечень ответственных сотрудников или наименования ответственных подразделений;
    • общая численность работников предприятия;
    • информации об уровне образования ответственных сотрудников и наличии у них свидетельств о прохождении курсов повышения квалификации, переподготовке по вопросам охраны окружающей среды или обращению с отходами.
  6. В следующем разделе приводятся данные о лабораториях, задействованных в процессах проведения ПЭК – как собственных, так и привлекаемых по договору найма. В разделе требуется указать следующие данные:
    • наименование и адрес привлекаемой лаборатории;
    • номер и область аттестата аккредитации.
  7. Последний раздел программы охватывает сведения о периодичности осуществления контроля, местах наблюдений за окружающей средой, применяемых для контроля методах и методиках. Данный раздел включает несколько подразделов, содержащих сведения:
    • об охране атмосферного воздуха;
    • об охране водных объектов;
    • системе обращения с отходами;
    • об охране земель;
    • об использовании недр;
    • об охране растительного и животного мира.

В разделе рекомендуется также дать описание всем применяемым методам контроля, привести перечень нормативных документов, в соответствии с которым составлен пан наблюдений по каждому компоненту окружающей среды ил источнику загрязнения, составить план-график контроля с четким указанием времени и точек отбора проб. Также в разделе требуется привести графические материалы, на которых отражены места точек контроля.

Передача отчета по экологическому контролю в контролирующие организации.

Проведение на предприятии ПЭК контролируется органом экологического надзора при помощи приема соответствующего отчета о выполнении программы ПЭК. Отчет сдается ежегодно не позднее 25 марта завершившегося года.

Форма предоставления отчета может быть, как бумажной, так и электронной. В любом из перечисленных случаев она должна быть заверена подписью руководителя. Также разрешается передавать отчет и посредством почтовых отправлений с описью приложенных документов и уведомлением о вручении.

Сдается отчет в зависимости от категории объекта и уровнем его поднадзорности. Так, предприятия, относящиеся к органам Федерального эконадзора, сдают отчет в их территориальные департаменты, Регионального – в региональные департаменты.

Ответственность за отсутствие программы ПЭК и отчета.

С учетом того, что разработка программы ПЭК является законодательным требованием, то ответственность за ее отсутствие наступает согласно 8 главы Кодекса об административных правонарушениях. Так, например, ответственность может наступить согласно пункту 8.1, а штраф на сумму до 100 тысяч рулей.

Непредставление или несвоевременная передача отчета о проведении ПЭК, также может караться согласно КоАП. По статье 8.5 сумма штрафных санкции для предприятий может составить до 80 тысяч рублей.

5.1. Порядок проведения производственного экологического контроля определяется программами проверок, планами природоохранных мероприятий и другой нормативно-методической документацией.

5.2. Составной частью производственного экологического контроля является производственный аналитический контроль, основной задачей которого является получение информации о качественном и количественном содержании веществ в источниках выбросов, местах размещения отходов. Полученная информация используется при организации природоохранной деятельности. Основным видом деятельности системы производственного аналитического контроля является осуществление мониторинга источников выбросов загрязняющих веществ и объектов природной среды – атмосферного воздуха и почвы.

5.3. Производственный аналитический контроль осуществляется на договорной основе сторонними организациями или собственной аккредитованной лабораторией. Для обеспечения достоверности результатов производственного аналитического контроля применяется аттестованные методики выполнения измерений.

5.4. Производственный аналитический контроль проводится по согласованным с природоохранными органами планам-графикам.

Планы-графики составляются отдельно для каждого вида контролируемых сред: промышленных выбросов и почвы.

5.5. Производственный экологический контроль осуществляется за:

– выполнением природоохранных мероприятий, предписаний и рекомендаций специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды;

– соблюдением установленных нормативов воздействия на окружающую природную среду выбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления;

– учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду от источников загрязнения;

– обеспечением своевременной разработки (пересмотра) нормативов воздействия на окружающую среду (предельно-допустимых выбросов, лимитов размещения отходов), установленных для _____________________;

– источниками выделения загрязняющих веществ и образования отходов;

– соблюдением правил обращения с отходами производства и потребления 1-5 классов опасности;

– наличием заключений государственной экологической экспертизы по проектам строительства, реконструкции и т.д.;

– наличием лицензий и лицензионных соглашений, предусмотренных природоохранным законодательством;

– своевременным предоставлением документации и достоверностью информации, предусмотренной госстатотчетностью и системами экологического мониторинга, а также запрашиваемой руководством ________________________ , службами и отделами;

– организацией работ с подрядными организациями в части соблюдения природоохранного законодательства.

5.6. К объектам производственного экологического контроля относятся:

– источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - стационарные и передвижные;

– источники образования отходов производства;

– природные ресурсы;

– почвы, загрязненные по вине _____________________;

Тало-дождевые воды.

6. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

6.1. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников регламентируется:

– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

– Федеральным Законом Российской Федерации от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

– другими нормативными правовыми актами.

6.2. Производственный контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу включает в себя:

– контроль соблюдения нормативов ПДВ (расчетным и аналитическим методом);

– контроль выбросов веществ в атмосферу от передвижных источников загрязнения (для автомобилей с бензиновым двигателем определение содержания оксида углерода и углеводорода в отработанных газах, для автомобилей с дизельным двигателем измерение дымности);

– контроль наличия согласованных с территориальными природоохранными органами и действующих по сроку нормативных документов, регламентирующих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников, расположенных на промышленной площадке:

– контроль нормативов предельно допустимых выбросов или инвентаризацию источников выбросов;

– контроль наличия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, получаемого в природоохранных органах;

– протоколы замеров токсичности и дымности отработанных газов автотранспорта;

– протоколы аналитических замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах от стационарных источников, составленные по результатам замеров, проведенных по договору сторонней организацией;

– ведение журналов по типовым формам первичной учетной документации:

№ ПОД-1 «Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик»,

№ ПОД-2 «Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна»,

№ ПОД-3 «Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок»;

– контроль за исправным состоянием газоочистных установок.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме