Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образец жалобы в комитет по правам человека оон. Форма жалобы в КПЧ (с подробным описанием) Кпч оон на каком языке можно обращаться

Комитет по правам человека (КПЧ) – один из нескольких органов ООН, которые занимаются международным мониторингом соблюдения прав человека и уполномочены рассматривать жалобы на их нарушения. Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобына нарушения Пакта о гражданских и политических правах и действует в соответствии с Факультативным протоколом №1 к данному Пакту.

Компетенция Комитета

Пакт о гражданских и политических правах 1966 года декларирует и защищает широкий спектр фундаментальных прав человека: право на жизнь, на личную свободу и неприкосновенность, на равенство всех перед законом, судом и справедливое судебное разбирательство, на свободу выражение мнений, свободу мысли, совести и религии, право на мирные собрания и многие другие права и свободы. Пакт запрещает пытки и бесчеловечное обращение, вмешательство в личную и семейную жизнь, произвольное лишение свободы, пропаганду войны, дискриминацию по признакам расы, языка, цвета кожи, пола, религии, социального происхождения и т.д.

Вся совокупность защищаемых Пактом прав и свобод представлена в Части III. И эти положения во многом перекликаются с нормами Европейской конвенции о защите права человека и во многом представлены практически идентичными по существу понятиями и терминами. Жалоба в Комитет по правам человека ООНможет быть подана на нарушение любых прав и свобод, которые перечислены в Пакте. Механизм подачи и рассмотрения таких обращений регулируется Факультативным протоколом №1 к Пакту.

Компетенция КПЧ ограничена рассмотрением жалоб на нарушение прав и свобод, закрепленных Пактом, и распространяется только на государства, которые являются участниками как Пакта, так и Протокола №1.

Оба документа вступили в силу в 1976 году. Юрисдикция Комитета распространяется на 115 стран-участниц – по числу тех, кто ратифицировал Протокол. Россия является участницей этих международных актов как правопреемница СССР, который ратифицировал Пакт в 1973 году, а Протокол – в 1991 году.

По общему правилу, жалоба в Комитет по правам человека ООН не может быть направлена, если в ней речь идет о фактах и обстоятельствах, которые имели место до того, как для государства-нарушителя действие Пакта и Протокола стало обязательным. Однако жалоба может быть принята, если после этого судебным или государственным органом был принят акт, подтверждающий факты и обстоятельства, изложенные в обращении.

Кроме того, Комитет ООН по правам человекане рассматривает жалобы, которые:

  1. Поданы спустя 5 лет после исчерпания национальных средств юридической защиты или спустя 3 года после вынесения решения по итогам международного расследования (урегулирования). Исключение – ситуации, когда такое промедление может быть сочтено обоснованной отсрочкой и обстоятельства дела говорят о необходимости принятия и рассмотрения жалобы КПЧ.
  2. Дублируют по предмету другую жалобу, находящуюся в стадии расследования (урегулирования) на уровне международного механизма. Рассмотрение обращения на уровне Совета по правам человека не попадает под это правило. Но, например, если жалоба рассматривается в ЕСПЧ, аналогичная жалоба в КПЧ будет расценена как неприемлемая.
  3. Попадают под сделанную страной-участницей Протокола оговорку, исключающую из рассмотрения Комитета дела, которые уже рассмотрены и разрешены по существу в рамках международного механизма. Например, если каким-то государством сделана указанная оговорка и жалоба на это государство была рассмотрена ЕСПЧ, то Комитет аналогичную жалобу не примет.

Указанные ограничения на жалобы в Комитет по правам человека ООНне означают, что жалобу нельзя подать. Их главная цель – исключить злоупотребление правом на защиту в международных инстанциях. Именно по этому признаку и оценивается в данном случае приемлемость обращения. Так, если, скажем, в жалобе изложены другие обстоятельства (факты), приводятся другие основания, фигурирует другое лицо, которому нужна защита, нежели в ранее разрешенной или сейчас рассматриваемой жалобе, то такое обращение с высокой долей вероятности будет сочтено приемлемым. Аналогичный подход будет и в том случае, если ранее жалоба хотя и подавалась в другую международную инстанцию, например, ЕСПЧ, но не была рассмотрена и разрешена по существу по процессуальным причинам.

Требования к жалобам в Комитет

Требования к жалобам изложены в Протоколе №1 к Пакту и находят отражение в прецедентном праве Комитета. Все требования – критерии приемлемости, которым обращение должно соответствовать.

Основные критерии:

  1. Права и свободы, на нарушение которых ссылается заявитель, должны быть отражены в Пакте.
  2. Жалоба не может быть анонимной или содержать признаки злоупотребления правом на защиту.
  3. Аналогичная жалоба не должна находится на рассмотрении (разбирательстве) в другой международной инстанции.
  4. До обращения с жалобой должны быть исчерпаны все внутренние (национальные) механизмы защиты нарушенного права при условии, что нет неоправданной задержки в работе таких механизмов.
  5. Заявитель должен являться жертвой нарушений, на которые он ссылается в жалобе.
  6. Жалоба должна быть подготовлена в письменном виде, соответствовать установленной форме и подаваться в порядке, установленном процедурой.

Адрес Комитета по правам человека ООН для подачи жалобы: Petitions and Inquiries Section Office of the High Commissioner for Human Rights United Nations Office at Geneva, 1211 Geneva 10, Switzerland.

Как рассматриваются жалобы

Комитет ООН по правам человека рассматривает жалобы, как правило, достаточно долго – несколько лет. И у него не столь много полномочий, как, скажем, у ЕСПЧ.

КПЧ не считается судебной инстанцией, которая правомочна проводить расследование, собирать доказательства, допрашивать свидетелей и т.д. Пределы возможностей Комитета ограничены рассмотрением письменной информации – того, что представлено заявителем и государством, в отношении которого подана жалоба. Устные свидетельства не принимаются.

Кто и что из сторон должен доказывать – определяется индивидуально, исходя из обстоятельств дела и содержания жалобы. По общему правилу, если государство не ответило на запрос, не предоставило информацию и документы, Комитет примет позицию заявителя как есть. Аналогичные последствия могут быть и тогда, когда государство отвечает, но не приводит весомых доказательств своей позиции. С другой стороны, недопустимы и огульные обвинения со стороны заявителя – он должен не просто заявить о нарушении, но и пояснить, какие факты и обстоятельства свидетельствуют об этом. Если у заявителя нет реальной возможности получить и представить доказательства (например, ему не выдают какие-то документы), то такие доказательства могут быть истребованы Комитетом у государства-нарушителя. В ряде случаев КПЧ может предложить стране провести расследование обстоятельств, изложенных в жалобе, и предоставить его результаты в распоряжение Комитета.

В целом же, после подачи и принятия жалобы, начинается достаточно длительный процесс запроса информации, ее предоставления, обмена данными и т.п. между Комитетом и сторонами дела. Если существует вероятность, что связанная с этим процессом задержка приведет к причинению заявителю серьезного и непоправимого ущерба, Комитет может предложить государству-нарушителю принять временные меры, чтобы не допустить такой ущерб, на период рассмотрения жалобы.

Жалобы в порядке очередности и по мере их готовности к рассмотрению на заседании Комитета разрешаются на одной из пленарных сессий. Такие сессии проводятся трижды в год – весной, летом и осенью. По существу жалобы принимаются «соображения», в которых делается вывод о наличии/отсутствии нарушения (нарушений). РешениеКомитета по правам человека ООНдоводится до сведения сторон дела и предается гласности по итогам сессии.

Что будет, если жалобу удовлетворят:

  1. Принимаются соответствующие «соображения».
  2. Государству предлагается устранить нарушение (нарушения) так, как оно посчитает нужным, или в виде той меры (мер), которую предложит Комитет.
  3. Среди меры, предложенной Комитетом, может быть: отмена/изменение актов, которые повлекли нарушение Пакта, освобождение незаконно арестованного (задержанного), прекращение конкретных действий, нарушающих права человека, выплата денежной компенсации и др.

В дальнейшем, после вынесениярешения Комитета по правам человека ООН, дело передается на контроль Специальному докладчику Комитета. Он координирует действия сторон, контактирует и взаимодействует с ним, контролирует процесс исполнения «соображений». Не все, но многие удовлетворенные жалобы удалось довести до исполнения принятого решения. Здесь нужно учитывать, что Комитет рассматривает жалобы, поступающие практически со всего мира, а ситуация с соблюдением прав человека во многих странах абсолютно противоположная, как, впрочем, и регулирование таких прав в национальных правовых системах.

Для граждан многих стран мира обращение в Комитет по правам человека, как и в другие инстанции ООН, например, в Совет по правам человека, – единственная возможность защиты. Этого нельзя сказать о странах Европы и о России, где основной поток жалоб идет в Европейский суд по правам человека. Но в ряде случаев ничего не остается, как обращаться в КПЧ. Так приходится поступать, когда ЕСПЧ отклонил жалобу по процессуальным нарушениям (здесь критерии приемлемости более жесткие) либо истек 6-месячный срок обращения в эту инстанцию.

Важно учитывать, что альтернатива ЕСПЧ существует.

Подача жалоб на нарушения прав человека

Возможность отдельных лиц подавать жалобы на нарушение их прав в рамках международной системы придают практическое значение правам, закрепленным правозащитными договорами.

Существует три основных процедуры подачи жалоб на нарушения положений договоров по правам человека в договорные органы по правам человека:

Существуют также процедуры рассмотрения жалоб, не относящиеся к системе договорных органов: через Специальные процедуры Совета по правам человека и Процедуру рассмотрения жалоб Совета по правам человека .

Индивидуальные сообщения

Существует девять основных международных договоров по правам человека. В соответствии с каждым из этих договоров был учрежден “договорный орган” (комитет), состоящий из экспертов, которые осуществляют мониторинг выполнения положений договоров государствами-участниками.

При определенных обстоятельствахдоговорные органы(КПЧ, КЛРД, КПП, КЛДЖ, КПИ, КНИ, КПТМ, КЭСКП и КПР) могутрассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц.

Не все механизмы подачи жалоб в соответствии с договорными органами вступили в силу.

В настоящее время восемь договорных органов по правам человека (КПЧ , КЛРД , КПП , КЛДЖ , КПИ , КНИ , КЭСКП и КПР) при определенных обстоятельствах могут получать и рассматривать индивидуальные жалобы или сообщения частных лиц:

Кто может подавать жалобу?

Любой человек может подать в Комитет жалобу против государства:

  • являющегося участником соответствующего договора (путем ратификации или присоединения), гарантирующего права, которые были предположительно нарушены;
  • согласного с компетенцией Комитета по рассмотрению индивидуальных жалоб, путем ратификации или присоединения к Факультативному протоколу (в случае МПГПП, КЛДЖ, КПИ, МПЭСКП и КПР) или путем заявления в этом отношении в соответствии со статьей Конвенции (в случае КЛРД, КПП, КНИ и КПТМ).

Жалобы могут подаваться и третьими сторонами от лица других людей при условии, что у них есть письменное согласие (без требований к форме). В определенных случаях третья сторона может подавать жалобу, не имея такого согласия, например, когда человек находится в тюрьме без доступа к внешнему миру или является жертвой насильственного исчезновения. В таких случаях автор жалобы должен уточнить, по какой причине не может быть предоставлено согласие.

Неформальная руководящая записка секретариата для государств-участников о процедурах подачи и рассмотрения договорными органами индивидуальных сообщений английский | русский | испанский

Межгосударственные жалобы

Несколько договоров по правам человека содержат положения, позволяющие государствам-участникам подавать жалобу в соответствующий договорный орган (комитет) о предполагаемых нарушениях договора другим государством-участником.

Примечание : В 2018 г. в соответствии со статьёй 11 Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации впервые в истории были поданы три межгосударственные жалобы.

КПП , КПТМ, КНИ, МПЭСКП и КПР: Статья 21 КПП, статья 74 КПТМ , статья 32 КНИ , статья 10 Факультативного протокола к МПЭСКП и статья 12 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к Конвенции о правах ребенка установили для соответствующего Комитета процедуру рассмотрению жалоб государства-участника, считающего, что другое государство-участник не выполнил положения Конвенции. Эта процедура применяется только к государствам-участникам, сделавшим заявление о согласии с компетенцией Комитета в этом отношении.

КЛРД, КПЧ и КПР : статьи 11-13 МКЛРД и статьи 41-43 МПГПП устанавливают процедуру разрешения споров между государствами-участниками касательно выполнения государством обязательств в соответствии с определенной Конвенцией/Пактом путем учреждения специальной Комиссии по примирению. Процедура распространяется на все государства-участники МКЛРД, но только на те государства-участники МПГПП и КПР, сделавшие заявление о признании компетенции Комитета в этом отношении.

Разрешение межгосударственных споров о толковании или выполнении Конвенции

КЛРД, КЛДЖ, КПП, КПТМ и КНИ : Статья 22 МКЛРД , статья 29 КЛДЖ , статья 30 КПП , статья 92 КПТМ и статья 42 КНИ предусматривают разрешение споров между государствами-участниками касательно толкования или применения Конвенции в первой инстанции путем переговоров или в арбитражном порядке. Если стороны не могут договориться в арбитражном порядке в течение полугода, то одно из государств, вовлеченных в спор, может обратиться в Международный суд правосудия . Государства-участники могут исключить себя из этой процедуры, сделав заявление во время ратификации или присоединения, но в этом случае в соответствии с принципом взаимности им запрещено возбуждать дело против других государств-участников.

Расследования

При получении надежной информации о серьезных, грубых или систематических нарушениях конвенций государствами-участниками, (статья 20 КПП), (статья 8 Факультативного протокола к КЛДЖ), Комитет по правам инвалидов (статья 6 Факультативного протокола к КПИ), Комитет по насильственным исчезновениям (статья 33 КНИ), (статья 11 Факультативного протокола к МПЭСКП) и (статья 13 Факультативного протокола (о процедуре сообщений) к КПР; Протокол еще не вступил в силу) могут, по своей инициативе, инициировать расследования в случае, если они получили надежную информацию, содержащую явные признаки серьезных или систематических нарушений конвенций в государстве-участнике.

В каких государствах могут проводиться расследования?

Расследования могут проводиться только в отношении государств-участников, признавших компетенцию соответствующего Комитета в этом отношении. Государства-участники могут отказаться от этой процедуры во время подписания, ратификации или присоединения (статья 28 КПП; статья 10 Факультативного протокола к КЛДЖ; статья 8 Факультативного протокола к КПИ; статья 13(7) Факультативного протокола (по процедуре сообщений) к КПР) или в любое другое время (статья 11(8) Факультативного протокола к МПЭСКП), сделав заявление о том, что они не признают компетенции соответствующего Комитета по проведению расследования. В этой связи КНИ является исключением, поскольку​ компетенция проведения расследований не является предметом согласия для государств-участников (статья 33 МКЗЛНИ).

Процедура расследования

  1. Процедура может быть инициирована в случае получения Комитетом надежной информации о том, что права, содержащиеся в Конвенции, в отношении которой он осуществляет мониторинг, систематически нарушаются государством-участником.
  2. Комитет приглашает государство-участника к сотрудничеству для изучения информации путем представления его замечаний.
  3. На основе замечаний государства-участника и другой доступной информации Комитет решает назначить одного или нескольких своих членов для срочного проведения расследования и предоставления Комитету отчета. Там, где это оправдано, и с согласия государства-участника, расследование может включать в себя посещение территории соответствующего государства.
  4. Результаты расследования затем изучаются Комитетом и направляются государству-участнику вместе с комментариями и рекомендациями.
  5. Государство-участник должно представить свои замечания относительно результатов расследования, комментариев и рекомендаций Комитета в течение определенного времени (обычно полгода) и, где того требует Комитет, проинформировать о мерах, предпринятых в ответ на расследование.
  6. Процедура расследования носит конфиденциальный характер и на всех ее стадиях требуется сотрудничество с государством-участником.

Что такое механизм подачи и рассмотрения жалоб договорных органов по правам человека?
Договор по правам человека представляет собой официальный документ, налагающий на ратифицировавшие его или присоединившиеся к нему государства обязательства защищать и поощрять определенные права и свободы. Договорный орган (также именуемый "Комитетом") - это группа экспертов, которые осуществляют мониторинг за выполнением положений договора такими государствами ("государствами-участниками"). При определенных обстоятельствах комитеты могут рассматривать индивидуальные жалобы от лиц, считающих, что государство-участник нарушило их права, которые предусмотрены тем или иным договором. Процедуры подачи и рассмотрения жалоб носят факультативный характер: в дополнение к основному договору государство-участник должно официально признать эту процедуру (обычно путем ратификации факультативного протокола) до того, как она сможет применяться.

На что можно жаловаться?
Жаловаться можно на нарушения прав, гарантированных договором, в соответствии с которым подается жалоба (Международный пакт о гражданских и политических правах, Международная конвенция о ликвидации расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин, Конвенция против пыток, Конвенция о правах инвалидов). В соответствии с указанными договорами можно подавать жалобу в связи с нарушением права на жизнь; незаконным арестом и задержанием; пытками; условиями содержания в тюрьме; несправедливым судебным процессом; произвольным вмешательством в семейную или личную жизнь; отказом защитить семью или детей; нарушениями свободы мысли, религии или выражения мнений; нарушениями права на мирные собрания и свободы ассоциаций; нарушениями права меньшинств пользоваться своей культурой; дискриминацией на основании расы, половой принадлежности и других причин. Для получения исчерпывающего представления об охраняемых правах следует ознакомиться с полным текстом договоров (смотрите рубрику "Официальные документы по правам человека" на главной странице).

Существуют ли права человека, не охваченные действующими в договорных органах процедурами подачи и рассмотрения жалоб?
Действующие в договорных органах процедуры подачи и рассмотрения жалоб не распространяются на права, не предусмотренные договором, на основании которого подается жалоба. Например, право на достаточное жилище, право на социальные льготы и пособия и их размер, а также право собственности в настоящее время не входят в круг прав, подпадающих под компетенцию какого-либо из договорных органов, если только они не сопряжены с нарушениями других прав, таких, как право не подвергаться дискриминации.

Можно ли обжаловать судебное решение, с которым не согласен? Можно ли добиться проведения повторного судебного процесса?
Комитеты, как правило, не вправе оспаривать оценку фактов и доказательств, произведенную национальными судами, а также пересматривать решения относительно вины или невиновности того или иного лица, за исключением случаев, когда принятые решения были явно произвольными. Комитеты никогда не пересматривают дела по существу, но могут рекомендовать проведение повторного процесса по делу в качестве средства правовой защиты от нарушения права на справедливое судебное разбирательство. Вместе с тем, это происходит довольно редко.

Кто может подавать жалобу? Можно ли подавать жалобу от имени другого лица или группы лиц?
Любое лицо, ставшее жертвой нарушения прав человека, или представляющее такую жертву, может подать жалобу в соответствии с механизмом подачи и рассмотрения жалоб договорного органа. Если вы хотите подать жалобу от имени другого лица или группы лиц, необходимо письменное согласие каждого из представляемых вами лиц. Лицо, которое не в состоянии выразить свое согласие, может быть представлено его родственником без письменной авторизации. Причины этого должны быть разъяснены. Комитеты не рассматривают жалобы в отношении каких-либо общих вопросов, поданные от имени неопределенного круга лиц, личность которых установить нельзя.

Чьи действия могут быть обжалованы?
К рассмотрению принимаются только жалобы в отношении государств. Жалоба может подаваться в отношении любого государства, юрисдикция которого распространялась на жертву в момент нарушения, которое также ратифицировало договор, служащий основанием для подачи жалобы, и которое признало процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений (с положением дел в области ратификации договоров Российской Федерацией можно ознакомиться на страницах соответствующих договоров). Договорные органы не занимаются жалобами на действия частных лиц, национальных или международных организаций.

Целесообразно ли сразу же обращаться в ООН после того, как было нарушено право? Нужно ли сначала обратиться с иском в государственные суды?
До того как подавать жалобу в договорный орган, необходимо, чтобы дело было рассмотрено судами национальной судебной системы, вплоть до суда высшей инстанции (например, Верховного суда), и по нему было вынесено окончательное решение. Это требование называется "исчерпанием внутренних средств правовой защиты". Отступление от этого требования допускается только в том случае, если вы сможете доказать, что процедуры внутренних средств задействования правовой защиты неэффективны, недоступны или чрезмерно затянуты.

Существуют ли чрезвычайные процедуры?
В случае, когда имеются опасения, что вам может быть причинен непоправимый ущерб (например, в случаях неизбежного исполнения смертного приговора или высылки при наличии угрозы применения пыток) до рассмотрения вашего дела комитетом вы можете обратиться к нему с просьбой о немедленном вмешательстве с целью прекратить какое-либо действие (или бездействие) со стороны государства, которое может причинить вам такой вред. Такое обращение называется "просьбой о принятии предварительных мер защиты".

Целесообразно ли направлять жалобу одновременно в различные органы по правам человека?
Нет, комитеты не примут к рассмотрению ваше сообщение, если оно рассматривается в соответствии с другой международной или региональной процедурой, например, Европейским судом по правам человека или другим комитетом. В жалобе необходимо четко указать, в соответствии с какой процедурой вы хотели бы ее подать. Если по вашему делу уже было принято решение в соответствии с другой подобной процедурой, при определенных обстоятельствах и в соответствии с определенными договорами оно может быть рассмотрено повторно. Вместе с тем процедура рассмотрения жалоб договорными органами не является апелляционной процедурой.

Будет ли рассмотрена жалоба, касающаяся событий, которые произошли много лет назад?
Временных ограничений подачи жалобы не установлено, за исключением процедуры в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации расовой дискриминации (шесть месяцев после вынесения окончательного решения национальными судами), но лучше подать жалобу, как можно скорее после исчерпания внутренних средств правовой защиты. В определенных случаях комитеты могут счесть жалобу необоснованной в связи с тем, что она была подана спустя длительное время после событий. Можно подавать жалобу только в связи с событиями, имевшими место после того, как соответствующее государство признало процедуры подачи и рассмотрения жалоб, предусмотренные договором, на основании которой подается жалоба.

Можно ли подавать жалобу анонимно, если человек боится называть свое имя?
Анонимные жалобы комитеты не рассматривают. Можно обратиться с просьбой о том, чтобы окончательное решение публиковалось без указания имени.

Каким образом следует представлять жалобы?
Жалоба должна подаваться в письменном виде. Факты следует излагать в хронологическом порядке, включая средства правовой защиты, которыми вы воспользовались. Целесообразно привести выдержки из соответствующих статей договора, которые относятся к вашему делу. Вам следует пояснить, каким образом представленные вами факты свидетельствуют о нарушении указанных статей. Вы можете использовать образец формы жалобы: для сообщений в Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет против пыток и для сообщений в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин .

Может ли жалоба быть составлена на родном языке?
Жалобы могут составляться на одном из рабочих языков Секретариата: английском, французском, русском или испанском. Документы на других языках должны быть переведены или должно быть составлено их резюме на рабочем языке.

Предоставляет ли УВКПЧ помощь в подготовке или переводе жалобы? Оказывает ли оно правовое или финансовое содействие?
Механизм подачи жалоб должен быть простым и доступным для всех. Чтобы подавать жалобу в Комитет необязательно быть юристом или знать юридические и технические термины. УВКПЧ (включая его представительства на местах) не оказывает содействия заявителям при составлении жалоб и не оказывает в этой связи правовую или финансовую помощь. УВКПЧ не предоставляет услуг по письменному переводу и не оказывает финансовое содействие в этих целях. Если вам требуются какие-либо из этих услуг, обратитесь в неправительственную организацию (НПО), занимающуюся жалобами в связи с нарушениями прав человека в вашей стране.

Нужно ли направлять какие-либо документы?
Вы должны представить копии любых судебных решений по вашему делу, а если документ составлен на другом языке, то представить его резюме на одном из рабочих языков Секретариата. Можно также приложить копии медицинских справок или других документов, подтверждающих ваши утверждения. Вместе с тем не следует направлять аудио- и видеозаписи, компакт-диски, а также информацию на других электронных носителях, кроме как в случае наличия конкретной просьбы на этот счет.

Мне бы хотелось побеседовать с кем-нибудь. Можно ли организовать такую беседу, чтобы объяснить мою проблему?
Процедура осуществляется исключительно в письменной форме. УВКПЧ не организовывает встречи с заявителями и не проводит с ними бесед.

Смогу ли я представить свои комментарии на ответ государства-участника?
Вам будет предоставлена возможность прокомментировать все замечания государства-участника обычно в течение двух месяцев после их получения.

Какое средство правовой защиты может быть предоставлено в случае вынесения решения в мою пользу?
Комитеты рекомендовали различные виды средств правовой защиты в связи с нарушениями прав человека. Наиболее распространенным средством является предоставление компенсации. Комитеты могут также рекомендовать освобождение лица, проведение расследования, повторное рассмотрение дела, замену смертной казни другим видом наказания и т.д. Решения не являются юридически обязательными, государства-участники имеют лишь моральное обязательство в отношении их выполнения. Это означает, что осуществление решения комитета зависит от усмотрения государства-участника.

Как со мной свяжутся?
С вами свяжутся по указанному вами адресу. Если вы находитесь в тюрьме, вы можете сообщить адрес родственника и попросить, чтобы копии всей корреспонденции направлялись также ему.

Как долго продлится процедура?
Длительность процедуры в различных комитетах неодинакова. В настоящее время дело рассматривается в течение одного-двух лет с момента его регистрации (с момента его включения в список дел, подлежащих рассмотрению комитетом). Вместе с тем в Комитете по правам человека (осуществляющем наблюдение за выполнением положений Международного пакта о гражданских и политических правах) скопилось большое количество нерассмотренных дел, и процедура в соответствии с этим договором, как правило, более продолжительна.

Куда следует направлять жалобу?
Petitions Team OHCHR-UNOG 1211 Geneva 10 Switzerland Fax: +41 22 917 90 22

Какие договоры предусматривают процедуру подачи и рассмотрения индивидуальных сообщений?
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (МКЛРД)
- Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП)
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (КПП)
- Конвенция о правах инвалидов (КПИ) - процедура подачи жалоб в рамках этой Конвенции на момент выпуска диска не имела силы на территории Российской Федерации

Договоры, предусматривающие механизмы подачи и рассмотрения жалоб, которые на момент выпуска диска не могли применяться:
- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей (МКПН) (1990 год)
- Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений (МКЗНИ) (2006 год)

Где можно получить дополнительную информацию о действующих в договорных органах процедурах подачи и рассмотрения жалоб?

В следующих брошюрах "Изложение фактов" содержится полезная информация:
№ 7 Процедуры представления и рассмотрения жалоб ,
№ 12 Комитет по ликвидации расовой дискриминации ,
№ 15 Гражданские и политические права: Комитет по правам человека ,
№ 17 Комитет против пыток ,
№ 22 Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и Комитет ,
№ 30 Основные договоры в области прав человека и договорные органы: введение .

Информация также доступна на официальном веб-сайте ООН www.un.org : выберите вверху раздел "Права человека" , затем в левой колонке внизу под названием "Инструментарий"- "Представление жалоб" .

© УВКПЧ Москва, январь 2012 г. Версия 5.000

Жалоба в Комитет ООН по правам человека в Женеве

Предисловие

Настоящее издание является переводом брошюры, изданн ой бюро польского Представителя по правам граждан, и предпринимается в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.

Соблюдение и обеспечение прав человека ПРООН рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.

Кон ституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные ин ституты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Кон ституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.

Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая брошюра опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.

Из текста брошюры читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?

К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настояще е время кон кретное государство н е является участн иком Пакта и Факультативн ого протокола.

Регион альный центр поддержки РБЕС ПРООН хотел бы выразить благодарн ость бюро Представителя по правам граждан Польской Республики за любезн о предоставлен ное право перевода и издания брошюры на русском языке.

Введение

В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­дин енн ых Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генераль ной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.

Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, - например, прокурор, суд, орган админист­рации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.

В Пакте установлены две процедуры международного контроля:

а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);

b ) государство может направить в Комитет сообщение о н арушении другим государством прав человека (ст. 41).

Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.

Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.

Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможн ость обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека

Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, н и от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.

Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате - учитывая большое ко­личество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.

Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель

С жалобой · в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.

С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.

Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.

С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы

Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­н ие административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.

Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.

Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.

Комитет по правам че ловека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.

Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были прин яты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.

Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакт е. Это нижеследующие права:

- Право на жизнь (ст. 6).

Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.

- Запрещен ие пы ток или жест оких, бесчеловечных или ун ижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).

На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишен ные свободы.

- Зап рещение рабства и работорговли (ст. 8).

- Право на свободу и личную неп рикосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.

- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).

Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.

- Зап рещение лишения свободы на том основании , что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).

- Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора м естожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).

- Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).

- Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.

- Принцип п резумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).

- Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жи лища, а также тайны корресп онденции (ст. 17).

- Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).

- Свобода слова (ст. 19).

- Запрещен ие пропаган ды расовой, н ацион альн ой или ре­лигиозной нен ависти (ст. 20).

- Право на мирные собрания (ст. 21).

- Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).

- Права суп ругов и семьи (ст. 23).

- Права ребенка (ст. 24).

- Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).

- Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).

- Равен ство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)

При веде нный выше перечен ь прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложен ие). Преж­де че м н аписать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое вниман ие на степен ь подробности положений и допускаемые ограни­чен ия. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, н апример, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет н е­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).

Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (н апример, когда производство необоснованно затягивается).

Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.

2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.

3. Комитет по правам человека отклон яет жалобу, если этот же воп рос уже рас сматривается другим междун арод­н ым орган ом, н апример Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­н ого и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Жалоба должна содержать следующее:

1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;

2) указание на государство, против которого подается жалоба;

4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;

5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии все х документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. При­ложение).

Контрольная процедура

Кон трольн ая процедура состоит из двух осн овных этапов:

- первый завершается решением о приемлемости жало­бы;

- во втором вын осится решен ие по существу - были ли нарушен ы (или нет) права человека,

Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.

Комитет по правам человека отклон яет жалобу - даже без уве домлен ия о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидн ым образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или отн оси тся к вопросам, не урег улированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.

В назначен ный Комитетом срок государство представля­е т ему объяснен ия, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может пре дставить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемле мости жалобы, е сли она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.

Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.

В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращен ии дела.

Решение Комитета о наруш ении прав человека

Если Комитет придет к заключению, что права человека н арушены н е были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окон чательн ым.

Комитет по правам челове ка, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.

Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зави сит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещен ие или компенсаци ю. Случается также - правда, редко, - что сама конста­тация нарушения прав человека является еди нств енным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета

Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.

Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.

Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото­рый является официальным документом ООН - информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единствен ная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.

Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека


c / o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объедин енных
Human Rights Наци й по правам че ловека
8-14
avenue de la Ра i х 8-14 avenue de la Ра i х
1211 Geneva 10 1211 Жен ева 10
SWITZERLAND Швей цари я

Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.

Фамилия................................. И мя (имена) ………………………………………………….

Гражданство......................... ..Род занятий ………………………………………………….

Дата и место рождени я.. ...........................……………………………………………………

Постоянный адрес... ..... .............................……………………………………………………

Иной адрес для получения конфи денци альной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)

Сообщение представляет:

a) жертва нарушени я или н арушени й, перечисленных

ни же

b ) назначенный представитель/адвокат

предполагаемой жертвы (жертв)

с) иное лицо

Если отм ече н квадрат с), автор должен пояснить:

1) в каком качестве данное лицо действует от и мени жертвы /же ртв (напр., указать родственную связь или другие ли ч­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):

……………………………………………………………………………………………………...

2) почему жертва (жертвы) не имеет (не и меют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение :

Третье ли цо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами ), не может представить сообще­ние от его (их) имени.

II. Информаци я о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Фами лия................................. Имя (име на) .................................………………………….

Гражданство...... .................... Род занятий.................................………………………….

Дата и место рождения........................................ ........................………………………….

Нынешний адрес или местонахождение .................................……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Название государства-участника (страны) Международно­го пакта и Факультативного протокола, против которого на­правляется сообщение :

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Стать и Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах, которые, как представляется, были нарушены:

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращен ие в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решен ий):

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

Если внутренние средства правовой защиты не были исчер­пан ы, объясн ить почему:

…………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………….

IV. Другие международные процеду ры

Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрен ие в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой междун ародн ого расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты

Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат): *

………………………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………

Жалоба в Комитет ООН по правам человека в Женеве

Предисловие
Настоящее издание является переводом брошюры, изданной бюро польского Представителя по правам граждан, и предпринимается в рамках осуществления Региональной программы «Демократия, управление, участие» Регионального бюро для Европы и СНГ Программы развития ООН.
Соблюдение и обеспечение прав человека ПРООН рас­сматривает как компонент и необходимое условие устойчи­вого человеческого развития, и более эффективное использование существующих международных институтов в обла­сти прав человека может содействовать достижению этой цели.
Конституции большинства стран СНГ содержат нормы, утверждающие право граждан при определенных условиях обращаться в международные институты по правам челове­ка, как, например, статья 46 Конституции России или статья 55 Конституции Украины. На юридическом языке это отра­жает прямое признание того, что забота о соблюдении прав человека не является только национальной прерогативой и внутренним делом государства, а составляет законный инте­рес всего международного сообщества. Между тем пред­ставления граждан о таких институтах и возможностях об­ращения к ним с индивидуальной жалобой зачастую крайне смутны и неверны. Следствием этого обстоятельства стано­вится то, что эффективность использования таких институ­тов является весьма низкой и, соответственно, с неизбежно­стью наступает разочарование в любых международных ин­ститутах и инструментах по правам человека. Дело, однако, в том, что это именно инструменты и, как всякими инстру­ментами, ими нужно уметь пользоваться.
Широко известным и эффективным инструментом явля­ется, например, Европейский Суд по правам человека, одна­ко он доступен для граждан лишь немногих стран Содружества. Для большинства же возможно обращение и апелля­ция к институтам системы ООН, членами которой являются все государства бывшего СССР. Настоящая брошюра опи­сывает правила обращения в наиболее, пожалуй, известный и авторитетный из них - Комитет по правам человека, со­зданный в соответствии с Международным пактом о граж­данских и политических правах.
Из текста брошюры читатель поймет, что непременным условием обращения лица в Комитет является участие стра­ны, под юрисдикцией которой он находится, в упомянутом Пакте и Факультативном протоколе к нему, который, собст­венно, и предусматривает право подачи индивидуальной жалобы. Как же обстоит дело с участием стран СНГ в этих договорах?
К середине лета 1999 года к Пакту присоединились все страны СНГ, за исключением Казахстана, а к факультатив­ному протоколу не присоединились также Молдова и Азербайджан. Отметим здесь, что участие или неучастие в том или ином договоре является свободным политическим ре­шением суверенного государства и трудно говорить о пря­мой зависимости между соблюдением в стране прав челове­ка и ее членством в международных договорах, Так, к Фа­культативному протоколу не присоединились многие стра­ны традиционной демократии, как, например, Швейцария, Великобритания, Япония, США. Тем не менее доступ граж­дан к международным институтам защиты прав человека может быть оценен только положительно, как расширение круга гарантий их прав и свобод. Для государств, пережива­ющих переходный период, это может быть особенно важно. В силу этого обстоятельства следует ожидать, что по мере последовательно демократического развития стран Содру­жества возможность обращаться в Комитет по правам чело­века получат все граждане стран СНГ, даже если в настоящее время конкретное государство не является участником Пакта и Факультативного протокола.
Региональный центр поддержки РБЕС ПРООН хотел бы выразить благодарность бюро Представителя по правам граждан Польской Республики за любезно предоставленное право перевода и издания брошюры на русском языке.

Введение
В 1948 году Генеральная Ассамблея Организации Объе­диненных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Это был первый международный документ, гарантирующий каждому человеку основные права и свободы. И хотя Декларация налагала на государства только моральные и политические, а не правовые обязательства, она оказала существенное влияние на внутреннее законодательство и практику государств. Поэтому по сей день на нее ссылаются как политики, так и обычные люди. А дата провозглашения Декларации - 10 декабря - празднуется во всем мире как Международный день прав человека.
Международный пакт о гражданских и политических правах был провозглашен Генеральной Ассамблеей Орга­низации Объединенных Наций 16 декабря 1966 года, а всту­пил в силу 23 марта 1976 года, после того, как его ратифици­ровали 35 государств (ст. 49). Сегодня к Пакту присоедини­лось более 130 государств со всех континентов.
Это означает, что государство, которое ратифицировало Пакт, обязалось гарантировать права и свободы, установ­ленные в Пакте, каждому человеку: как своему граждани­ну, так и иностранцу, пребывающему на его территории. За­коны и другие правовые акты должны соответствовать по­ложениям Пакта. Также органы, выносящие индивидуаль­ные решения, - например, прокурор, суд, орган админист­рации - обязаны уважать права человека, установленные в Пакте. На страже соблюдения прав человека стоит международный орган: Комитет по правам человека.
В Пакте установлены две процедуры международного контроля:
а) государство обязано систематически представлять Ко­митету доклады о претворении в жизнь положений Пакта (ст.40);
b) государство может направить в Комитет сообщение о нарушении другим государством прав человека (ст. 41).
Возможностью такого сообщения до сих пор не восполь­зовалось ни одно государство.
Процедура подачи и рассмотрения индивидуальных жа­лоб урегулирована в Факультативном протоколе к Между­народному пакту о гражданских и политических правах. Термин «факультативный» означает, что государство, кото­рое ратифицировало Пакт, может - но не обязано - рати­фицировать Протокол. На сегодняшний день сторонами Протокола являются более 80 государств.
Ратификация Факультативного протокола открывает пе­ред гражданами данного государства, а также иностранца­ми, пребывающими на его территории, возможность обра­щаться с жалобами в Комитет по правам человека.
Генеральная Ассамблея ООН приняла также Второй Фа­культативный протокол к Международному пакту о граж­данских и политических правах, отменяющий смертную казнь в ратифицировавших его государствах.

Комитет по правам человека
Комитет состоит из 18 членов, избираемых государства­ми. Члены Комитета являются независимыми; они не могут получать никаких рекомендаций или указаний ни от государств, ни от ООН или других международных органов. Ко­митет не является судебным органом, тем не менее процеду­ры подобны судопроизводству.
Комитет по правам человека работает на сессиях, прохо­дящих два раза в год. В результате - учитывая большое ко­личество поступающих жалоб - контрольное производство является довольно продолжительным (практически длится минимум 1,5 - 2,5 года). Комитет принимает решение боль­шинством голосов, в присутствии не менее 12 членов.
Комитет по правам человека находится в Женеве (см. Приложение. Образец индивидуальной жалобы).

Заявитель
С жалобой· в Комитет по правам человека могут обра­щаться только индивидуальные лица. Таким правом не об­ладают ни группы лиц, ни организации. Иначе говоря - с жалобами не могут обращаться союзы, профсоюзы, фонды, общества, группы студентов или трудящихся и т.п.
С жалобой может обратиться гражданин данной страны или иностранец, проживающий (пребывающий) на терри­тории данного государства.
Право обратиться с жалобой имеет только лицо, которое чувствует себя жертвой нарушения государственным орга­ном одного из прав, провозглашенных в Пакте. Это означа­ет, что с жалобой может обратиться непосредственно по­терпевшее лицо, которому в результате нарушения прав че­ловека был причинен какой-либо ущерб. В особых случаях, например, если жертва нарушения прав человека отбывает наказание в виде лишения свободы или находится в психиа­трической больнице, Комитет принимает жалобы, подан­ные членами семьи.
С жалобой можно также обратиться через уполномочен­ного (например, адвоката), который должен представить Ко­митету по правам человека соответствующую доверенность.

Предмет жалобы
Жалоба может касаться только индивидуального реше­ния, вынесенного государственным органом, которое - по мнению данного лица - нарушает его права человека, га­рантированные в Пакте. Это может быть, например, реше­ние административного органа, прокурора, судебное реше­ние и т.п.
Жалоба не может касаться содержания закона или дру­гого правового акта, даже если данный правовой акт явно противоречит Пакту. Комитет по правам человека не име­ет права проверять соответствие внутреннего законода­тельства положениям Пакта.
Жалоба не может вноситься в интересах общественнос­ти, т.е. нельзя, например, формулировать обобщенные об­винения в плохом обращении с заключенными, о погрешно­стях в судопроизводстве, о нарушениях тайны переписки. Жалоба может касаться исключительно нарушения опре­деленных прав человека в отношении конкретного лица.
Комитет по правам человека не рассматривает жалоб на физические лица, предпринимателей, общества, кооперати­вы, ассоциации и т.п.
Жалоба может касаться только решений государствен­ных органов, которые были приняты после 1991 года, т.е. по­сле вступления в силу Факультативного протокола (см. Введение). В совершенно исключительных случаях Комитет может принять жалобу на решение, вынесенное до этой да­ты, если нарушение прав человека продолжается.
Предметом жалобы могут быть только права человека, провозглашенные в Пакте. Это нижеследующие права:
- Право на жизнь (ст. 6).
Включает также принципы вынесения решений и приве­дения в исполнение смертной казни, помилования и изме­нения наказания.
- Запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (ст. 7).
На практике на эту статью чаще всего ссылаются лица, лишенные свободы.
- Запрещение рабства и работорговли (ст. 8).
- Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9). Касается прав лица, подвергшегося задержанию или аре­сту.
- Право лиц, лишенных свободы на гуманное обращение (ст. 10).
Касается, в частности, обращения с обвиняемым: совер­шеннолетним и несовершеннолетним.
- Запрещение лишения свободы на том основании, что данное лицо не в состоянии выполнить договорные обяза­тельства (ст. 11).
- Право на свободное передвижение по территории госу­дарства и выбора местожительства, а также право поки­дать любую страну (ст. 12).
- Права иностранца в связи с решением о высылке (ст. 13).
- Право на независимый и беспристрастный суд (ст. 14). Это наиболее обширная статья, в которой установлен ряд прав обвиняемого и принципы уголовной процедуры.
- Принцип презумпции невиновности и запрещение об­ратной силы уголовного законодательства (ст. 15).
- Защита личной и семейной жизни, неприкосновеннос­ти жилища, а также тайны корреспонденции (ст. 17).
- Свобода мысли, совести и религии (ст. 18).
- Свобода слова (ст. 19).
- Запрещение пропаганды расовой, национальной или ре­лигиозной ненависти (ст. 20).
- Право на мирные собрания (ст. 21).
- Право на свободу ассоциации с другими людьми (ст. 22).
- Права супругов и семьи (ст. 23).
- Права ребенка (ст. 24).
- Право принимать участие в общественной жизни (ст. 25).
- Права лиц, принадлежащих к национальным меньшин­ством (ст. 27).
- Равенство перед законом и запрещение дискриминации (ст. 2, п. 1; ст. 26)
Приведенный выше перечень прав и свобод должен сыг­рать роль путеводителя по Пакту (см. Приложение). Преж­де чем написать жалобу, следует внимательно ознакомить­ся с соответствующей статьей, обращая особое внимание на степень подробности положений и допускаемые ограни­чения. Комитет не принимает жалоб, касающихся наруше­ния прав человека, не провозглашенных в Пакте. Нельзя, например, ссылаться на право па труд или право на образо­вание.

Основные формальные требования

1. Подающий жалобу обязан использовать все внутрен­ние средства обжалования, предусмотренные националь­ным законодательством. Так, в судебных делах следует об­жаловать решение в суде вышестоящей инстанции. В адми­нистративных делах следует обратиться в вышестоящий ор­ган; если внутренним законодательством предусмотрено судебное разбирательство по административным делам, реше­ние следует обжаловать в компетентный суд. Однако нет не­обходимости использования чрезвычайных или исключи­тельных мер (таких, как, например, обращение к омбудсману, заявление о возобновлении судебного производства).
Принцип исчерпания средств обжалования означает, что предметом жалобы может быть только окончательное реше­ние (вступившее в законную силу судебное решение). При­чиной отклонения большинства жалоб было то, что заявители не исчерпали всех внутренних средств обжалования, В совер­шенно исключительных случаях Комитет рассматривает жа­лобу до исчерпания возможностей обжалования (например, когда производство необоснованно затягивается).
Никаких сроков для подачи жалобы со дня принятия го­сударственным органом окончательного решения не уста­новлено.
2. Нельзя злоупотреблять правом обжалования. Это озна­чает, что, например, содержание жалобы не может быть ос­корбительным для государства, не может содержать ложной информации, заявитель не должен выступать с маловажны­ми обвинениями, ни использовать контрольный механизм без достаточных оснований.
3. Комитет по правам человека отклоняет жалобу, если этот же вопрос уже рассматривается другим международ­ным органом, например Европейским Судом по правам че­ловека. Следовательно, нельзя обращаться с жалобами од­ного и того же содержания в различные международные ор­ганы.

Содержание и форма жалобы
Жалоба должна содержать следующее:
1) личные данные: фамилию, имя, гражданство, профес­сию, дату и место рождения, адрес;
2) указание на государство, против которого подается жалоба;
3) содержание обвинений;
4) статьи, которые, по мнению заявителя, были наруше­ны;
5) предпринятые внутренние средства правовой защиты и их результаты.

К жалобе следует приложить копии всех документов, имеющих существенное значение для данного дела. Жалоба может быть составлена на языке данной страны, написана от руки. В связи с тем что официальными языками Комите­та по правам человека являются английский и французский, жалобу и сопровождающие документы лучше составить на одном из этих языков, что, несомненно, ускорит контроль­ную процедуру (образец индивидуальной жалобы - см. При­ложение).

Контрольная процедура
Контрольная процедура состоит из двух основных этапов:
- первый завершается решением о приемлемости жало­бы;
- во втором выносится решение по существу - были ли нарушены (или нет) права человека,
Вся процедура осуществляется в письменном виде. Про­цедура носит конфиденциальный характер. Лицо, обраща­ющееся с жалобой, вправе проинформировать средства массовой информации о подаче жалобы, но не может предавать гласности содержание корреспонденции с Комитетом.
Комитет по правам человека отклоняет жалобу - даже без уведомления о ней соответствующего государства, - если жалоба самым очевидным образом не соответствует формальным требованиям: например, она анонимная или относится к вопросам, не урегулированным в Пакте. Если жалоба является приемлемой, Комитет передает жалобу за­интересованному государству.
В назначенный Комитетом срок государство представля­ет ему объяснения, а также информацию и документы, свя­занные с вопросом о допустимости жалобы. Объяснения го­сударства передаются подавшему жалобу, который может представить свои замечания и комментарии. На любом эта­пе разбирательства Комитет может обратиться к подавше­му жалобу за предоставлением дополнительной информа­ции или разъяснений. Комитет принимает решение о не­приемлемости жалобы, если она не отвечает формальным требованиям (см. выше), и уведомляет об этом заявителя и соответствующее государство.
Решение о признании жалобы приемлемой доводится до сведения соответствующего государства и заявителя. Это решение является окончательным. В течение 6 месяцев государство обязано представить разъяснения, информацию, а также указать, какие меры оно предприняло или собирает­ся предпринять в пользу подавшего жалобу. Копии этих до­кументов получает подавший жалобу, который вправе представить свои замечания и комментарии. Если государ­ство не соблюдает назначенные сроки и упорно не реагиру­ет на напоминания, Комитет принимает решение на основа­нии документации, полученной от подавшего жалобу.
В течение срока, предоставленного данному государству на разъяснения, оно может восстановить нарушенные пра­ва человека или устранить последствия таких нарушений. В таком случае Комитет принимает решение о прекращении дела.

Решение Комитета о нарушении прав человека
Если Комитет придет к заключению, что права человека нарушены не были, он уведомляет о своем решении соответ­ствующее государство и подавшего жалобу. Решение Коми­тета является окончательным.
Комитет по правам человека, констатируя, что государст­во нарушило права человека, указывает на решения (дейст­вия), которые квалифицирует как нарушение, а также соот­ветствующие положения Пакта. Часто случается так, что среди многочисленных обвинений, с которыми выступает заявитель, Комитет признает обоснованными только неко­торые.
Комитет, констатируя нарушение прав человека, обра­щается к государству с призывом предпринять соответст­вующие меры. Их характер зависит от вида нарушения прав человека. Так, например, Комитет рекомендует обеспечить заключенному медицинскую помощь, немедленно освобо­дить лицо, лишенное свободы, восстановить на должности в публичной службе, выплатить возмещение или компенсацию. Случается также - правда, редко, - что сама конста­тация нарушения прав человека является единственным удовлетворением, которое получает заявитель. Следует об­ратить внимание, что возмещение или компенсация при­суждается в принципе только в тех случаях, когда нельзя иным образом восстановить нарушенные права человека. Надежда на получение крупной денежной суммы часто ос­тается несбывшейся.

Выполнение государством решений Комитета
Факультативный протокол не налагает на государства правовой обязанности выполнять рекомендации Комитета. Тем не менее государство, которое одобрило международ­ный контроль, имеет политическую и моральную обязан­ность подчиниться решению Комитета. Практически так по­ступает большинство государств.
Комитет назначает по каждому делу срок - как правило, 180 дней, - в течение которого государство должно пред­ставить информацию о мерах, принятых для выполнения ре­комендаций. Соответствующая информация должна быть помещена в периодических докладах (см. Введение). Коми­тет ежегодно назначает также специального докладчика, ко­торый оценивает предпринятые государствами меры в поль­зу жертв нарушения прав человека.
Комитет помещает в своем ежегодном докладе - кото­рый является официальным документом ООН - информа­цию о степени и объемах выполнения рекомендаций отдель­ными государствами. Это единственная форма «санкций» по отношению к государствам, которые не предоставили по­давшему жалобу соответствующего возмещения либо не восстановили нарушенных прав человека.
Заявитель должен помнить о том, что целью контрольной процедуры не является компрометация государства на меж­дународной арене, а гарантирование прав человека.

ОБРАЗЕЦ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЖАЛОБЫ

The Human Rights Commitee В Комитет по правам человека

c/o Office of the United Nation Бюро Верховного
High Commissioner for комиссара Объединенных
Human Rights Наций по правам человека
8-14 avenue de la Раiх 8-14 avenue de la Раiх
1211 Geneva 10 1211 Женева 10
SWITZERLAND Швейцария
Представляется на рассмотрение в соответствии с Фа­культативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах.
I. Информация об авторе сообщения:
Фамилия… Имя (имена) ………………………………………………….
Гражданство…… Род занятий ………………………………………………….
Дата и место рождения.............................……………………………………………………
Постоянный адрес.....................................……………………………………………………
Иной адрес для получения конфиденциальной корреспон­денции (если отличается от постоянного адреса)

Сообщение представляет:
a) жертва нарушения или нарушений, перечисленных
ниже
b) назначенный представитель/адвокат
предполагаемой жертвы (жертв)
с) иное лицо

Если отмечен квадрат с), автор должен пояснить:
в каком качестве данное лицо действует от имени жертвы /жертв (напр., указать родственную связь или другие лич­ные связи с предполагаемой жертвой /жертвами):
почему жертва (жертвы) не имеет (не имеют) возможнос­ти сама (сами) представить сообщение:
……

……………………………………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
Третье лицо, не имеющее родственных и любых других свя­зей с жертвой (жертвами), не может представить сообще­ние от его (их) имени.
II. Информация о предполагаемой жертве (жертвах), если она (они) не является (являются) автором (авторами) сообщения

Фамилия… Имя (имена) .................................………………………….

Гражданство… Род занятий.................................………………………….

Дата и место рождения................................................................………………………….

Нынешний адрес или местонахождение.................................……………………………

III. Государство, которого касается жалоба. Нарушенные статьи Пакта. Внутренние средства правовой защиты

Название государства-участника (страны) Международно­го пакта и Факультативного протокола, против которого на­правляется сообщение:
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….

Статьи Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах, которые, как представляется, были нарушены:
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….

Внутренние средства правовой защиты, которые были ис­черпаны предполагаемой жертвой (жертвами) или от ее (их) лица: обращение в суды или другие государственные орга­ны; когда и с каким результатом (по возможности, прило­жить копии всех соответствующих судебных или админист­ративных решений):
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

Если внутренние средства правовой защиты не были исчер­паны, объяснить почему:
……………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….

IV. Другие международные процедуры
Был ли этот же вопрос представлен на рассмотрение в соот­ветствии с какой-либо другой процедурой международного расследования или урегулирования (например, на рассмот­рение Европейского Суда по правам человека)? Если да, то когда и с каким результатом?
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………

V. Приводимые в жалобе факты
Подробное описание фактов предполагаемого нарушения или нарушений (с указанием соответствующих дат):*
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме