Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Криминология преступления в сфере экономики. Понятие экономической преступности

В.В. Глухов

кандидат экономических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,

М.В. Жерновой

кандидат юридических наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет,

Е.В. Глухов

Дальневосточный федеральный университет

КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье проанализирована роль и влияние теневой экономики на формирование региональных криминологических характеристик преступлений в сфере экономической деятельности на примере Приморского края. Проведен анализ преступлений в сфере экономической деятельности Приморского края, представлены предложения по преодолению их негативных последствий.

Ключевые слова: теневая экономика, экономические преступления, коррупция, налоги, бюджет.

Ph.D. in Economics, Ass. Professor, Far Eastern Federal University,

Ph.D. in Law, Ass. Professor, Far Eastern Federal University, Affiliate in Artyom,

Far Eastern Federal University

CRIMINOLOGICAL RESEARCH CRIMES IN ECONOMIC ACTIVITY

The article analyzes the role of the informal economy and its influence on the regional characteristics of the Criminal offenses in the sphere of economic activity on the example of Primorsky region. The analysis of the economic crimes of the Primorsky territory, presented proposals to overcome their negative effects.

Key words: shadow economy, economic crime, corruption, taxes, budget.

УДК 343.37 ББК 67.408.12

Важное значение для определения ориентиров и целей научных исследований в условиях развития парадигмы криминологической науки имеет формирование концептуальных основ финансовой политики государства, направленных на эффективное и рациональное распределение ресурсов, повышение благосостояния населения, развитие современного демократического общества, снижение уровня преступности. Реформирование сложив-

шейся десятилетиями формы государственного устройства нашей страны потребовало не только декларации равных для всех граждан предпринимательских возможностей в виде создания института частной собственности и либерализации экономических отношений, но и перехода к регулирующей финансовой политике, из-за чего изменилось институциональное разделение роли государства в структуре самой экономики.

«Рыночные реформы», начавшиеся в конце 80-х-начале 90-х годов ХХ века, сопровождались стихийными и фактически неуправляемыми процессами, в результате которых были допущены многочисленные просчеты, оказавшие серьезное влияние на дальнейшее развитие нашего государства и спровоцировавшие существенный рост экономической преступности в России, расширение ее масштабов, значительную часть которой составляет сектор теневой, неформальной экономики, тесно связанный с ее другими секторами. Вследствие этого большое значение приобрело уголовно-правовое влияние государства на экономику как частный случай государственно-правового воздействия.

В последнее время опубликовано большое количество эмпирических и научных исследований, посвященных юридическо-теорети-ческому анализу основ теневой экономики и преступлениям в сфере экономической деятельности, проявлению их общих и специфических характеристик в жизни общества и влиянию на формирование криминологических характеристик общей картины преступлений. Среди них можно отметить исследования Б.В. Вол-женкина, Л.Д. Гаухмана, И.А. Клепицкого, Н.Е. Крыловой, В.Д. Ларичева, Б.М. Леонтьева, Н.А. Лопашенко, С.В. Максимова, Г.А. Русанова, Ю.В. Трунцевского, В.И. Тюнина, П.С. Яни и др. Тем не менее, учитывая сохранение «теневых» экономических отношений между юридическими и физическими лицами, постоянное изменение действующего законодательства в части борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности, возникает необходимость исследования мотивов и факторов, служащих причинами возникновения этого явления, механизмов их формирования и влияния на уровень и характеристики экономической преступности.

По мнению Н. Крылова, Б. Леонтьева, действующее уголовное законодательство в части преступлений в сфере экономической деятельности нестабильно, ряд статей об ответственности за преступления данного вида неоднократно корректировались. Декриминализация некоторых преступлений была проведена в апреле 2010 г, когда криминообразующие признаки этих преступлений - крупный ущерб, крупный размер, крупный доход и т. д. были увеличены в шесть раз, но при этом происходит и обратный процесс - криминализация новых общественно опасных деяний, совершаемых в сфере экономической деятельности1.

Г. Русанов также отмечает, что преступления в сфере экономической деятельности были отражены в главе 22 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), но до сих пор в него вносятся существенные изменения с целью совершенствования. При этом, с одной стороны, глава 22 УК РФ является одной из наиболее критикуемых в действующем уголовном законодательстве, но, с другой стороны, она одна из наиболее сложных с точки зрения практического применения2.

Во многом это связано с тем, что искажение истинных масштабов «теневой» экономики и преступлений, совершаемых в этой сфере, деформирует результаты и динамику макроэкономических процессов, происходящих в России, и негативно влияет на проведение рыночных реформ. В научной, учебной и учебно-методической литературе понятие «преступления в сфере экономической деятельности» рассматривается не только как часть преступной деятельности, но и используется в сочетании с понятием «теневая экономика». Преступления в сфере экономической деятельности и теневая экономика как объективная реальность изучаются различными науками, такими как криминология, экономика, психология, социология и т.д. Это связано со сложностью данных явлений, динамичным изменением криминальной практики в экономической сфере, многообразием исследовательских подходов, обусловленных различными методологиями. Термин «теневая экономика» довольно часто используется в средствах массовой информации, т.к. практически во всех государствах и во все времена были люди, стремящиеся зарабатывать деньги не законными средствами.

При изучении аспектов данных процессов нередко употребляются разнообразные термины, описывающие различные виды экономической деятельности, не подлежащие официальному учету - теневая, скрытая, параллельная, подпольная, черная, серая, беспорядочная, тайная, неучтенная, деструктивная, неформальная, криминальная, нелегальная экономика и т.д. Но при этом следует обратить внимание, что нельзя сводить критерии оценки такого сложного явления как «теневая экономика», к исследованию только с позиций экономики или права (уголовно-правовых, гражданско-правовых и т.д.). Они должны быть регуляторами процессов, направляя их для обеспечения политического, социально-экономического равновесия в обществе посредством создания и сохранения единого нормативно-правового поля.

В то же время понимание значения «теневой экономики и преступлений в сфере экономической деятельности» не только у специалистов, предметно занимающихся исследованием данных вопросов, но и у остальных людей разное. Одни понимают под этими понятиями организацию незаконного производства и оказание услуг, другие - скрытые от государства налоговые вычеты, третьи - неучтенные операции с наличными и безналичными денежными средствами, четвертые - деньги, полученные преступным путем, пятые - преступные операции с материальными и нематериальными активами и т.д. Вместе с тем оценка масштабов преступлений в сфере экономической деятельности носит весьма относительный, сегментарный характер, т.к. используемые методы сбора информации не всегда могут оценить их настоящих размеров, ни по количеству вовлеченного в них населения и хозяйствующих субъектов, ни по объемам производимых и потребляемых товаров и услуг.

По различным оценкам, теневая экономика СССР составляла 20% от официальной, в США сегодня на нее приходится 10-15%, в Италии - до 30%, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, на Украине - 50%, в общемировом масштабе её удельный вес оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. По данным Всемирного банка, масштабы теневой экономики в России в среднем за 1999-2007 годы составили 48,6% ВВП. Сектор теневой экономики, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2011 году вырос на 13% по численности занятых в нем (13 083 тыс. чел.) по сравнению с 2010 годом (11 582 тыс.). По доле занятых в нем в процентах к общей численности занятого населения - на 11%. В 2011 году в нем было занято 18,5%, а в 2010 году - 16,6% трудовых ресурсов3. В 2011 году теневая экономика в России составила 16 % от ВВП, доход от незадекларированной деятельности составил 7 трлн. рублей4.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в данных Росстата отсутствует информация о доходах от различных видов противозаконной деятельности (проституция, порнография, торговля наркотиками, оружием, контрафактным товаром, взятки, незаконные операции с ценными бумагами, «крышевание» и т.д.), которые носят латентный характер и не поддаются прямому учету. В свою очередь, в соответствии с определением, данным Росстатом, неформальная экономическая деятельность осуществля-

ется на законном основании индивидуальными производителями (домашними хозяйствами), которые часто не оформляются как предприниматели в установленном порядке, их работа основана на неформальных отношениях, как вторичная занятость, непрофессионально5.

Участие населения в противозаконных экономических деяниях может быть рассмотрено в некриминальном и криминальном аспектах. К некриминальному сектору может относиться деятельность, не попадающая в официальную отчетность или мало поддающаяся учету, как правило, это услуги как материального, так и нематериального характера (ремонт и обслуживание автотранспорта, бытовой техники; репетиторство, перевоз грузов и пассажиров, строительство и т.д.). К криминальному сектору относятся противоправные деяния, квалифицируемые статьями главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ в редакции от 07.12.2011 г. № 419-ФЗ № 420-ФЗ.

Самым распространенным видом теневой экономики является неформальное трудовое участие в ней населения, о чем свидетельствуют ее различные особенности, такие как семейно-родственная форма, вторичность по отношению к общественному производству, продолжительность и масштабы вовлеченности в нее индивидов и т.д. В основном участие населения в теневой экономике проявляется в производстве различных видов товаров и оказании услуг, которые могут осуществляться индивидуально или совместно членами семьи (домашнего хозяйства). Здесь следует сделать акцент на то, что как раз в домашнем хозяйстве закладываются основы финансовой грамотности и налоговой честности, передаются обычаи, традиции, нормы поведения, основы управления личными финансами и уважения к государству и его нормативным актам, которые затем переносятся в отношения, выходящие за рамки семьи, с другими физическими и юридическими лицами.

При этом основы «финансовой грамотности и налоговой честности», полученные от родителей, оказывают сильное влияние на экономическое поведение и адаптацию детей во «внешнем» мире, которые будучи уже сами взрослыми людьми в своей повседневной жизни управляют бюджетом (личным, семьи, предприятия, муниципального образования и т.д.), руководствуясь той же моделью, как это принято в их семье, формируют различные виды денежных фондов, как явных, так и

«теневых», и соответственно относятся к собственности и к личной, и к государственной. Вырастая с убеждением необходимости создания личных денежных фондов и развивая в своем сознании, некоторые стереотипы поведения и формы финансово-правовых отношений, не связанные с учетом движения финансовых ресурсов, население руководствуется ими в своей жизни.

В конечном счете установившиеся стереотипы несоблюдения действующего законодательства приводят к деформации правового сознания населения и его участию в теневой экономике и создают серьезную угрозу национальным интересам, ценностям и безопасности не только современной России, но и всего мира. Например, уклонение от своевременной уплаты налогов напрямую влияет на сокращение поступлений финансовых ресурсов в бюджеты различных уровней, что приводит к ограничению социально-экономической активности хозяйствующих субъектов и населения, росту преступности и коррупции и усилению налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, т.к. фактически они в одностороннем порядке финансируют государственные расходы, а общественными благами пользуются все граждане. Министерство экономики и развития Российской Федерации опубликовало отчет, согласно которому только в 2011 году «объем заказов, размещенных государственными ведомствами без конкурентной борьбы, превысил отметку в 3,4 трлн. рублей», т.е. более 41,4% из 8,3 трлн. рублей, выделенных государством на реализацию закупок и выполнение подрядных работ, было потрачено на совершение непрозрачных и коррупцио-генных сделок с одной единственной фирмой, участвовавшей в процедуре конкурсного отбора. Ежегодные потери российской экономики от коррупции превышают отметку в 3,5-7% ВВП, или 2-4 трлн. рублей. Не случайно доля теневого сектора превышает, по официальной статистике, 17% ВВП, а в действительности равна 35-40%. При этом ежегодный объем рынка легализации преступных доходов и «обналичивания» превышает 5 трлн. рублей, или 10% ВВП6.

Вместе с тем дифференциация субъектов Российской Федерации как по территориальному признаку, природным и климатическим ресурсам, так и по размещению в них населения и хозяйствующих субъектов обусловливает региональную специфику преступлений в сфере экономической деятельности. На основа-

нии проведенных исследований Г. Литвинцева предлагает делить субъекты Федерации по показателям частоты использования теневых источников наличности на три группы. В первой относительная частота использования теневых источников составляет 100 %: г. Москва, Новосибирская область, Краснодарский, Ставропольский и Приморский края. Вторая группа -территории с относительной частотой 85,7 и 71,4 %: г. Санкт-Петербург, Московская, Самарская, Ростовская, Ивановская, Амурская и Калининградская области. В третью группу вошли Пензенская (57,1 %) и Калужская (42,9 %) области7. В марте 2011 г. состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДВФО), на котором обсуждались проблемы и меры по декриминализации основных отраслей экономики региона.

Заместитель Полномочного представителя Президента РФ в ДВФО В. Сыркин отметил, что экономика Дальнего Востока в определяющей степени связана с эксплуатацией таких природных ресурсов, как лес, морские биоресурсы, полезные ископаемые. При этом ресурсный потенциал ДВФО используется далеко не полностью и малоэффективно и одной из наиболее криминализированных сфер экономики округа остается лесная отрасль. Около 95% всех лесонарушений приходится на Хабаровский и Приморский края, Амурскую область. Преступления совершаются на всех стадиях лесопромышленного производства и лесопользования. Основные из них - незаконная рубка и контрабанда лесоматериалов. В 2010 г. объем незаконных рубок на территории ДВФО составил около 127 тыс. куб.м., а размер причиненного ущерба - 4,1 млрд. рублей8.

Кроме того, экономика Приморского края в значительной степени зависит от «серого» импорта подержанных иностранных автомобилей, приграничной челночной торговли, теневой оплаты труда в различных отраслях экономики, не говоря уже о нелегальном вылове рыбы и морепродуктов. И все это отражает специфику совершенных преступлений, в которой следует учитывать и территориальные особенности муниципальных образований Приморья как зон теневой экономики. К примеру, север Приморского края, традиционные районы лесозаготовок характеризуются удаленностью от Владивостока и основных магистралей, своим материковым положением и деградацией старых аграрно-промыш-ленных отраслей региональной экономики в

сравнении с прибрежной спецификой (транзит грузов и добыча морских биоресурсов) территорий, которые оказались более жизнеспособными. Так, в результате проведения операции «Лес-2011» было составлено 36 протоколов об административных правонарушениях, изъято 4 единицы спецтехники. В апреле 2012 года была пресечена деятельность ОПТ, участники которой занимались организацией и осуществлением незаконных порубок деревьев ценных пород в Дальнере-ченском районе Приморского края. Изъято 450 кубометров древесины ясеня и дуба, два трактора ДТ-75 и две автомашины «Урал» с крановыми установками. Нанесенный ущерб составляет около 80 млн. рублей.

В 2011 году подразделениями ОМВД Приморского края было выявлено 1 577 преступлений экономической направленности, (- 44,7%, аналогичный период прошлого года (АППТ) - 2 852). Выявлено 176 преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере (-52,9%, АППТ - 254), 1 069 преступлений тяжкого и особо тяжкого характера (-36,4%, АППТ - 1 682). В целом количество пресеченных преступлений в сфере экономики снижено на 44,7%, в том числе в рыбопромышленном комплексе на 76,6%, топливно-энергетическом на 45,5%, в лесодобывающей отрасли на 90,2%, во внешне-экономической деятельности на 22,9%. В то же время в общем объеме выявленных преступлений увеличился удельный вес тяжких и особо тяжких экономических преступлений с 58,9% до 67,7%, 124 - против государственной власти и интересов государственной службы и службы в органах местного

самоуправления (-50,0%, АППТ - 248), в том числе 66 фактов взяточничества (АППТ - 70), из них 39 фактов получения взятки (АППТ-39). Возмещенный материальный ущерб по оконченным уголовным делам экономической направленности составил 285,2 млн. рублей (-54,9%).

В 2011 году сотрудниками правоохранительных органов Приморского края было выявлено 169 преступлений коррупционной направленности (АППТ - 320), из которых 9 совершены в составе ОПТ. Раскрыто 21 преступление, связанное с легализацией (отмыванием) денежных средств (АППТ - 0). К уголовной ответственности привлечено 76 человек, из них 28 - по материалам сотрудников ОМВД Приморского края.

Структура преступлений в сфере экономики Приморского края в 2011 г. представлена на рисунке 1.

В целях эффективности работы во исполнение Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Приморском крае разработана и утверждена «Программа противодействия коррупции в Приморском крае на 2012-2015 годы» от 26.10.2011 г. № 266-па. В период с 01 января по 30 июня 2012 года правовым департаментом Администрации Приморского края проведена антикоррупционная экспертиза 295 проектов постановлений Тубернатора Приморского края и Администрации Приморского края (с 01 января 2011 года по 30 июня 2011 года - 425). Таким образом, наблюдается снижение показателя за 1-е полугодие 2012 года по сравнению с показателем за 1-е полугодие 2011 года на 30,6 %.

Рис. 1 Структура преступлений в сфере экономики Приморского края в 2011 г.

Сегодня на первый план выходят рейдер-ские атаки на предприятия малого и среднего бизнеса, вытесняющие более мягкие способы перераспределения ресурсов и расширения ресурсной базы, контролируемой ОПГ. Организаторы рейдерских захватов используют, помимо самого захвата предприятия, другие инструменты коррупции (подделка документов, судебные процессы с заранее спланированным результатом, без которых невозможна легализация рейдерских захватов, скупка акций объекта захвата и др.). Прокуратурой Приморского края были размещены в СМИ сообщения, содержащие сведения об уголовных делах по фактам рейдерства. К примеру, на сайте прокуратуры края и в средствах массовой информации было размещено сообщение о направлении в суд уголовного дела о попытке рейдерского захвата ООО «Компания «ОГАТ».

В 2010 году был выведен из-под контроля организованной преступной группы завод «Звезда», осуществляющий ремонт и утилизацию атомных подводных лодок и надводных кораблей. Общая сумма похищенных средств составила более 792 млн. рублей. В 2012 году совместными усилиями правоохранительных органов из-под контроля ОПГ выведено ООО «Аквахолод», раскрыто 15 преступлений экономической направленности. За 5 месяцев 2012 г. через таможни Приморского края было вывезено из Российской Федерации 42,1 млн. рублей, из них в КНР - 40,3 млн. рублей, свыше 171 млн. долларов США.

Приведенные данные позволяют предположить, что таким образом происходит отмывание доходов от незаконной деятельности, уклонение от уплаты налогов, оплата «серого» импорта и т.д.9 Осуществление рыночных реформ и соответствующих им экономических отношений формирует у их участников не только положительные качества (инициативность, трудолюбие, амбициозность и т.д.), но и способствует проявлению явно отрицательных черт, таких как эгоизм, страсть к наживе, жестокость, пренебрежение к духовным ценностям, и может служить благодатной почвой для совершения самых разнообразных выступлений.

В конечном итоге это все накладывается на отношения, которые возникают между

государством, хозяйствующими субъектами и населением когда в процессе этого взаимодействия, часть денежных средств носит «теневой», неучтенный характер и является основой для коррупции и совершения преступлений в сфере экономической деятельности. Изменения, происходящие в реальном секторе экономики, оказывают существенное влияние и на процессы, сопровождающие деятельность хозяйствующих субъектов, которые при уклонении от налогообложения переходят к различным видам налоговой оптимизации, которые становится всё сложнее квалифицировать как противоправные действия, и совершаемые преступления в данной сфере всё больше отличаются осмысленностью деяний.

Следовательно, основными признаками преступлений в сфере экономической деятельности являются: а) стремление к контролю в сфере политики, экономики, общественной жизни, оказывающее влияние на распределение различных ресурсов; б) злоупотребление доверием; в) обман (асимметрия интересов); г) корыстные цели и т.д. Вследствие этого необходимо обеспечить правоохранительные и контролирующие органы современными научно-обоснованными методами и средствами для предотвращения преступной деятельности в теневом секторе экономики. Для борьбы с преступлениями в сфере экономики работникам правоохранительных и контролирующих органов требуется не только юридическая подготовка, но и специализация в различных областях экономики, финансов и т.д.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для уменьшения масштабов теневой экономики и количества преступлений в сфере экономики необходимо декриминали-зировать ее основные отрасли; усилить эффективность деятельности правоохранительных и контролирующих органов в связи с ресурсными и иными ограничениями; повысить финансово-правовую грамотность и налоговую честность населения; создать действенный механизм его социальной защиты; обеспечить со стороны государства реализацию равных для всех предпринимательских возможностей и уменьшить дифференциацию в доходах различных групп граждан России.

1 Крылова Н.Е., Леонтьев Б.М. Преступления в сфере экономической деятельности. - М.:Зерцало-М ИКД. -2012. - 480 с.

2 Преступления в сфере экономической деятельности. Г.А. Русанов. - М.: Изд-во: Проспект. 2011. - 260 с.

3 Сектор неформальной экономики РФ вырос на 13%. http://www.audit-it.ru/news/finance/425726.html

4 Последние новости дня. http://www.rosbalt.ru/business/2011/04/01.

5 Постановление Госкомстата РФ от 25 октября 2001 г. N 76 «Об утверждении Методологических положений по измерению занятости в неформальном секторе экономики». http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm».

6 Доля теневого сектора в экономике РФ превышает 35-40% ВВП. lhttp://www.rosbalt.ru/business/2012/04/11/ 968280.html.

7 Литвинцева Т.П. К вопросу о легализации доходов от незаконной предпринимательской деятельности в России и ее регионах. // Сибирская финансовая школа. - 2009. - № 1. - С. 52-58.

8 Сухаренко А.Н. Теневая экономика Дальнего Востока: мрачные перспективы. // Ойкумена. - 2011. - № 3. -С. 149-156.

9 Приморский край. Официальный сайт. http://www.primorsky.ru/press-release/1872.

1 Crime in the sphere of economic activity. N.E. Krylov, B.M. Leontiev. - M.: Mirror-M ICD. - 2012. - 480 p.

2 Crimes in the sphere of economic activity. G.A. Rusanov. - M.: Publishing: Prospect, 2011. - 260.

3 Informal economy of Russia increased by 13% http://www.audit-it.ru/news/finance/425726.html

4 Headlines http://www.rosbalt.ru/business/2011/04/01 .

5 Resolution of the Russian Statistics Committee October 25, 2001N 76 «On approval of the methodological position measurement of employment in the informal sector» http://infopravo.by.ru/fed2001/ch02/akt13069.shtm» .

6 The share of the informal sector in the Russian economy than 35-40% of GDP L http://www.rosbalt.ru/ business/2012/04/11/968280.html.

7 On the question of legalization of illegal business activities in Russia and its regions.GP Litvintseva // Siberian financial school. - 2009. - № 1. - P. 52-58.

8 The shadow economy of the Far East: gloomy prospects. A.N. Sukharenko // Ecumene. - 2011. - № 3. - P. 149-156.

9 Primorsky Krai.Official site. Http://www.primorsky.ru/press-release/1872.

Глухов Владимир Владимирович - директор департамента контроля за учебной работой государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», кандидат экономических наук, доцент, Владивосток; e-mail: [email protected]

Жерновой Михаил Васильевич - доцент филиала государственного Федерального государственного образовательного учреждения «Дальневосточный федеральный университет» (г. Артем), кандидат юридических наук, доцент, Артем; e-mail: [email protected]

Глухов Егор Владимирович - аспирант государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток; e-mail: ru _ [email protected]

About the authors

Glukhov Vladimir Vladimirovich - Director of the Department control over the educational work of the State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education «Far Eastern Federal University», PhD, associate professor, Vladivostok; e-mail: [email protected]

Zhernovoy Mikhail Vasilevich - Associate State branch of the Federal State Institution «Far Eastern Federal University» in Artem, PhD, associate professor, Artem; e-mail: [email protected]

Glukhov Yegor Vladimirovich - postgraduate autonomous public institution of higher education «Far Eastern Federal University», Vladivostok; e-mail: ru _ [email protected]

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7179. Криминологическая характеристика отдельных видов преступлений 48.34 KB
Но анализируя уголовную статистику мы без труда обнаруживаем что даже в отношении несовершеннолетних такое поведение не является типичным. Может быть сказывается инстинкт материнства априорно препятствующий выбору в качестве объекта насильственных действий несовершеннолетних Но тогда затруднительно становится ответить на этот вопрос с учетом достаточно распространенной практики детоубийств матерями своих новорожденных детей. Так большинство лиц привлеченных к уголовной ответственности за должностные преступления являются семейными...
7200. Криминологическая характеристика преступлений, совершенных по неосторожности 22.3 KB
Именно в сфере последствий лежит грань между преступлением и проступком в процессе дорожного движения поскольку от того какие наступили последствия предусмотренные уголовным законом или иными нормами одно и то же нарушение может быть квалифицировано либо как преступление либо как административный деликт. Поэтому предупреждение нарушений правил дорожного движения и их любых последствий является одновременно и профилактикой дорожнотранспортных преступлений. В статистике преступности органы внутренних дел учитывают нарушение правил...
17924. Налоговые преступления, криминологическая характеристика налоговых преступлений 71.08 KB
Рассмотреть квалификацию налоговых преступлений по признакам объективной стороны; изучить соотношение налоговых преступлений и иных правонарушений в сфере налогообложения; рассмотреть уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений в условиях декриминализации налоговой сферы определить унификацию и дифференциацию уголовной ответственности за налоговые преступления...
7267. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ 21.47 KB
Понятие структура преступлений против собственности. Состояние уровень динамика преступлений против собственности влияние изменений в законодательстве. Социально демографические нравственно психологические уголовно правовые особенности преступников совершающих преступления против собственности. Факторы порождающие и способствующие преступлениям против собственности.
7261. Криминологическая характеристика преступлений против собственности и их предупреждение 24.99 KB
Криминологическая характеристика преступлений против собственности и их предупреждение. Понятие корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности. Причины и условия корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности. Предупреждение корыстно-насильственных преступлений против собственности.
19461. Криминологическая характеристика преступлений в сфере торговли людьми 1.05 MB
Понятие и уголовно-правовая характеристика торговля людьми. Понятие и правовое регулирование торговли людьми в международном праве и законодательстве Российской Федерации. Характеристика состава преступления торговля людьми. Квалифицированные и особо квалифицированные составы преступления торговля людьми...
17954. Криминологическая характеристика и предупреждение организованной преступности 30.99 KB
Актуальность темы исследования обусловлена его направленностью на определение концептуальных основ обеспечения системности в криминологической оценке и социально-правовой практике предупреждения организованной преступности необходимостью разработки рекомендаций по совершенствованию системы взаимодействия органов власти и управления правоохранительных органов различных институтов гражданского общества в рассматриваемой сфере социально-правового контроля. Научный анализ феномена организованной преступности отдельных форм ее проявления и...
18221. Криминалистическая характеристика отдельных видов преступлений 97.1 KB
Уложения в нарушении чего-либо стали видеть не родовое мнение правонарушения а один из его неприменных признаков: Правонарушением либо проступком сознается как наиболее преступное действие этак и несоблюдение такого что под ужасом наказания законодательством предписано...
8178. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 134.65 KB
Общая характеристика преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства. Общая характеристика преступлений против государственной власти интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
12556. Уголовно-правовая характеристика преступлений, совершенных в состоянии аффекта 34.11 KB
Рассмотреть общественную опасность форм преступных посягательств в состоянии аффекта, находящихся под уголовно-правовым запретом, и дать характеристику социальной направленности этих деяний; отграничить убийство в состоянии аффекта и причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта от преступных деяний со сходными объективными и субъективными признаками;

Экономическая преступность представляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, причиняющих существенный материальный ущерб, корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.

Экономическую преступность в уголовно-правовом смысле образует совокупность нескольких десятков составов преступлений, предусмотренных уголовным законом.

Криминологическая характеристика как совокупность признаков преступных деяний, значение которых необходимо для осуществления эффективной борьбы с ними, – важнейший инструмент определения ведущих направлений активизации деятельности по профилактике преступлений.

Главное требование, которому должна отвечать криминологическая характеристика экономических преступлений, состоит в том, чтобы объединяемые в ней данные с необходимой полнотой отражали сведения о существенных признаках и свойствах отображаемых в них явлений и связанном с ними определенном круге обстоятельств.

Криминологическая характеристика экономических преступлений сложна уже хотя бы потому, что формы и способы этих преступлений отличаются разнообразием и способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, особенно в экономике.

В области финансовой политики и денежного обращения в стране приоритеты Концепции правовой политики связаны с укреплением современного стабильного национального финансового рынка как реального инструмента защиты интересов государства, граждан и юридических лиц функционированием эффективной финансовой системы как одной из составляющих государственной политики1 .

Уголовно-правовая характеристика экономических преступлений, совершаемых в сфере экономики, является исходной для криминологической характеристики. «Экономические преступления – это предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), причиняющие или способные причинить ущерб национальной экономике, ее отраслям либо сферам»2 . Поэтому при определении групп преступлений, относящихся к экономическим преступлениям, интегрирующим признаком является причинение материального вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений. Посягательство совершается на экономические основы общества.

Криминологические исследования, а также анализ преступности на протяжении многих лет показывают, что экономические преступления взаимосвязаны, изменение состояния структуры одних преступлений обусловливает изменения других. Например, рост хищений взаимообусловлены изменениями преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности и т.д.

Практика показывает, что экономическая преступность тесно связана с организованной преступностью. Если раньше организованные группы действовали только в уголовной направленности или только в сфере «теневой» экономики, то в настоящее время происходит процесс сращивания этих групп. С усилением уголовно-правовой борьбы с преступностью, в том числе с организованной, большинство преступных формирований традиционно уголовной направленности перешли в коммерческие структуры. В основном эти группы с целью получения «прибыли» в процессе освоения рынка совершают хищения путем обмана и злоупотребления доверием, а также преступления в сфере экономики. Преступные группы, действующие в «теневой» экономике, чаще всего становятся объектом для преступных формирований, специализирующихся на совершении краж, грабежей, вымогательств и разбое.

Для экономических преступлений, совершаемых умышленно, характерна корыстная мотивация, стремление к противоправному обогащению за счет государства, коммерческих структур различных форм собственности, общественных объединений либо граждан.

Анализ экономических преступлений целесообразно вести по нескольким самостоятельным направлениям, обусловленным конкретной криминологической ситуацией переходного периода к рыночной экономике.

Проведенные исследования и уголовная статистика показывают, что криминологическая ситуация переходного периода в сфере экономики определяется:

1) совокупностью отражаемых уголовной статистикой различных форм хищений, преступлений в сфере экономики;

2) высоким уровнем латентности экономических преступлений, особенно преступлений в сфере экономики;

3) появлением в сфере экономики, особенно в коммерческой деятельности, новых видов поведения, вызванных переходом к рыночной экономике, которые в общественном сознании расцениваются опасными и нуждающимися в запрете, в том числе под страхом уголовной ответственности.

Статистическая характеристика зарегистрированных экономических преступлений, особенно совершаемых в сфере экономики, ввиду наличия скрытой (латентной) преступности, является неполной и по ряду объективных причин скорее отражает направление усилий правоохранительных органов по борьбе с экономическими преступлениями и по выявлению различных форм противоправного обогащения.

Уголовная статистика свидетельствует, что при сокращении общего количества зарегистрированных преступлений, увеличивается количество выявленных преступлений в сфере экономики.

В последние годы наблюдается также рост доли анализируемых категорий преступлений в структуре преступности.

Переход к рыночной экономике, принятие нового административного, уголовного законодательства существенно повлияли на структуру, динамику анализируемых преступлений. В последние годы увеличилось число выявленных фактов изготовления, сбыт поддельных денег или ценных бумаг на 40 %, а прочие преступления, входящие в структуру изучаемых категорий преступлений, в два раза. Абсолютное большинство этих преступлений совершается в городах и поселках городского типа. С предоставлением экономической свободы хозяйствующим субъектам, либерализацией цен новой политики увеличилось число таких преступлений, как сокрытие иностранной валюты, нарушение таможенного и антимонопольного законодательства, уклонение от уплаты налогов или других платежей, незаконная торговая или посредническая деятельность, нарушение правил торговли или оказания услуг, занятие деятельностью без лицензий. Неблагоприятные тенденции этих видов преступлений обусловлены еще и тем, что в связи с реорганизацией контролирующих государственных органов и возникшей несогласованностью действий этих структур, ослаблена эффективность государственного, финансового, а также практически всех форм социального контроля.

Но доля преступлений, совершенных в составе групп и ранее судимыми, незначительна (соответственно 15 % и 4 %). Изготовление, сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей в ряде случаев совершаются в составе групп.

Исследования показывают, что криминальные структуры, ранее осуществлявшие свою деятельность в сфере «теневой» экономики, в настоящее время практически полностью легализовались, и сегодня фактические темпы роста преступлений против основ экономики и в сфере хозяйственной деятельности значительно превышают динамику их выявления. По некоторым экспертным оценкам, латентность отдельных видов анализируемых преступлений колеблется от 70 % до 90 %.

Прослеживается также устойчивая тенденция роста отдельных видов преступлений в сфере экономики, совершаемых организованными группами. Это такие преступления, как заключение сделки вопреки интересам Республики Казахстан, незаконное приобретение или сбыт валютных ценностей, выпуск или реализация недоброкачественной продукции, незаконная торговая и посредническая деятельность, занятие деятельностью без лицензий и др. Организовываясь и специализируясь, устойчивые преступники обращают противоправную деятельность в единственный или дополнительный, но значительный источник средств существования1 .

49. Криминологическая характеристика экономической преступности.

Экономическая преступность – это совокупность преступлений, совершаемых против собственнности, в сфере экономической деятельности и против интересов службы в коммерческих и иных организациях, за определенный период времени на конкретной территории.

Криминологическая характеристика экономических преступлений сложна, т.к. формы и способы этих преступлений отличаются разнообразием и способностью быстро адаптироваться к изменяющимся условиям в обществе, особенно в экономике.

Экономические преступления взаимосвязаны, изменение состояния структуры одних преступлений обусловливает изменения других. Например, рост хищений взаимообусловлены изменениями преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности и т.д.

Для экономических преступлений, совершаемых умышленно, характерна корыстная мотивация, стремление к противоправному обогащению за счет государства, коммерческих структур различных форм собственности, общественных объединений либо граждан.

Хищения, взяточничество, коррупция поразили практически все отрасли народного хозяйства.

При определении групп преступлений, образующих экономическую преступность, интегрирующим признаком можно считать причинение вреда охраняемым законом экономическим интересам всего общества и граждан вследствие совершения хищений, хозяйственных и корыстных должностных преступлений. Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не только здоровье, а порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен отмечаются в каждом четвертом случае от числа всех зарегистрированных в сфере экономики преступлений.

Значительные средства переводятся из России на счета зарубежных банков от неправомерных сделок, нередко сопряженных с хищениями государственного имущества, взяточничеством. Зарубежные партнеры серьезно озабочены притоком в их банки средств, добытых преступным путем, легализацией теневого капитала, подрывающих традиции честного бизнеса и провоцирующих вседозволенность как способ накопления капитала.

Высокую криминогенную активность отличает вся среда реформирования собственности путем приватизации государственных и муниципальных предприятий. Наибольшее распространение здесь получили: занижение стоимости приватизируемых объектов, устранение нежелательных конкурентов, приобретение недвижимости путем незаконного отчуждения государственного имущества во всевозможные акционерные общества и товарищества с участием физических лиц, неоднократная переуступка, а в ряде случаев и ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставной капитал которых передано государственное и муниципальное имущество.

Качественная техническая поддержка сайта в Тюмени

50. Причины и условия экономической преступности.

К основным социальным, экономическим и социально-психологическим явлениям и процессам, выступающим в качестве причин и условий прогрессирующего ухудшения показателей экономической преступности можно отнести:

  • кризис системы существовавших на протяжении многих лет ценностей, базовых моделей экономического и правового поведения, невозможности достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых «новых» ценностей (и связанных с ними стандартов потребления) легальным путем;
  • в начале развития кооперативного движения в стране значительная часть преступных «авторитетов» устремилась в легальный бизнес, с успехом «отмыв» весьма крупные суммы. Выраженная криминальная зараженность экономически наиболее активных (высокодоходных) слоев населения (так называемых «новых русских») фиксируется рядом исследований.
  • отсутствие сложившейся этики бизнеса; чрезвычайно широкое заимствование относительно широким кругом предпринимателей элементов криминальной субкультуры (ценности, взгляды, модели поведения в экстремальных ситуациях и т.п.);
  • крайне негативные изменения в социальной структуре общества, характеризующиеся прогрессирующей социальной поляризацией.
  • заметное снижение трудовой мотивации значительной части населения.

Легальные доходы все меньше соответствуют реальному прожиточному минимуму.

  • рост безработицы.

51. Предупреждение преступности в сфере экономики.

Предупреждение преступлений в сфере экономики – это неотъемлемая часть социального управления. Оно предполагает осуществление систем экономических, организационно-производственных, технических, правовых и культурно-воспитательных мер, направленных на коррекцию личности правонарушителя и нейтрализацию или снижение действия обстоятельств, обуславливающих совершение преступления.

Интересам противодействия криминализации базовых экономических отношений должны отвечать как общеэкономические, так и специальные меры защиты от противоправных посягательств.

Важно, чтобы государство законодательными и организационно-управленческими решениями создавало невыносимые условия для криминального бизнеса. Это меры, направленные на нейтрализацию, блокирование, а в дальнейшем уничтожение и устранение факторов, способствующих криминализации экономики.

Необходимо:

ü обеспечить жесткий контроль за всеми источниками пополнения бюджета

ü проведение всех закупок товаров, предоставление услуг по государственным заказам через открытые конкурсы; открытость в расходовании бюджетных средств.

ü Создать механизм для регулирования внешнеэкономических операций для выполнения договорных обязательств и государственных заказов

ü Введение системы квотирования основных видов вывозимого сырья, лицензирования определенных сфер деятельности

ü Разработать и обеспечить бесперебойное функционирование механизма реального контроля за доходами и расходами юридических и физических лиц

В целях предупреждения взяточничества и других проявлений коррупции важно обеспечить эффективное функционирование систем государственного и общественного контроля.

Необходима виктимологическая профилактика – например, например, информирование покупателей о свойствах товаров и приемах их распознавания, об уловках, применяемых в целях обмана покупателей.

52. Особенности личности корыстного преступника.

Криминологический портрет лиц, совершивших корыстные преступления, характеризуется четырьмя группами признаков: 1) демографические, 2) социально-ролевые, 3) психологические и 4) уголовно-правовые.

К числу психологических признаков личности совершивших корыстные преступления относятся:

*стойкость корыстной установки (направленности) – это степень устойчивости психологической готовности к совершению преступлений, сопряженных с противоправным обогащением.

*уровень готовности к насильственным способам реализации корыстного мотива преступлений;

Выделяются шесть типов личности корыстных преступников: 1) потенциально неопасный - впервые совершивший корыстное преступление небольшой или средней тяжести с угрозой применения насилия, не опасного для здоровья; 2) потенциально опасный - впервые совершивший корыстное преступление с угрозой применения насилия опасного для здоровья; 3) потенциально особо опасный - впервые совершивший корыстное преступление с угрозой применения насилия, опасного для жизни; 4) неопасный - совершивший преступление с применением насилия, не опасного для здоровья; 5) опасный - совершивший корыстное преступление с применением насилия, опасного для здоровья; 6) особо опасный - совершивший корыстные преступления с применением насилия, опасного для жизни.

*характер мотивации, стимулирующей возникновение корыстной установки или ее реализацию;

обычно выделяются пять типов личности корыстных преступников: 1) утверждающийся - использующий незаконное обогащение в целях самоутверждения; 2) дезадаптивный - совершающий корыстные преступления в целях приспособления к среде или выживания; 3) алкогольно-наркотический - совершающий корыстные преступления для удовлетворения непреодолимого влечения к алкоголю или наркотическим средствам; 4) игровой - совершающий корыстные преступления в целях удовлетворения потребности в острых эмоциональных переживаниях, связанных с риском; 5) семейный - совершающий корыстные преступления в интересах семьи.

*отношение к нравственно-правовым стандартам в области оборота имущественных благ и в том числе к уголовно-правовым запретам на совершение корыстных преступлений.

Отношение к соблюдению нравственно-правовых (в том числе уголовно-правовых) стандартов в области оборота имущественных благ характеризуется рядом показателей, и прежде всего, степенью солидарности с этими стандартами, а также степенью готовности к их соблюдению.

Для совершающих наиболее распространенные виды корыстных преступлений против собственности характерны весьма низкий уровень солидарности с соответствующими нравственно-правовыми запретами.

Уголовно-правовые признаки, характеризующие личность совершивших корыстные преступления, условно могут быть разделены на две группы: 1) непосредственные; 2) косвенные. К первой группе относятся: а) особый служебный статус, обусловливающий совершенные корыстного преступления определенного вида; б) вид соучастника; в) наличие неснятой или непогашенной судимости и др. Ко второй группе уголовно-правовых признаков относятся: а) тяжесть совершенного преступления; б) форма умысла, указание на корыстную цель или заинтересованность как обязательные признаки субъективной стороны состава соответствующего преступления; в) вид и разновидность множественности совершенных преступлений (совокупность, неоднократность, рецидив, в том числе опасный и особо опасный); г) форма соучастия и др.

К числу демографических признаков личности, совершивших корыстные преступления, относятся: пол, возраст, уровень образования, место проживания, степень оседлости, уровень жизни.

Социально-психологическая характеристика рассматриваемой категории лиц включает оценки уровня знания соответствующих уголовно-правовых запретов; отношения к ним и отношения к их соблюдению; субъективно воспринимаемого риска быть разоблаченным в совершенном преступлении; отношения к понесенному наказанию.

53. Криминологическая характеристика преступлений против собственности.

Преступления против собственности – это деяния, которые заключаются в прямом незаконном завладении чужим имуществом, совершаются по корыстным мотивам и в целях неосновательного обогащения за счет этого имущества.

Существенными признаками таких преступлений являются:

Посягательство на чужое имущество.

Посягают в основном на вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество. Вымогательство бывает связано с требованием передачи прав на имущество. Чужим для преступника может быть имущество как физических, так и юридических лиц; собственниками имущества могут быть государство, организация, объединение, не имеет значение владеет ли лицо этим имуществом, или пользуется им, или же только им распоряжается.

Корыстная цель, т.е. противоправное безвозмездное изъятие или обращение чужого имущества в пользу виновного или в пользу другого лица.

Здесь налицо мотивация наживы, обогащения, получения материальной выгоды.

Самыми распространенными преступлениями являются кражи. В структуре этого вида преступлений количественно преобладают кражи имущества граждан, однако общественная опасность посягательства на имущество юридического лица от этого не уменьшается.

Разбои и грабежи – чрезвычайно распространенные преступления против собственности, причем их регистрируется значительно меньше, чем совершается.

54. Предупреждение преступлений против собственности.

Стратегия предупреждения таких преступлений заключается в локализации явлений, образующих причинный комплекс общеуголовной корыстной преступности против собственности, предотвращение или смягчение последствий действия этих явлений. Это обусловливает применение таких мер, которые могли бы обеспечить функционирование экономики в режиме расширенного воспроизводства, устойчивость финансовой системы, иных мер по укреплению и развитию рынка, экономических отношений.

К числу таких мер относятся:

v Создание экономических и правовых условий, исключающие криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности, захват криминальными структурами производственных и финансовых институтов, их проникновение в структуры власти.

v Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции их экономической безопасности.

К предупредительным социальным мерам можно отнести:

v Правовую пропаганду деятельности правоохранительных органов;

v Разработку мер по повышению уровня материальной базы сиротских, социально-реабилитационных и

коррекционных учреждений; жилищных и бытовых условий многодетных и малообеспеченных семей, создание специальных служб для детей, оставшихся без средств к существованию.

v Разработку и реализацию мер по обеспечению социальной занятости подростков и молодежи, безработных

и бездомных, беженцев о вынужденных переселенцев, иных лиц, не имеющих постоянных доходов и иных средств к существованию.

v Создание центров реабилитации для лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

v Осуществление мероприятий по развитию сети учреждений для создания помощи лицам, оказавшимся без

определенного места жительства и занятий.

55. Криминологическая характеристика насильственной преступности.

Наиболее значительную часть насильственных преступлений составляют умышленные убийства, умышленное причинение вреда здоровью, истязания, изнасилования, разбои, насильственные грабежи и сопряженное с насилием хулиганство. Их состояние, динамика характеризуют насильственную преступность в целом.

Основой объединения данных преступных деяний в криминологически значимую группу являются такие критерии, как:

  • способ действий преступника - физическое насилие над личностью, попытка либо угроза его применения;
  • форма вины - умысел;
  • объект посягательства - физический статус личности.

Рассмотрение хулиганства в одной группе с насильственными преступлениями связано с общностью или близостью их причин, способов этих преступлений, конкретных ситуаций, личностных качеств преступников. Существенно также, что многие насильственные преступления совершаются из хулиганских побуждений.

Насильственные преступления по степени общественной опасности и тяжести причиняемых последствий превосходят другие криминальные проявления. Они наносят непоправимый ущерб обществу.

Анализ структурных изменений насильственной преступности свидетельствует о повышении степени общественной опасности отдельных категорий насильственных преступлений. Возрасла тяжесть причиняемых ими последствий. Увеличивается доля организованных, заранее подготовленных преступлений, отличающихся особой дерзостью, изощренностью, жестокостью.

Хулиганские побуждения выражаются в стремлении открыто противопоставить свое поведение общественному порядку, продемонстрировать грубую силу, отомстить за справедливо сделанное замечание.

Происходит увеличение доли тяжких преступлений против личности в маргинальной (социально неустойчивой) среде. Тяжкие насильственные преступления они совершают на почве мести, ссор, сведения счетов, стремления скрыть или облегчить совершение другого преступления.

Увеличивается доля особо жестоких преступных посягательств на личность, нередко совершаемых с элементами цинизма, глумления, садизма.

Растет число убийств, сопряженных с изнасилованием. Эти преступления свидетельствуют об особой эгоцентрической направленности личности виновных, их аморализме, крайней жестокости.

56. Особенности личности насильственного преступника.

Насильственные преступления связаны единой насильственной или агрессивно-насильственной мотивацией посягательства.

Личность субъекта насильственных преступлений характеризуется, с одной стороны, достаточно постоянными социально-демографическими и мотивационными признаками. С другой стороны, новациями, порожденными острыми противоречиями вхождения в рынок.

Классификация насильственных преступников:

1. Случайные. Преступные действия этих лиц представляют неадекватную реакцию на внезапно возникший конфликт либо связаны с разовым попаданием их в обстановку интенсивного группового давления.

2 Замыкающиеся на конфликте. Преступные действия таких лиц обычно завершают нараставший (длящийся) конфликт в семье, бытовом окружении и т.п. Мотивация связана преимущественно с чувством обиды, ревности, мести.

3. Отрицательно ориентированные. Преступные действия этих лиц связаны с относительно развитыми отрицательными ориентациями, с наличием определенного предшествующего опыта нарушений общественного порядка и других правонарушений. В подобных случаях мотивация включает в качестве основного или одного из ведущих элементов пренебрежение требованиями общества, неуважение к ним.

4. Злостные. Преступные действия таких лиц в значительной степени утрачивают ситуационный характер: здесь значительна доля предумышленных деяний. Совершение насильственных преступлений в данном случае не только подготовлено предыдущими, менее значительными правонарушающими действиями, но и образует повторяющийся поведенческий стереотип. Эгоцентризм, жестокость, озлобленность, агрессивность, несдержанность превращаются в ведущие черты личности.

Взяв за основу характер антиобщественной направленности личности, выделяют три основных типа насильственных преступников. К первому из них относятся преступники с четко и устойчиво выраженной специфической (агрессивно-насильственной) антиобщественной направленностью, ориентированные на поведение, опасное для жизни, здоровья и достоинства других граждан. Для них характерны негативно-пренебрежительное отношение к человеческой личности и ее важнейшим благам, убежденность в допустимости насильственных средств разрешения возникающих конфликтов.

Выделяют личностные деформации:

В сфере нравственности: жестокость, злобность, грубость, эгоистичность, циничность;

В волевой сфере: амбициозность, некритичность, мнительность, нетерпимость, неадекватность самооценки, завышенность притязаний, психические нарушения;

В эмоциональной сфере: агрессивность, конфликтность, отчужденность, импульсивность, легкомысленность, раздражительность, эмоциональная холодность.

57. Причины и условия насильственных преступлений и хулиганства.

Особенностью причинной обусловленности насильственных преступлений является наличие двух типов источников детерминации: внутренних (по отношению к личности преступника), внешних.

Внешние источники - негативное социальное окружение, отрицательное влияние различных социальных факторов в процессе социализации (пороки воспитания, дурной пример и т. п.). Внешние источники проявляются в форме причин образования криминогенных качеств, факторов их устойчивости, условий, затрудняющих правомерное поведение и облегчающих противоправное.

К причинам насильственных преступлений относятся:

1. Пороки семейного воспитания:

Формирование криминогенных качеств в семье (примеры насилия и грубости);

Неспособность семьи воспрепятствовать формированию отрицательных качеств у ребенка под влиянием других детерминант;

Неспособность родителей скорректировать развитие личности, исправить, переубедить, сформировать положительные качества.

2. Пороки школьного воспитания:

Дети, не способные воспринять стандартную программу, отстают в учебе, начинают прогуливать занятия, озлобляются на одноклассников, бросают школу, и общество утрачивает канал социального контроля;

Многие школьные функционеры рассматривают главной задачей школы передачу детям определенной суммы знаний. Формирование личности, развитие индивидуальной культуры ребенка, коррекция и компенсация пороков семейного воспитания при таком подходе либо отходят на задний план, либо вообще теряются из виду;

Деградация социальной структуры, недофинансирование сферы образования приводят к тому, что наиболее способные педагоги уходят в платные учебные заведения, а оставшиеся в школе работники не имеют ни достаточного материального обеспечения, ни соответствующего стимулирования (забастовки голодных учителей постепенно становятся нормой).

3. Неразвитость сферы досуга способствует праздности, а праздность - главное условие развития криминальных инициатив.

4. Алкоголизация и наркотизация молодежи.

5. Деградация отечественной культуры, экспансия криминальной культуры, проникновение западной массовой культуры с культом насилия и индивидуализма.

6. Негативная роль средств массовой информации (главным образом телевидения), обрушивающих на россиян информационные потоки, основным содержанием которых являются ужасы, порнография, насилие.

7. Кризис идеологии, нравственности, политический и экономический кризис, социальное расслоение - социальная дезорганизация, формирующая вседозволенность, утрату авторитета власти, закона, родителей.

8. Неэффективное функционирование правоохранительной системы, демонстрирующее бессилие закона и продуцирующее опыт безнаказанных правонарушений и преступлений.

9. Неспособность государства поставить под контроль незаконный оборот оружия.

10. Неразвитость системы виктимологической профилактики преступлений.

11. Отсутствие нормально функционирующей сети органов выявления и блокирования лиц с патологией психики, генерирующей склонность к насилию.

12. Криминальная самодетерминация - развитие представителями преступного мира склонности к насилию у молодежи.

58. Предупреждение насильственных преступлений против личности и хулиганства.

Предупреждение насильственной преступности с учетом многообразия форм ее проявления осуществляется различными мерами. Решающее значение имеют осуществляемые на общесоциальном уровне меры, способствующие устранению социально-экономических, политических и идеологических причин криминального насилия. Средствами убеждения, воспитания, просвещения необходимо противостоять распространению в массовом сознании культа силы, ориентации значительной части граждан, и особенно молодежи, на насильственные варианты разрешения жизненных проблем. Важное значение имеет укрепление семейных устоев, повышение культуры быта и межличностных отношений. Необходимо усилить социальный контроль за лицами с агрессивно-конфликтной направленностью поведения.

Применительно к наиболее опасным видам криминального насилия, связанным с терроризмом, заказными убийствами, бандитизмом, захватом заложников, первостепенное значение имеют меры предупреждения организованной преступности.

Интересам предупреждения насильственных преступлений, прежде всего наиболее опасных, служат меры по ограничению нелегального оборота оружия в стране.

В интересах предупреждения насильственных преступлений следует регулярно проводить социологические опросы населения о состоянии личной безопасности, степени защищенности граждан от противоправных посягательств и по результатам опросов вносить соответствующие коррективы в практику работы правоохранительных органов. Предупреждению как самих насильственных преступлений, так и ситуаций, чреватых угрозой их совершения, способствуют своевременные и адекватные меры административно-правового воздействия на лиц, нарушающих антиалкогольное и антинаркотическое законодательство. Большое значение для предупреждения тяжких насильственных преступлений имеет обеспечение неотвратимости наказания за уголовно наказуемые деяния, предусмотренные нормами уголовного закона. Необходимо усилить надзор прокуратуры за законностью решений милиции по заявлениям, всем сигналам об этих деяниях.

Одним из главных направлений предупреждения актов насилия в современный период выступает успешное достижение целей проводимой в стране экономической реформы, повышение и относительное выравнивание материального уровня жизни основных слоев населения, укрепление социального статуса личности, ее веры в собственные силы. Полнокровная, духовно насыщенная жизнь - важнейшее условие самоуважения любого индивида, а следовательно, и его уважительного, бережного отношения к жизни, здоровью и достоинству другого человека.

Преодоление социальной апатии, пассивности, равнодушия будет способствовать общему росту правового сознания населения, снижению вероятности возникновения социально нежелательных межличностных конфликтов. Предупреждение конфликтности предполагает разработку и реализацию системы мер по повышению культуры общения, воспитанию уважительного отношения к другой личности.

59. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.

Рецидив преступлений – это вид множественности преступлений. По УК рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление.

Существуют разные понятия рецидива преступлений: уголовно-правовой или легальный (совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление); криминологический или фактический (любое повторное совершение преступления, т.е. простое повторное преступление); пенитенциарный.

Рецидив различается по форме: общий (разнородные преступления); специальный (повторное совершение тождественного или однородного первому преступлению). Бывает также опасный и особо опасный.

Повышенная общественная опасность рецидива обусловлена тем, что совершение преступления во второй и более раз свидетельствует об упорном стремлении лица продолжать преступную деятельность, несмотря на принятые в отношении него уголовно-правовые меры. Опасные, особо опасные преступники осложняют криминогенную обстановку в стране. Социальный вред состоит в том, что преступники-рецидивисты своим примером оказывают вредное влияние на неустойчивых людей, особенно из числа молодежи, вовлекая их в преступную деятельность.

Наиболее рецидивными считаются кражи, хулиганство, разбои и грабежи. Незначительна доля рецидива в преступлениях, совершаемых в сфере экономической деятельности или по неосторожности.

60. Особенности криминологической характеристики личности преступника-рецидивиста.

В характеристике личности преступника-рецидивиста выделяют: потребность и мотивы, нравственное и правовое сознание, социальные позиции и связи, социально значимую деятельность.

Система мотивов беднее и уже, чем у законопослушных граждан и лиц, совершивших преступления впервые. Доминирующими являются мотивы эгоистические, материально-потребительские, эмоционально-сиюминутные.

У них наблюдается деформация потребностей – преобладание материальных интересов над духовными, например, потребность в общении, образовании, творчестве у большинства отсутствуют. Антисоциальные потребности и антисоциальные мотивы – корысть, месть, ревность, зависть, устранение препятствий или сокрытие другого преступления.

Рецидивисту свойственны несамокритичность, самооправдание содеянного, вера в безнаказанность, удачливость, умение избегать разоблачения, циничное пренебрежение общественными благами в угоду эгоистическим интересам. Многие из них расценивают свою деятельность как правильную, разоблачение – как нелепую случайность, а приговор и наказание – как ужасную несправедливость.

Как правило, рецидивисты имеют небольшой, прерывающийся рабочий стаж, несоразмерность его с возрастом, который складывается из периодов между очередными осуждениями. Это обычно лица, имеющие только среднее или неполное среднее образование.

План

1. Понятие и криминологическая характеристика экономической преступности.

2. Причины и условия преступности в сфере экономики.

3. Предупреждение экономической преступности.

1. Понятие и криминологическая характеристика экономи­ческой преступности.

Экономическая преступность представляет собой совокупность всех преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Экономическая преступность имеет корыстный характер и поэ­тому особенно опасна для общества.

Она связана с посягательством на общественно-производственные отношения в экономике, являющиеся фундаментом | системы государства.

Именно поэтому вопросом борьбы с преступностью в сфере эко­номики придается особое значение.

Существуют самые различные определения экономической прес­тупности, однако впервые общественность узнала о ней как о феноме­не «беловоротниковой преступности».

В 1940 году американский криминолог Садерленд определил экономическую преступность как комплекс правонарушений, совер­шаемых уважаемыми лицами с высоким социальным статусом в рам­ках их профессиональных обязанностей и с нарушением доверия, ко­торое им оказывается.

В Швеции известный криминолог и главный директор Совета по предупреждению преступности при Департаменте юстиции Швеции Свенсон предложил определение экономического преступления как длящегося, систематического, наказуемого деяния корыстного харак­тера, осуществляемого в рамках хозяйственной деятельности, состав­ляющей саму основу этого деяния.

В Советском Союзе экономическую преступность исследовали известные ученые-юристы Танасевич, Богданов, Синилов, Ларьков и

В настоящее время российские и украинские криминологи эко­номическую преступность определяют как совокупность корыстных посягательств на используемую для хозяйственной деятельности соб­ственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права граждан со стороны лиц, выпол­няющих определенные функции в системе экономических отношений.

Практически экономическая преступность - это сложная совоку­пность нескольких десятков составов преступлений, предусмотрен­ных уголовным законом: хищение; незаконные сделки с валютными ценностями; изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг; сокрытие доходов от налогообложения; обман потребителей; сокрытие средств в иностранной валюте; незаконное предпринимате­льство в торговле; контрабанда; выпуск, продажа товара, не отвечаю­щего требованиям безопасности и др.

Некоторые криминологи к экономической преступности относят и корыстные должностные преступления и особенно взяточничество.

Кроме того, экономическая преступность имеет некоторые осо­бенности:

1. Очень высока латентность экономических правонарушений.

Этому способствует отсутствие необходимой судебно-следственной практики и указаний Верховного суда Украины. Вслед­ствие этого, даже в случаях явного причинения ущерба экономичес­ким интересам личности и государства принятие юридического реше­ния затруднительно.

Ученые-криминологи в настоящее время латентность экономиче­ских преступлений определяют на уровне 70 - 95 %.

Более всего в структуре занимают экономические преступления в сфере добычи, переработки и реализации строительных материалов. Это, прежде всего, преступность, связанная с металлами, нефтью, га­зом, лесоматериалами.

2. Очень высок ущерб, который причиняется экономическими преступлениями - 40% денег находится в теневом бизнесе.

По данным председателя Государственной налоговой админист­рации Украины Азарова Н. Я. ежегодно за кордон незаконно переме­щается 4,5 млрд. долларов.

3. Экономическая преступность в большей степени, чем уголов­ная, формирует образ жизни значительной части населения. Фактиче­ски, это полукриминальный менталитет.

Для многих людей, занимающихся бизнесом, остается выбор: либо заниматься неформальным «черным» предпринимательством (укрывать доходы, нарушать таможенное законодательство), либо во­обще «поднять шлагбаум» и стать экономическим преступником.

4. Экономическая преступность по своей природе носит почти полностью организованный характер.

При этом следует отметить, что если в большинстве стран орга­низованная преступность контролирует в основном лишь преступные источники доходов - игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, то­рговлю оружием - то в Украине, России организованная экономичес­кая преступность властвует над всей экономикой.

Криминогенная ситуация в экономической преступности в бли­жайшее время будет определятся поиском новых способов соверше­ния преступлений, расширением масштабов коррупции.

Следует ожидать особенной активизации теневого бизнеса в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотвори­тельных фондах.

Будет сохранятся значительное число мошеннических операций с векселями, кредитными (пластиковыми) карточками, с присвоением денежных средств путем несанкционированного проникновения в ко­мпьютерные и телекоммуникационные сети.

Криминологии прогнозируют дальнейшее слияние и консолида­цию общеуголовной и экономической преступности. Будет наблюда­ться привлечение преступников для урегулирования экономических разногласий, совершение заказных убийств конкурентов.

Продолжается рост теневого сектора в экономике, увеличивается количество налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

На динамику экономической преступности будут продолжать оказывать мощное воздействие такие факторы, как спад производства, нарастание официальной и скрытой безработицы, увеличивающееся количество расслоения населения по доходам.

2. Причины и условия преступности в сфере экономики.

Выяснение причин и условий экономической преступности крайне необходимо. Эффективная работа правоохранительных орга­нов по предупреждению экономических преступлений возможна на научно обоснованных рекомендациях по выявлению причин и усло­вий совершения преступлений.

Главное здесь - законодательная база. Неурегулированность многих ее вопросов привела к быстрому обогащению отдельных групп людей и обнищанию основной массы населения.

В процессе осуществления социально-экономических преобразо­ваний и нормотворчества практически полностью игнорировались фа­кты наличия организованной преступности. Не просчитывались воз­можности использования реформ в криминальных целях. Не учитыва­лось предупреждение ведущих криминологов о возможных негатив­ных последствиях избранной идеологии реформирования экономики.

В результате закончившийся этап первичных экономических преобразований показал способность преступных организаций испо­льзовать малейшие пробелы в законодательстве для незаконного лич­ного обогащения, применяя для этого целый комплекс методов воз­действия.

1. Внедрение своих ставленников в государственные, правоох­ранительные, контролирующие органы и коммерческие структуры.

2. Коррупцию, подкуп должностных лиц органов власти, управ­ления, судов.

3. Сговор с руководителями крупных промышленных и коммер­ческих структур.

4. Давление со стороны коррумпированных должностных лиц органов власти и управления, распространение ложной информации.

5. Скупка паев и акций, захват имущественных прав и собствен­ности под различного рода угрозами.

6. Террор и физическое устранение неугодных лиц.

По мнению криминологов, второй, денежный, или рыночный этап перераспределения собственности, начавшийся в 1995 году, со­держит в себе не меньший потенциал криминогенной опасности, не­жели первоначальные «чековые» или административные преобразо­вания.

Основными недостатками организационного и правового сопро­вождения экономических преобразований, которые и являются одними из основных причин экономической преступности, по утвержде­нию криминологов, являются:

1. игнорирование недопустимости легализации преступных дохо­дов; фактический мораторий на проверку законности происхождения средств, вводимых в хозяйственный и финансовый оборот;

2. несоответствие правовой базы реформируемой экономике; от­сутствие действенной поддержки и защиты добросовестного предп­ринимательства; неразработанность системы ответственности за на­рушения антимонопольного и налогового законодательства;

3. Преувеличение возможностей правоохранительной системы как социального регулятора; отстраненность судов от проблем обес­печения безопасности граждан от угроз со стороны преступников; не­готовность соответствующих органов выявлять и фиксировать неза­конные доходы.

3. Предупреждение преступлений в сфере экономики.

Действуют общие методы предупреждения преступности. Вместе с тем здесь необходимы и специфические меры:

1)восстановить промышленно-производственную базу по выпус­ку отечественных товаров и средств производителей для насилия.

2)взять под контроль «челночную деятельность» лиц, которые вывозят за границу товары и денежные средства, а на наш рынок пос­тавляют некачественную продукцию, которая за рубежом не пользуе­тся спросом. Такая деятельность работает на укрепление зарубежной экономики, но никак не отечественной.

3)как можно быстрее повысить жизненный уровень народа, дать людям возможность зарабатывать на жизнь честным трудом. Надо дифференцировать оплату труда и доходы населения. Иначе обнища­ние большинства народа будет продолжаться.

^усовершенствовать налоговую систему. Она должна служить развитию экономических связей и подъему производства, а не наобо­рот.

Следует особо подчеркнуть, что меры по предупреждению эко­номических преступлений аналогичны мерам по боре с организован­ными формами преступности.

Об этом мы уже говорили.

Криминологи особо выделяют необходимость применения в бо­рьбе с экономическими преступлениями таких мер, как:

а) государственный контроль за развитием производственно-экономических и кредитно-финансовых отношений, особенно в ком­мерческих структурах;

б) регулирование должно осуществляться с помощью налоговых рычагов, а в отдельных случаях путем предоставления государствен­ных кредитов;

в) усиление контроля за деятельностью банков по кредитованию негосударственных структур;

г) проверка законности проведения приватизации имущества;

д) контроль за экспортом сырья.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме