Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое выборы? Значение и толкование слова vybory, определение термина.

Она устанавливает правила создания органов власти и осуществляет влияние на электоральный процесс. В широком смысле "элективная система" - это общественные процессы и связанные с выборами правила, а в узком - способ учета голосов и распределение мест в органах госвласти между кандидатами. Что такое выборы в контексте избирательной системы? Это ее главный компонент, существующий наряду с другим способами формирования органов власти (наследованием, насильственным захватом, назначением на должности).

Постараемся дать оптимальное определение того, что такое выборы. Это демократически ориентированная процедура выдвижения и последующего избрания кандидатов на госдолжности; такие же процедуры в коммерческих акционерных и общественных организациях. Перед политическими выборами в обязательном порядке проводятся аналитические исследования, изучение общественного мнения. Задачей кандидата является определение "своего" электората. Существенное значение имеют исследования, дающие представление о мотивах групп будущих избирателей.

В России о том, что такое выборы, известно давно, поскольку они имеют, вопреки общему мнению, давние традиции. Жизнь средневековых республик Новгорода и Пскова регулировалась выборами.

Благодаря им стали царями Борис Годунов и Михаил Романов. Ими много веков регулировалась жизнь казачества и Православной Церкви. Земские учреждения 19 века тоже были выборными: деревенские, крестьянские старосты избирались общиной.

В эпоху СССР общегражданские выборы приобрели условный, формальный характер. О том, что такое выборы в полном смысле, никто не рассуждал. Только при Горбачеве ситуация изменилась, в них начали участвовать и независимые кандидаты, и оппозиционеры. Появилась даже идея выборов директоров учреждений и предприятий. Политическая активность населения резко возросла. Предвыборные мероприятия проводились в традиционной форме митингов, встреч с избирателями, прямых эфиров ТВ, радиообращений, поддержки газет и журналов, движений и т.п.

Выборы в России впервые начали сопровождаться политической рекламой в 90-е. Особенно ярко это проявилось в ходе апрельского референдума 1993 года. На года стали использовать телеролики политической рекламы. Сложилась практика использования ресурсов рекламных агентств, выполнявших заказы партий.

Проблема российских избирателей сегодня заключается в том, что у них нет четких ориентиров - харизматичных лидеров. Поэтому люди апатичны и часто попросту отказываются участвовать в голосовании.

Что такое выборы на демократической основе? Они проводятся в соответствии со следующими принципами: обязательность, периодичность, всеобщность альтернативность выбора, равные права кандидатов, соблюдение закона, свободное волеизъявление избирателей, гарантии тайного голосования, прозрачность и открытый характер проведения.

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования управомоченных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата.

Данное определение позволяет отличить выборы от других процедур формирования государственных органов и наделения полномочиями должностных лиц, в частности от назначения, производимого коллегиально путем голосования управомоченных лиц.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти - парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления.

Выборы в государстве с нормальным (демократическим) политическим режимом являются одним из важнейших событий в государственной жизни, определяющим перспективу развития государства на определенный период времени. В литературе справедливо отмечается, что посредством выборов органы власти получают легитимацию -т.е. народную поддержку и признание.

Через их посредство народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав. Тем самым реализуется одно из важнейших прав человека и гражданина. Всеобщая декларация прав человека, одобренная Организацией Объединенных Наций в 1948 году, в ч.3 ст. 21 установила: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве. Путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Вряд ли, однако, правильно считать, что путем выборов народ передает избранникам свой суверенитет, как иногда пишется в литературе. Народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных конституцией пределах.

Поэтому ни один орган, будь то парламент или всенародно избранный президент, не может считаться носителем суверенитета народа. Он лишь уполномочен осуществлять свою конституционную компетенцию, притом лишь в течение срока, на который избран.

Следует, однако, отметить, что легитимация власти возможна не только путем выборов. Органы судебной власти формируются часто путем назначения главой государства, органы исполнительной власти - путем назначения главой государства и/или парламентом. И это не отрицает их легитимности при условии, что назначение осуществлено в соответствии с конституцией. Что же касается законодательной власти, то общепризнанно, что ее легитимность обязательно должна основываться не просто на выборах, но на выборах всеобщих.


Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, носителями которых выступают партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, показывают настроения избирателей, тенденции политической жизни.

Выборы представляют собой средство селекции политических руководителей, дают возможность гражданам передавать бразды правления тем лицам, которых они считают достойными осуществлять руководящие функции и властные полномочия, программы которых показались наиболее убедительными. Но при этом надо иметь в виду, что далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Не столь уж редко выбор приходиться делать между плохим и худшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, то есть их неявка на выборы.

Конституционное право делит выборы на разные виды. Классификаций довольно много.

Самая простейшая классификация и наиболее доступная это, - выборы, которые классифицируются в зависимости от территории их проведения. Выборы по этому критерию бывают общенациональными (которые проводятся в масштабах страны) и региональными (проводимыми в рамках крупных территориальных единиц (применительно к США, региональными выборами могут называться выборы в рамках штатов, в Канаде – в рамках провинций и т.д.)). Существуют также местные выборы. Местные выборы охватывают административно- территориальную единицу или город. То есть объединяют граждан, живущих на определенных сравнительно- небольших территориях, у которых есть свои местные проблемы и свои местные органы власти.

В зависимости от того, кого выбирают, выборы делятся на парламентские , президентские , муниципальные , выборы судей , шерифов , коронеров и других лиц, которые выполняют важные государственные обязанности и наделены широкими полномочиями.

В зависимости от способа волеизъявления граждан (избирателей) выборы делятся на прямые и непрямые.

Прямые выборы - это такой вид выборов, когда избиратели непосредственно избирают конкретного человека на определенный пост. Например, одного из имеющихся кандидатов выбирают депутатом или подтверждают право одного из кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру по-прежнему занимать эту должность. Прямыми выборами избирают в ряде стран главу государства - президента. Существуют прямые выборы президента во Франции, Египте, ряде стран СНГ. Прямые выборы обычно применяются при избрании нижних палат парламентов. Главный признак нижней палаты именно в том, что она избирается прямыми выборами. В некоторых странах прямыми выборами избираются обе палаты. К примеру, Палата представителей и Сенат США избираются прямыми выборами, то же относится и к Бельгии, Италии и другим странам. Прямые выборы - это тот случай, когда между избирателем и кандидатом, за которого он голосует (либо между избирателем и партией), нет никаких промежуточных станций, нет никаких промежуточных ступеней.

Непрямые выборы - это такой вид выборов, при котором воля избирателей реализуется не на прямую, а опосредуется волей группы выборщиков, либо реализуется через действующий избирательный орган. Непрямые выборы - это выборы, которые имеют промежуточную ступень. Существуют два вида непрямых выборов: косвенные и многоступенчатые.

Косвенные выборы - это такие выборы, когда посредством волеизъявления избирателей создается специальная коллегия выборщиков (доверенных лиц), которые потом от имени избирателей уже непосредственно сами избирают конкретное должностное лицо. Косвенные выборы были придуманы еще «отцами-основателями» американской конституции. Которые полагали, что основная масса граждан США в то время не была готова для того, что бы избирать президента, и может ошибиться в этом деле. Граждане, по их мысли, должны были избрать специальных людей - выборщиков, которые потом выберут самых достойных. Такая система формально существует в США до сих пор. Путем косвенных выборов в некоторых странах проходят выборы парламентов, правительства, иногда - судей. Иногда данный вид выборов применяется в иных случаях.

Многоступенчатые (многостепенные) выборы - это нечто иное, чем косвенные. Поскольку в качестве выразителя воли граждан выступает не коллегия выборщиков, а постоянно действующий орган: местный совет, парламент или одна из его палат. Так, например, принято считать что многоступенчатыми выборами избирается президент Италии, поскольку он избирается коллегией, состоящей из членов нижней палаты парламента. В Китайской Народной Республике собрания народных представителей провинций, районов, ряда городов и автономных округов, а также Всекитайское Собрание Народных Представителей (китайский парламент) - избираются не непосредственно гражданами, а нижестоящими собраниями народных представителей. То есть люди, избранные в один орган, избирают потом своих представителей в другой орган.

По времени выборы делятся на очередные и внеочередные. Очередные выборы - проводятся после истечения определенного срока полномочий данного органа, т.е. срока, установленного в законе. Например, срок полномочий американского президента - 4 года. Это значит, что каждые четыре года проводятся очередные выборы президента США. Срок полномочий французского президента – 5 лет. Каждые пять лет во Франции проводятся очередные президентские выборы.

Выборы могут быть и внеочередными (досрочными). Они проводятся до истечения срока полномочий представительного органа власти либо должностного лица. Если это касается должностного лица, то причина одна - вакансия должности. Должность президента или премьер-министра освобождается в связи с его смертью, уходом в отставку либо отрешения его от должности в результате процедуры импичмента. Тогда, поскольку появляется новая вакансия, проводятся внеочередные (досрочные) выборы. Внеочередные выборы, если это касается коллегиального органа (например парламента), проводятся чаще всего в тех странах, где законодательством предусмотрен досрочный роспуск парламента. В таком случае, после процедуры досрочного роспуска, назначаются досрочные выборы и избирается новый состав парламента.

Выборы бывают также дополнительными и частичными. Дополнительные выборы могут проводиться и не проводится: это зависит от того, есть ли вакансии в коллегиальном органе. То есть они проводятся тогда, когда члены парламента выбывают из его состава в силу болезни, смерти или добровольной отставки. Дополнительные выборы проводятся только в тех округах где произошла утрата депутата. Это делается для того, чтобы все округа были представлены и все граждане имели своих представителей в парламенте.

Частичные выборы в отличие от дополнительных, - выборы регулярные и обязательные . Частичные выборы проводятся в целях частичного обновления (ротации) коллегиального выборного органа.

Частичные выборы, например, проводятся каждые два года при частичном обновлении Сената США. Сенатор США избирается на 6 лет, но сенаторы не избираются все одновременно, а каждые два года переизбирается 1/3 сената. Такой же порядок принят при выборах Сената Франции. Сенаторы Франции избираются на 9 лет. Обновляется Сенат каждые 3 года на одну треть. К слову. В отличие от американского Сената, который обновляется каждые 2 года прямыми выборами, французский Сенат избирается косвенными многоступенчатыми выборами.

Помимо вышеперечисленной классификации выборов, в некоторых странах еще своя специфическая терминология. В США например применяется термин «промежуточные» выборы. Промежуточными выборами американцы называют выборы, которые проводят в тот год, когда не избирается президент. Как было сказано ранее, в Америке каждые четыре года избирается президент (каждый високосный год). И одновременно в этот же день избирается Палата представителей, одна треть сената, ряд губернаторов, мэры городов, и т. д. То есть, выборы в високосный год, когда переизбирается президент, в Америке считаются основными , а выборы спустя два года, когда также переизбирается нижняя палата, переизбирается часть Сената и т.д., это уже промежуточные выборы.

Существует еще один особый вид выборов (также по американской терминологии)- первичные выборы. Первичные выборы (premieres) -выборы, по результатам которых проводится отбор кандидатов той или иной партии. Из нескольких кандидатов-республиканцев избирается один, из нескольких кандидатов- демократов также один. Это партийные выборы. Первичные выборы в США бывают открытыми и закрытыми. Открытые первичные выборы подразумевают, что на избирательный участок может прийти любой избиратель и выбрать из нескольких кандидатов одного ему понравившегося. То есть, предполагается, что если избиратель явился, то он член этой партии. Его членство не подвергается сомнению, считается, что человек сам знает, что делает. Закрытые первичные выборы предполагают, что нужно какое-то подтверждение принадлежности к той партии, в которой проводятся данные выборы. Принадлежность может быть проверена или удостоверена двумя способами. В некоторых штатах США, избиратель должен привестись к присяге, что он действительно республиканец или, соответственно, демократ. Он поднимает руку и клянется. В некоторых штатах при регистрации избирателя его спрашивают, какую партию он поддерживает, и рядом с фамилией ставят букву. Если он отвечает, что он республиканец, то ставят букву R, если демократ - D.

Первичные выборы проводятся во всех штатах США, это популярная и известная процедура. Результатом этих выборов является отбор кандидата на пост президента, который затем будет окончательно избираться на национальном съезде партий. Кстати, формально на этих «праймериз» избирают не просто самого популярного кандидата, а выбирают делегатов на съезд данной партии, которые дают обещание голосовать за конкретного кандидата в президенты. Если конкретный кандидат в президенты, как это называют американцы «выиграл праймериз», т.е. победил в большинстве штатов, значит он получил решающее число голосов на будущем съезде партии. Значит те выборщики которые избирались на первичных выборах и обещали его поддерживать, отдадут за него голоса на съезде и он станет официальным кандидатом в президенты. Первичные выборы в США проводятся не только при отборе кандидатов на пост президента, но также и при отборе кандидатов на другие должности: при выборе губернаторов или мэров городов, где они избираются.

Помимо прочих существует такое понятие, как обязательные выборы (обязательное голосование). Обязательные выборы означают то, что законодательством той или иной страны установлена обязательность для граждан участвовать в выборах. Обязательность обеспечивается путем установления санкции в том случае, если избиратель не примет участия в голосовании. Обязательные выборы некоторыми политиками и учеными расцениваются как нарушение принципов демократии, другие относятся к этому спокойно не считая данный факт нарушением. Обязательность участия гражданина в выборах обеспечивается, к примеру, возможностью наложения штрафа на человека не принявшего участия в выборах. Санкция в виде штрафа предусмотрена в Австралии, Люксембурге, в Австрии. Причем, в некоторых странах, к лицам не участвующим в выборах может быть применено и более суровое наказание. Например в Греции, Турции и даже в Австрии некоторое время было предусмотрено лишение свободы за неучастие в выборах. Срок заключения не очень велик, но добропорядочному и законопослушному человеку и 1-2 дня проведенных в тюрьме, достаточно для сильнейшего потрясения на всю оставшуюся жизнь. В Италии, за неучастие в выборах предусмотрена такая мера воздействия как общественное порицание. Списки лиц не участвовавших в выборах, могут публиковаться в газетах. В Бельгии система мер воздействия дифференцирована. Если бельгиец в первый раз не явиться на выборы и не известит мирового судью о том, что не может явиться на выборы, то он подвергается штрафу в размере 3 франков. Не явившись на выборы во второй раз без уважительной причины, то, штраф увеличивается до 25 франков. Если избиратель не явится на выборы в третий раз, то, кроме штрафа, его имя будет указано на специальном объявлении и вывешено в публичном месте. Если такой же проступок он совершит в четвертый раз, то бельгийский гражданин будет лишен избирательных прав сроком на 10 лет. Кроме того, он не сможет получить должность на государственной службе.

Нечто подобное предусматривает и законодательство Аргентины: не явившийся на выборы избиратель будет оштрафован и лишен права получить должность на государственной службе в течение 3 лет.

Такие меры, применяемые к избирателям, естественно, оказывают свое воздействие. Как указывают некоторые источники, в странах, где предусмотрена ответственность за неучастие в выборах, очень высок процент граждан которые приходят голосовать. Например, в Бельгии регулярно голосуют 94,6 процента зарегистрированных избирателей, в Австралии – примерно столько же (94,5). Очень высок такой процент в Австрии – 91,6.

Вообще, все эти строгие и менее строгие меры воздействия применяются в некоторых странах для борьбы с явлением, которое называется абсентеизм (от лат. absentee - отсутствовать). Эти меры направлены против добровольного неучастия граждан в выборах. Абсентеизм характерен для многих стран. В тех странах, где с ним борются, это дает результаты. Впрочем ряд западных стран относится к неявке избирателей на выборы равнодушно. Государственные деятели и политики этих стран полагают, что принуждать граждан к выборам недемократично.

В чем же причина уклонения от выборов? Существует несколько причин, в силу которых возникает проблема абсентеизма. Для ряда избирателей характерна политическая апатия или неверие в свои политические институты. В США такое же отрицательное влияние оказывает двухпартийная система, поскольку если избирателям не нравятся оба кандидата, а третьего или четвертого кандидата нет, то избиратель не идет голосовать. Массовое уклонение избирателей от выборов может быть формой протеста населения против политики правящей партии, против выборов, в которых народ видит лишь политический обман. В этих условиях абсентеизм –форма бойкота «нечестных» выборов. Абсентеизм порождается также обывательскими настроениями. Некоторые граждане считают, что участвовать в политических мероприятиях им совсем не обязательно, что политика дело «темное», непонятное. Причиной неявки на выборы для многих граждан являются их личные неурядицы в социально-экономической сфере. Так, например, в выборах не участвуют безработные, люди, у которых есть свои семейные проблемы, и им не до выполнения своего гражданского долга.

Наконец, иногда выдвигается предложение: вместо наказания за неявку на обязательные выборы ввести поощрение за участие в обычных, "добровольных выборах". Явку обеспечит, как полагают, "минимальное материальное стимулирование избирателей", явившихся на выборы. Оно должно быть предусмотрено законодательно. Основанием для этого является то, что выборы происходят в один из выходных дней, и "граждане вправе претендовать на материальную компенсацию за отвлечение их от отдыха".

В зарубежных странах пока такая практика не применяется. Нам известна лишь одна страна - небольшое государство Андорра в Пиренеях(13 тыс. жителей), где явившимся на выборы выдают стакан вина или очень небольшую сумму - одну песету (около одного цента США). Вряд ли несколько копеек и даже гривна или рубль смогут обеспечить перелом в деле явки на выборы.

Периодичность выборов . Поскольку периодичность выборов определяется сроком полномочий выборных органов, очевидно, что речь может идти о периодичности только всеобщих или региональных (местных) выборов. Она позволяет избирателям регулярно обновлять состав выборных органов, подтверждая доверие выборным лицам или отказывая в нем. Это побуждает выборных лиц и политические объединения считаться с настроениями и интересами избирателей, поддерживая с ними постоянную связь, убеждать их в правильности своего курса или в своей способности должным образом поддерживать его и т.д.

Продолжительность срока полномочий имеет важное значение, и определить ее оптимальным образом не всегда легко. Срок полномочий парламентов обычно составляет 4-5 лет, президентов 5-7 лет. Короткий срок полномочий позволяет точнее отражать в составе выборного органа сиюминутные предпочтения и настроения депутатского корпуса, однако не дает возможности выборным лицам в полной мере проявиться, выполнить все намеченное (например, срок полномочий Палаты представителей Конгресса (парламента) США – два года).

Что касается продолжительного срока полномочий, то он может привести к отрыву выборных от избирательного корпуса, его потребностей, желаний.

Короткие сроки полномочий предпочтительны в период бурных общественных преобразований, когда настроения избирателей не стабильны, политические силы находятся в процессе формирования и соотношение этих сил часто меняется.

По общему правилу лишь немногие парламенты могут продлевать срок своих полномочий. Так, канадская Палата общин может продлить этот срок только в случае национального кризиса и только голосами 2/3 своих членов. В Финляндии Италии, Великобритании продление срока полномочий возможно законом только во время войны. Что касается досрочного прекращения срока полномочий, влекущего внеочередные выборы, то в парламентских монархиях и республиках допускается роспуск парламента или нижней палаты главой государства. Возможность самороспуска не предусматривается хотя бывают и исключения. Например согласно ч.3 ст.4 Конституционного закона о взаимных отношениях между законодательной и исполнительной властью Республики Польша, а также о территориальном самоуправлении 1992 года Сейм может 2/3 голосов законного числа своих членов принять постановление о самороспуске, чем согласно ч.5 этой статьи прекращаются полномочия и Сената, который сам аналогичного права не имеет. В президентских республиках парламент не может ни продлевать, ни сокращать срок своих полномочий, и выборы проводятся регулярно. Скажем в 1944 году в США были проведены выборы независимо от того, что страна участвовала во второй мировой войне. Однако трудно сказать, как бы решалась эта проблема если бы военные действия велись на территории самих США.

Что касается президентов, конституции обычно ничего не говорят о возможности продления срока их полномочий, однако возможности сокращения этого срока как правило, предусматривают.

4.Институт отзыва.

Институт отзыва представляет собой полную противоположность института выборов. Если посредством выборов лицо наделяется мандатом, а также совокупностью вытекающих из него специальных полномочий и специальной ответственности, то отзыв означает досрочное лишение мандата по воле тех, кто правомочен данным мандатом наделять, избирая в определенный орган или на соответствующую должность.

От отзыва следует отличать как отставку должностного лица, так и досрочное лишение его мандата тем коллегиальным органом (например, палатой парламента), в состав которого он входит. Отставка отличается от отзыва тем, что выборное лицо прекращает действие своего мандата по свей воле. При отставке лишение мандата производит выборный орган, а при отзыве, - непосредственно избиратели или другие лица, управомоченные на избрание.

Наличие института отзыва характерно для конституционного и избирательного законодательства «социалистических» стран, где обычно устанавливается, хотя и чисто формально, принцип ответственности выборных перед избирающими. Но на практике отзыв обычно не реализовывался, то по причине отсутствия закона, регулирующего порядок отзыва (в СССР, например, такой закон отсутствовал с 1936 по 1959 год), то по причине сложности процедуры.

Соответствующие конституционно-правовые положения призваны, с одной стороны, показывать «преимущества социалистической демократии», а с другой стороны, - предупреждать депутатов, что в случае непослушания на них найдется законная управа.

Как пример можно привести механизм регулирования отзыва депутатов Законом о выборах во Всекитайское Собрание Народных Представителей и в местные собрания народных представителей Китайской Народной Республики 1982 года. Согласно части второй ст. 40 закона, отзыв депутатов непосредственно избранных населением, производится большинством голосов избирателей данного избирательного округа. Отзыв депутатов, избранных собраниями народных представителей различных ступеней, производится в период между сессиями собраний большинством голосов членов их постоянных комитетов (во время сессий, очевидно самими собраниями). Отзываемый депутат может присутствовать на соответствующем заседании или выразить свое мнение в письменной форме. Решение об отзыве доводиться до сведения постоянного комитета собрания народных представителей вышестоящей ступени. Инициатива отзыва урегулирована в ст.41 закона, согласно которой, любой гражданин или избирательная единица могут выдвинуть требование об отзыве депутата, нарушившего закон или дисциплину либо грубо пренебрегающего своими обязанностями. Требование выдвигается перед постоянным комитетом собрания народных представителей, который своевременно организует проверку и заслушивает соответствующего депутата. После проверки достоверности выдвинутых против депутата обвинений вопрос передается в избирательный округ или избирательную единицу, от которых он избран, для его отзыва.

В демократических странах институт отзыва обычно отсутствует: считается что нерадивого депутата можно просто не избрать на следующих выборах. Если же выборы производятся по партийным спискам кандидатов, когда избирательные округа очень велики, то отзыв затруднителен и технически, во всяком случае стоит весьма дорого. Впрочем, в Японии, в некоторых штатах США и отдельных других странах можно встретить институт отзыва преимущественно на местном уровне. В США отзыв выборных должностных лиц впервые был применен в Лос-Анджелесе в 1903 году, а штат Орегон оказался первым, включившим этот институт в свою конституцию 1857 года в 1906 году. В настоящее время отзыв выборных должностных лиц предусмотрен в законодательстве 15 штатов, а также федерального округа Колумбия и некоторых островных территорий. Для инициативы отзыва требуются подписи от 25 до 40 % от числа избирателей, голосовавших на последних выборах губернатора штата. Применяется отзыв в США нечасто из-за процедурных трудностей (подписи необходимо собрать в короткий срок в нотариально удостоверенной форме), а также из-за того что в случае отклонения избирателями предложения об отзыве на инициаторов голосования возлагается возмещение расходов по его проведению.

В Австрии Федеральный конституционный закон 1920 года в редакции 1929 года предусмотрел возможность отзыва Федерального президента. Согласно ч.6 ст.40 этого закона, «до истечения срока своих полномочий Федеральный президент может быть смещен с должности на основании народного голосования. Народное голосование должно быть проведено если того потребует Федеральное собрание (совместное заседание законодательных палат). Федеральное собрание созывается для этой цели Федеральным канцлером (главой правительства), если Национальный совет(нижняя палата) примет такое решение. Для принятия решения Национальным советом необходимо присутствие не менее половины его состава и большинство в две трети поданных голосов. Такое решение Национального совета препятствует дальнейшему исполнению Федеральным президентом его обязанностей. Отклонение на основании народного голосования предложения о смещении Федерального президента с его должности считается его новым избранием и влечет за собой роспуск Национального совета... » На практике этот институт не применялся.

Наличие в законодательной системе института отзыва дает возможность избирателям непосредственно лишать должностей лиц некомпетентных, безответственных, нечестных, однако, при этом нельзя исключать и неоправданного политического воздействия на выборных должностных лиц, которые, подвергаясь угрозе отзыва, не могут исполнять свои обязанности должным образом.

Тема 2: Основные принципы избирательного права.

1. Всеобщее избирательное право.

2. Принцип свободного участия в выборах.

3. Равное избирательное право.

4. Прямое и косвенное избирательное право.

Выборы

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения - присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию .
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов , определение результатов выборов избирательной комиссией . Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

Избирательные технологии

В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право

Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

История

История выборов в России начинается с IX века . Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке , в Новгородской торговой республике - также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году . Также как и в Псковской республике , до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы . Выборы были безальтернативными , так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР . 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России , на которых победил Борис Ельцин .

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

20-21 октября 2012 года проходят выборы в Координационный Совет российской оппозиции . Регистрация кандидатов и избирателей ведется на сайте cvk2012.org . Голосовать на выборах могут все граждане России, зарегистрироваться кандидатами - граждане России, разделяющие требования митингов за честные выборы и внесшие на организацию выборов от 5 до 10 тыс. рублей. В выборах участвуют кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий - левой, либеральной и националистической. Всего должно быть избрано 45 человек. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ , депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что :

Выборы в США

Президент США

Конгресс США

Выборы на Украине

Парламентские выборы:

  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года

Президентские выборы

  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук .
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент - Леонид Кучма .
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Президент - Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года - переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко .
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.

Местные выборы.

  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году - прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы - на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов - на пять лет.

См. также

Литература

  • Электронное практическое пособие "Как стать депутатом?" М., 2012
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гришин Н.В. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. - №3. - С.405-410.
  • Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.

Ссылки

  • п.8 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Примечания

Реализация своего избирательного права гражданами является важнейшей формой участия их в управлении государством. Соответствующий порядок и выборов закрепляются обычно в конституциях стран. Участие в выборах - не просто конституционное право, это событие, требующее от участников политической ответственности. Такая ответственность за принимаемые решения формирует правовую и политическую избираемых и избирателей.

Выборы могут быть парламентскими или президентскими, всеобщими или частичными, общегосударственными или местными, однопартийными, многопартийными или беспартийными, очередными или досрочными, альтернативными или безальтернативными, прямыми или косвенными. При прямых выборах депутаты или должностные лица населением. Например, в нашей стране прямыми являются Президента РФ, депутатов Государственной Думы, представительных органов субъектов РФ. При косвенных - население выборщиков, которые, в свою очередь, избирают соответствующих лиц. В США граждане избирают выборщиков, а уже они - Президента.

Все современные демократические державы проводят выборы, но далеко не все выборы являются демократическими. Иногда участвует только один кандидат без альтернативы. Подобные выборы сопровождаются запугиванием и фальсификацией. Свободные демократические выборы возможны при наличии альтернативности, свободы проведения избирательной кампании и свободы волеизъявления избирателей. Они должны быть всеобщими, равными, прямыми и проходить при тайном голосовании.

Выборные должности избранники занимают в течение времени, обозначенного , по истечении этого срока организуется избирательная кампания. Исход предвыборной борьбы определяется результатами голосования. Поэтому к процедуре голосования предъявляются высокие требования. Кабины для голосования оборудуются таким образом, чтобы можно было обеспечить тайну волеизъявления. Выборные бюллетени выдаются строго по предъявлению паспорта, чтобы нельзя было проголосовать несколько раз. Урны для голосования опечатываются, результаты фиксируются в протоколе, обязательно присутствие независимых наблюдателей.

Начинаются выборы с выдвижения кандидатов. Каждый кандидат должен обратиться в комиссию и предоставить на рассмотрение протоколы собраний и свое заявление о желании . Затем начинается сбор подписей, оформление подписных листов и проверка их достоверности. Эти процедуры необходимы для первичной регистрации кандидатов.

Успешно проведенный сбор подписей - важное, но недостаточное основание для регистрации кандидата. Кроме этого, он должен предоставить сведения об имуществе, о доходах. Далее происходит окончательная регистрация, то есть, получение удостоверения кандидата. Только после этого разрешается предвыборная агитация, в которую входит , пресс-конференции, встречи с избирателями, наглядная агитация, теледебаты, митинги и так далее.

За сутки до голосования агитация завершается. Далее проходят непосредственно выборы, которые состоят из добровольного участия, тайного голосования, подсчета голосов и оглашения результатов голосования. Каждый расценивается одинаково. Один-единственный голос может обеспечить успех кандидату.

После информация с каждого участка доставляется в территориальные избирательные комиссии. Основное назначение этих органов - контроль над проведением выборов и оглашение результатов. По окончании подсчета голосов комиссия оформляет протокол, в котором указываются цифры итогов голосования. От этих цифр и зависит победа или проигрыш кандидатов.

  • Формы правления и государственные режимы в зарубежных странах
    • Определение формы правления
    • Классификация форм правления
  • Монархия
    • Понятие
    • Абсолютная монархия
    • Дуалистическая монархия
    • Парламентарная монархия
  • Республика
    • Понятие
    • Дуалистическая (президентская) республика
    • Парламентарная республика
    • Смешанная (полупрезидентская) республика
    • Советская республика
  • Выборы и отзыв
    • Понятие и социальная функция выборов
    • Виды выборов
    • Периодичность выборов
    • Избирательная система
    • Избирательное право
    • Отзыв
  • Принципы избирательного права
    • Понятие и значение
    • Всеобщее избирательное право
    • Свободное участие в выборах и обязательный вотум
    • Равное избирательное право
    • Прямое и косвенное избирательное право
    • Тайное голосование
  • Избирательный процесс
    • Понятие
    • Назначение выборов
    • Избирательные округа
    • Избирательные участки
    • Избирательные органы
    • Регистрация избирателей
    • Выдвижение кандидатов
    • Агитационная кампания
    • Голосование
    • Подсчет голосов и установление результатов выборов
    • Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения
  • Избирательные системы
    • Виды избирательных систем
    • Мажоритарная система относительного большинства
    • Мажоритарная система абсолютного большинства
    • Мажоритарная система квалифицированного большинства
    • Ограниченный вотум
    • Система единственного непередаваемого голоса
    • Кумулятивный вотум
    • Система пропорционального представительства политических партий
    • Заградительный пункт
    • Соединение списков
    • Связанные и свободные списки. Преференциальное голосование
    • Панаширование
    • Система единственного передаваемого голоса
    • Смешанные системы
  • Референдум
    • Понятие и социальная функция
    • Виды референдума
    • Право участия в референдуме
    • Предмет референдума
    • Инициатива и назначение референдума
    • Формула референдума
    • Организация референдума
    • Определение результатов референдума
    • Правовые последствия референдума
  • Понятие, социальные функции и полномочия парламента
    • Понятие и социальные функции
    • Представительный характер
    • Общая характеристика компетенции
    • Законодательная компетенция
    • Финансовая компетенция
    • Ратификация и денонсация международных договоров
    • Назначение референдумов
    • Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах
    • Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц
    • Полномочия в области обороны и безопасности
    • Судебные полномочия
    • Акты
    • Делегирование полномочий
    • Замещение парламентов
    • Парламентское право
  • Структура парламента и организация его палат
    • Палаты
    • Формирование палат
    • Роспуск парламентов (палат)
    • Двухпалатные системы
    • Руководство палат
    • Комитеты (комиссии) парламентов и палат
  • Статус парламентария
    • Юридическая природа мандата парламентария
    • Лоббизм
    • Права и обязанности парламентария
    • Парламентский иммунитет
    • Индемнитет
    • Объединения парламентариев
  • Порядок работы парламента: сессии и общие парламентские процедуры
    • Сессия
    • Процедура пленарных заседаний палат
    • Процедура заседаний комитетов (комиссий)
  • Законодательный процесс
    • Понятие
    • Законодательная инициатива
    • Обсуждение законопроекта
    • Принятие закона
    • Санкционирование, промульгация и опубликование закона
    • Особенности законодательного процесса в финансовой области
    • Особенности прохождения проектов и принятия конституционных и органических законов
    • Особенности порядка ратификации и денонсации международных договоров
  • Иные специальные парламентские процедуры
    • Процедуры выборов и назначений
    • Контрольные процедуры: отчеты правительства и его членов
    • Процедура контроля за делегированным законодательством
    • Контрольные процедуры: запросы и вопросы парламентариев
    • Парламентские расследования
    • Процедура политической ответственности правительства
    • Импичмент и иные подобные процедуры
    • Рассмотрение петиций
  • Вспомогательный аппарат парламента
    • Понятие и назначение
    • Структура и функции
    • Вспомогательные службы коллегиальных органов
    • Личный персонал парламентариев
  • Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
    • Общая характеристика
    • Счетные палаты
    • Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
    • Прочие конституционные органы, учреждения и должностные лица
  • Глава государства
    • Понятие и место в системе власти
    • Юридическая форма главы государства
    • Полномочия
    • Монарх: особенности статуса
    • Президент: порядок избрания и замещения, привилегии, ответственность
    • Вспомогательные органы и учреждения при главе государства
  • Правительство
    • Понятие
    • Компетенция
    • Формирование и состав
    • Глава правительства
    • Ведомства и их руководители
    • Ответственность правительства и его членов
  • Судебная власть
    • Понятие и социальная функция
    • Структура судебной власти
    • Статус судей, прокуроров, следователей
    • Высшие органы судейского сообщества
  • Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем
    • Принципы организации
    • Принципы деятельности
    • Системы судов общей юрисдикции
    • Административная юстиция
  • Конституционная юстиция
    • Организация конституционных судов (советов)
    • Конституционное судопроизводство
  • Органы и учреждения, содействующие судебной власти
    • Прокуратура
    • Адвокатура
  • Территориальное устройство государства
    • Понятие
    • Территориальная автономия
    • Формы политико-территориального устройства
    • Унитарное устройство (унитаризм)
    • Федеративное устройство (федерализм)
    • Статус субъектов федераций и иных носителей государственной автономии
    • Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами
    • Договоры и конституционные процедуры разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами
    • Федеральные территории
    • Зависимые территории
  • Организация государственной власти субъектов федераций и иных государственно-автономных единиц
    • Формы правления и государственные режимы
    • Законодательные органы
    • Исполнительные органы
    • Судебные органы

Виды выборов

Выборы бывают прямые и косвенные. Прямые, или непосредственные, выборы характеризуются тем, что вопрос об избрании решают граждане-избиратели. Прямыми выборами избираются нижние или единственные палаты парламентов (иногда и верхние), президенты в президентских и смешанных республиках и др.

Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др. Косвенные выборы могут иметь две, три и более степеней.

В советской, да и в позднейшей, литературе иногда можно встретить несколько иную терминологию: различаются выборы прямые и непрямые. Последние же делятся на косвенные, производимые специально выбранными выборщиками (например, так избирается Президент США), и многостепенные, при которых вышестоящие органы избираются нижестоящими (например, в Австрии Федеральный совет – верхняя палата парламента избирается парламентами земель). Однако здесь возникает вопрос: как назвать выборы, которые сочетают то и другое либо вообще не подходят под данные конструкции, будучи, однако, непрямыми?

Например, французский Сенат (верхняя палата Парламента) избирается по средним единицам территориального деления – департаментам коллегией в составе избранных в департаменте депутатов Национального собрания и членов регионального совета (региона, в состав которого входит данный департамент), всех членов генерального совета департамента (представительного органа департаментского самоуправления), представителей от муниципальных советов данного департамента.

Последняя, наиболее многочисленная, категория членов коллегии сама, таким образом, избрана двустепенными выборами, а сенаторы избираются, следовательно, дву- и трехстепенными выборами. Если выборы через посредство членов органов местного самоуправления можно по данной терминологии с какими-то натяжками считать многостепенными выборами, то участие в них депутатов Национального собрания – органа, стоящего на том же уровне управления, что и Сенат, под эту категорию никак не подходит. Не могут депутаты рассматриваться и как выборщики, ибо основная их функция – другая. Получается, что даже косвенными по данной терминологии эти выборы не могут быть названы.

Вообще-то «косвенные» – антоним «прямых» и синоним «непрямых». Конечно, в научном языке слова, будучи использованы как термины, могут приобретать специфические значения и расщепляться, но излагаемое в нашей литературе разграничение между косвенными и многостепенными выборами не представляется целесообразным, поскольку, как мы видели, есть случаи, не подпадающие ни под один ни под другой термин.

Пример с порядком формирования французского Сената показывает, что споры о терминах – занятие малопродуктивное. Важно лишь с самого начала всегда давать понять, что имеется в виду, когда употребляется тот или иной термин, в понимании которого встречаются расхождения.

Выборы бывают также всеобщими (общими) и частичными. Всеобщие выборы имеют место в случаях, когда в них призваны участвовать все избиратели страны (например, выборы нижней или единственной, реже – верхней, палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы проводятся, когда необходимо пополнить состав палаты парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов (иногда такие выборы именуются дополнительными) или ротации части депутатов, если палата обновляется по частям.

Кроме того, выборы бывают национальными, когда проводятся по всей стране, и региональными, местными (локальными), посредством которых избираются органы местного самоуправления. Последние иногда называются административными (местное самоуправление во многих странах – предмет регулирования административным правом) в отличие от политических выборов, посредством которых избираются общегосударственные органы власти.

В некоторых странах существуют специфические названия выборов в органы местного самоуправления. Например, во Франции выборы в генеральные советы департаментов называются кантональными, так как избирательными округами при этих выборах служат кантоны – исторические единицы, не имеющие своих органов управления или самоуправления.

Если результат выборов устанавливается после однократного голосования избирателей, считается, что они проводятся в один тур, а если для этого может потребоваться два или более голосований, то соответственно – в два тура или более. Второй и последующие туры иногда называются повторными выборами или повторным голосованием.

Если выборы не состоялись или признаны недействительными, то проводятся новые выборы.

Выборы, наконец, бывают очередные и внеочередные. Обычно такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки, указанные в конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме