Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Виды медицинской помощи в системе гражданской обороны. Медицинская служба гражданской обороны

Медицинская служба ГО (МСГО) является специальной организацией в системе здравоохранения, предназначенной для медицинского обеспечения пораженного населения в военное время, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф в мирное время.

Основные задачи медицинской службы ГО :

· оказание всех видов медицинской помощи пораженному населению в очагах массового поражения с целью быстрейшего возвращения пораженных к труду, максимального снижения инвалидности и летальности;

· проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;

· проведение комплексных мероприятий по защите населения и личного состава МСГО от воздействия поражающих факторов современного боевого оружия и техногенных катастроф.

Для решения этих задач в ЧС мирного и военного времени МСГО имеет соответствующую организационную структуру. В состав МСГО входят: руководство, органы управления, силы и средства.

К руководству относятся начальники МСГО. Ими являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения всех уровней.

Органы управления представлены штабами МСГО и управлением больничной базы (УББ).

К силам МСГО относятся: медицинские невоенизированные формирования и учреждения.

В основу организации сил и средств МСГО положены следующие принципы :

· территориально-производственный (создаются в основном на базе существующих учреждений и органов здравоохранения);

· универсализации подготовки (т.е. предназначены для работы в любых очагах массовых поражений);

· функционального предназначения (т.е. для каждого формирования и учреждения определяется приоритетное функциональное предназначение).

Медицинская служба ГО включает следующие медицинские формирования :

· санитарный пост;

· санитарную дружину;

· отряд первой медицинской помощи;

· бригады специализированной медицинской помощи;

· отряд специализированной медицинской помощи;

· токсико-терапевтический подвижный госпиталь;

· специализированные противоэпидемические бригады;

· группу эпидемиологической разведки.

Санитарный пост (СП) состоит из четырех человек – начальник поста и трех санпостовцев. В мирное и военное время СП предназначены для оказания первой медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они осуществляют также уход за пораженными и больными в медицинских пунктах в пути следования при эвакуации. Санитарный пост за 10 часов работы в очагах массового поражения может оказать первую медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

В штат санитарной дружины (СД) входят: командир дружины, его заместитель, связной (он же завхоз) и пять звеньев по 4 человека; во главе каждого из них стоит командир звена, назначаемый из его состава. Всего в санитарной дружине – 23 человека. Кроме того, санитарной дружине может придаваться грузовой автомобиль с водителем. Оснащаются СД по единым табелям за счет учреждений, на базе которых они создаются. За 5 часов работы СД может оказать помощь до 250 пораженным в ядерном очаге или же до 200 пораженным в химическом очаге. Санитарные дружины предназначены для самостоятельной работы в очагах поражения, а также в составе формирований и учреждений МСГО и формирований ГО общего назначения (сводного отряда, спасательного отряда).

Отряд первой медицинской помощи (ОПМ) предназначен для оказания первой врачебной помощи пораженным в очагах (на границе) массовых санитарных потерь. Отряд формируется на базе одного лечебно-профилактического учреждения. В состав отряда зачисляются мужчины в возрасте 16 – 60 лет и женщины (16 – 55 лет), за исключением незабронированных военнообязанных, инвалидов первой и второй группы, беременных и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 2-летнего возраста.

Решением районной администрации к отряду приписываются санитарные дружины (две), подвижный пункт питания (ППП), подвижный пункт вещевого снабжения (ППВС), автомобильный транспорт с водителями, а также здания для развертывания. Предусматривается также размещение ОПМ в палатках. По штату предусмотрено:146 человек личного состава, в том числе: 8 врачей, 38 медсестер и фельдшеров, 2 санитарные дружины и 52 человека обслуживающего персонала.

Для работы в очаге отряд развертывает: управление, сортировочно-эвакуационное отделение, отделение частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви, операционно-перевязочное отделение, госпитальное отделение с изоляторами для инфекционных больных (на две инфекции) и для пораженных с острыми психическими расстройствами, отделение медицинского снабжения (аптеку), лабораторное отделение, хозяйственное отделение, морг.


За 12 часов работы ОПМ может принять, провести медицинскую сортировку, оказать первую врачебную помощь и подготовить к эвакуации 500 пораженных.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) предназначены для оказания специализированной медицинской помощи пораженным и больным соответствующего профиля в больницах МСГО загородной зоны, которые они усиливают. В состав бригады входит 2 врача, 2 медсестры и шофер.

Отряд специализированной медицинской помощи (ОСМП) состоит из 8 бригад специализированной медицинской помощи и управления (начальника отряда, его заместителя, шофера-связного).

Токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ):предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пораженных СДЯВ. Развертывается вблизи очага химического поражения.

Инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ) предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах опасных инфекций, проведения лабораторной идентификации бактериальных средств.

Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ) предназначены для проведения противоэпидемических мероприятий в очагах опасных инфекций и районах широкомасштабных катастроф.

Группа эпидемиологической разведки (ГЭР) предназначена для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемиологической разведки и объектов проб с объектов внешней среды.

К учреждениям МСГО относятся: лечебные учреждения (больницы МСГО загородной зоны), станции переливания крови, центры ГСЭН, склады медицинского снабжения, аптеки, учебные заведения по первичной и последипломной подготовке медицинских работников по МСГО и др.

Лечебные учреждения МСГО предназначаются для оказания пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения до их окончательных исходов. Существующие в мирное время лечебные учреждения не в полной мере соответствуют условиям изменения работы при массовом поступлении в них пораженных со специфической патологией. Поэтому потребуется заблаговременная их подготовка: расширение коечной емкости, развертывание характерных для данной патологии подразделений, подготовка кадров для работы в новых условиях, вывод ЛПУ в загородную зону.

Одновременно с такой перестройкой часть коек этих больниц сохраняется для обслуживания вывезенных больницей из города транспортабельных больных и нетранспортабельных больных, оставленных в городе (около 10 % от числа всех больных города). Кроме того, сохраняются инфекционные, психоневрологические, педиатрические и родильные койки. Часть персонала уходит для работы в медицинских формированиях. И, тем не менее, во всех случаях следует сохранить функционально-административную целостность больницы и расширить ее коечную емкость не менее, чем в 2 раза, используя собственную площадь и дополнительно приписанные общественные здания из расчета в пределах 3 м 2 на койку. Можно распределять пораженных и среди местного населения (2 пораженных на 1 семью).

Больницы МСГО могут быть многопрофильными (головные больницы, многопрофильные больницы) и однопрофильными (профилированные больницы): травматологические (ТПБ), терапевтические (ТерПБ), инфекционные (ИПБ), психоневрологические (ПНБ).

Совокупность лечебно-профилактических учреждений МСГО загородной зоны, объединенных единым органом управления и предназначенных для оказания полного объема медицинской помощи пораженному населению, получила название больничной базы (ББ). Организационно больничная база состоит из лечебно-эвакуационных направлений (ЛЭН).

Органом, организующим работу в лечебно-эвакуационных направлениях, является головная больница (ГБ). Она принимает пораженных на основном пути их вывоза из очага массовых санитарных потерь, сортирует, наиболее тяжелым оказывает неотложную помощь, а остальных распределяет по профильным больницам данного ЛЭН. Головная больница перед въездом в больничную базу на основном пути эвакуации выставляет медицинский распределительный пост (МРП). Здесь пораженных осматривают на транспорте и транспорт может быть сразу же направлен в профильную больницу, минуя головную больницу (в случае однопрофильности пораженных). У въезда в головную больницу выставляется вспомогательный распределительный пост (ВРП).

Учитывая, что формирования и учреждения МСГО и СМК практически создаются на одной и той же базе, а также однотипность их задач в мирное и военное время, представляется целесообразным организовывать их работу при ликвидации последствий в очагах массовых потерь при едином органе управления – штабе медицинских служб гражданской защиты.

Медицинская служба гражданской обороны (МС ГО) - совокупность медицинских формирований, учреждений и органов управления в системе здравоохранения страны, предназначенных для медицинского обеспечения населения при применении противником оружия массового поражения и других средств нападения, а также в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи: своевременное оказание медпомощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение; предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения, а в случае появления больных - быстрейшая их изоляция, а также локализация и ликвидация очагов инфекции; организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по устранению неблагоприятных санитарных последствий применения противником средств массового поражения; охрана здоровья личного состава невоенизированных формирований и учреждений ГО: осуществление медицинских мероприятий по предупреждению или ослаблению воздействия на население поражающих факторов современных видов оружия. МС ГО должна также обеспечивать всеми видами медпомощи работающие смены на предприятиях, продолжающих производственную деятельность в военное время, а также население, подлежащее эвакуации и рассредоточению.

Для выполнения возложенных на нее задач МС ГО в мирное время осуществляет планирование мероприятий по медицинскому обеспечению населения; подготавливает органы управления службы; создает, оснащает и обучает невоенизированные медицинские формирования; ведет подготовку медицинских учреждений; отрабатывает вопросы взаимодействия с другими службами ГО и военно-медицинской службой; вырабатывает единые взгляды на профилактику, оказание медпомощи и лечение при поражении современными видами оружия, на проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; создает запасы медицинского имущества; обучает все население приемам и способам оказания первой медпомощи пораженным и больным. В военное время при возникновении очагов массовых санитарных потерь МС ГО силами своих формирований и учреждений оказывает медпомощь пораженным, проводит их эвакуацию и лечение в лечебных учреждениях, осуществляет весь комплекс мероприятий по медицинской защите населения в очагах поражения или районах стихийных бедствий (аварий, катастроф).

В основу организации сил и средств МС ГО положены следующие основные принципы: органы управления службы, ее формирования и учреждения в основном создаются на базе существующих в мирное время учреждений и органов здравоохранения; формирования и учреждения подготавливаются к работе в любых очагах поражения без существенной перестройки; каждое формирование и учреждение заблаговременно предназначается для выполнения определенного перечня мероприятий. С учетом функционального предназначения определяется табель оснащения медицинским имуществом, оборудованием и транспортом, комплектование личным составом определенной квалификации.

К элементам организационной структуры МС ГО относятся: руководство, органы управления, силы и средства. Начальниками МС ГО являются руководители соответствующих органов здравоохранения: министры здравоохранения республик, заведующие отделами (управлениями) здравоохранения (краев, областей, городов и городских районов), главные врачи центральных районных больниц в сельской местности, главные врачи поликлиник и медсанчастей на объектах народного хозяйства. К органам управления относятся штабы МС ГО и управления больничных баз. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках из руководящих работников здравоохранения для повседневного руководства работой службы, разработки планов МС ГО, организации и проведения боевой и специальной подготовки личного состава, организации работы службы в особых условиях. Управления больничных баз предназначаются для оперативного руководства лечебными учреждениями больничных баз.

В составе МС ГО имеются невоенизированные медицинские формирования и подвижные учреждения. Невоенизированными подвижными медицинскими формированиями являются: санитарный пост (СП), санитарная дружина (СД), отряд первой медицинской помощи (ОПМ), подвижной противоэпидемический отряд (ППЭО), бригада специализированной медпомощи (БСМП), отряд специализированной медпомощи (ОСМП), специализированная противоэпидемическая бригада (СПЭБ), инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ), группа эпидемиологической разведки (ГЭР). Учреждения МС ГО - стационарные лечебные и противоэпидемические учреждения, учреждения службы крови и медицинского снабжения.

Управление медицинской службой ГО состоит в осуществлении начальниками службы и их штабами постоянного руководства действиями формирований и учреждений, направленного на успешное и своевременное выполнение поставленных задач. Главным в деятельности органов управления является постоянное знание обстановки, состояния своих сил и средств, поддержание постоянной связи с ними и вышестоящим руководством, контроль за выполнением поставленных задач.

Библиогр.: Алтунин А.Т. Формирования гражданской обороны в борьбе со стихийными бедствиями, с. 156, М., 1976; Горелов Л.И. и Дубровин В.И. Медицинская помощь населению в очагах поражения, с. 7, М., 1982; Руководство по медицинской службе гражданской обороны, под ред. А.И. Бурназяна, с. 91. М., 1983.

МСГО является одной из служб гражданской обороны. В своем становлении и развитии МСГО прошла ряд этапов. Известно, что защита населения и народного хозяйства от воздушного нападения противника стала осуществляться еще в первую мировую войну (1914-1918). Но лишь в 20-30-е гг. эта защита стала организационно оформляться в различных странах. В частности, в СССР в 1932 г. была создана Местная противовоздушная оборона (МПВО) как централизованная общесоюзная организация. МПВО создавалась в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. МПВО была проделана большая работа по строительству убежищ, обучению населения способам защиты от воздушного и хим. нападения, по подготовке формирований для ведения спасательных и неотложно-восстановительных работ.

В годы второй мировой войны местная противовоздушная оборона сыграла значительную роль в спасении пострадавших от воздушных налетов. По данным английских авторов, приводимых А. Е. Абрамовым (1957), на мирное население Англии до конца 1941 г. было сброшено ок. 200 тыс. авиабомб. В результате этих налетов было убито свыше 43 тыс. чел. и тяжело ранено более 50 тыс. чел. В отдельных городах (напр., Ливерпуле, Бирмингеме, Ковентри и др.) общие и санитарные потери достигали весьма значительных размеров. В этих условиях четкая организация мероприятий по защите населения и ликвидации последствий воздушных налетов противника имела первостепенное значение.

Мед. служба МПВО (МС МПВО) в СССР по своей организационной структуре была рассчитана на ликвидацию гл, обр. небольших очагов поражения. Численный состав отдельных формирований был весьма ограниченным. Так, напр., отряд первой мед. помощи (ОПМ) имел в своем составе 1 врача, 2 медсестер и 1-2 санитаров. Госпитализировались пораженные в действующие б-цы. Лишь в отдельных случаях в помощь б-цам выделялись так наз. бригады усиления в составе 1-2 врачей-специалистов (травматологов, хирургов), 2 медсестер и 2 санитаров. МС МПВО в годы Великой Отечественной войны успешно справилась со своими задачами. Особенно это наглядно было видно по опыту ее работы в Ленинграде, Одессе, Москве, в которых до 80% населения, пострадавшего во время бомбардировок, в сравнительно короткие сроки возвратились к трудовой деятельности.

6 августа 1945 г. США сбросили на г. Хиросиму, а 9 августа 1945 г. на г. Нагасаки (Япония) атомные бомбы с тротиловыми эквивалентами ок. 20 тыс. т. Из 225 тыс. чел. населения г. Хиросимы было убито и ранено более 140 тыс. чел.; в г. Нагасаки из 174 тыс. чел. населения было убито и ранено ок. 75 тыс. чел. В г. Хиросиме из 45 городских б-ц только 3, находившиеся на окраине города, могли в какой-то степени функционировать; ок. 90% врачей были убиты или имели ранения; пострадало ок. 75% среднего медперсонала. В г. Нагасаки ок. 50% практикующих врачей вышли из строя.

С тех пор ядерное оружие постоянно совершенствовалось как по мощности, так и по средствам доставки. Учитывая возможность развязывания агрессивными государствами войн с использованием оружия массового поражения, в нашей стране в 1961 г. была создана гражданская оборона (ГО). Основными задачами ГО являются: обеспечение защиты населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника (см. Защита от боевых средств поражения), повышение устойчивости работы народного хозяйства в условиях военного времени и ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения. При организации защиты населения от оружия массового поражения важное значение имеет строительство защитных сооружений, обеспечение населения индивидуальными средствами защиты, организация эвакуации населения из крупных городов в загородную зону, проведение мероприятий по рассредоточению рабочих и служащих, а также всеобщее обязательное обучение населения способам защиты от оружия массового поражения и других средств поражения, действиям по ликвидации последствий нападения противника. Устойчивость работы народного хозяйства достигается проведением организационных и специальных инженерно-технич. мероприятий на объектах отраслей народного хозяйства, созданием запасов сырья и оборудования, накоплением необходимых средств и материалов для эффективного проведения спасательных работ. Важное значение приобретает организация управления объектами и отраслями народного хозяйства.

Успешное выполнение мероприятий по ликвидации последствий применения оружия массового поражения достигается созданием еще в мирное время сил ГО, четкой организацией спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ, оказанием медпомощи пострадавшему населению.

ГО в нашей стране строится и организуется по территориальнопроизводственному принципу. Ответственность за состояние, организацию и проведение мероприятий ГО возлагается на руководителей министерств и ведомств, исполнительные комитеты Советов народных депутатов, руководителей предприятий, учреждений, совхозов и колхозов.

При всех этих организациях и учреждениях создаются штабы и службы ГО. Штабы планируют и организуют выполнение всех мероприятий ГО по защите населения.

Для выполнения специальных мероприятий создаются службы ГО: оповещения и связи, медицинская, противопожарная, инженерная, охраны общественного порядка, коммунально-техническая, материально-технического снабжения, продовольственного и вещевого снабжения, автотранспортная и др.

Невоенизированные формирования ГО по предназначению подразделяются на формирования общего назначения и формирования служб. Формирования общего назначения создаются для ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в районах катастроф и стихийных бедствий. К этим формированиям относятся спасательные отряды (команды, группы) и отряды механизации работ. Формирования служб ГО предназначены для выполнения специальных задач при ведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и обеспечения действий формирований общего назначения. По подчиненности все формирования подразделяются на объектовые и территориальные. Первые выполняют задачи по ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, в районах стихийных бедствий, а также при авариях и катастрофах на своих объектах, но могут быть использованы и для решения аналогичных задач на других объектах; вторые ведут спасательные и неотложные аварийно-восстановительные работы самостоятельно или совместно с объектовыми формированиями на территории района, города, на наиболее важных объектах народного хозяйства, а также принимают участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

Для выполнения задач ГО невоенизированные формирования ГО готовятся в мирное время: оснащаются необходимым специальным имуществом и средствами защиты; заранее планируются действия формирований, вывод их в возможно короткие сроки в загородную зону и организуется четкое руководство ими при проведении спасательных работ.

Спасательные работы в очагах массового поражения представляют комплекс мероприятий, который включает: разведку маршрута выдвижения формирований ГО и объекта работ; локализацию и тушение пожаров; розыск пораженных и извлечение их из завалов; вскрытие заваленных защитных сооружений и спасение находящихся в них людей; оказание первой медпомощи и первой врачебной помощи пораженным и их эвакуацию в леч. учреждения; вывод населения из опасных мест в безопасные районы; санобработку пораженных и обеззараживание их одежды; обеззараживание территории, сооружений, транспорта и техники.

МСГО, являясь одной из служб ГО, осуществляет мероприятия, направленные на своевременное оказание медпомощи пораженным и больным, быстрейшее их излечение и возвращение к трудовой деятельности, максимальное снижение инвалидности и смертности, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний. МСГО создается на базе существующих органов и учреждений здравоохранения по территориально-производственному принципу. В состав МСГО входят органы управления, создаваемые на основе существующих органов здравоохранения союзных и автономных республик, краев и областей, городов, городских и сельских районов (см. Управление медицинской службой, гражданской обороны). Формирования и учреждения МСГО создаются на базе существующих в мирное время учреждений здравоохранения с максимальным использованием их кадровых и материальных возможностей. Каждое мед. формирование и учреждение предназначено для выполнения определенных задач. К формированиям МСГО относятся:

Санитарные посты (СП), санитарные дружины (СД, см. Дружина санитарная), создаваемые на предприятиях, в учреждениях, колхозах и совхозах;

К учреждениям МСГО относятся: сортировочно-эвакуационные госпитали (СЭГ) и головные б-цы (ГБ), профилированные и многопрофильные б-цы, в т. ч. б-цы при пункте сбора легкопораженных (ПСЛП), эвакоприемники (ЭП). Учреждения объединяются в больничные коллекторы (БК); несколько больничных коллекторов объединяются в больничную базу (см.).

В системе лечебно-эвакуационного обеспечения населения приняты три вида медпомощи (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения): первая медпомощь, первая врачебная помощь (см.), специализированная медицинская помощь (см.). Первая медпомощь оказывается в очагах поражения самими пораженными в порядке само- и взаимопомощи, личным составом СД и других формирований ГО. В очагах поражения проводится: розыск пораженных, извлечение их из завалов и укрытий, оказание им первой медпомощи, вынос, вывоз пораженных (см. Вынос и вывоз пораженных) или направление их пешком на ОПМ, в медицинские подразделения войсковых частей ГО и сохранившиеся леч. учреждения. В ОПМ, мед. подразделениях войсковых частей ГО и сохранившихся леч. учреждениях проводится мед. сортировка пораженных (см. Сортировка медицинская), оказывается первая врачебная помощь. Эти формирования, мед. подразделения и мед. учреждения являются первым этапом эвакуации (см. Этапное лечение).

Специализированная медпомощь оказывается в леч. учреждениях больничной базы (ББ), которые являются вторым этапом мед. эвакуации. На каждое из леч. учреждений Б Б возлагаются определенные задачи. В частности, на СЭГ и ГБ возлагается: проведение мед. сортировки и направление пораженных в леч. учреждения больничного коллектора в соответствии с характером поражения и эвакуационной характеристикой; оказание специализированной медпомощи по неотложным показаниям; госпитализация нетранспортабельных, а также пораженных с неясным диагнозом.

Работа б-ц МСГО организуется прежде всего в зависимости от их профиля. Этим определяются и их общие задачи. В частности, они осуществляют: специализированную медпомощь и лечение пораженных и больных до определившегося исхода; амбулаторно-поликлиническую помощь пораженным, которые не нуждаются в стационарном лечении, а также больным из числа местного и эвакуированного населения.

Лечебно-эвакуационное обеспечение легкопораженных организуется на первом и втором этапах мед. эвакуации с выделением их в самостоятельный поток. Легко пораженные могут нуждаться или только в амбулаторно-поликлинической помощи, или в специализированном лечении в больницах МСГО. Амбулаторно-поликлиническое лечение легко-пораженных обеспечивается в пунктах сбора легкопораженных (ПСЛП), организуемых исполнительными комитетами Советов народных депутатов и поликлиниками.

Для успешного осуществления всех мероприятий МСГО должна решать комплекс определенных задач. В мирное время МСГО готовится к работе в условиях применения противником оружия массового поражения, организует и осуществляет подготовку мед. формирований, а также мед. учреждений для лечения населения, пострадавшего от оружия массового поражения; организует и проводит обучение всего мед. состава; осуществляет обеспечение формирований и учреждений МСГО мед. имуществом (см. Медицинское снабжение, в гражданской обороне); организует и проводит разработку мероприятий по мед. защите населения, в частности по профилактике и лечению поражений, вызванных оружием массового поражения; оказывает практическую помощь СОКК и КП в организации подготовки санитарных дружин и населения по оказанию первой медпомощи пострадавшим, а также в привлечении необходимого числа доноров.

При угрозе нападения противника МСГО приводит в готовность формирования и учреждения службы к ведению спасательных и неотложно-восстановительных работ. Наряду с этим осуществляется работа по организации мед. обеспечения рабочих и служащих предприятий и учреждений как непосредственно на объектах, так и в загородной зоне, а также населения на сборных пунктах, в пути следования и в загородной зоне.

В случае применения противником оружия массового поражения МСГО организует специальную медицинскую разведку (см.), к-рая проводится всеми мед. формированиями и специально назначенными мед. разведывательными группами (МРГ) и имеет целью уточнить данные мед. обстановки в очагах поражения (заражения), а также выявить сан.-эпид. состояние маршрутов выдвижения и исходных районов сил ГО. Особые задачи по разведке ставятся перед формированиями сан.-эпид, службы.

Формирования МСГО строят свою работу в очаге массового поражения в тесном взаимодействии со спасательными отрядами, включающими в свой состав инженерно-технический персонал, специальные технические средства, предназначенные для розыска, извлечения из завалов и разрушенных зданий как здоровых, так и пораженных людей и выноса раненых за пределы очага.

Старшие начальники ГО в р-нах и на объектах спасательных работ информируют начальников мед. формирований об обстановке в очаге ядерного поражения: о границах и уровнях заражения продуктами ядерного взрыва (ПЯВ), путях обхода и преодоления этих участков, местах сплошных (массовых) пожаров, характере разрушений зданий, состоянии защитных сооружений, местах нахождения пораженных и условиях для их спасения. В соответствии с обстановкой мед. начальники ставят конкретные задачи перед каждым мед. формированием.

СД оказывают первую медпомощь пострадавшим на месте поражения, сосредоточивают их во временные пункты сбора пораженных. Вывоз и вынос пораженных из очагов поражения на ОПМ обеспечивают командиры спасательных отрядов. Первая медпомощь, осуществляемая личным составом СД, включает наложение повязок на раневые и ожоговые поверхности, временную остановку наружного кровотечения, иммобилизацию подручными средствами, применение обезболивающих средств, антибиотиков и другие мероприятия.

В ОПМ оказывают первую врачебную помощь, к-рая включает меры, направленные на поддержание жизнедеятельности организма и предупреждение наиболее грозных осложнений в целях обеспечения безопасности доставки пострадавших в лечебные учреждения больничной базы (ББ).

ОПМ осуществляет прием пораненных, их регистрацию, мед. сортировку, оказание первой врачебной помощи, гл. обр. по жизненным показаниям, временное размещение пораженных, а также мед. снабжение сандружин, работающих в очаге. Первая врачебная помощь пораженным, подлежащим эвакуации в загородную зону, ограничивается остановкой наружного кровотечения, поддержанием функции внешнего дыхания и сердечной деятельности, противошоковой терапией, профилактикой раневой инфекции и рядом других врачебных мероприятий, включая неотложную медпомощь пораженным ОВ.

На путях эвакуации пораженных из очага, при въезде в р-н ББ устанавливается мед. распределительный пункт (МРП), который в соответствии с характером и тяжестью поражения обеспечивает равномерную загрузку больничных коллекторов данной Б Б. Для встречи транспорта, прибывшего в БК, выставляется вспомогательный распределительный пост (ВРП), регулирующий движение транспорта с пораженными в пределах БК.

В некоторых условиях для эвакуации пораженных из очага могут быть использованы ж.-д., авиационный или водный транспорт. В этих случаях на станциях (пристанях) погрузки и разгрузки развертываются эвакоприемники (см. Эвакуационный приемник) для временного размещения пораженных.

Оказание первой медпомощи в очаге химического поражения должно проводиться в самые короткие сроки, поскольку большинство ОВ высокотоксичны и обладают быстрым действием. Отсюда большое значение приобретает самопомощь и взаимопомощь (см.). Пораженным надевают противогаз, по мере необходимости вводят специфичный для примененного ОВ антидот. Попавшие на кожные покровы капельно-жидкие ОВ обезвреживаются жидкостью индивидуального противохимического пакета (см.). Пораженных быстро эвакуируют за пределы очага. Спасательные работы личный состав ведет в противогазах и защитной одежде. По окончании работ личный состав формирований проходит полную санитарную обработку (см.), а снаряжение (противогазы, защитные костюмы, сан. сумки, носилки) подвергают дегазации (см.). Отряды первой медпомощи (ОПМ), прибывающие к очагу хим. заражения, работают за пределами очага с наветренной стороны. В ОПМ пораженных ОВ подвергают частичной санитарной обработке. Пораженным ОВ специализированная медпомощь и лечение осуществляются в больницах МСГО.

Оказание первой медицинской помощи в очагах бактериологического поражения проводится СД при выявлении инфекционных больных путем подворных обходов, под руководством участковых врачей.

Специализированная помощь и лечение инфекционных больных осуществляются в пределах карантинной зоны (см. Карантин, карантинизация) в инфекционных больницах (отделениях), перепрофилированных под инфекционные стационары соматических больницах, временных инфекционных стационарах (ВИС), развертываемых силами ОПМ.

Мероприятия по локализации и ликвидации очагов бактериологического поражения (режимно-ограничительные мероприятия, выявление и изоляция больных, проведение экстренной и специфической профилактики, дезинфекционные мероприятия) осуществляются по территориально - производственному принципу с привлечением всех служб ГО под непосредственным методическим руководством санитарно-эпидемиологических станций (см.) и подвижных противоэпидемических отрядов (см.).

Для проведения экстренной и специальной профилактики привлекаются санитарные дружины, а на объектах народного хозяйства - санитарные посты. Санитарные дружины привлекаются также для активного выявления инфекционных больных, проведения дезинфекций квартирных очагов.

Комплекс целенаправленных противоэпидемических мероприятий устанавливается на основе данных эпидемиологической разведки очага бактериологического поражения и установления вида примененного противником бактериального средства (БС).

До установления вида примененного БС населению, подвергшемуся заражению, проводится общая экстренная профилактика антибиотиками, химиопрепаратами широкого спектра действия, а с установлением вида примененного БС - специальная экстренная профилактика антибиотиками, химиопрепаратами направленного действия, а также вакцинопрофилактика, проводимая по эпидемическим показаниям.

Санитарная обработка инфекционных больных, госпитализированных в инфекционные стационары, осуществляется лечебными учреждениями. Все население, находящееся в зоне воздействия БС, проходит санитарную обработку в санитарных пропускниках, развертываемых коммунально-технической службой.

Обеззараживание внешней среды (подъездных путей, территории, зданий, помещений объектов народного хозяйства, портов, ж.-д. станций) проводится коммунально-технической и другими службами.

Для обеспечения режимно-ограничительных мероприятий в очагах бактериального поражения и в карантинной зоне службой охраны общественного порядка развертываются на магистральных путях автодорожного транспорта, железнодорожных станциях, аэропортах контрольнопропускные пункты (КПП). Силами медицинской службы при КПП развертываются санитарно-контрольные пункты (СКП). В зоне карантина устанавливается противоэпидемический режим работы объектов народного хозяйства.

Библиография: Абрамов Я. Е. Организация медицинской службы МПВО, М., 1957; Егоров П. Т., Шляхов И. А. и Алабин Н. И. Гражданская оборона, М., 1977; Коваленко В. Я. и Рыбасов В. А. Оказание медицинской помощи пострадавшим от ядерного оружия, Вопросы организации, М., 1964; Медицинская служба гражданской обороны, под ред. Ф. Г. Кроткова, М., 1975; Ошеров С. А. и Заостровуев И.Т. Учебное пособие по медицинской службе гражданской обороны, М., 1973; Поляков В. А. и Хромов Б.М. Хирургическая помощь на этапах эвакуации медицинской службы гражданской обороны, М., 1969, библиогр.; Руководство по медицинским вопросам противорадиационной защиты, под ред. А. И. Бурназяна, М., 1975; Руководство по травматологии для медицинской службы гражданской обороны, под ред. А. И. Казьмина, М., 1978.

А.И. Бурназян, И.П.Лидов, Г.Б. Харламов.

Медицинская служба гражданской обороны (далее МС ГО) создана в соот­ветствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года № 28 ФЗ «О граж­данской обороне», во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 «О федеральных службах гражданской обороны» и приказа Министерства здравоохранения РФотЗ.07.2000 г. №242 «О Положении о федеральной медицинской службе гражданской обороны» и является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения комплекса лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным гражданам и их лечение, при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в целях возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности.

Основные принципы организации МСГО

Выделяют 4 основных принципа организации МСГО:

1) территориально-производственный;

2) функционального предназначения;

3) универсальности подготовки;

4) малоэтапности.

В соответствии с территориально-производственным принципом формирования и учреждения МСГО создаются на базе существующих органов управления здравоохранения и учреждений здравоохранения и имеют четыре уровня:

Федеральный, включающий в себя силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

Территориальный, включающий силы и средства МС ГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

Местный, который включает силы и средства МС ГО на территории города, городского района, сельского округа;

Объектовый, который представлен силами и средствами МС ГО организаций (объектов экономики).

Согласно функциональному принципу , каждое формирование и учреждение предназначается для выполнения определенных мероприятий или функций в системе МСГО (оказание медицинской помощи, лечение раненых и пораженных, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).

В соответствии с принципом универсальности подготовки, создаваемые формирования могут быть использованы в любом очаге поражения.



Согласно принципу малоэтапности , лечебно-эвакуационные мероприятия строятся по единой системе двухэтапного лечения раненых и пораженных с эвакуацией их по назначению в лечебные учреждения.

Организационная структура медицинской службы

Гражданской обороны

Как уже говорилось выше федеральная МСГО организуется по территориально-производственному принципу на базе органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения и имеет четыре уровня.

В состав МСГО каждого уровня входят: руководство, органы управления, формирования (гражданские организации гражданской обороны) и учреждения.

К руководству относятся начальники МСГО на всех уровнях.

Начальниками МСГО являются:

Федеральной МСГО - первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

Субъектов Российской Федерации, городов, городских районов - руководители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, городов, городских районов;

Сельских округов - главные врачи округов (главные врачи центральных районных больниц);

Организаций - главные врачи медико-санитарных частей или заведующие здравпунктами этих организаций.

Руководство обеспечивает подготовку формирований и учреждений МСГО, ор­ганизует их развертывание и работу, осуществляет контроль деятельности орга­нов управления.

Условные обозначения:

БСМП - бригады специализированной медицинской помощи

СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд

СЭБ - санитарно-эпидемиологическая бригада

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада

ГЭР - группа эпидемиологической разведки

МО - медицинский отряд

ХПГ - хирургический подвижной госпиталь

ТТПГ - токсико-терапевтический подвижной госпиталь

ИПГ - инфекционный подвижной госпиталь



АЛ - аптечная летучка

ГБ - головная больница

МПБ - многопрофильная больница

ПБ - профилированная больница

Органы управления МСГО представлены штатными органами управления здравоохранением и штабами медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов.

Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы. Работу штаба возглавляет заместитель руководителя здравоохранения по специальной работе. Состав штаба утверждается руководителем органа управления здравоохранения.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа управления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО является начальник Второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением. Членами штаба МС ГО являются:

· руководители структурных подразделений соответствующего органа управления здравоохранением;

· главный государственный санитарный врач административной территории;

· главные медицинские специалисты;

· главный врач станции переливания крови;

· директор территориального центра медицины катастроф (на федеральном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита"является заместителем начальника штаба МС ГО);

· представители комитетов Российского общества Красного Креста;

· руководитель производственного объединения «Фармация;

· руководитель производственного объединения «Медтехника»;

· представители других государственных, общественных и частных организаций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

На штабы МСГО возложена разработка плана перевода и перевод здравоохранения на организацию и штаты военного времени, а также организация и проведение боевой и специальной подготовки персонала и медицинских учреждений.

Формирования медицинской службы ГО предназначены для ведения медицинской и биологической разведки, оказания медицинской помощи пораженным, проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, для ухода за пораженными, а также могут действовать в составе группировки сил ГО как самостоятельно (ОПМ, ИПГ, ППГ, СЭО и др.), так и в составе формирований ГО общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяются на объектовые и территориальные.

К объектовым формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины.

К территориальным формированиям МСГО относятся:

Медицинские отряды;

Подвижные госпитали (токсико-терапевтические, инфекционные, хирургические и другие);

Бригады специализированной медицинской помощи;

Санитарно-эпидемиологические отряды;

Санитарно-эпидемиологические бригады: эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические);

Специализированные противоэпидемические бригады;

Группы эпидемиологической разведки.

Территориальные формирования МС ГО по своему предназначению подразделяются на следующие группы:

1. Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной помощи: медицинские отряды;

2. Формирования, предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи: подвижные госпитали, бригады специализированной медицинской помощи (БСМП);

3. Формирования, предназначенные для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) и санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Общей характерной особенностьюмедицинских формирований является их предназначение для работы непосредственно в очаге поражения (исключение состав­ляют бригады специализированной медицинской помощи, предназначенные для ра­боты в лечебных учреждениях загородной зоны). При этом каждое формирование выполняет определенный, заранее установленный для него конкретный перечень ле­чебно-профилактических или противоэпидемических мероприятий. После выполнения задач в очаге массового поражения формирования возвращаются в свои учрежде­ния-формирователи для работы в их составе.

В учреждениях здравоохранения создается ГО. Она представляет собой специальную организацию в структуре медицинского объекта. Создается приказом его руководителя. На базе структурных подразделений объекта в соответствии с заданием вышестоящих органов управления здравоохранения.

Предназначена для выполнения следующих задач:

1. Заблаговременной подготовки ЛПУ к защите персонала, больных, материальных ценностей от воздействия поражающих факторов.

2. Проведения мероприятий повышающих устойчивость работы ЛПУ в ЧС.

3. Проведение АСИДНР в учреждениях здравоохранения и участия в проведении их в масштабах определенных территорий.

Вопрос № 3

«Основы задачи и организационная структура МСГО»

МСГО – специальная организация в системе здравоохранения предназначенная для медицинского обеспечения населения в военное время, а также для ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф мирного времени.

МСГО является одной из ведущих видов служб ГО. Свою деятельность осуществляет во взаимодействии с МЧС, другими службами ГО, мед. службой ВС и других войск в установленном порядке.

Эта служба создана и функционирует на основании следующих нормативных документов: ФЗ № 28 – 98г. « О ГО», постановления правительства РФ № 1266 -99г. «О федеральных службах ГО», приказа Министра Здравоохранения № 242 -2000г. «Положение о федеральной МСГО».

На МСГО возлагаются следующие основные задачи :

1. Своевременное оказание всех видов медицинской помощи пораженным и больным, организация их лечения с целью быстрейшего восстановления здоровья и трудоспособности, снижения инвалидности и смертности.

2. Предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний среди населения, а в случае их возникновения быстрейшая локализация и ликвидация.

3. Устранение неблагоприятных санитарных последствий применения противником современных средств поражения или во время ЧС.



4. Охрана здоровья личного состава формирований и учреждений ГО.

Для выполнения возложенных задач, МСГО в мирное время проводит ряд мероприятия, такие как:

1. Планирует мероприятия медицинской защиты населения.

2. Проводит подготовку органов управления службы.

3. Создает, оснащает и обучает личный состав формирований службы.

4. Готовит медицинские учреждения к работе в военное время и в условиях ЧС.

5. Отрабатывает взаимодействие с другими службами ГО и военно-медицинской службой МО.

6. Участвует в обучении населения приемам, правилам и способам оказания медицинской помощи при ранениях и повреждениях.

Принципы организации МСГО

1. МСГО организуется на базе существующих органов управления и учреждений здравоохранения по территориально-производственному принципу.

2. МСГО создает формирования способные работать в любом очаге поражения без существенной перестройки (принцип универсализма).

3. Каждое формирование, учреждение предназначено для выполнения определенного, свойственного ему перечня мероприятий или функций в системе МСГО (принцип функционального предназначения).

4. Для оказания первой медицинской помощи пораженным и больным привлекается само население, путем обучения населения правилам и способам оказания медицинской помощи.

МСГО как и вся система ГО может работать в трех режимах.

Режим мирного времени.

Режим угрозы нападения противника.

Режим ликвидации последствий нападения противником.

В организационной структуре МСГО выделяют:

I. Руководство

Это начальники МСГО, которыми являются руководители соответствующих органов здравоохранения (министры, заведующие отделами (департаментами) здравоохранения краев, областей, городов, районов, объектов здравоохранения). Они подчиняются соответствующим начальникам ГО и вышестоящему начальнику МСГО. Таким образом МСГО в области возглавляет начальник департамента здравоохранения области.

II. Органы управления – к ним относятся;

- Штабы МСГО.

Они создаются при начальниках МСГО для повседневного руководства силами и средствами службы.

Выделяют следующие виды штабов:

Штаб Федеральной МСГО

Штаб МСГО субъекта РФ

Штабы МСГО городов, районов.

Разберем структуру штаба МСГО на примере области.

Возглавляет его начальник штаба - зам. руководителя департамента здравоохранения области.

В состав штаба входит:

· заместитель начальника штаба – начальник 2-го отдела;

· руководители структурных подразделений органа управления здравоохранения области;

· главные специалисты области (гл. хирург, терапевт, радиолог, токсиколог, инфекционист, педиатр),

· главный санитарный врач области,

· главный врач станции переливания крови,

· станции скорой медицинской помощи,

· заведующий управлением «фармация», заведующий медтехникой;

· руководитель ТЦМК;

· оперативная группа и прочие лица.

Примерно по такой же схеме организованы штабы МСГО городского и сельского района. Только в структуре этих штабов нет главных специалистов, а имеются помощники начальника МСГО района: по массовым формированиям, по эвакуации, по медицинскому снабжению.

Штабы организуют и проводят боевую и специальную подготовку личного состава службы, разрабатывают план медицинского обеспечения населения.

- Управление ББ. Создаются для оперативного руководства лечебными учреждениями ББ развертываемые в загородной зоне в период угрозы нападения противника. Возглавляет заместитель министра здравоохранения, заместитель заведующего здравоохранения края, области. Оно организует развертывание и заполнение ЛУ ББ.

III. Силы МСГО.

А. Нештатные аварийно-спасательные формирования МСГО . Предназначены для работы в самом очаге поражения. После выполнения задания в очаге они возвращаются в свои учреждения формирователи.

Эти формирования по подчиненности разделяются

1. на объектовые (санитарные посты - СП и санитарные дружины - СД) которые создаются на объектах экономики, учреждениях, средних и высших учебных заведениях,

2. территориальные формирования

Они подразделяются на:

– Для оказания первой врачебной помощи ОПМ, ММО

– Для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи: подвижные госпиталя, БСМП

– Для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологический мероприятий: СЭБ, СПЭБ, СЭО, ГЭР.

Б. Учреждения МСГО

А) Лечебные (многопрофильные, профилированные, головные больницы),

Б) Противоэпидемиологические учреждения (ЦГСЭН),

В) Учреждения медснабжения (склады, базы, аптеки, станции переливания крови и т.д.)

Вопрос № 4

«Организация подготовки личного состава МСГО»

По прибытии в ЛПУ, после окончания учебы в учебном заведении вы будите в обязательном порядке привлечены, в соответствии с законодательством, для работы в составе штабов ГО лечебных учреждений, а также объектовые и территориальные формиро­ваний МСГО.

Одним из основных показателей готовности органа управления здраво­охранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время является уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполне­ния обязанностей как по занимаемой должности в мирное время так и по предназначению на военное время.

С личным составом МСГО проводится специальная подготовка которая является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.

Специальная подготовка планируется и проводится дифференцированно с учетом ка­тегории обучаемых, учреждения или формирования, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.

Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.

Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются ко­мандно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.

С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с форми­рованиями - тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.

Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и фор­мированиями МСГО устанавливаются в соответствии с организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учрежде­ний здравоохранения в области гражданской обороны.

Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здра­воохранением и учреждений здравоохранения.

Усовершенствование руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации меди­ко-санитарного обеспечения населения в военное время проводится на циклах тема­тического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях (ФУВ нашей академии), на мест­ных учебных базах (курсы ГО), на учебных сборах в установленном порядке.

Вопрос № 5

«Характеристика формирований и учреждений МСГО. Их задачи организационно - штатная структура»

Объектовые медицинские формирования:

Санитарные посты (СП). Создаются на предприятиях, учреждениях, Вузах и т.д.

Состоит из 4-х человек - начальник поста и 3 сандружинниц. В мирное и военное время СП предназначены для оказания 1-й медицинской помощи, проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Они осуществляют также уход за пораженными и больными в медицинских пунктах на СЭП, ПЭП, в пути следования при эвакуации. На оснащении имеет: аптечку, носилки, лямки, СИЗ, нарукавную повязку Красного креста. СП за 10 часов работы в очагах массового поражения может оказать 1-ю медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса)

Санитарные дружины (СД).

Предназначены для розыска пораженных, участвия в выносе и вывозе пораженных из очага поражения, участия в погрузке пораженных на транспорт, оказания ПМП.

В штат СД входят: командир дружины, его заместитель, связной (он же завхоз) и 5 звеньев по 4 человека; во главе каждого из них стоит командир звена, назначаемый из его состава. Всего в СД - 23 человека. Кроме того, может придаваться грузовой автомобиль с водителем. Оснащаются СД по единым табелям (сумки медицинские, носилки, лямки, СИЗ, фляги с водой, нарукавные повязки, единая форма одежды) за счет предприятий, учреждений, на базе которых они создаются. За 1 час работы СД может оказать помощь до 50 пораженным (в ядерном очаге) или же до 40 в химическом очаге. СД предназначены для самостоятельной работы в очагах поражения, а также в составе формирований и учреждений МСГО и формирований ГО общего назначения (сводный отряд, спасательный отряд). В ОБЗ за дружиной закрепляется 1500 человек населения для наблюдения.

Ответственность за экипировку и оснащение объектовых медицинские формирования несут руководители организаций, где они создаются.

Отряд первой медицинской помощи (ОПМ). Это территориальное формирование. Предназначен для оказания 1-й врачебной помощи пораженным в очагах (на границе) массовых санитарных потерь, проведения медсортировки, временного размещения и подготовки к дальнейшей эвакуации пораженных (б). Отряды формируются на базе лечебно-профилактических учреждений (больниц) по планам штабов МСГО области, города. Решением районной администрации к отряду приписываются санитарные дружины (две), подвижный пункт питания (ППП), подвижный пункт вещевого снабжения (ППВС), автомобильный транспорт с водителями, а также здания для развертывания.

Предусматривается размещение ОПМ в палатках, но палаточным фондом не располагает.

Полная готов­ность ОПМ к приему пораженных - через 2 часа после прибытия в очаг. Возможности ОПМ по приему пораженных оказанию 1-й врачебной помощи и подготовке к эвакуации составляет до 500 человек за 10 часов работы.

По штату в отряде предусмотрено: 146 человек личного состава, в т.ч. 8 врачей, 38 медсестер и фельдшеров, 2 санитарные дружины и 52 человека обслуживающего персонала.

Для работы в очаге отряд развертывает в составе:

Управления (начальник отряда, зам. по массовым формированиям, звено связи),

Сортировочно-эвакуационного отделения с СД,

Отделения ЧСО и дезактивации одежды и обуви,

Операционно-перевязочного отделения,

Госпитального отделения с изоляторами для инфекционных больных (на две инфекции) и для пораженных с острыми псих. расстройствами с СД,

Отделения мед. снабжения (аптека),

Лабораторного отделения,

Хозяйственного отделения.

Мобильный медицинский отряд (ММО): является территориальным формированием МСГО и предназначен для оказания ПВП пострадавшему населению в военное время или крупных техногенных авариях и катастрофах.

Задачи отряда: ведения медицинской разведки на маршруте движения и в районе развертывания; проведения медицинской сортировки; подготовки пораженных к эвакуации; временной изоляции инфекционных больных и лиц с психическими нарушениями; ведения медицинского учета и отчетности.

Отряд формируется в ЛПУ, на которое возложено соответствующее задание, при содействии местного ОИВ и органа управления здравоохранения субъекта РФ.

Комплектование отряда личным составом осуществляется в соответствии со штатом, утвержденным МЗ РФ, за счет персонала учреждения-формирователя (часть персонала может приписываться за счет других ЛУ или за счет ресурсов военных комиссариатов).

Накопление и хранение всех видов имущества и техники для ММО осуществляется на складах медицинского мобилизационного резерва в соответствии с табелем оснащения. Автомобильная и специальная техника не закладывается, а приписывается решением органов местной исполнительной власти. К нему также приписывают аптечные и другие обеспечивающие организации и учреждения. Для пополнения медицинским имуществом создается аптечная летучка (одна на 4 отряда).

Организационно отряд состоит:

1. Управление (начальник отряда, заместитель по медицинской части, помощник по МТО) – всего 7 человек.

2. Приемно-сортировочное отделение – всего 27 человек, из них 2 врача общего профиля и педиатр.

3. Перевязочное отделение – всего 44 человека, из них 6 врачей общего профиля и 2 педиатра. На оснащении 6 –ть АП – 2.

4. Эвакуационное отделение – всего 14 человек, из них 1 врач общей практики.

5. Аптека – возглавляет фармацевт. Всего 3 человека.

Полный состав отряда представлен 108 человек, из которых врачей-14 из которых три педиатра, средних медицинских работников – 22. младшего медицинского персонала – 41 человек и другой персонал.

Личный состав отряда за сутки работы может оказать ПВП 400 пораженным и больным.

Для развертывания отряда необходима площадка размером 200 Х 300м. Прием пострадавших отряд начинает через 15 мин. после прибытия на место, полностью готов через 1,5-2 часа.

В автономном режиме может работать до 3 суток за счет возимых запасов.

Токсико-терапевтический подвижный госпиталь (ТТПГ): Создается набазе токсикологических центров и многопрофильных больниц имеющие в своем составе терапевтические отделения. Предназначен для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения пораженных АОХВ; развертывается вблизи очага химического поражения в составе: приемно-эвакуационного отд, двух терапевтических, психоневрологического отд. и других лечебно-диагностических и вспомогательных отд., имеет палаточный фонд.

Инфекционный подвижный госпиталь (ИПГ): - формируется на базе инфекционных больниц. Предназначен для госпитализации и лечения инфекционных больных, оказания консультативной помощи мед. персоналу, работающему в очагах опасных инфекций, проведения лабораторной идентификации бактериальных средств. Рассчитан на 200 коек. Организационно состоит из: Управления (начальник, начмед, зам. по воспитательной работе, пом. по МТО), приемно-диагностическое отделение, 2-а лечебных отделения, лаборатории (клинико-диагностическая и бактериологическая),обмывочно-дезинфекционного отд. аптеки, вспомогательных отделений.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме