Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Техника безопасности при эксплуатации грузоподъемных кранов. Инструкция по охране труда при эксплуатации грузоподъемных механизмов, грузозахватных органов и приспособлений

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Требованиями к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и к ведению этого реестра» утвержденными приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. №682.

Грузоподъемные машины должны отвечать:

1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-611-03);

2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубо­укладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 ПБ 10-371(157)-00;

3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10-256-98);

4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов от (ПБ 10-558-03) и др.

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам Ростехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим условиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, включая системы дистанционного управления. Для дистанционного управления подъемно-транспортными машинами применяют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Ростехнадзора и администрация предприятия устанавливают постоянный надзор за состоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, сменных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контейнеров, кошей и т.п.), уходом за ними и безопасностью эксплуатации.


Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, статическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механизмов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

Цель статических испытаний – проверка прочности металлических конструкций грузоподъемных машин и устойчивости против опрокидывания (для стреловых кранов). Статические испытания кранов производят нагрузкой, на 25% превышающей его грузоподъемность. Кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку (тележки) – в положение, отвечающее наибольшему прогибу. При стреловом кране стрела устанавливается относительно ходовой платформы в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Крюком или заменяющим его устройством захватывается груз и поднимается на высоту 200-300 мм (при стреловом кране – 100-200 мм) с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают и проверяют наличие или отсутствие остаточной деформации моста крана (при стреловых кранах груз не должен опуститься на землю, не должны появиться трещины, деформации и т.п.).

Динамическое испытание грузоподъемных машин производится грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, и имеет целью проверку действия механизмов грузоподъемной машины и их тормозов. Допускается динамическое испытание осуществлять рабочим грузом. При динамическом испытании производят повторный подъем и опускание груза.

При техническом освидетельствовании стальные канаты (тросы) бракуют по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки каната, при этом учитывается их конструкция, степень износа или коррозии, назначение, соотношение диаметра блока, огибаемого канатом, к диаметру последнего. При обнаружении оборванной пряди канат к эксплуатации не допускают.

Грузозахватные приспособления и тару до пуска в работу подвергают осмотру, причем первые, кроме того, испытываются нагрузкой, превышающей на 25% их номинальную грузоподъемность. Испытанные вспомогательные грузозахватные приспособления снабжают бирками и клеймами, без которых их не допускают к использованию.

Большое значение для безопасности работы подъемно-транспортных машин имеет выполнение основных требований при проведении такелажных работ: при канатовании груза необходимо использовать специальные устройства – рым-болты, проушины; центр тяжести поднимаемого груза должен находится в середине между захватами стропа; строповочные канаты необходимо располагать на поднимаемом грузе равномерно, без узлов и перекруток; строповочный трос следует отделять от острых кромок и ребер груза прокладками (доски, резина и т.п.); сплетение грузовых канатов не допускается; при проведении такелажных работ должна применяться оперативная сигнализация.

Для обеспечения безопасности эксплуатации подъемно-транспортных машин применяют: концевые выключатели, автоматически отключающиеся механизмы подъема крюка или механизмы передвижения крана при подходе к крайним положениям, концевые упоры для предотвращения перехода перемещаемых подъемных механизмов за рельсовые пути, ограничители грузоподъемности, предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъема; устройства, предотвращающие соскальзывание канатов с крюка; буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновении с соседними кранами и другими объектами; звуковую и световую сигнализацию, предупреждающую о наступлении опасного момента при работе крана; блокировочные приспособления для автоматического отключения неогражденных троллейных проводов при выходе человека с площадки, лестницы, галереи, с которых возможно случайное прикосновение к троллейным проводам; тормозные и удерживающие устройства (ловители).

Основные определения

Грузоподъемная машина – техническое устройство циклического действия для подъема и перемещения груза.

Виды грузоподъемных машин: краны, лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры, подъемники – вышки.

Грузоподъемный механизм (механизм подъема) – приводное устройство для подъема и опускания груза.

Виды грузоподъемных механизмов: таль, лебедка, полиспаст.

Съемные грузозахватные приспособления: цепи, ремни, крюки, зажимы, стропы.

Различают несколько типов каждого из перечисленных видов грузоподъемных машин.

Например, краны подразделяются на:


  • Башенные краны;

  • Портальные краны;

  • Стреловые краны;

  • Краны мостового типа;

  • Кабельные краны;

  • Краны-манипуляторы;

  • Краны-трубоукладчики.
Основным параметром грузоподъемной машины является грузоподъемность , т. е. масса наибольшего груза, взятая с массой грузозахватных приспособлений и тары, рассчитанная на данную машину.

Грузоподъемные механизмы оборудуются предохранительными устройствами , препятствующими подъему груза массой, больше установленной грузоподъемности, а также удерживающими груз от падения аварийном отключении питания.

Находящиеся в работе грузоподъемные машины и механизмы должны быть снабжены табличками с ясно обозначенными регистрационным номером, паспортной грузоподъемностью, датой следующего частичного или полного технического освидетельствования.

На съемных грузозахватных приспособлениях, находящихся в работе, на прочно прикрепленной металлической бирке или клейме указываются завод-изготовитель, регистрационный номер, грузоподъемность и дата испытаний.

ПРАВИЛА устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

Правила распространяются на:


  • Грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;

  • Грузовые электрические тележки, передвигающие по надземным рельсовым путям совместного с кабиной управления;

  • Краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

  • Электрические тали;

  • Подъемники крановые;

  • Сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т. п.);

  • Грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т. п.);

  • Тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши и т. п.), а также в морских и речных портах, требования к которым устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
Правила не распространяются на:

  • Грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах, на которые распространяются специальные правила;

  • Экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

  • Грузоподъемные краны-манипуляторы и краны трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;

  • Грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т. п.)

  • Грузоподъемные машины специального назначения (напольные, завалочные и посадочные машины, электро- и автопогрузчики, путе- и мостоукладочные машины и т. п.);

  • Монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т. п.)

  • Грузоподъемные краны с ручным приводом;

  • Ручные тали.
При эксплуатации грузоподъемных машин не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.

Объекты, где эксплуатируются краны, должны быть зарегистрированы в соответствии с Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.98 № 1371.

Порядок подготовки грузоподъемных машин и механизмов к эксплуатации

До пуска в работу грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы.

Различают грузоподъемные машины, подлежащие и не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора.

Регистрации в органах Госгортехнадзора подлежат краны, на которые распространяется действие ПРАВИЛ, за исключением следующих:


  • Краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемых с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта;

  • Краны стрелового типа грузоподъемностью до 1т включительно;

  • Кранов стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженных механизмом поворота;

  • Переставные кранов для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

  • Краны мостового типа и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

  • Краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

  • Электрические тали;

  • Грузозахватные приспособления и тара.
Регистрация грузоподъемных машин в органах Госгортехнадзора производится по письменному заявлению владельца при наличии заполнения паспорта грузоподъемной машины.

Грузоподъемные машины подлежат:


  • Перерегистрации:

    • После реконструкции,

    • Ремонта (если составлен новый паспорт),

    • Передачи машины другому владельцу,

    • Перестановки крана мостового типа на новое место;

  • Снятию регистрации:

    • При ее списании,

    • При передаче ее другому владельцу,

    • При переводе ее в разряд нерегистрируемых.
Данные по регистрации, перерегистрации и снятию с регистрации заносятся в паспорт машины.

Грузоподъемные машины, не подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора, а также съемные грузозахватные приспособления снабжаются индивидуальным номером и под этим номером регистрируются их владельцем в Журнале учета грузоподъемных машин и грузозахватных приспособлений.

Разрешение на применение грузоподъемных машин и механизмов выдается в соответствии с Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1540.

Разрешение на пуск в работу необходимо в следующих случаях:


  • Перед пуском в работу вновь зарегистрированной машины;

  • После монтажа, связанного с установленной машины на новом месте;

  • После реконструкции грузоподъемной машины;

  • После ремонта или замены расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки;

  • После установки на грузоподъемной машине нового ограничителя грузоподъемности.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины:

  • Подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается инспектором Госгортехнадзора (с записью в паспорт) на основании результатов полного технического освидетельствования, проведенного владельцем;

  • Не подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора, выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин на основании документации предприятия-изготовителя и результатов технического освидетельствования.
Разрешение на эксплуатацию грузозахватных приспособлений и тары:

  • Записывается в специальный Журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ.
Грузоподъемные машины до пуска в работу подвергаются полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, подконтрольные Госгортехнадзору, проходят техническое освидетельствование до их регистрации.

Техническое освидетельствование проводится согласно руководству по эксплуатации грузоподъемной машины, при отсутствии указаний – согласно ПРАВИЛАМ .

В течении нормативного срока службы грузоподъемные машины подвергаются периодическому техническому освидетельствованию :


  • Частичному (не реже одного раза в 12 месяцев): проводится осмотр и проверка машины;

  • Полному (не реже одного раза в 3 года): проводится осмотр, статистические и динамические испытания машины;

  • Внеочередному полному: производится после монтажа, связанного с установкой машины на новом месте, реконструкции, ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки, замены некоторых узлов, по требованию инспектора Госгортехнадзора;
Техническое освидетельствование проводится инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин при участии инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии с записью результатов освидетельствования в паспорт машины с указанием срока следующего освидетельствования.

Проведение освидетельствования может осуществляться специализированной организацией .

Соблюдайте сроки освидетельствования!

Обязанности владельцев грузоподъемных машин

Руководители организаций и владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, обязаны обеспечивать безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

Для обеспечения безопасных условий работы РУКОВОДИТЕЛЬ организации (ВЛАДЕЛЕЦ грузоподъемной машины) обязан назначить приказом из числа лиц, прошедших обучение и проверку знаний Правил инструкций экзаменационной комиссией с участием инспектора Госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения:


  • Инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

  • Инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, в подчинении которого находится обслуживающий персонал (кроме стропальщика).
Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись заносятся в паспорт крана до его регистрации в органах Госгортехнадзора и каждый раз после назначения нового ответственного лица.

  • Лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.
Ответственного за безопасное производство работ назначают из числа мастеров, прорабов, бригадиров, начальников участков.

На складах в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, могут назначаться по согласованию с органами Госгортехнадзора заведующие складами.

По согласованию с органом Госгортехнадзора выполнение обязанностей инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, может возлагаться на одного работника или на специалиста инженерного центра (по договору).

Инженерный центр по технической безопасности – организация, уполномоченная Госгортехнадзором России на работы по оказанию практической помощи предприятиям и частным лицам в части обеспечения безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте подъемных сооружений.

Оформить приказом (распоряжением) по организации допуск к работе обслуживающего персонала (машинистов, слесарей, наладчиков приборов безопасности, электромонтеров, стропальщиков).

К обслуживанию грузоподъемных машин допускаются лица :


  • Не моложе 18 лет

  • Прошедшие медицинское освидетельствование;

  • Обучение по специальной программе, аттестованные и имеющие удостоверение на право производства работ.
Подготовка и аттестация крановщиков и стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности проводятся в специализированных учебных заведениях, имеющих лицензию на этот вид деятельности, выданную органом Госгортехнадзора.

Лицам, прошедшим проверку знаний, выдается удостоверение установленной формы за подписью председателя комиссии, а также крановщикам и их помощникам, наладчикам приборов безопасности и стропальщикам – за подписью председателя комиссии и представителя Госгортехнадзора.

Крановщику и стропальщику выдается удостоверение с фотографией.

В удостоверении крановщика указаны типы кранов, к управлению которыми он допущен.

Работники должны иметь удостоверения при себе во время работы.

К управлению автомобильным кранам может быть поручено водителю автомобиля после обучения по соответствующей программе.

В качестве стропальщика для подвешивания на крюк грузоподъемной машины без предварительной обвязки, допускаются рабочие основных профессий, дополнительно обученные в установленном порядке, к ним предъявляются те же требования, что и к стропальщикам.

К управлению грузоподъемной машиной с пола или со стационарного пульта и к зацепке груза на крюк такого крана допускаются рабочие основных профессий после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению кранов и строповке грузов в установленном владельцем крана порядке.

К управлению кранами по радио допускаются рабочие, имеющие удостоверение крановщика-оператора.

Сигнальщиками могут работать рабочие только из числа стропальщиков, они назначаются лицом, ответственным за безопасное производство работ машинами.

Разработать на основании типовых инструкций, утвержденных Госгортехнадзором России:


  • Должностные инструкции для ответственных специалистов и производственные инструкции для обслуживающего персонала;

  • Журналы (учета, регистрации, осмотра и т. п.);

  • Проекты производства работ;

  • Технологические карты;

  • Технические условия на погрузку и разгрузку;

  • Способы строповки и зацепки грузов, места складирования грузов;

  • Другие регламенты по безопасной эксплуатации кранов.
Обеспечить снабжение ответственных специалистов правилами безопасности , должностными инструкциями и руководящими указаниями по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин, а обслуживающий персонал – производственными инструкциями.

Производственные инструкции обслуживающему персоналу выдаются под расписку перед допуском их к работе.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ.

Установить требуемые ПРАВИЛАМИ порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний у специалистов.

Периодическая проверка знаний у ответственных лиц проводится не реже одного раза в 3 года комиссией организации или учебной организацией с участием инспектора Госгортехнадзора после обучения по соответствующим программам:


  • Инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин;

  • Инженерно-технических работников, ответственных за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии;

  • Лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными машинами.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала квалификационной комиссией проводится:

  • Периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;

  • При переходе работника на другое место;

  • По требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора Госгортехнадзора.
Крановщики и их помощники, имеющие перерывы в работе по специальности более одного года, должен проходить внеочередную проверку знаний в квалификационной комиссии, назначенной владельцем крана, и при положительных результатах проверки допускаются к стажировке.

Крановщик, переведенный с крана одного типа на другой, должен пройти повторное обучение и аттестацию.

Рабочие основных профессий, обслуживающие краны, управляемые с пола или со стационарного пульта, и производящие зацепку грузов, проходят повторной инструктаж каждые 3 месяца.

Повторная проверка знаний производится комиссией (участие представителя Госгортехнадзора не обязательно).

Результаты оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.

Установить порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание кранов, крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии.

Периодический осмотр, технического обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, а также ремонт и рихтовка крановых путей проводятся в соответствии с руководствами по эксплуатации грузоподъемных машин и другими нормативными документами и в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта, составленного с учетом фактической наработки и технического состояния грузоподъемных машины.

Результаты технических обслуживаний, сведения о ремонте записываются в Журнал ремонта .

Крановщики производятся осмотр кранов перед началом работы.

Результаты осмотров и проверки кранов крановщиками записываются в Вахтенный журнал.

Стропальщики производят осмотр грузозахватных приспособлений и тары перед их применением.

В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец проводит их осмотр в установленные сроки:


  • Траверс, клещей и других захватов и тары: ежемесячно;

  • Стропов: каждые 10 дней;

  • Редко используемых грузозахватных приспособлений и стропов: перед выдачей их в работу.
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в Журнал осмотра грузозахватных приспособлений.

Безопасное производство работ грузоподъемными машинами

Владелец крана или эксплуатирующая организация должен:


  • Ознакомить (под расписку) с проектами производства строительно-монтажных работ и другими технологическими регламентами лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами, крановщиков и стропальщиков;

  • Обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными съемными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующей массе и характеру грузов;

  • Вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых грузов с указанием их массы;

  • Обеспечить проведение испытаний грузом ограничителя грузоподъемности в установленные сроки;

  • Определить и оборудовать площадки и места складирования грузов.
Порядок организации производства работ вблизи линий электропередачи, выдачи наряда-допуска и проведения инструктажа рабочих должен устанавливаться приказами владельца крана и производителя работ.

Крановщику запрещается самостоятельная установка крана для работы вблизи линии электропередачи.

Работа кранами вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за производство работ.

Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускаются .

Находиться в зоне перемещения груза опасно!

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1м от уровня площадки.

Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Стропы должны соответствовать массе и характеру поднимаемого груза.

Перемещение груза, на который не разработаны схемы строповки, должно производиться а присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Опасно поднимать неправильно застропованный груз!

При подъеме груза он должен быть предварительно поднят на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, исключающей возможность выпадения отдельных грузов.

Для безопасного производства работ по перемещению грузов кранами их владелец и производитель работ обязаны обеспечить соблюдение ряда требований (смотри раздел 4.7 «Безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ»).

Организации, эксплуатирующие грузоподъемные машины, должны установить порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком.

Опускать перемещаемый груз разрешается лишь на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

По окончании работ или в перерыве груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.

Работа грузоподъемных машин при скорости ветра, превышающей допустимую для данной машины, при снегопаде, дожде или тумане, при температуре ниже, указанной в паспорте, запрещается.

При работе грузоподъемной машины не допускается :


  • Вход в кабину крана во время его движения;

  • Перемещение груза, находящегося в неустойчивом положении;

  • Перемещение людей или груза с находящимися на нем людьми;

  • Подъем груза, засыпанного землей или примерзшего к земле, заложенного другими грузами, укрепленного болтами или залитого бетоном;

  • Освобождение краном защемленного грузом стропов, канатов или цепей;

  • Оттягивание груза во время его подъема, перемещения и опускания;

  • Выравнивание перемещаемого груза руками, поправка стропов на весу;

  • Подача грузов в оконные проемы, на балконы и лоджии без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

  • Работа при отключенных или неисправных приборах безопасности и тормозах;

  • Нахождение людей под стрелой крана при ее подъеме и опускании без груза.
При авариях кранов, зарегистрированных в органах Госгортехнадзора, и несчастных случаях, происшедших при их эксплуатации, организация обязана сообщить в органы Госгортехнадзора и обеспечить сохранность всей обстановки аварии или несчастного случая до прибытия представителей органов Госгортехнадзора, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

Грузоподъемные машины существенно облегчают труд, однако нужно помнить и о том, что они - потенциальный источник опасности как для операторов (крановщиков, машинистов), так и для находящихся в рабочей зоне людей и сооружений. Вот почему работодателю следует предпринять ряд мер для обеспечения безопасности работающих. Какие - читайте в статье.

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов

Справочно:

Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности МЧС (далее - Госпромнадзор).

Документ:

Положение о Департаменте по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.12.2006 № 756.

Грузоподъемные машины очень часто используются в различных производствах для механизации операций по подъему и перемещению грузов.

Вопросы безопасного выполнения работ с помощью грузоподъемных машин регулирует специальный государственный надзорный орган - Госпромнадзор. В целях регламентации требований по грузоподъемным машинам разрабатываются и утверждаются правила, например Правила № 37, которые распространяются на наиболее часто используемые в нашей стране грузоподъемные машины, так называемые технические устройства с машинным приводом.

Документ:

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 28.06.2012 № 37 (далее - Правила № 37).

Есть и отдельные правила, которые разработаны на грузоподъемные машины для шахт, речных судов, на электро- и автопогрузчики, краны-трубоукладчики, грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.).

Документ:

Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями (ПБМИП), утвержденные первым заместителем Министра топлива и энергетики Республики Беларусь от 12.02.1996 (далее - ПБМИП).

Для ручных талей, грузоподъемных кранов и лебедок с ручным приводом рекомендуется применять разд. 4.5 «Тали ручные и кошки», 4.4 «Лебедки» ПБМИП.

Грузоподъемная машина

Отметим, что «грузоподъемная машина» более широкое понятие, чем «грузоподъемный кран». Так, согласно определениям, приведенным в приложении 1 к Правилам № 37, грузоподъемная машина - это техническое устройство цикличного действия для подъема и перемещения груза, а грузоподъемный кран - это грузоподъемная машина, предназначенная для подъема и перемещения в пространстве груза, подвешенного с помощью крюка.

Вместе с тем грузоподъемные краны - это и грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления, и лебедки с машинным приводом, предназначенные для подъема груза, людей, и электрические тали, и подъемники крановые (п. 2 Правил № 37). Таким образом, понятие грузоподъемного крана включает в себя понятие и грузоподъемной машины, и грузоподъемного механизма, так как согласно определению лебедки, приведенному в приложении 1 к Правилам № 37, - это механизм, тяговое усилие которого передается посредством гибкого элемента (каната, цепи) от приводного барабана. Таль является также грузоподъемным механизмом, смонтированным или не смонтированным в одном корпусе с приводом.

Однако в технической литературе, в прежних правилах Госгортехнадзора, предшественника Госпромнадзора, применяется более обобщающий термин для надзорной деятельности - «подъемные сооружения», к которым относятся грузоподъемные машины (краны), лифты, эскалаторы, подвесные канатные дороги, фуникулеры.

В настоящей статье мы не будем касаться кранов-манипуляторов, определение которых в Правилах № 37 дано весьма расплывчато.

Любопытно упоминание в этом документе кранов-экскаваторов, используемых для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом, что является отголоском тяжелого послевоенного периода, когда не хватало грузоподъемных кранов и экскаваторы переоборудовались в грузоподъемные машины.

Регистрация грузоподъемных машин

В целях надзора за грузоподъемными машинами Госпромнадзор проводит их регистрацию, но не всех, а машин с наиболее высокими характеристиками. До пуска в работу такие грузоподъемные машины должны быть зарегистрированы в органах Госпромнадзора.

Справочно:

в настоящее время на учете в Госпромнадзоре находится 15 146 грузоподъемных кранов, находящихся на балансе 3 451 субъекта хозяйствования, причем 75,9 % кранов отработали нормативный срок службы.

В органах Госпромнадзора не подлежат регистрации грузоподъемные механизмы (электрические тали, лебедки для подъема груза и людей) и небольшие грузоподъемные машины (мостовые и козловые краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола, краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно, с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота). Такие различия, обусловленные грузоподъемностью различных типов кранов, связаны с их различной устойчивостью, необходимым условием безопасной эксплуатации.

Краны стрелового типа имеют изменяющуюся в зависимости от вылета стрелы грузоподъемность, поэтому для таких кранов наиболее вероятны случаи их опрокидывания. Исчерпывающий перечень грузоподъемных кранов, не подлежащих регистрации в Госпромнадзоре, дан в п. 331 Правил № 37.

Грузоподъемные машины, не регистрируемые в органах Госпромнадзора, регистрирует ответственное лицо по надзору на предприятии в журнале регистрации под инвентарным номером.

Справочно:

регистрационный номер, полученный в Госпромнадзоре, наносится на табличку, которая крепится на кране.

Справочно:

грузоподъемные машины, механизмы и приспособления, находящиеся в эксплуатации, должны иметь на грузоподъемных элементах (узлах) четкие надписи (или металлические бирки) с указанием на них инвентарного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания (п. 4.1.2 ПБМИП).

Организация безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Рассмотрим наиболее важные практические моменты безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Эксплуатация крана подразумевает использование его по назначению, а также транспортирование, монтаж, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Рассмотрим, как организовать безопасную работу стационарных грузоподъемных машин, установленных в цехах и на погрузочных площадках.

Для этого на предприятии должны быть назначены ответственные лица и обслуживающий персонал, разработаны технологические регламенты и производственные инструкции для обслуживающего персонала.

Остановимся подробнее на данных требованиях.

Итак, на предприятии должны быть назначены 3 категории ответственных лиц:

1) по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары;

2) ответственные за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;

3) ответственные за безопасное производство работ кранами.

Правилами № 37 определено, что проверка знаний законодательства в области промышленной безопасности ответственных специалистов должна проводиться в объеме его выполняемой работы, однако, эксплуатация самоходных и башенных кранов, стационарных кранов, нерегистрируемых в Госпромнадзоре, не относится к области промышленной безопасности.

Документ:

Инструкци я о порядке проверки знаний законодательства в области промышленной безопасности, безопасности перевозки опасных грузов, утвержденная постановлением МЧС Республики Беларусь от 08.01.2007 № 2 (далее - Инструкция о порядке проверки знаний).

Все назначенные специалисты должны пройти обучение и проверку знаний в соответствии с Инструкцией о порядке проверки знаний, т.е. в комиссии Госпромнадзора или учреждениях образования, имеющих его разрешение.

Практика показывает, что подавляющее число назначенных специалистов проходят проверку знаний после соответствующего обучения, которое не всегда соответствует специфике выполняемой работы.

Справочно:

ответственные лица не реже 1 раза в 3 года должны проходить проверку знаний и не реже 1 раза в 5 лет проходить повышение квалификации.

Справочно:

проверка знаний законодательства работников в области промышленной безопасности должна проводиться в объеме его выполняемой работы.

Документ:

Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 № 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон о промышленной безопасности).

Справочно:

Закон о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относит объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры.

Требования, к обслуживающему персоналу

Обслуживающий персонал (машинисты кранов, стропальщики, слесари, наладчики приборов безопасности, электромонтеры, операторы, кранов управляемых с пола) должен пройти обучение в учреждениях образования.

Если в прежних редакциях Правил № 37 к работе стропальщика, к управлению крана с пола допускались рабочие основных профессий, квалификационными характеристиками которых предусматривалась работа с грузоподъемными механизмами, например, монтажник, вулканизаторщик, то сейчас они должны иметь удостоверение стропальщика или оператора (иногда используется слово «машинист»), пройти обучение на курсах.

Например, к выполнению работ по зацепке, обвязке, строповке, навешиванию и перемещению груза с помощью грузоподъемных машин допускаются лица, прошедшие обучение по профессии стропальщика и получившие свидетельство установленного образца о присвоении квалификационного разряда по профессии стропальщика, инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала проводится не реже 1 с раза в 12 месяцев в объеме производственной инструкции.

Инструкции по охране труда для обслуживающего персонала

Следует сказать, что до создания Департамента государственной инспекции труда инструкций по охране труда для обслуживающего грузоподъемные машины персонала не существовало, их роль выполняли производственные инструкции для машинистов различных типов кранов и для стропальщиков. Типовые инструкции для них утверждал Госгортехнадзор, а затем Проматомнадзор.

Нынешний надзорный орган в области промышленной безопасности ушел от такой практики, но не отказался от требования разработки производственных инструкций на предприятии, предполагая указывать в них обязанности работника. В итоге предприятие должно разрабатывать 2 похожие инструкции с разными названиями, так как инструкции по охране труда разрабатываются на основании типовых производственных инструкций.

Справочно:

для правильного обслуживания кранов владелец обязан обеспечить обслуживающий персонал производственными инструкциями, определяющими их обязанности, инструкциями по охране труда, определяющими порядок безопасного производства работ, их права и ответственность. Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Производственные инструкции и инструкции по охране труда должны выдаваться обслуживающему персоналу под роспись перед допуском их к работе (п. 396 Правил № 37).

Разработка технологических регламентов

Справочно:

ППР - проект производства работ.

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных машин разрабатывают технологические регламенты. Если в строительной отрасли таким регламентом являются ППР и технологические карты, требования к составлению которых даны в Правилах № 37, а их наличие проверяется при пуске башенных кранов в эксплуатацию, то в других отраслях, как показывают проверки, такие регламенты отсутствуют. Изредка разрабатываются обязательные технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава. Упущением является и тот факт, что в проектных документах не оговариваются условия безопасной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях, в случаях, когда зоны действия кранов пересекаются.

Основные моменты безопасной работы

Рассмотрим основные моменты безопасной работы грузоподъемных машин при перемещении грузов.

Пункт 399 Правил № 37 определяет случаи, когда ответственный за безопасное производство работ кранами непосредственно должен руководить работами:

При загрузке и разгрузке полувагонов;

При перемещении груза несколькими кранами;

Вблизи линии электропередачи;

При перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди;

При перемещении груза, на который не разработаны схемы строповки (на основании письменного разрешения);

В других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.

Ответственный за безопасное производство работ кранами также должен указывать крановщикам место установки стреловых самоходных кранов для работы вблизи линии электропередачи и выдавать разрешение на работу с записью в вахтенном журнале.

Кроме того, на рабочем месте должна быть вывешена схема строповки, но как показывает практика, если схема и есть, то она далека от реальности и не отражает поднимаемые грузы и используемые съемные грузозахватные приспособления.

Справочно:

к сожалению, в республике нет нормативно утвержденных схем строповки, поэтому почти в каждой организации эти схемы составляются с ошибками.

Итак, на месте работы грузоподъемной машины должны быть вывешены схемы строповки (выданы на руки стропальщикам), список основных перемещаемых краном грузов с указанием их массы.

Стропальщики должны иметь и применять сигнальный жилет (хорошо видимый в темное время суток), средства индивидуальной защиты (защитная каска установленного образца).

Перемещение груза, масса которого неизвестна, должно производиться только после определения его фактической массы.

При работе крана груз предварительно поднимается на высоту не более 200-300 мм для проверки правильности строповки и надежности действия тормоза.

При горизонтальном перемещении груз или грузозахватное приспособление предварительно поднимаются на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.

Перемещение груза не должно производиться при нахождении под ним людей.

Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз поднят на высоту не более 1 000 мм от уровня площадки.

Типичные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин

Отметим типичные неочевидные нарушения безопасной эксплуатации грузоподъемных машин.

Очень часто в зоне работы мостовых кранов размещают бытовые помещения, комнаты мастеров без разработки мер безопасности. Предприятия часто монтируют тельферы на надземных путях, без разработанного проекта заводом изготовителем или специализированной организацией.

При эксплуатации кранов мостового типа редко применяется марочная система, при которой управление краном разрешается лишь крановщику, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку, включающий электрическую цепь управления краном.

При эксплуатации кранов, управляемых с пола, не всегда обеспечивается свободный проход для рабочего, управляющего краном.

Не всегда правильно трактуется п. 149 Правил № 37, согласно которому аппарат управления должен быть расположен на высоте от 1 000 до 1 500 мм от пола. Здесь заложено требование этой высоты при удерживании аппарата при работе, а не в нерабочем состоянии. В результате неправильной трактовки такая длина не позволяет лицу, управляющему механизмом, находиться на безопасном расстоянии от поднимаемого груза.

В настоящее время готовится новая редакция Правил № 37, в которой, мы надеемся, требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин будут изложены более четко и системно.

Владимир Новожилов , главный технический инспектор труда
Белорусского профсоюза работников химической,
горной и нефтяной промышленности

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией грузоподъемных средств, и в том числе кранового оборудования является:

  • -- неправильная установка крана на месте производства работ (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);
  • -- перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность, или примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами груза;
  • -- подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;
  • -- неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
  • -- неисправность приборов безопасности, стреловых и грузовых канатов;
  • -- неправильная (ненадежная) строповка груза;
  • -- применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  • -- нарушение схем строповки грузов;
  • -- нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
  • -- нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;
  • -- несоблюдение технологических карт складирования грузов;
  • -- несоблюдение габаритов складирования грузов;
  • -- допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщиков необученных рабочих;
  • -- нахождение людей в кабине автомашины при ее погрузке или разгрузке;
  • -- нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;
  • -- несоблюдение мер безопасности при строповке груза и обслуживании крана вблизи линии электропередачи.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 года N 98 ПБ 10-382-00.

Руководители предприятий и частные лица -- владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

Для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и слесарей, а для обслуживания грузоподъемных машин с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров. Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза. Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет.

Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий.

Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должны производиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение органов Госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков)квалификационной комиссией должна проводиться:

  • а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;
  • б) при переходе работника на другое место работы;
  • в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора. Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме инструкций. Участие инспектора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Рабочие основных профессий, обслуживающие краны и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые 3 месяца.

Все ответственные специалисты и обслуживающий персонал должны быть обеспечены должностными и производственными инструкциями, разработанными на основе типовых положений (инструкций).

Погрузо-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться, как правило, механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

Технологические карты (или проекты производства) погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ должны включать:

  • -- схемы укладки различных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; порядок разборки штабелей, предельную высоту складируемых различных грузов;
  • -- кратчайшие и безопасные пути транспортирования материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
  • -- требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
  • -- предельно допустимую массу грузов при подъеме и транспортировании грузов мужчинами, женщинами, подростками;
  • -- фамилию, имя, отчество и должность лиц, ответственных за проведение работ.

Погрузочно-разгрузочные, складские и транспортные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого приказом руководителя предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса.

При погрузке (разгрузке) особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работах, должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 20кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Стоит понимать, что работа с грузоподъемными механизмами отличается повышенной опасностью. Несоблюдение правил эксплуатации или небрежное отношение к своим обязанностям специалистов, которые работают с таким оборудованием, могут привести к различным непредвиденным ситуациям, в том числе повреждению самой техники, другого имущества, а также нанесению вреда для жизни и здоровья людей. Таким образом, до начала работы с подобными устройствами, необходимо ознакомиться с правилами безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов.
Кроме того, стоит учитывать, что для выполнения таких работ допускаются лишь лица, которым исполнилось 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, специальное обучение и инструктаж.

Требования к индивидуальным средствам защиты

Требования охраны труда при эксплуатации грузоподъемных механизмов предполагают наличие у сотрудников, которые занимаются такелажными работами, специального защитного инвентаря и униформы. Прежде всего, индивидуальные средства защиты зависят от отрасли и типа груза, с которым выполняют манипуляции. В то же время, есть общие правила, которых нужно придерживаться в ходе выполнения погрузочно-разгрузочных работ:

  • при использовании подъемно-транспортного оборудования, а также средств малой механизации, необходимо надевать каски;
  • при работе с пылящимися объектами сотрудникам следует носить пыленепроницаемые очки и респираторы (фильтр меняют как минимум 1 раз в смену);
  • для работы с ручными механизмами необходимы перчатки;
  • во время выполнения манипуляций с газовыми баллонами необходимо иметь при себе противогазы;
  • нельзя работать с легковоспламеняющимися веществами в синтетической спецодежде, а также униформе из других материалов, способных накапливать статические электрозаряды;
  • хранить, дезинфицировать, стирать, ремонтировать и т. д. спецодежду можно лишь в соответствии с действующими стандартами.
Важно: Кроме того, что у каждого сотрудника, который выполняет погрузочно-разгрузочные работы, должна быть специальная одежда и инвентарь, само место производства необходимо оснастить средствами коллективной защиты. К последним относят вентиляцию, аспирационные установки, устройства для очистки воздуха и т. д.

Описание вспомогательных защитных средств

Для безопасной эксплуатации грузоподъемных механизмов необходимо также наличие вспомогательных защитных средств. Они предназначены для того, чтобы защищать сотрудников от случайных падений с высоты, а также неблагоприятного светового, теплового, механического, химического и электрического воздействия. Сюда включают такие элементы, как:

  • предохранительные пояса;
  • страхующие канаты;
  • средства индивидуальной защиты (для органов зрения, дыхания, тела, рук, головы) и т. д.
Важно: Для повышения безопасности работы с грузами можно приобрести специальные монтажные блоки и захваты, которые играют роль вспомогательного фиксирующего грузоподъемного оборудования. С их помощью работа с грузами становится намного легче, снижается вероятность непредвиденных ситуаций..

Особенности грузоподъемных механизмов с тормозами и стопперами с ограничителями

Для того чтобы повысить промышленную безопасность грузоподъемных механизмов, такое оборудование оснащают тормозами и стопперами. При потере контроля над грузом или самим устройством, работа будет остановлена автоматически, а груз фиксируется в текущем положении. Таким образом, снижается вероятность падения груза и другие возможные ситуации. Встроенные стопперы и тормоза характерны для монорельсов, тельферов, а также ряда других блочных систем. На сайте вы увидите широкий выбор с возможностью поднимать грузы весом от 125 кг до 10 т со встроенными тормозами, которые гарантируют безопасное производство работ грузоподъемными механизмами.


Где нельзя выполнять грузоподъемные работы

Правила безопасности при работе с грузоподъемными механизмами говорят о том, что нужно правильно выбрать место, удаленное от всех участков, которые могут представлять потенциальную угрозу для груза, сотрудников, оборудования, а также имущества и здоровья третьих лиц. Не рекомендуется выполнять грузоподъемные работы в непосредственной близости от:

  • электротехнической аппаратуры;
  • открытых инженерных трасс;
  • опасных и легко воспламеняемых веществ;
  • стройматериалов.

Основные сигнальные жесты при работе с грузами

В силу того, что при работе грузоподъемные механизмы издают много шума, а также в результате удаленности специалистов между собой, разработана специальная система жестов. Прежде всего, она необходима для общения стропальщика и крановщика. Среди самых основных жестов стоит выделить:

  • стоп. Основной жест, который подают в том случае, когда что-то пошло не так (например, груз плохо закреплен). Для его подачи делают резкие горизонтальные движения рукой вправо-влево;
  • вверх и вниз. Используют для начала поднятия груза. Ладонь, повернутую вверх, плавно поднимают. Перед подачей команды важно проверить надежность крепления. Для опускания груза вниз сигнал аналогичный (только рука движется вниз, а не вверх);
  • вправо. Слегка приподнятую правую руку сгибают и разгибают в направлении движения груза;
  • влево. Аналогичный жест, только выполняется левой рукой.
Важно: Во время подачи сигналов важно смотреть оператору грузоподъемного механизма прямо в глаза. Так стропальщик сможет понять, не прошли ли его усилия напрасно.

Лица ответственные за грузоподъемные механизмы

Важно, чтобы ответственный за эксплуатацию грузоподъемных механизмов обладал высокой квалификацией. В качестве ответственного лица назначают мастеров, прорабов, начальников участков, бригадиров. В случае выполнения складских работ такие функции ложатся на начальника склада.

Стоить принять во внимание: назначить ответственное лицо можно лишь после проверки у кандидатов необходимых знаний правил и должностных обязанностей. Делает это комиссия при участии инспектора из Госгортехнадзора. После вступления в должности, такие проверки проводят каждые 3 года.

Для ответственного лица необходимо знать:

  • правильные способы строповки;
  • порядок допуска сотрудников к работе с грузами;
  • обязанности и должностные инструкции остальных рабочих;
  • требования к таре и грузоподъемным механизмам;
  • порядок складирования грузов;
  • особенности монтажа грузоподъемных устройств;
  • знаковые жесты, а также другие правила инструкции для ответственных лиц.

Как итог, хочется еще раз подчеркнуть, что соблюдение охраны труда по работе с грузоподъемными механизмами - это залог безопасного и эффективного функционирования подобной техники.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме