Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общая характеристика афинского акрополя описание храмов. Афинский Акрополь: краткое описание комплекса

(от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.


Афинский Акрополь

расположен на природной известняковой скале высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. Часть этих стен сохранились и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей ).

В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон . Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.

Уже в середине 7 в. до н.э. на Акрополе появляется первое крупное сооружение – храм Полиады, заменившее небольшое святилище геометрического периода, в котором хранилась городская казна. Новым были размеры здания и впервые появившееся фронтонное обрамление (только с восточной стороны). В начале 6 в. до н.э. здание перестраивается: увеличиваются размеры, возникает второй фронтон и колоннада. Около 525 до н.э. храм был построен заново, обретя мраморные фронтоны, метопы и другие детали. Примерно тогда же на Акрополе появляются первые мраморные статуи («Мосхофор » (570 до н.э.)), многочисленные изображения девушек, т.н. Коры .

После победы под Марафоном в 490 до н.э. было решено создать на Акрополе рядом с древним храмом Полиады новый храм, посвященный Афине Палладе. Этот храм был более узким, чем Парфенон , имел 6 колонн. Однако постройки так и не были завершены, т.к. персы, захватившие Афины, полностью разрушили город и все святилища Акрополя. Возвращение афинян в свой город в 478 до н.э. – начало нового этапа в жизни Акрополя: возводится южная стена Акрополя, частично восстанавливается храм Полиады, создается колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Воительницы) (465–455 до н.э.).

Установленная на высоком постаменте в центре Акрополя, она была своеобразной связующей осью всего ансамбля. Изображенная в роскошном шлеме, со щитом и копьем, она была видна издалека, с моря, т.к. солнце сверкало на золотых частях статуи (острие копья, шлем). Скульптура Афины Промахос работы Фидия поражала современников своими грандиозными размерами.

При Перикле, который провозгласил объединение всего греческого мира под главенством Афин, в 450 до н.э. начинаются работы по созданию ансамбля на Афинском Акрополе по единому плану: Парфенон – храм Афины Парфенос (447-438 до н.э.), Пропилеи – торжественные ворота, вход на Акрополь(437–432 до н.э.), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) (между 449–420 до н.э.), храм Эрехтейон (421–406 до н.э.), статуя Афины Промахос . Планировка и постройка Акрополя выполнялась под руководством Фидия.

Эрехтейон

– выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.

Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею.

Портик Кариатид

– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора.

Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.

Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.

У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса , возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика , построенный римскими строителями во 2 в.

Бравронейон

– одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.

Храм Ромы и Августа

(27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу.

Недалеко от храма Ромы, на самой высокой точке Акрополя, находилось важное святилище древнего Акрополя – святилище Зевса Полиея . Центральным событием ритуала в этом святилище было жертвоприношение быка. Не сохранилось.

О такой всемирной достопримечательности, как Афинский Акрополь, слышал каждый, многие могут дать его краткое описание, а где находится этот памятник истории и культуры – знает каждый еще с уроков истории в школе.


Однако Афинский Акрополь – это намного больше, чем несколько абзацев из школьного учебника.

Немного из истории

Как рассказывают мифы и легенды, основал этот древнейший памятник человеческой цивилизации Кекропс, мудрец и воин, бывший наполовину змеем, а наполовину – человеком, и – первым царем в Афинах. Чем именно приглянулся ему возвышающийся холм, даже сегодня имеющий высоту свыше 150 метров – своей плоской вершиной, приближенной к небесам и удобной для строительства, или же удобством со стратегической точки зрения – мифы не рассказывают.

Costas Tavernarakis/flickr.com

Так это или нет, жил когда-либо Кекропс или это собирательный образ, не известно, известно лишь, что самые ранние находки, сделанные археологами, относятся не к классическому времени в греческой истории, а к архаической эпохе. Причем это не просто остатки поселений или керамики, а фундаменты культовых сооружений и остатки скульптур.

Каждое время привносило на холм Афинского Акрополя что-то свое. В микенскую эпоху, то есть с XV по XIII века до нашей эры, он служил не только богам, но и царям Афин, так как именно на холме находилась резиденция царей, впрочем, по данным археологов, достаточно скромная.

Самое интенсивное строительство в акрополе и, разумеется, перестройка старых зданий, при которых менялась архитектура всего комплекса, происходили с VII по VI века до нашей эры.

А самое знаменитое здание, ставшее своеобразным символом Греции и фактически иллюстрирующее акрополь в Афинах – огромный по тем временам храм богини мудрости и войны, Афины Паллады, Гекатомпедон, предшественник Парфенона, был воздвигнут при правлении Писистрата, то есть, между 560 и 527 годами до нашей эры.

Писистрат был не только тираном, чья жестокость нашла отражение в веках, но еще и сыном, и учеником самого Гиппократа. По его прямому повелению царская древняя резиденция была снесена и на месте дворца вырос Гекатомпедон, имевший длину ровно в сто шагов.

Об этом памятнике Афинского Акрополя известно очень много, раскопки обнаружили прекрасно сохранившийся фундамент, остатки фронтонов, основания и фрагменты статуй и многое другое. Возможности реконструкции позволили полностью представить план здания, а компьютеры помогли ученым создать и трехмерную модель, идеально попадающую под древнее описание этого храма.

Jean-Pierre Dalbera/flickr.com

Старый музей Акрополя имеет постоянную экспозицию, в которой представлены как макеты с застройкой холма в различные культурные эпохи в целом, так и воссозданные «в миниатюре» копии разных зданий Акрополя, являющихся «звездами» античной культуры, в том числе представлены макеты и царского дворца, и Парфенона и, разумеется, Гекатомпедона.


Впервые серьезным разрушениям, после которых так и не был полностью восстановлен, Афинский Акрополь подвергся в печальный и трагический в древней истории Афин год – 480-й до нашей эры.

Это было время войны с персами, в результате которой при осаде и штурмах города все сооружения на холме остались надолго лежащими в пыли и руинах, поскольку жители города поклялись приступить к восстановлению храмов лишь тогда, когда последний перс покинет земли греков.

В 447 году до нашей эры время разрушения и забвения для основной сегодняшней достопримечательности Греции, закончилось. До Акрополя «дошли руки» у Перикла, который не просто решил восстановить отдельные сооружения, а, наоборот, выстроить новый, единый в своем архитектурном решении, огромный комплекс афинского акрополя, чтобы вся Греция увидела в нем символ вечности и величия Афин.

То, как выглядит Афинский Акрополь сегодня, разумеется, если представить оставшееся от достопримечательностей античности целым, впервые было представлено на схемах перед Периклом самим Фидием, самым известным скульптором, инженером и архитектором античности, чье имя дошло до наших дней.

Carole Raddato/flickr.com

Над созданием плана нового комплекса на холме трудился не только Фидий, под его началом работали лучшие и достойнейшие афинские зодчие того времени. История сохранила их имена – Мнесикл, Калликрат, Иктин и Архилох, помимо архитектуры зарабатывающий ещё и сатирической поэзией.

Его поэтическая деятельность известна нашим современникам намного лучше, чем его архитектурные труды, а ведь именно Архилох произвел большую часть инженерных расчетов для Парфенона – будущего основного здания из всего строящегося комплекса на холме, задуманного так, чтобы прогулка по Афинскому Акрополю всегда приводила именно к нему, к Парфенону.

Со времен этой глобальной застройки, инициированной Периклом, значительные изменения обходили Афинский Акрополь стороной, однако каждое историческое время стремилось найти зданиям на холме над Афинами свое применение.

К примеру, в V веке уже нашей эры, христиане превратили Парфенон в святилище Богоматери, а статую самой Афины вывезли в Константинополь, а после захвата греческой земли в XV веке турками, Парфенон из церкви превратили в мечеть и даже пристроили к сооружению минареты. Однако турки со временем оценили военные стратегические выгоды расположения холма, где находится Акрополь, и из мечети Парфенон стал арсеналом.

Впрочем, такой участи некоторые достопримечательности Акрополя, пережившие христианство, могли только позавидовать. К примеру, небольшой храм Ники Аптерос, игравший для христиан роль часовни, турками был разобран – из блоков возвели ряд дополнительных укреплений, а в Эрехтейоне, стоявшем чуть севернее Парфенона, расположился гарем.

В XVII веке, а именно в 1687 году, при осаде Афин с моря, прямое попадание пушечного ядра практически снесло центральную часть храма Афины Паллады, более того, венецианцы, попытавшись вывезти скульптуры из Парфенона, в спешке разбили большую их часть.

В XIX веке отличились британцы, а именно – дипломат ее Величества Томас Брюс Элджин, являвшийся 11-м графом Кинкардином и 7-м графом Элгином, знатоком искусства и одним из создателей античной коллекции Британского музея, его меценатом и попечителем. Этот «исключительной культуры» лорд приказал выломать и погрузить на корабли все, что было можно выломать физически.

Таким образом, в Британию уехали:

  1. Десятки метров фриза с метопами – то есть скульптурными композициями.
  2. Все, оставшиеся после венецианского грабежа статуи из Парфенона.
  3. Кариатида портика Эрехтейона.

В ходе освободительной греческой повстанческой войны против турок, тогда же, в XIX веке, чуть не погиб весь Афинский Акрополь, на карте могло не остаться даже самого холма. Турки предприняли попытку подрыва, которую предотвратил Костас Хормовитис, ставший национальным героем, имя которого и по сей день носят многие греческие улицы.

Однако, артобстрел с моря все же сильно навредил достопримечательности, при этом больше всех пострадал Эрехтейон, словно турки старались разрушить то здание, которое наиболее изменили и чаще всего использовали, превратив в гарем.

Практически с момента провозглашения независимости Греции от турок, началась реставрация и восстановление облика Афинского холма, а первая экскурсия по Афинскому Акрополю состоялась в конце XIX века.

Первое, о чем должен знать каждый турист, собравшийся увидеть собственными глазами достопримечательности Афинского холма, это то, что все стоящие на нем статуи и колонны – не оригиналы, а предмет трудов современных скульпторов, занимающихся реконструкцией. Чтобы увидеть настоящие скульптуры и все то, что находилось в храмах хотя бы со времен Перикла, ехать нужно не в Грецию, а в Лондон, Париж и Рим.

Находки археологов, являющиеся результатом работ с начала прошлого века, также не находятся под открытым небом. Они представлены в экспозициях музея Афинского Акрополя. Интересные факты об истории находок и их изучении, а также о курьезах на раскопках, расскажет местный экскурсовод.

Сегодня Афинский Акрополь это не только визитная карточка страны для туристов, и не просто холм, на котором можно осмотреть архитектурные полуразваленные достопримечательности, это целый историко-культурно-развлекательный комплекс, включающий в себя как и сам Акрополь, так и прилегающие к его холму памятники истории.

Территория комплекса открыта круглосуточно, более того, ночью жизнь здесь просто кипит. Хоть музеи по вечерам и закрывают до утра, но с наступлением сумерек включается изумительной красоты подсветка, а на холме Ареса собирается студенчество и молодежь со всего мира с гитарами и дешевым вином – к вниманию российской молодежи – пиво на этих тусовках не в чести.

Guillen Perez/flickr.com

В реконструированных руинах театра Диониса очень часто проходят выступления совершенно различного плана:

  • тут пели теноры с мировыми именами;
  • сюда приезжали различные лазерные и световые шоу;
  • здесь выступали простые уличные мимы в рамках различных фестивалей;
  • тут шли и идут спектакли греческих театров.

Эта площадка сохранила невероятную акустику и, безусловно, стоит занять место на полукруглой каменной скамье, которые, кстати, являются подлинными, поскольку театральную «яму», помнящую еще Сократа, раскопали только в прошлом веке, соответственно, растащить камни никто не успел. Театр Диониса и сегодня может вместить около 17 тысяч человек, все 67 рядов для зрителей полностью готовы их принять.

Carole Raddato/flickr.com

Помимо театра Диониса, есть еще одна историческая площадка, частично сохранившаяся со времен Перикла, а частично представляющая собой реконструкцию. Это – Одеон Герода Аттического, место, где проходили все городские собрания, где выступали политики, и где состоялось краткое обращение самого Перикла, по сути, сообщение гражданам о том, что последний перс покинул греческую землю, и пришло время для восстановления храмов на холме.

Robert Anders/flickr.com

Сейчас Одеон, так же как и при Перикле, рассчитан на 5000 человек, но внутрь можно пройти во время представлений лишь по билетам. Как правило, здесь выступают танцоры, например, достаточно часто приезжает с гастролями балет российского Большого театра.


Особого внимания при посещении комплекса заслуживает не до конца отреставрированный Эрехтейон. Этот большой храм, посвященный Посейдону и названный по имени царя Эрехтея, по утверждению мифов – сына бога морей, может похвастаться рядом реконструированных статуй и равномерной подсветкой в вечернее время, что открывает большие возможности для художественной фотографии.

Сегодня весь холм – огромная строительная площадка, причем реконструкция, реставрация и археологические изыскания ведутся одновременно и везде. Однако это выглядит очень аккуратно и ничуть не мешает ни туристическим автобусам с находящимися в них любопытными любителями древностей, ни самостоятельно прогуливающимся туристам, ни фотографам, ни выступающим артистам, ни кому-либо еще.

Как добраться?

Перед тем как добраться из аэропорта Афин ко входу в исторический комплекс, стоит подумать о том, что на осмотр всего что есть на холме и вблизи от него уйдет весь день, не считая того, что самое красивое и интересное здесь происходит после заката.

Brian Jeffery Beggerly/flickr.com

Поэтому, если приезжать непосредственно в Афины, стоит сначала определиться с отелем, но если нужно провести несколько часов между рейсами при транзите, тогда стоит воспользоваться одним из трех возможных способов покинуть аэропорт и посетить Афинский Акрополь:

  1. Автобус – его остановка находится между входами 4 и 5 аэропорта, номер X95, доехать нужно до конечной, до площади с громким названием SYNTAGMA. Билет стоит 5 евро, отходят автобусы каждые 20 минут, а плату за проезд принимает водитель. От площади нужно подняться в буквальном смысле вверх, пешком, по симпатичной брусчатке улицы Makrigianni. Заблудится невозможно – холм с Акрополем прекрасно видно и перепутать его с чем-то другим достаточно сложно.
  2. Метро – станция находится в самом аэропорту, ее просто отыскать по указателям, конечный пункт тот же – площадь SYNTAGMA. Ветка в аэропорту одна – синяя. Запутаться невозможно. Стоимость проезда – 8 евро, билеты в кассе метрополитена при входе на станцию. В греческом метро есть система «коллективного» билета и билета «туда-обратно». К примеру, билет «туда-обратно» стоит 14 евро, то есть, уже экономия в 2 евро. Чем больше едет людей вместе «туда-обратно», тем дешевле поездка. Доехав до площади можно или выйти и пройтись пешком по Афинским улочкам, или же пересесть на соседнюю красную ветку и проехать до станции ACROPOLI. То есть – до входа в музей и сам исторический комплекс.
  3. Такси – не самый бюджетный вариант, плюс только в том, что машина доставит прямо к ступеням входа в исторический комплекс. Стоянка таксистов расположилась между 2 и 3 входом в аэропорт. Стоимость составит 35 евро в дневное время, то есть с 5 утра до полуночи, и 50 евро для желающих прокатится ночью.

Видео: империи из камня – Акрополь, Афины, Греция.

Сколько стоит?

Около Нового музея Акрополя останавливается экскурсионный «паровозик». Это обзорная экскурсия, очень интересная и, что самое главное, позволяющая определится с тем, куда стоит пойти в первую очередь. Цена «паровозика» 6 евро, длительность мини-тура – 60-70 минут.

Стоимость посещения отдельных памятников иногда меняется, это зависит от нагрузки на них со стороны археологов и реставраторов, к примеру, если здание закрыто для посещений, то после открытия билет будет дороже, чем был до закрытия.

Однако, все очень демократично в целом, например, посетить стадион Панатинаикос, где проходили античные Олимпийские игры и другие состязания атлетов, стоит 3 евро.

Входной общий билет в комплекс стоит 12 евро, действует 4 дня с момента покупки, и включает право на посещение:

  • театра Диониса;
  • храма Зевса;
  • развалин библиотеки Адриан;
  • древнего античного кладбища – Керамик;
  • Парфенона;
  • Агор, как классической, так и поздней, так называемой римской.

В любой момент осмотр можно прервать и спуститься от входа в комплекс на утопающую в зелени и ресторанчиках на любой бюджет и вкус улицу Mnisikleous, с направлением ошибиться невозможно, нужно ориентироваться на виднеющуюся гору Ликавиттос, с которой улица и соединяет исторический комплекс Акрополя.

Перекусив, можно вернуться к осмотру, или же просто пойти гулять, ведь билет в Акрополь действителен четыре дня, неограниченное количество раз, такое «ограничение» делает посещение комплекса исключительно удобным и позволяет не устать при осмотре.

Акрополь - это название холма и выдающегося архитектурного ансамбля, на нём расположенного. На греческом написание «Акрополь» выглядит так: «Ακρόπολη». Обычно это слово переводят как «верхний город», «укрепленный город» или просто «крепость». Сначала гора использовалась как убежище. Впоследствии здесь существовал царский дворец и даже, если верить мифам, резиденция Тесея - победителя критского чудовища Минотавра.

С тех пор как на горе появился первый храм Афины, она стала считаться священной. Вокруг этой узкой скалы с тремя отвесными стенами разросся город Афины, сердце и душа которого находятся на святом Акрополе. С вершины горы столица Греции видна как на ладони. Также как из города отовсюду отлично видны постройки Акрополя, рядом с которым запрещены высокие строения.

В 1987 году афинский Акрополь внесен в список ЮНЕСКО как объект всемирного наследия. Эта организация в качестве своей эмблемы использует образ Парфенона.

Изображение афинского Акрополя узнают даже те, кто никогда не видел его воочию. Величайшее достижение древних греков заслуженно стало визитной карточкой Греции. Поселения на высоком скалистом холме с плоской вершиной были уже около 4000 лет до н.э. Архитектурно-исторический ансамбль Акрополя, развалины которого мы видим сейчас, создавался в основном в V веке до н.э. при полководце и великом греческом государственном деятеле Перикле. Он включал в себя:

  • Парфенон - главный храм. Построен в честь покровительницы полиса богини Афины.
  • Пропилеи - парадный вход на Акрополь
  • широкую мраморную лестницу
  • Пинакотеку - находилась слева от Пропилей
  • 12-метровую статую Афины-Воительницы, созданную скульптором Фидием из слоновой кости и золота
  • Нику-Аптерос - храм бескрылой Афины-Победительницы с алтарем перед ним. Алтарь разобрали турки в конце XVIII в., но в 1935 - 1936 годах он был воссоздан
  • Эрехтейон - храм, посвященный Афине и Посейдону. На одном из его портиков вместо колонн установлены знаменитые кариатиды.
  • святилище Зевса Полиея и другие.

Расположение строений на Акрополе

Фасад Пропилей, ведущая к ним широкая мраморная лестница и примыкающие постройки

Во II веке н. э. Герод Аттик возвел у подножия Акрополя грандиозный театр Одион.

Главными архитекторами Акрополя считаются Иктин и Калликрат, которые построили Парфенон, и Мнесикл - создатель Пропилеев. Отделкой и наблюдением за строительством вместе с Периклом занимался скульптор Фидий.

Л. Альма-Тадема (1836–1912). Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и его возлюбленной Аспасии, парфенонский фриз, 1868.

Парфенон переводят как «помещение для дев». По одному из предположений, в нём избранные девушки ткали легкую ткань для пеплоса - женской одежды без рукавов с множеством складок. Особый пеплос, расшитый узором, подносили богине Афине во время Панафиней - торжественных церемоний в ей честь.

Афина Парфенос

Разрушение Акрополя

Многовековой Акрополь претерпел неоднократные завоевания иных народов и влияние других культур. Это отражалось на его облике чаще всего не самым лучшим образом. Парфенону пришлось побывать католическим храмом и мусульманской мечетью. Был он и турецким пороховым складом, что сыграло трагическую роль в его судьбе.

Во время турецко-веницианской войны турки, надеясь, что христианин не станет палить по сооружению, которое несколько веков было христианским храмом, разместили в Парфеноне оружейные запасы и спрятали детей и женщин. Однако, 26 сентября 1687 года командующий веницианской армией приказал стрелять по Акрополю из пушек. Взрыв основательно разрушил центральную часть памятника.

Гравюра с изображением взрыва Парфенона


Джеймс Скин. Разрушенный Парфенон с остатками собора-мечети, 1838

Серьёзно страдал Акрополь из-за вандализма и бесцеремонного грабежа. Так на протяжении 1801-1811 годов британский посол в Османской империи лорд Томас Элгин вывез из Парфенона значительную часть древних греческих статуй и фриза в Англию, а затем продал в Британский музей.

Восстановление Акрополя

С 1834 года на территории Акрополя ведутся исследовательские и реставрационные работы. Особенно активно они производятся с конца XX века. В Афинах выстроен новый современный просторный музей. В его залах экспонируются археологические находки, обнаруженные в Акрополе. Среди них обломки фриза Парфенона, скульптуры, фигуры кариатид, статуи кор, куросов и Мосхофора (Тельценосца).

Новый музей Акрополя в Афинах

Мосхофор (Тельценосец) и «мальчик Крития», обнаруженные во время раскопок афинского Акрополя. Около 1865 года

Восстановить памятник полностью нереально, но с помощью современных цифровых технологий можно увидеть его величие с помощью 3D-реконструкции. Во время своего расцвета сооружения Акрополя, от зданий до статуй, были украшены разноцветным декором. Погрузиться в новую и одновременно старую расцвеченную реальность Древней Греции позволяет «Интерактивный тур по афинскому Акрополю», который открыт для публики с 24 марта 2018 года в «Θόλος ».

Иллюстрации

Варианты реконструкций в цвете


Самое сильное впечатление производит Акрополь. Полное погружение в глубь тысячелетий возможно только здесь, да еще на арене Олимпийского стадиона. Его глубокая подковообразная чаша, построенная в IV веке до нашей эры в ущелье лесистого холма, вмещает 70 тысяч зрителей. Стадион был полностью восстановлен при возрождении Олимпийских игр в 1896 году. С гулкой арены видны лишь крутые склоны мраморных трибун, а в разрыве между ними - старый городской парк. На афинском стадионе возникает удивительное ощущение пространства, желание двигаться, которое бывает на дне кратера или на льду запавшего в низине озера.

Акрополь, в переводе «верхний город», - укрепленное место храмовых сооружений. В гористой Элладе они возводились на высоких холмах. Современный облик афинского Акрополя сложился 23 столетия назад. Строительство велось после разрушительной войны с персами и вдохновлялось Периклом. Выдающейся оратор, оставаясь простым гражданином Афин, управлял республикой 30 лет. На входном билете в Акрополь помещен портрет Перикла и слова Плутарха о нем: «Он сделал город самым великим… поднялся над силой царей и тиранов… но не изменил своего положения ни на драхму».

Освободив родину и сделав Афины в 1833 году столицей, греки стали застраивать город к северу и востоку от Акрополя, за обрывистыми склонами холма, а западные подступы стали заповедным местом. Следы завоевателей были уничтожены, и только из книг можно узнать, что французские рыцари воздвигали при входе в Акрополь высокий замок, а турки строили бастионы и превращали храм Афины в мечеть. Теперь здесь только тысячелетние стены и первозданные рощи.

Расположение

Неповторимость Акрополя невозможно ощутить в отрыве от окружающей местности. Холм, на котором стоит Акрополь, сам по себе похож на чудо. Плоская вершина везде, кроме западного склона, окружена обрывами высотой до 80 метров. Они из голубоватого гранита с красными вкраплениями. На западе гранитный уступ переходит в мягко очерченный склон, покрытый рощами оливковых деревьев, пиний и кипарисов. Он спускается в долину и соседствует с лесистыми склонами противолежащего холма.

Эллины верили в то, что места для своих храмов (а они считались домами богов) боги избирают сами. Священным был не только храм, но в не меньшей мере и холм, на котором он стоял. Зодчие стремились постичь «божественный» выбор расположения храма, чтобы его постройкой придать гармоническую завершенность местности. Стены Акрополя сливаются со склонами скалы в единое целое. За счет этого увеличивается крутизна склонов, а стены кажутся очень высокими. В действительности они почти не выступают над вершиной холма. В архитектуре стен - повторение форм скалы: неравномерные уступы, сдвинутые плоскости, грани вертикальных складок. Ровный верхний срез стены без башен подчеркивает неожиданную плоскость вершины. На ней стоит храм Афины, издали похожий на светильник, с белыми снопами колонн и легким перекрытием сверху.

Акрополь на карте Афин

Афинский Акрополь сегодня

…Стоит только подняться на Акрополь, сразу нарушается иллюзия встречи с древней Элладой. На вершине - толпы туристов, щелканье фотоаппаратов, работы по реставрации. Лучше побродить по безлюдным рощам на склоне Акрополя, подняться на противолежащий холм Филопалпус. Некогда густо застроенный, он сохранил лишь развалины монумента на своей вершине, укрытую листвой часовню и остатки пещеры - предполагаемого места заточения и смерти Сократа. Нет ни души на тихих каменистых тропинках. Пустая часовня в рост человека, рядом скамья и горящий золотом осенний платан. Со скамьи Акрополь виден как на ладони. Вот он, древний первоочаг нашей культуры. Его стены видели людей, имена которых заставляют сильнее стучать сердце: Сократ, Аристотель, Александр Македонский… Где-то на этих склонах Сократ вписал самую первую и, наверное, самую важную фразу в книгу науки: «Истина рождается в споре». Этот спор, проведенный по правилам логики, был назван анализом.

Аристотель был обвинен в оскорблении богов и изгнан из Афин сразу после смерти своего могущественного ученика Александра Македонского. Бог у Аристотеля лишен всякого сходства с богами Олимпа: он лишь абстрактное первоначало мирового движения. В Акрополе запечатлено совсем иное понимание мира.

Парфенон — главное здание Акрополя

Главное здание Акрополя - , то есть храм Девы. Посвящен сначала нежеланной, но в дальнейшем любимой дочери Зевса Афине. Сцены появления ее на свет из головы Зевса были изображены на горельефах храма. Она широко известна как покровительница городов. Афина посадила оливу, покрывающую и ныне склоны Акрополя, давала государственные советы, ведала крепостными стенами, политическими союзами и войнами, врачеванием, науками и ремеслами, гордилась искусством ткать пряжу, но однажды, не сумев победить в ткаческом состязании смертную женщину Арахну, разорвала ее ткань, избила соперницу челноком и, так опозорив ее, превратила в паука.

Красота и престиж Афин не раз служили им защитой. Когда Александру Македонскому надо было штурмовать город, он не решился поднять на него меч, даже при отказе афинян выполнить его минимальные требования. В уже побежденной Элладе Афины оставались на привилегированном положении, а римляне даже продолжали украшать город. Например, они завершили постройку огромного храма Зевса, остатки которого сохранились и поныне. Духовным центром Афины оставались до VI века нашей эры, когда греческий (византийский) император Юстиниан запретил преподавание философии и риторики, а Парфенон был превращен в храм девы Марии.

Афинский Акрополь на фото



Афинский Парфенон — одна из главных достопримечательностей Греции

Акрополь – легендарный символ греческой столицы – города Афины. Частица истории, святыня, сыскавшая по всему миру невероятную славу. На городском холме возвышается культовый архитектурный комплекс, состоящий из нескольких укрепленных древнегреческих построек – в этом и есть весь Акрополь. Он, словно невидимая нить, связывает античную цивилизацию с современной Грецией. Акрополь – ценнейший исторический и культурный памятник, принадлежащий не только своей стране, но и всему миру. Полюбоваться на этот грандиозный комплекс ежегодно приезжают миллионы туристов и паломников со всех концов света.

Немного истории

История Акрополя берет свое начало в глубокой древности. Когда на территории легендарной Аттики появился новый город. В 15 веке до нашей эры здесь обосновалась резиденция микенских царей. В годы правления Писистрата в черте города был воздвигнут прекрасный храм, посвященный богине Афине – Гекатомпедон.

В 5 столетии до нашей эры большая часть Акрополя была разрушена персидскими воинами. К возрождению города приступили спустя 3 года при Перикле. В 15 веке Греция была завоевана Османской Империей. А многочисленные храмы древнего комплекса превратились в мечети. После того как Греция стала официально свободной (19 столетие), начались новые работы по реставрации и восстановлению облика Акрополя.

Постройки Акрополя

При входе на территорию архитектурного комплекса можно увидеть знаменитые ворота Пропилеи – детище известного древнегреческого архитектора Мнесикла. До нашего времени сохранилось лишь несколько белоснежных колонн и часть крыши. Экскурсия по священному городу начинается с южного склона холма. Здесь возвышается древнейший театр Греции – театр Диониса. В 5 столетии на его деревянных подмостках представляли свои творения знаменитые греческие драматурги – Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Сидения в зрительном зале также были из дерева. Сцена и лавки из мрамора появились только в 4 столетии до нашей эры. В настоящее время взору туристов открывается огромный зрительный зал в форме полукруга и часть полуразрушенного фасада. Во 2 тысячелетии до нашей эры, во времена правления Эвмена II, к театру Диониса был пристроен укрепленный портик. В изнуряющую жару или сильный холод зрители могли укрыться в нем. Сегодня это продолговатое каменное сооружение, «потрепанное» и пострадавшее от времени.

Следующим пунктом экскурсии является легенда Акрополя – священный храм богини Афины Парфенон. В свое время это было самое красивое сооружение комплекса, непревзойденный шедевр архитектурного искусства. В 6 веке до нашей эры на месте Парфенона был построен небольшой архаический храм. В 5 столетии до нашей эры на его развалинах выросло новое, прекрасное сооружение, выполненное из пентелийского мрамора белого цвета. Центральный зал храма украшала золотая богиня Афина – творение скульптора Фидия. Сейчас на территории Парфенона ведутся реставрационные работы, поэтому полюбоваться «останками» Древней Греции можно лишь снаружи. На сегодняшний день от храма осталась лишь его малая часть – несколько изящных античных колонн, возвышающихся на мощном мраморном фундаменте. Стены и крыша Парфенона практически не сохранились.

Эрехтейон и Ареопаг

Еще одной примечательной постройкой Акрополя является древний храм Эрехтейон, построенный в 5 веке до нашей эры, не уступающий по красоте даже Парфенону. В настоящее время от храма осталось лишь несколько колонн, оригинальный портик, украшенный скульптурами молодых девушек, несколько полуразрушенных стен.

Ареопаг – это место, где во времена Древней Греции восседал знаменитый античный суд. Здесь же появился первый городской парламент. Самое интересное, что здание суда было «вытесано» из священной скалы. На первый взгляд, кажется, будто оно является его частью, словно вырастает из-под земли. До наших дней сохранились малые «крохи» этой постройки, руины, в которых до сих пор витает «дух правосудия».

Широкой популярностью у туристов пользуется музей Акрополя. В его стенах можно узнать много интересного о древней цивилизации, царях-тиранах, истории города, греческой архитектуре и.т.д. Жемчужинами его экспозиции являются – Мосхофор, уникальная скульптура, датированная 6 тысячелетием до нашей эры. В центре композиции – юноша, приносящий в дар богине Афине «золотого» тельца. Коры – несколько изящных утонченных фигур, принадлежащих молодым девушкам. Скульптуры выполнены настолько реалистично, что можно разглядеть их прически, черты лица и даже складки на национальной одежде. Плиты фриза – прямоугольные пластины с изображением Олимпийских богов. На некоторых плитах можно увидеть целые сцены из древнегреческой мифологии. Кариатиды – статуи античных жриц храма Эрехтейон.

Как добраться?

Священный холм Афин находится в западной части столицы. Добраться до него можно на метро, воспользовавшись 2 его линией, двигаясь до станции Акрополь. А можно доехать на троллейбусе под номерами 15, 5 и 1 или на автобусе № 208, № 106, № 135, № Е22. Тем, кто решил совершить пешее путешествие, необходимо двигаться от центра столицы по улице Dionysiou Areopagitou, прямо никуда не сворачивая. Акрополь открыт для посещений ежедневно с 8-00 до 18-00 ч. Стоимость билета – 12 евро.

Адрес: Афины 105 58, Греция

Телефон: +30 21 0321 4172

Официальный сайт



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме