Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие есть точные науки. Точные науки – какие они

К точным наукам относится математика, от начала и до конца выдуманная человеком и основанная на полностью абстрактных понятиях. Что такое число 1? В природе его нет. Есть предметы, к которым относится это понятие, например, один кирпич или один стул. Что общего между кирпичом и стулом, где в них число 1? Числа придуманы человеком для облегчения познания объективной части реальности и не существуют нигде, кроме его разума. Другими словами, числа не существуют в материальном мире объективной части реальности. Очень распространённое заблуждение состоит в том, что математика объективна для материального мира, что она каким-то образом существует в этом самом материальном мире. Это не так. Чисел нет в природе, они не являются свойством материальных тел. Числа (и вся математика в целом) служит инструментом, придуманным человеком для познания материального мира объективной реальности. Математика является примером интерсубъективности, но, тем не менее, имеет субъективную природу своего существования.

Математика очень мощный инструмент. В ней существуют десятки направлений, каждое из которых имеет просто бесценное значение для познания Реальности. Возьмём, например, теорию вероятности. Подбросим монетку, что выпадет, орёл или решка? Никто не знает, и математика в том числе, так как это случайное равновероятное событие. Но подбросим монетку миллион раз, и тогда математик может сказать, что с большой вероятностью (почти наверняка) орлов будет от 300000 до 600000. Конечно, это не точное значение, но примечателен тот факт, что казавшееся ранее абсолютно случайным событие приобретает вполне вычисляемый результат. А если бросить бесконечное количество раз, тогда ровно половина будет орлов и половина решек. Результат предсказуем. Так как же сочетается предсказуемость и случайность? А вот это и позволяет познать теория вероятности. И прежде чем говорить о боге, о предопределённости, о судьбе, о других вещах подобного рода, нужно сначала изучить теорию вероятности и посмотреть, может быть это не судьба, а обычная сложная математика.

Естественные науки занимаются тем, что пытаются познать материальный мир, применяя для этого математический аппарат. Причем делают это просто великолепно, например, я набираю этот текст на очень мощном компьютере, который без науки просто не мог бы существовать. Однако, всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Если бы математика так же хорошо описывала весь материальный мир, как это получается при простом пересчёте пальцев на руках, тогда бы в естественных науках просто не было бы необходимости. Применение математического инструмента связано с большими сложностями корреляции результатов вычислений и научных экспериментов. Для этого вводятся различные коэффициенты, применяются численные и вероятностные методы. Существует большой раздел прикладной математики. Так что сама по себе математика не может точно описать реальный материальный мир даже количественно, только в пределах погрешностей, часто даже не выводимых математически. А про описание сути объектов и явлений, не может быть и речи.

К точным наукам принято относить такие науки, как химия, физика, астрономия, математика, информатика. Так исторически сложилось, что точные науки главным образом уделяли внимание неживой природе. В последнее время говорят о том, что и наука о живой природе, биология, сможет стать точной, поскольку в ней все чаще применяются те же методы, что , физике и т.д. Уже сейчас есть точный раздел, относящийся к точным наукам, - генетика.

Математика - фундаментальная наука, на которую опирается множество других наук. Она считается точной, хотя иногда в доказательствах теорем используются допущения, которые доказательству не подлежат.

Информатика - о способах получения, накопления, хранения, передачи, преобразования, защиты и использования информации. Поскольку это все позволяют осуществлять компьютеры, информатика связана с вычислительной техникой. Она включает различные относящиеся к обработке информации дисциплины, такие как разработка языков программирования, анализ алгоритмов и т.д.

Что отличает точные науки

Точные науки изучают точные закономерности, явления и объекты природы, которые можно измерять с помощью установленных методов, приборов и описывать с помощью четко определенных понятий. Гипотезы основываются на экспериментах и логических рассуждениях и строго проверяются.

Точные науки обычно имеют дело с численными значениями, формулами, однозначными выводами. Если взять, например, физику, законы природы действуют в равных условиях одинаково. В гуманитарных же науках, таких как философия, социология, каждый человек может иметь свое мнение по большинству вопросов и обосновывать его, но доказать, что это мнение единственно правильное, он вряд ли сможет. В гуманитарных дисциплинах сильно выражен фактор субъективности. Результаты измерений точных наук можно проверить, т.е. они объективны.

Суть точных наук можно хорошо понять на примере информатики и программирования, где применяется алгоритм «если - то - иначе». Алгоритм подразумевает четкую последовательность действий для достижения конкретного результата.

Ученые и исследователи продолжают делать все новые открытия в различных областях, многие явления и процессы на планете Земля и во вселенной остаются неизученными. Ввиду этого можно предположить, что даже любая гуманитарная наука могла бы стать точной, если бы существовали методы, позволяющие раскрыть и доказать все пока необъяснимые закономерности. А пока люди просто не владеют такими методами, поэтому им приходится довольствоваться рассуждениями и делать выводы на основе полученного опыта и наблюдений.

Изучением человеческого языка в целом занимается языкознание (син. языковедение и лингвистика). Внутри этой научной дисциплины выделяются: частное языкознание, занимающееся отдельным языком или группой родственных, например, славянских; общее языкознание, изучающее природу языка, и прикладное языкознание, которое решает практические задачи носителей языка, к примеру, автоматизированный перевод.

Инструкция

В настоящее время языкознание включает в себя множество разделов и подразделов, которые исследуют языковую систему с различных точек зрения, изучая лексику, грамматику, фонетику, морфологию и т.д. Язык исследуется в аспектах антропологии (человеческого фактора – история, быт, традиции, культура), когнитивизма (соотношение языка и сознания), прагматизма и т.д.

Лексикология проводит исследование в области различных языковых пластов внутри отдельно взятого языка, к примеру, фразеологический состав языка – пословицы, поговорки, устойчивые выражения и т.д. Отдельно рассматриваются профессиональный сленг – термины и жаргон отдельных субкультур и слоев населения – тюремный, молодежный и т.д. Лексикология занимается языковыми явлениями, такими как , и прочими. Все это объединяется общим термином – словарный состав языка.

Лексикология очень тесно связана со , которая изучает в основном не отдельно взятые слова и выражения, а функциональное применение языка, выделяя особенности языковых высказываний. Стилистика исследует язык политиков, журналистов, писателей, медиков и представителей других . Ученые ищут на вопрос, чем язык отличается от устной и письменной речи, в аспекте стиля. Стилистика косвенно служит образовательным целям, демонстрируя выразительные языковые средства и разъясняя способы их применения. Таким образом, стилистика соприкасается с прикладной дисциплиной – культура речи.

В отдельный раздел языкознания выделяется грамматика. Целью раздела является изучение строя языка. В задачи грамматики входит описание способов образования слов, склонения, глаголов, образование времен и т.д. Эти задачи обуславливают появление двух подразделов грамматики: синтаксиса и морфологии. Синтаксис исследует законы построения предложения, сочетание слов в словосочетании. Морфология изучает абстрактные единицы языка под названием «морфема», которые не являются самостоятельными, а входят в

Все мы, попадая в школу, затем в ВУЗ, не задумываемся над тем, что обычному человеку дается лишь малая часть основ разных наук. На самом деле, этих самых наук существует множество. Чтобы разобраться, какие есть науки, нужно сначала выяснить, как они классифицируются и на какие группы делятся.

Виды наук

Мы попытаемся представить вам наиболее распространенную карту наук. Все существующие системы знаний по определенной теме, подразделяются всего лишь на три группы. Это:

  • Естественные
  • Гуманитарные
  • Формальные науки

Каждая группа содержит огромный пласт подразделов, который, в свою очередь расслаивается на еще более узкие специализации. Мы назовем лишь базовые, так как перечислить, какие существуют науки будет достаточно трудоемко.

Естественные науки

К естественным наукам относятся: физика, география, химия, биология и все, что может каким-то образом влиять на человека. Их парадоксальность заключается в том, что почти невозможно найти в этой группе наук хотя бы одну, которая точно и полно характеризовала бы собой весь этот ряд. Например, география тяготеет и даже перекликается с экономикой и социологией. Вспомните, что география включает в себя разделы об экономическом процветании государств, связь его с наличием полезных ресурсов и ископаемых.

Какие науки изучают человека? Из естественных наук это биология, точнее, ее подраздел. Большинство же наук о человеке попадает в следующую группу – гуманитарных.

В целом, общий стержень естественных наук – это описывание реальных, существующих явлений, фрагментов или элементов действительности, но отнюдь не оценивание их.

Гуманитарные науки

Это также широкий пласт наук. К ним относятся социальные и типично гуманитарные науки.

Социальные науки включают в себя экономику, социологию, политологию, и другие. Эти науки описывают действия, события, и они же оценивают их. Однако они не имеют четкую черно-белую картину восприятия. Их оценка, скорее, сравнительная, нежели абсолютная.

А какие науки гуманитарные? Это история, психология, лингвистика. Весь ряд наук сплошь пестрит абсолютными, но динамично-развивающимися категориями. Например, они четко обозначают временные параметры (что было, что есть или что будет), и стремятся дать абсолютную оценку изучаемым фактам и категориям.

Есть еще подраздел гуманитарных наук, который совсем немного, но стоит особняком. Это науки, формирующие восприятие и дающие оценку. К ним относятся искусствоведение, этика и подобные им.

Формальные науки

Здесь все предельно ясно. К формальным наукам относятся логика, математика, статистика, информатика. Эта категория наук имеет четкие термины, единственно принятые стандарты и понятия.

Эти категории наук понятны, однако не все исследователи согласны с подобной классификацией. Например, можно подразделить весь этот объем знаний по критериям, оценивающим близость науки к человеку. Какие науки изучают общество, а какие – абстрактные вещи? Здесь возможны разные варианты, благо, есть где разгуляться, учитывая тот факт, что наук, которые изучает человек более 20 тысяч.

» статьёй ««. Где мы чётко и ясно выявим, в чём это отличие. А также определим, как это относится к детям, и, как всегда, как это исправить.

Отличие гуманитарных и точных наук — камень преткновения во многих спорах. Кто-то доказывает, что физики лучше. Кто-то — что поэты. Кому-то нравятся инженеры, кому-то философы. Кто-то в восторге от химиков, кому-то по душе психологи. Как видите, разброс здесь в основном по личным предпочтениям.

НО! Есть важное отличие гуманитарных и точных наук, которое лежит в основе успеха в профессиональной деятельности. Не на 100 %, но на добрых 20, а то и 30 %. А повысить успешность ребёнка (да и взрослого) в будущем на 20-30 % — это стоит того, чтобы немного потренироваться.

Итак, не будем тянуть долго кота за то, что свисает.

Отличие гуманитарных сфер деятельности и точных очень просто и лежит в основе обучения:

  1. В сфере гуманитарной люди НЕ УЧАТСЯ заново переделывать работу, добиваясь нужного результата.
  2. В сфере точной люди УЧАТСЯ заново переделывать работу с целью добиться нужного результата.

Как мы это выяснили? Очень просто — путём наблюдения. Так, например, дети ходят в художественную школу. Они рисуют, раскрашивают, лепят. И, что интересно, практически все и всегда НЕ УЧАТСЯ заново переделывать работу, если та не получилась.

Рисунок поправляет учитель, рисунок поправляет ученик, разные методы применяются, чтобы исправить то, что есть, чтобы это выглядело приемлемо. Но рисунок не переделывается заново так, чтобы он соответствовал задуманному.

Рассмотрим эту тенденцию на других гуманитарных науках.

Литература, история, экология, психология… В этих науках даже нет места, где можно переделать что-то.

Не получился опыт на обезьянах? Сделаем вид, что так и задумано, и напишем статью.

Нужно, чтобы племя древних людей сначала изобрело огонь, а потом каменный топор? Да пожалуйста, легко.

Есть грязное озеро? Придумаем сотни способов, как исправить. Но ни одного, как не допустить появления грязи.

Рассмотрев примеры, можно вывести общую закономерность:

В гуманитарных науках точность не нужна.

Поэтому её и не тренируют. Поэтому нет нужды переделывать работу раз за разом. А в сфере точных наук точность важна — и её тренируют.

Итак, есть два шага:

  1. Представить и расчитать, как что-то должно выглядеть.
  2. Воплотить это.

И на втором шаге точные науки работают, работают и работают, чтобы получить то, что в шаге первом. Это и есть точность .

Так, если у инженера ошибка в расчёте, он не приделает бантик к чертежу. Он переделает расчёты столько раз, чтобы мост выдержал нагрузки.

Если у физика не сходится результат опытов, он будет переделывать опыт столько раз, чтобы получилость то, что надо. Но не будет приписывать пару цветочков и надеятся, что ошибку не заметят.

Строитель, если у него не получилась стенка, будет переделывать и переделывать, пока прораб не будет доволен. Бывают, конечно, халтурщики, но они есть везде 🙂

Повар будет добиваться нужного вкуса блюда, электрик — нужного напряжения, изобретатель — нужного изобретения, бухгалтер — чтобы все цифры сошлись и так далее.

Как видите, точные науки — это не только «высшие», неприменимые. Это любая деятельность, где люди ставят целью точность . А для этого нужны повторения, которых меньше и меньше становится с ростом мастерства.

Интересно, что с этой точки зрения композитор — работник гуманитарный, он воплощает то, что в уме, как может, настолько точно, как хочет. А вот музыкант-исполнитель (певец и т.д.) — работник точных сфер, он выполняет все инструкции композитора в точности и добивается максимальной повторяемости результата.

Итак, в чём суть с детьми.

Человек, не учивший достигать точности, не умеет переделывать работу.

У него просто отсутствует навык . Что порождает проблему, когда жизнь ставит требование «точность! » А такое происходит чаще, чем хотелось бы тем, кто не умеет повторно переделывать работу.

Вот здесь мы подходим к нашим 20-30 % эффективности.

Эффективность можно повысить, научившись повторно переделывать работу столько раз, чтобы добиться задуманного результата. Как научиться? Элементарно — переделывая работу столько раз, сколько нужно для достижения запланированной точности.

Согласны, сложно. Но — можно.

Особенно лего это тем, то по-настоящему хочет повысить эффективность 🙂

Удачного достижения точности!

Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт.

Непосредственная цель науки – постижение объективной истины, полученной как результат знаний об объективном и о субъективном мире.

Задачи науки: собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; систематизация полученных знаний; объяснение сущности явлений и процессов; прогнозирование событий, явлений и процессов; установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, социальные и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

    о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, и проч.);

    Земле (геология, геофизика, и др.);

    физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

    человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (радиотехника, электротехника и проч.).

социальные науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология,).

2. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

В основе их различия лежат определенные типы отношения объекта и субъекта в естественных и социально-гуманитарных науках. В первых присутствует четкое отделение объекта от субъекта, иногда доведенное до абсолютного; при этом все внимание исследователя сосредоточенно на объекте. В социальных и гуманитарных науках такое разделение принципиально невозможно, поскольку в них субъект и объект слиты воедино в одном предмете. Проблемы подобных взаимоотношений исследовались английским писателем и ученым Ч. Сноу.

Предметная область науки включает:

· систему знаний о природе - естествознание (естественные науки);

· систему знаний о позитивно значимых ценностях бытия человека, социальных слоев, государства, человечества (гуманитарные науки).

Естественные науки являются составной частью естественнонаучной культуры, а гуманитарные соответственно гуманитарной культуры.

Естественнонаучная культура - это: совокупный исторический объем знания о природе и обществе; объем знания о конкретных видах и сферах бытия, который в сокращенно-концентрированной форме актуализирован и доступен изложению;усвоенное человеком содержание накопленного и актуализированного знания о природе и обществе.

Гуманитарная культура - это: совокупный исторический объем знания философии, религиоведения, юриспруденции, этики, искусствознания, педагогики, литературоведения и других наук;системообразующие ценности гуманитарного знания (гуманизм, идеалы красоты, совершенства, свободы, добра и т. п.).

Специфика естественнонаучной культуры: знания о природе отличаются высокой степенью объективности и достоверности (истинности). Кроме того, это глубоко специализированное знание.

Специфика гуманитарной культуры: системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. Проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценки полезности этого знания познающим или потребляющим субъектом. При этом не исключается возможность толкований, противоречащих реальным свойствам объектов, насыщенность теми или иными идеалами и проектами будущего.

Взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур заключается в следующем: имеют общую культурную основу, являются основополагающими элементами единой системы знаний;представляют собой высшую форму человеческих знаний; взаимно координируют в историко-культурном процессе; стимулируют появление новых междисциплинарных отраслей знания на стыках естественных и гуманитарных наук.

Человек является основным звеном связи всех наук



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме