Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Для чего нужны испытательные лаборатории. Аккредитация лаборатории - необходимая процедура

В стандарте ГОСТ ИСО/МЭК 17011 аккредитация определена как «…подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия, служащее официальным свидетельством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия».

В данном случае мы понимаем под «органом по оценке соответствия» испытательную лабораторию, провайдера проверок квалификации, производителя стандартных образцов.

ААЦ «Аналитика» осуществляет деятельность по аккредитации органов по оценке соответствия на основании Устава, зарегистрированного Минюстом РФ, где аккредитация определена в качестве основного вида деятельности ААЦ «Аналитика».

С 2009 года ААЦ «Аналитика» является участником Многостороннего соглашения о взаимном признании эквивалентности результатов аккредитации, которое поддерживается Международной организацией по аккредитации лабораторий (ILAC).

Международное Соглашение (Договоренность) о взаимном признании - это документ, в рамках которого все подписанты Соглашения на основе взаимного доверия признают результаты работ по аккредитации других подписантов в рамках своей области признания. Области признания каждого участника (испытания; калибровка; ISO 15189; инспекции; производство стандартных образцов; услуги провайдеров проверки квалификации) указаны в Свидетельстве о признании каждого подписанта. У ААЦ «Аналитика» это испытательные лаборатории, производители стандартных образцов и провайдеры МСИ. Полный текст Соглашения (Договоренности) АПЛАК , перевод которого согласован и осуществлен совместно ААЦ «Аналитика» и Росаккредитацией (участник Соглашения АПЛАК с 2017 г, область признания - калибровочные и испытательный лаборатории).

APAC mutural recognition arrangement

APLAC mutural recognition arrangement

Ассоциация «Аналитика» не предоставляет никаким заявителям никаких особых условий проведения работ по аккредитации. Членство в каких-либо организациях, форма собственности, организационные особенности и т.п. не дают права на особый подход при проведении аккредитации.
Для получения аккредитации в Органе по аккредитации ААЦ «Аналитика» юридическое лицо, желающее аккредитовать свой орган по оценке соответствия («заявитель»), должно ясно и недвусмысленно изложить своё намерение и взять на себя определённые обязательства.
Для этого заявитель оформляет:

1. Для аккредитации лаборатории:

1.1. Для аккредитации лаборатории по ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (ISO/IEC 17025:2017):

К Заявке прилагается:

  • Руководство по качеству лаборатории или иные документы, описывающие систему менеджмента лаборатории;

1.2. Для аккредитации лаборатории по старой версии ISO/IEC 17025:2005 (заявки принимаются до 2 квартала 2019 года, см. Официальное заявление Органа по аккредитации)

К Заявке прилагается:

  • (в случае если орган по оценке соответствия является подразделением юридического лица);

2. Для аккредитации Производителя стандартных образцов (ПСО):

К Заявке прилагается:

  • Устав юридического лица (копия)
  • (в случае если орган по оценке соответствия является подразделением юридического лица);
  • (испытательной лаборатории или производителя стандартных образцов или провайдера проверок квалификации);

Внимание, вышла новая версия

3. Для аккредитации Провайдера проверок квалификации:

К Заявке прилагается:

  • Устав юридического лица (копия)
  • (в случае если орган по оценке соответствия является подразделением юридического лица);
  • Образцы программ, реализуемых Провайдером проверок квалификации.

Как проходит аккредитация

Заявка может быть отклонена в следующих случаях:

  • заявка не содержит необходимых (достоверных) сведений о заявителе;
  • форма заявки не соответствует установленному образцу;
  • отсутствует описание области аккредитации или область аккредитации не соответствует области деятельности Органа по аккредитации.

Работы по аккредитации Ассоциация «Аналитика» проводит в два этапа:

Первый эта п – экспертиза представленных заявителем документов. Этап завершается направлением заявителю Заключения, содержащего решение о дальнейшем проведении работ.

Второй этап - оценка органа по оценке соответствия на месте его расположения. Этап завершается оформлением акта, содержащего рекомендации экспертной группы о возможности аккредитации органа по оценке соответствия. Акт представляется на рассмотрение в орган по аккредитации, который и принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.

Основанием для начала работ по аккредитации является договор, заключённый между заявителем и ААЦ «Аналитика».

В своей деятельности Орган по аккредитации ААЦ «Аналитика» руководствуется документами:

  • ГОСТ ИСО/МЭК 17011 «Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия» ;
  • ГОСТ ISO/IEC 17043-2013 «Оценка соответствия. Основные требования к проведению проверки квалификации» ;
  • ГОСТ ISO Guide 34-2014 «Общие требования к компетентности изготовителей стандартных образцов» ;

При аккредитации испытательных лабораторий, помимо стандарта ГОСТ ИСО/МЭК 17025, применяются:

  • ГОСТ Р 53701-2009 «Руководство по применению ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025 в лабораториях, применяющих органолептический анализ» ;
  • ГОСТ Р 52960-2008 Аккредитация судебно-экспертных лабораторий ;
  • ГОСТ Р ИСО 15189-2009 «Лаборатории медицинские. Частные требования к качеству и компетентности» для медицинских лабораторий ;

При аккредитации производителей стандартных образцов, помимо ГОСТ ISO Guide 34-2014, применяются:

  • Руководство ИЛАК-G12:2000 Руководство по оценке компетентности производителей стандартных образцов;
  • Документы, описывающие методики испытаний;
  • Документы, на которые ссылаются любые указанные выше документы.

При аккредитации провайдеров проверок квалификации, помимо ГОСТ ISO/IEC 17043-2013, применяются:

  • Политика Органа по аккредитации Ассоциации «Аналитика» по аккредитации провайдеров проверок квалификации;
  • Документы, описывающие методики испытаний;
  • Документы, на которые ссылаются любые указанные выше документы.
  • ИСО 13528-2011. Статистические методы. Руководство по использованию оценок повторяемости, воспроизводимости и правильности при оценке неопределённости измерений

В соответствии с правилами Органа по аккредитации заявителю, подавшему заявку на аккредитацию, не гарантируется получение аккредитации.

Орган по аккредитации оставляет за собой право отказать заявителю в аккредитации органа по оценке соответствия, если он не соответствует требованиям стандарта, устанавливающего требования к органу по оценке соответствия, или не сумел продемонстрировать своей компетентности при проведении работ в заявленной области аккредитации.

В случаях, когда в процессе аккредитации лаборатории предлагается провести работу по устранению выявленных несоответствий, лаборатория обязана представить соответствующий .

В случае положительного решения об аккредитации заявитель получает . Аттестат аккредитации оформляется на срок не более пяти лет. Аккредитованные органы по оценке соответствия должны следовать при ссылках на статус аккредитации.

Аккредитованные органы по оценке соответствия в течение всего срока действия аттестата аккредитации обязаны проходить ежегодный инспекционный контроль за их деятельностью со стороны Органа по аккредитации.

Аккредитованные органы по оценке соответствия имеют право:

На продление аккредитации по истечению срока действия аттестата аккредитации при условии своевременной подачи заявки на аккредитацию (за 3 месяца до истечения срока действия аттестата аккредитации);

На расширение области аккредитации (аккредитация в дополнительной области) в течение срока действия аттестата аккредитации.

Для расширения области аккредитации необходимо .

Решения Органа по аккредитации могут быть обжалованы путём подачи апелляции или претензии.

Действия аккредитованных органов по оценке соответствия могут быть обжалованы путём подачи претензий в орган по аккредитации.

14-02-2014 Для чего нужна аккредитация лабораторий

Само значение слова аккредитация означает формальное подтверждение соотношения поставленного объекта установленным образцам. Аккредитацию проходят различные организации или услуги. Сама аккредитация лабораторий выполняется только добровольно, то есть этому процессу подвергаются только лаборатории, которые сами этого хотят. Очень важный момент - равноправность, чтобы ко всем без исключения лабораториям были поставлены одинаковые требования, соответствующие принятым стандартам (ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009).

Экспертные организации работают по трем важным линиям: - исполнение работы аккредитации лабораторий (аналитических и испытательных); - проведение переаккредитации; - наблюдение за их деятельностью после этого;

Целями этой аккредитации заключаются в: - гарантировании только правдивых измерений; - заверение компетентности; - обеспечение уверенности и доверия к деятельности заинтересованных лиц (продавцы, покупатели, изготовители); - организации нужных условий для признания их достижений;

Для аккредитации лабораторий экспертные группы действуют с такими органами, как Управление Роспотребнадзора, Ростехнадзора, центрами гигиены и эпидемиологии и другими.

Аккредитация лаборатории - это крайне важный факт, доказывающий техническую осведомленность и гарантирует использование результатов в судебных и любых других инстанциях. В дальнейшем аккредитованная лаборатория имеет право на оказание денежных услуг различным организациям.

Кроме того, эксперты проводят введение новых технологий для лабораторной практики. Аккредитирование лабораторий дает возможность воспользоваться этими рекомендациями для новых разработок и уже самостоятельно оценивать измерения, их результаты.

В июле 2010 года был принят новый приказ, который явился утверждением реестра услуг в сфере охраны труда, которым нужна аккредитация. Экспертные организации стали выполнять не только аккредитацию лабораторий, но и аттестацию рабочих мест. Сотрудничество с органами радиационного контроля (САРК) делает необходимым положительное заключение, которое выдается по сокращенной процедуре. Таким образом, радиологический контроль включается в аккредитацию.

Сотрудничая с профессионалами своего дела, вы легко сможете укрепить собственные позиции и личный авторитет. Квалифицированный персонал экспертов окажет услуги на высочайшем техническом уровне, применяя только самые современные и прогрессивные способы и технологии. При этом, гарантировано полное соответствие со стандартами и требованиями нормативных свидетельств и документов.

Аккредитация лабораторий на право поверки и калибровки

В соответствии с Федеральным Законом №412, деятельность, связанная с аккредитацией организаций на право проведения поверки/калибровки средств измерений, передана в Федеральное агентство по аккредитации. Чтобы аккредитовать лабораторию, необходимо обязательно ссылаться на критерии, предъявляемые к заказчику в профильной нормативной документации. Кроме того, при проведении комплексной подготовки (как самой организации, так и сотрудников, которые будут работать в профильной сфере) важно уделить особое внимание каждому пункту государственных требований. Невыполнение установленных чиновниками правил может привести к безуспешности процедуры аккредитации лаборатории на право поверки/калибровки СИ.

Компания «ТЕХЭТАЛОН» предлагает потенциальным клиентам услуги помощи в прохождении процедуры аккредитации лаборатории на право поверки и калибровки средств измерений. Результатом сотрудничества с нашими специалистами станет получение специального аттестата, подтверждающего право на проведение работ по калибровке и поверке СИ.

Положительное урегулирование вопросов, связанных с поверкой, гарантируется благодаря большому опыту в оформлении и получении полного набора разрешительных документов для аккредитации. Работы выполняются в заранее согласованные с заказчиком сроки.

Окончательная стоимость услуг, связанных с аккредитацией на право поверки и калибровки, определяется сразу же после того, как наши специалисты ознакомятся с текущим положением дел. Мы обязательно проверим внутреннюю документацию, готовность кадров к выполнению подобных работ и так далее.

Особенности аккредитации на право калибровки

Чтобы аккредитовать ваших сотрудников на право проводить калибровку оборудования, специалисты нашей компании будут действовать в три этапа:

  • подробный анализ текущего положения дел в компании-заказчике. По мере необходимости, каждого клиента мы проконсультируем касательно требований к соискателю аккредитации;
  • подробный анализ, разработка и сбор полного пакета профильных документов, которые требуются государственными органами для подачи заявки на аккредитацию. Все полученные от заказчика бумаги передаются представителям Федеральной службы по аккредитации в сроки, установленные законодательством. На том же этапе мы подготовим саму организацию к аттестации на калибровку. Ваши штатные специалисты будут проконсультированы, а оборудование будет настроено в соответствии с нормативными требованиями;
  • сдача всех необходимых документов в Федеральную службу по аккредитации, после чего организация-заявитель проходит обязательную процедуру выездной экспертизы, которая устанавливает степень готовности лаборатории к проведению работ. Итоговым результатом сотрудничества является получение официального аттестата, позволяющего проводить калибровку оборудования.

Окончательная стоимость услуг нашей компании оговаривается в индивидуальном порядке. Минимальные расценки - 268 тысяч рублей. Мы предлагаем вам поэтапную схему оплаты. Заказчику также потребуется передать две тысячи рублей для оплаты государственной пошлины.

Все остальные расходы напрямую зависят от того, есть ли у вашей организации опытная команда специалистов, соответствует ли внутренняя документация, связанная с менеджментом качества, требованиям законодательства и так далее. Расходы на получение официальной лицензии будут ниже в том случае, если компания предварительно проведет комплексную подготовку на прохождение аккредитации. Среднестатистический срок выполнения работ по получению лицензии варьируется в пределах от одного до двух с половиной месяцев. Среднестатистический срок выполнения работ при обращении в Федеральную службу по аккредитации находится в аналогичных пределах.

Список документов, которые нужно передать для аккредитации

Для успешного урегулирования вопросов, связанных с аккредитацией на право калибровки, компания должна передать следующий набор документов:

  • руководство по качеству, а также другие ссылающиеся на него документы;
  • документация, подтверждающая квалификацию сотрудников, согласно критериев п. 44 приказа Минэкономразвития № 326 от 30.05.2014 г.
  • копия документации (включая бумаги в электронной форме), которые подтверждают соответствие заявителя указанным в нормативных требованиях критериям аккредитации. Сюда добавляется пакет документов, утвержденный специальным распоряжением ФСА.

По мере необходимости, каждый потенциальный клиент может получить индивидуальную консультацию. На любом этапе выполнения работ, сотрудники нашей компании, готовы представить детализированные отчеты о выполненных работах.

Аккредитация испытательной лаборатории

Аккредитация на право поверки измерительного оборудования

Помимо аккредитации на калибровку, мы также готовы предложить потенциальным заказчикам услуги, связанные с получением аккредитации лаборатории на право проведения поверки СИ . Положительный результат гарантируется благодаря тому, что над вашим заказом работают профильные специалисты, успешно выполнившие несколько сотен аналогичных заказов.

Обратите внимание! Стоимость услуг, указанная на нашем сайте, не является окончательной. Полная сумма составляется в индивидуальном порядке. Цена зависит от текущего состояния дел в организации, выступившей в качестве заказчика.

Аккредитация на право поверки также включает в себя следующие этапы:

  • подробный анализ документации, а также общей ситуации в компании-заказчике. В зависимости от сложности конкретного случая, клиенту предоставляются развернутые индивидуальные консультации, в которых специалисты подскажут правильный порядок действий;
  • подготовка полного пакета документов , перечень которых указан на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации, а также в профильном законодательстве. Данный этап дополнительно предусматривает комплексную подготовку самой компании к выполнению профильных услуг в сфере поверки оборудования. Проводится квалифицированная подготовка специалистов, настройка оборудования для выполнения таких работ и так далее;
  • отправка собранного пакета документов в орган ФСА, после чего сотрудники нашей компании окажут полную поддержку при прохождении выездной комиссии, которая проверяет степень готовности лаборатории к проведению работ по поверке СИ.

Итоговым результатом оформления заказа у нас является получение официального разрешения на выполнение работ по поверке измерительного оборудования различного предназначения и уровня сложности.

Минимальная стоимость выполнения работ составляет 268 тысяч рублей. Окончательная сумма зависит от текущего состояния фирмы-заявителя на момент обращения к нам. Оплата может производиться по поэтапной схеме. Величина пошлины составляет две тысячи рублей. Она оплачивается отдельно.

Остальные расходы, как и в случае с калибровкой, также будут зависеть от качества предварительной подготовки к прохождению аттестации. Дополнительные расходы могут быть связаны с необходимостью закупки профильного оборудования для выполнения работ, обучения будущих специалистов и так далее.

Соответственно, чем лучше подготовка, тем меньше денег придется потратить. Среднестатистический срок выполнения обязательств по помощи в аккредитации составляет 1-2.5 месяца. Аналогичное количество времени может потратить и на прохождение аккредитации в органах ФСА.

Чтобы успешно пройти аккредитацию в профильном органе, необходимо разработать и подготовить следующий набор документов:

  • руководство по качеств у и другие документы, ссылающиеся на него;
  • документация, подтверждающая квалификацию специалистов и их опыт работы, согласно критериев п. 44 приказа Минэкономразвития № 326 от 30.05.2014;
  • документация, подтверждающая право собственности или временного владения технических помещений, аппаратуры, технических ресурсов, которые требуются для проведения работ по поверке СИ , с учетом требований, установленных в нормативно-правовой документации. При проверке материально-технической базы дополнительно ссылаются на документацию в сфере стандартизации и другие бумаги, перечень которых изложен в заявлении о прохождении аккредитации;
  • копии документации (включая бумаги, имеющие электронную форму), по которым можно подтвердить полное соответствие заказчика услуги критериям, предъявляемым к исполнителям услуги поверки.

По мере необходимости, наши сотрудники с радостью проведут индивидуальную консультацию, в рамках которой расскажут о текущих результатах выполнения работ, составят план дальнейших действий, а также будут постоянно контролировать текущую ситуацию.

В ходе выполнения работ компания может столкнуться с ситуацией, когда группа экспертов меняется, в связи с чем меняются и сами требования к организации. Соответственно, для достижения положительного результата выполнения работ необходимо изначально привести основные параметры лаборатории в полное соответствие с установленными требованиями. Специалисты компании «ТЕХЭТАЛОН» готовы взять на себя всю работу, связанную с аккредитацией компании на право калибровки или поверки средств измерений. Работы выполняются под ключ, при этом каждый клиент получает обязательный отчет, в котором сообщаются текущие результаты их проведения и итогом которых становится 100%-е получение аттестата аккредитации.

СДА-15-2009 (раздел 4):

1. Организация

1.1. Испытательная лаборатория (ИЛ), имеющая статус юридического лица, должна удовлетворять следующим критериям независимости:

Должна быть независима от сторон, заинтересованных в результатах испытаний;

Не должна участвовать в разработке, изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте, реконструкции и эксплуатации или являться покупателем, собственником, арендатором объектов, испытания которых она осуществляет.

1.2. ИЛ, являющаяся структурным подразделением организации, должна удовлетворять следующим критериям независимости:

В рамках организационной структуры организации должны быть четко разграничены обязанности и ответственность персонала, осуществляющего испытания, и персонала, выполняющего другие функции, а также установлена отчетность ИЛ перед организацией, структурным подразделением которой она является;

Персонал ИЛ не должен испытывать коммерческого, финансового и другого давления, которое может повлиять на результаты испытаний;

ИЛ не должна заниматься работами, которые могут повлиять на независимость ее суждений и беспристрастность ее деятельности по испытаниям.

1.3. ИЛ, являющаяся структурным подразделением организации, но выполняющая испытания для сторонних организаций по договорам подряда, должна соответствовать требованиям п.п. 1.1. и 1.2.

2. Система менеджмента качества.

2.1. ИЛ должна иметь систему качества, соответствующую характеру выполняемых работ. Система качества излагается в Руководстве по качеству и утверждается руководителем ИЛ. Руководство по качеству выполняется в виде одного документа или в виде системы документов, включающих основной документ — Руководство по качеству и отдельные приложения к нему.

2.2. Руководство ИЛ должно определять и документально оформлять свою политику и цели, а также обязательства в области качества и обеспечивать понимание этой политики, ее осуществление и поддержку на всех уровнях внутри организации, включая следующее:

  • обязательство руководства сохранять высокое качество испытаний при обслуживании заказчиков;
  • заявление об уровне обслуживания, осуществляемого ИЛ;
  • задачи системы менеджмента качества;
  • требование к персоналу ИЛ ознакомиться с документами системы менеджмента качества и соблюдать их требования;
  • обязательство руководства ИЛ действовать в соответствии с настоящим документом и постоянно повышать результативность системы менеджмента качества.

2.3. Руководство ИЛ должно назначить должностное лицо, непосредственно ему подчиняющееся, ответственное за обеспечение качества в рамках ИЛ.

2.4. Документы системы менеджмента качества должны быть доступны персоналу ИЛ, а содержание документов доведено до исполнителей работ.

2.5. Руководство по качеству должно включать или содержать в виде ссылок:

  • область применения системы менеджмента качества;
  • краткое описание юридического статуса ИЛ, включая контактную информацию (наименование организации, адрес, телефонные номера и т.д.), а также описание области аккредитации и компетенции ИЛ (со ссылками на устав(ы) ИЛ или организации, частью которой она является);
  • описание структуры ИЛ или организации, частью которой она является;
  • информацию о взаимоотношениях ИЛ с головной или дочерними организациями (если такие имеются);
  • заявление о политике в области качества, в котором обозначены цели и обязательства ИЛ в области качества;
  • записи о назначении должностного лица, уполномоченного для разработки, поддержания и развития системы менеджмента качества;
  • записи, что персонал ИЛ ознакомлен с руководством по качеству, политикой в области качества;
  • Ф.И.О., данные о квалификации, практическом опыте работы и полномочиях руководителя и персонала ИЛ как штатного, так и привлекаемого;
  • описание системы обучения и повышения квалификации персонала, занятого в проведении испытаний, анализа, измерений;
  • должностные инструкции персонала, занимающегося испытаниями и оформлением результатов испытаний, определяющие их служебные обязанности и ответственность;
  • организационную схему, отражающую подчиненность, ответственность и распределение обязанностей персонала;
  • квалификационные требования к специалистам ИЛ;
  • порядок назначения специалистов для проведения испытаний, анализа, измерений;
  • порядок обращения с техническими средствами;
  • сведения об используемых средствах контроля, испытаний, анализа и технического диагностирования (в том числе средствах измерений);
  • процедуру организации и проведения поверки и технического обслуживания средств измерения и испытательного оборудования;
  • процедуру проверки технического состояния оборудования после его транспортировки и доставки на рабочее место;
  • сведения о занимаемых помещениях;
  • порядок проведения испытаний в области аккредитации ИЛ, включая оформление результатов испытаний и выдачу заключений и протоколов испытаний;
  • порядок проведения испытаний при вынужденном отклонении от требований документов, действующих в ИЛ;
  • процедуру регистрации промежуточных и окончательных результатов испытаний и анализа, мер по защите и восстановлению электронных носителей информации, включая несанкционированный доступ;
  • подробное изложение документированных процедур, применяемых при проведении испытаний и анализе, и их взаимодействие между собой;
  • порядок контроля качества работ, выполняемых при проведении испытаний и анализе, оформление их результатов;
  • процедуру управления документацией, предусматривающую: проверку документов на достаточность до их выпуска; анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
  • обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
  • обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
  • обеспечение сохранности документов четкими и легко идентифицируемыми;
  • обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
  • предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей;
  • перечень подрядных организаций;
  • процедуру рассмотрения апелляций, претензий, жалоб, спорных вопросов;
  • порядок внутреннего аудита деятельности ИЛ, порядок разработки плана корректирующих и предупреждающих действий и организации их проведения;
  • процедуру пересмотра системы качества и анализа со стороны руководства;
  • процедуру приостановки (прекращения) деятельности в случае приостановления (отмены) действия свидетельства об аккредитации;
  • описание системы обеспечения беспристрастности и независимости при проведении испытаний;
  • процедуру соблюдения конфиденциальности;
  • перечень подразделений ИЛ (специалистов) для рассылки Руководства по качеству.

Руководство по качеству должно содержать ссылки на действующие в установленном порядке нормативные технические документы, используемые при проведении испытаний, и должно постоянно актуализироваться (в него должны быть внесены все изменения, происходящие в системе менеджмента качества). Если организация имеет общую систему качества, то разработка отдельного Руководства по качеству для ИЛ не требуется при условии его соответствия требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и настоящему документу.

3. Управление документацией

ИЛ должна разработать и поддерживать процедуры управления документацией, предусматривающие:

  • порядок утверждения и выпуска документов;
  • порядок составления, учета и хранения документов ИЛ;
  • порядок учета, ведения и хранения документов системы качества;
  • описание системы информационного обеспечения;
  • перечень имеющейся документации;
  • проверку полноты требований документов уполномоченным на это сотрудником;
  • анализ и актуализацию (внесение изменений) по мере необходимости и повторное утверждение документов;
  • обеспечение персонала соответствующими копиями документов на рабочих местах;
  • обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми, в том числе при пересмотре документов;
  • обеспечение регистрации внешних документов;
  • предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

4. Анализ заявок на испытания

ИЛ должна установить и поддерживать процедуры рассмотрения заявок на испытания, которые гарантируют:

  • методы и объекты испытаний входят в область аккредитации ИЛ;
  • ИЛ имеет соответствующие методики проведения испытаний, включая методы отбора проб, удовлетворяющие требованиям заказчика. Применение нестандартизированных методик должно быть согласовано с заказчиком;
  • ИЛ имеет соответствующие испытательное оборудование и средства испытаний (средства испытаний могут быть предоставлены заказчиком, что должно быть документально оформлено);
  • всякое изменение договорных условий по испытаниям, выявившееся в процессе работ, согласуется с заказчиком.

5. Заключение субподрядов на испытания

5.1. При передаче работ субподрядчику ИЛ должна уведомить об этом заказчика в письменном виде. ИЛ должна заключать договора на проведение субподрядных работ по испытаниям только с организациями, соответствующими требованиям настоящего документа.

5.2. ИЛ должна регистрировать всех субподрядчиков и поставщиков продукции. ИЛ несет ответственность перед заказчиком за работу, выполненную субподрядчиком, за исключением случаев, когда субподрядчика выбирает заказчик.

6. Приобретение услуг и запасов

6.1. В ИЛ должны быть разработаны процедуры по приобретению, получению и хранению средств испытаний, влияющих на качество испытаний.

6.2. ИЛ должна обеспечить сохранность полученных средств испытаний. При необходимости перед использованием средства испытаний должны пройти входной контроль на соответствие национальным стандартам, техническим условиям, требованиям методик или других документов, устанавливающих требования к продукции.

6.3. В ИЛ должно быть организовано хранение сопроводительной документации на поставленные средства испытаний и ее анализ перед применением поставленных средств для испытаний.

6.4. ИЛ должна проводить оценку поставщиков важнейших средств испытаний, влияющих на качество, хранить документы об этой оценке и перечень поставщиков средств испытаний.

4.7. Взаимодействие ИЛ с заказчиками

7.1. ИЛ должна сотрудничать с заказчиками испытаний (обеспечивая конфиденциальность по отношению к другим заказчикам). Сотрудничество может осуществляться в следующем:

  • предоставление заказчику возможности наблюдения за испытаниями;
  • передача заказчику упакованных, маркированных образцов, прошедших испытания;
  • информирование заказчика о ходе работ по испытаниям.

8. Рассмотрение претензий

ИЛ должна иметь политику и разработать процедуры рассмотрения и регистрации апелляций, претензий, жалоб. Все документы по рассмотрению спорных вопросов, включая записи по корректирующим действиям, должны сохраняться.

9. Управление работами по испытаниям, не соответствующими установленным требованиям

ИЛ должна иметь политику и разработать процедуры, гарантирующие, что если какой-либо аспект или результат испытаний не соответствует установленным в ИЛ процедурам, требованиям методик или согласованных с заказчиком требованиям, то:

  • незамедлительно предпринимаются действия по установлению причин несоответствий, а при необходимости приостанавливаются работы по испытаниям и выдача протоколов испытаний;
  • проводится оценка значимости несоответствия;
  • проводятся корректирующие действия с принятием решения об использовании результатов испытаний, полученных при работах, не соответствующих установленным требованиям;
  • при необходимости извещается заказчик и отменяются результаты испытаний;
  • назначается ответственный исполнитель за принятие решения о возобновлении работ по испытаниям.

10. Улучшение системы менеджмента качества

ИЛ должна постоянно улучшать результативность своей системы менеджмента качества, используя:

  • политику и цели в области качества;
  • результаты внутренних и внешних аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, анализа со стороны руководства.

11. Корректирующие действия

ИЛ должна иметь политику и разработать процедуры проведения корректирующих действий при выявлении несоответствий или отступления от политики и процедур, предусмотренных системой менеджмента качества или техническими операциями.

Корректирующие действия начинаются с анализа причин несоответствий по всем элементам системы менеджмента качества и технических операций. В их число входят: требования заказчика, персонал, испытательное оборудование, методики испытаний, средства испытаний и другие элементы.

Корректирующие действия должны соответствовать масштабу и опасности несоответствия. Все изменения по корректирующим действиям документируют и организуют контроль за их реализацией.

12. Предупреждающие действия

Если требуется предупреждающее действие, то разрабатывается и реализовывается план действий по снижению вероятности повтора несоответствий технического характера или связанных с системой менеджмента качества.

13. Управление записями

13.1. ИЛ должна разработать и осуществлять процедуры идентификации, сбора, индексирования, систематизации, доступа, ведения, хранения и изъятия записей по системе менеджмента качества и техническим вопросам. В ИЛ должны быть установлены сроки хранения записей и обеспечено их безопасное и конфиденциальное хранение.

Записи должны быть изложены четким, понятным языком. Для записей на электронных носителях должны быть разработаны процедуры их защиты, в том числе и от несанкционированного внесения в них изменений, и восстановления.

Записи по системе менеджмента качества включают: отчеты о внутренних и внешних проверках, результаты анализа со стороны руководства, записи о корректирующих и предупреждающих действиях.

13.2. Технические записи должны содержать сумму сведений и информации, отражающей результаты проведения всех этапов испытаний. Записи должны содержать информацию, достаточную для воспроизведения испытаний, максимально приближенных к первоначально проведенным испытаниям, и, при необходимости, оценки факторов, влияющих на погрешность испытаний. В записях должны быть сведения о персонале, производящем отбор образцов (проб), проводившем каждый этап испытаний, осуществлявшем контроль результатов испытаний.

При ошибках в записях они исправляются путем зачеркивания ошибочных и нанесения правильных значений, что заверяется подписью лица, внесшего изменения.

Записи должны храниться в ИЛ в течение срока, установленного системой менеджмента качества.

14. Внутренний аудит

ИЛ должна периодически в соответствии с графиком проводить внутренние аудиты действующей системы менеджмента качества. Периодичность внутренних проверок не реже одного раза в год. Программа проверок должна охватывать все элементы системы менеджмента качества, включая деятельность по проведению испытаний. Проверки должны проводиться подготовленным и квалифицированным персоналом.

При выявлении несоответствий в системе менеджмента качества планируются и осуществляются корректирующие мероприятия и последующие проверки должны подтвердить и документально зафиксировать устранение выявленных несоответствий.

15. Анализ со стороны руководства

Руководство ИЛ в соответствии с графиком периодически (как правило, один раз в год) проводит анализ системы менеджмента качества и деятельности по проведению испытаний. Анализ должен учитывать:

  • актуальность политики и процедур системы менеджмента качества;
  • результаты внутренних аудитов;
  • предписания руководящих и контролирующих органов;
  • эффективность корректирующих и предупреждающих действий;
  • результаты взаимодействия с заказчиками, поставщиками, субподрядчиками, другими организациями, а так же анализ жалоб и претензий;
  • результаты межлабораторных сравнительных испытаний и проверок квалификации персонала.

Результаты анализа документируются и должны включать действия по улучшению системы менеджмента качества, а также потребность в необходимых ресурсах. По результатам анализа разрабатываются мероприятия и осуществляется их реализация в установленные сроки.

Руководство ИЛ должно периодически (как правило, ежегодно) пересматривать систему менеджмента качества для обеспечения ее пригодности и эффективности.

Технические требования

Требования, предъявляемые к испытательной лаборатории, согласно СДА-15-2009 (раздел 5).

1. Общие требования

ИЛ должна разработать, документировать и обеспечивать выполнение требований по испытаниям, входящим в компетентность ИЛ. Если некоторые виды деятельности по испытаниям не осуществляются (например, отбор образцов, разработка методик испытаний), то на эти виды деятельности процедуры не разрабатываются и требования к осуществлению этих видов деятельности на ИЛ не распространяются.

2. Требования к персоналу

2.1. ИЛ должна иметь:

  • руководителя ИЛ, отвечающего в полном объеме за организацию работ по испытаниям;
  • технического руководителя ИЛ (заместителя руководителя ИЛ);
  • персонал, имеющий соответствующую профессиональную подготовку, теоретические знания и практический опыт, необхо- димые для выполнения работ по испытаниям.

2.2. Руководитель и технический руководитель ИЛ (заместитель руководителя ИЛ) должны быть назначены из числа сотрудников организации, работа для которых в данной организации является основной.

2.3. Руководство ИЛ должно гарантировать компетентность персонала, работающего со специальным оборудованием, проводящего испытания, оценивающего результаты и подписывающего документы, содержащие результаты испытаний.

Технический руководитель отвечает в полном объеме за надлежащее техническое обеспечение выполняемых ИЛ технических задач, точность (правильность, прецизионность) результатов испытаний, за выполнение требований правил техники безопасности, промышленной санитарии, за обеспечение качества всех выполняемых работ.

2.4. Допускается совмещение одним сотрудником функций различных специалистов (руководителей) ИЛ.

2.5. В системе менеджмента качества ИЛ должна предусмотреть процедуру осуществления контроля за привлекаемыми специалистами и стажировки при введении в должность.

2.6. В ИЛ, осуществляющих неразрушающий контроль, руководитель, технический руководитель ИЛ и специалисты, выполняющие неразрушающий контроль, оценивающие результаты и подписывающие заключения, должны быть аттестованы в соответствии с требованиями ПБ 03-440-02.

Специалисты аналитических лабораторий, электролабораторий и лабораторий разрушающих и других видов испытаний должны быть аттестованы в соответствии с требованиями Правил аттестации (сертификации) персонала испытательных лабораторий (СДА-24-2009).

Специалисты электролабораторий, выполняющие измерения и испытания в действующих электроустановках, должны иметь соответствующую группу по электробезопасности.

Аттестация специалистов в совокупности должна включать все виды (методы) испытаний (контроля, измерений, анализа) и типы объектов, которые закреплены за лабораторией и входят в область ее аккредитации.

При отсутствии независимых органов по аттестации персонала на определенные виды (методы) или объекты испытаний при оценке ИЛ проводится проверка образования, подготовки и оценка опытности (квалификации) персонала.

2.7. ИЛ должна обеспечить обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации, мероприятия по оценке опытности и при необходимости аттестацию персонала, вести постоянный учет сведений о квалификации, аттестации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника, участвующего в испытаниях.

ИЛ должна установить необходимые этапы подготовки каждого сотрудника, включающие:

  • период официального введения в должность;
  • период работы под наблюдением опытных сотрудников;
  • постоянную подготовку на протяжении служебной деятельности.

2.8. Все сотрудники ИЛ должны иметь должностные инструкции, утвержденные руководителем ИЛ и определяющие их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. В случае применения новой техники и технологий, изменений в организации труда, изменения нормативных и правовых актов должностные инструкции пересматриваются в установленном в ИЛ порядке. В ИЛ должны вестись записи, подтверждающие ознакомление персонала с должностными инструкциями.

2.9. В ИЛ должны быть назначены лица из числа сотрудников, работа для которых в данной организации является основной, отвечающие за определенные участки работ, в частности за:

  • хранение, техническое обслуживание, эксплуатацию и метрологическое обеспечение средств испытаний (измерений);
  • функционирование системы менеджмента качества;
  • ведение фонда нормативной технической и методической документации;
  • ведение и хранение документации по результатам испытаний;
  • радиационную безопасность, учет и хранение источников ионизирующих излучений.

3. Помещения и условия окружающей среды

3.1. Помещения ИЛ и окружающая среда при проведении испытаний вне помещения ИЛ должны соответствовать требованиям методических документов на испытания и требованиям к условиям эксплуатации средств испытаний.

3.2. ИЛ, проводящая испытания с применением источников ионизирующего излучения, должна иметь радиационно-гигиенический паспорт (санитарно-эпидемиологическое заключение) и лицензию на работу с источниками ионизирующего излучения.

3.3. ИЛ, выполняющая работы по испытаниям в полевых условиях, должна иметь возможность надежной доставки средств к объекту (с соблюдением требований радиационной безопасности) и обеспечить проверку средств испытаний перед использованием после транспортировки.

4. Методы испытаний, оценка пригодности методов

4.1. ИЛ должна иметь организационные, нормативные технические и методические документы, необходимые в работе ИЛ, в том числе регламентирующие проведение испытаний в области аккредитации.

4.2. ИЛ должна иметь следующие документы:

4.2.1. Организационные документы:

  • учредительные документы организации (предприятия);
  • паспорт ИЛ.

Форма паспорта лабораторий разрушающих и других видов испытаний, лабораторий, выполняющих испытания продукции и электролабораторий приведена в приложении 1.

Паспорт ИЛ, выполняющей работы по неразрушающему контролю, оформляется в соответствии с требованиями ПБ 03-372-00.

Требования к содержанию и оформлению Паспорта аналитической лаборатории приведены в приложении 2.

4.2.2. Организационно-методические документы:

  • Руководство по качеству;
  • регистрационные документы на средства испытаний;
  • эксплуатационные документы на средства испытаний, которые входят в комплект поставки средств (паспорт, руководство по эксплуатации, документы по техническому обслуживанию, ремонту и т.д.);
  • документы, подтверждающие компетентность поставщиков средств испытаний и организаций, оказывающих услуги лаборатории;
  • графики поверки средств измерений и технического обслуживания средств испытаний;
  • свидетельства о метрологической поверке (калибровке, аттестации).

4.2.3. Нормативные технические и методические документы на испытания объектов в соответствии с областью аккредитации ИЛ:

  • нормативные документы, регламентирующие технические требования к объектам испытаний и устанавливающие показатели качества (состояния) этих объектов, а также конкретные виды (методы) испытаний этих объектов;
  • международные и национальные стандарты и методические документы, в которых определены виды испытаний объектов, закрепленных за лабораторией, установлены основные параметры испытаний, даны схемы и общие требования к проведению испытаний;
  • программы и методики испытаний и иные документы, регламентирующие порядок проведения (технологию) испытаний, отбора проб конкретных объектов конкретными видами испытаний.

4.2.4. Документация по персоналу лаборатории:

  • должностные инструкции;
  • материалы по аттестации сотрудников лаборатории (копии квалификационных удостоверений).

4.2.5. Документация по архиву:

  • инструкции по порядку ведения архива;
  • журнал регистрации архивных документов.

4.3. Сведения о ремонтах, поверках действующих средств испытаний вносятся в регистрационные документы сразу же после сдачи средств испытаний в ремонт или поверку; сведения о новых средствах испытаний заносятся в регистрационные документы по мере поступления.

4.4. Не реже одного раза в год паспорт ИЛ должен пересматриваться на предмет внесения возможных изменений, которые оформляются в установленном порядке.

4.5. ИЛ применяют, как правило, стандартизированные методы испытаний, установленные национальными стандартами или документами, согласованными органами исполнительной власти. При применении нестандартизированных методов испытаний или методов, разработанных лабораторией, должны проводиться оценка пригодности метода и его согласование с заказчиком. Оценка метода может проводиться следующими способами:

  • калибровкой с использованием апробированных эталонов и стандартных образцов;
  • сравнением результатов, полученных другими видами (методами) испытаний;
  • межлабораторными сравнительными испытаниями;
  • оцениванием каждого фактора, оказывающего влияние на результат испытаний;
  • теоретическими расчетами, подтверждающими результат испытания и погрешность.

4.6. ИЛ должна иметь и применять процедуры оценки погрешности измерений при испытаниях и аналитическом контроле. Методы и процедуры для оценки точности выполнения измерений различных физических величин, характеризующих измеряемые свойства объекта испытаний, изложены в ГОСТ Р ИСО 5725-1 - ГОСТ Р ИСО 5725-6.

Примечание. При некоторых видах (методах) испытаний (например, неразрушающем контроле) сложно оценить погрешность измерений ввиду значительного влияния субъективных оценок результатов испытаний. В этом случае рекомендуется применять стандартизированные методики испытаний (контроля), в которых самим методом испытаний установлены пределы значений основных источников неопределенности измерений и форма представления результатов испытаний.

5. Оборудование

5.1. ИЛ должна быть оснащена собственным испытательным и вспомогательным оборудованием, оборудованием для отбора проб, средствами измерения, контроля и испытаний, обеспечивающими возможность выполнения работ по испытаниям в области аккредитации.

Для проведения отдельных видов работ допускается использование оборудования, материалов, принадлежностей и приспособлений, принадлежащих другим предприятиям, организациям или физическим лицам с условием их поверки (для средств измерений) и аттестации (для испытательного оборудования).

5.2. Номенклатура оборудования определяется действующей нормативной и методической документацией на испытания, распространяющейся на объекты испытаний и (или) виды испытаний.

5.3. Каждая единица оборудования, средств измерений, которые имеются в лаборатории, включая и объекты испытаний (образцы для испытаний), средств контроля, должна быть идентифицирована и зарегистрирована в ИЛ. Сведения об оборудовании и других технических средствах должны быть внесены в Паспорт лаборатории и (или) в регистрационный документ (учетный лист, карточку).

5.4. Сведения об оборудовании, средствах измерения других организаций и физических лиц, применяемых в лаборатории (арендуемых средствах), должны быть внесены в паспорт (формуляр) лаборатории, в том числе должен быть указан срок, в течение которого ИЛ имеет право использовать не принадлежащее ей техническое средство (заключен договор с владельцем оборудования и средства измерения).

6. Прослеживаемость измерений

6.1. Все средства измерений должны быть поверены или калиброваны, испытательное оборудование аттестовано в установленном порядке.

Для международного признания результатов деятельности ИЛ и обеспечения прослеживаемости измерений поверку и калибровку средств измерений рекомендуется осуществлять в организациях, являющимися подписантами Взаимного признания договоренностей (Mutual Recognition Arrangement).

6.2. ИЛ должна иметь документированные процедуры технического обслуживания и проверки технического состояния используемых средств испытаний (включая источники автономного питания), а так же график поверки средств измерений и график аттестации испытательного оборудования.

7. Отбор образцов (проб)

Отбор образцов (определение мест, зон контроля) следует производить в соответствии с требованиями нормативных технических и методических документов на испытания. В лаборатории должен быть план и процедуры отбора образцов. Записи по отбору образцов должны включать идентификацию персонала, проводящего отбор образцов, условия окружающей среды, указание мест отбора и количества отобранных образцов.

Если документами не установлены план и процедура отбора образцов, то они согласовываются с заказчиком и документируются.

8. Обращение с объектами испытаний

Транспортирование, хранение, обращение и утилизацию образцов следует производить в соответствии с требованиями нормативных и методических документов на испытания.

В ИЛ должна быть система идентификации объектов испытаний, обеспечено их хранение без изменения характеристик качества.

9. Обеспечение качества испытаний

9.1. Межлабораторные сравнительные испытания (МСИ).

Для видов (методов) испытаний и объектов испытаний, где это приемлемо, МСИ являются одной из форм экспериментальной проверки деятельности ИЛ с целью определения ее компетентности при аккредитации или подтверждения соответствия ИЛ критериям аккредитации при инспекционном контроле. МСИ рекомендуется проводить для объектов испытаний, для которых можно обеспечить однородность образцов для испытаний.

Примечание. Не рекомендуется проводить МСИ твердых материалов, которые не могут быть гомогенизированы, поскольку неоднородность объекта испытаний не позволит выполнить требование идентичности образцов, используемых при проведении МСИ. МСИ рекомендуются для аналитических лабораторий.

9.2. При невозможности или нецелесообразности проведения МСИ следует планировать другие процедуры обеспечения качества испытаний:

  • применение в ИЛ контрольных образцов, калиброванных (аттестованных) по общим в Единой системе оценки соответствия требованиям; для аналитических лабораторий - стандартных и контрольных образцов;
  • применение в ИЛ общих для Единой системы оценки соответствия методических и нормативных документов, устанавливающих методику испытаний и качество продукции; для аналитических лабораторий - метрологически аттестованные методики количественного химического анализа (для неаттестованных методик рассчитывают характеристики погрешности в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 5725 и МИ 2335-2003);
  • проведение мероприятий по оценке опытности персонала;
  • оформление по результатам контроля унифицированных заключений и протоколов, позволяющих осуществить прослеживаемость процедур и воспроизводимость результатов контроля;
  • аттестацию персонала в независимых органах по аттестации Единой системы оценки соответствия, при которой персонал осуществляет контроль идентичных тест-образцов, то есть фактически осуществляется шифрованный эксперимент по определению дефектности или характеристик (свойств) образцов;
  • дублирование испытаний в ИЛ;
  • оценку качества образцов и продукции разными видами (методами) контроля;
  • дублирование испытаний с использованием одних методов и повторные испытания сохраняемых объектов.

9.3. Общее руководство работами по организации МСИ осуществляет Орган по аккредитации.

9.4. Практическую деятельность по проведению МСИ осуществляют уполномоченные органы: разрабатывают программы МСИ, устанавливают схемы проведения МСИ и способы обработки и представления результатов МСИ, организуют и проводят МСИ в соответствии с требованиями Р 50.4.006.

9.5. Положительные результаты МСИ учитываются при принятии решения при аккредитации и инспекционном контроле.

9.6. При неудовлетворительных результатах МСИ ИЛ в сроки, согласованные с уполномоченным органом, проводившим МСИ, разрабатывает корректирующие действия, по результатам которых Органом по аккредитации могут быть приняты следующие решения:

  • при удовлетворительных результатах реализации корректирующих действий, подтвержденных уполномоченным органом, действие свидетельства об аккредитации сохраняется (или продолжается процедура аккредитации) и ИЛ назначается срок проведения повторных МСИ (как правило, с завершением к очередному инспекционному контролю);
  • при сомнениях в результатах реализации корректирующих действий, подтвержденных уполномоченным органом, назначаются повторные МСИ, с завершением к установленному сроку, но не позже принятия решения об аккредитации или решения по результатам инспекционного контроля;
  • при неудовлетворительных результатах корректирующих действий в установленные сроки или неудовлетворительных результатах повторных МСИ принимается решение о временной приостановке действия аккредитации ИЛ (до реализации корректирующих действий и проведения инспекционного контроля ИЛ) или отмене аккредитации по видам (методам) испытаний, по которым получены неудовлетворительные результаты МСИ.

Примечание. Уполномоченный орган должен обеспечить конфиденциальность информации в отношении ИЛ, продемонстрировавших некомпетентность во время МСИ.

10. Отчетность о результатах испытаний

Протоколы (заключения) о результатах испытаний должны содержать следующую информацию:

  • наименование и адрес ИЛ (с указанием места проведения испытаний, если они проведены вне лаборатории);
  • идентификацию протокола испытаний с проставлением номеров на каждой странице протокола и указанием общего числа страниц;
  • наименование и адрес заказчика;
  • идентификацию используемого метода испытаний;
  • описание и идентификацию объекта испытаний;
  • дату проведения испытаний (при необходимости указывается дата отбора проб или получения объекта испытаний);
  • ссылку на план и методы отбора проб (если это влияет на погрешность испытаний);
  • результаты испытаний;
  • имя, должность и подпись лиц проводивших испытания и утвердивших протокол испытаний.

Дополнительно протокол испытаний может содержать:

  • отклонения, дополнения или исключения, относящиеся к методу испытаний или условиям окружающей среды;
  • указание о соответствии/несоответствии объекта испытаний установленным требованиям;
  • погрешность измерений;
  • дополнительные сведения (выполнение условий договора, рекомендации по использованию результатов и улучшению объекта испытаний).

Форма протокола испытаний, как правило, устанавливается методическими документами на проведение испытаний. В протоколах отражаются все отступления от требований методических документов на проведение испытаний и отбор проб (в том числе и произведенные по инициативе заказчика). При отсутствии требований к оформлению результатов испытаний в методических документах форма их представления согласовывается с заказчиком.

При проведении испытаний для собственных нужд организации или при наличии письменного согласия заказчика результаты испытаний могут быть представлены в упрощенном виде.

Аккредитация представляет собой процедуру, подтверждающую официальное соответствие вида деятельности или объекта нормам и стандартам, установленным государством и общественными объединениями.

Что такое и кому необходим документ

В Российском законодательстве приводиться перечень отраслей, которые подвергаются обязательной аккредитации со стороны государственных органов, таких как Роспотребнадзор, Ростехрегулирование, Ростехнадхор, Росстат, ФСБ, Россвязь и других.

В этот перечень входят образовательные, медицинские, лабораторные, диагностические иные организации, которые занимаются предоставлением профессиональных услуг и имеющих в структуре организации испытательные лаборатории.

Аккредитация лабораторий проводится, для того чтобы полученные в ходе исследования и анализа, проведенного в рамках этой лаборатории результаты имели юридическую силу . Аккредитация может проводиться в различных системах: по национальной системе, по системе сертификации ГОСТа, и системе аккредитации аналитических лабораторий.

Что касается области лаборатории, которая подвергается сертификации, то она может быть выявлена путем перечисления видов продукции и проводимых работ и зависеть от вида лаборатории.

Испытательные лаборатории — это лаборатории, занимающиеся исследованием образцов материалов и продуктов, а также составных элементов среды на соответствие требованиям и нормам. Область функционирования испытательных лабораторий приходится на производственную сферу.

Аккредитация также может понадобиться физическим лицам или индивидуальным предпринимателем, если при предоставлении услуг от них требуется определенные навыки или наличие специальной подготовки.

С какой целью проводится процедура?

Аккредитация испытательной лаборатории проводиться в соответствии с 31 статьей Закона о техническом регулировании и имеет следующие цели :

  • подтвердить достаточный уровень квалификации органов, отвечающих за соответствие требованиям;
  • обеспечить высокий уровень доверия производителей, продавцов и покупателей к этим органам;
  • создать основания для признания юридической силы результатов исследования.

Аккредитация проводиться в соответствии с базовыми принципами:

  • добровольности , то есть организация добровольно соглашается на проведении сертификации;
  • открытости , заключается в том, что абсолютно каждый участник процедуры проверки вправе ознакомиться с правилами проведения этой проверки, находящимися в открытом доступе;
  • органы , которые осуществляют процедуру проверки, не могут подвергаться внешнему воздействию, и должны быть независимы и нейтральны ;
  • намеренное учинение препятствий при осуществлении проверки не допускается;
  • всем претендентам на получение аттестата предъявляются одинаковые требования ;
  • также запрещается совмещать полномочия органов осуществляющих процедуру сертификации;
  • недопустимость применения территориальных ограничений в отношении действия документов.

Главная задача аккредитации заключается в подтверждении высокой компетентности, знаний и опыта сотрудников центров и лабораторий, которые соответствуют установленным законом критериям.

В результате аккредитации лаборатория может обладать неоспоримыми преимуществами перед другими учреждениями :

  • в первую очередь, это служит гарантией предоставления качественного обслуживания покупателей, и крупных поставщиков;
  • повышения доверия со стороны организаций и компаний международного уровня;
  • постоянное совершенствование сферы услуг, за счет частых проверок;
  • увеличения клиентской базы благодаря конкурентоспособности качества обслуживания;
  • возможность уделить больше времени качеству выполнения работ и нацеленность на результат, вместо траты ее на доказывание квалификации.

Благодаря аттестации организация или исследовательский центр может заработать престиж и репутацию, и постоянно повышать квалификационный уровень своих работников. Инспекционный контроль позволяет постоянно быть в курсе изменений в законодательстве и государственных стандартах, впоследствии чего создаются новые приоритетные задачи.

Порядок получения аттестата аккредитации лаборатории

Процедура проведения аккредитации лаборатории и получение аттестата осуществляется в несколько стадий. На начальной стадии заполняется заявка и направляется в ФСА для проверки и регистрации . Затем орган, отвечающий за проведение аккредитации, назначает на каждый испытуемый объект отдельного исполнителя. Он проводит проверку всей предоставленной документации от заявителя, его юридический статус, сотрудников, оборудование, также соответствие условий заявленным требованиям и определяет возможность аккредитации. А также проводит анализ подобных лабораторий, прошедших проверку в прошлом.

После рассмотрения заявки и принятия положительного решения исполнитель ставит в известность заявителя через контактные данные о том, что заявление принято в течение 10 суток со дня обработки заявки.

В случае отказа уполномоченный орган обязан издать приказ об отказе, в котором подробно указывается причина этого. Заявителю в течение 10 дней направляется копия данного постановления.

На следующем этапе назначается экспертиза документов, которая проводится специальной экспертной комиссией . Исполнитель должен представить документы комиссии в течение трех суток. При необходимости комиссия вправе запросить дополнительные документы, сведения и информацию у заявителя. После проверки, составляет экспертное заключение . В нем может содержаться следующего рода сведения:

  • результаты анализа соответствия сведений условиям проведения оценки квалификации;
  • при наличии некоторых разногласий с условиями, они указываются в заключении;
  • рекомендации по внесению изменений в отдельные пункты заявки, и процедура подтверждения их выполнения;
  • итоговые выводы о степени соответствия информации испытуемого объекта критериям компетентности.

Выводы экспертов направляются в Росаккредитацию. Если они положительные, то к заключению прилагается программа аттестационной проверки . Окончательное решение о проверке принимается вышеупомянутым органом, который рассматривает заключение и в случае одобрения распоряжается о времени и составе аттестационной комиссии. Копию заключения комиссии и распоряжение о проведении аттестации или об отказе направляется заявителю.

На третьем этапе утверждается комиссия, в состав которой входят эксперты, и программа проверки . Проверка проводиться непосредственно на территории объекта, где осуществляется его деятельность. Срок проверки не может превышать 20 дней. По ее результатам составляется акт, который необходимо предоставить вышестоящему органу.

На заключительном этапе Федеральная служба по аттестации на основании всех сведений, экспертных заключений и акта проверки выносит решение о прохождении аттестации. Составляется приказ на выдачу аттестата, который вручается заявителю по истечению 3 дней.

Срок его действия и способ продления

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории действует 5 лет . Срок аттестата может быть продлен при необходимости. Для продления нужно направить запрос в отделение Росаккредитации за 3 месяца до полного окончания этого срока . Процедура получения нового аттестата может быть упрощена, если в ходе инспекционного контроля не было выявлено никаких нарушений со стороны ИЛ, и если она не планирует расширение области проверки.

Упрощенная процедура в отличие от стандартной не требует обязательной проверки объекта на территории ее деятельности. А во всем остальном полностью идентична процедуре первичной аттестации.

Как проверить наличие аккредитации

Существует несколько способов проверки аттестата : через Федеральную службу по аккредитации и Минздравсоцразвития. Эти органы ведут свои реестры, которые находятся в открытом и бесплатном доступе в сети. Любая организация, прошедшая аккредитацию, заноситься в реестр уполномоченных органов. Поэтому для проверки наличия аттестата необходимо просмотреть списки в реестре, и если организации там нет, значит, у нее отсутствует аттестат.

Чтобы проверить через официальный сайт Федеральной службы по аккредитации, в разделе Меню нужно найти Реестры, затем перейти в подраздел Аккредитованные лица и Реестр, затем надо выбрать интересующую организацию, к примеру, испытательная лаборатория. Далее откроется список всех лабораторий, успешно получивших аттестат. Для более удобного поиска можно в специальное поле ввести наименование учреждения и область аккредитации и задать поиск.

Другой способ проверить в реестре Минздравсоцразвития , поскольку согласно ФЗ №205н все аттестованные организации должны быть в этом реестре.

Есть еще один способ проверки наличия аттестата — единый реестр испытательных лабораторий. Организация, прошедшая проверку, должна присутствовать в нем. Для удобного поиска можно ввести название и начать поиск.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме