Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Обострение ситуации в приднестровье происходит в угоду западу. Кольцо вокруг приднестровья сжимается

Фото пресс-службы МИД ПМР

Найти ответ на этот непростой вопрос в ходе круглого стола пытались ведущие эксперты в области политики. Мультимедийный форум на тему «Международно-политическая обстановка вокруг Молдовы и Приднестровья: основные вызовы и угрозы» был организован Приднестровским госуниверситетом, руководством МИД ПМР, Институтом стран СНГ и Институтом социально-политических исследований и регионального развития. В собрании приняли участие представители органов власти, общественно-политических организаций и научно-экспертного сообщества республики. В онлайн-режиме в мероприятии участвовали депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, председатель Верховного Совета ПМР в 1991-2005 гг. Григорий Маракуца, представители академических и экспертных кругов России и Молдовы.

Работа круглого стола была построена на презентации докладов и выступлений, в рамках которых политпредставители проанализировали современную политико-экономическую обстановку в Приднестровье и Республике Молдова, затрагивались вопросы, связанные с переговорным процессом между сторонами, высказывались мнения по поводу того, что может повлиять на дальнейшую международно-политическую обстановку вокруг ПМР И РМ.

Как подчеркнул в своем выступлении депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ Константин Затулин, важность и актуальность международного круглого стола на данную тему несомненна, так как перед участниками дискуссии большое поле проблем. «Мы знаем, что после государственного переворота на Украине по сути обе стороны – Молдова и Украина – сотрудничая между собой, пытаются реализовать идею полной блокады Приднестровья и его удушения, прежде всего, экономического. С учетом провокационности действий политиков и властей этих двух государств, никто не гарантирован от того, что они ограничатся только этим. Ведь соблазн очень велик, и мы все знаем, что именно этот соблазн все время будоражит умы в Киеве. Им хочется найти точку, которой могли бы нанести ущерб Российской Федерации», – сказал он. По мнению Затулина, в этой ситуации о людях политики не думают, так как гражданский конфликт на востоке Украины продолжается. «На сегодняшний день существует достаточно фактов, говорящих о недружественной линии нынешнего руководства Республики Молдова по отношению к Российской Федерации и к Приднестровью, которое в этом случае считают уязвимой пятой России в этом регионе», – подчеркнул российский парламентарий.

Он также отметил, что на прошлой неделе в Государственной Думе было принято заявление, связанное с запретом информационно-аналитического вещания российских телеканалов на территории РМ. «Выступая по этому поводу с трибуны Госдумы, мне пришлось напомнить, что началось все в марте 2017 года с запрета госслужащим Молдовы выезжать в Россию. Такая рекомендация была дана властями республики. Затем это продолжилось депортацией и объявлением персоной нон гранта пяти российских дипломатов, что тут же повлияло на работу объединенной комиссии, так как именно этих сотрудников посольства РФ сочли нежелательными на территории Молдовы. Судя по всему, это говорит о нежелании любой работы по урегулированию прежних форматов», – считает Затулин.

Он отметил, что еще одним зловещим актом является выставление совместных молдавско-украинских таможенно-пограничных пунктов на всем протяжении приднестровско-украинской границы, при этом эксперт предостерёг, что такой контроль может стать серьезным дестабилизирующим фактором. В завершении своего выступления депутат Государственной Думы РФ отметил: «Мы отмечаем сегодня обострение политической ситуации в Молдове, попытку «нахрапом» накануне предстоящих парламентских выборов сформировать основные политические тренды, направленные как против России, так и против урегулирования отношений с Приднестровьем. В этой ситуации мы не намерены бросать своих соотечественников, а поддерживаем и продолжаем развивать всестороннее сотрудничество с Приднестровьем».

Затем участники дискуссии обсудили факторы, которые могут повлиять на дальнейшее развитие ситуации в Приднестровской Молдавской Республике. Эксперты отмечают, что парламентские выборы в Молдове могут оказать определенное воздействие на динамику переговорного процесса на протяжении второй половины этого года. Острая борьба за власть внутри Молдовы расценивается как фактор, оказывающий мощное давление на российско-молдавские и молдавско-приднестровские отношения.

Перспективам молдо-приднестровского урегулирования был посвящён доклад министра иностранных дел ПМР Виталия Игнатьева. В частности, руководитель внешнеполитического ведомства подвел итоги работы в этом направлении за прошлый год и рассказал о планах практического воплощения достигнутых решений в 2018-м.

«В начале прошлого года состоялась встреча Главы приднестровского государства Вадима Красносельского и Президента Молдовы Игоря Додона, где обсуждались вопросы передвижения граждан обоих берегов Днестра, а также аспекты экономического характера. Была задача решать эти вопросы, и мы были к этому готовы. На следующую встречу президентов приднестровская сторона вышла с некоторыми предложениями. В частности, обратиться к действующему председателю ОБСЕ с призывом о проведении заседания в формате «5+2», – отметил Виталий Игнатьев. – Это важная консультативная площадка, которая должна работать регулярно, заседания должны проходить не реже пяти раз в год, и мы считаем целесообразным задействовать этот потенциал международного участия. Мы полагаем, что в той ситуации, когда партнеры, в первую очередь ОБСЕ и другие структуры, самоустраняются от участия в диалоге, это создает основание для определенных мер давления на Приднестровье и препятствует динамике».

По словам дипломата, приднестровская сторона исходила из того, что Кишинев тоже должен быть заинтересован в работе по нормализации отношений, по построению каких-то элементов доверия и улучшению жизни людей. «Вадим Николаевич предложил эту инициативу Игорю Николаевичу, тот, в свою очередь, взял паузу, чтобы подумать, и уже прошло более девяти месяцев. Те решения, которые мы предлагали молдавской стороне и озвучили в рамках работы на уровне высшего руководства сторон, к сожалению, остались «на столе»», – отметил глава внешнеполитического ведомства ПМР.

По словам главы МИД ПМР, было принято решение проводить консультации на разных уровнях, в том числе и активизировать работу экспертов, что позволило решить целый ряд проблем. Так, был решен вопрос запуска транзитного грузового сообщения с использованием моста через реку Днестр в районе сел Бычок (ПМР) и Гура Быкулуй (РМ). «Приднестровье является частью транзитного европейского коридора, и есть целесообразность использовать данный механизм для того, чтобы связывать и развивать экономику Украины, Молдовы и других государств. В этом вопросе Кишинев согласился взять на себя определенные обязательства и гарантировать неприменение данного объекта в военных целях, чего раньше не было. На сегодняшний день там возобновлено движение легковых автомобилей, в ближайшее время планируется активизировать и движение большегрузов», – пояснил дипломат.

Завершая свой доклад, Виталий Игнатьев также отметил, что в этом году приднестровская сторона планирует реализовать уже достигнутые договоренности и выработать решения по другим проблемным вопросам. Речь идет о сфере телекоммуникаций, апостилировании дипломов, землепользовании. По его словам, в первую очередь нужно сфокусироваться на решении социально-гуманитарных вопросов, которые мешают нормальному развитию и жизни людей и уходить от любых элементов давления.

Мысль о том, что работа в данном направлении должна быть продолжена, присутствующие единогласно поддержали. В резолюции общественные деятели, эксперты и политологи отметили, что Российской Федерации, иным государствам и международным организациям следует выстраивать свою политику по отношению к Приднестровью, учитывая существующие международные процедуры и волеизъявление народа ПМР, а также объективные факторы, способствующие международному признанию независимости Приднестровья.

В завершении участники круглого стола подвели итоги состоявшего мероприятия, выразив общее мнение о необходимости продолжить общение по данной теме на научно-экспертных площадках.

Ольга СТРАТИЕНКО.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

August 3rd, 2014 , 10:26 am

В последнее время на границе Украины и Приднестровья участились провокации со стороны Украины. Приднестровской стороной регулярно фиксировались факты обстрела пограничных нарядов КГБ ПМР с территории Украины неустановленными вооруженными лицами.

Одновременно украинской стороной распространялась информация о якобы готовящемся нападении на Украину со стороны Приднестровья, а также о ведении разведывательной и иной подрывной деятельности в отношении Украины силовыми структурами Приднестровья.

На протяжении последней недели украинские пограничники в круглосуточном режиме рыли на границе с Приднестровьем ров шириной в 3,5 и глубиной в 2-3 метра. Согласно замыслу украинской стороны, данное сооружение призвано "защитить" Украину от "нападения" со стороны Приднестровья. Кроме того, в конце июля на территории Украины вдоль границы с Приднестровьем неустановленные лица на автомобилях через громкоговорители "оповещали" местное население о якобы готовящемся со стороны Приднестровья вооруженном нападении на Украину в период с 30 июля по 2 августа.

Напряженность на границе с ПМР возрастает и грозит перерасти в вооруженное противостояние. С учетом декларируемого Кишиневом намерения "восстановить территориальную целостность Молдовы" и призывы США и НАТО к руководству ПМР и России прекратить поддержку сепаратистов, реальная опасность для России быть втянутыми в вооруженную провокацию со стороны Румынии, Молдавии и Украины при руководстве и прямом вмешательстве НАТО значительно возрастает. России кажется готовят войну в Приднестровье?

Справка

Пребывание российских военнослужащих на территории Приднестровской Молдавской республики (ПМР) связано с политической необходимостью с точки зрения обеспечения мира в регионе и предотвращения попыток реанимировать застарелый конфликт. Кроме того, в районе населённого пункта Колбасна остаётся один из крупнейших оружейных складов в Европе, принадлежавший бывшей 14-й армии ВС СССР. Для вывоза хранящихся здесь боеприпасов сейчас понадобилось бы свыше 2500 вагонов.

Кроме боеприпасов, здесь хранится свыше 100 танков, около 50 БМП, свыше 100 БТР, свыше 200 зенитно-ракетных комплексов, боевые машины ПТУРС, установки системы залпового огня "Град", артиллерийские орудия, миномёты, разведывательные машины, почти 35 000 автомобилей, автомобильные шасси, около полутысячи единиц инженерной техники, 130 вагонов инженерного имущества и 1 300 тонн инженерных боеприпасов, 30 000 автоматов, пулемётов и пистолетов.

Сейчас в составе оперативной группы российских войск в Приднестровье находятся два отдельных мотострелковых батальона (выполняют миротворческие задачи), батальон охраны и обслуживания, вертолётный отряд, несколько подразделений обеспечения. Численность личного состава группы — около 1 000 человек.


Приднестровский конфликт стал одним из конфликтов на территории распавшегося СССР, имевший как схожие черты с другими локальными конфликтами в бывших республиках Советского Союза, так и свои особенности. Социально-политические, этнонациональные, экономические противоречия между Молдавией и непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой, существовавшие еще во время существования СССР, привели к вооруженному противостоянию уже после обретения Молдавией независимости. Фаза ведения боевых действий была хоть и относительно кратковременной (по сравнению с другими конфликтами на постсоветской территории), тем не менее, она привела к многочисленным жертвам с обеих сторон с апреля по август 1992 года. Характерный чертой для Приднестровского конфликта, как и для других конфликтов на территории бывшего СССР, является его незавершенность. Несмотря на наличие в зоне конфликта совместных миротворческих сил Молдавии, ПМР и России, несмотря на проведение многочисленных переговоров по урегулированию при посредничестве России, Украины, ОБСЕ, напряженность между противоборствующими сторонами сохраняется и сегодня. До сих пор не удалось достигнуть договоренности по поводу статуса Приднестровской Молдавской Республики.

Причинами конфликта можно назвать проводившуюся Молдавией политику румынизации в области общественной жизни, культуры, языка. Также необходимо признать наличие этнических проблем в регионе, в котором проживали как молдаване, так и русские, украинцы. Основной же причиной конфликта следует признать распад СССР, неспособность новых властей Молдавии решить существовавшие проблемы в национальном вопросе мирным путем.

С приходом к власти М.Горбачева в середине 80-х годов прошлого века, объявившего политику перестройки и гласности, существенно возросла социальная активность населения страны. В этот период для всех республик СССР был характерен рост влияния националистических партий. Не стала исключением и Молдавская ССР. В этой республике часть интеллигенции и руководства поддержала идеологическую направленность на сближение, объединение Молдавии и Румынии, данные стремления объяснялись культурной, исторической и языковой близостью молдаван и румын. В 1988-1989 гг. в Молдавии появился ряд националистических организаций выступавших не только с антисоветскими, но и антирусскими лозунгами. Эти организации провели ряд демонстраций, где помимо требований о переводе молдавского языка на латиницу по румынскому варианту, помимо требований об объединении с Румынией, звучали и шовинистские лозунги: «Молдавия – для молдаван», «Чемодан-вокзал-Россия», «Русских – за Днестр, евреев – в Днестр». Стоит отметить, что для любых националистических движений, активизировавшихся в годы перестройки в республиках СССР, культивирование ненависти к русскому населению сочеталось с антисемитизмом и ксенофобией. Однако в условиях нарастающего экономического и политического кризиса в стране, с учетом повысившейся социальной активностью граждан, данные идеи и лозунге в массе своей ложились на благодатную почву. В 1988 году был создан Народный Фронт Молдовы. Появившаяся изначально как оппозиционная правившему коммунистическому режиму демократическая партия, выступавшая за суверенитет Молдавской ССР, данная организация с приростом своих сторонников стала занимать и более радикальные позиции. Входившие в Народный Фронт унионисты в конце 1988 г. открыто стали призывать к объединению с Румынией, выдвигая лозунг «Один язык – один народ!».

30 марта 1989 г. Верховный Совет Молдавской ССР опубликовал законопроект, в котором единственным государственным языком признавался молдавский. Это вызвало ответную волну протестов в Приднестровье, законопроект признавался дискриминационным, звучали требования о присвоении русскому языку статуса государственного наряду с молдавским, озвучивалось недовольство переходом молдавского языка на латиницу. Тем не менее, 10 августа 1989 г. стало известно, что ВС Молдавской ССР на очередной сессии планирует обсуждение еще более радикального варианта законопроекта о ведении всего делопроизводства в республике на молдавском языке. В ответ на это, созданный в Тирасполе Объединенный Совет Трудовых Коллективов (ОСТК) провел предварительную забастовку с требованием отложить сессию Верховного Совета, однако руководство Молдавской ССР никак не отреагировало на эти действия и подтвердило решение о проведении сессии. Это привело к увеличению числа предприятий не только в Приднестровье, но и в Молдавии, участвовавших в забастовке. 170 таких предприятий начали проведение забастовки с 29 августа, солидарность с которыми проявили около 400 трудовых коллективов. Ответной реакцией на забастовку стал митинг, проведенный Народным Фронтом Молдовы в Кишиневе, получивший название «Великое национальное собрание», объединивший в своих рядах около полумиллиона участников с территории всей Молдавской ССР. Прозвучали требования об исключении русского языка из общественной жизни республики. Через два дня Верховный Совет Молдавской ССР придал молдавскому языку статус единственного государственного.

29 января 1990 года в Тирасполе под патронажем ОСТК был проведен референдум о целесообразности создания Приднестровской Автономной Социалистической Республики. Подавляющее большинство опрошенных высказалось положительно. После избрания новых депутатов в состав ВС МССР, в котором представители Приднестровья оказались в меньшинстве, последние покинули сессию парламента после неоднократных угроз, психического давления и избиений. Сторонники Народного фронта совершили ряд нападений на приднестровских парламентариев, а также объявили о проведении митинга около Бендер с ангажированными радикальными лозунгами. В Бендерах, предвидя провокационный характер подобной акции, начали создаваться отряды самообороны. 20 мая митинг Народного фронта состоялся в районе Варницы. Он был посвящен обсуждению закона о молдавском языке, отмене кириллицы и внедрении новой государственной символики. Прозвучали призывы ворваться в составе специальной автоколонны в Бендеры и водрузить триколор на здании администрации. Однако данную акцию осуществить не удалось, городские власти перекрыли въезд в населенный пункт.

23 июня ВС Молдавской ССР утвердил заключение специальной комиссии по пакту Молотова-Риббентропа, в котором создание МССР было признано незаконным актом, а Бессарабия и Северная Буковина объявлялись незаконно оккупированными румынскими территориями. Народный фронт в свою очередь выступил с требованием переименовать Молдавскую ССР в Румынскую Республику Молдова. В ответ на это Тираспольский городской совет заявил, что если МССР была создана незаконно, то вхождение левобережья Днестра в ее состав также является незаконным и решение правительства МССР не имеет для Приднестровья никакого значения. Местные органы управления в Приднестровье и Гагаузии провели референдумы о статусе языка, в результате которых на территории Приднестровья официальными языками были признаны русский, молдавский и украинский, а в Гагаузии – молдавский, гагаузский и русский. 19 августа 1990 года была провозглашена независимость Гагаузии. 2 сентября была образована Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) в составе СССР, также был избран ее Верховнй Совет и председатель – Игорь Смирнов. Создание ПМР вызвало отрицательную реакцию как со стороны руководства МССР, так и со стороны правительства СССР. В соответствии с постановлениями органов власти в Кишинёве и Москве, создание независимых республик в Гагаузии и Приднестровье не имело под собой юридических оснований.

25-30 октября 1990 года молдавские националисты-добровольцы под руководством премьер-министра Молдовы М.Друка провели акцию, получившую название «Марш на Гагаузию». Целью данной акции было пресечь тенденции по созданию независимой Гагаузии. В регион были направлены автобусы молдавскими с волонтерами (по некоторым данным до 50 тыс. человек) в сопровождении милиции. В Гагаузии началась мобилизация, жители сел вооружались и готовились дать отпор националистам. В Приднестровье, поддержавшей Гагаузию, были созданы дружины ополчения и направлены на помощь гагаузам. После переговоров в ночь с 29 на 30 октября часть приднестровских дружинников покинула территорию Гагаузии, такое же число молдавских волонтеров по условиям договоренности вернулось в Молдавию. Ввод в зону конфликта частей Советской Армии предотвратил кровопролитие.

В связи с возрастанием конфронтации между центральным республиканским руководством и местными приднестровскими властями из Молдавии были направлены подразделения милиции для осуществления контроля над ситуацией. В ответ на это в Приднестровье начали создаваться отряды самообороны, что привело позже к первым столкновениям. 22 октября состоялся митинг в городе Дубоссары, выразивший протест по поводу присутствия сотрудников правоохранительных органов Молдавии. В результате подразделения милиции были размещены в окрестных селах, порядок в городе стали охранять созданные отряды народной дружины. 2 ноября министр внутренних дел Молдавии подписал приказ о деблокировании моста через Днестр, создании КПП и проведении мероприятий по установлению контроля над Дубоссарами. Жители города заблокировали мост через Днестр. В соответствии с отданным приказом молдавский ОМОН начал штурм заблокированного моста, используя дубинки, слезоточивый газ, а позже и стрелковое оружие. В результате атаки ОМОНа погибли трое защитников Дубоссар, шестнадцать были ранены. Однако ОМОН через некоторое время отступил, а все въезды в Дубоссары были заблокированы по приказу ОСТК. Ответным шагом на события в Дубоссарах стало создание временного комитета по чрезвычайным ситуациям и дружин самообороны в Бендерах. Вечером 2 ноября стало известно, что в сторону Бендер движется автоколонна с молдавскими националистами и милицией. По бенедрскому радио было передано обращение ко всему мужскому населению города пополнить отряды защитников города. Многие откликнулись. Автоколонна Кишинёва подошла к окрестным селам, но столкновения не произошло, через два дня молдавские отряды отошли от города.

17 марта 1991 года был проведен Всесоюзный референдум о сохранении СССР. Молдавские власти всячески препятствовали проведению референдума на территории республики, в результате чего только небольшая часть жителей Молдавской ССР смогли принять участие в голосовании. В то же время, в ПМР население приняло активное участие в референдуме. В частности, в Бендерах 99% голосовавших высказались за сохранение СССР. Проведение референдума в Приднестровье усилило недовольство кишинёвских властей. 19-21 августа 1991 года в Москве произошел путч ГКЧП, после провала которого в Кишинёве состоялся митинг с требованиями выхода Молдавии из состава СССР. В свою очередь, ОСТК в Тирасполе поддержал ГКЧП. 23 августа была распущена Компартия Молдавии, за день до этого молдавский спецназ в Тирасполе арестовал часть депутатов Верховного Совета Приднестровья. После того, как Россия, а затем и Украина объявили о своей независимости, 27 августа их примеру последовала Молдавия. Через два дня молдавскими спецслужбами были арестованы в Киеве руководители Приднестровья и Гагаузии – И.Смирнов и С.Топал. 1 сентября в Тирасполе и Бендерах была проведена акция под названием «рельсовая блокада». Забастовщики требовали освобождения лидеров ПМР и Гагаузии. 2 сентября съезд депутатов Приднестровья утвердил конституцию, флаг и герб Приднестровской Молдавской Республики. Одновременно началось создание Республиканской гвардии и переподчинение отделов внутренних дел Приднестровья республиканским властям.

25 сентября в Дубоссары вошли отряды молдавской полиции. Было применено оружие против мирных жителей, до 100 человек пострадало. Однако под давлением общественности, и в связи с созданием местным руководством военизированных отрядов самообороны Отряд Полиции Особого Назначения (ОПОН) был вынужден покинуть Дубоссары 1 октября. Также были освобождены Смирнов и другие арестованные приднестровские депутаты. 5 ноября решением ВС название ПМССР было сменено на новое – Приднестровская Молдавская Республика. 1 декабря в результате референдума 98% голосовавших высказалось за независимость ПМР. 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал Беловежские соглашения, Советский Союз перестал существовать. На следующий день молдавская полиция предприняла третью попытку проникновения в Дубоссары. Это закончилось перестрелкой между ОПОН и отрядами республиканской гвардии ПМР, что привело к жертвам с обеих сторон. В Бендерах местные власти ввели режим чрезвычайного положения. В этот город были направлены два автобуса с молдавскими полицейскими. В Приднестровье стали прибывать отряды казаков и добровольцев из России. 18 декабря Россия признала независимость Молдавии, 21 декабря ее примеру последовала Украины. В течение зимы 1991-1992 годов отношения между Кишинёвом и Тирасполем продолжали обостряться.

В ночь со 2 на 3 марта 1992 года в Дубоссарах из засады была расстреляна машина с приднестровскими милиционерами, погиб начальник дубоссарской милиции И. Сличенко. Доподлинно неизвестно кто расстрелял милицейскую машину, обе стороны конфликта обвиняли в содеянном друг друга. Тем не менее, в ответ на эту акцию отряды приднестровских гвардейцев блокировали здание дубоссарской полиции, разоружив и захватив в плен полицейских. Позже их обменяли на пленных гвардейцев. В этот же день отряд специального назначения молдавского МВД вступил в бой с полком 14-й армии, расположенным в Кочиерах. На помощь военным прибыли казаки и приднестровские гвардейцы. Полицейские блокировали дома с семьями военнослужащих 14-й армии. Приднестровская сторона утверждала, что молдавские силы захватили семьи военных в заложники. Однако офицеры, казаки и гвардейцы вступили в бой с полицией, после чего сотрудники молдавского МВД были вытеснены из жилых кварталов. После этого началась концентрация молдавских войск вокруг Дубоссар. В середине марта начался обстрел левого берега Днепра молдавской артиллерией. 28 марта президент Молдавии ввел чрезвычайное положение на территории всей Молдавской Республики с требованием разоружения всех вооруженных отрядов в ПМР и Гагаузии. В Приднестровье был введен комендантский час. 1 апреля в Бендеры вошел отряд молдавской полиции при поддержке двух БТР с целью разоружения приднестровских гвардейцев. Завязался бой, в результате которого погибли мирные жители. Одновременно вспыхнули бои на юге и севере Приднестровья, повлекшие жертвы с обеих сторон конфликта. Руководство ПМР отдало приказ разрушить мосты через Днестр. Мосты, которые не были разрушены, были блокированы силами приднестровской гвардии, казаками и добровольцами. Вплоть до мая шли активные боевые действия, которые с началом месяца пошли на спад. Приднестровские силы получали вооружение от 14-й армии, в том числе бронетехнику. 25 мая М.Снегур заявил, что на данный момент Молдова находится в состоянии войны с Россией. Бои с использованием танков и артиллерии обеими сторонами продолжались до 18 июня, когда молдавский парламент принял постановление о мирном урегулировании конфликта и создании смешанной комиссии. Однако на следующий день в Бендерах вспыхнул бой. В город были введены молдавские войска в поддержку полицейским. Им оказывалось сопротивление частями приднестровской гвардии в различных районах города. 20 июня молдавские войска вышли к мосту через Днестр (Бендеры находятся на правом берегу реки) и отрезали город от ПМР. Однако в самом городе продолжалось сопротивление гвардейцев. Молдавские военные пошли на штурм Бендерской крепости, где находились ракетная и химическая части 14-й армии. Штурмовавшие потерпели неудачу, а некоторые части 14-й армии перешли на сторону ПМР. Вечером того же дня приднестровская гвардия при поддержке танков 14-й армии атаковала молдавских военных, прорвавшись к мосту, уничтожив молдавскую батарею и деблокировав город. В результате уличных боев к концу июня молдавские части были вытеснены из Бендер в городские окраины. 22 июня молдавская сторона использовала в боях авиацию. Два молдавских МИГ-29 произвели бомбардировку моста через Днестр, в результате которой мост не пострадал, но бомбы попали в частный сектор и погибли мирные граждане. На следующий день при повторной попытке бомбардировки района Бендер российскими силами ПВО был сбит один из самолетов.

Военные действия в Приднестровье не вызвали энтузиазма у населения Молдавии, несмотря на усиленную пропаганду СМИ. Армия и полицейские воевали неохотно. В то же время гвардейцы Приднестровья получили помощь в виде оружия и добровольцев из состава 14-й армии, в регион прибыло достаточно большое количество волонтеров из России и Украины, сыгравших заметную роль в отражении молдавского наступления. В Кишинёве и вообще в Молдавии начались выступления против руководства, втянувшего республику в ненужную войну, так как социальных предпосылок для ведения боевых действий между Молдавией и Приднестровьем не было. Большое количество новобранцев и резервистов молдавской армии отклонились от призыва. Кроме того, Россия вынуждена была отказаться от позиции нейтралитета, 7 июля в регион прибыли полномочные представители президента России. В Кишинёве под давлением общественности в отставку были отправлены министр обороны и глава правительства. При посредничестве представителей президента России удалось достичь соглашения о прекращении огня. 21 июля в Москве Борисом Ельциным и Мирчей Снегуром в присутствии Игоря Смирнова было подписано соглашение о принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском районе Республики Молдовы. Военные действия были заморожены, на линию противостояния были введены российские миротворцы. Позже были созданы Объединенная Контрольная Комиссия и Совместные Миротворческие силы. В ПМР были размещены российские, молдавские и приднестровские миротворческие контингенты. В 1993 году к процессу мирного урегулирования присоединилась ОБСЕ, через два года Украина. На сегодняшний день территория Приднестровья контролируется органами власти ПМР. Однако часть территории, заявленной как принадлежащая Приднестровской республике, контролируется Молдовой.

В результате конфликта к середине июля 1992 года количество жертв с обеих сторон составило 1000 человек убитыми и около 4500 раненными. Некоторые эксперты считают, что реальные потери выше.

Вооруженный конфликт в Приднестровье удалось перевести в мирное русло только в результате ввода в регион российских войск и участию России как инициатора политического урегулирования и прекращения огня. Однако сегодня конфликт по-прежнему остается неразрешенным, так как ни одна из сторон не соглашается идти на уступки. В настоящее время Молдова и Приднестровский регион испытывают серьезный социально-экономический кризис, из которого они не имеют возможности выйти самостоятельно. В Кишинёве видят выход из сложившейся ситуации в формировании интеграционных процессов с европейскими и евроатлантическими структурами, прежде всего, с Европейским Союзом. Определенным образом такое решение было бы оптимальным и для приднестровского региона. Однако интеграции в европейские экономические структуры и притоку капитала в экономику Молдавии и Приднестровья сильно препятствует неурегулированность существующего по сей день конфликта. Таким образом, Приднестровский конфликт является важнейшим тормозом развития ПМР, Республики Молдовы и стран СНГ в том числе.

Ивановский Сергей

Детальное обсуждение положения дел в нашей республике и вокруг нее. В России призывают не допустить эскалации на берегах Днестра. К такому выводу пришли участники круглого стола «Влияние Украины на развитие ситуации вокруг Приднестровья». Он прошел в Москве, в стенах Государственной Думы. В числе участников - руководство Верховного Совета и члены Правительства нашей республики.

За одним столом депутаты Государственной Думы, совета федерации, эксперты. И тема одна - ситуация вокруг Приднестровья. Организатор - думский Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Нашу республику представляла совместная делегация Правительства и Верховного Совета.

Александр Щерба, председатель Верховного Совета ПМР: «Мы просто хотим, чтобы нашу правду услышали, потому что считаем, что сила в правде».

Главными вопросами круглого стола в Москве стали односторонние шаги Киева и Кишинева в отношении Приднестровья. Один из таких - начало работы совместного молдавско-украинского таможенного и пограничного контроля в пункте пропуска «Кучурган». Депутаты Верховного Совета в российской столице рассказали о причинах и последствиях таких действий.

Александр Щерба, председатель Верховного Совета ПМР: «Если Европейский Союз финансирует около 6 миллионов долларов в создание инфраструктуры по созданию постов, которые разграничивают и прекращают свободную торговлю между Приднестровьем и Украиной, то позиция России здесь диаметрально противоположна. Эти все явления не хотят признавать, пересмотреть, но это все чревато тем, что это может привести к переводу конфликта в какую-то иную фазу, что мы себе позволить не можем».

Галина Антюфеева, заместитель председателя Верховного Совета ПМР: «Мы хотим, чтобы Молдова была привлекательной, чтобы были какие-то гарантии для наших граждан. А они до сегодняшнего дня разговаривают с нами языком санкций. То есть санкции во всем: в проезде, в возможности улететь».

Особое внимание в ходе круглого стола обратили на возможные потери для экономики нашей страны, когда в полную силу начнет работать совместный контроль на границе с Украиной. Только по предварительным подсчетам, Приднестровье рискует потерять десятки тысяч рабочих мест и до сорока миллионов долларов в год.

Сергей Оболоник, министр экономического развития ПМР: «Прогнозируется ситуация тотального закрытия экспорта и импорта для достижения политических целей, что может привести к полномасштабной гуманитарной катастрофе и потере экономического суверенитета. Кроме того, следует отметить, что за последние десять лет потери Приднестровья составили более 390 миллионов долларов, из которых 170 поступили непосредственно в бюджет Молдовы».

Внешний фактор существенно осложняет решение внутренних проблем Приднестровья, и об этом в Москве говорили представители нашего Правительства.

Татьяна Кирова, заместитель председателя Правительства ПМР по вопросам финансов: «Мы кропотливо трудимся сегодня над решением уже итак сложной ситуации, в которой мы находимся уже с точки зрения социально-экономического развития. Но при этом усугубляется данное положение теми мерами, которые предпринимаются со стороны Украины и Молдовы».

Действия официальных Кишинева и Киева создают дополнительную напряженность в регионе, - говорили российские участники круглого стола.

Константин Затулин, первый заместитель председателя Комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ: «Вопрос жизни и смерти молдавского государства состоит в нахождении формулы нахождения с Приднестровьем. И на этом пути разного рода достижения в виде выставления постов на границе с Приднестровьем с украинской стороны как бы это не импонировало, ничем иным, кроме как усугублением и дальнейшим расхождением между двумя кораблями не является. К сожалению, 23 мая в своем интервью европейской радиостанции Президент Молдовы поддержал идею создания этих совместных постов молдавско-украинских на границе с Приднестровьем».

Франц Клинцевич, заместитель председателя Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Федерального собрания РФ: «Сегодня мы на грани провокаций, которые будут устраивать в Приднестровье. Делать это будет все украинскими руками. Они уже готовы делать эти вещи».

Артем Туров, депутат Государственной Думы РФ, Член Генерального совета Всероссийской политической партии «Единая Россия»: «Та ситуация, которая сейчас складывается, которая, на мой взгляд, кажется, создает украинская сторона для того, чтобы каким-либо образом через Приднестровье повлиять на Россию либо на ту ситуацию, что происходит на юго-востоке Украины, забывая о том, что порядка 100 тысяч граждан, проживающих в Приднестровье, являются гражданами Украины».

Установление совместного молдо-украинского контроля на нашей границе является нарушением договоренностей переговорного процесса, - говорили на встрече. Позиция Приднестровья просто игнорируется. А обсуждение данной проблемы на площадке формата «5+2» блокируется.

Сергей Губарев, Посол по особым поручения МИД РФ: «Я семь лет являюсь политическим представителем Российской Федерации в рамках этого Постоянного совещания и впервые сталкиваюсь с тем, что организация, которая, казалось бы, должна настаивать, двигать, требовать от сторон и других участников переговорного процесса собраться и высказать свою точку зрения на ситуацию. Я говорю об ОБСЕ в лице австрийского председательства, впервые тормозит работу переговорного процесса».

Итогом этого обсуждения стало обращение к украинским и молдавским властям, а также к парламентской ассамблее ОБСЕ. Участники круглого стола призвали активизировать переговорный процесс в формате «5+2», чтобы не допустить эскалации напряженности вокруг Приднестровья.

Обзорная статья о ситуации вокруг Приднестровья после начала войны на Украине.

Приднестровье - «кость в горле» Украины и НАТО

Стратегический пат на Донбассе, проявляющийся в бесконечной позиционной войне под вывеской Минских соглашений, и нарастающая в стране руина заставляют киевский режим проявлять театральную внешнеполитическую активность, призванную отвлечь внимание населения Украины от гражданской войны, провальной социально-экономической политики и неспособности реализовать те обещания, которые Порошенко и Кº давали в 2014 году. Важную роль в реальной, а не декларативной активности украинской политики играет приднестровское направление, которое рассматривается Киевом как еще один фронт «борьбы с Россией».

Проблематика Приднестровской молдавской республики (ПМР) в контексте украинского кризиса тесно увязана с идеей расширения НАТО на восток. После принятия в Альянс большинства стран, находившихся в Организации Варшавского договора, на повестку дня встал вопрос втягивания в НАТО и бывших республик СССР. Этот проект реализовывался не только на территории Прибалтики, Украины и Грузии, но и на территории Молдовы. Естественно, что это продвижение к границам РФ вызывало беспокойство Кремля, которое не раз озвучивалось официально, но не было принято во внимание, так как Запад не считал нужным держать обещание, данное Горбачеву, не продвигать НАТО на восток. Расширение Альянса и втягивание бывших республик СССР в орбиту активной антироссийской политики, естественно вело к нарастанию конфликтного потенциала отношений между Россией и ее соседями. Это проявилось в деградации отношений РФ и прибалтийских лимитрофов, агрессии Грузии против Южной Осетии и последовавшей за этим «Олимпийской войне», мини-майдане в Молдавии с фактическим отстранением от власти оппортунистов из местной компартии, и, наконец, в государственном перевороте на Украине.


В случае с Грузией, Украиной и Молдовой существует проблематика территориальных споров, которые препятствуют прямому втягиванию этих стран в структуры НАТО. Как отмечалось в одном из докладов Stratfor 2015 года, Россия за счет управляемого процесса в замороженных конфликтных точках препятствует реализации стратегии по поглощению бывших республик СССР военными структурами НАТО. Отсюда и настойчивые попытки евроатлантических элит вынудить Россию отказаться от признания независимости Южной Осетии и Абхазии, прекратить поддержку ЛДНР, вернуть Крым Украине, вывести войска из Приднестровья и согласиться на объединение Молдовы в духе поглощения ГДР ФРГ. Речь, как не трудно догадаться, идет о борьбе за сферы влияния на территории бывшего СССР между РФ и НАТО. Риторика про выгоды «евроинтеграции» или Таможенного союза является производной от этой военно-политической борьбы.

Украина рассматривает ситуацию вокруг Приднестровья как один из инструментов политико-экономического давления на Россию, пользуясь тем, что со стратегической точки зрения ПМР и развернутая там Оперативная группа российских войск (ОГРВ) находится в своеобразном анклаве, который достаточно трудно снабжать даже в мирное время (с учетом всех возможных бюрократических и политических препятствий), и ограничена в своих наступательных возможностях.

ОГРВ ПРРМ включает в себя два отдельных мотострелковых батальона (82-й Сегедский Краснознаменный отдельный мотострелковый батальон и 113-й отдельный гвардейский мотострелковый Нижнеднестровский орденов Кутузова и Александра Невского батальон), дислоцирующихся в Тирасполе, и ряд других частей и подразделений. Контингент насчитывает порядка 2-2,5 тыс. человек боевого состава (плюс несколько сотен в обеспечении) и от 130 до 170 единиц легкой бронетехники (в основном старых типов).

Это достаточно удобная цель для организации военно-политических провокаций, особенно если их получается координировать с официальным Кишиневом.

После государственного переворота на Украине и начала гражданской войны киевский режим на первом этапе рассматривал ОГРВ в Приднестровье как потенциальный плацдарм для вторжения российских войск на Украину, по поводу чего распространялись различные агитки про российские войска, которые, атаковав с территории Приднестровья, захватят Одесскую область. При этом реальная численность ОГРВ, включающая в себя всего лишь три батальона пехоты с легкой бронетехникой, часть из которых выполняет сугубо охранные функции, делала наступательные возможности ОГРВ весьма проблематичными, особенно с учетом того, что часть контрактников является выходцами из ПМР, армия которой в любом случае в гражданской войне на Украине принимать участие не собиралась. Для сравнения: российская группировка в Крыму в период Крымской весны составляла около 16 тыс. человек, причем у нее не было существенных проблем с логистикой, она могла быть при необходимости довольно быстро увеличена, а контроль над Перекопом обеспечивал удобные возможности для удержания Крыма в случае попыток Киева бросить армию на спасение разваливающейся крымской группировки ВСУ. У ОГРВ таких возможностей просто нет, и даже банальный контроль территории Одесской области просто не отвечает ее возможностям.

Разумеется, это не помешало разыгрывать карту «российской агрессии из ПМР», что нашло свое отражение и в событиях Одесской Хатыни, когда, пытаясь скрыть причины массового убийства одесситов, была попытка свалить всё на «российских агентов», в том числе и тех, кто действовал под видом граждан ПМР. Как потом выяснилось, убивали в первую очередь одесситов, а не «российских агентов из ПМР», но это не тот случай, когда Киев будет заинтересован в объективности.

С российской стороны будущее Приднестровья в тот период рассматривалось через призму проекта Большой Новороссии, которая должна была включать в себя Юго-Восток Украины, что в случае успеха Одесской Народной Республики, позволяло создать своеобразный сухопутный коридор до Приднестровья через территорию Одесской, Николаевской и Херсонской областей. Отказ от более активных сценариев в 2014 году, связанных с территориями Юго-Востока, и заморозка проекта Большой Новороссии оставили вопрос с ПМР в состоянии стратегической неопределенности, а проблема оторванности российского контингента и союзного непризнанного государства лишь усугубилась по мере дальнейшей эскалации войны на Украине. И далеко не факт, что столь выгодные возможности по решению проблемы стратегической изоляции Приднестровья, которые имелись в 2014 году, представятся в ближайшем будущем.

С подавлением открытого сопротивления государственному перевороту в Одесской области и предотвращения усилиями СБУ попыток организовать подполье Киев начал рассматривать ПМР не как источник проблем для Одесской области, а как возможность проявить военно-политическую активность на фоне обострения войны на Донбассе.

С приходом к власти в Одессе ставленников Коломойского началось закручивание гаек на границе с ПМР с целью организации транспортно-экономической блокады, которая должна была стать одним из предметов торга с Россией, вынужденной поддерживать Приднестровье и свой контингент там. Для демонстрации силы в районе приднестровской границы в 2014 году начали проводиться учения НГУ, в Одесской области осуществляться учения ВСУ, на которых в том числе отрабатывались сценарии в духе «вторжения агрессоров из ПМР с целью поддержки восстания сепаратистов». Вся эта кипучая активность сопровождалась воинственными заявлениями из Киева, находившими полную поддержку молдавских властей.

К 2014-2015 году в Молдове был сугубо прозападный президент и прозападное правительство. В стране, по аналогии с Украиной и Прибалтикой, вовсю боролись с коммунистической символикой, российским влиянием, русским языком, а также изыскивали способы выгнать российский контингент из ПМР. В этом Молдавия находила полное понимание Брюсселя, который рассчитывал и рассчитывает руками Кишинева и Киева выдавить Россию из Приднестровья, дабы постепенно втянуть эту страну в НАТО, чему российское военное присутствие откровенно мешает. О какой-то субъектности тут речь не идет: вопрос состоит лишь в том, чьи именно войска будут находиться на территории Молдавии - российские или натовские. Тирасполь играет за Россию, Кишинев после свержения Воронина - уже откровенно за Брюссель.

Именно к этому периоду относятся наиболее агрессивные планы, связанные с украинской активностью против ПМР. Стабилизация фронта на Донбассе после поражений украинской армии при Иловайске и Дебальцево позволила уже летом 2015 года существенно нарастить войсковые контингенты в Одесской области, а смена ставленников Коломойского на Саакашвили так и вовсе вызывала прямые параллели с попытками последнего силой выдавить Россию из непризнанного государственного образования.

В этот период осуществляются активные контакты между официальным Киевом и Кишиневом, усиливается транспортно-экономическая блокада, нарастает информационно-психологическая война вокруг ПМР. В Одесской области проводятся учения ПВО, а НГУ проводит учения в непосредственной близости от границ Приднестровья. Одновременно с этим в Молдове усиливается пропаганда против российского присутствия на территории ПМР, в которой активное участие принимают центры ИПСО Министерства обороны Украины.

Это отражало проявление комплексной стратегии, направленной против позиций РФ в Приднестровье, которая предусматривала либо «мирное» выдавливание ОГРВ, либо же создавала предпосылки для подготовки военной операции в случае масштабной эскалации боевых действий на Украине, которая могла служить прикрытием для военных провокаций против ПМР с последующими действиями украинской и молдавских армий против приднестровской армии и ОГРВ.

Уже в 2015 году на границе с Приднестровьем, помимо погранвойск и отрядов иррегулярных формирований, Украина имела как минимум одну бригаду ВСУ и части НГУ, эквивалентные двум пехотным батальонам. Для сравнения - к началу 2017 года ВСУ имеет на границах с ПМР две армейские бригады, а также части НГУ и погранвойск. Суммарно в 2015-2016 годах Украина могла выставить против российской группировки ПМР около 8-10 тыс. солдат и порядка 200-250 единиц бронетехники, включая танки, а также РСЗО.

Но вот здесь и крылась проблема. ОГРВ не существует в вакууме и опирается на возможности армии ПМР, которая имеет порядка 20 тыс. человек под ружьем (плюс мобилизационный потенциал порядка 50-60 тыс. человек), 20-25 танков, несколько десятков различных ББМ и порядка 60-70 РСЗО. То есть при атаке на Приднестровье Украина не могла создать даже видимости численного превосходства. Поэтому так усиленно шли контакты с Кишиневом, чтобы подтолкнуть прозападный режим к более активным действиям против ПМР, дабы в случае эскалации конфликта в дело можно было бы пустить и молдавскую армию под флагом «восстановления территориальной целостности страны». При этом начало нападения на Приднестровье могло быть использовано как предлог для ввода контингентов НАТО с территории Румынии «для защиты мирного населения и территориальной целостности Молдавии». Подобная операция (в духе пресловутой «Олуи», чему собственно и препятствуют российские миротворцы) облегчается малой оперативной глубиной построения армии ПМР и российского контингента, так как само Приднестровье очень легко разрезать на несколько частей, нанося встречные удары с территории Молдовы и Украины.

Второй глобальной проблемой являлся военно-политический момент, связанный с прямым военным ответом РФ в случае нападения Украины на ПМР и силы ОГРВ. В Киеве резонно полагают, что в этом случае Россия воспользуется тем же поводом, что и в случае с нападением Грузии на миротворцев в Южной Осетии и ответит прямым вводом войск на территорию Украины. В результате этого могут быть задействованы как части, развернутые на границах Украины в Ростовской и Белгородской областях, так и крымская группировка ВС РФ, которые за счет превосходства в силах на направлении главных ударов могли достаточно уверенно нанести поражение противостоящим силам ВСУ. В этой связи осуществлялись различные информационно-разведывательные мероприятия, направленные на выявление готовности к вводу войск РФ на территорию Украины в случае активизации боевых действий на Донбассе, на Перекопе и на границах ПМР, так как вопрос войны против Приднестровья рассматривался и рассматривается в комплексе с вопросом операций на Донбассе и на границе с Крымом. Стоит понимать, что большинство сценариев, связанных с прямым участием российских войск в войне на Украине, будут, так или иначе, затрагивать возможность полноценных боевых действий на границах ПМР.

Эти планы особо даже не скрывались, и угрозы в адрес РФ и официального Тирасполя в течение 2015-2016 годов звучали неоднократно. Ответные меры не заставили себя долго ждать. Россия, долгие годы достаточно индифферентно взиравшая на рост западного влияния в Молдове, начала активно поддерживать местные пророссийские и левые силы, которые выступили естественным противовесом ставленникам Европейского союза, а также лоббистам присоединения Молдавии к «Великой Румынии». Обострение борьбы между прозападными партиями, вопиющая коррупция, дуболомное насаждение антикоммунизма и русофобии сыграли России на руку, так как захватившие власть прозападные силы погрузили Молдавию в перманентный политический кризис, который продолжается уже несколько лет, что изрядно спутало карты Брюсселю, который привык в спокойной обстановке переваривать одного за другим бывших членов ОВД и осколки Югославии.

Смены премьер-министров, украденный кредитный миллиард, интриги олигарха Плахотнюка, постоянные митинги в столице, ползучее отделение Гагаузии - всё это делало политическую ситуацию столь неустойчивой, что втянуть официальный Кишинев в открытую эскалацию с ПМР просто не удалось. Успехи на выборах Игоря Додона и Ренато Усатого отражали усталость значительной части молдавского общества от провальной экономической и социальной политики местных евроинтеграторов. Пик этого недовольства - избрание Додона президентом страны. Естественно, в этих условиях втянуть Молдову в войну против ПМР стало многократно сложнее, так что момент в некоторой степени был упущен и ситуация откатилась к более традиционной замороженной стадии конфликта, который тянется с начала 90-х.

Но игра тут далеко не закончена. В Молдавии премьер имеет больше полномочий, нежели президент, поэтому там де-факто сейчас своеобразный дуализм власти: с одной стороны, контролирующие парламент и правительство западники, с другой стороны - формально ориентированный на РФ президент и весьма многочисленные пророссийские силы. Отсюда и противоречия текущей молдавской политики, когда местные «демократы» продолжают рассказывать про «европейский выбор» и необходимость вступления в НАТО, а президент и поддерживающие его политические силы выступают против открытия офиса НАТО в Молдавии и размещения натовских войск на территории страны. Разумеется, такая ситуация является крайне неустойчивой, и с обеих сторон будут предприниматься попытки расширить свое влияние в Молдове. ЕС и НАТО будут стремиться к тому, чтобы нивелировать последствия избрания Додона и как минимум ограничить его возможности, связанные с коррекцией внешнеполитического курса страны. Россия же, наоборот, будет способствовать появлению в Молдове правительства, которое двигалось бы в русле политической позиции Додона, что позволит обеспечить длительное сохранение статус-кво вокруг Приднестровья.

Высокий уровень приема Додона в Москве отражает заинтересованность Кремля в развитии достигнутого успеха. Публичные жесты примирения со стороны руководства ПМР и Молдовы также направлены на поддержание стабильности текущей ситуации, поэтому заявления из Тирасполя о желании провести референдум о вступлении в состав России в Москве встретили без особого энтузиазма, так как это выбивается из текущего курса на поддержание статус-кво, да и попросту практически затруднительно без решения украинского вопроса.

При этом надо понимать, что «пророссийскость» Додона - явление достаточно условное, это, прежде всего, молдавский политик, который вынесен на поверхность пророссийскими настроениями части молдавского общества. Не стоит тут совершать ту же ошибку, которую уже совершили в отношении «пророссийского Януковича». Хороший прием в Москве отнюдь не помешал Додону поддержать создание совместных с Украиной КПП, которые могут привести к фактическому усилению экономической блокады ПМР, о чем уже официально выражали обеспокоенность в Тирасполе. В этом отношении для оценки «пророссийскости» того или иного политика в СНГ всегда надо смотреть на конкретные дела, а не на слова, которые некоторые ушлые политики пытаются конвертировать в различные преференции от Кремля.

Украина, в свою очередь, продолжает попытки раскачать ситуацию к своей выгоде. Недавнее укрепление блокадных мероприятий на границе с ПМР призвано не только осложнить экономическую и логистическую ситуацию в Приднестровье, но и отражает намерения Киева поддерживать агрессивный курс в отношении ПМР в рамках генеральных целей НАТО, направленных на выдавливание ОГРВ мирным или военным путем из Приднестровья и ликвидацию ПМР. Поэтому, несмотря на все трудности позиционной войны на Донбассе, две бригады ВСУ по-прежнему находятся в Одесской области, а представители официального Киева заявляют, что Приднестровье надо признать «страной-агрессором», поддерживая риторику радикальных прозападных кругов в Молдове.

Таким образом, несмотря на то, что амбициозные военно-политические планы Киева в отношении ПМР так и остались нереализованными, можно констатировать, что от них до сих пор не отказались и лишь боязнь российского военного ответа и нестабильная политическая ситуация в самой Молдове мешают Киеву проводить более агрессивную политику в отношении ПМР. Вместе с тем Киев, очевидно, будет стремиться поддерживать существенное военное присутствие на границе с ПМР (не исключая организации военных провокаций), стремиться к усилению экономических, логистических и иных проблем для Приднестровья и ОГРВ, а также рассчитывать на то, что маятник молдавской внутренней политики вновь качнется в сторону Брюсселя, дабы активизация усилий на южном фланге НАТО поспособствовала ликвидации «российского анклава».

Россия, в свою очередь, будет стремиться к поддержанию существующего состояния замороженного конфликта между Молдовой и ПМР, поддерживать благоприятные для себя тенденции в молдавской внутренней политике, усиливать боеготовность военных контингентов на границе с Украиной (в том числе и для косвенной защиты Приднестровья), а также продолжит проводить в жизнь стратегию противодействия продвижению НАТО на восток, которая связана как с симметричными ответами на развертывание войск НАТО на западных границах РФ, так и с асимметричными мерами информационно-разведывательного и политического характера.

Но в долгосрочной перспективе решение приднестровского вопроса напрямую зависит от того, в чью пользу закончится война на Украине, так как нынешний режим в Киеве, разумеется, не откажется от проведения антироссийской русофобской политики, которая в числе прочего подразумевает и ликвидацию Приднестровья. Также не стоит питать иллюзии насчет того, что НАТО добровольно откажется от стратегии приближения своей инфраструктуры к границам РФ (в том числе и через территорию Молдовы). Такова цена современной политической субъектности: если ты хочешь в современном мире, где международное право фактически приказало долго жить, проводить самостоятельную внешнюю политику, будь готов к игре с очень большими ставками, которые не ограничиваются территорией какой-то одной страны. Поэтому даже такая маленькая непризнанная страна, как Приднестровье, имеет немаловажную роль в этой сложной многоплановой борьбе, которая в режиме реального времени меняет привычное нам мироустройство.

Борис Рожин. Специально для alternatio.org



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме