Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

О внезапной смерти. Синдром внезапной смерти: православный взгляд

ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ - ХОРОШО ИЛИ ПЛОХО? Святитель Николай Сербский (Велимирович) Пишешь, что часто слышишь разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. В вашем городке машина насмерть сбила женщину, ее гибель дала повод ко многим разговорам. Кто-то утверждает, что это лучшая смерть. Кто-то так высказался о смерти: «Пусть приходит, только пусть не гложет!». После всего этого ты решился написать и просишь объяснения. Не следует желать внезапной смерти – следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь, и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда – но реже – и праведников. В Ветхом Завете мы читаем, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное служение , как наказал бунтовщиков против Моисея ; как Анания и Сапфира упали замертво за то, что солгали апостолам . Многие гонители христиан умерли внезапной смертью; об этом мы читаем в житиях святых мучеников. Но иногда случалось и праведнику умереть внезапной смертью, хотя и очень редко. Так случилось с Афанасием Афонским : когда он что-то строил, упала стена, и он с несколькими монахами погиб под камнями. Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это . А когда люди излишне полагаются на праведника и начинают обожествлять его, как это было с Афанасием Афонским, Господь забирает душу праведника внезапно, чтобы напомнить людям, что только Он – Бог и нет богов, кроме Него. Во всех же случаях внезапной смерти урок оставшимся в живых прост, а именно: следует непрестанно готовить свои души к скорой разлуке с этим миром – покаянием, молитвой и милостыней. Об известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, «терпением болезни умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет». Некто, лежа на одре болезни, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев мучился я, чтобы войти в этот мир, разве не должен мучиться столько же, чтобы уйти из него?». Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца нашего. Мир тебе и благословение Божие. 1. См.: Лев. 10, 1–5.- Ред ^ 2. См.: Чис. 13; 14; 16; 17.- Ред. ^ 3. См.: Деян. 5, 1–10.- Ред. ^ 4. Деян. 5, 11.- Ред ^ Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. М., 2006.

«Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно. Нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета, — покаемся и живы будем душою вечно».

Старец Макарий напоминал о том, что время идет незаметно для нас, и часто мы заботимся о бренном теле и забываем о вечной душе:

«Время течет нечувствительно; и не видим, как оно летит, измеряемо секундами, минутами, часами, днями и далее и всякая секунда приближает нас к вечности. Мы, зная это, плохо печемся о том, как предстать и дать отчет нелицеприемному Судии. Чувственность помрачает ум наш. Всё наше попечение и помышление о том, чтобы доставить покой телу; а о душе мало радим - страстей не искореняем, и даже не противимся им; и от того лишаемся мира и покоя душевного».

Старец писал о нашей земной жизни как о капле в море, напоминал о вечности и дне Судном: «Мятемся, колеблемся, смущаемся; и всё протекает, как река, и уносит всё прошедшее, как будто и не было; весьма немногое история и повествования частные оставляют на память о былом. Нынешний день оканчивается в моей жизни 66 год, а завтра начнется 67. Но что это в отношении к вечности? Меньше, нежели капля в море. Но какая будет вечность, о сем надобно теперь подумать и просить милосердого нашего Создателя и Искупителя, да милостив нам будет в день судный и сподобит десного стояния. А как-то мы плохо о сем думаем, будто и вечности не будет. Так и жизнь проводим - заповеди преступаем и истинного покаяния не имеем. Господи, помилуй!»

Преподобный Макарий часто говорил ученикам своим: «Пора, пора домой!» Иногда они даже не обращали на эти его слова особенного внимания, может быть, отчасти потому, что мысль о смерти, как одно из духовных деланий, никогда не оставляла его.

Преподобный Исаакий I, стяжав память о смерти, часто повторял: «Ах, как умирать-то!» Плоды этого постоянного памятования о смерти выражались иногда в слезах покаяния и умиления, в которых заставали его некоторые из братии, если приходили внезапно.

Следует разделять память о смерти и страх смерти

Преподобный Иосиф учил разделять память о смерти и страх смерти, советовал верить в то, что Господь «не восхитит душу не готову», если человек заботится о спасении. Старец писал духовному чаду, бывшему в смущении от страха смертного:

«Утром и вечером клади по три поклона с молитвою: “Господи, от страха вражия избави душу мою”. Страх смерти, о котором пишешь мне, есть следствие болезненности. Не надо много думать о сем, а старайся отгонять от себя сей страх. Молись Богу, всегда приноси ему покаяние в своих грехах и вручай себя Его милосердию и уповай, что Господь не хотяй смерти грешника (Иез. 33, 11), не восхитит не готову душу твою. Молись о сем и , а смущениям не предавайся».

Оптинские старцы часто знали дату своей кончины

Как-то одна очень близкая к старцу Макарию помещица, благочестивая старушка Мария Михайловна Кавелина, заболела так тяжело, что была, как ей казалось, на краю могилы. По своей вере к старцу, она просила его помолиться Господу, чтобы Он продлил дни её жизни ради свидания с любимым своим сыном, оптинским иеромонахом, который в эти дни отлучился из обители и не знал о болезни матери.

Старец сказал ей твердо: «Ты выздоровеешь, а умрём мы вместе». Слова старца оправдались. Помещица, бывшая в опасности умереть, выздоровела, но, после того говорила близким: «Бойтесь моей смерти, с нею связана жизнь старца, вот что он сказал мне». Это предсказание старца о кончине показывает, что ему было от Господа тайное извещение о времени его отшествия из мира сего.

Важность покаяния, исповеди и причастия Святых Таин

Оптинские старцы советовали заранее готовиться к смерти ежедневной молитвой, воздержанием, исповедью, приобщением Святых Таин. Преподобный Антоний писал:

«Иные готовят себе для погребения разныя одежды и покрывала; а мы приготовлять себя будем частыми молитвами, воздержанием, смирением, исповеданием, приобщением Святых Таин каждый пост, и слезами покаяния отмывать черноту греховную, да тако с миром изыдем. Если в юных не похваляется нерадение; то в престарелых оное ещё предосудительнее».

Преподобный Иосиф также напоминал о важности покаяния и исповеди как подготовки к смертному часу:

«Объясняешь, что собака укусила тебя, и ты опасаешься, что не бешеная ли она. Положись во всём на волю Божию! Господь сказал, что без воли Отца вашего Небесного не упадёт волос с головы вашей (ср.: Лк. 21, 18). На всё - воля Божия. Конечно, для спокойствия духа необходимо - исповедуйся, приобщись святых Христовых Таин и особоруйся. После того уж нечего бояться смерти, ведь когда-нибудь нужно же умирать».

« своё возьмет, хоть ты всех докторов объезди. Поэтому, если боишься смерти, то надо стараться приготавливаться к ней, и покаянием, и исповедью очищать свои грехи».

Преподобный Варсонофий наставляя о том, как важно причаститься перед смертью, приводил такую историю в пример: «Однажды, это было в Петербурге, мне рассказывал один священник из церкви преподобного Сергия, что на Литейной улице: “Зовут меня вечером напутствовать Святыми Таинами больного. Прихожу, спрашиваю, где больной. Ко мне выходит пожилых лет мужчина, на вид совершенно здоровый, и говорит, что это он для себя пригласил.

Кощунствовать с этим великим Таинством нельзя, - отвечаю, - меня просили напутствовать больного, а вы совершенно здоровы.

Я лет 20 не был у исповеди и причастия, - ответил он, - вдруг какой-то голос властно говорит мне: “Ты сегодня умрешь”, - оттого-то я и побеспокоил вас.

Если так, то будем исповедоваться.

Начинается исповедь, и что это была за исповедь! Душа его была, как проказою, покрыта всевозможнейшими грехами. Наконец, накладываю епитрахиль и читаю разрешительную молитву.

Значит, все грехи прощены, и я могу причаститься? - спросил он.

Прощены, и я сейчас причащу вас.

Приготовил всё, читаю молитвы и хочу причастить его, но у него сжимаются зубы, и, несмотря на все усилия, он не может их разжать. Тогда он идёт в свой рабочий кабинет, берет клещи и хочет разжать ими рот, но не может. Так и умер, не приняв Святых Таин. Грехи ему прощены, но отчего Господь не сподобил его Причащения - это неисповедимая тайна Божия”. А принять Святые Таины - великое дело. Если бы кто из причастников умер до прошествия 24 часов после Причащения, то душа его пошла бы в Рай. Бесы не могут приблизиться к такой душе, опаляемые сиянием Тела и Крови Христовых».

И добавлял:

«Господь беспредельно благ. Жертва, принесенная на Голгофе, так бесконечно велика, что грехи всего мiра по сравнению с этой жертвой «яко ничесоже». Это всё равно, как если бы кто взял горсть или пригоршню песка и бросил в море. Замутилось бы оно? Разумеется, нет, оно останется по-прежнему невозмутимым. Но и эта горсть может погубить нас, если мы не считаем себя грешниками и не каемся пред Господом. Причащение Святых Таин попаляет все грехи; отчего, особенно у простых людей, всегда спрашивают: причащался ли больной перед смертью? Если узнают, что усопший сподобился Святого Причащения, то радостно восклицают: “Слава Тебе, Господи!”».

Искушения в смертный час

Старцы предупреждали о том, что перед смертью часто бывают . Об одном таком искушении писал преподобный Варсонофий: «Рассказывал мне отец Венедикт, иеромонах нашего Скита: “Позвали меня напутствовать схимонаха отца Николая (Лопатина). Это было дня за два до кончины его. Больной находился в полном сознании и памяти. Пред Причащением я попросил соседа его по келье монаха отца Пиора сходить в церковь к пономарю за теплотой. Тот ушел. Исповедовав больного, я приобщил его. Приходит отец Пиор и чрез перегородку своей кельи сердито говорит: “Пономарь не дал теплоты!” Я ответил, что обойдусь без неё и дам больному отварной воды из самовара. Объясняю, что отец Нектарий не дал теплоты, как сообщил сейчас пришедший от него отец Пиор, и потому придется запить Святые Тайны водою. Отец Николай говорит: “Я ничего не слышу!” “Как, - спрашиваю я его, - не слышите? Вот отец Пиор говорит, что отец Нектарий отказал в теплоте”. “Нет, - отвечает больной, - ничего не слышу!”

Я удивился. Но в эту минуту отворяется дверь кельи, и входит отец Пиор, неся в руках сосуд с теплотой. Спрашиваем его: приходил ли он сейчас в келью к себе? “Нет, - отвечает тот, - не приходил. Прямо от пономаря пришёл сюда!” Таким образом, врагу хотелось привести в смущение умирающего по принятии Святых Таин. Умирал отец Николай от чахотки, и, как все чахоточные, был очень раздражителен, особенно во время болезни предсмертной. Но Господь не попустил врагу искусить причастника Своего, закрыв ему слух, так что бесовские слова слышал только я один».

В чём находить утешение близким

Преподобный Макарий напоминал о том, что излишняя скорбь неугодна Богу. Старец советовал близким находить утешение в поминовении усопших, в молитве за них, в милостыне, творимой в их память: «Пишешь, что совершили в сороковой день поминовение по папеньке твоём, и что вам горько было. Жаль мне его, жаль и вас за ваше малодушие. Молитва об усопших доставляет им пользу, и оставшимся утешение, что они здесь имеют средства там ему благодетельствовать. А излишняя скорбь неугодна Богу: будто противоречим Его о нас промыслу и распоряжению. Не похвалю я за это твою маменьку, а мою сестрицу; я уже писал ей, что эта скорбь от себялюбия происходит. Вот за это спаси Господи, что она хорошо поминает его и милостыню подаёт, и крестьян утешает, - все это она туда ему пересылает».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Страшное дело — смерть ВНЕЗАПНАЯ. Она есть МЕЧ гне­ва Божия за наши грехи! Это мы ясно видим из притчи о богатом и Лазаре. Богатый был корыстолюбив, раб плоти и прихотей. Он совершенно забыл о смерти, о безсмертии души и о Боге. Он привязался умом своим и сердцем к благам земным, к богатству и умер не как человек, верующий в Бога, но как нечестивый, потерявший всякую веру; не как чело­век, имеющий безсмертную душу, но как душою умер­ший; не как человек разумный, но как животное безсло­весное. За все эти грехи богатый и умер, по определению Божию, смертию принужденной — внезапной. Что он умер не естественно, а его скосила, по повелению Бо­жию, внезапная смерть, — это мы видим из той же прит­чи.

В этой смерти Сам Бог обличает нечестивого грешника и объявляет ему страшную казнь Внезапной смерти: Безум­ие, в сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20). При этом Господь открыл и причину такого страшного осуждения, — порок лихоимства, жадности, эгоизма, безпечности, нерадения, о своей душе и о конце земной жизни.

Да, пагубна для души нашей смерть Внезапная! Ибо в каком состоянии застанет нас момент смерти, в таком мы останемся и пребудем вечно. По смерти же ни Доброде­тельный — не изменяется из добродетельного в порочного, ни грешник — из порочного в добродетельного. Подтвер­ждает это и божественный Екклесиаст, говоря: И если падёт древо на юг, и или на север, то на месте, где падёт древо, там и останется. Это значит: ка­кого места достойным будет человек в час смерти своей, там и определяется и пребывает в безконечные ве­ки веков. Жил честно и по доброму человек, по Заповедям Божиим – к Богу пойдёт. Жил нечестиво, по дурному, зло и обман творил – в Ад пойдёт!

Мы, несчастные, постоянно согрешаем, и грех следует постоянно по пятам нашим. Одно время мы посвящаем многоядению и многопитию; другое — проводим в покое, безпечности, прихотях, остальное — жертвуем хищени­ям, неправдам, убийствам, враждам, притеснениям и го­нениям братии! Когда мы не согрешаем? Поношения, кле­веты, осуждение, ложь, сквернословие и празднословие не престают исходить из уст наших. Когда бываем мы не­причастными гордости, славолюбию, гнусной мстительно­сти и лукавому воображению? Почти что никогда! Грех всегда окружает нас, всегда представляет уды наши в ра­бы нечистоте и беззаконию в беззаконие (Рим. 6, 19). Когда прежде смерти Человеколюбец Бог посылает на нас жестокую болезнь, тогда она, пришедши, возвещает нам, как бы другой Исайя, говоря: Сия глаголет Гос­подь: устрой о доме твоем, умиравши бо ты (Ис. 38, 1).

Как велегласная труба — возглашает тогда тяжкая БОЛЕЗНЬ: «Человек! Приготовляйся к будущей жизни. Время твоё пришло». Чувствует тогда чело­век разлучение с миром, видит тогда, что бесполезны и не нужны ему теперь и богатство, и слава, и премудрость, и вообще лю­бые любые земные блага. Родственники и друзья больно­го призывают тогда духовного отца его, чтобы он мог рас­каяться, плакать, обратиться к Богу, исповедать грехи свои и соединиться со Спасителем Иисусом Христом, че­рез принятие Пречистого Тела и Крови Его. Без сомне­ния, тогда есть надежда, что таковой может спастись и остаться не на месте мучения, но на месте блаженства.

Но когда ВНЕЗАПНО, как налетевший ураган, как вихрь, — СМЕРТЬ похитит Жизнь, когда человек, будучи в силах, здоров и предан греху, в одну минуту — УМРЁТ и явится к Богу на Суд — безгласен и безчувствен, какая тогда может быть надежда ко спасе­нию? Где тогда покаяние? Где исповедь? Где обращение? Ни сродник, ни друг, ни священник не смогут помочь то­гда, хотя бы и хотел кто, старался и усердно желал. То­гда вдруг придут немилосердные, истязующие душу несчастного. В сию нощь душу твою истяжут от тебе (Лк. 12, 20).

Смерть, без сомнения, неизбежна и страшна, и предот­вратить или миновать её в конце концов невозможно; но мы можем приготовить себя к ней, — устроить дела зем­ные и приложить старание и попечение о душе своей. Освободившись от всех земных попечений, мы пригото­вим и облегчим душу свою покаянием, исповеданием гре­хов, освободимся от угрызений совести и прогоним от се­бя чрезмерный страх мучений и в Таинстве Причащения соединимся со Христом. Вследствие этого вселится в сердце наше упование на милость Божию, надежда безсмертного Царствия, отъемлющая печаль о разлучении с миром. Ничего не останется тогда скорбного и страшного, кроме подвига разлучения души с телом. Ангелы милостивые и светлые окружат тогда нас и далеко прогонят полки бе­совские. Они усладят горесть смерти, облегчат трудность ее, прогонят душевный страх, и, радуясь, возьмут душу нашу. Блажен тот, кто удостоится такой кончины, он ти­хо и кротко скажет с Давидом: В мире вкупе усну и по­чию (Пс. 4, 9)

Когда же — СЛУЧИТСЯ с нами смерть нечаянная, ВНЕЗАПНАЯ, когда она застанет нас среди – БЕЗЗАКОНИЙ наших, как она СТРАШНА будет для нас, как губительна! Увидим и по­чувствуем мы тогда, что повис над нами обнаженный меч её, и мы сейчас, в одну секунду, отойдем — в Вечность. И как бы мы — не ЖЕЛАЛИ бы тогда всей душой своей — ИЗБЕЖАТЬ этого, но побег уже невозможен. Хотели бы мы сделать распоряжения предсмертные о доме своём, но мысли наши помутятся и исчезнут. Хотели бы покаяться, исповедать грехи свои пред священником, но язык наш не будет повиноваться нам, и наши уста сомкнутся, и мы горько почувствуем, что умираем во гре­хах и уготованы диаволу и бесам его. Это причинит нам страшные мучения, ужас и совер­шенное отчаяние. Бесы мрачные и немилостивые, обличая деяния наши и истязуя душу нашу, будут терзать нас. Наконец, душа наша в невыразимых мучениях разлучит­ся с телом, — похитится насильственно. Горе тому чело­веку, который таким образом окончит жизнь свою, ибо это и есть та самая смерть, о которой святой пророк Да­вид сказал: Смерть грешников Люта (Пс. 33, 22).

Страшная, МУЧИТЕЛЬНАЯ смерть – ЖДЁТ всех Грешников!

Мы, люди, не только не знаем о времени нашей смер­ти, но не знаем и о том, какова будет наша кончина: крот­кою ли она придет к нам, или лютою и звер­скою. Предупредит ли она нас какими-либо знамениями или настигнет как тать в нощи. Даст ли она нам некото­рое время на раскаяние, или мгновенно похитит нас во всех беззакониях наших? Ничто не известно нам. Для че­го же такая неизвестность, такое неведение о часе смер­тном? Но так устроил человеколюбивый Бог, ради нашего спасения, потому, что незнание часа смертного рождает страх, страх — воздержание, а воздержание пресекает случай ко греху.

Незнание о часе смертном производит ВНИМАНИЕ; а внимание – ЖЕЛАНИЕ и стремление жить — по Заповедям Божиим, которое бывает при­чиною Добродетели. Оставлено для нас в неизвестно­сти, — добрая или лютая будет кончина наша для того, чтобы СТРАШИТЬСЯ, чтобы — ИЗБЕГАТЬ греха, и, отстраняясь от пороков, более и более преуспевать в Добродетели. По­этому приготовимся к Вечности и к переходу в вечность, именуемому смертью, во время земной жизни, в этом преддверии Вечности.

Земная жизнь это непрестан­ная борьба между жизнью и смертью, и мы колеблемся между ними, постоянно уклоняясь то к той, то к другой. Если оценим должным образом то краткое мгновение, на которое мы поставлены здесь, на земле, сравнив его с неизмеримою и величественною веч­ностью, то найдем, что только правильное употребление земной жизни, т. е. приготовление к вечности, будет для нас полезно.

Начиная с 1917 года медицина фиксирует внезапные смерти молодых и казалось бы совершенно здоровых людей, никогда не болевших (во всяком случае никогда не обращавшихся к врачу с признаками какого-либо заболевания). В начале XXI века синдром внезапной смерти стал еще более распространен, чем в XX веке. Медики спорят, чем вызвано такое увеличение смертных случаев и что за этим стоит? Некоторые ученые, такие как доктор Л. Мейендорф говорят о том, что подобные случаи проявляются в странах Европы и США с необыкновенной быстротой. А в своей книге «Инсульт, инфаркт, внезапная смерть: теория сосудистых катастроф» профессор Е.А.Широкова пишет:

«Точной статистики внезапной смерти нет, поскольку не существует общепринятого определения этого понятия. Однако подсчитано, что в США каждые 60-75 секунд 1 человек умирает от неожиданной остановки сердца. Проблема внезапной сердечной смерти, привлекавшая внимание кардиологов в течение многих десятилетий, вновь остро встала в последние годы, когда проведённые Всемирной Организацией Здравоохранения широкие популяционные исследования продемонстрировали возрастающую частоту внезапной смерти среди взрослого, и не только взрослого, населения. Оказалось, что случаи внезапной смерти встречаются не так уж редко, и проблема эта требует пристального изучения».

Что же мы можем сказать по этому поводу. Прежде всего, необходимо обратиться к описанию смерти, сделанному святителем Тихоном Задонским:

«Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра».

В современном мире очень мало кто помнит эти слова. Недавно мне лично пришлось столкнуться с 3 случаями внезапной смерти.

1) Одна девушка 24 лет окончила институт и устроилась работать в большую коммерческую структуру, с хорошими перспективами и окладом превышающим «среднестатистический», но вот буквально через неделю после вступления в должность, придя на работу, она внезапно почувствовала себя плохо, сильная головная боль и стесненность дыхания. Вызванная скорая помощь, приехав через 30 минут, констатировала смерть.

2) Мой хороший знакомый, с которым я был дружен много лет, не был подвержен вредным привычкам к алкоголю и курению, напротив он занимался спортом в течение всего года, был хорошим семьянином и не страдал от различных проявлений стрессовых ситуаций так, как для этого просто не было побудительных мотивов. Это был человек, о котором принято говорить «очень успешный». Но однажды во сне наступила внезапная смерть.

3) Еще один случай из жизни, человек которого я хорошо знал, тоже не был подвержен вредным привычкам. Он был православным христианином, регулярно исповедовался и причащался Святых Христовых Тайн. Но однажды, придя домой после работы, он внезапно почувствовал себя плохо. Смерть наступила до приезда врачей скорой помощи.

Но с какой мыслью и с покаянным ли сердцем отходили эти люди ко Господу, хотя смерть их была внезапной. Вот, что говорит нам Авва Евпрений: «Любящий земное более Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного – господин всему миру».

Медики выдвигают много причин этой самой внезапной смерти. В своей статье по этой проблематике Иван Пожаров приводит разные версии возможных причин наступления внезапной смерти:

Предшествующий сердечный приступ с большой зоной повреждения миокарда (75% случаев внезапной коронарной смерти связаны с перенесенным инфарктом миокарда).

В первые шесть месяцев после острого инфаркта миокарда риск развития внезапной коронарной смерти повышен.

Ишемическая болезнь сердца (80% случаев внезапной коронарной смерти связаны с этой болезнью).

Фракция выброса меньше 40% в сочетании с желудочковой тахикардией.

Предшествующие эпизоды внезапной остановки сердца.

Случаи внезапной остановки сердца или внезапной коронарной смерти в семейном анамнезе.

Наличие в личном или семейном анамнезе нарушений сердечного ритма, включая синдром укороченного или удлиненного интервала QT, синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта, слишком низкая частота сердечных сокращений или блокады сердца.

Желудочковая тахикардия или фибрилляция желудочков, развившиеся после сердечного приступа.

Врожденные пороки сердца и аномалии кровеносных сосудов.

Эпизоды синкопе (потери сознания неопределенной причины).

Сердечная недостаточность: состояние, при котором насосная функция сердца ослаблена. У пациентов, страдающих сердечной недостаточностью, вероятность развития желудочковых аритмий, которые могут привести к внезапной остановке сердца, в 6-9 раз выше.

Дилятационная кардиомиопатия (вызывает внезапную коронарную смерть в 10% случаев), вследствие снижения насосной функции сердца.

Гипертрофическая кардиомиопатия: утолщение сердечной мышцы, особенно в области желудочков.

Значительные изменения уровня калия и магния крови (например, при использовании диуретиков), даже при отсутствии каких-либо заболеваний сердца.

Ожирение.

Сахарный диабет.

Употребление наркотиков.

Прием противоаритмических препаратов может увеличить риск развития угрожающих жизни аритмий.

Другие авторы приводят еще более фантастические объяснения внезапной смерти. Вот какие теории излагает в своей статье «Синдром внезапной смерти» Дмитрий Кузнецов. И хотя многое из его теорий безусловно несостоятельно, но я привожу их специально для полноты картины по описываемой мной проблематике. Вот, что узнаем мы из его статьи: «Можно выдвинуть несколько гипотез, объясняющих возникновение фатальных процессов в организме:

Мы живем не в железном, не в атомном, а в химическом веке. Оглянемся вокруг себя – нас окружают практически одни искусственные материалы, начиная от синтетики в одежде, заканчивая эпоксидной смолой и фенолом в ДСП мебельного ширпотреба. Исключение составляют металлы, однако и они все больше претерпевают рукотворные изменения и вытесняются сверхпрочным пластиком. Такое агрессивное неестественное химическое окружение не может не сказаться на протекании биохимических процессов на клеточном уровне. В данном случае не следует путать банальное отравление среды обитания (с последующей интоксикацией особей, обитающих в этой среде) с тонким изменением биохимии. Просто в один непрекрасный момент жизненно-важные реакции в организме чуть-чуть (этого «чуть-чуть» вполне достаточно) смещаются в ту или иную сторону и наступает смертельный «час Х».

2. Волны
Примерно все то же самое можно сказать и об электромагнитной обстановке на планете. Мы просто купаемся в океане электромагнитного излучения различного диапазона – от сверхдлинных волн дальней связи с подводными ядерными крейсерами до СВЧ-импульсов мощнейших радаров. Уже давно Земля стала вторым по мощности радиоизлучения телом солнечной системы (на первом, разумеется, наше светило). Накладываясь друг на друга электромагнитные волны создают хаотичную интерференционную картину с ярко выраженными энергетическими минимумами и максимумами. Человек попадает в подобные экстремумы и его электробиофизиология дает сбой.

3. Экзотика
Интересную гипотезу о причинах синдрома внезапной младенческой смерти высказал некий австралийский ученый. Хотя некоторые эксперты и называют идею неправдоподобной, он утверждает, что причиной смерти грудных детей является то, что им снится сон, что они находятся в утробе матери. Поскольку до рождения кислород поступает через пуповину, они «забывают» дышать и гибнут. С некоторой натяжкой подобный механизм возможно распространить и на взрослую человеческую единицу.

Правительство Клинтона тогда постаралось замять инцидент (к слову сказать, абсолютно нормальная реакция), однако оставило себе некоторую лазейку, допустив строго дозированную утечку информации. Как и в иных подобных случаях «цивилизованная общественность» ответила равнодушным молчанием, еще раз продемонстрировав эталонный образец стратегического мышления низшего порядка.» И хоть после прочтения раздела уфология стоит улыбнуться, но мы все равно приводим эту версию для полноты картины страха перед внезапной смертью беспокоящей все человечество.

Но каждый Православный Христианин знает, что душа человеческая предстает перед Господом в тот момент, когда она наиболее близка ко спасению. Каждый человек сам выбирает для себя свою жизнь, каждый человек наделенный свободной волей может либо идти ко Христу, либо наоборот удаляться от него. Преподобный Ефрем Сирин говорит нам об этом: «Горе тебе, душа, что пребываешь бесчувственной в настоящей жизни, каждый день предаваясь роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно,-в Будущем Веке будешь плакать, подобно богачу, мучимая в вечном пламени».

«Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля его и плача не вынесут основания вселенной».

«Злые посмотрят на добрых и усугубится горе их, когда они увидят великую славу совершенных, какую приобрели они себе в наследие кратковременной борьбой, тогда как злые, гоняясь за ничтожным, унаследовали мучения».

«Вечная Жизнь ожидает только тех, которые приняли залог, и при конце, в день явления Великого Царя, выйдут навстречу Ему; таковым возвещены нескончаемые блаженства».

Некоторые родственники умерших обращались ко мне с просьбой объяснить им, от чего Господь попустил такую внезапную смерть их родным и близким? И что значит такая скоропостижная кончина? На этот вопрос, как нельзя лучше более семидесяти лет назад ответил святитель Николай Сербский. Думаю, что закончить эту статью необходимо процитировав святителя:

«Мне пишут, что часто приходится слышать разговоры о внезапной смерти. Говорят, что уж если она неизбежна, то пусть наступит внезапно и вдруг прервет жизнь. Лучше так, чем страдать от болезни и заставлять страдать других. Ожидаемая смерть страшнее внезапной. В вашем городке машина насмерть сбила женщину, ее гибель дала повод ко многим разговорам. Кто-то утверждает, что это лучшая смерть. Кто-то так высказался о смерти: «Пусть приходит, только пусть не гложет!». После всего этого ты решился написать и просишь объяснения.

Не следует желать внезапной смерти – следует быть готовым к ней, когда бы она ни наступила. Так учит Церковь. Существует много канонических молитв, в которых мы просим Господа сохранить нас от всяких бед, к которым причислена и внезапная смерть. Но Тот, в Чьей власти и жизнь, и смерть, действует по Своему святому Промыслу на пользу всякой человеческой душе, забирает ли Он ее из сего мира внезапно или оставляет до времени здесь. Иногда Он настигает внезапной смертью грешников, иногда – но реже – и праведников. В Ветхом Завете мы читаем, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное служение (Лев. 10, 1–5), как наказал бунтовщиков против Моисея (Чис. 13; 14; 16; 17); как Анания и Сапфира упали замертво за то, что солгали апостолам (Деян. 5, 1–10). Многие гонители христиан умерли внезапной смертью; об этом мы читаем в житиях святых мучеников. Но иногда случалось и праведнику умереть внезапной смертью, хотя и очень редко. Так случилось с Афанасием Афонским: когда он что-то строил, упала стена, и он с несколькими монахами погиб под камнями.

Посылая грешникам внезапную смерть, Господь преследует две цели: наказание грешника и назидание другим. Как это произошло после смерти Анании и Сапфиры: великий страх объял всю церковь и всех слышавших это (Деян. 5, 11). А когда люди излишне полагаются на праведника и начинают обожествлять его, как это было с Афанасием Афонским, Господь забирает душу праведника внезапно, чтобы напомнить людям, что только Он – Бог и нет богов, кроме Него. Во всех же случаях внезапной смерти урок оставшимся в живых прост, а именно: следует непрестанно готовить свои души к скорой разлуке с этим миром – покаянием, молитвой и милостыней.

Об известном валаамском старце Никите рассказывают, что он очень боялся внезапной смерти и постоянно молился, чтобы Господь послал ему перед смертью долгую и тяжелую болезнь, чтобы, как он говорил, «терпением болезни умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, посчитает мое терпение вместо добрых дел, которых у меня нет». Некто, лежа на одре болезни, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев мучился я, чтобы войти в этот мир, разве не должен мучиться столько же, чтобы уйти из него?»

Воистину, предсмертная болезнь очень важна. Многим грешникам она принесла вечное спасение. И тысячи грешников познали Бога и свою собственную душу только на одре болезни. А познав эти две великие реальности, которыми пренебрегали всю жизнь, горько раскаивались и оплакивали свою неразумную жизнь, исповедовались и причащались и, очистившись слезами и Кровью Христовой, удостоились войти в светлые небесные Его чертоги. Следовательно, предсмертная болезнь дается по милости Божией. Не беспокойся о том, что наши близкие будут страдать из-за нашей тяжкой болезни: эти страдания ради их блага, они получат за это щедрую награду от Творца».

Александр Федосеев, протоиерей



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме