Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что же изучает культурология? Что такое культурология и что она изучает.


ПЛАН – СХЕМА.……………………………………………………….. 3

ВВЕДЕНИЕ…….…………………………………………………………. 4

1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРОЛОГИИ» КАК НАУКИ ………………….. 6 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ…. 8

3. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИИ…………….. 12

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ……... 13

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….. 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….. ………...……. 19

СЛОВАРЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ………………... 20

ТЕСТ………………………………………………………………………. 23

ПЛАН СХЕМА

    В вводной части указать когда и кем введено понятие «культурологи». Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины. Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей. Актуальность культурологи.

    Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности. Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры.

    Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный традициях и нормах, обычаях, законах. Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта. Направления культурологии: социальная, прикладная, гуманитарная, фундаментальная.

    В 20 веке культурология конституируется как самостоятельная наука, стоящая вне рамок философии, но все же связанная с ней, и, конечно, через философию культуры.

    Основные вехи в истории и логике становления понятия «культура»: появление термина, разделение на материальную и духовную культуру, первое научное определение культуры, выявление функций структурных элементов культуры, относительность сравнения ценностных установок культур.

    Подведение итога, с указанием использованной литературы.

Введение

Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900-1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук.

Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусстве, праве. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как ее создателя.

Хотя культура стала предметом познания с момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Дж. Вика (1668 -1744), И. Г. Гердера (1744-1803) и Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглер (1880-1936), автор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии XX в. связаны также с именами 3. Фрейда, К. Г. Юнга, К. А. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н. Я. Данилевского (1822-1885), Н. А. Бердяева. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою внутреннюю логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании, то есть обретении целостной интуитивно - смысловой причастности субъекта к постигаемому явлению.

Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Это позволяет приникать в жизненный мир иных культур, осуществлять диалог с ними и таким образом обогащать и глубже постигать свою собственную культуру. Культурология изучает не только культуру в целом, но и различные, часто весьма специфические, сферы культурной жизни, взаимодействуя (вплоть до взаимопроникновения) с антропологией, этнографией, психиатрией, психологией, социологией, экономической теорией, лингвистикой, и в то же время сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи.

Актуальность: Прежде чем «культурно» развиваться, а это необходимо каждому, в какой-то мере, индивиду, человеку, необходимо знать, что такое культура, откуда она появилась и для чего нужна в современном обществе.

Цель работы:

    Дать определение понятию «культурология»

    Осветить цели, задачи, предмет, методы культурологии

    Дать современное понимание культурологии

    Описать основные этапы становления культурологического знания

    КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Культурология - область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до человечества в целом.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами, такими как философия, социология.

    ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития человека.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Направления культурологии - социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных текстах культуры.

Фундаментальная культурология- разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.

Социальные перспективы культурологии - в ходе информационной революции неизбежно наступит этап революции в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.

Предмет культурологи:

    Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;

    Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.

    Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

    Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

    Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Методы культурологи:

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

  1. Культурология как наука (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство

    Культурология как наука Введение. Культурология (название происходит от лат cultura и... необходимой». Важным шагом к появлению культурологии , к осознанию необходимости культурологии как науки явились «эмпирические наблюдения и интуиции...

  2. Культурология как наука (7)

    Реферат >> Культура и искусство

    Культурология . Культурология как наука сформировалась недавно(... естественно научных дисциплин, развитие науки ,градостроитва, кораблестроительства, военное оружиебалиста... Интерес к философии и философским наукам (флоренция) образуются философские школы- ...

  3. Культурология как наука (10)

    Реферат >> Культура и искусство

    Интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания. обеспечение реализации... истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки ; философии культуры; социологии культуры; культурной...

    Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.

    Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне, региональном, на уровне социально-культурологической общности.

Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия различных сторон человеческого общества.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:

    Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

    Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

    Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

    Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

    Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

    Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

    Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

    Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    Как уже говорилось, культура представляет собой многофункциональную систему. Главной функцией феномена культуры является человеко-творческая, или гуманистическая. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.

    Функция трансляции (передачи) социального опыта, нередко её называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в следующих системах: устных преданиях, памятниках литературы и искусства, языках, науке, философии, религии и др. Однако это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образцов.

    Познавательная функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофоне человечества. Все типы общества существенно различаются прежде всего о этому признаку.

    Регулятивная (нормативная) функция культуры связана прежде всего с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей, В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные темы, как мораль и право.

    Семиотическая или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия).

    Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаше всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Проблемы, которые можно отнести к культурологическим, ставились учеными издавна. Необходимость изучения разнообразных форм культуры, ее достижений была осознана как научная проблема еще в эпоху античности. Становление культурологии как науки шло по пути формирования нескольких школ: антропологической, философской, психологической, социологической.

Важным шагом к формированию научной теории стало осмысление человеческой культуры как уникального феномена и понимание необходимости ее самостоятельного изучения. Культурой в качестве объекта научного исследования интересовались философы, историки, социологи, но только в начале XX века возникла необходимость обобщить накопленный эмпирический материал, а затем и исследовать целый ряд обнаруженных закономерностей.

К середине XX века стало очевидно, что следует изучать не только уже сложившиеся формы культуры, но и такие находящиеся в стадии становления и развития явления, как процесс глобализации, охвативший все сферы культуры, научно-техническую революцию, изменившую место и роль техники в системе культуры, активно протекающие процессы массовизации и коммерциализации культуры, а также появление новых видов и способов хранения, обработки и передачи информации. Кроме этого, накапливался достаточно большой опыт исследования разного рода негативных явлений, поэтому крайне актуальной стала задача отделить культуру от антикультуры.

XX век, переживший войны и катастрофы, показал, что единственный критерий, на который стоит ориентироваться в любой сфере деятельности, -- это благо человека. Отсюда задача гуманизации всех видов и направлений человеческой деятельности. Развитие техники заставило остро почувствовать, что человека собственно Человеком делает именно освоение опыта культуры. Кроме этого, в XX веке люди осознали, насколько неповторим и уникален каждый из исторических типов культур на Земле, однако несмотря на такое разнообразие диалог между ними не только возможен, но и необходим для сохранения культурного богатства человечества.

Все эти задачи и привели к появлению новой науки. Американец Лесли Уайт (1900-1975) назвал ее «наукой о культуре» или «культурологией».

В своей работе «Наука о культуре» (1949) Уайт обосновывает необходимость формирования культурологического знания как самостоятельной науки. По его мнению, ни одна из наук не рассматривает результаты духовной деятельности человека. Поэтому необходима еще одна научная дисциплина, которая будет изучать те предметы и явления, которые являются результатом специфической деятельности человека (Уайт называет ее «символической», т.е. зависящей от символической способности человека -- способности наделять предметы и явления неким смыслом, который они изначально не содержат) и не зависят от биологической, телесной (или «соматической») сущности человека. Поскольку эти предметы и явления составляют сферу человеческой культуры, то наука, их изучающая, получает название «культурология».

Называя Лесли Уайта «отцом культурологии», следует признать его заслуги:

  • 1) Уайт ввел само понятие «культурология»;
  • 2) выделил культурологию как самостоятельную науку;
  • 4) определил ее специфический объект изучения -- культуру.

Таким образом, культурологию можно определить как науку, формирующуюся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающую культуру как целостность, как специфическую функцию и модальность человеческого бытия.

Обосновав необходимость культурологии как самостоятельной науки, Л. Уайт определил и ее принципы, которые могут считаться общеметодологическими и для других гуманитарных наук.

Во-первых, это принцип всеобщей связи и развития -- все явления и объекты необходимо исследовать с учетом их генезиса, взаимовлияния друг на друга, роли в мировом культурно-историческом процессе.

Во-вторых, это принцип научного абстрагирования. Он используется для моделирования различных ситуаций во многих науках. Уайт приводит пример из физики -- системы, в которых тело движется прямолинейно и равномерно, без учета силы трения, тоже есть научная абстракция. Но для изучения законов движения в ряде случаев силой трения можно пренебречь. В культурологии подобное научное абстрагирование применяется, когда речь идет о культуре вообще, ее структуре, функциях и т.д. Ведь реально культура существует только в конкретно-исторических формах, в определенных пространственно-временных рамках, ее создают реальные люди. Но при изучении теории культуры этими конкретными факторами наука позволяет пренебречь.

К методам культурологического исследования относятся следующие:

Диахронический метод - метод исследования исторического развития культуры в целом как предмета культурологического изучения.

Синхронический метод - метод исследования культуры с точки зрения соотношения между ее составными частями (элементы находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент) или разных культур, сосуществующих в один период времени.

Сравнительно-исторический метод - мировые культуры исследуются и анализируются в связи с историческими, социальными и другими условиями каждой данной страны, каждой данной эпохи.

Структурно-функциональный метод применяется, если необходимо выделить и рассмотреть элементы, составляющие культуру, выявить роль каждого такого элемента в ее функционировании. В этих целях широко используется аналитический метод, позволяющий рассматривать элементы, явления культуры в, так сказать, «чистом» виде.

Типологический метод. Данный метод применяется для исследования таких культурологических теоретических проблем, как классификация, систематизация, моделирование. В основе его утверждение, что культура в различных областях нашей планеты складывалась, хотя и в разное время, во многом одинаковым образом.

Современная культурология объединяет целый ряд дисциплин, каждая из которых обеспечивает выполнение задач, стоящих перед этой наукой. Эти дисциплины можно очень условно подразделить на теоретические и исторические.

Теоретическая ветвь включает в себя:

  • - философию культуры, которая изучает наиболее общие проблемы существования культуры;
  • - теорию культуры -- изучение закономерностей развития и функционирования культуры;
  • - морфологию культуры -- изучение различных форм существования культуры, таких, например, как язык, миф, искусство, религия, техника, наука.

Историческая ветвь, в свою очередь, включает:

  • - историю культуры, которая занимается типологией культур, сравнительным анализом развития различных культурно-исторических типов;
  • - социологию культуры, которая исследует функционирование культуры в обществе, взаимосвязь общественных и культурных процессов.
  • - практическую культурологию, которая определяет, на каком уровне человеческая деятельность приобретает характер культурной. Очевидно, что для каждой исторической эпохи этот уровень своеобразен.

Иерархически в культурологии можно выделить два основных профиля познания: собственно культурологию (в узком смысле) - как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования - и культуроведение - как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическую, политическую, религиозную, художественную и пр. культуры).

Категории, т.е. понятия, -- важнейший показатель того, как сформировалась наука, насколько развит ее язык. Система категорий отражает общую структуру научного знания, показывая взаимодействие частных наук и философии как общей методологии; также через категориальный аппарат науки можно проследить ее генезис и взаимодействие с другими отраслями знания.

Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании которых осуществляется систематизация изучаемых культурных феноменов и разрабатываются методологии и методы их познания.

В культурологических науках до сих пор не разработан и не систематизирован целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологических категорий происходит в основном путем заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей познания, по мере необходимости модернизируемых в соответствии с аналитическими нуждами культурологии. Вместе с тем немалая часть базовых категорий культурологии не имеет прямых аналогов в других науках (например: категории художественной формы и культурной формы отмечают весьма различающиеся наборы признаков) и нуждается в самостоятельной разработке и обосновании.

Все культурологические категории можно разделить на следующие группы:

  • 1. Всеобщие. Это философские понятия, которые используются во всех отраслях знания, например: «сознание», «бытие», «развитие».
  • 2. Общенаучные. К этой группе относятся понятия, составляющие методологическую основу научного знания: «закономерность», «процесс», «типология», «система» и пр.
  • 3. Заимствованные из других наук. Категории целого ряда наук используются культурологами при изучении пограничных проблем, связанных с литературоведением, историей, искусствознанием, религиоведением: «эпоха», «период», «стиль», «конфессия» и пр.
  • 4. Собственно культурологические. Эти категории либо отражают процессы, наблюдаемые при изучении культуры -- «глобализация», «массовизация», «синтез культур» и пр., либо фиксируют какие-то явления -- «культурная динамика», «архетип», «гуманизм» и пр.

Как уже ясно следует из названия, культурология изучает культуру. Казалось бы – а зачем нам нужно изучение культуры?
Почему культурологию относят к разряду наук фундаментальных?
Культуру изучают достаточно плотно различные отрасли науки, такие как история, философия, антропология и другие, с разных сторон уже много лет – так зачем нужна именно культурология?
Культура многогранна.

Каждая из вышеперечисленных наук грызет ее гранит исключительно со своей стороны – кстати, в странах Европы культура представляется исключительно как «социальная антропология» – т.е. изучает плоды деятельности человека в ракурсе развития человека – таким образом, в Украине культурология развивается в ракурсе искусства и просвещения, а на Западе превалируют как социология, так и этнография.

И, поскольку феномен культуры, необычайно важный, основополагающий фактор на пути человека от обезьяны к человеку, сливающемуся с информационным полем Вселенной – необходимо знать и понимать то, как происходило это развитие.

История циклична, все повторяется – относительно, разумеется – культура, как колыбель именно человеческого в двуногом звере, необычайно важна – культурное состояние человека (по Гоббсу) является высшей формой его состояния как раз из-за творческой продуктивности. На границе 18 и 19 веков, немцем И.Г. Гердером высказывалась мысль о том, что целью и смыслом истории – как процесса – является развитие культуры.

Культура каждого народа, этноса компилирует в себе все то, чем является человек на данном конкретном отрезке исторического развития.
Здесь же можно отметить, что в конце 18 века – начале 19 века сформировалось убеждение, что именно духовная жизнь человека составляет основу для культурного развития. Уже в 20 веке, а точнее – даже с конца 19 – появились научные труды, выводившие культурологические проблемы на передний план. Причин можно выделить множество, но основной можно считать вящую необходимость переосмысления, переоценки культурных ценностей, связанную с кризисом культуры. Наиболее показательно это проявилось в Европе начала 20 века, раздираемой войнами и переделами политической власти, а к тридцатым годам «подтянулась» и Америка, колоссальный экономический, социальный и культурный рост в которой резко сменился Великой депрессией и – вновь – крахом культурных ценностей.
Таким образом, в 1915 году, немецким ученым В. Оствальдом был употреблен термин «культурология», не получивший, впрочем, широкого распространения. Оствальд, кстати, являлся ученым – считал, что все состоит из энергии, производной коей являются как дух, так и материя.
Намного позже, во второй половине 20 века, уже американский культурный антрополог – как мы и упоминали выше, разрабатывает это научное направление. Западная школа рассматривает человека как субъекта культуры – изучает ценностные формации культуры разных народов, непосредственно отношения в ракурсе исторического развития человека и культуры, поэтому Л.А. Уайт обосновал вящую необходимость существования и развития отдельной науки о культуре.

Именно Уайт писал, что культурология является необходимой новой ступенью развития науки в процессе познания мира, отделил тесно связанные, но все же изучающие несколько другие аспекты, философию, социологию, психологию. Благодаря этому, термин «культурология» ассоциируется, прежде всего, с ним.
Культурология изучает субъекты культуры, то, по каким законам они развиваются, какие закономерности можно выделить в процессе развития, принципы и суть процессов трансляции и сохранения норм и традиций. Сюда же необходимо отнести изучение методов влияния на процессы изменения культур, а культуролог должен уметь изыскивать и претворять в жизнь наиболее разумные пути для вышеупомянутого развития самобытной, самостийной культуры, реализации и претворения в жизнь культурной политики государства.

Необходимо кратко упомянуть так же и о направлениях, которые изучает культурология, а именно:

  1. Все, что касается социокультурной жизни человека, изучает социальная культурология;
  2. Разработкой методик и изучением теоретических основ культуры занимается фундаментальная культурология;
  3. Претворением в жизнь теоретических знаний, полученных с помощью вышеупомянутой фундаментальной культурологии, занимается культурология прикладная, на долю которой также выпадает нелегкая доля прогнозов и регуляции процессов, протекающих в культурной сфере.

Как мы уже неоднократно упоминали выше, культурология наука очень молодая, развивающаяся, берущая на вооружение и впитывающая в себя все многообразие непрерывного развития и динамического роста культурных процессов, без которых мы не можем даже измыслить свое существование.

Идея разницы культур и необходимость всестороннего рассмотрения как отдельных культур, так и культуры в целом, как определенной целостной системы, сделали возможным создание новой дисциплины - культурологии. В настоящее время культурология находится в стадии своего становления. Есть разные взгляды на предмет, содержание и методы культурологической науки.

Однако в самом общем виде традиционное определение культурологии можно представить так.

Культурология - это гуманитарная дисциплина, изучающая культуру как целостную систему, многообразие культур в пространстве и времени, взаимодействие культур, типы культур, закономерности развития социокультурной жизни, выражение в культуре человеческого бытия, закономерности художественного процесса, историю ментальностей.

В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы поиска новой модели исторической и социально-культурной самоидентификации, новых путей развития, стремление коренной трансформации общего типа цивилизации, который складывался веками в огромном евразийском регионе. К тому же эта трансформация имеет неодинаковую направленность в разных частях страны. Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности (преимущественно религиозного и квазирелигиозное), в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ, в общей кризисе художественной культуры, потере ею понимание социального заказа на художественное отражение проблем действительности и на приемлемые для общества формы выражения этой творческой рефлексии.

в Определенной степени растерянность была ощутима и в науке гуманитарно-суспільствознавчого профиля, что потеряла жесткий каркас одномерного видения мира и социально-экономического догмата в понимании общественно-исторических явлений.

В условиях коренной ломки украинского общества, переоценки ценностей появилась опасность возникновения духовного вакуума. Разрушение привычного мировоззренческого комплекса привело людей к нравственной дезориентации, ощущение распада привычных ценностных норм и самого социального содержания коллективного бытия общества. Вакуум, образовавшийся стали заполнять различные псевдонаучные и около-религиозные представления. Даже сравнительно образованная часть населения иногда не в состоянии сформулировать содержательный ответ на актуальные ценностные вопросы жизни, выработать для себя устойчивые ориентации. Заполнить пустоту, которая образуется, насытить ее конструктивным содержанием может только приобщение к культурным ценностям, которые выработало человечество на протяжении своей многовековой истории.

Итак, возникают следующие цели изучения культурологии:

Формирование навыков грамотного использования культурного наследия;

Воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через нее и общества в целом;

Утверждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;

Воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

Задачи курса культурологии:

1) дать представление о основные культурологические школы, исторические направления и теории;

2) раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;

3) помочь изучению истории культуры Украины, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

Определив предмет исследования, мы можем рассмотреть методы, используемые в культурологии:

Комплексное, системное осмысление форм социального бытия как продукта воплощения ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами людей, регулирующих жизнедеятельность общества);

Исследования культуры в комбинации ее статической типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной памяти общества;

Преимущественно цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

Рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

Интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, етносоціальної, научной и др.).

Определив культурологию как науку, которая рассматривает теорию культуры, мы должны вспомнить и о ее практическом применении. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культурно-охранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологи проводят экспертизу любых социально значимых проектов на предмет их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ в социально-культурной практике.

Культурология как общая теория культуры сформировалась на базе различных наук: философии, истории, социологии, психологии, этнографии, археологии, антропологии и других. В различных сферах социальных знаний и научных дисциплинах выделились специфически культурологические направления, исследующие разные, а порой и те же аспекты культурной жизни общества. Эти направления обусловили оформление основных разделов культурологии: истории культуры, философии культуры, антропологии культуры, социологии культуры, психологии культуры, истории культурологии.

Философия культуры изучает сущность и значение культуры, дает философское осмысления разных стадий эволюции культуры. Исследуя смысл и закономерности основных направлений культурного процесса, она рассматривает методы его познания. Для философии культуры общественную жизнь людей предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, трансляцией культурно-исторических ценностей, с критическим преодолением устаревших и становлением новых форм опыта, со сложными системами; как взаимозависимости различных проявлений деятельности человека в разных типах культур.

Социология культуры изучает социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры, их социальные аспекты. Она анализирует цели творчества в сфере культуры, содержание социального заказа, материальные, социальные и политические факторы, влияющие на творческий процесс. Исследует социально-демографические и другие характеристики публики как потребителя культуры, их интересы, вкусы, ориентации; учреждения культуры, события культурной жизни. Внимание социологии культуры сосредоточивается на общественном мнении, художественной критике, выражающих отношение общественности к событиям культурной жизни.

Культурная антропология - это отрасль культурологии, изучающая культурную основу природы человека, культурные характеристики ее поведения. Она пересекается с этнографией, использует данные археологии, исторической лингвистики, позволяют объяснить роль культуры в возникновении человека, воспроизвести "ее исторические типы. Предметом культурной антропологии является система родовых средств человеческой жизнедеятельности, присущий человеку образ жизни, что включает: сознание, язык, изготовление орудий, использование знаков и символов, закрепление созданных ценностей и полученной информации в материализованных знаковых системах.

Психология культуры рассматривает явления духовной жизни в их культурно-историческом смысле. Это наука о психическом отражении действительности в процессе культурной жизнедеятельности человека. Она изучает внутренние психологические механизмы и закономерности культурного процесса.

Предметом исследования истории культурологии являются культурологические аспекты человеческой мысли, человеческого бытия. Она рассматривает динамику представлений о культуре на различных этапах исторического развития, особенности тех или иных культурологических школ и учений.

История культуры предполагает прежде всего комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, быта, образования, общественной мысли, фольклора и литературы, истории искусства. Это обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру как целостную систему в единстве и взаимодействии всех ее сфер. Изучение истории культуры позволяет познать и выявить закономерности развития человеческого общества в целом.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме