Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что входит в предмет криминологии. Понятие криминологии

Во всех ее проявлениях, детерминации и причины преступности, подверженность преступности различным воздействиям. Можно сказать, что предмет изучения криминологии состоит из таких составляющих, как:

  • преступность;
  • причины (или причинность) преступности;
  • личность преступника;
  • меры предупреждения преступности.

Одной из главных составляющих криминологической науки является преступность, т. е. совокупность множества преступлений , совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период времени. Преступность в криминологии рассматривается не как состав преступления , а как совокупность преступлений в социальной действительности. Правонарушения , не образующие состава преступлений, но тесно связанные с ними, учитываются при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В социальном аспекте преступность подчиняется определенным закономерностям и характеризуется такими количественно-качественными показателями, как структура, динамика и уровень.

При анализе преступности выделяют следующие ее категории:

  • преступление (или индивидуальное преступное поведение);
  • отдельные виды преступности, дифференцируемые по объекту посягательств (государственная, хозяйственная и т. д.), формам вины (умышленная, неосторожная);
  • преступность представителей различных социальных групп (например, несовершеннолетних , женщин, предпринимателей);
  • преступность в разных регионах, различных сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, духовной);
  • преступность в государстве в целом;
  • преступность человеческого общества на конкретных этапах его существования.

Причинность преступности можно определить как процесс возникновения и зарождения преступности в обществе, причинность есть социальная детерминация и выделение в данном процессе производящих, причинных зависимостей. Причины преступности представляют собой совокупность социальных, экономических, социально-психологических, политических, демографических, идеологических и организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие. Наряду с причинами преступности изучаются и ее условия. Условиями преступности считаются такие явления и процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию, а именно к совокупности деяний, нарушающих уголовный закон .

Исследование причин преступности помогает раскрыть ее природу, сделать очевидными обстоятельства, обусловливающие существование преступности, способствующие ее сохранению и развитию, помогает выявить факторы, противодействующие этим процессам. Основываясь на таких знаниях, можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью: предвидеть ее развитие или снижение, любые происходящие в ней изменения, осуществить мероприятия по предупреждению преступности.

Самой сложной составляющей криминологической науки является личность преступника. Проблема личности преступника состоит прежде всего в том, что преступление как совершенный акт поступка и волеизъявления конкретного лица в значительной степени производно от характеристики и специфических особенностей личности. Можно сказать, что преступление и преступник тесно взаимосвязаны, и при изучении и познании личности преступника появляется криминологический материал для последующей работы по предупреждению преступлений.

Личность преступника рассматривается как соотношение в ней социального и биологического, она изучается в криминологии в системе социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления . Можно выделить два критерия выделения личности преступника из общей массы: юридический и социальный.

Юридическим критерием является уже сам факт совершения преступником преступления, т. е. личность преступника можно определить как лицо, совершившее преступление. С точки зрения социального критерия преступником является личность, которой присущи та или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как минимум, отдельные антисоциальные черты.

Предупреждение преступности – это основная составляющая предмета криминологии, ведь в конечном итоге именно предупреждение совершения преступления является главной целью криминологических исследований. Предупреждение, или профилактика , преступности – это область социального регулирования, управления и контроля , преследующая цель борьбы с преступностью на основе выявления и устранения ее причин и условий.

Таким образом, содержанием предмета криминологии являются исследование и оценка преступности, выявление и изучение ее основных причин; изучение личности преступника; разработка мер и рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.

Криминология — это наука о закономерностях возникновения и развития преступности , ее причин и условий, личности преступника и механизма преступной деятельности, криминальной жертвы, основах профилактики преступлений и иных правонарушений , анализа (разведки) негативных социальных явлений и процессов, организации противодействия преступности и осуществления антикриминогенной политики.

Криминология как наука возникла в последней четверти XIX в. Именно в это время сошлись три вектора общественного развития, необходимых для появления любой науки: социальный интерес к определенной сфере знаний, требования объективно складывающейся ситуации, наличие соответствующего интеллектуального потенциала. Эти три вектора по отношению к криминологии выразились во внимании общества к учению о личности преступника, распространенности преступного поведения в различных формах, в появлении плеяды ученых, предлагавших творческие подходы к познанию криминальной проблематики.

Криминология — комплексная междисциплинарная наука, синтезирующая результаты исследований других наук применительно к собственному предмету.

Наука криминология имеет свою структуру — Общую, Специальную и Особенную части. Общая часть включает теоретические разделы (блоки), состоящие из учения о преступности и ее причинах, о личности преступника и механизме преступного поведения, о жертве преступления, основах антикриминогенной политики. В этой части раскрываются также методология и методика разработок прикладной криминологии, предполагающей формирование криминолога-исследователя, обладающего навыками сбора, анализа, интерпретации эмпирической информации, криминологического прогнозирования, планирования и менеджмента . Специальная часть исследует частные криминологические теории (экономическая криминология, этнокриминология, политическая криминология, криминология организованной преступности, медицинская криминология, спортивная криминология и др.). Материалы по конкретным направлениям борьбы с преступностью, имеющие практическую направленность, объединены в Особенной части криминологии. Она содержит разделы, посвященные криминологической характеристике и предупреждению преступности несовершеннолетних , рецидивной преступности, преступности мигрантов и др.

Следовательно, криминология имеет теоретическое и практическое значение.

Теоретическое значение криминологии определяется криминализацией многих сфер общественных отношений (международных, политических, экономических, правовых и т. д.) и повышением потребности в криминологических знаниях на всех уровнях принятия управленческих решений. Обладать криминологическими знаниями, навыками — это императив, диктуемый современным состоянием преступности в стране и мире.

Практическая значимость криминологии заключается в разработке стратегии противодействия преступности (в глобальном, федеральном и региональном масштабе), а также рекомендаций, направленных на предотвращение и пресечение преступлений. Криминологические исследования обладают большим законотворческим потенциалом, сигнализируя о тех правовых пробелах, которые должны быть заполнены в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, и конструктивных недостатках законодательства, требующих коррекции. Большой практической значимостью характеризуются усилия криминологов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности.

Криминология — наука для специалистов в области социального менеджмента. В современных условиях тотальной криминализации общественных отношений без криминологических знаний, умений и навыков эффективный социальный менеджмент невозможен.

Криминология как теоретическая наука реализует четыре функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую), прогностическую (футурологическую) и практическую (прагматическую). Изучение явления предполагает его описание, полученные сведения требуют анализа и интерпретации, формулирование выводов нуждается в прогностическом обосновании, а разрабатываемое решение должно быть конструктивным.

Криминология как практическая деятельность связана с осуществлением следующих функций: аналитической, прогностической, нормотворческой, экспертной, политической, международно-правовой, правоприменительной. Аналитическая разведка, прогнозирование преступности, инициирование совершенствования правовых норм и участие в их разработке, криминологическая экспертиза нормативных правовых актов , определение стратегий декриминализации властных и экономических отношении, противодействие транснациональной преступности, оптимизация применения уголовноправовых, уголовно-процессуальных, административно-правовых и других норм — вот далеко не полный перечень задач, решаемых практической криминологией.

Криминология является понимающей наукой, поскольку стремится познать закономерности осмысленного человеческого поведения в социальноправовом контексте.

Криминология устанавливает закономерности, которые связаны:

  • с индивидуальным отклоняющимся (прежде всего, преступным) человеческим поведением;
  • массовыми социальными отклонениями;
  • последствиями нарушений нравственных императивов и уголовно-правовых норм;
  • социальной дезорганизацией;
  • возможностями личностной и социальной реабилитации;
  • восстановлением разрушенной государственности.

Она определяет требования к государственному строительству, соблюдение которых приводит к снижению криминогенного личностного и социального потенциала, а нарушение — к его повышению, а в дальнейшем — к кризису, распаду и самоуничтожению.

Предмет криминологии составляют история науки и перспективы ее развития, преступление и механизм преступной деятельности, личность преступника, преступность и ее причины, основы виктимологии, криминологическое прогнозирование и планирование, отдельные группы и виды преступности, их предупреждение.

Изучение истории науки криминологии позволяет установить условия и закономерности ее возникновения, очертить круг гуманистических идей в борьбе с преступностью и обращении с преступниками, представляющих общечеловеческую ценность, разработать критерии определения ложных взглядов, наметить перспективы криминологических исследований в направлении гуманизации социальных отношений.

Криминология, как и другие науки криминального цикла, изучает преступление. Преступление является предметом не только криминологии, но и уголовного права , криминалистики , уголовного процесса . Однако только криминология изучает преступление с позиций его генезиса, установления тех закономерностей, которые приводят человека к совершению преступления.

Криминология разрабатывает основы прогнозирования преступности, ее отдельных видов, индивидуального преступного и виктимного поведения, криминологической обстановки, антикриминогенной государственной политики — словом, всего, что представляет криминологический интерес и может быть использовано для обеспечения социального контроля над преступностью. В связи с этим большое прикладное значение имеет криминологическая разведка — сбор, анализ и интерпретация информации о криминализации общественных отношений, угрозах и рисках криминологической безопасности, реальном состоянии преступности, криминалитете, его статусе и возможностях противодействия правопорядку .

Криминология создает теоретические основы криминологического планирования, определяя его принципы, структуру и содержание. Криминология принимает участие в разработке стратегических основ противодействия преступности (включая предупреждение, борьбу и минимизацию последствий), генеральных направлений антикриминогенной политики, механизма обеспечения социального контроля над преступностью, ее отдельными группами и видами.

Методология криминологии

Методология криминологии основана на диалектическом методе познания, который считает фундаментальными идеи всеобщей взаимосвязи явлений, развития, неразрывности материального и идеального.

Идея всеобщей взаимосвязи явлений наиболее плодотворно реализуется в рамках системно-структурного подхода: именно в таком подходе синтезируются многие стороны диалектического метода. В основе методологии системного анализа лежит представление о системе — совокупности взаимосвязанных элементов, обладающих новым качеством. Именно появление новых свойств в образуемой совокупности элементов дает основание констатировать наличие системы и утверждать необходимость применения системного подхода.

Системный подход показал свою действенность как в процессе теоретического анализа (например, условий дезорганизации различных социальнополитических систем), так и в ходе конкретных разработок (в частности, при создании целевых комплексных программ борьбы с преступностью). Возрастание роли системного подхода в последние десятилетия обусловлено усложнением общественных процессов, необходимостью поиска адекватных форм для выражения сложных и сверхсложных структур, зависимостей и отношений человеческой деятельности, стремлением создать инструмент интегрального видения реальности. Криминализация различных сторон государственной и общественной жизни приводит к пониманию активной роли криминальных отношений в функционировании социального организма, наличию прямых и обратных связей между преступностью и криминальным поведением, с одной стороны, и политикой, экономикой , социальной психологией, юридическим регулированием — с другой. Преступность в настоящее время выступает мощным деструктивным фактором жизнедеятельности любой социальной системы, и важно установить каналы и степень соответствующего неблагоприятного воздействия.

Сотрудничая с философией, криминология создает нравственно-этические, мировоззренческие основы противодействия преступности .

Используя результаты исторических, экономических, социологических научных исследований, криминология познает причины преступности.

Взаимодействуя с антропологией, демографией, криминология разрабатывает учение о личности преступника.

Участие криминологов в разработке и реализации любого социального проекта обеспечивает эффективность его осуществления.

Без знания криминологии невозможно быть успешным политиком, бизнесменом, руководителем. Криминология — наука для организаторов, управленцев. Чем выше уровень руководителя, тем в большей степени ему необходима криминологическая компетентность. Овладение криминологическими знаниями, умениями и навыками — непременное условие профессионального роста в любой сфере правоохранительной деятельности.

1. Какие понятия являются предметом криминологии:
а) преступность;
б) причины преступности;
в) индивидуальное преступное поведение;
г) состав преступления.

2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
а) Бентам;
б) Гароффало;
в) Ломброзо.
3. «Закрытой» анкета- это:
а) опрос ограниченного круга лиц;
б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
а) моделирование;
б) тестирование;
в) метод экспертных оценок.

5. Коэффициент преступности — это:
а) криминальная активность населения;
б) изменение преступности во времени;
в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
г) пространственная распространенность преступности.
6. Динамика преступности- это:
а) региональные особенности преступности;
б) исторические предпосылки роста преступности;
в) соотношение разных видов преступлений;
г) изменение преступности во времени.
7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
а) грабеж;
б) изнасилование;
в)причинение тяжкого вреда здоровью;
г) мошенничество.
8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
а) плотностью преступности;
б) географией преступности;
в) структурой преступности.
9. Структура преступности — это:
а) состав преступления;
б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
в) элементы предмета криминологии;
г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
а) убийство;
б) кража;
в) мошенничество;
г) хулиганство.
11.Латентная преступность — это:
а) незарегистрированная преступность;
б) нераскрытая преступность;
в) особо тяжкие преступления;
г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
а) убийство;
б) разбой;
в) массовые беспорядки;
г) кражи.
13.Естественная латентность -это:
а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
14.Косвенные последствия преступности – это:
а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
а) возраст;
б) мотив;
в) совершение преступления в группе;
г) прежняя судимость.
16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
а) служащим;
б) рабочим;
в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
а) корыстные;
б) экономические;
в) против порядка управления;
г) насильственные.
18.Криминогенный тип личности — это:
а) лицо, совершившее преступление;
б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
а)условия преступности;
б) причины преступности;
в) проявления преступности;

20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
а) теория опасного состояния;
б) теория социальной дезорганизации общества;
в) теория стигмы.
21.Виктимология -это:
а) наука о жертве преступления;
б) наука о последствиях преступности;
в) наука о личности преступника;
г) наука о мерах борьбы с преступностью.
22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
б) привлекательность преступного поведения;
в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
а) теория дифференциальной ассоциации;
б) виктимология;
в) теория аномии.
24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
а) учителя;
б) работники торговли;
в) сотрудники правоохранительных органов.
25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
а) антропологическая школа криминологии;
б) теория опасного состояния;
в) теория стигмы.
26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
а) предупреждение преступности;
б) профилактика преступности;
в) предотвращение преступности.
27.Общий рецидив преступлений – это:
а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
б) повторное совершение не однородного преступления;
в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
а) кражи;
б) убийства;
в) хулиганств
29. Преступность – это:
а) объект криминологии;
б) предмет криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

30. Криминология и криминалистика:
а) понятия совпадающие;
б) это разные научные дисциплины;
в) криминология – часть криминалистики.

31. Опросы населения:
а) используются в социологии;
б) используются в криминологии;
в) то и другое верно;
г) то и другое неверно.

32. Экономическая преступность изучается:


в) социологией.

33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
а) практическую цель криминологии;
б) прикладную цель;
в) теоретическую цель криминологии.

34. Криминология делится на:
а) теоретическую криминологию;
б) прикладную криминологию;
в) социологию права.

35. Криминология изучает:
а) экономическую жизнь общества;
б) преступность,
в) психологию людей;
г) уголовное право.

36. Основные функции криминологии:
а) описательная;
б) культурно-просветительная;
в) объяснительная;
г) предсказательная.

37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
а) методология криминологических исследований;
б) методика криминологических исследований;
в) самостоятельная наука – социология.

38. Виктимология входит в:
а) общую часть криминологии;
б) особенную часть криминологии;
в) это самостоятельная наука.

39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
а) Ч. Беккария;
б) И. Бентам;
в) Л. Фейербах.

40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) Э. Ферри.
41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
а) К. Маркс;
б) И. Бентам;
в) Э. Ферри.

42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
а) Ч. Ломброзо;.
б) К. Маркс;
в) Р. Гарофало.

43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
а) Ч. Ломброзо;
б) Ч. Беккария;
в) К. Маркс.

44.Коэффициент преступности измеряет:
а) динамику преступности;
б) распространенность преступности;
в) структуру преступности.

45. Какова латентность кражи?
а) минимальная;
б) средняя;
в) максимальная.

46. Уровень преступности – это:
а) количественно-качественная характеристика преступности;
б) динамика преступности;
в) структура преступности.

47. Предметом криминологии являются:
а) функции репрессивных органов в обществе;
б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
в) сознание преступника.

48. Преступность:
а) социально обусловлена;
б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
в) передается по наследству, врожденное качество.

49. Криминология изучает:
а) политическую жизнь общества;
б) противоправное поведение людей,
в) нравственность;
г) административное право.

50. Структура и характер преступности являются:
а) количественными показателями;
б) качественными показателями;
в) показателями уровня преступности.

51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
а) 14–18 лет;
б) 10–13 лет;
в) 18–21 лет.

52. Основными признаками организованной преступности являются:
а) наличие преступных объединений;
б) незаконный бизнес;
в) коррупция;
г) наличие собственных банков.

53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
а) в 1960–70-х гг.;
б) в 1970–60-х гг.;
в) в 1990-х гг.;
г) в начале ХХIв.

54. Для терроризма характерно:
а) насилие;
б) устрашение;
в) спонтанность

55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

56. Материальное положение личности преступника – это:
а) социально-ролевое свойство;
б) социально-демографическое свойство;
в) социально-психологическое свойство личности преступника.

57. Преступник – это:
а) социально-психологическое свойство;
б) социально-ролевое свойство;
в) социально-демографическое свойство;
г) политическое свойство личности.

58. Наличие или отсутствие судимости является:
а) криминологической характеристикой;
б) социальной характеристикой;
в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
а) органической структуре личности;
б) психической структуре личности;
в) социальной структуре личности.
60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
а) «случайный» тип;
б) «ситуационный» тип;
в) «неустойчивый» тип;
г) «злостный» тип личности преступника.

61. Алкоголизм – это:
а) психическая аномалия;
б) биологический фактор преступления;
в) физическая аномалия.

62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
а) уголовно-правовая характеристика;
б) исправительно-трудовая характеристика;
в) криминологическая характеристика личности преступника.

63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
а) сопутствующее;
б) социальное;
в) необходимое.

64. Свойственна ли виктимности латентность?
а) да, свойственна;
б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
в) все зависит от вида преступности.
65. Причинами преступления могут быть:
а) объективные условия;
б) субъективные факторы;
в) мировоззрение индивида.

66. Алкоголизм:
а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
б) является причиной преступления;
в) является сопутствующим фактором.

67. Урбанизация – это:
а) фактор, влияющий на преступность;
б) причина преступности;
в) условие преступности.

68. Материальное благополучие общества:
а) повышает уровень преступности;
б) снижает уровень преступности;
в) никак не влияет на преступность.

69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

70. Основные признаки определения «система»
а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
б) совершенство;
в) целостность;
г) структурность;
д) качественность образования.
71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре;
д) пять.

72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
а) закономерности развития науки;
б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
в) причины возникновения преступности;
г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
а) личность преступника;
б) антиобщественные проявления;
в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
г) причины и условия преступности;
д) профилактика преступлений.

74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
а) причины;
б) состав;
в) условия;
г) уровень, структура, динамика;
д) предпосылки.

75. Экономическая преступность изучается:
а) общей частью криминологии;
б) особенной частью криминологии;
в) социологией.

  • 6. Развитие криминологии в 60-ее в ссср и ее современное состояние.
  • 7. География преступности. Понятие и характеристика
  • 8. Понятие преступности. Количественные и качественные характеристики преступности.
  • 9. Уровень, структура, динамика преступности.
  • 10. Латентная преступность
  • 11. Понятие, признаки и структура личности преступника.
  • 12. Классификация и типология преступников. Понятие и значение.
  • 13. Механизм формирования личности преступников.
  • 14. Механизм формирования преступного поведения
  • 15. Понятие криминологической виктимологии.
  • 17. Экономические отношения и преступность.
  • 18. Социальные противоречия и преступность.
  • 19. Нравственное состояние общества и преступность.
  • 20. Социальные и социально-психологические последствия преступности.
  • 21. Личность преступника и проблемы индивидуального предупреждения.
  • 22. Понятие, цели и принципы предупреждения преступности.
  • 23. Субъекты предупреждения преступности
  • 25. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
  • 26. Понятие и характеристика условий, способствующих совершению преступлений.
  • 27. Уровень, структура, динамика преступности в России.
  • 28. Общие меры предупреждения преступности.
  • 29. Общественные организации и их место в системе предупреждения преступности.
  • 30. Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.
  • 31. Криминологическая характеристика рецидивной преступности.
  • 32. Криминологическая характеристика женской преступности
  • 33. Криминологическая характеристика коррупционной преступности.
  • 34. Понятие, причины и условия организованной преступности. Особенности развития организованной преступности в России.
  • 35. Криминологическая характеристика транснациональной организованной преступности.
  • 36. Криминологическая характеристика политической преступности.
  • 37. Криминологическая характеристика профессиональной преступности.
  • 38. Криминологическая характеристика насильственной преступности.
  • 39. Криминологическая характеристика насильственной преступности в местах лишения свободы.
  • 40. Понятие, виды, причины и условия корыстной преступности.
  • 42. Взаимосвязь организованной преступности и коррупции.
  • 43. Характеристика фоновых криминогенных явлений (алкоголизм, наркотизм, проституция, бродяжничество) и их взаимосвязь с преступностью.
  • 44. Криминологическая характеристика хулиганства и вандализма.
  • 45. Понятие заказных убийств и их предупреждение.
  • 46. Понятие, состояние, виды и причины преступности несовершеннолетних.
  • 47.Криминологическая характеристика преступлений против несовершеннолетних. Меры профилактики.
  • 48. Криминологическая характеристика неосторожной преступности.
  • 49. Криминологическая характеристика экологической преступности. Понятие, виды, причины, условия.
  • 50. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 51. Предупреждение неосторожных преступлений в сфере взаимодействия человека с техникой.
  • 52. Общие и специальные меры предупреждения незаконного оборота наркотиков.
  • 54. Криминологическая характеристика преступности военнослужащих.
  • 55. Криминологическая характеристика серийных убийств.
  • 57. Деятельность правоохранительных органов и общественных организаций в борьбе с преступностью несовершеннолетних
  • 58. Криминологическая характеристика краж
  • 59.Криминалогическая характеристика мошенничества.
  • 60. Общие и специальные меры предупреждения организованной преступности.
  • 1. Понятие, предмет и система криминологии

    Криминология - это общетеоретическая наука о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней. Предмет науки криминологии - это исследование законов, закономерностей, принципов и свойств конкретных общественных отношений в объекте. Основной частью предмета криминологии является преступность. Вторая составная часть предмета криминологии - причины преступности и условия, ей способствующие. Далее в предмет криминологии в качестве его составляющей входит личность преступника. В предмет криминологии, наконец, входит предупреждение преступности.

    Система криминологии: Общая и особенная

    1. Общая – понятие, предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития, основы исследований, преступность, личность преступника, механизм преступления. Поведение, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    2. Особенная часть – характеристика видов преступности и конкретных мер предупреждения преступлений.

    2. Криминология и другие науки

    Криминология тесно связана с другими науками и, прежде всего с уголовным правом. И уголовное право и криминология изучают преступление и преступность. Но делают это они по-разному, ибо уголовное право- наука об ответственности за совершение преступлений, а криминология - наука о преступности. Криминология тесно связана с уголовным процессом, криминалистикой, уголовно-исполнительным правом, судебной статистикой, социологией и другими науками.

    Уголовно-правовая теория и основанный на ней уголовный закон дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам, которые обязательные для криминологии. Связь криминологии и уголовного процесса состоит в том, что общественные отношения, регулируемые уголовно-процессуальными нормами, нацелены на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дел по существу, выявление причин и условий совершения преступлений. Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний. Криминология связана с деликтологией. Это наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях. Она включает административную, гражданскую и семейную деликтологию. Криминология также использует данные общей, социальной и юридической психологии.

    3. Общие и специальные методы криминологических исследований.

    В криминологических исследованиях широко используются общенаучные и частнонаучные (специальные) методы, которые применяются в познании любых процессов и явлений реального мира.

    Общенаучные методы познания - это общие способы и пути исследования процессов и явлений и определение тенденций их изменений, которые используются в различных отраслях научного знания. К ним относятся: анализ (разложение единства на множество, целого – на части, сложного – на компоненты), синтез (соединение разнообразных явлений, веществ, качеств, в единство, в котором противоположность сглаживаются или снимаются), индукция (метод движения знания от отдельного, особенного, к всеобщему, закономерному) и дедукция (от общего к частному, или частное из общего), гипотеза (хорошо продуманное предположение, заслуживающее чтобы его проверили), обобщение, абстракция, эксперимент, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др.

    Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований - это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

    К этим методам относятся:

    Аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

    Социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

    Статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

    Социологические методы (опросы, анкетирование, интервьюирование);

    Функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

    Аналитическое обследование статистических данных о преступности может производится в виде группировки преступлений, расчлененной на однородные по видам и признакам в группы и подгруппы, каждая из них характеризуется системой статистических показателей. Социологическое обследование - это методы исследования общественных процессов и явлений. Контент-анализ - это прием оценки содержания текста по ключевому слову, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста. Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам важным для исследователя. Статистический анализ предполагает исследование таких методов как аппроксимация (приближения) замена одних математических объектов другими более простыми, но близкими по сути к исходным. Экстраполяция в статистике означает распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления на другую его часть. Метод экстраполяции часто используют для кратковременных прогнозов преступности. Социологические методы как анкетирование и интервьюирование, применяются довольно часто.

    Наука условно делится на три ее фундаментальные отрасли: естественные, общественные и технические, которые различаются по своим предметам и методам. По отношению к практике принято подразделять отдельные науки на фундаментальные и прикладные . Фундаментальные науки открывают законы, управляющие поведением и взаимодействием базовых структур природы, общества и мышления. Цель прикладных наук - применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.

    В науках также выделяют эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания о природе, обществе и человеке. Элементами эмпирического знания являются факты, получаемые с помощью научных методов. Устойчиво повторяемые связи между ними выражаются в эмпирических законах, что дает возможность теоретического описания изучаемых объектов, явлений и процессов.

    Криминология относится к общественным наукам с эмпирическим уровнем знаний, но, на наш взгляд, с тенденцией формирования теоретического уровня познания ее предмета.

    Криминология (от лат. crimen - преступление и греч. logos - учение) - это наука о преступлении в узком смысле слова или наука о преступности в широком смысле слова. От единичного понимания преступности криминология перешла к преступности как массовому социальному явлению.

    Криминология стала как бы общетеоретической наукой для наук так называемого криминального цикла. Отечественная криминология вышла из науки уголовного права. Она имеет свой объект, предмет и метод научного познания.

    Становление криминологии как науки связывают с появлением в 1885 году книги итальянского ученого Р. Гарофало под названием «Криминология».

    В литературе криминология стала представлять собой науку, которая изучает преступность, ее причины, личность преступника, а позднее и предупреждение преступности.

    Место и роль конкретной науки среди других наук определяет ее предмет и метод.

    Предмет криминологии как науки - это закономерности: преступности во всех ее проявлениях; детерминации и причинности преступности; подверженности преступности различным воздействиям .

    Отсюда видно, что основным компонентом предмета криминологии является сама преступность , закономерности, законы, принципы и свойства возникновения, изменения и существования ее в обществе. Криминологи выделяют ряд признаков преступности: ее общественная опасность, как социально-правовое явление, их историческая неизбежность, преходимость и воспроизводимость.

    Главным признаком среди них является общественная опасность . Единичное преступление как единичный факт сам по себе не представлял бы опасность для общества, если бы не все возрастающая совокупность единичных преступлений, которая стала все менее неуправляемой. Преступность стала разрушать установившиеся связи и отношения между людьми в обществе, обществом и государством, государством и природой, чем стала представлять всеобщую опасность.

    Преступность представляется еще и как социально-правовое явление. Отечественная криминология рассматривает только то деяние среди множества отклоняющихся форм поведения, которое оговорено только уголовным законом, то есть только преступное деяние.

    Преступность не только исторически неизбежное , но, одновременно, исторически преходящее явление . Историческая неизбежность появления преступности связана с возникновением государства, государственного аппарата, уголовных законов, с помощью которых управляется жизнь общества. Даже при отсутствии уголовного закона преступность как негативное социальное явление остается. Поэтому всегда возникает необходимость в законодательном определении негативных форм поведения, за которые наступает уголовная ответственность.

    На нынешнем этапе развития преступности ученые подметили ее способность к само- и воспроизводству . Преступность, будучи порождением общественных условий жизни, превратилась в самостоятельное явление, которое активно влияет на причины и условия ее порождения, как самостоятельного явления. Преступность на нынешнем этапе своего развития вплетена в систему общественных связей и стала неотъемлемой частью социальных отношений и порождается ими.

    В таком понимании преступность - это общественно опасное, негативное социально-правовое явление, порожденное обществом, ставшее самостоятельным воспроизводимым явлением, которое требует постоянного контроля над собой .

    Другой составной частью предмета криминологии является причина преступности . Причина - это явление, повлекшее за собой другое явление, которое называется - следствием . При этом причина вызывает определенное, соответствующие только ему следствие. Причинно-следственные связи зависят от их условий и поводов. Проблема причинности - одна из ключевых в криминологии. Нельзя отрицать, что преступность со временем меняется. Источником изменений являются все же установившиеся причинно-следственные связи и отношения, что не исключает влияние на нее и других видов связей и отношений.

    В настоящее время в криминологии приемлемым считается деление причин преступности на: а) причины преступности как социального явления; б) причины отдельных видов преступности и в) причины конкретных преступлений, а также г) условия, способствующие совершению преступлений. Но это уголовно-правовой подход.

    В криминологии применяется более широкое понятие связей явлений и отношений как детерминирующие, и соответственно используется новый термин - криминологические (криминогенные) детерминанты преступности .

    Далее, в качестве составляющей в предмет криминологии входит личность преступника . Утверждается, что лицо, совершившее преступление, наделено повышенной степенью общественной опасности, которая влияет на выбор преступного варианта поведения. Своей «антиобщественной» (преступной) направленностью поведения такое лицо и отличается от других людей.

    Однако антиобщественное (преступное) поведение проявляется при определенных социальных условиях развития личности. Поэтому понятие «личность преступника» в уголовном праве было заменено понятием «лицо, совершившее преступление», как наиболее точно отражающее существо проблемы. В этом случае криминолога интересует не сама по себе личность лица, совершившего преступление, а во взаимосвязи лица с его средой жизнедеятельности. В научной и учебной литературе традиционно встречается термин «личность преступника», но он уже имеет другое содержание.

    Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности . Существование научного подхода к понятию комплексности причин преступности, позволило говорить о трех уровнях ее предупреждения: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном. Отечественными криминологами была разработана даже теория предупреждения преступности , в основе которой лежит идея управляемости общественными процессами и человеком. Но в настоящее время она не культивируется правоохранительной практикой как это было в последние годы советской власти.

    Новым направлением в исследовании предмета криминологии является учение о жертве преступления или виктимология . Исследования показывают, что поведение преступника во многих случаях обусловлено поведением потерпевшего.

    Всеобщим методом познания преступности и детерминирующих ее факторов в отечественной криминологии признается диалектический материализм. Метод - это прием, способ научного познания объекта исследования. Объектом познания криминологии как самостоятельной науки является сама преступность во взаимосвязи с другими социальными явлениями и процессами.

    Как наука о преступности криминология использует общенаучные (философские) методы ее познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение, аналогия, моделирование, исторический метод, системный анализ и др.).

    Криминология для научного познания использует также методы для получения знаний эмпирического и теоретического уровней. Для эмпирического уровня используется метод наблюдения, описания, сравнения, экспериментальный метод. Для теоретического уровня знаний применяется метод восхождения от абстрактного к конкретному, формализации, исторический, логический.

    Методика - это совокупность технических приемов, способов сбора и анализа информации о преступности, причинах и личности преступника. Для конкретной цели исследования используются методы других наук. В частности, при работе со статистическими данными о преступности, детерминирующих ее факторах применяют всевозможные статистические, социологические методы. Для изучения личности преступника и жертвы преступления используются психологические методы и конкретные методики.

    Только криминология как комплексная наука о социально-правовом явлении - преступности рассматривает преступность и преступление в единой системе: человек - общество - природа. Поэтому изучение преступности находится в неразрывной связи с другими науками, изучающими общество и природу.

    Отсюда криминология тесно связана с общественно-правовыми науками: во-первых, науками так называемого криминального цикла (уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом, криминалистикой, прокурорским надзором), юридической психологий, юридической конфликтологией; во-вторых, политическими науками и т.д.; естественными науками (математикой, статистикой, географией и т.п.).

    Современная криминология как наука о преступности стоит на пути разделения ее на Общую и Специальную части.

    В Общей части рассматриваются общетеоретические вопросы. В нее включаются вопросы о понятии, предмете, методе и задачах криминологии; истории и состояния криминологии; раскрываются понятия о преступности, причинах преступности и ее предупреждении, личности преступника; рассматривается методология, методы криминологии и методики криминологических исследований, прогнозирование состояния и тенденций преступности, теоретические модели программ борьбы с нею.

    В Особенной части отдельными блоками рассматриваются различные виды преступности (насильственная, экономическая, неосторожная, организованная, профессиональная, рецидивная), а также преступность несовершеннолетних, неосторожная преступность. В отдельных учебных изданиях предлагаются к изучению новые криминологические направления: семейная, политическая, коррупционная, пенитенциарная, экологическая, женская, теологическая и т.п. криминология. Обособленно стоит вопрос о международном сотрудничестве в борьбе с преступностью.

    С учетом разного уровня научного познания преступности и детерминирующих ее факторов перед криминологией стоит теоретическая и практическая цели.

    Теоретическая цель криминологии как науки проявляется в формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью. Практическая цель криминологии состоит в выработке научных и практических рекомендаций, положений и выводов по повышению эффективности этой борьбы.

    Отсюда следуют задачи криминологии:

    • · изучать детерминирующие факторы, влияющие на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
    • · проводить социально-криминологическое исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
    • · изучать личность преступника, выявлять механизм совершения конкретного преступления, классифицировать виды преступных проявлений и типы личности преступников;
    • · определять основные направления и меры предупреждения преступности.

    Для выполнения поставленных задач криминология осуществляет следующие основные функции: описательную, объяснительную и прогностическую.

    Описательная функция состоит в систематическом описании элементов предмета криминологии на основе научно установленных фактических данных о них. Объяснительная функция осуществляется с целью выяснения характера описываемых криминологических явлений и процессов, их особенностей. Прогностическая функция состоит в определении возможного развития таких явлений или процессов.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме