По мнению автора состоит. Работа с текстами по темам: "Правопорядок" и "Правосознание"
В чём, по мнению автора, состоит привлекательность «хозяйства», а в чём трудности его функционирования? Используя текст, укажите два проявления привлекательности и две трудности. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «экономическая конкуренция».
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Своеобразие конкуренции заключается в том, что в конкретных ситуациях, когда она значима, её действие не может быть проверено, а может быть лишь засвидетельствовано тем фактом, что рынок будет выигрывать при сравнении с любыми альтернативными социальными механизмами.
Какие блага являются редкими или какие предметы являются благами? И какова их редкость или ценность? Именно это и призвана выявлять конкуренция. Предварительные результаты рыночного процесса на каждой отдельной стадии указывают индивидуумам направление поиска. Чтобы использовать знания, широко рассеянные в обществе с развитым разделением труда, недостаточно полагаться на людей, которым досконально известно, на какие конкретные цели могут быть употреблены хорошо знакомые предметы из их привычного окружения. Какая именно информация относительно предлагаемых рынком разнообразных товаров и услуг может представлять интерес, подсказывают индивидуумам цены. Это означает, что рынок находит применение личным знаниям и умениям, образующим всегда уникальные в том или ином отношении индивидуальные сочетания и основанным не только и даже не столько на усвоении таких фактов, которые можно было бы перечислить и сообщить по требованию некоей власти.
В прямом смысле слова «хозяйство» - это организация или социальное устройство, где некто сознательно размещает ресурсы в соответствии с единой шкалой целей. В создаваемом рынком спонтанном порядке ничего этого нет: он функционирует принципиально иначе, чем собственно «хозяйство». Он отличается, в частности, тем, что не гарантирует обязательного удовлетворения сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом менее важных. В этом кроется главная причина, почему люди возражают против рынка. В самом деле, весь социализм есть не что иное, как требование превратить рыночный порядок в «хозяйство» в узком смысле, в котором общая шкала приоритетов определяла бы, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет.
С этим социалистическим замыслом сопряжены трудности двоякого рода. Как и в любой сознательной организации, проект собственно «хозяйства» может отражать только знания самого организатора, а все участники такого, понимаемого как сознательная организация, «хозяйства» должны руководствоваться в своих действиях единой иерархией целей, которой оно подчинено. Соответственно, у спонтанного рыночного порядка есть два преимущества. В нём используются знания всех его членов. Цели, которым он служит, являются частными целями индивидуумов во всём их разнообразии и противоречивости.
Решающее значение для понимания функционирования рыночного порядка имеет то обстоятельство, что высокая степень совпадения ожиданий с реальностью прямо зависит от систематического расхождения с нею у определённой их части. Но взаимоприспособление планов - не единственное достижение рынка. Он гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или, по крайней мере, не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит.
Если даже в высокоразвитых экономических системах конкуренция важна как исследовательский процесс, в ходе которого первооткрыватели ведут поиск неиспользованных возможностей, доступных в случае успеха и всем остальным людям, то в ещё большей степени это справедливо по отношению к неразвитым обществам.
(Ф. А. фон Хайек )
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать функции и соответствующие примеры:
1) определение ценности экономических благ (например, на рынке труда наиболее востребованы представители рабочих профессий, а специалистам с юридическим и экономическим образованием трудно найти работу);
2) поиск неиспользованных возможностей (например, предприниматель проанализировал рынок услуг быстрого питания в городе М., установил, что большинство предприятий предлагают блюда американской, китайской и итальянской кухни, и открыл сеть закусочных c блюдами русской кухни).
Могут быть приведены другие примеры
Используя текст и обществоведческие знания, дайте объяснения связи конкуренции:
а) с институтом частной собственности;
б) с институтом прав и свобод человека;
в) с эффективностью работы правоохранительных органов и судебной системы.
Пояснение.
В правильном ответе должно быть дано объяснение по каждому пункту, например:
а) участники рынка конкурируют за право собственности на наиболее ценимые экономические блага; рискуют своей собственностью в стремлении получить прибыль;
б) конкуренция невозможна без свободы принятия экономических решений, распоряжения своей собственностью и способностями к труду, права на получение необходимой информации;
в) свобода конкуренции нуждается в правовой защите, кроме того, конкуренция нередко порождает споры хозяйствующих субъектов, разрешение которых требует эффективной работы правоохранительных и судебных органов.
Могут быть даны другие объяснения
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) проявления привлекательности:
Нет спонтанности;
Гарантирует обязательное удовлетворение сначала более важных, по общему мнению, потребностей, а потом - менее важных;.
ИЛИ общая шкала приоритетов определяет, какие из различных потребностей подлежат удовлетворению, а какие - нет;
2) трудности:
Отражает только позицию и интересы «организатора» (государства, плановых органов и т. п.);
ИЛИ нет взаимоприспособления планов участников экономической деятельности;
Неэффективность (не гарантирует также, что любой продукт будет изготавливаться людьми, умеющими делать это с меньшими или по крайней мере не с большими издержками, чем тот, кто данного продукта не производит).
3) Объяснен смысл понятия, например:
Экономическая конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.
Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Прочитайте текст и выполните задания С1 -С4 .
«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно-научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно-научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект-вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно-общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>
Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).
C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?
Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.
Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.
C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.
Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.
C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.
Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.
Книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать. Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь по тому, на опыте какого характера они основаны.
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. ...Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.
Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Житейское познание констатирует, да и то весьма поверхностно, как протекает то или иное событие. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. (Во всяком случае, ответ на подобный вопрос является идеалом научного знания.) Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в её прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Процесс научного познания носит по самой своей сущности творческий характер. Законы, управляющие процессами природы, общества и человеческого бытия, не просто вписаны в наши непосредственные впечатления, они составляют бесконечно разнообразный мир, подлежащий исследованию, открытию и осмыслению. Этот познавательный процесс включает в себя и интуицию, и догадку, и вымысел, и здравый смысл...
К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является учёный, член академического сообщества, то для практического познания - инженер или промышленный управляющий. Цель учёного - открытие закономерности, общего принципа, «узнавание» новой идеи. Цель инженера- создание новой вещи (прибора, устройства, компьютерной программы, промышленной технологии и т. д.) на основе уже полностью известных, зафиксированных принципов.
(А.Г. Спиркин)
С2. На основе текста сформулируйте два отличия практического познания от житейского.
С3. Укажите на основе текста любые два отличия научного познания от житейского. Опираясь на обществоведческие знания, материалы СМИ, собственный социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
С4. Опираясь на знания курса, назовите три метода (средства), с помощью которых осуществляется научное познание. Конкретизируйте один из них.
Мышление
Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении…
Мышление – осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных её закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.).
Мышление осуществляется в теснейшей связи с речью, а его результаты фиксируются в языке как определённой знаковой системе, которая может быть естественной (обычный, разговорный язык) или искусственной (язык математики, символической логики, химических формул и т.д.).
Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жёсткого стандарта. Здесь сознательно отвлекаются (а не игнорируют!) от развития, взаимосвязи вещей и выражающих их понятий, рассматривая их как нечто устойчивое, постоянное.
Разум - диалектическое мышление, для которого характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (рефлексия). Только на этом своём высшем уровне мышление может постигать сущность вещей, их законы, причины и противоречия, адекватно выражать логику вещей в логике понятий. Последние, как и сами вещи, берутся в их взаимосвязях, развитии, всесторонне и конкретно…
Формы мышления (логические формы) – способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения.
(В.П. Кохановский)
С2. Опираясь на текст, сформулируйте две цели, на которые направлен процесс диалектического мышления.
С3. Используя знание обществоведческого курса, дайте краткую характеристику каждой из названных автором исходных форм мышления (логических форм).
С4. Актор пишет о том, что «мышление осуществляется в теснейшей связи с речью». Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите три аспекта этой связи.
1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах (видах, типах) ненаучного познания, и одно предложение, раскрывающее любую особенность одной из этих форм (видов, типов).
2. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.
3. Назовите любые две особенности житейского опыта как формы познания объективного мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.
4. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.
5. Сформулируйте суждение о роли мышления в жизнедеятельности человека и проиллюстрируйте его с помощью трех примеров.
6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Познание мира». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
7. Вам поручено подготовить развернутый ответ на тему «Многообразие путей познания мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах
Термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей. Для социолога «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий.
Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей, а может обозначить этим термином гораздо меньшую по численности совокупность. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию. Им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными.
Учёный-экономист, например, имеет дело с анализом процессов, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные. Эти процессы неизбежно затрагивают базовую проблему экономической деятельности распределение в обществе недостаточного количества товаров и услуг. Экономист будет изучать данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения. Социологу, рассматривая те же процессы, естественно, придётся учесть их экономический смысл, но его особые интересы не обязательно будут связаны только с этим смыслом. Его будут интересовать человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах, но он абсолютно не будет касаться их узкоэкономических функций. Ведь экономическая деятельность включает в себя отношения власти, престижа, предрассудки и даже игры, которые можно анализировать, лишь вскользь затрагивая собственно экономическую функцию деятельности.
Социальное взаимодействие не составляет какого-то особого «сектора» в действиях людей. Скорее, это определённый компонент всех таких действий. В поле зрения социолога нет ни одного явления, о котором бы никто ещё не знал, но на те же самые явления он смотрит иначе.
(По П. Бергеру)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какой критерий, по мнению автора, не может быть единственным при рассуждении о значении понятия «общество»? Какой аргумент автор привёл в обоснование своего мнения?
23. В тексте даны различные характеристики, раскрывающие понятие «общество». Приведите любые две и проиллюстрируйте каждую из них примером.
24. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей. Какая базовая проблема, изучаемая и экономистами, и социологами, названа автором? В чём состоит различие подходов экономиста и социолога к изучению этой проблемы? Назовите любые два вопроса в рамках этой проблемы, которые мог бы изучать политолог (специалист, интересующийся организацией и функционированием государства, общественной власти в целом).
25. Объясните мысль автора о том, что социальные взаимодействия компонент всех действий людей. Укажите любые два вида норм, которыми регулируются эти взаимодействия.
26. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения того, почему в современной науке одна и та же проблема часто исследуется учёными разных специальностей.
Ответы к заданиям
Ответы на задания с кратким ответом
|
Ответы на задания с развернутым ответом
№ задания | Ответ |
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: · Что такое общество? · Общество с точки зрения социологии. · Общество с точки зрения экономистов. | |
критерий: о значении понятия «общество» нельзя судить только по количественному критерию 2) аргумент: им обозначают, скорее, достаточно отчётливо выделяемый для самостоятельного анализа комплекс отношений, понимаемый как некое целое, существующее наряду с другими, ему подобными | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) термин «общество» может обозначать особую группу людей, иногда только тех людей, которые обладают высоким престижем и привилегиями, а иногда употребляется просто для обозначения какой-либо компании людей (общество рыболовов, охотников). 2) термин «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий (всё человечество в целом). | |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) базовая проблема: процессы, которые происходят в обществе и могут быть описаны как социальные 2) различные подходы: · экономисты – изучают данные процессы с точки зрения того, как они выполняют или не выполняют функцию распределения недостаточного количества товаров и услуг · социологи - интересуют человеческие взаимоотношения и взаимодействия, которые могут возникать в таких процессах 3) политолог - противоборствуют или сотрудничают в качестве представителей политических партий, общественных движений, а также в качестве субъектов государственной власти | |
1) Социальное взаимодействие - это процесс обмена социальными действиями между двумя участниками взаимодействия и более. Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов. 2) Регулируются социальными нормами: правовыми, моральными, религиозными, политическими и др. | |
1) Любые социальные процессы можно рассматривать с различных позиций, представителям различных наук интересен свой спектр вопросов. 2) Сложность социальных процессов можно объяснить только в совокупности данных различных наук. |