Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Нужно ли сдавать временное водительское удостоверение при лишении прав? Союз автошкол выступает за временные права для начинающих водителей Закон о временных водительских правах.

Владелец временного удостоверения, согласно инициативе, не сможет слишком быстро ездить в городе, передвигаться в темное время суток и по автомагистралям или перевозить пассажиров. При замене водительских прав нарушения выпускника автошколы будут учитываться и классифицироваться по степени опасности для окружающих. Подобная практика действует в некоторых странах и позволяет сохранять влияние на бывших учеников. Начинающий водитель, как считают специалисты, должен быть сам заинтересован в осторожной езде, чтобы в конечном итоге получить постоянное водительское удостоверение.{{material_118684}} Документ уже направлен на рассмотрение в ГИБДД. Причем в Госавтоинспекции не исключили, что в будущем список ограничений будет расширен. Так, новички будут получать повышенные штрафы за нарушение ПДД и не смогут ездить по скоростным магистралям.Специалисты «Гильдии автошкол» подобную практику тоже поддерживают. В ряде стран выдаются начинающим водителям временные водительские права на год -два. В Объединенных Арабских Эмиратах - на три года. По мнению экспертов, практику выдачи начинающим водителям временного водительского удостоверения можно применить и у нас. Правда, такая новелла имеет смысл, если она построена на основании статистики ДТП с участием начинающих водителей: по скорости, времени суток, количеству пассажиров и т.д. Иными словами, нужно определить условия, не позволившие водителю быть безопасным. Такой подход в России применить можно, поскольку новые программы профессионального обучения водителей не соответствуют реальности существующего времени, автошколы выпускают «теоретиков», а не «практиков» по причине того, что на обучение водителя в условиях реального дорожного движения отводится всего 17% времени.{{person_51_Ограничения будут эффективны, если их введут на основании статистических данных причин ДТП с начинающими водителями. В тоже время ограничения новичков по скорости движения могут быть опасными. «Тихоходы» создают проблему для других водителей, особенно при движении по скоростным магистралям. Кстати, в ряде стран (Литве, Великобритании, Италии) такие ограничения для начинающих установлены}} Как считает эксперт, сегодня необходимо обратить внимание на реформирование программ подготовки водителей: разделить обучение на «Любителей» и «Профессионалов». Целесообразно в программах уделять больше внимания практике вождения в реальных дорожных условиях. Что касается водителей автобусов, грузового транспорта, водителей такси, то им следует осуществлять повышение квалификации в течение каждых 5 лет. Кроме того, в программах обучения водителей нужно предусмотреть часы обучения на современных автотренажерах (автосимуляторах), помогающих осуществлять предварительное обучение перед вождением реального автомобиля. Такие тренажеры создают принципиально новый стандарт полноценного обучения вождению. Наконец, пришла пора и рассмотреть вопрос передачи функции приема экзаменов от ГИБДД специальным комиссиям, в состав которых могут войти автоэксперты, представители общественных организаций, автостраховых компаний. Экзамен должен быть объективным, беспристрастным и неподкупным. Примечательно, что Союз автошкол Москвы уже выступал с инициативой разделить обучение в автошколах по уровням. В частности, для любителей предлагалось снизить учебную нагрузку примерно на 30%. А вот для профессионалов, по мнению инициаторов, нужно ввести электронные путевые листы с занесением информации о водителе, маршруте и грузе в единую базу данных. Новшество позволило бы усовершенствовать существующие программы обучения в автошколах, которые показали свою несостоятельность и даже в какой-то степени непригодность для реальных условий. Правда, до реальных изменений в законодательную базу дело так и не дошло. Впрочем, некоторые специалисты считают, что можно сократить число ДТП с новичками и другими методами, например, сдвинуть возрастные рамки выдачи прав. {{person_111_Одним из эффективных методов снижения численности ДТП будет увеличение возрастного барьера, поскольку 18 лет, конечно, слишком ранний возраст для получения водительского удостоверения. Что касается введения временных прав, то, безусловно, мы поддерживаем эту инициативу. Представители Союза автошкол еще в прошлом году планировали выступить с предложением об ограничении для начинающих водителей. По их мнению, 80% аварий происходит по вине водителей, которые, в свою очередь, выезжают на дорогу недостаточно подготовленными}} Специалисты автошкол давно выступают с предложением ввести ступенчатую систему обучения и выдачи удостоверений. Подобная практика принята в мире и пока показала одни плюсы. Важно только хорошо продумать такую систему, протестировать, устранить недостатки и только потом внедрять по всей стране. В Австралии, к примеру, действовала двухэтапная система. Сначала на год выдавалось временное водительское удостоверение, а если не было нарушений, - постоянное. Уже реализованный пилотный проект четырехэтапной выдачи водительского удостоверения показал еще более хорошие результаты и сейчас вводится по всей Австралии. После обучения в автошколе новоиспеченным водителям разрешают ездить лишь в сопровождении опытного водителя. Спустя 4 года, при отсутствии серьезных нарушений, автомобилисту могут выдать ещё два временных документа со снижающимся количеством ограничений. И так до тех пор, пока дело не дойдет до постоянного водительского удостоверения. К этому времени водителю будет не менее 22 лет.{{person_60_За каждое дело кто-то должен отвечать. О подготовке водителей, об автошколах «заботится» несколько ведомств, вот только никто не отвечает. Поэтому и положение дел с подготовкой водителей становится все хуже. Их заставили научиться хорошо парковаться, при этом ездить по автомагистрали, сложным для проезда и аварийным местам с инструктором - запретили. Вот и получается, что новички за рулем учатся самостоятельно. Необходимо изучать и внедрять положительный мировой опыт. В частности, обучать умению оценивать дорожную ситуацию, знать признаки ее возможного опасного развития}} С одной стороны, на дороге нет гендерных разделений, поблажек и отсылок к новичкам и профессионалам. В потоке транспорта все равны, и водитель должен быть подготовлен к управлению транспортным средством в любых обстоятельствах. С другой - введение ограничений для начинающих водителей заставит их внимательнее относиться к управлению транспортом. Во всяком случае, подобную меру можно было бы испробовать пусть даже в качестве эксперимента.

МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Союз автошкол Москвы предложит ГИБДД ввести временные права для начинающих автомобилистов. Об этом сообщил газете "Известия" председатель союза Александр Ачкасов.

Как сообщает издание, в первой половине марта представители Союза автошкол Москвы встретятся с главой ГИБДД России Виктором Ниловым и предложат ему изменить программы обучения будущих водителей, правила приема экзаменов и в целом ужесточить требования к автомобилистам. По информации газеты, одним из предложений является выдача начинающим водителям временного удостоверения на первые два года.

"Начинающий водитель должен быть сам заинтересован в осторожной езде, чтобы в конечном итоге получить постоянное водительское удостоверение, а не вернуться в автошколу, не платить второй раз за обучение и не сдавать снова экзамены, - заявил изданию Ачкасов. - Необходим также механизм обмена временного водительского удостоверения на постоянное с учетом допущенных начинающим водителем нарушений - по степени их опасности для окружающих".

Предполагается, что для начинающих водителей должны быть предусмотрены ограничения по скоростному режиму, на перевозку пассажиров, на езду в темное время суток и по автомагистралям.

Что касается программ обучения, в них Союз автошкол Москвы предлагает добавить тест на умение определять вероятность возникновения аварийной ситуации. "Необходимо широко знакомить учеников автошкол с типичными аварийными ситуациями и путями их предотвращения. Речь идет об умении "читать дорогу" - определять признаки возможного нестандартного развития дорожно-транспортной ситуации, уметь своевременно определять вероятность и степень опасности негативного развития ситуации, способы ее парирования", - отметил Ачкасов.

Международный опыт

В большинстве стран временные водительские права можно получить в случае утери постоянного документа или в связи с окончанием срока его действия на период подготовки нового документа. Однако в некоторых государствах такие документы выдаются и с другими целями.

Например, в Вашингтоне (США) ременные права выдают сроком на один год. В первую очередь документ предназначен для тех, кто моложе 21 года, но уже прошел 40-часовой курс обучения вождению и сдал государственный экзамен. Такое удостоверение позволяет управлять транспортным средством, но не является в полной мере удостоверением личности. Так, обладатели временных прав могут не пройти паспортный контроль в аэропорту, их могут не допустить в некоторые административные здания.

В Великобритании временные водительские права выдаются на период подготовки к экзамену по вождению. Такой документ дает право ездить с инструктором или с водителем старше 21 года, который пользуется постоянным водительским удостоверением более трех лет. На лобовом и на заднем стекле автомобиля должны быть соответствующий опознавательный знак (буква L). Выезжать на скоростную автотрассу обладателям временных прав нельзя. Иностранцы, проживающие в Великобритании и имеющие права, выданные в странах, не входящих в Евросоюз, могут ими пользоваться не более года. Затем они должны получить временное удостоверение и сдать экзамен на постоянные права.

В Китае временные права нужны иностранцам, так как на территории страны нельзя использовать водительские права международного образца. Временный документ можно получить в пекинском аэропорту. Для этого достаточно предоставить сотрудникам дорожной полиции действительные национальные права, туристическую визу и заплатить небольшой сбор. Такие права рассчитаны на 90 дней. Для получения постоянного разрешения необходимо сдать водительский экзамен на общих основаниях.

Данные предоставлены ТАСС-Досье

Продолжение

Свод ужесточенных требований к начинающим водителями подготовил Союз автошкол. О том, какие именно изменения коснуться молодых автолюбителей, НСН рассказал председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов . Он заметил, что некоторые предложения из проекта уже были услышаны в дорожной инспекции.

«Нас уже услышали в правительстве, в ГИБДД. Скоро появятся небольшие ограничения для мотоциклистов в перевозке пассажиров и некоторые для начинающих водителей. Наша инициатива содержит предложение ограничить перевозку пассажиров молодыми водителями, в этом нас услышали. Предложений было много — ввести ограничение скорости, передвижения в темное время суток, ввести временные права, ограничить управление тяжелыми скоростными мотоциклами», — рассказал Ачкасов.

«Чтобы не было переучивания в автошколах, мы предлагаем сразу сделать временные права, сроком на год или два. Мы не изобретаем велосипед, это международная практика, она существует и в Германии, и во Франции. И у нас когда-то была еще в Советском Союзе. Так что мы предлагаем просто вернуться к этой практике, чтобы после того, как водитель получил навыки, он просто пришел в ГИБДД, сдал вождение и получил постоянные права», — заключил председатель Союза автошкол.

В свою очередь, координатор общественного движения автомобилистов «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов в беседе с НСН поддержал часть инициатив Союза автошкол. Он объяснил, почему введение временных прав пойдет на пользу всем участникам процесса становления молодых водителей.

«Но, что касается временного удостоверения, то я считаю, что это правильная идея. Действительно, нужно внимательно относиться к новичкам, потому что очень сложно переучить водителя, когда у него уже сложился свой стиль езды, свои шаблоны. А если обращать внимание именно на ранних стадиях, то можно очень многие проблемы заглушить в зародыше. Не совсем понятно, почему у нас никто не работает с новичками», — заметил Шкуматов.

Собеседник НСН заметил, что в проекте Союза автошкол прослеживается некий след денежной заинтересованности авторов идеи, однако, по его словам, это очевидно лишь в части намерения обязать водителей ежегодно обновлять медицинскую справку.

«Какой-то бизнес-интерес, безусловно, в этом есть. Это все-таки Союз автошкол, то есть коммерческих организаций. Что касается ежегодного обновления медицинских справок, это, по сути, будет коррупционный налог на водителей, причем хамский и сопоставимый по стоимости с ОСАГО. Сколько можно? Надо остановиться! Нельзя доходить до абсурда. Поэтому проект Союза автошкол — это набор здравых идей, которые перемежаются безумными предложениями», — заключил Шкуматов.

Третью точку зрения в этом вопросе НСН представил лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин , который в идее авторов проекта увидел бессмысленное ущемление прав водителей.

«Я против любых инициатив, которые направлены на ограничение прав водителей, тем более необоснованные. Сегодня и так санкций в их отношении предостаточно, и никак это безопасность дорожного движения не укрепляет, а нормальным людям добавляет головную боль», — сказал Похмелкин.

Он обратился к анализу статистики, которая, по его словам, напротив указывает на усиление частоты и тяжести ДТП в прошествии 2-5 лет с момента начала водительской практики.

«Что касается молодых водителей, понятно, что они в силу отсутствия навыков и опыта допускают больше ошибок. Но совсем не факт, что они попадают в более тяжкие ДТП. Как раз серьезный анализ показывает, что водители со стажем от 2 до 5 лет являются поставщиками наиболее тяжелых последствий аварий. И тут понятно, кажется, что уже все можешь, опыт приобретен, а на самом деле еще далеко до того, чтобы все знать и уметь», — заявил эксперт.

Добавим, что идея усилить контроль над поведением на дороге начинающих водителей также затронет процесс обучения в автошколах. Авторы предлагают дополнить программу тестом на умение предвидеть опасную ситуацию на дороге. В качестве примера положительной динамики под влиянием подобных методов обучения водителей представители Союза автошкол приводят снижение количества ДТП в Великобритании на 53,5% за год после введения программ, уделяющих особое внимание «чтению дороги» и развитию навыков предупреждения аварийных ситуаций.

Как сообщил глава Союза Александр Ачкасов, данную инициативу планируется обсудить на встрече с главой ГИБДД Виктором Ниловым, которая запланирована на начало марта. Кроме временного водительского удостоверения автошколы предлагают ввести ограничения по скоростному режиму для новичков, а также перевозке пассажиров, езде в темное время суток и по автомагистралям.

Также предлагается вменить в обязанность водителям возить с собой медсправки, которые нужно будет предъявлять автоинспекторам в случае необходимости. Формально обновлять справку водители должны ежегодно, однако в настоящее время она требуется по факту лишь при получении и замене прав, то есть раз в 10 лет.

По словам Ачкасова, все ограничения должны отвечать соображениям безопасности, быть обоснованными, понятными для водителей-новичков и легко контролируемыми. Также, по его словам, требуется проработать механизм обмена временного водительского удостоверения на постоянное с учетом нарушений, которые допустил водитель. При этом основным критерием должна стать их потенциальная опасность для окружающих.

Как отметил Ачкасов, начинающий водитель сам должен быть заинтересован в осторожной езде, чтобы по окончании испытательного срока получить постоянное водительское удостоверение, а не отправиться вновь в автошколу для повторного прохождения курса и сдачи экзаменов.

В Союзе автошкол также считают целесообразным изменить программы обучения будущих водителей и порядок сдачи экзаменов. Там отметили, что в России экзамен принимается по устаревшей форме, когда за отдельные ошибки начисляются штрафные баллы. В то же время в странах с высокой безопасностью на дорогах оценивается умение ориентироваться в дорожной ситуации и принимать уверенные решения.

С целью исправления ситуации в САМе предлагают ввести в программу ознакомление учащихся с наиболее распространенными аварийными ситуациями, а также путями их предотвращения. При сдаче вождения предлагается проверять в первую очередь способность своевременно замечать опасность на дороге, правильно выбирать скоростной режим и формировать безопасное пространство вокруг своего автомобиля. Отмечается, что аналогичная методика была внедрена в 2002 году в Великобритании и была признана эффективной: число погибших в ДТП к 2013 году снизилось на 53,5%.

По словам экспертов, если глава ГИБДД поддержит инициативу автошкол, то в ближайшее время начнется подготовка поправок в нормативные акты, которая может завершиться уже к концу года.

В октябре главный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе выступил с инициативой, предусматривающей увеличение возраста получения водительских прав. По его мнению, с текущих 18 лет возраст следует поднять до 21 года. Свою позицию он пояснил тем, что у молодых людей притуплено чувство опасности. Несколько недель спустя в ГИБДД сообщили о планах введения психологического теста для автомобилистов аналогичного «тесту на идиота», который проводится в Германии. Как отмечали в дорожной полиции, проходить его будут водители, которых неоднократно привлекали к ответственности за пьяное вождение.

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает введение новой категории прав для граждан от 16 до 18 лет.

В соответствии с нормами действующего законодательства гражданин России может получить водительское удостоверение, дающее право управлять легковым автомобилем и мотоциклом, с 18 лет после успешной сдачи экзамена на вождение, который состоит из теоретической и практической частей.

Союз автошкол Москвы предлагает ГИБДД изменить программы обучения будущих водителей, правила приема экзаменов и ужесточить требования к автомобилистам, сообщают «Известия» . В Союзе утверждают, что причиной 80% ДТП в России является человеческий фактор, что свидетельствует о недостаточной подготовке водителей. Поэтому представители автошкол предлагают для лиц, недавно получивших права, установить двухлетний испытательный срок. В первые два года у начинающего водителя должно быть лишь временное удостоверение, в этот период следует предусмотреть некоторые ограничения: по скоростному режиму, на перевозку пассажиров, а также езду в темное время суток и по автомагистралям. Ограничения будут способствовать тому, чтобы новичок научился ездить за рулем аккуратно, ведь в его интересах получить постоянное водительское удостоверение, а не вернуться в автошколу.

Также предлагается в перечень документов, которые водитель обязан возить с собой и предъявлять по требованию инспектора, включить актуальные медицинские справки. Сейчас медсправка нужна лишь при получении и замене прав (раз в десять лет), таким образом водитель следующие девять лет может спокойно обходиться без нее, это непорядок, полагают в Союзе.

Кроме того, активисты из Союза автошкол хотят откорректировать учебный курс и добавить в него умение «читать дорогу», то естьопределять признаки возможного нестандартного поведения других водителей, вероятность и степень опасности негативного развития ситуации, и научить курсантов адекватно на это реагировать. Есть положительный опыт Великобритании, где такая программа была введена в 2002 году, и к 2013 году число погибших в ДТП снизилось на 53,5% только благодаря этому нововведению.

Проблема в том, отмечают активисты, что тренировки, в основном, ведутся на площадке, а обучение в условиях реального уличного движения проводится лишь по остаточному принципу.

Комментарий редактора «За рулем», юриста Сергея Смирнова :

- На мой взгляд, идея о введении некоторых ограничений для начинающих водителей вполне здравая. Судите сами, сейчас ученики в автошколах попросту зазубривают билеты, в которых смоделированы стандартные ситуации. Но в жизни, на дорогах, ситуации могут быть разными. И не все новички могут быстро сориентироваться. То же касается и практических навыков, ведь на площадках автошкол и при сдаче экзамена в ГИБДД, опять же, натаскивают на парковку, заезд в гараж, проезд змейкой.

В реальности же большинство попросту не умеет вовремя и правильно оценить дорожную ситуацию, ведь все приходит с опытом. Единственный выход - это введение поэтапного допуска к дорожному движению. Плюс к этому было бы неплохо, если к упражнениям на площадке были добавлены такие, которые имитируют управление в сложных погодных условиях. К примеру, управление на скользкой дороге, в темное время суток. Может, тогда новички будут меньше попадать в аварии.

Я бы добавил еще одно условие, при выполнении которого начинающий водитель сможет получить полноценное водительское удостоверение. Это отсутствие серьезных нарушений ПДД во время испытательного срока, таких как встречка, неправильный проезд ж/д переезда, проезд на красный и пр.

  • С 1 сентября 2016 года вступил в силу новый административный регламент по сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами. Подробнее о том, что , читайте в материале нашего автора.
  • В 2017 году выдавать водительские удостоверения при замене/утрате, а также международные водительские удостоверения начали в МФЦ, подписанному Дмитрием Медведевым.

Фото: Светлана Халявчук/ТАСС



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме