Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Международное гуманитарное право. Шпаргалка

Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.

Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения.

Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.

Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер.

Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.

В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда.

Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс между военной необходимостью и требованиями гуманности.

Так, принцип пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если существует опасность того, что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить.

Международное гуманитарное право предусматривает различие между международными и немеждународными вооруженными конфликтами.

Под международным вооруженным конфликтом (войной) понимается вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. В этом случае применяются многочисленные нормы международного гуманитарного права, содержащиеся в четырех Женевских конвенциях 1949г, и Дополнительном протоколе I 1977 г. Они вступают в силу с самого начала военных действий независимо от причин возникновения и характера конфликта.

Немеждународный вооруженный конфликт -- это вооруженное противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами (повстанцами). Государство обладает правом самостоятельно решать собственные внутренние проблемы (в том числе правом применять силу для восстановления на своей территории законности и порядка, вводить режим чрезвычайного положения). Однако в своих действиях оно связано нормами международного гуманитарного права.

Соблюдение гуманитарных правил в не международном конфликте обязательно не только для правительственных вооруженных сил, но и для вооруженных отрядов, противостоящих правительству.

Норм, применимых к немеждународному вооруженному конфликту, меньше, чем норм, применимых в случае международного конфликта. Они излагаются в общей для всех четырех Женевских конвенций статье 3 и Дополнительном протоколе II. Таким образом, как в случае международного вооруженного конфликта, так и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера необходимо вести военные действия, строго соблюдая нормы международного гуманитарного права, руководствуясь принципами гуманности.

Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие войну, в которой одной из сторон являются негосударственные субъекты.

Инструментарий, применяемый в такой войне, основан на основных положениях, относящихся к вооруженным конфликтам между государствами. Военные действия между антитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно отнести к данной категории. Те же нормы работают и в случаях, когда на стороне одного из государств действуют полувоенные формирования, включенные в состав вооруженных сил. Представляется, что именно так обстоит дело с военным крылом “Аль-Каиды” в Афганистане, называемым иногда 55-й бригадой сил движения “Талибан”. При этом остается открытым вопрос, какими нормами регламентируются возможные операции США по преследованию “Аль-Каиды” или других террористических групп за пределами Афганистана, в особенности если такие группы не будут входить в состав вооруженных сил ни одного из государств.

Разумеется, термин «война» неоднократно применялся при обозначении кампаний борьбы с преступностью, в частности с наркокартелями или с мафией.

Однако такие кампании на деле представляют собой, даже при участии военных, широкую операцию по обеспечению правопорядка, но не боевые действия вне рамок уголовной юстиции. В таком случае работают традиционные нормы в области защиты прав человека.

При этом гуманитарное право все же применяется к определенным конфликтам с участием негосударственных субъектов, к которым относятся и мятежники в условиях гражданской войны. В своих Комментариях к статье 3 Женевских конвенций 1949 г. МККК раскрывает позицию государств, участвовавших в разработке данного положения.

По мнению Красного Креста, государства признают наличие вооруженного конфликта по смыслу гуманитарного права в том случае, если противостоящая сторона организационно оформлена, находится под ответственным командованием, контролирует определенную территорию и имеет возможность соблюдать и обеспечивать соблюдение норм гуманитарного права. Будучи достаточно аморфной сетью групп и отдельных лиц в около 60, как утверждают, странах, “Аль-Каида” вряд ли отвечает этим критериям, по крайней мере, за пределами Афганистана.

Ниже приведу некоторые положения международного гуманитарного права.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (извлечение).

Глава II. Раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение

Статья 12- Личный состав вооруженных сил (и. другие участники военных действий - ред.), которые, находясь в море, будут ранены, больны или потерпят кораблекрушение, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах, причем термин «кораблекрушение» будет применяться ко всякому кораблекрушению, независимо от обстоятельств, при которых оно произошло, включая вынужденные посадки самолетов на море или падение в море.

Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность, и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения.

Статья 18. После каждого боя стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать потер певших кораблекрушение, раненых и больных, оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению.

Глава IV. Личный состав

Статья 36. Медицинский, госпитальный и духовный персонал госпитальных судов и их экипажи пользуются уважением и покровительством.

Глава VIII. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Статья 50. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязатель-ство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции.

Статья 51. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) (извлечение).

Часть II. Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение

Статья 11. Защита отдельных лиц

  • 1. Физическому или психическому состоянию здоровья и неприкосновенности лиц, находящихся во власти противной стороны, или интернированных, задержанных или каким-либо иным образом лишенных свободы |...), не должен наноситься ущерб путем какого-либо неоправданного действия или упущения. Соответственно запрещается подвергать лиц, указанных в настоящей статье, какой бы то ни было медицинской процедуре, которая не требуется по состоянию указанного лица и не соответствует общепринятым медицинским нормам, применяемым при аналогичных, с медицинской точки зрения, обстоятельствах к гражданам стороны, производящей эту процедуру, которые не лишены свободы в какой бы то ни было форме.
  • 2. В частности, запрещается подвергать таких лиц даже с их согласия; а) физическим увечьям; b) медицинским или научным экспериментам; c) удалению тканей или органов для пересадки.
  • 4. Любое преднамеренное действие или преднамеренное упущение, которое серьезно угрожает физическому или психическому состоянию или неприкосновенности любого лица, находящегося во власти противной стороны, к которой оно не принадлежит, и которое либо нарушает любое из запрещений, содержащихся в пунктах 1 и 2, (...) является серьезным нарушением настоящего Протокола- (...).

Часть III. Методы и средства ведения войны (...)

Статья 35. Основные нормы

  • 1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.
  • 2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.
  • 3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.

Часть IV. Гражданское население

Статья 48. Основная норма

Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами (участниками военных действий - ред.), a также между гражданскими объектами и военными объектами, и соответственно направлять свои действия только против военных объектов.

Статья 51. Защита гражданского населения

  • 2. Гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население (...).
  • 4. Нападения неизбирательного характера запрещаются (...).
  • 7. Присутствие или передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц не должны использоваться для защиты определенных пунктов или районов от военных действий (...).

Статья 52. Общая защита гражданских объектов. Гражданские объекты не должны являться объектом нападения (...).

Статья 53. Защита культурных ценностей и мест отправления культа.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (извлечение).

Часть II. Гуманное обращение

Статья 4. Основные гарантии

  • 1. Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, (...) имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений. (...) При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно (...).
  • 2. Без ущерба общим положениям, указанным выше, запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте следующие действия в отношении лиц, упомянутых в пункте 1;

a) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;

b) коллективные наказания; c) взятие заложников; d) акты терроризма; e) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительно- оскорбительное обращение (...); г) рабство и работорговля во всех их формах; д) грабеж;

  • с) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий.
  • 3. Детям обеспечиваются необходимая забота и помощь и, в частности :

a) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей;

b) принимаются все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей;

с) дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы, и им не разрешается принимать участие в военных действиях;

d) особая защита, предусматриваемая настоящей статьей в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, продолжает применяться к ним, если они принимают непосредственное участие в военных действиях, вопреки положениям подпункта с), и попадают в плен.

Часть III. Раненые, больные и лица потерпевшие кораблекрушение

Статья 7. Защита и уход

  • 1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются уважением и защитой.
  • 2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.


© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

1. Развитие гуманитарного права

В выделении международного гуманитарного права в самостоятельную отрасль сыграли важную роль две Женевские конвенции 1929 г. Международный комитет Красного Креста уверен, что, помимо действий по защите и поддержке жертв вооруженных конфликтов, одной из его задач является развитие международного гуманитарного права и самое главное – соответствие потребностям современного мира.

Краткая Конвенция от 1864 г. была первым шагом на историческом пути. В этот период времени были разработаны крупные достижения в области международного гуманитарного права:

1) в 1906 г. – (новая) Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) в 1907 г. – Гаагская конвенция по применению к войне на море принципов Женевской конвенции;

3) в 1929 г. – две Женевские конвенции: одна была посвящена тем же вопросам, которые рассматривались в Конвенциях от 1864 и 1906 гг., другая относилась к обращению с военнопленными.

Данные Конвенции от 1929 г. о раненых и больных уточнили некоторые прежние формы. Были введены новые положения: если какой-либо из участников военного конфликта не участвовал в настоящей Конвенции, это не освобождало другие стороны конфликта от соблюдения гуманитарных норм; Конвенции обязывали воюющую сторону, которая захватила неприятельский медицинский персонал, вернуть его назад.

С принятием данной Конвенции распространилось применение опознавательного знака Красного Креста на авиацию. Для мусульманских стран было признано право на использование в качестве опознавательного знака вместо Красного Креста Красный Полумесяц;

4) в 1949 г. – четыре Женевские конвенции о защите жертв войны, о защите гражданского населения во время войны.

Весьма примечательна форма Женевских конвенций 1949 г.: все они содержат статьи о денонсации. Также установлено, что заявление о денонсации будет иметь место для стороны, участвующей в военном конфликте, только после заключения мира – прекращения ведения военных действий, вооруженного конфликта, войны. Но данные действия не будут иметь никакой силы для других конфликтующих сторон;

5) в 1977 г. – два Дополнительных протокола к Женевским конвенциям от 1949 г. Первый посвящен защите жертв вооруженных конфликтов, а второй – защите жертв немеждународных вооруженных конфликтов.

Большинство конвенций, в которых кодифицировалось право ведения военных действий, было принято практически всеми странами мира.

Первоначально Женевские и Гаагские конвенции были заключены в традициях взаимообязывающих международных договоров.

Они следовали общепризнанному правилу, на основе которого невыполнение договора одной стороной военного конфликта влекло невыполнение данного договора другой стороной. Считавшееся обычным для других отраслей международного права в гуманитарном праве создавало абсурдную ситуацию: гуманность отдавалась на произвол государства. Более того, при отказе одного государства от согласованных в мировом сообществе гуманных средств, методов, действий, правил обращения с военнопленными или гражданским населением в соответствии с традиционными понятиями формально побуждал и другую сторону, участвующую в военном конфликте, отбрасывать прочь нормы гуманности. Мир сам собой как бы возвращался к временам варваров, перечеркивались все достижения в гуманизации военных конфликтов и в смягчении бедственного положения как для военных, так и для гражданских лиц.

В мировом сообществе пробивается понимание того, что нормы международного гуманитарного права являются абсолютными и всеобщими обязательными.

2. Международное гуманитарное право как отрасль современного международного публичного права

Международное гуманитарное право – это совокупность правовых принципов и норм, имеющих своей целью урегулирование отношении между конфликтующими сторонами, а также защиту основных прав и свобод граждан как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов.

Объект международного гуманитарного права – это общественные отношения, возникающие между сторонами, которые находятся в вооруженном конфликте.

Под предметом международного гуманитарного права понимаются отношения, складывающиеся по поводу ограждения жертв, пострадавших от военных действий, и правил ведения вооруженной борьбы.

Международное гуманитарное право является одной из развитых отраслей современного международного публичного права и состоит из таких двух разделов, как:

1) Гаагское право, иными словами, право войны, устанавливающее права и обязанности сторон, находящихся в вооруженном конфликте, при проведении военных действий;

2) Женевское право, или гуманитарное право, включающее в себя права и интересы раненых, больных, гражданского населения и военнопленных во время вооруженного конфликта.

Сущность рассматриваемой отрасли права заключается в:

1) защите лиц, которые прекратили принимать участие в вооруженном конфликте, к ним относятся:

а) раненые;

б) больные;

в) потерпевшие кораблекрушение;

г) военнопленные;

2) предоставлении защиты лицам, которые непосредственно не являлись участниками военных действий, а именно:

а) гражданскому населению;

б) медицинскому и духовному персоналу;

3) предоставлении защиты объектам, которые не используются в военных целях, – жилым домам, школам, местам отправления культа;

4) запрещении применения средств и методов ведения военных действий, при использовании которых не проводится различия между комбатантами и некомбатантами и которые причиняют значительные повреждения или страдания гражданскому населению и военным лицам.

Жертвы войны – это конкретные категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооруженного конфликта:

1) раненые;

2) больные;

3) потерпевшие кораблекрушение;

4) военнопленные;

5) гражданское население.

Из вышеперечисленного видно, что международное гуманитарное право устанавливает конкретные правила поведения сторон, являющихся участниками военных действий, кроме этого, старается сократить насилие, а также предоставляет защиту жертвам вооруженных конфликтов.

Основные источники международного гуманитарного права:

1) обычай;

2) нормы, которые были сформированы в обычном порядке и получили свое отображение в Гаагских конвенциях;

а) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

б) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

в) об обращении с военнопленными;

г) о защите гражданского населения во время войны;

3. Нормы и функции международного гуманитарного права

Значительное количество норм международного гуманитарного права применяется исключительно во время военных действий. Это объясняется тем, что они регулируют отношения между воюющими сторонами, которые находятся в конфликте.

Формирование норм международного гуманитарного права происходит преимущественно не на основе полученного опыта государств в период вооруженных конфликтов, а на основании заключаемых договоров между ними, а также на основе резолюций международных организаций.

Процесс формирования норм начинается с момента принятия конвенции, в редких случаях – с момента принятия резолюций международной организацией. Следующий этап – это признание государствами и международными организациями соответствующих правил нормами международного публичного права.

Действие норм международного гуманитарного права распространяется и на международные вооруженные конфликты – это вооруженные столкновения конфликтующих государств, и на вооруженные конфликты немеждународного характера – это противоборство между правительственными силами, с одной стороны, и антиправительственными вооруженными формированиями – с другой. Как правило, вооруженные конфликты немеждународного характера происходят внутри самого государства и не выходят за его пределы.

Основные нормы международного гуманитарного права содержатся в международных соглашениях, к которым относятся:

1) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) Женевская конвенция 1949 г. об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) Женевская конвенция от 1949 г. об обращении с военнопленными;

4) Женевская конвенция от 1949 г. о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол от 1977 г. к Женевским конвенциям, касающимся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера;

7) Гаагская конвенция от 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта;

8) Конвенция от 1976 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду;

9) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия.

Функция международного гуманитарного права – это внешнее проявление своих свойств. Выделяют:

1) организационно-управленческую функцию. Международное гуманитарное право, применяемое в период вооруженного конфликта, основывается на интересах, согласованных между государствами, для достижения цели, связанной с защитой от последствий войны, помимо этого, в условиях неэффективности внутренней правовой системы для решения этой задачи. Отсюда следует вывод, что в указанных условиях эта отрасль выполняет организационно-управленческую функцию;

2) превентивную функцию. Содержание данной функции состоит в ограничении суверенитета государств – участников вооруженных конфликтов в отношении применения ими определенных средств, способов и методов ведения военных действий;

3) правовую функцию. Роль данной функция заключается в регулировании международных гуманитарных отношений, в разработке новых норм, в толковании положений, которые действуют;

4) защитную функцию.

Иными словами, это функция безопасности, которая обязана предоставлять покровительство различным категориям людей и объектов. Кроме этого, защитная функция помогает международному гуманитарному праву претендовать на то, чтобы стать первым сводом международно-правовых норм, которые предназначены для защиты человека в период вооруженного конфликта.

4. Источники международного гуманитарного права

Источники международного гуманитарного права – форма, выражающая правила поведения субъектов международного гуманитарного права, и нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы гуманитарного права, вводящие, изменяющие или отменяющие правила их действия.

К источникам относятся:

1) международные договоры;

3) конвенции;

4) обычаи;

5) прецеденты;

6) общепризнанные нормы, принципы международного права;

7) резолюции международных организаций;

8) решения Международного комитета Красного Креста (МККК);

9) нормы национального права.

1. Распространенные источники международного гуманитарного права – международные конвенции, основными из которых являются четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г., принятые Генеральной Ассамблеей ООН:

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) об обращении с военнопленными;

4) о защите гражданского населения во время войны;

5) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов;

6) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

Применение к ним Конвенций и Протоколов имеет место в случае объявления войны, в случае любого иного вооруженного конфликта между двумя или более сторонами, подписавшими их, а прекращает свое действие после общего окончания военных действий, на оккупированных территориях, после окончании оккупации.

К источникам гуманитарного права относятся также:

3) Конвенция о сокращении безгражданства, принятая 30 августа 1961 г. Конференцией полномочных представителей, состоявшейся в 1959 г.;

4) Конвенция о праве на организацию и заключение коллективных договоров, принятая 1 июля 1949 г. Генеральной конференцией Международной организации труда;

5) Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию, принятая 17 июня 1948 г. во время тридцать первой сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда;

6) Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией № 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. и вступившая в силу 2 сентября 1990 г.

2. Следующий источник – обычай.

Обычай – исторически сложившиеся правила поведения, официально не закрепленные.

3. Судебные решения или административные решения, которые представляют собой норму.

5. Резолюции ООН и иных международных организаций. Здесь главенствующее место занимает резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 36/103 от 9 декабря 1981 г. Данной резолюцией была принята Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств.

6. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), оказавшая огромное влияние на национальное право большинства стран мира.

7. Решения-резолюции Совета Безопасности ООН, принимаемые Советом Безопасности.

Ценность судебных решений-резолюций в том, что они участвуют в формировании обычного права.

8. Нормы национального права.

5. Субъекты международного гуманитарного права

Особенности международного права – создание и регулирование государствами межгосударственных отношений.

Государства являются основателями международных прав и обязанностей и выступают как основные субъекты международного права. Они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, – государственным суверенитетом.

Государство как субъект международного права не может применять свою власть в отношении другого государства, что выражено в неподчинении одного государства законодательству другого.

Государство как субъект международного права способно устанавливать права и обязанности, приобретать права, нести обязанности и самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано с принятием обязательств и их выполнением.

Прекращение существования СССР как субъекта международного права привело к образованию Российской Федерации как суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам – союзным республикам, создавшим СНГ. Российская Федерация получила основные компоненты международно-правового статуса СССР. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин «государство-продолжатель».

Международное право не содержит нормы, дающей решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства.

Известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, дающих право составным частям этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения.

Конституция РФ исходит из признания международной деятельности ее субъектов, но не конкретизирует формы этой деятельности. Сам термин «субъект международного права» использован только в Конституции Республики Татарстан.

Позиция РФ выражена в подписанных ею договорах о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и соответствующих республик.

Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не аналогична правосубъектности государств, т. к. не вытекает из суверенитета. Источником при осуществлении прав и обязанностей Международной организации и реализации ее компетенции является международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Эти организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. Каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав и обязанностей. Международные организации подразделяются на всемирные, универсальные организации, цели и задачи которых имеют значение для всех или большинства государств, для международного сообщества в целом, характеризуются универсальным членством, и иные организации, которые представляют интерес для определенной группы государств, что обусловливает их ограниченный состав.

К первой категории относятся Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Среди организаций второй категории принято выделять региональные международные организации, в которые объединяются государства, находящиеся в пределах района и взаимодействующие с учетом их групповых интересов.

6. Принципы международного гуманитарного права

Особенности международно-правовой системы – отсутствие стоящего над ее субъектами государственного органа и определение норм международного права самими государствами и международными организациями. Регулирование системы осуществляется за счет общепризнанных принципов международного права. Содержание каждого из принципов базируется на положениях Устава ООН и Декларации о принципах международного права, принципах равноправия и самоопределения народов. Все народы имеют право свободно определять свой политический статус, осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие и уважать это право в соответствии с положениями Устава.

Каждое государство обязано содействовать с помощью совместных и самостоятельных действий осуществлению принципа равноправия и самоопределения народов, чтобы способствовать дружественным отношениям и сотрудничеству между государствами, проявляя должное уважение к свободно выраженной воле заинтересованных народов.

Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение. Каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Принцип суверенного равенства государств. Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Понятие суверенного равенства включает следующие признаки:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

6) государства обязаны выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Невмешательство во внутренние дела. Современное понимание этого принципа зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Вмешательство – любые меры государств или международных организаций, направленные на попытку препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его компетенцию. Не считаются внутренними делами действия, представляющие угрозу миру и безопасности и попирающие общепризнанные международные нормы. В современном международном праве критериями концепции невмешательства являются международные обязательства государств по Уставу ООН.

Принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН.

Каждое государство обязано соблюдать принципы и выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН. Государство обязано выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действовать согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Если обязательства, вытекающие из международных договоров, противоречат обязательствам членов ООН, по Уставу Организации Объединенных Наций обязательства по Уставу имеют преимущественную силу.

    ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ОБ ОГРАНИЧЕНИИ МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ, УЧИТЫВАЕМЫЕ КОМАНДИРАМИ ПРИ ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

    Н.Р. МИННУЛЛИН, Н.Д. МОЛЧАНОВ

    Основная задача международного гуманитарного права состоит в том, чтобы обеспечить защиту гражданского населения и лиц, которые перестали принимать участие в военных действиях, а также ограничить масштаб насильственных действий между комбатантами (комбатантами являются лица, входящие в состав вооруженных сил, за исключением медицинского и духовного персонала).
    Право войны отражает стремление государств установить определенный минимум норм и правил поведения сторон в вооруженном конфликте с тем, чтобы предотвратить или по крайней мере уменьшить страдания жертв.
    Эти нормы закреплены в международных договорах и признаны практически всеми государствами международного сообщества. Многие из них входят также в обычное (неписаное) право или в общие принципы международного права.
    Постоянно развиваясь, международное гуманитарное право, которое обеспечивает защиту жертвам вооруженных конфликтов, состоит сейчас приблизительно из 600 положений Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним, других международных конвенций и деклараций.
    Основные принципы права вооруженных конфликтов заключаются в следующем:
    1. Лица, вышедшие из строя (hors de combat), и те, кто не принимает непосредственного участия в боевых действиях, имеют право на уважение их жизни, на моральную и физическую неприкосновенность. При всех обстоятельствах они имеют право на защиту и гуманное обращение без какой-либо дискриминации.
    2. Запрещается убивать или наносить увечье противнику, который сдается в плен или является вышедшим из строя.
    3. Раненые и больные должны подбираться и обеспечиваться уходом со стороны того участника конфликта, во власти которого они находятся. Защите также подлежат медицинский персонал, учреждения, транспортные средства и оборудование. Эмблема Красного Креста или Красного Полумесяца обозначает право на такую защиту и должна уважаться.
    4. Захваченные в плен участники боевых действий и гражданские лица, находящиеся на территории, контролируемой противником, имеют право на уважение их жизни, достоинства, личных прав и убеждений. Им должна быть обеспечена защита от насилия и репрессалий, они имеют право на переписку со своей семьей и на получение помощи.
    5. Каждый имеет право на основные юридические гарантии. Никто не должен подвергаться физическим или моральным пыткам, телесным наказаниям, а также жестокому или унизительному обращению.
    6. Стороны в конфликте и их вооруженные силы не могут пользоваться неограниченным выбором методов и средств ведения войны. Запрещается использовать такое оружие и такие методы ведения боевых действий, которые по своему характеру могут вызвать не обусловленные необходимостью потери или повлечь за собой чрезмерные страдания.
    7. Стороны в конфликте обязаны постоянно делать различие между гражданским населением и комбатантами и по возможности щадить гражданское население и имущество. Ни гражданское население в целом, ни отдельные гражданские лица не должны быть объектом нападения. Нападению могут подвергаться только военные объекты.
    Особенно важными для командиров являются те правила, которые определяют методы и средства ведения боевых действий, сформулированные в IV Гаагской конвенции 1899 г. и в Протоколе I (1977 г.). Они налагают ограничения и запреты на применение некоторых видов оружия и методов ведения военных действий с тем, чтобы избежать причинения излишних страданий, а также нанесения ущерба окружающей среде.
    Право войны предусматривает особый статус для военнослужащих. Под его покровительством находятся также другие лица, задержанные по причине конфликта, будь то международный или иной конфликт, настоящая война или обстановка внутренней напряженности. Согласно праву войны пленные должны пользоваться защитой и гуманным обращением, обеспечиваться питанием и медицинской помощью; запрещается подвергать их пыткам и удерживать в плену неограниченное время.
    Огромное значение имеет отношение вооруженных сил к гражданскому населению. Случаи изнасилования, грабежа, вымогательства и причинения ущерба, в которых виновны военные, неизбежно становятся достоянием гласности и осуждаются международным сообществом.
    Право войны не требует от командира следования невыполнимым правилам, но оно требует, чтобы при осуществлении возложенной на него задачи он учитывал как военные, так и гуманитарные факторы.
    Важно и необходимо, чтобы Женевские конвенции, Дополнительные протоколы к ним и другие нормы международного гуманитарного права не только были ратифицированы государством; их содержание, а также "правила пользования" ими должны стать широко известны еще в мирное время. И тогда те, кто несет ответственность за их выполнение, смогут принимать нужные меры в нужное время.
    Незнание норм международного гуманитарного права способно повлечь за собой не только ненужные жертвы, но и уголовное преследование лиц, виновных в их нарушении.
    Вследствие чего целесообразно изучение основных положений норм международного гуманитарного права включить в учебную программу подготовки военных кадров во всех военных учебных заведениях и в программы боевой подготовки войск. Для этого необходимо, чтобы нормы международного гуманитарного права были отображены в основных руководящих документах, боевых уставах, учебниках тактики и тактико-специальных дисциплин.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Международное гуманитарное право - это самостоятельная отрасль международного права, представляющая собой совокупность юридических норм, основанных на принципах гуманности и направленных на защиту жертв вооруженных конфликтов и ограничение средств и методов ведения войны. Его главное предназначение - регулирование поведения участников международных и немеждународных вооруженных конфликтов с целью смягчения тяжелых последствий этих конфликтов. Оно предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия или прекратившим принимать участие в военных действиях, и ограничивает выбор средств и методов ведения войны.

Понятие «международное гуманитарное право» прочно вошло в международное право. Появлению этого понятия мы обязаны швейцарскому профессору Ж. Пикте, который впервые в 50-х годах ввел его в обращение. До начала ХХ века международное право делилось на две примерно равные части - право войны и право мира. В современном международном праве сложилась новая отрасль - международное гуманитарное право, которое в свою очередь является частью системы норм и принципов, касающихся прав человека в целом. международный гуманитарный право

МГП и право прав человека тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, но все же они выступают как различные, самостоятельные отрасли международного права. Они отличаются друг от друга по содержанию и по условиям применения. Право прав человека регулирует главным образом отношения между государством и его гражданами и применяется как в мирное время, так и в период вооруженного конфликта. Большинство же норм МГП применяется лишь в период вооруженного конфликта, т.к. они регулируют отношения между противоборствующими сторонами в конфликте. Эти отрасли права развивались отдельно и отражены в разных международно-правовых актах. В литературе можно встретить также такие понятия, как «международное право в период вооруженного конфликта» или «право Женевы». Четыре Женевские Конвенции и два Протокола сейчас составляют основу современного гуманитарного права. Они систематизировали огромный нормативный материал, благодаря чему гуманитарное право относится к одной из наиболее кодифицированных отраслей международного права.

Следует отметить, что в МГП уже имеются нормы, которые выходят за рамки главного предмета регулирования - защиты жертв вооруженных конфликтов. Нормы морали играют весьма важную роль как источник МГП, оно удачно сочетает в своем наименовании два понятия - правовое и гуманитарное.

В современном МГП слилось три направления в развитии международного права:

  • - установление правил ведения войны и применения оружия («право Гааги»),
  • - защита жертв вооруженных конфликтов («право Женевы»)
  • - защита основных прав человека («право Нью-Йорка»).

Сфера применения МГП постоянно расширяется, это ведет за собой изменения в систематизации принципов МПГ.

Профессор Ж.Пикте свел принципы МГП в три группы: основополагающие принципы, общие принципы и принципы, которыми должны руководствоваться воюющие стороны в вооруженных конфликтах.

  • 1. Основополагающие принципы:
  • 1. МГП имеет всеобщее действие и должно соблюдаться безусловно и при любых обстоятельствах.
  • 2. Применение МГП не означает вмешательства во внутренние дела или в конфликт и не затрагивает суверенитета или правового статуса конфликтующих сторон.
  • 3. Медицинский персонал, транспорт и учреждения, имеющие надлежащие опознавательные знаки, неприкосновенны и нейтральны.
  • 4. Необходимо строго соблюдать различие между комбатантами и гражданским населением с тем, чтобы выполнять нормы защиты населения и гражданских объектов от военных действий.
  • 5. Государство обязано как на национальном, так и на международном уровне обеспечить гуманное обращение с лицами, оказавшимися в его власти.
  • 6. Запрещается дискриминация по любому признаку.
  • 7. Серьезное нарушение норм МГП - уголовное преступление, подлежащее наказанию.
  • 2. Общие принципы:

Общие принципы тесно связаны с основными правами человека.

  • 1. Каждый имеет право на уважение к жизни, физической и психологи- ческой неприкосновенности, уважение его чести, семейных прав, убеждений, обычаев.
  • 2. Каждый имеет право на признание его прав перед законом, на обще- принятые юридические гарантии. Никто не может отказаться от прав, предоставленных ему гуманитарными конвенциями.
  • 3. Запрещаются пытки, унизительное или бесчеловечное наказание.

Запрещаются репрессалии, коллективные наказания, захват заложников. Запрещается нападение на гражданское население, на обозначенные МГП гражданские объекты.

  • 4. Никто не может быть лишен собственности незаконным путем. Оккупанты не являются владельцами гражданских объектов, а лишь могут распоряжаться захваченным имуществом. Оккупационные власти обязаны принимать меры по сохранности этого имущества
  • 3. Принципы, которыми конфликтующие стороны должны руководствоваться в отношении жертв вооруженных конфликтов и ведения военных действий:
  • 1. Запрещаются недозволенные виды оружия и методы ведения войны.

Не должны разрабатываться новые виды, если они нарушают нормы и принципы МГП или иные международные соглашения.

  • 2. Воюющая сторона не должна наносить противнику ущерб, несоизмеримый с целью войны, т.е. с уничтожением или ослаблением военной мощи противника.
  • 3. Запрещаются вероломство, т.е. симуляция стремления к переговорам, использование военной формы противника, знаков ООН, Красного Креста и другие аналогичные методы.
  • 4. При ведении военных действий должна проявляться забота о защите природной среды.

Главным принципом МГП был и остается принцип гуманности, который пронизывает и объединяет все составные части и все нормы МГП.

Во все времена вооруженные конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжелым человеческим и материальным потерям. Почти всегда война - это трагедия. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах (1805-1815г.г.), число убитых составило около миллиона человек. Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, примерно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Попытки смягчить ужасы войны и уменьшить ее разрушительный характер столь же древние, как и сами войны. Процесс гуманизации войн не является исключительно поступательным, скорее его можно представить в виде ломаной линии с пиками и провалами, где примеры гуманности чередуются с варварством. Еще в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, приказывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы. Во все исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между государствами, военачальниками, отразившие стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами, путем введения правил поведения их участников. Эти обычаи со временем оформились в нормы обычного права, которыми руководствовались противоборствующие стороны. Воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил гуманного обращения с противником. Однако, вплоть до второй половины ХIХ века такие соглашения не носили всеобщего характера и, как правило, действовали лишь во время одного сражения или одной войны.

Основные принципы международного гуманитарного права можно разделить на три основные группы:

1. Основные принципы обеспечения мира и мирного существо­вания:

Ненападение;

Мирное разрешение споров;

Разоружение;

Нерушимость границ;

Уважение территориальной целостности государств;

Принцип ответственности.

2. Основные принципы обеспечения сотрудничества между го­сударствами:

Уважение государственного суверенитета;

Невмешательство во внутренние дела государств;

Добросовестное выполнение обязательств по международным договорам;

Сотрудничество между государствами.

3. Основные принципы обеспечения международной защиты прав народов (наций) и человека:

Уважение прав народов и наций на самоопределение;

Уважение основных прав человека.

В условиях современного боя командиру, а тем более солдату порой тяжело разобраться в хитросплетениях права и, тем не менее, следует уяснить и запомнить основные принципы ведения боевых действий:

Законность - предусматривающий ведение боевых действий в строгом соответствии с нормами права;

Ограничения - определяющий, что право сторон применять методы и средства ведения боевых действий не является неограничен­ным (например, приказ не брать пленных является незаконным);

Различия - требующий при любых обстоятельствах проводить различия между гражданским населением и воюющими (комбатанта­ми), между военными и гражданскими объектами, на законных осно­ваниях сила может быть применена только против последних;

Соразмерности - предусматривающий нанесение противобор­ствующей стороне ущерба только в том объеме, который необходим для поражения противника. Чрезмерное насилие и разрушение воюю­щими не должно наносить ущерба гражданским объектам и вызывать потери гражданского населения несоразмерные с результатами, кото­рые необходимо получить в ходе операции. Это бессмысленно с воен­ной точки зрения, поскольку отвлекает войска от выполнения главной задачи - разгрома противника;

Гуманности - обязывает воюющих оказывать помощь и по­кровительство лицам, выведенным из строя или не участвующим в боевых действиях;

Военной необходимости - не может быть освобождено от от­ветственности лицо, совершившее преступное с точки зрения между­народного права деяние, если это деяние было совершено во исполне­ние отданного ему вышестоящим начальником приказа. Этот вопрос нашел конкретное решение в статье 8 Устава Международного Воен­ного Трибунала, которая гласит: «Тот факт, что подсудимый действо­вал по распоряжению правительства или приказу начальника, не осво­бождает его от ответственности, но может рассматриваться как довод для смягчения наказания, если Трибунал признает, что этого требуют интересы правосудия».

Основными источниками международного гуманитарного права являются следующие:

1. Петербургская декларация об отмене употребления взрывча­тых и зажигательных пуль 1868 года.

2. Гаагские конвенции:

О законах и обычаях сухопутной войны;

О положении неприятельских торговых судов при начале во­енных действий;

Об обращении торговых судов в суда военные;

О постановке подводных, автоматически взрывающихся мин;

О бомбардировании морскими силами во время войны;

О правах и обязанностях нейтральных держав в случае мор­ской и сухопутной войн и другие 1907 года;

Женевский протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1926 года.

Кроме того, важно назвать Женевские конвенции 1949 года о защите жертв войны:

Об улучшении участи раненых и больных в действующих ар­миях;

Об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

Об обращении с военнопленными;

О защите гражданского населения во время войны, а также Дополнительные протоколы к ним 1977 года, о которых мы уже гово­рили в первом вопросе лекции.

Приказом Министра обороны РФ Женевские конвенции и до­полнительные протоколы к ним объявлены для руководства в Воору­женных Силах, также приказ МО РФ определяет и меры по соблюде­нию норм международного гуманитарного права в ВС РФ.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с реализацией норм международного гуманитарного права.

Лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, принимаю­щих участие в международном вооруженном конфликте (за исключе­нием медицинского и духовного персонала), признаются законно воюющими и называются комбатантами. Комбатанты вправе приме­нять боевые средства, выводить из строя комбатантов противника, а также любое его движимое и недвижимое имущество, используемое в военных целях. За эти действия они не могут быть привлечены к от­ветственности. Оказавшись во власти противника по причине ранения, болезни, кораблекрушения или пленения, они получают статус воен­нопленных и пользуются правовой защитой. Комбатанты обязаны со­блюдать нормы МГП и отличаться от гражданского населения при участии как в боевых действиях, так и в мероприятиях, связанных с подготовкой к бою. Как правило, военнослужащие регулярных воору­женных сил государства отличают себя ношением военной формы и знаков различия установленного образца. МГП запрещает использо­вать флаги, военные эмблемы, воинские знаки различия и форменную одежду противника в ходе боя для прикрытия военных действий и защиты своих войск. Кроме того, запрещается использовать военную форму и национальную атрибутику нейтральных государств или дру­гих государств, не участвующих в конфликте, а также отличительную эмблему ООН без разрешения этой организации.

Статус военнопленного в случае захвата противником могут также получить лица, прикомандированные к вооруженным силам, но не входящие в их штатный состав (например, гражданские члены эки­пажей военных летательных аппаратов, корреспонденты, поставщики и т.д.). Однако они должны быть обеспечены удостоверениями лично­сти, подтверждающими их положение. Статус военнопленного может быть также предоставлен проживающим на неоккупированной терри­тории, если при приближении неприятеля они стихийно берутся за оружие для оказания вооруженного сопротивления. Эти лица обязаны открыто носить оружие и соблюдать нормы МГП.

Военный плен не является ни местью, ни наказанием, а приме­няется сторонами, находящимися в международном вооруженном конфликте, как вынужденная мера, предпринимаемая для того, чтобы не допустить возвращения военнопленных в боевые порядки своих войск. Исторически в России, как и в других государствах мира, доб­ровольная сдача в плен из-за трусости или малодушия расценивалась как поступок, порочащий честь русского воина. В то же время в плену можно оказаться по различным, не зависящим от самого военнослу­жащего причинам. Устав внутренней службы ВС РФ допускает воз­можность захвата военнослужащего в плен, если он оказывается в от­рыве от своих войск и исчерпывает все средства и способы сопротив­ления или же находится в беспомощном состоянии вследствие тяже­лого ранения или контузии. Военнослужащие должны знать свои пра­ва и обязанности при нахождении в плену, которые определены Же­невской конвенцией от 12 августа 1949 года об обращении с военно­пленными.

Ранеными и больными в целях предоставления защиты, пре­дусмотренной нормами международного гуманитарного права, счита­ются гражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта, которые вследствие травмы, болезни, дру­гого физического расстройства или инвалидности нуждаются в меди­цинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых вра­ждебных действий. К этой категории относятся также роженицы, но­ворожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие, которые подвергаются опасности на море или в дру­гих водах в результате несчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которые воздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшими кораблекрушение.

Независимо от того, к какой воюющей стороне они принадле­жат, эти лица пользуются покровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; им предоставляется в максимально возмож­ной степени и в кратчайшие сроки медицинская помощь.

Во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство).

Во время вооруженного конфликта запрещается:

Добивать или истреблять раненых, больных, потерпевших ко­раблекрушение;

Преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или

Предумышленно создавать условия для их заражения;

Подвергать этих лиц, даже с их согласия, физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей или ор­ганов для пересадки, кроме случаев, когда это оправдано состоянием здоровья лица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеют право отказаться от любой хирургической операции.

Сторона, принужденная оставить неприятелю раненых или больных, обязана оставить вместе с ними, насколько это позволят во­енные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжения для содействия уходу за ними.

Когда это позволяют обстоятельства, должны заключаться со­глашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать ране­ных, оставшихся на поле боя, и произвести обмен ими.

Основным международно-правовым документом, определяю­щим режим военного плена, является Женевская конвенция об обра­щении с военнопленными 1949 года, согласно которой военноплен­ными являются следующие категории лиц, попавшие во власть непри­ятельской стороны во время войны или вооруженного конфликта:

Личный состав вооруженных сил воюющей стороны;

Партизаны, личный состав ополчений и добровольческих от­рядов;

Личный состав организованных движений сопротивления;

Некомбатанты, то есть лица из состава вооруженных сил, не принимающие непосредственного участия в военных операциях, на­пример, врачи, юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал;

Члены экипажей судов торгового флота и гражданской авиа­ции;

Стихийно восставшее население, если оно открыто носит ору­жие и соблюдает законы и обычаи войны.

Военнопленные находятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни один военнопленный не мо­жет быть подвергнут физическому калечению либо научному или ме­дицинскому экспериментам. Запрещается дискриминация по признаку расы, цвета кожи, религии, социального происхождения. Эти положе­ния действуют и в отношении участников гражданских и националь­но-освободительных войн.

Военнопленные должны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия, которыми пользуется армия про­тивника, расположенная в этой местности. Лагерь военнопленных на­ходится под ответственностью офицера регулярных вооруженных сил держащей в плену державы.

Военнопленных (за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военными действиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнему хозяйству, погрузочно­разгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать права перепис­ки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами пита­ния, одеждой и т.д. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям, под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителям державы-покровительницы. Военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц, которые представляют их перед военными властями, представителями державы- покровительницы, Общества Красного Креста.

Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судить только воен­ный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивиду­альные проступки.

Если военнопленный предпринял неудавшуюся попытку к по­бегу, то он несет только дисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали ему помощь. Военнопленный, совершивший удачный побег и вновь попавший в плен, может быть наказан за свой побег только в дисциплинарном порядке. Однако к нему могут быть применены более строгие меры охраны.

Военнопленные освобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действий. Однако это положение не распро­страняется на военнопленных, против которых возбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены по законам держащей в плену державы.

Конвенция предусматривает организацию справочных бюро и обществ помощи военнопленным. Для концентрации всех сведений о военнопленных предусматривается создание центрального справочно­го бюро в нейтральной стране.

Парламентер - это лицо, которое получает полномочия от сво­его военного командования для ведения переговоров с военным ко­мандованием противника. Отличительным знаком парламентера явля­ется белый флаг. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик) пользуются правом на неприкосновенность. Парламентер может быть принят противником или отослан обратно, но в любом случае ему сле­дует обеспечить безопасное возвращение в расположение своих войск. Белый флаг свидетельствует о намерении поднявших его лиц вступить в переговоры с противной стороной и отнюдь не означает немедлен­ную капитуляцию.

Медицинский и духовный персонал - это лица из состава во­енно-медицинской и духовной службы вооруженных сил, которые отвечают за оказание помощи жертвам вооруженного конфликта и не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Поэтому они не считаются комбатантами. Эти лица могут быть задержаны только в том случае, когда того требуют медицинское состояние, ду­ховные потребности военнопленных. В этом случае им должна быть предоставлена такая же правовая защита, как и военнопленным. Напа­дение на персонал медицинской и духовной служб запрещается, если только их действия не противоречат их правовому положению. Воен­но-медицинский персонал имеет право на самозащиту, а также на за­щиту лиц, находящихся под их покровительством, от незаконного, с точки зрения МГП, нападения. С этой целью им разрешено носить и при необходимости применять личное оружие. Для опознания меди­цинский и духовный персонал должен носить на левой руке нарукав­ную повязку с изображением красного креста или красного полумеся­ца на белом фоне (см. рис. 13.1), а также иметь удостоверение, под­тверждающее их статус. Использование не по назначению отличи­тельной эмблемы медицинской или духовной службы запрещается. Персонал военных и гражданских медицинских служб пользуется рав­ноценной правовой защитой.

Рис. 13.1. Отличительные эмблемы «Красного креста» и «Красного полумесяца»

Персонал гражданской обороны занимается решением гума­нитарных задач по защите гражданского населения от опасностей во­енных действий, оказывает помощь в ликвидации последствий таких действий и обеспечивает выживание гражданского населения. Нево­енные организации гражданской обороны пользуются уважением и защитой. Международным отличительным знаком гражданской обо­роны является равносторонний треугольник синего цвета на оранже­вом фоне (см. рис. 13.2). На оккупированной территории и в районах боевых действий невоенный персонал гражданской обороны должен иметь специальное удостоверение.

Рис. 13.2. Отличительная эмблема персонала гражданской обороны

Уважением и международно-правовой защитой пользуется так­же персонал, деятельность которого связана с защитой и охраной культурных ценностей в период вооруженного конфликта. К культур­ным ценностям относятся движимые и недвижимые предметы и объ­екты, являющиеся культурным наследием каждого народа (например, музеи, церкви, мечети, произведения искусства, коллекции книг и т.п.). Такому персоналу, оказавшемуся во власти противника, должна быть предоставлена возможность продолжать выполнение своих функций, если культурные ценности, которые ему поручено охранять, также попадают в руки противника. Чтобы обозначить персонал, отве­чающий за защиту культурных ценностей, используются международ­но-признанные знаки, представляющие собой щит бело-голубого цве­та (см. рис. 13.3).

Рис. 13.3. Отличительные эмблемы культурных ценностей и персонала, отвечающего за их защиту

Незаконными участниками вооруженных конфликтов считают­ся шпионы и наемники.

Шпионами признаются лица, которые, действуя тайно или об­манным путем, собирают или пытаются собирать сведения на терри­тории, контролируемой одной из сторон в конфликте, для последую­щей передачи их противной стороне. Лица из состава вооруженных сил, занимающиеся сбором информации на территории, контролируе­мой противной стороной (например, войсковые разведчики), не будут считаться шпионами, если в случае захвата противником будут одеты в военную форму своих вооруженных сил.

Наемниками считаются лица, принимающие непосредственное участие в боевых действиях с целью извлечения личной выгоды. При этом они не являются ни гражданами одной из сторон в конфликте, ни лицами, постоянно проживающими на территории, находящейся под ее контролем. Не считаются наемниками военные инструкторы и со­ветники, которые официально направляются одним государством для оказания помощи в строительстве вооруженных сил в другое государ­ство, если только они не принимают непосредственное участие в бое­вых действиях.

Не являясь комбатантами, шпионы и наемники, оказавшись во власти противной стороны, не имеют права на статус военнопленного и могут быть наказаны за свои действия. Однако наказание может быть назначено им только по приговору компетентного судебного ор­гана, при этом обвиняемым должны быть предоставлены общепри­знанные гарантии судебной защиты. В Уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрено наказание за шпионаж в пользу иностран­ного государства и наемничество.

Лица, не принимающие непосредственного участия в воору­женном конфликте, считаются гражданскими лицами. Все вместе взятые гражданские лица составляют гражданское население, при­надлежность к которому определяется не столько ношением граждан­ской (невоенной) одежды и признаками пола или возраста, сколько конкретными действиями конкретного лица (например, женщина в гражданской одежде, применяющая оружие, теряет право на защиту). Право вооруженных конфликтов содержит целую систему норм меж­дународно-правовой защиты гражданского населения от опасностей, связанных с боевыми действиями.

Миротворец - воин особого рода: он использует свои профес­сиональные навыки и в случае необходимости силу в интересах мира.

Воин-миротворец должен неукоснительно следовать установ­ленным нормам поведения, в том числе международно-правовым. Это позволит ему успешно выполнить почетную миссию и заслужить до­верие и уважение всех сторон, вовлеченных в конфликт, тем самым достойно представлять государство, гражданином которого он являет­ся. Русская армия всегда была известна своими гуманными традиция­ми, что подтверждается многочисленными примерами из ее истории. Так, великий русский полководец М.И. Кутузов призывал войска, на­правляющиеся под его командованием за пределы Отечества, «заслу­жить благодарность иноземных народов и заставить Европу с чувст­вом удивления воскликнуть: «Непобедимо русское воинство в боях, и неподражаемо в великодушии и добродетели мирных. Вот благород­ная цель, достойная Героев»».

Продолжая разговор о международном гуманитарном праве, рассмотрим запрещенные средства и методы ведения военных дейст­вий.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме