Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Лица получившие государственную социальную помощь. Социальная помощь и ее виды

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю). В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, как «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации», например перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге идеальная свобода человека это свобода личности от общества.

Свобода предстает в экзистенциализме как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в который при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название "man": это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в котором все "другие" и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название "мира объективации", признаки которого:

1) отчужденность объекта от субъекта;

2) поглощенность неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным;

3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы;

4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" ("Опыт эсхатологической метафизики").

В экзистенциализме преобладает настроение неудовлетворенности, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагическая интонация и общая пессимистическая окраска экзистенциализма являются свидетельством кризисного состояния современного буржуазного общества, господствующих в нем крайних форм отчуждения; поэтому философия экзистенциализма может быть названа философией кризиса.

Экзистенциалии - способы человеческого существования, категории человеческого бытия;
у Хайдеггера это прежде всего страх , затем - бытие-в-мире, забота, понимание , настроенность, заброшенность .

Экзистенциализм - существование, или философия существования, - направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах.
Нужно различать три формы экзистенциализма :
1) экзистенциальная онтология Хайдеггера ("Sein und Zeit», 1927), осн. вопрос которой - о смысле бытия;
2) экзистенциальное озарение К. Ясперса («Philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции ;
3) экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин («L"Etre et le neant», 1943). Его философия - это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику.

Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора, которая (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает «со страхом и трепетом».

Экзистенциализм возник накануне первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после первой мировой войны в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер): понятие экзистенциализма впервые введено К. Ясперсом («Die geistige Situation der Zeit», 1931), наиболее четко выразил его Мартин Хайдеггер.
Для философской атмосферы того периода, в которой возник экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (Шелер).
Во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во Францию, где он представлен гл. о. Жаном Полем Сартром и Габриэлем Марселем.
Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьёркегором (см. Диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха, которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. Решимость).

Экзистенциальное мышление - это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому «мыслителю» (см. Установка ) открывается истина, существенное в вещах.
Рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь.
Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты.

Осн. принцип человеческого существования - это быть-в-мире, причем «мир» - это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем «быть» значит то же, что «быть-при», «жить-при», «быть посвященным в». Бытие-в-мире - это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по Хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция.
Существование- «выходит в мир». Благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. Познание ); только теоретически изолированное «сознание » становится вторичным источником этого противопоставления.
Эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями.

Уже феноменология превратила сознание в непсихическую данность, просто в исходный пункт интенциональности (см. Интенция ).
Согласно экзистенциализму, интенциональность существования коренится в трансценденции существования, в его бытии-при-мире. Следовательно, преодолевается не только понятие сознания, но и бытие-вне-мира субъекта, оторванность субъекта от мира.

Согласно экзистенциализму, мир - то же самое, что совместный мир; «другие» всегда уже существуют вместе, со мной, и их не нужно предварительно познавать; существование есть совместное бытие (см. также Коммуникация ).
Существование - это «всегда мое», это мое владение и моя ноша, оно заброшено в свое «здесь», постоянное-бытие-вмире, ему свойственна заброшенность (см. также Фактичность , Историчность ); оно необходимо именно в том виде, как оно есть.

Существование имеет возможность, а вместе с тем и свободу усвоить себе фактичность и благодаря понимающему постижению этой свободы стать «подлинным» существованием или же закрыть глаза на эту фактичность и не найти самого себя.

Подлинное существование есть существование в качестве экзистенции.
Речь всегда идет о его собственной возможности бытия, оно направлено в будущее и постоянно отталкивается от настоящего;
характеристика бытия - это быть-устремленным-вперед; это и есть экзистенциальность в подлинном смысле.

Фактичность, возлагание на себя ответственности за собственное существование, открывается перед каждым человеком благодаря состоянию существования и пониманию; осн. состояние - страх, осн. структура самого существования - забота, «бытие-при» - озабоченность, совместное бытие с другими - это общая забота.

Неизбежные моменты существования, как правило, скрываются за болтовней безличного Man (см. также Забвение ), благодаря Man недооценивается также смерть, эта пограничная ситуация, в то время как она дает единственную возможность существованию понять себя как целое, как завершенное и неизменное.

Ставить-себя-пред-лицом-смерти - это бессознательный, длительный акт существующего человека, быть-устремленным-вперед, в сущности, значит «заглядывание в смерть», которым экзистенция раскрывается как бытие, идущее к смерти.
В смерти становящееся целостностью существование приходит к самому себе, она и есть будущее, из которого вытекает также временность, а также историчность и конечный характер существования.

Согласно Ясперсу, подлинному самостоятельному бытию способствует также всебе-бытие (см. Познание ), соединяющее его с трансценденцией, которая обнаруживается посредством шифра.
Осн. различие между Хайдеггером и Ясперсом заключается в том, что Ясперс обращается к людям, чтобы они позаботились о подлинном существовании, в то время как Хайдеггер, исходя из существования, стремится обнаружить бытие и открыть его смысл.
Экзистенциализм Хайдеггера, в сущности, является фундаментальной онтологией.
Понимание Сартртом сознания других (людей), свободы, ничто и смерти резко отличается от понимания обоих нем. философов;
новым во франц. экзистенциализме является понятие экзитенциального психоанализа и неискренности (mauvaise foi).
Экзистенциализм Марселя - христ., близкий к экзистенциализму Ясперса.

Экзистенциализм - философия суровая и трезвая; в центре его исследований стоит человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным, враждебным идеологии; человек, сил которого хватает только на то, чтобы существовать, и преследующий единственную цель - внешне и внутренне справиться с бременем своей судьбы.
Как экзистенциалисты выступают и писатели; это прежде всего Р. М. Рильке в своих поздних произв. и Франц Кафка в своих романах «Процесс» (1915) и «Замок» (1922).

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-й мировой войны 1914-18 в России (Л. Шестов, H. А. Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (M. Хайдеггер, К. Ясперс, M. Бубер) и в период 2-й мировой войны 1939-45 во Франции (Ж. П. Сартр, Г. Марсель, M. Мерло-Понти, А. Камю, С. де Бовуар). В 40- 50-х гг.

Э. получил распространение и в др. европ. странах; в 60-е гг. также и в США. Представители этого направления в Италии - Э. Кастелли, H. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок X. Ортега-и-Гасет; в США идеи Э. популяризируют У. Лоури, У. Баррет, Дж. Эди. К Э. близки религ.-филос. направления: франц. персонализм (Э. Мунье, M. Недонсель, Ж. Лакруа) и диалектическая теология (К. Барт, П. Тиллих, P. Бультман).

Своими предшественниками экзистенциалисты считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, M. де Унамуно, Ф. M. Достоевского и Ф. Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и феноменология Э. Гуссерля.

Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств. нерасчленённую целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего "бытия-в-мире". Бытие толкуется как данное непосредственно, как человеческое существование, или экзистенция (к-рая, согласно Э., непознаваема ни научными, ни даже филос. средствами). Для описания её структуры MH. представители Э. (Хайдеггер, Сартр, Мерло-Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры сознания его направленность на другое - интенциональность. Экзистенция "открыта", она направлена на другое, становящееся её центром притяжения. По Хайдеггеру в Сартру, экзистенция есть бытие, иаправленное к ничто и сознающее свою конечность. Поэтому у Хайдеггера описание структуры экзистенции сводится к описанию ряда модусов человеческого существования: заботы, страха, решимости, совести и др., к-рые определяются через смерть и суть различные способы соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него и т. д. Поэтому именно в "пограничной ситуации" (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений, человек прозревает экзистенцию как корень своего существа. Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность, точкой отсчёта к-рой является смерть. В отличие от физич. времени - чистого количества, бесконечного ряда протекающих моментов, экзистенциальное время качественно, конечно и неповторимо; оно выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет существо экзистенции: рождение, любовь, раскаяние, смерть и т. д. Экзистенциалисты подчёркивают в феномене времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими экзистенциалами, как "решимость", "проект", "надежда", отмечая тем самым личностно-исторический (а не безлично-космический) характер времени и утверждая его связь с человеческой деятельностью, исканием, напряжением, ожиданием. Историчность человеческого существования выражается, согласно Э., в том, что оно всегда находит себя в определённой ситуации, в к-рую оно "заброшено" и с к-рой вынуждено считаться. Принадлежность к определённому народу, сословию, наличие у индивида тех или иных биологич., психологич. и др. качеств, всё это - эмпирич. выражение изначально ситуационного характера экзистенции, того, что она есть "бытие-в-мире". Временность, историчность и ситуационность экзистенции - модусы её конечности. Др. важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т. е. выход за свои пределы. В зависимости от понимания трансцендентного и самого акта трансцендирования различается форма философствования у представителей Э. Если у Ясперса, Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного, преобладает момент символический и даже мифо-поэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное невозможно познать, а можно лишь "намекнуть" на него, то учение Сартра и Камю, ставящих своей задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критич. характер. Э. отвергает как рационалистич. просветительскую традицию, сводящую свободу к познанию необходимости, так и гуманистически-натуралистическую, для к-рой свобода состоит в раскрытии природных задатков человека, раскрепощении его "сущностных" сил. Свобода, согласно Э.,- это сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции выражается в "направленности-на", в трансцендировании, то понимание свободы различными представителями Э. определяется их трактовкой трансценденции. Для Марселя и Ясперса это означает, что свободу можно обрести лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой, постольку "человек обречён быть свободным". Свобода предстаёт в Э. как тяжёлое бремя, к-рое должен нести человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать быть самим собой, стать "как все", но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в к-рый при этом погружается человек, носит у Хайдеггера название "man": это безличный мир, в к-ром всё анонимно, в к-ром нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в к-ром все "другие" и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в к-ром никто ничего не решает, а потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название "мира объективации", признаки к-рого: "...1) отчуждённость объекта от субъекта; 2) поглощённость неповторимо-индивидуального, личного общим, безлично-универсальным; 3) господство необходимости, детерминации извне, подавление и закрытие свободы; 4) приспособление к массивности мира и истории, к среднему человеку, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность" ("Опыт эсхатологической метафизики", Париж, 1949, с. 63). Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным, оно лишь подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает бессмысленной, абсурдной человеческую жизнь, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними невозможно. И Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов, освящённых традиц. религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерная для Сартра жажда разоблачения искажённых, превращённых форм сознания ("дурной веры") оборачивается, в сущности, требованием принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единств, способ подлинного общения, к-рый признаёт Камю,- это единение индивидов в бунте против "абсурдного", мира, против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеческого бытия. Экстаз может объединить человека с другим, но это, в сущности, экстаз разрушения, мятежа, рождённого отчаянием "абсурдного" человека. Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость индивидов порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное бытие. Но подлинное бытие - трансценденция - является не предметным, а личностным, потому истинное отношение к бытию - это диалог. Бытие, по Марселю, не "Оно", а "Ты". Поэтому прообразом отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку, осуществляемое перед лицом бога. Трансцендирование есть акт, посредством к-рого человек выходит за пределы своего замкнутого, эгоистич. "Я". Любовь есть трансцендирование, прорыв к другому, будь то личность человеческая или божественная; а поскольку такой прорыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере "таинства". Прорывом объективированного мира, мира "man", является, согласно Э., не только подлинное человеческое общение, но и сфера художественно-филос. творчества. Однако истинная коммуникация, как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности непрестанно грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса к утверждению, что всё в мире, в конечном счёте, терпит крушение уже в силу самой конечности экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая боль, причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и одухотворённость. У Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологич. учение (см. Эсхатология). В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и преодоления достигнутого. Трагич. интонация и общая пессимистич. окраска Э. являются свидетельством кризисного состояния совр. бурж. общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому философия Э. может быть названа философией кризиса. Социально-политич. позиции у разных представителей Э. неоднородны. Так, Сартр и Камю участвовали в Движении Сопротивления; с кон. 60-х гг. позиция Сартра отличается крайним левым радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние на социально-политическую программу движения новых левых. Политическая ориентация Ясперса и Марселя носит либеральный характер, а социально-политич. воззрениям Хайдеггера, в своё время сотрудничавшего с нацизмом, присуща ярко выраженная консервативная тенденция. Э. отразил духовную ситуацию бурж. общества, обнажил его противоречия и болезни,- но предложить выход из этой ситуации он не смог. Идеи и мотивы Э. получили распространение в совр. зап.-европ., амер. и япон. лит-ре; они отразились не только в художеств, произв. самих философов-экзистенциалистов (Сартр, Камю, Марсель, де Бовуар), но и в творчестве А. Мальро, Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, H. Мейлера, Дж. Болдуина, А. Мёрдок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.

Экзистенциализм о сущности и существовании человека

философия экзистенциализм иррациональный судьба

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая Философия в современной западной Философии, которая ближе к искусству, чем к науке. Наиболее крупные представители: М. Хейдегтер, К Ясперс, Г. Марсель, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Аббаньяно. (20 век) Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие проблемы, которые возникают из самого факта существования человека. Для Экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию.

Экзистенциализм отталкивается от наиболее типичных форм радикального разочарования в истории, которые приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. В этих условиях человек начинает размышлять, задумываться о происходящем, пытается осознать сложившуюся реальность. Однако экзистенциализм протестует против капитуляции человека перед этим кризисом. Экзистенциалистическая философия сосредоточена на проблеме духовной выдержки человека, заброшенного в иррациональный, вышедший из-под его контроля поток событий. Индивиду, чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и способности. Человек у экзистенциалистов не объект, а субъект, свободное, самодеятельное, ответственное бытие. Экзистенциалисты рассматривают «наличное сознание», представленное переживаниями, настроениями, эмоциями, тревогами человека, как подлинный смысл «всех вещей», и пытаются исходя из него понять любое явление. Именно вопрос о человеке стал главным пунктом размежевания с философией прошлого. Кьеркегор писал, что философия решает вопрос о человеке слишком абстрактно, она отходит от живого индивида с его мыслями, эмоциями, страданиями. Необходимо же вглядеться, «вчувствоваться» в человеческую жизнь, человеческие страдания.

Одна из главенствующих установок экзистенциализма - это противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальная разорванность этих двух сфер человеческого бытия. Экзистенциалисты утверждают, что человек не определяется никакой шкалой: ни природой, ни обществом, ни собственной сущностью человека, ибо такой сущности, по их мнению, не существует. Существование предшествует личности (т.е. сущности). Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. Сартр: человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Таким образом, нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоялось. Т.е. идея индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Быть в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности - человеческий, полный драматизма, удел.

М. Хайдеггер подчеркивал, что человека можно рассматривать как историческое существо, пребывающее «здесь и теперь», в этом остановленном моменте времени. Следовательно, задача философии определялась как анализ наличного бытия человека, застигнутого «здесь и теперь» в непроизвольной сиюминутности переживаний. Философия должна идти от бытия человека к бытию мира. Особенность и преимущество человеческого бытия состоят в том, что он единственное бытие, которое может «вопрошать» о самом себе и бытии вообще, о целостности Вселенной; только ему свойственно выражать обеспокоенность миром. Суть человеческого бытия - это бытие-в-мире, т.е. оно связано с бытием мира. Люди сопоставляют себя с миром, видят свое бытие как часть и продолжение бытия мира.

Экзистенциалисты рассматривают жизнь человека в «пограничных ситуациях», т.е. предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человеческая личность. И главная «пограничная ситуация»- это ситуация перед лицом смерти. Согласно экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо, предназначенное к смерти. Пограничная ситуация ставит человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму своего поведения, ориентироваться на какие-то ценности и идеалы. Выбирая те или иные ценности и идеалы, делая те или иные поступки, индивид формирует себя как личность. Но выбирая себя, он выбирает и других людей, всех людей. Каждое наше действие создает образ человека, каким он должен, по нашим представлениям, быть. Человек понимается в экзистенциализме прежде всего как существо, приносящее жизнь в жертву своему предназначению. Человек просто не в силах существовать, не посвящая чему-то свою жизнь; такова его фундаментальная предрасположенность, но не к бесконечной длительности, а к надвременной значимости безусловного принципа. История есть, например, для Хайдеггера, история того, с чем встречается человек в своем стремлении к безусловному. Безусловное, говорит Хайдеггер, находится совсем близко. Оно в нас самих, оно открывается человеку не в исторических целеуказаниях, не в символах религиозного мифа, а в его собственных безотчетных, но неоспоримых действиях.

Экзистенциалисты отрицают за миром всякую способность воздействовать на человека, побуждать его, определять его поступки. Тайна человеческого поведения состоит в его абсолютной необусловленности, спонтанности. Только осознав это, человек обретает стойкость, необходимую для того, чтобы воспринять любой, даже самый безотрадный исторический прогноз, не впадая в отчаяние и цинизм. С человека можно спрашивать за все, что он совершил, не делая никаких скидок на обстоятельства его жизни или прирожденные его склонности, инстинкты, предрасположения. Люди свободны в выборе средств для достижения поставленных целей. Человек находится в ситуации личностного выбора: либо пассивно покориться существующей действительности, либо ответственность за прогресс общества взять на себя. Только благодаря усилиям индивидов, осознанию ими личной ответственности за состояние дел возможен прогресс общества. Опору же для своих действий человек должен искать в своей собственной сущности, в своей экзистенции. Но если человек поступает свободно, если существует свобода воли, выбора и средств их осуществления, значит, он в ответе и за последствия своих действий.

Согласно Сартру, мир - это «универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям, образам, понятиям. Быть реальным - значит оказываться чуждым сознанию, совершено «случайным», а в пределе - абсурдным. Т.е. жизнь всегда не понятна человеку, он испытывает чувство абсурдности - это разлад между человеком и его жизнью. Чувство абсурдности поджидает человека на каждом углу. Другой человек для нас всегда остается непознанным, в нем всегда есть нечто несводимое к нашему познанию, ускользающее от него. Жизнь в состоянии абсурда - такова судьба современного человека, согласно Камю. Его сознание находится на той грани, когда веры у человека уже нет, а новой точки опоры еще нет. Человеку в таком состоянии очень трудно примириться с мыслью о бессмысленности поисков внешней опоры, с тем, что он должен рассчитывать только на себя. Это разорванное сознание - сознание абсурда. Столкновение с бессмысленностью мира приводит человека к единственному выходу, к надежде, которая заключена в нем самом, в творческой открытости его существования.

Религиозные экзистенциалисты - Ясперс, Бердяев, Шестов; атеистические экзистенциалисты - Сартр, Камю, Бовуар; фундаментальная онтология - Хайдегер. Экзистенциализм - пессимизм мировоззрение, противопоставляющее науку и Философию. Экзистенция - способ бытия, ядро человеческого «Я» (мыслящего разума), неповторимая личность, открытая возможность. Сущность - нечто заранее данное и определенное. В обычной жизни человек редко осознает себя как экзистенцию - необходимы пограничные ситуации, вместо познания - переживания, которые объяснить все равно невозможно. Выход из абсурда - бунт (Камю), свобода (Сартр). «Быть свободным обречен, быть свободным - быть собой». Шестов: порядок - ограничение возможностей, необходимо стремится к хаосу.

уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назна чении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необхо димых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления; ?

заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений;

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта РФ, устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается фе деральным законом, а до его принятия - Правительством РФ.

В случае представления заявителем неполных и (или) не достоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности ор ган социальной защиты населения по месту жител ьства или месту пребывания отказывает заявител ю в назначении государственной социальной помощи. Отказ в назна чении государственной социальной помощи заявител ь может обжаловат ь в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в су д.

В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности пре дставленных заявителем све дений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременно го извещения об изменении указанных све дений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Фе дерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Прекращение оказания государственной социальной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в су д. 2.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них при чинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом РФ с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.

В случае, если в субъекте РФ не установлены вели чины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством РФ. 3.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ве дение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Орган, осуществляющий ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, порядок его ведения, включая порядок, сроки и форму представления в него сведений, устанавливается фе дераль- ным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Органы исполнительной власти субъектов РФ пере дают сведения (в том числе базы данных), необходимые для формирования и ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Сведения о лицах, содержащиеся в таком регистре, предоставляются органам исполнител ьной власти субъектов РФ безвозмездно.

Вопрос 51. Социальная поддержка отдельных

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 (в ред. от 25.12.2008) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и другими федеральными законами.

Гражданам РФ гарантируются установленные Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вре да за риск вследствие проживания и работы на территории, по д- вергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

Законом установлены меры социальной поддержки в виде выплат: ежемесячной денежной компенсации.

на питание детей в детских дошкольных учреждениях (специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа), а также обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;

приобретение про довольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; ?

единовременного пособия в связи с переездом на новое место жительства и компенсации стоимости проезда, а также расходов по перевозке имущества гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения; ?

ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон ра диоак- тивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В частности, в соответствии с Законом РФ "О соииалъной защите граждан, подвергшихся воздействию радиаиии вследствие катастрофы на Чернобылъской АЭС", выплата ежемесячной денежной компенсаиии на приобретение продоволъственных товаров производится: ?

гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона, и прожива ющим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, - в размере 300 руб. (с учетом индексации с 01.01.2009 - 512,23 руб.); ?

участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона, - в размере 200 руб. (с учетом индексации с 01.01.2009 - 341,47 руб.).

Размеры выплат гражданам, установленные Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, а также их дети, родившиеся после 26 апреля 1986 года, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, и обязательному специальному медицинскому наблюдению (диспансеризации) в течение всей жизни.

Организация медицинского и лекарственного обслуживания граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется в рамках Про граммы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. 2.

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: ?

пенсионное обеспе чение, выплату пособий в соответствии с законодательством РФ; ?

получение ежемесячной денежной выплаты; ?

получение и содержание жилых помещений; ?

оплату коммунальных услуг; ?

медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Инвалидам войны (инвалиды ВОВ и инвалиды боевых действий перечислены в ст. 4 Федерального закона "О ветеранах") предоставляются отдельные меры соииалъной поддержки, например: ?

льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством; ?

обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Инвалиды войны, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспе чиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ; ?

сохранение обслуживания в медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий; ?

обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно - ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством РФ; ?

обучение по месту работы на курсах перепо дготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.

Законодательством предусмотрена ежемесячная денежная выплата ветеранам.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по нескольким нормативным актам независимо от основания, по которому она устанавливается (за искл ючением случаев установления ежемесячной денежной выплаты вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина.

Гражданину, имеющему одновременно право на полу чение ежемесячной денежной выплаты по нескольким указанным основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по о дному из них, предусматривающему более высокий размер.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом ПФР.

Ежемесячная денежная выплата произво дится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. 3.

В день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием за счет средств бюджета, осуществля ющего финансовое обеспечение организации здравоохранения, занимающейся заготовкой донорской крови.

Донору, сдавшему в течение года кровъ и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максималъно допустимым дозам, предоставляются (в течение года) следующие дополни- телъные меры соииалъной поддержки: ?

пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полно го заработка независимо от трудового стажа; ?

На сегодняшний день много семей не в состоянии самостоятельно полностью создать условия для существования. Именно таким семьям выделяется государственная социальная помощь.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

С 2020 года изменены условия и периоды предоставления государственной соц. помощи малоимущим и одиноким гражданам, которые мало зарабатывают или не работают вообще.

Для выхода семьи из сложной финансовой ситуации малоимущим гражданам оформляется социальная помощь, которая основывается на социальном контракте.

Что это такое

Государственная поддержка заключается в предоставлении определенных выплат, а также в выделении необходимых товаров гражданам, которые относятся к категории .

Важный принцип помощи заключается в адресности ее предложений. Такой подход разрешает правильно определить нуждающегося при помощи таких способов:

  • оценка финансового состояния отдельного гражданина;
  • использование соответственных параметров для установления связи между и необходимостью;
  • самостоятельное адресование, в основе которого находится самозаявительный процесс.

В России разрабатывают специальные законы и нормативные документы, в которых говорится об определении основ регулирования оказания социальной помощи населению.

Кроме того, государство разрабатывает ряд федеральных предложений, которые нацелены на предоставление гражданам .

Важные понятия

К государственной помощи относят:

При оформлении государственной помощи стоит учесть такие моменты:

  • есть ли у вас право на социальную помощь;
  • наличие требуемых справок;
  • указание правдивых данных;
  • наличие собственного имущества;
  • работоспособность;
  • наличие постоянного дохода.

Основания предоставления

Причиной для получения государственной социальной помощи считается:

  • недостаток финансов;
  • наличие больше двух детей;
  • в составе семьи есть человек с возможностями;
  • вы являетесь ;
  • вы студент определенной категории.

Законодательные аспекты

Основанием получения государственной соц. помощи устанавливается законодательство страны, а именно:

Как получить федеральное пособие

Назначить господдержку может социальная защита, которая отвечает за местность, на которой находится одиноко живущий гражданин либо семья с низким уровнем дохода.

Все нужные действия совершаются только тогда, когда человек отправит с соответственной просьбой в МРЦ либо орган, который отвечает за оказание помощи.

У отделения социальной защиты есть 10 дней на анализ заявления, отправленного гражданином и написания ответа с одобрением либо с отказом.

Если же нужно исполнение дополнительного контроля, к примеру, в отношении предоставленных данных о доходе, то соц. защита может отправить предварительный ответ, который оповещает о проведении проверки.

Тогда и период вынесения окончательного решения изменяется за месяц с периода сдачи заявления.

Главное назначение государственной социальной помощи

Государственная соц. помощь предоставляется в целях:

  • поддержания нормального уровня жизни малоимущих граждан, доход которых меньше размера прожиточного минимума;
  • адресного применения средств бюджета;
  • усиления адресности социальной поддержки особых категорий населения;
  • создания нужных условий для обеспечения общей доступности и хорошего качества соцуслуг;
  • уменьшения уровня неравенства в социуме;
  • увеличения доходов граждан.

Кому положена

Государственная социальная помощь в предоставляется при таких условиях:

  • когда семья или одиноко живущий человек считается не обеспеченным;
  • когда человек прибывает в затруднительном жизненном положении.

Государственная социальная помощь предоставляется один раз и предоставляется решением по месту проживания или по месту пребывания человека и предоставляется не больше одного раза в 12 месяцев.

Необеспеченной семье или необеспеченному человеку, что проживает один, по независимым от них условиям имеют средний доход на одного человека меньше величины прожиточного минимума.

Он установлен в Московской области для определённых социально-демографических групп жителей.

Виды господдержки

Главными видами социальной помощи социальной службе, что практикуются на территории страны, считаются:

Как оформить льготу

Чтобы оформить социальную помощь нужно обратиться в организацию соцзащиты населения и провести такие операции:

  • подать заявление от семьи о доходе и оформлении помощи в виде субсидий и об имуществе, которое есть в их собственности;
  • предоставить все требуемые справки;
  • заявитель по истечении 10 дней с периода обращения должен получить ответ от органа социальной защиты об одобрении соц. помощи либо об отказе.

Студентам

Предоставление государственной социальной стипендии в органах соц. защиты проводится студентам, что получили социальную помощь от государства.

Государство проводит все необходимые действия по обеспечению необеспеченных граждан. Важным аспектом является создание нужных условий для доступности и качественности услуг.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме