Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве. Государственный контроль

Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет надзор за строительством с целью защиты прав и интересов потреби­телей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уров­ня, качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и за­конченных строительством объектов.

Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция (в даль­нейшем строительство) зданий и сооружений (за исключением объектов, контролируемых специалистами государственных надзорных органов).

Госархстройнадзор РФ включает:

■ главную инспекцию ГАСН РФ;

■ инспекции ГАСН соответствующих органов государственного управления республик, краев, округов, областей, а также Москвы и Санкт-Петербурга;

■ инспекции ГАСН соответствующих органов управления городов и районов. Инспекции ГАСН в пределах своей компетенции осуществляют проверки качества строитель­ства объектов вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.

Основной задачей, изложенной в «Положении о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации», является осуществление контроля за:

■ качеством строительных материалов, изделий и их соответствием стандартам и другим

нормативным документом, регламентирующим производство этих материалов;

■ соблюдением требований стандартов и технических условий по транспортированию, складированию и хранению материалов, изделий, санитарно-технического и другого ин­женерного оборудования на строительных площадках;

■ качеством строительно-монтажных работ на объектах и работ по благоустройству терри­торий этих объектов, а также соответствием их утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам;

■ осуществлением утвержденных проектов и соблюдением технических требований в части архитектурных решений и качества работ по фасадам зданий;

■ организационно-правовым порядком осуществления строительства на всех его стадиях, а также приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Проверки качества выполняемых работ проводятся:

■ согласно планам выборочных проверок;

■ в порядке контроля за деятельностью нижестоящих инспекций;

■ по заданиям соответствующих органов управления и административной власти или вы­шестоящих инспекций;

■ по сообщениям представителей обществ потребителей, прокуратуры, заказчика и других надзорных органов (внеплановые проверки).

Должностное лицо, осуществляющее контроль, обязано:

Выдавать разрешения заказчикам на производство строительно-монтажных работ по объектам жилищно-гражданского назначения.
Вести учет работников, руководящих строительством, а также лиц, осуществляющих тех­нический и авторский надзор, и получать от них подписки о принятии на себя работ по надзору за строительством конкретного объекта.
Принимать участие в государственных приемочных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения.
Участвовать в расследовании аварий на строительстве объектов.

  1. Требовать от должностных лиц организаций, непосредственно осуществляющих строи­тельство, а также от лиц, осуществляющих авторский и технологический надзор, соблю­дения или действующих норм и правил.
  2. Устанавливать факты отсутствия от проектных решений, СНиП, других нормативных актов при производстве работ.
  3. Устанавливать факты отступления при оформлении производственно-технологической и исполнительной документации на объекте.
  4. Выявлять строительные дефекты (брак) и основные причины низкого качества строи­тельных работ и требовать их устранения с соответствующей записью в журнале работ или выдачей специального предписания.
  5. Анализировать характер и повторяемость допускаемых дефектов и нарушений СНиП с учетом данных производственного контроля, осуществляемого подрядной организацией.
  6. Требовать проведения всех видов лабораторных испытаний и геодезических измерений, предусмотренных требованиями соответствующих разделов СНиП и стандартов.
  7. Производить в строительно-монтажных организациях ознакомление с работой произ­водственного контроля для подтверждения полноты и качества его осуществления.
  8. Привлекать в необходимых случаях технические средства и специалистов подрядных ор­ганизаций (по согласованию с их руководителями) для проведения испытаний, контроль­ных замеров и измерений, вскрытий и подобных работ, а также специалистов авторского надзора для расчетной оценки дефектных конструкций и выдачи рекомендаций по воз­можному их усилению.

Проверку качества выполнения строительно-монтажных работ на объектах рекомендуется осуществлять при участии представителя технадзора заказчика, службы внутрипроизводст­венного контроля подрядной организации и при наличии авторского надзора проектной орга­низации. Предписания органов ГАСН являются обязательными для исполнения строительны­ми организациями и финансирующими.банками и могут быть обжалованы в установленном порядке только через органы Государственного арбитража или через суд.

Предприятия, выполняющие СМР, или заказчики обязаны обеспечить:

беспрепятственный доступ работникам органов ГАСН на подконтрольные им объекты строительства;

■ представление Госархстройнадзору всей необходимой для выполнения работ разреши­тельной, проектной, нормативной и исполнительной документации;

■ исполнение распоряжений и предписаний работников органов ГАСН, выдаваемых в пре­делах их компетенции.

Для выполнения своих функций и обязанностей органам ГАСН предоставляется право:

■ беспрепятственного доступа на все подконтрольные объекты строительства;

■ обязывать организации и предприятия исправлять некачественно выполненные строи­тельно-монтажные работы, а также переделывать или заменять некачественные изделия и материалы;

■ запрещать применение материалов, деталей, комплектующих, изготовленных с наруше­нием требований стандартов, технических условий;

■ применять установленные законодательством меры административного воздействия (штрафные санкции, см. извлечения из Кодекса об административных правонарушени­ях);

■ давать предписания об устранении допущенных нарушений СНиП, нормативных доку­ментов и утвержденных проектов;

■ приостанавливать при выявлении грубых нарушений дальнейшее производство строи­тельно-монтажных работ;

■ получать от заказчиков и других участников строительство всю необходимую для вос­полнения возложенных функций нормативную, проектную и исполнительную документа­цию;

■ требовать при необходимости дополнительных испытаний и вскрытия отдельных конст­руктивных элементов и частей здания, а также испытаний и исследований материалов и изделий, применяемых в строительстве;

■ требовать улучшения оформления и правильного хранения предусмотренной СНиП ис­полнительной технической документации;

■ требовать улучшения организации и осуществления технического и авторского надзора;

■ вносить в соответствующие органы представления о привлечении должностных лиц, до­пустивших нарушение установленных требований, в соответствии с действующим законо­дательством;

■ направлять в лицензионный центр представление об аннулировании или приостановле­нии деятельности строительных организаций, систематически допускающих грубые на­рушения требований проектов и нормативных документов;

■ вносить проектным организациям предложения по совершенствованию проектно-смет­ной документации, а также давать обязательные к исполнению предписания по исправ­лению допущенных в проектах ошибок и нарушений;

■ требовать отстранения от работы на подконтрольных объектах производителей работ, не имеющих соответствующих документов на право производства СМР, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих технический и авторский надзор.

В приложениях 23 и 24 приведены примеры подписок, предоставляемых в ГАСН производи­телем работ и представителем заказчика, осуществляющим надзор.

приложение 23

ПОДПИСКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ РАБОТ

200__ г. я, нижеподписавшийся, _____________________________________

Назначенный

Приказом_____________ от_______________________

какой организацией

200__ г. производителем работ, принимаю на себя:

1. Руководство производством работ по строительству__________________________________________________

По улице________________________________________

  1. Административную и уголовную ответственность до момента снятия с меня настоящей подписки:

а) за допущенные отступления и изменений утвержденного проекта и за неисполнение требований, ука-
занных в разрешении на производство работ Инспекции Государственного архитектурно-строительного
надзора;

б) за необеспечение надлежащего качества всех видов работ в соответствии с действующими технически-
ми условиями на производство и приемку работ нормами, ГОСТами и правилами;

в) за приемку и допущение в дело недоброкачественных материалов, полуфабрикатов и деталей;

г) за нарушение правил техники безопасности и противопожарных мероприятий;

д) за допущение ввода в эксплуатацию частью или полностью строения, не принятого государственной
приемочной комиссией и без распоряжения главы администрации города_________________________________ .

  1. Обязанность вести журнал работ по установленной форме и составлять своевременно акты на скрытые работы.
  2. В случае моего увольнения или перемещения не оставлять строительство без составления акта и отмет­ки в журнале о сдаче работ назначенному преемнику и без уведомления об этом Инспекции Государст­венного архитектурно-строительного надзора.

Подтверждаю, что никаких запрещений строительной практики ни в судебном, ни в административном по­рядке не имею.

Копию подписки получил для руководства и исполнения.

приложение 24

ПОДПИСКА ТЕХНАДЗОРА ЗАСТРОЙЩИКА

200__ г. я, нижеподписавшийся, инженер_______________________________

во исполнение приказа

Мл_____________________________ от________________ .__________________________ 200____ года

организация застройщика

принимаю на себя технический надзор за строительством ——————————————————————————

По улице________________________________

в______________________________________ районе города___________________________________

Принимая на себя ответственность за качество работ, обязуюсь:

  1. Не начинать и не допускать открытия работ по надзорному строительству без соответствующего разре­шения Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора.
  2. Не допускать никаких отступлений от утвержденного ____________________________________________ ;____

Технического проекта

кем и когда

  1. Не допускать применения в дело недоброкачественных материалов, деталей, изделий.
  2. Не оплачивать недоброкачественных работ или конструкций, имеющих недоделки.
  3. Не допускать самовольного ввода в эксплуатацию поднадзорного объекта.
    1. Не оставлять надзора за данным объектом без уведомления об этом Инспекции Государственного архи­тектурно-строительного надзора.

Настоящей подпиской подтверждаю, что никаких запрещений и ограничений строительной практики ни в судебном, ни в административном порядке не имею.

Копию подписки получил для руководства и исполнения. Подпись

Домашний адрес:___________________________________________________________________________

№ телефона_______________________________________________________________________________

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.09.2002 № 240

О внесении изменений и пополнений в Правиле выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области, утвержденный постановлением администрации Нижегородской области вт 15.09.2000 № 230

В связи с формированием системы органов исполнительной власти Нижегородской области и в целях упорядочения работы по подготовке исходно-разрешительной документации для строительства объектов недвижимости и усиления контроля за соблюдением организационно-правового порядка и качества строительства зданий и сооружений на территории Нижегород­ской области правительство Нижегородской области постановляет:

  1. Внести изменения и дополнения в Правила выдачи разрешений на выполнение строи­тельно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской облас­ти, утвержденные постановлением администрации Нижегородской области от 15.09.2000 № 236, изложив их в новой редакции (прилагаются).
  2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра строитель­ства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области В. И. Лимаренко.

Губернатор Г. М. Ходырев

Утверждены постановлением правительства Нижегородской области от 26.09.2002 № 240

ПРАВИЛА

выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ объектов недвижимости на территории Нижегородской области (далее правила)

1 . Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующим законодательством Рос­сийской Федерации и Нижегородской области, в том числе: Градостроительным кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Нижегородской области, Пример­ным положением о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, утвержденным приказом Минстроя Российской Федерации от 03.06.1992 № 131. Правила определяют основные требования, предъявляемые на территории Нижегород­ской области и в городах областного подчинения при выдаче разрешений на выполнение строительно-монтажных работ.

1.2. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ по строительству, реконст­рукции и расширению объектов производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику на основании решения органов местного самоуправления Нижего­родской области о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.

1.3. Настоящие Правила распространяются на все строящиеся (реконструируемые, расширя­емые) объекты недвижимости на территории Нижегородской области, возводимые юри­дическими лицами, в том числе объектов строительных кооперативов и товариществ ин­дивидуальных застройщиков, возводимых единой подрядной организацией.

1.4. Настоящие Правила не распространяются на специальные работы по монтажу техноло­гического оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору, монтажу газопроводов, нефтепроводов, линий электропередачи и связи, путепроводов, мостов, автострад, же­лезных дорог, строительство которых подконтрольно специальным надзорным органам, на временные строения, а также на вспомогательные постройки и малоэтажные (до двух этажей включительно) жилые дома, возводимые индивидуальными застройщиками для личных нужд.

1.5. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ должно быть получено в по­рядке, установленном настоящими Правилами, до начала выполнения на строительной площадке всех работ, в том числе подготовительных и работ по устройству внутриплощадочных инженерных сетей, временных автомобильных и подкрановых путей. Выполнение строительно-монтажных работ без указанного разрешения не допускается.

1.6. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается Инспекцией Государ­ственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации по Нижегород­ской области министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ниже­городской области (ее территориальными отделами), а также органами архитектурно-строительного надзора городов Нижнего Новгорода, Дзержинска, Богородска и Сарова (далее «органы Госархстройнадзора») заказчику по всем строящимся (реконструируе­мым, расширяемым) объектам жилищно-гражданского и производственного назначения независимо от источников финансирования, в том числе:

жилые здания;

■ здания для оказания гостиничных услуг;

административные здания;

■ здания детских дошкольных учреждений;

■ здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, быто­вого и коммунального назначения;

■ культовые здания и сооружения;

здания и сооружения, которые после ввода их в эксплуатацию будут функциониро­вать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах обществен­ного питания, сбыта и материально-технического снабжения;

■ магистральные сети теплоснабжения, водоснабжения, канализационные коллекторы. К исключительной компетенции Инспекции Государственного архитектурно-строи­тельного надзора Российской Федерации по Нижегородской области относится

выдача разрешений на строительно-монтажные работы по объектам, финансирование которых осуществляется за счет средств (или при долевом участии более 50%) фе­дерального, областного бюджета или с участием иностранных инвестиций.

1.7. Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается по каждому отдель­ному объекту недвижимости или нескольким объектам, входящим в пусковой комплекс, в соответствии с разрешением на строительство объекта.

2. Виды разрешений и их срок действия

2.1. Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида:

■ разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту, за ис­ключением монтажа оборудования, подконтрольного Госгортехнадзору России;

■ разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ: подго­товительные работы, земляные работы по устройству котлованов, работы нулевого цикла, прокладка инженерных коммуникаций.

2.2. Срок действия разрешения устанавливается органом Госархстройнадзора, исходя из пе­риода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных ви­дов работ.

По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в органе Госарх­стройнадзора, выдавшем разрешение, в недельный срок.

Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня вы­дачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.

2.3. При передаче права на строительство объекта другому заказчику (застройщику), измене­нии организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой подрядной организации разрешение подлежит перерегистрации в органе Госархстройнадзора, выдавшем разрешение, в трехнедельный срок.

3. Перечень представляемых заказчиком документов к материалов

3.1. Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объе­кту заказчик представляет в органы Госархстройнадзора следующие документы и мате­риалы:

■ заявление на получение разрешения на выполнение строительно-монтажных работ

по установленной форме (приложение А);

■ разрешение на строительство объекта недвижимости;

■ лицензии на право выполнения строительно-монтажных работ, проектных работ, а также на выполнение функций заказчика;

■ проектную рабочую документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безо­пасности объекта, а также отдельных видов работ, если разрешение оформляется на отдельные виды работ (не требуется представление проектной рабочей документации в случае получения разрешения на выполнение подготовительных работ);

■ стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, органами санитарно-эпидемиологического надзора, управления противопожарной охраны, Госу­дарственной инспекции безопасности дорожного движения (при необходимости с депар­таментом транспорта и связи и другими заинтересованными органами);

■ копию государственного акта на право собственности на землю или зарегистрированный в органах юстиции иной документ, удостоверяющий право пользования землей;

■ приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объе­кта ответственного производителя работ, а также лиц, осуществляющих технический надзор и авторский надзор (если таковой будет осуществляться);

■ документ о закреплении на местности положения здания и границ участка;

■ прошнурованный журнал работ;

■ подписки ответственного производителя работ от генподрядной организации и ответст­венного за технический надзор от заказчика;

■ заключение государственной вневедомственной экспертизы по проекту; справку о про­изводителях-поставщиках строительных материалов, изделий и конструкций.

3.2. При возобновлении работ на объекте после перерыва в их выполнении более шести меся­цев заказчик дополнительно представляет в орган Госархстройнадзора заключение специ­ализированной организации (имеющей соответствующую лицензию на право техническо­го обследования объектов недвижимости) о техническом состоянии конструкций здания (сооружения).

3.3. Выданное разрешение на выполнение строительно-монтажных работ является основани­ем для выноса осей здания в натуру.

4. Порядок выдачи разрешений

4.1. Органы Госархстройнадзора в срок не более трех недель рассматривают представленные заказчиком документы и материалы и принимают решение о выдаче или отказе в выда­че разрешения на выполнение строительно-монтажных работ.

4.2. В случае положительного решения орган Госархстройнадзора выдает заказчику соответ­ствующее разрешение по форме (приложение Б) за подписью начальника этого органа, его заместителя или начальника соответствующего территориального отдела, проектную документацию и журнал работ с отметками о выданном разрешении.

4.3. Отказ в выдаче разрешения направляется заказчику в письменной форме с мотивирован­ным объяснением причин принятого решения.

При повторном обращении заказчика органы Госархстройнадзора рассматривают вопрос о выдаче разрешения в срок не более семи рабочих дней с момента представления необ­ходимых документов и материалов.

4.4. Копия выданного органом Госархстройнадзора разрешения на выполнение строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому тре­бованию должностных лиц государственных надзорных органов.

4.5. Заказчик обязан сообщить в орган Госархстройнадзора в срок не менее чем за неделю о начале выполнения строительно-монтажных работ на объекте.

В процессе строительства заказчик информирует орган Госархстройнадзора об измене­нии условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена произ­водителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окон­чание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т. д.).

5 Ответственность органов Госархстройнадзора и заказчика

5.1. Действия должностных лиц органов Госархстройнадзора Нижегородской области по во­просам выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке в вышестоящий орган Госарх­стройнадзора России либо в суд.

5.2 Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошед­шего в установленные сроки продления и перерегистрации разрешения, равно как и вы­полнение не указанных в разрешении видов работ, является самовольным и влечет ответ­ственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54
"О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

16 февраля 2008 г., 10 марта 2009 г., 4 февраля, 25 апреля 2011 г., 3 февраля 2012 г., 5 июня, 20 июля 2013 г., 29 апреля 2014 г., 12 ноября 2016 г., 25 октября 2017 г., 13, 28 февраля 2018 г., 16 февраля 2019 г.

2. Государственный строительный надзор осуществляется:

а) при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является модифицированной проектной документацией;

б) при реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

4. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

б) наличия разрешения на строительство;

4.1. В случае отсутствия технических регламентов предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, требованиям надежности и безопасности в электроэнергетике, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства (далее - нормы и правила).

5. Государственный строительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы государственного строительного надзора).

Если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.

6. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного строительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением объектов федеральных ядерных организаций.

Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - органы регионального государственного строительного надзора), осуществляют такой надзор за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в пункте 6 настоящего Положения, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.

8. Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).

Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.1 с 1 января 2018 г. - Постановление

8.1. В целях применения риск-ориентированного подхода при организации регионального государственного строительного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Присвоение категории риска строящемуся, реконструируемому объекту капитального строительства осуществляется органом регионального государственного строительного надзора после поступления извещения о начале работ на таком объекте в соответствии с критериями отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора согласно приложению с учетом сведений проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, на основании соответствующего приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора и отражается в программе проверок.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 8.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

8.2. Орган регионального государственного строительного надзора ведет реестр объектов капитального строительства, в отношении строительства, реконструкции которых осуществляется региональный государственный строительный надзор, и размещает информацию о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства и присвоенных им категориях риска в информационных системах регионального государственного строительного надзора и (или) на официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". На официальном сайте органа регионального государственного строительного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещается следующая информация:

а) наименование, адрес и этап строительства, реконструкции строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства;

б) реквизиты (дата и номер) разрешения на строительство;

в) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - застройщика;

9. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок. Формы документов, необходимых для осуществления государственного строительного надзора, устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по согласованию с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 80 в пункт 10 настоящего Положения внесены изменения

10. Проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:

а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;

11. Проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор (далее - должностное лицо органа государственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

12. Программа проверок разрабатывается должностным лицом органа государственного строительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции, условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.1 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.1. При осуществлении регионального государственного строительного надзора программа проверок составляется с учетом следующего количества проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства для соответствующей категории риска строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства:

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.2. В случае выдачи разрешения на строительство 2 и более объектов капитального строительства, относящихся к разным категориям риска, категории риска определяются отдельно в отношении каждого объекта капитального строительства.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.3 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.3. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено не более чем на 2 проверки в случаях:

а) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в условиях стесненной городской застройки (в соответствии с проектной документацией);

б) строительства, реконструкции объекта капитального строительства в сложных инженерно-геологических условиях (в соответствии с проектной документацией);

в) строительства, реконструкции объекта капитального строительства, общая площадь которого превышает 20000 кв. метров.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.4 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.4. Количество проверок за период строительства, реконструкции объекта капитального строительства, указанное в пункте 12.1 настоящего Положения, может быть увеличено соответственно в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория высокого риска, - до 24 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория значительного риска, - до 20 проверок, в отношении объекта капитального строительства, которому присвоена категория умеренного риска, - до 14 проверок в случаях:

а) привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в течение одного календарного года 3 и более раза к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные , 8.1 и 9.4 , частями 1 - 3 статьи 9.5 , статьей 9.5.1 , частью 3 статьи 9.16 , частью 1 статьи 19.4 , частями 6 и 15 статьи 19.5 , 19.7 и 19.33 и частями 1 , , , 6.1 и 9 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях;

б) нарушения сроков строительства, реконструкции объекта капитального строительства, предусмотренных проектом организации строительства в проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы, более чем на 6 месяцев или его консервации, приостановления строительства.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 12.5 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

12.5. Решение об увеличении количества проверок в случаях, предусмотренных пунктами 12.3 и 12.4 настоящего Положения, оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа регионального государственного строительного надзора.

13. Для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:

б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Состав и порядок ведения исполнительной документации, а также форма и порядок ведения общего и (или) специальных журналов устанавливаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;

в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;

г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.

14. При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.

15. Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле органа государственного строительного надзора.

16. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 80 в пункт 17 настоящего Положения внесены изменения

17. Орган государственного строительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

В целях получения заключения о соответствии в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществлялись в период с 30 декабря 2004 г. по 1 января 2007 г., но разрешения на ввод в эксплуатацию которых не получено, заявитель вправе представить органу государственного строительного надзора документы, подтверждающие соответствие результатов строительства и строительных материалов требованиям законодательства, исполнение которых подлежало проверке при осуществлении государственного контроля (надзора) в случае, если проведение такого контроля (надзора) было предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В этом случае подготовка заключения о соответствии или уведомления об отказе в выдаче такого заключения осуществляется органом государственного строительного надзора с учетом указанных документов, а сами документы прилагаются к заключению о соответствии или отказу в выдаче заключения о соответствии.

Органы государственного строительного надзора по запросу федеральных органов исполнительной власти безвозмездно предоставляют им информацию о выданных заключениях о соответствии построенных, реконструированных объектов капитального строительства, содержащую сведения о лице, которому выдано заключение, дате утверждения заключения, наименовании и адресе (почтовом или строительном) объекта капитального строительства, в отношении которого осуществлялся государственный строительный надзор, или об отказе в выдаче заключения о соответствии.

18. Орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

19. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органом государственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

20. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.

21. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 21.1 с 10 марта 2018 г. - Постановление

21.1. Заключение о соответствии отзывается выдавшим его органом государственного строительного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда.

22. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений осуществляется в комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере обеспечения безопасности указанных объектов.

23. Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению и включению в создаваемые органами государственного строительного надзора информационные системы государственного строительного надзора.

24. Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

25. Органы государственного строительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного строительного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Положение дополнено приложением с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об осуществлении
государственного строительного надзора
в Российской Федерации

Критерии
отнесения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к категориям риска при осуществлении регионального государственного строительного надзора

При отнесении строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства к определенной категории риска используются признаки зданий и сооружений, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также функциональное назначение объектов капитального строительства согласно национальным стандартам и сводам правил.

В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:

высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;

значительный риск - производственные здания;

умеренный риск - объекты капитального строительства, не указанные в абзацах третьем и четвертом настоящего документа.

Ростехнадзору и Минобороны России предоставлено право осуществлять государственный строительный надзор в РФ в сфере объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи и объектов военной инфраструктуры. Государственный строительный надзор за иными объектами осуществляется в соответствии со ст. 54 Градостроительного кодекса органами исполнительной власти субъектов РФ.

Задачей федеральных органов является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, подрядчиком нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Надзор осуществляется путем проведения проверок. По результатам проверки составляется акт, на основе которого выдается предписание. После завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Приводятся критерии отнесения объектов капитального строительства к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам.

До внесения изменений в КоАП РФ высшие должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов осуществляют полномочия руководителей инспекций государственного архитектурно-строительного надзора.

Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации"


Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования


Решением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2008 г. N ГКПИ08-547, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июля 2008 г. N КАС08-309, подпункт "а" пункта 2 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного настоящим постановлением, признан недействующим в части, предусматривающей осуществление государственного строительного надзора в отношении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, являющихся отдельно стоящими жилыми домами с количеством этажей не более чем три, предназначенными для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства), проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2019 г. N 152


Постановление Правительства РФ от 28 февраля 2018 г. N 205


Постановление Правительства РФ от 25 октября 2017 г. N 1294

Действие названных изменений не распространяется на осуществление регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, извещение о начале строительства, реконструкции которых получено органом регионального государственного строительного надзора до даты вступления в силу названного постановления


Постановление Правительства РФ от 10 марта 2009 г. N 204

Изменения вступают в силу официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87

Изменения вступают в силу по истечении 2 месяцев со дня официального опубликования названного постановления


Предмет государственного строительного надзора

Исходя из основных целей госстройнадзора, можно определить его понятие. Государственный строительный надзор заключается в профилактике, выявлении фактов и пресечении нарушений градостроительного законодательства при выполнении строительных работ со стороны застройщика, заказчика, подрядчика. При осуществлении строительного надзора к законодательным нормам приравнены технические регламенты и проектная документация на объект строительства.

Предметом государственного надзора в сфере выполнения строительных работ является:

  • Проверка соответствия выполняемых строительных работ требованиям законодательства, технических регламентов и проектной документации. Под строительными работами в данном случае подразумевается строительство, капитальный ремонт объектов и их реконструкция. Кроме качества работ проверке подлежит и соответствие строительных материалов нормативным документам и проекту строительства.
  • Проверка наличия у исполнителя работ разрешения на строительство. В ходе проверки устанавливается не только факт наличия такого разрешения, но и законность и обоснованность его выдачи уполномоченным органом.
  • Проверка наличия у исполнителя работ членства в саморегулируемой организации. Данное требование распространяется на виды работ, прямо указанные в законодательстве. Строительный надзор в этой части осуществляется путем запроса в федеральный реестр саморегулируемых организаций.

В отношении некоторых видов строительных работ могут отсутствовать технические регламенты. В этом случае предметом надзора будет являться только проверка на соответствие строительным и федеральным нормам и правилам.

Органы государственного строительного надзора

По общему правилу, предусмотренному Градостроительным кодексом РФ, государственный строительный надзор уполномочены осуществлять федеральные органы исполнительной власти.

К таким органам отечественная правовая система относит:

  • Министерство обороны РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ. Эти ведомства уполномочены проводить надзор в отношении строительных работ, прямо указанных в законе и иных нормативных актах. Очевидно, что перечень таких работ напрямую вытекает из специального статуса объектов строительства или капитального ремонта, имеющего отношение к сфере внешней и внутренней безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Это федеральное ведомство осуществляет строительный надзор в отношении большинства видов строительных работ, определенных законодательством. Служба Росстройнадзора входит в систему органов федеральной власти и имеет территориальные представительства в субъектах РФ.

При проведении государственного строительного надзора к правоотношениям между проверяющим органом и субъектом проверки применяются общие положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением нескольких особенностей:

  • Для проверок в рамках осуществления государственного строительного надзора не предусмотрено составление ежегодного плана проверок;
  • Основанием для проведения строительного надзора является не ежегодный план, а поступившее извещение от заказчика (подрядчика) работ об окончании строительства, либо обращение заинтересованных лиц о возможных угрозах безопасности. Заинтересованными лицами в данном случае могут выступать граждане, организации, средства массовой информации и другие субъекты.
  • Отдельным случаем для проведения проверки является заявление о привлечении строительной организацией денежных средств долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов в нарушение требований законодательства.

По итогам проверки и в случае выявления нарушений органы Госстройнадзора выдают предписание об устранении нарушений законодательства или иных норм и правил. Это предписание является обязательным для выполнения, за неисполнение требований предписаний виновное лицо привлекается к ответственности.

В случае угрозы жизни и безопасности людей, а также при нарушениях технических регламентов, норм и правил, угрожающих разрушению объекта строительства, орган Росстройнадзора может приостановить или прекратить выполнение строительных работ на период устранения указанных обстоятельств.

Полномочия каждого органа государственного строительного надзора направлены на соблюдение баланса защиты интересов государства и общества в части безопасности выполняемых работ и защиты прав субъектов, занимающихся профессиональной деятельностью на строительном рынке.

Любой процессуальный акт органа строительного надзора может быть обжалован субъектом проверки путем подачи жалобы в вышестоящий орган, либо в судебном порядке.

Объекты государственного строительного надзора

Статьей 54 Градостроительного кодекса РФ определены объекты проведения государственного строительного надзора:

  • Работы по строительству объектов капитального строительства, для которых проектная документация подлежит обязательной экспертизе;
  • Работы по реконструкции объектов, затрагивающие основные характеристики надежности и безопасности этих объектов. Для данных работ законодательство также устанавливает принцип обязательности проведения экспертизы.

Объектом конкретной проверки в рамках осуществления государственного строительного надзора может быть как весь процесс строительных работ, так и их определенный этап. В ходе проверки органы Росстройнадзора имеют право запрашивать любую информацию, связанную с объектом проверки, любую документацию в отношении объекта проведения работ. Все выявленные замечания и нарушения отражаются в акте проверки и служат основанием для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства при производстве строительных работ.

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, основополагающим нормативно-правовым актом которого является Градостроительный кодексРФ.

Особенностью осуществления данного надзора и контроля является то, что с троительный контроль осуществляется самим застройщиком (заказчиком) и подрядчиком, а государственный строительный надзор - государственным органом Российской Федерации или субъекта РФ. Предметом строительного контроля является проверка соответствия качества работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, четырем базовым параметрам: положениям проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.

Сфера действия (объект) государственного строительного надзора распространяется только на случаи строительства или реконструкции объектов капитального строительства, и не проводится в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, а также объектов капитального строительства, проектная документация которых является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Поскольку государственный строительный надзор осуществляется на федеральном и региональном уровне, субъекты его проведения и сфера действия данного надзора конкретизируются нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Применительно к федеральному уровню данные вопросы урегулированы ПостановлениемПравительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации". Согласно данному правовому акту, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, являютсяФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), определяемых в соответствии с законодательством РФ, объектов обороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключением объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ, а также Министерство обороны РФ - при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ.

На уровне субъекта РФ государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, наименование и сфера действия которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ, но это не могут быть федеральные объекты, к которым относятся и опасные производственные, уникальные, особо ценные объекты и т.д.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, а также выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (подрядчиком), нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

В предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. В случае отсутствия технических регламентов в предмет государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Проверке подлежит соблюдение:

при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения;

при капитальном ремонте - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительных работ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.

Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;

вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.



Включайся в дискуссию
Читайте также
Определение места отбывания наказания осужденного
Осужденному это надо знать
Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме