Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Физическое бытие не есть человеческая жизнь. Бытие человека в мире вещей

admin

Между мужчиной и женщиной судьбоносные решения принимаются зачастую совместно, однако последнее слово неизменно остается за представителем сильной половины человечества. Доминантные качества парней не позволяют смиренно наблюдать, как девушка главенствует в паре. Из-за отсутствия взаимопонимания, вызванного желанием управлять партнером, нередко возникают конфликтные ситуации, приводящие к разладу в семье. Сохранить гармонию и добиться конструктивного диалога, заслужить уважение и стать опорой для избранника можно исключительно с помощью женской мудрости. Выбрав правильную модель поведения, у супруги появляется возможность направлять в нужное русло стремления и поток мыслей партнера. способны единицы, воспитав в себе терпение и понимание.

В некоторых ситуациях важно забывать о гордости и идти на уступки, проявляя лояльность и уважение к решениям избранника. При определенном стечении событий прогибаться под желания мужа – нецелесообразный выбор, предполагающий потерю . Где находится тонкая грань, позволяющая достичь взаимопонимания в любовных отношениях? В чем заключается женская мудрость? Каких правил в создании семейного очага рекомендуется придерживаться?

Личностные характеристики мудрых женщин

Женская мудрость в отношениях с мужчиной – это целый комплекс личностных характеристик, сформировавшихся у девушки в процессе длительного обучения в «школе» жизни. Только отличницы и выпускники подобного учебного заведения могут похвастать умениями выходить из различных ситуаций, сохранив чувство собственного достоинства. Многолетний опыт – весомый «помощник» в процессе построения модели любовного союза. Воспитывать мудрость можно также искусственным путем, взращивая в недрах души следующие качества:

Постоянство, подкрепляемое правильным воспитанием. Парни ценят девушек, которые знают, чего хотят от жизни. Если желания женщины мотаются из стороны в сторону, то добиться взаимопонимания с партнером будет крайне трудно.
Терпение, сопровождающееся пониманием и сочувствием. Представители сильного пола иногда тоже нуждаются в поддержке, а не критике. В трудные минуты важно не сорваться на ругань, спровоцировав конфликт, а постараться найти совместно с супругом оптимальный выход из сложившейся ситуации.
Целомудрие, обусловленное стабильностью сделанного выбора. Мужчинам важно знать, что женщина не предрасположена к изменам и флирту с посторонними «самцами», оставаясь верной избраннику.
Уважение, проявляющееся в одобрении стремлений партнера. Парням важно реализовывать собственные потребности, заручившись поддержкой любимого человека. Если девушка действительно ценит союз, то она примет волевое решение супруга.
Умение прощать, позволяющее сохранить любовь в трудных ситуациях. Мужчины склонны к совершению ошибок, поэтому без милосердия рассчитывать на продолжительность брачного союза нецелесообразно. Вопрос только в количестве «спасательных» кругов, которые женщина готова предоставить провинившемуся партнеру.

Важно учитывать, что у мудрости нет возрастных идолов и ограничений. Нередко встречаются женщины преклонного возраста, не отличающиеся наличием «богатого» жизненного опыта. Судьба других девушек насыщена неприятными ситуациями с детства, в ходе решения которых у представительниц слабого пола появляются вышеперечисленные личностные характеристики уже к 20 годам.

Основные заповеди женской мудрости

Если вы решительно настроились с избранником, то придерживайтесь следующих постулатов женской мудрости:

сексуальность;
терпение;
верность;
уважение;
прощение;
подчинение (в меру, обозначая силу мужчины, но не лишаясь собственного мнения).

Проявление в женщине подобных личностных качеств высоко ценится в кругу мужчин, рассчитывающих на создание надежного брачного союза. Не стоит забывать, что парни ищут избранницу для семьи и партнера для сексуальных утех, руководствуясь различными принципами. В образе любовницы и жены отсутствуют сходства, поэтому понравится мужчине, добившись интимной близости – это не самоцель девушки, рассчитывающей на продолжительные отношения.

Распространенные ошибки женщин в семейных отношениях

Особенность женской мудрости, позволяющей сделать , заключается в последовательности повседневного поведения. Бессмысленно рассчитывать на стабильность семейного очага, если вы не придерживайтесь определенной модели отношений. Главная задача дальновидной избранницы – не совершать распространенных ошибок, которые негативно сказываются на взаимопонимании в любовном союзе:

регулярно заниматься нравоучениями, открыто наставляя мужа на истинный путь;
критиковать поведение парня в общественном месте или при посторонних людях;
становится для мужчины «матерью», забывая о ценности страсти в любовных отношениях;
придерживаться тактики «жертвы», манипулируя партнером с помощью собственных слабостей;
не интересоваться увлечениями и работой мужа, «зарываясь» в бытовых делах;
беспрекословно подчиняться воли парня, теряя чувство собственного достоинства;
пренебрегать мнением мужчины, открыто заявляя ему об этом;
восхвалять других представителей сильного пола, сравнивая их успехи с достижениями супруга.

Мудрость – это комплекс наживных личностных характеристик, которые должны соответствовать поведенческим особенностям партнера. Девушке не обязательно разбираться в различных сферах жизнедеятельности, чтобы поддерживать гармонию внутри любовных отношений. Важно учитывать предпочтения избранника, руководствуясь собственными пожеланиями. Если вы не будете совершать перечисленных выше ошибок, то априори в союзе будете располагаться на выигрышных позициях. Мужчина прислушивается к мнению только той женщины, которая на личном примере показывает идеальную модель поведения в браке.

Любовь – это не только необузданная страсть и романтические поступки, но и регулярная «работа» над отношениями, в которых постоянно появляются неурядицы и недопонимания. Мудрость женщины должна быть направлена на созидательный процесс, призванный создать в союзе взаимопонимание и обоюдное уважение. Если научиться поддерживать и вдохновлять мужчину, то он обязательно снимет для вас звезду с неба или покорит непреодолимую вершину.

18 февраля 2014, 18:13

От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он – постоянно нереализуемое адекватное существо. Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.

Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Человек создает свою собственную систему ценностей, свое мировоззрение, свою картину мира. Часто эта картина заключает в себе нечто мифологическое, так как создается на основании взглядов на мир многих поколений, которые жили на определенном месте до нас и будут жить после нас. Как правило, в нее также входят "мифы", лозунги, стереотипы и предрассудки, созданные не в прошлом, а в настоящем времени, в ту эпоху, в которой живем мы сами. Очень часто человек строит свою систему ценностей на основании ценностей, которые проповедуются господствующей идеологией, политической системой или религией, и в подобном случае трудно говорить об осознанном смысле жизни.

Издревле человек пытался познать себя и найти свое место в обществе и в окружающей его природе. Многие мыслители пытались ответить на вопросы: "Для чего живет человек (в чем жизненные ценности )? С какой целью пришел он в этот мир и для чего жить?"

Люди чаще всего видят смысл существования в том, чтобы:

  • иметь семью, детей, дать им хорошее образование, достойную специальность, "вывести их в люди";
  • стать миллионерами, и смысл жизни видят в обретении богатства;
  • посвятить себя науке, видя свое предназначение в том, чтобы выяснить, как устроен наш мир;
  • никакого смысла в нашем существовании нет ("все – суета сует");
  • найти ответ в разных духовных (религиозных и мистических ) течениях;
  • участвовать в социальном противостоянии, революционной борьбе;
  • страдать, некоторые люди считают, что благодаря страданиям реализуют "самое человеческое" в себе, обретают зрелость, растут и перерастают самих себя, там, где люди беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там они ощущают необходимость измениться.

С. Л. Франк в своей книге "Смысл жизни" задает вопрос: "Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да – то какой именно?.. Человеческая жажда любви и счастья, слезы умиления перед красотой, трепетная мысль о светлой радости, озаряющей и согревающей жизнь, есть ли для этого какая- либо твердая почва в бытии человека, или это – только отражение в воспаленном человеческом сознании той слепой и смутной страсти, которая владеет и насекомым, которое обманывает нас, употребляя как орудия для сохранения все той же бессмысленной прозы жизни животной и обрекая нас за краткую мечту о высшей радости и духовной полноте расплачиваться пошлостью, скукой и томительной нуждой узкого, будничного, обывательского существования? А жажда подвига, самоотверженного служения добру, жажда гибели во имя великого и светлого дела – есть ли это нечто большее и более осмысленное, чем таинственная, но бессмысленная сила, которая гонит бабочку в огонь?" .

Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия.

В разные периоды развития философии смысложизненные вопросы занимали большое внимание мыслителей.

Ориентация древнегреческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры – с призывом к самопознанию. Изречение "Познай самого себя", высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.

Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Согласно Платону , счастье (блаженство) возможно лишь в загробном мире, когда бессмертная душа – идеальная сущность в человеке – освобождается от оков бренного тела. Человеческая душа состоит из трех частей: первая из них выражает идеально-разумную способность, вторая – вожделяюще-волевую, третья – инстинктивно-аффектную. В зависимости от того, какая из этих частей берег верх, зависит судьба человека, направленность его деятельности, смысл его жизни.

По мнению Аристотеля , целью всех поступков человека является счастье, которое заключается в осуществлении человеческой сущности. Мышление и познание – это счастье для человека, как и занятие искусством, а также научная деятельность (дианоэтические добродетели), которые человек может в себе развить, если научится подчинять разуму свои страсти.

Киники были уверены в том, что смыслом человеческого существования является добродетель – умение избегать зла и довольствоваться малым, что человека делает независимым и свободным.

Целью жизни человека, согласно взглядам эпикурейцев , было получение удовольствия, которое понималось не только как наслаждение чувств, но и как избавление от страданий, страха смерти, душевного смятения. Идеалом, по мысли эпикурейцев, являлась жизнь в спокойном месте, тихое созерцание (атараксия).

Целью человеческой жизни, по мнению стоиков , являлась нравственность, которая немыслима без истинного познания. Добродетель человека, который имеет бессмертную душу, заключается в полноценной жизни в согласии с Логосом (Мировым разумом) и природой. Невозмутимость и спокойствие по отношению к внутренним и внешним раздражающим факторам – для стоиков было жизненным идеалом.

Августин Блаженный проблему смысла жизни отождествлял с поиском в существовании божественного, духовных явлений, благодати. Высшей формой познания смысла жизни является божественное откровение.

И. Кант писал: "Две вещи наполняют душу постоянно новым и возрастающим удивлением и благоговением и тем больше, чем чаще и внимательнее занимается ими размышление: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. То и другое, как бы покрытые мраком или бездною, находящиеся вне моего горизонта, я не должен исследовать, а только предполагать; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования" .

Г. Гегель считал, что Абсолютная идея выступает основой разрешения проблемы смысла существования. Она выступает в качестве могучей внешней силы, которая все вызвала к бытию, наполнила жизнью и дала возможность к существованию, постоянно поддерживая равновесие.

А. Шопенгауэр полагал жизнь проявлением Мировой воли, которая, являясь по своей природе бессознательной, безразлична к сотворенным ею людям – они не более чем жертвы случая. Жизнь – это не более чем ад, борьба со смертью, наслаждения жизни в конечном итоге заканчиваются страданием и муками. Мудрецу, который об этом знает, ни к чему брать все от жизни – он готов идти на самоограничение и обуздание страстей.

Ф. Ницше находил, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: "Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком... В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и уничтожение" , – что имеет определенные общие черты с мнением сторонников современного учения трансгуманизма о постчеловеке, человеке будущего .

В экзистенциализме (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) люди, "вброшенные" в существование, определяются и оцениваются по их выбору и действию. Ж.-П. Сартр писал: "Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ее проблемы остаются нерешенными и остается неопределенным само значение проблем... Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно... Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрем" .

Прагматический подход к исследованию смысла жизни (У. Джеймс, Дж. Дьюи) предполагает необходимость поиска полезности жизни. Его суждения сводятся к возможности создания, но не поиска истины. Цели, позволяющие ценить жизнь, и есть ее смысл. У. Джеймс призывал: "Поверь в тот факт, что есть ради чего жить, и твоя вера поможет этому факту свершиться" . Для прагматика смысл жизни может быть открыт только через опыт.

Таким образом, различные философские школы дают свое обоснование смысла жизни, отличное от других, и призывают следовать в поисках понимания бытия собственным путем.

Следует признать, что смысл жизни есть у каждого, но, безусловно, не всякий смысл жизни заслуживает одобрения . Различного рода отступления от этики ответственности, независимо от того, совершаются ли они вольно или невольно, ведут в царство аморальности, а порой и преступлений против человечества.

Иногда жизнь человека становится бессмысленной , это можно описать через следующие экзистенциальные моменты:

  • скука – переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит;
  • тоска, раздражение, депрессия;
  • отсутствие значимых целей, те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются;
  • собственная незначительность, ненужность в субъект- субъектных отношениях, личностное одиночество и покинутость другими людьми;
  • собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения;
  • неприятие реальности, отрицание и отказ от нес.

В противоположность этому наличие смысла жизни описывается через следующие моменты .

  • 1. Спонтанный интерес к жизни и к людям. Смысл и интерес – две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего "интересного" для себя.
  • 2. Спонтанная радость. Наличие у жизни смысла проявляется в радости, сокровенной силе, которая воодушевляет нас ("Проснись и пой!"). Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.
  • 3. Целеустремленность. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, композитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконечную цель в создании конкретных произведений. Женщина видит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой любовью и выражает себя через заботливую целеустремленную деятельность: уход, воспитание, развитие своих детей.
  • 4. Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Достижение чувства единения и гармонии. Конечно, конфронтация, соперничество, вражда тоже могут придавать жизни осмысленность, однако в этом случае мы, противостоя одним людям (противникам, врагам), солидаризируемся с другими (соратниками, друзьями). Люди, которые потеряли всякий "свой круг" и которым нет, "для чего" и "для кого" жить, теряют смысл жизни.
  • 5. Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он "вправе быть" и "вправе быть таким, как он есть".
  • 6. Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы. Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также воли, сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

В решении проблемы смысла жизни философией можно выделить несколько подходов: теоцентристский, космоцентристский, социоцентристский и антропоцентристский.

1. Теоцентристский подход основывается на признании подчиненности индивидуальной человеческой жизни божественному промыслу. К подобной позиции следует причислить ранние философские системы, носившие нравственный характер, прежде всего восточные (буддизм, джайнизм, конфуцианство). В современных неотомических концепциях смысл человеческой жизни на земле сводится к стремлению к некоторому космическому центру – "Омега" (Т. де Шарден). У человека есть путь земной (по земным законам), небесный (к Богу, по божественным законам), эволюционный, индивидуальный. Эволюция предстает видом божественного промысла.

Русские религиозные философы считали, что смысл жизни – постоянное стремление к Богу. У В. С. Соловьева теургический процесс (в родовом, индивидуальном смысле) проходит к Богу как своему прообразу и идеалу. Соловьев отрицал добродетельность поисков смысла жизни без Бога. Н. А. Бердяев считал, что смысл человеческой жизни – в творчестве. Его концепция называется антроподицея – оправдание человека с помощью творческого начала, тесно связанного с Божественным.

2. Космоцентризм рассматривает мир как космос – центр мироздания, в основе которого лежит природная естественная гармония, человек здесь является микрокосмом – вселенной в миниатюре, играющей незначительную роль в мире.

Согласно учению "Философии общего дела" Н. Федорова, каждый живший на земле человек должен воскреснуть, возродиться, ценность каждой человеческой жизни неизмерима, бесконечна. Задача общества – подготовить этот процесс: "наше тело должно стать нашим делом" – человеческое тело надо приспособить к жизни в любых средах: человечество должно подготовить к воскрешению всех умерших не только физически, но и духовно. Все человечество должно быть готово к переселению в Космос, на другие планеты. В. Вернадский считал, что разум – планетарная и космическая сила и смысл человеческой жизни – в преобразовании сначала Земли, а потом и Космоса. В этом же направлении были и мысли К. Циолковского.

  • 3. Социоцентризм – смысл жизни человека состоит в служении обществу. Для некоторых смысл жизни заключается в служении классу, партии, сословию. Посвятил свою жизнь другим людям Данко – герой рассказа М. Горького "Старуха Изергиль". Ради спасения своих соплеменников от тьмы губительного леса ценой своей жизни Данко разорвал руками себе грудь и вырвал из нее сердце, высоко поднял его над головой и вывел людей из леса в прекрасную степь. А люди, радостные и полные надежд, даже не заметили его смерти. Только один осторожный человек заметил сердце Данко возле его тела и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой .
  • 4. Антропоцентризм полагает смысл жизни в самом человеке, а не вне него. Например, в традициях психоаналитической философии концепции самореализации человека (К. Хорни, А. Адлер). К. Юнг создал теорию трудновоспитуемых подростков и пользовался понятием "самость" – архетип наиболее полной самореализации. В экзистенциалистской философии (Сартр) смысл жизни – в реализации своего проекта. Сартр считал, что человек в процессе своего существования достигает своей сущности, т.е., по Сартру, сущность человека есть результат его индивидуальной жизни.

С антропоцентризмом связана логотерапия ("лечение смыслом ") учение, созданное австрийским философом и психологом В. Франклом (1905–1997), в котором человеческая сила духа превыше всего. Франкл, испытав величайшие страдания в фашистских концлагерях, понял, что человеком движет в первую очередь стремление найти смысл своего существования. Эта потребность является основным двигателем развития личности, души, сердца и ума человека и направляет все его мечты, решения и поступки.

Среди современной молодежи распространяется социальная форма поведения – эскапизм (от англ. escape – убежать, спастись) и дауншифтинг (снижение жизненных оборотов), то, что Маркс называл "отчуждением человека от его человеческой сущности", а Франкл – "экзистенциальным вакуумом". Именно он – причина, порождающая в широких масштабах неврозы и расстройства, которые выражаются в пассивности, апатии, равнодушии, мыслях о самоубийстве, алкоголизме и наркомании.

Франкл предлагает особый подход к поиску смысла, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Нужно пробудить и поддерживать в себе особое внутреннее состояние – "трагический оптимизм". Оптимизм означает веру в возможности человека, веру в лучшее в нем, трагический – следует учитывать, что часто зло оказывается сильнее или даже предпочтительнее для человека.

Смысл нужно не просто искать, за него приходится сражаться с неблагоприятными обстоятельствами, с происками злых людей и, наконец, с самим собой, с собственной нерешительностью и ленью . Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной (близкие существа, сильные переживания, пробуждение способностей и добродетелей, творчество в любой форме, осмысленный и вдохновенный труд, любимое дело).

Таким образом, следует признать, что человек все же не "заброшен" в этот мир, он творит его, живет в этом мире и находит свое место в том мире, который создает он сам, хотя, конечно, физическое время его индивидуального бытия ограничено законами природы.

  • Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2000.
  • Цит. по: В поисках смысла. Мудрость тысячелетий / сост. А. Е. Мачехин. М.: Олма-Пресс, 2002.
  • Горький М. Старуха Изергиль // Его же. Собрание сочинений: в 16 т. Т. 1. М.: Правда, 1979.
  • Здесь следует вспомнить духовный призыв советского писателя В. Л. Каверина, сформулированный в романе "Два капитана": "Бороться и искать! Найти и не сдаваться!". Эти слова стали лозунгом жизни для многих людей старшего поколения.
  • Смысл человеческого бытия.

    (Конспект)

    Человек -высшая ступень организмов на Земле, общественно-исторической деятельности и культуры.

    Отличительную особенность человека наука видит в способности производить орудия труда, использовать их для воздействия на окружающую природу.

    Сущность человека- есть (по определению К. Маркса) «совокупность всех общественных отношений.»

    Современный вид человека (Homo Sapies) -Человек разумный, появился более 40000 лет назад. Письменные источники,зафиксировавшие историю развития человеческого общества, насчитывают не более 5-6 тысяч лет («Законы царя Хамурапи», древнеегипетские папирусы, философские труды Платона и Аристотеля были записаны не более как 2500 лет тому назад, т. е.в 4 -3 веке до нашей эры.

    «Библия»-сборник разновременных и разнохарактерных сочинений, которые отражают различные социальные, политические и этнические воззрения записаны в 8 веке до нашей эры- в 2 веке нашей эры.

    Стремление человека осмыслить окружающий мир проявлялось в самом процессе становления человека и развития его интеллекта.Всё это нашло отражение в философии-науке о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, общей методологии научного познания.

    Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе.

    Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы (Платон), положили начало идеалистическому направлению.

    Философы(Аристотель), которые основным началом считали природу, стали называться материалистами.

    Между этими направлениями идёт и по сей день борьба. В борьбе философских направлений в конечном счёте отражается борьба общественных классов и партий.

    Философия, будучи обусловлена социальной действительностью. Оказывает активное воздействие на социальное бытие, способствует формированию новых идеалов, норм и культурных ценностей.. Основываясь на теоретических и практических отношений человека к действительности философия выявляет отношение субъекта и объекта.

    Исторически сложившиеся основные разделы философии: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие) , ГНОСЕОЛОГИЯ (теория познания) ,ЛОГИКА, ЭСТЕТИКА,.

    В решении различных философских проблем выделялись такие противостоящие друг другу направления, как ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА, РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ, НАТУРАЛИЗМ и СПИРИТИЗМ, ДЕТЕРМИНИЗМ и ИНДЕТЕРМИНИЗМ и др.

    Философия, как форма общественного сознания,наука о наиболее общих закономерностях мира в древнейшие времена. Философия существовала в Китае, индии. В 7-6 веках до нашей эры она возникла и в Древней Греции,где достигла высшего развития. Д
    Труды Героклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура дошли до наших дней.

    В средние века (6-15вв. н. э.)философия характеризуется подчинением богословию. Религиозно-идеалистическая философия получает название СХОЛАСТИКА. С 16 в. внутри схоластики развернулась борьба реализмом и номинализмом.

    С развитием капиталистического производства и ростом опытных наук (открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное развитие материалистической философии 16-18 веков.

    В начале 19 века Гегель сформировал основные направления диалектического метода. ,но его диалектика была идеалистической. Крупным материалистом был Людвиг Фейебах. Карл Маркс на основе их положений сформулировал мировоззрение ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА,

    В чём состоит смысл человеческого бытия?

    Смысл есть идеальное содержание, идея, сущность, предназначение, конечная цель (ценность) чего -либо.

    Следовательно, поскольку человек есть субъект общественно-исторической деятельности и культуры, есть «совокупность всех общественных отношений», то смысл человеческого бытия есть общественное бытие, т. е. материальные отношения людей друг к другу и природе.

    Отражением общественного бытия в процессе деятельного отношения людей к действительности является общественное сознание.

    Таким образом общественное бытие определяет общественное сознание людей,вместе с тем общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на общественное бытие.

    Смысл человеческого бытия заключается в познании законов объективного мира, законов природы, и на этой основе обеспечить своё существование и развитие.

    Философы давно пришли к выводу,что мир познаваем, границы его безграничны, процесс познания непрерывен и бесконечен.

    Стараясь, стремясь проникнуть в тайны мироздания, человек создал (и продолжает создавать) не только орудия физического труда, (от каменного топора до робота_), но и орудия умственного труда, мысленной деятельности Изобретение микроскопа и телескопа не бывало расширили возможности человеческого мозга (мышления) проникнуть в тайны мини и макро мироздания. Не бывалую возможность человеческому разуму представил компьютер.

    Высшее творение природы - человеческий мозг.

    История человеческого разума несёт на себе следы его моделирования. Кибернетика многократно увеличивает возможности анализов, расчетов, конструирования и выбора вариантов и комбинаций.

    На каждом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает всё более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу, овладевает ею в соответствии с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накидывает на мир сеть, сотканную из его предпочтений, интересов, опасностей, защитных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются, используются и культивируются те объекты, которые приносят непосредственную пользу человеку.

    Зачастую человек по варварски относится к окружающей его природе. Вырубает леса,загрязняет атмосферу, хищнически относится к полезным ископаемым, пресной воде.

    Поэтому всё большее значение имеют идеи разумно -экологического отношения к миру, но ещё не в силах преодолеть вековую инерцию. Не беречь природу,значит рубить сук, на котором сидишь.

    Не лучше обстоит дело и с человеком. Нельзя переоценить свои знания и познания самого себя, преувеличивать свои возможности. Не все достижения в науке идут на пользу человека,многие из них таят в себе смертельную опасность не только для человека но и всей природе.

    До сих пор в полной мере не осознаны все следствия и последствия современных научно-технических достижений.

    Так в чём же суть человеческого бытия? Этот вопрос стал интересовать и волновать человека с того времени, как человек стал осознавать себя как таковым и выделять себя из окружающего его мира.

    Сама философия есть мировоззрение, т. е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношения к этому миру. Сущность философии - в размышлениях над всемогущими проблемами в системе мир-человек.

    Каждый человек размышляет над вопросом от жизни и смерти. , о неминуемости своего конца. Поэтому проблема человека среди всех остальных проблем философии имеет приоритетное значение.

    По утверждению русского философа Бердяева то, что будущее у каждого человека всегда приносит смерть, вызывает у человека тоску. Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира.

    Философия,конечно, не даёт нам вечности но она помогает осмыслить эту жизнь,помогает найти её смысл и укрепить свой дух,.

    Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни (ответ на простой вопрос-зачем я живу?) может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

    Сокровища непосредственной жизни(по утверждению философа Соловьёва) имеют цену лишь тогда, когда над ними стоит безусловная цель. Утеря цели есть утеря смысла жизни(своего бытия)

    Нам протяжении многих столетий, начиная с эпохи рабовладения и по сей день, значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности на средства производства, от власти, от продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощённым и физически и духовно. Поэтому, по утверждению Соловьёва, философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание»

    К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения обращались многие философы XX столетия. Так философ А. Швейгер видел в развитии цивилизации не только положительные стороны, но и её негативные стороны.

    С ускорением развития человеческой цивилизации изменился весь образ жизни человека, особенно в наши дни.

    Жизнь современного человека во всех слоях общества ведёт к умиранию в нём духовного начала. Абсолютна праздность,развлечения (тусения!), желания забыться, становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он,а развлечения -притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье для человека становится второй натурой.

    Обстоятельства современного бытия не позволяют нам относится друг к другу, как человек к человеку. Если ты здоров и богат, ты -умный, ты всё Если бедный да ещё и больной, ты дурак и ничто. Так в конечном счёте происходит деградация.

    Мировые войны потрясают основы человеческого бытия.

    Противовесом негативным тенденциям в обществе,которые ведут к деморализации общества,является философия,которая наполнена глубоким этическим смыслом (А. Швейцер) .Такова гуманистическая функция философии.

    Другой мировоззренческой функцией философии является социально - аксологическая функция, в которой разрабатываются представления о таких ценностях как Добро. Справедливость, Правда, Красота, а также формирование представлений о социальном(общественном)идеале.

    В философских концепциях прошлого,начиная с Платона и Аристотеля до Фихте и Маркса, давались разные рекомендации для практических политических действий. Так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью. Фихте призывал для обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора.

    Но сама философия не может нести ответственность за тот или иной установленный режим.

    Уже в начале XX века в философии была осознана необходимость размежевания философии и теории гос. Устройства.Важный вклад в это понимание внёс П. И. Новгородцев.

    Общественный идеал имеет свои корни в живой человеческой личности. Общество это не нивилировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач, а выполнение своих сил в стремление к идеалу. Из понятия личности вытекают не только её притязания, но и её обязанности солидарности и единства с другими. Таким образом Новогородцев определяет, что общественный идеал есть принцып свободного универсализма.

    Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышляя над социальной действительностью философ приходит к критике этой действительности. Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью, даже тогда, когда он (Шопенгаур или буддисты) ,стремясь уйти от земных дорог и проповедуют нирвану, он непременно исходит из своего понимания истины и пути к ней, начинает с критики, с опровержения иных на его взгляд, неверных представлений. Критикуя идеи старого мира, философ критикует -вольно или не вольно- сам старый мир.

    Философия,подобно науки, есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Философия выступает самым общим интегратором.

    Основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого»

    По И. Канту сферу философии составляют вопросы: 1. Что я могу знать? 2. что я должен знать? 3 . На что я смею надеется? 4 . что такое человек?.5 . В чём смысл твоей жизни? 6 Что тебе надо в мире? 7. Что такое истина? 8 что такое конечность тела и бесконечность духа? 9 В чём счастье человека? 10 Что такое красота, любовь,героизм?

    Размышляя о такого вида вопросов, человек неизбежно приходит к определённой мировоззренческой позиции. Вопрос об отношении человека к миру является главным, основным вопросом всякого мировоззрения.

    Проблемы материального бытия нераздельны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно цельное видение мира и места в нём человека.

    Наверняка, каждый человек в своей жизни в определенный период задумывался над вопросами: Зачем я живу? Для чего я нахожусь в этом мире? В чем смысл моей жизни? Каковы мои цели? Для кого я живу? Сколько противоречий связано с попытками их решения, так как быть для человека – в первую очередь значит жить. Наряду с волнующими общество и человека мыслями о сути окружающего мира, ответы на вопросы о положении и предназначении человечества и человека в нем определяют содержание любого типа мировоззрения.

    Вообще в истории существуют три главные силы, в которых рассматривается решение вопроса о смысле бытия: религия, философия и наука. Это конечно же религия, потому что многие вопросы связаны именно с высшими силами; философия, так как именно философы больше всего рассуждают над этим вопросом; ну, и конечно же наука, так как именно она может нам с точностью ответить на вопросы, как именно что-либо происходит, при каких условиях и т.д.

    В религии, под которой мы понимаем такую законченную систему верований, где идеи Бога и вечной жизни являются главными, -смысл жизни заключается в единении с Богом.

    В философии смысл жизни заключается в рациональном постижении истины.

    В науке - в максимальном познании мира.

    Конечно, каждый из этих ответов требует широкого истолкования.

    Проблема смысла жизни проходит через всю историю мировой философии. Много философов, учёных, профессоров, простых людей пытались найти ответ на эти вопросы. Каждый из них по-своему смотрел на это и видел смысл жизни в чём-то отличном от других. Многие философы помогли людям понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

    Смысл жизни и смысл бытия являются философской и духовной проблемами, имеющие отношение к формулировке конечной цели бытия, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из главных мировоззренческих понятий, имеющее необъемлемое значение для развития духовно-нравственного облика личности. Это одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.

    В философии понятие смысла бытия существует в любой просвещённой мировоззренческой системе, оправдывая и разъясняя принадлежащие этой системе моральные нормы и ценности, проявляя цели, оправдывающие установленную ими деятельность.

    Особенно выразительно и отчётливо специфика человеческого бытия раскрывается при рассмотрении смысла его жизни. Если жизнь человека заключается не только в физическом выживании, не в поддержке тела, а имеет иные задачи, установленные человеку извне или выбраны им самим, то отсюда следует, что она имеет смысл. Сущность бытия – это стремления, идеалы и ценности, исполнение которых проявляется в качестве основного мотива человеческой экзистенции. Если же проще сказать, то смысл жизни – это то ради чего человек живет.

    Раздумывая о смысле жизни человек, по сути, занимается самооправданием собственной жизни, старается внушить самому себе, что он живет не потому, что его «родили» на этот свет, не спрашивая его согласия, а потому что он исполняет определенную «задание» и без его причастности мир никогда не наверстает себя до целостности. Иметь смысл – означает иметь непредвзятое разумное предназначение, быть причастным к существованию вне себя.

    Древнегреческий философ Аристотель, например, считал, что целью всех человеческих действий является счастье, которое заключается в реализации сущности человека. Для человека, сущность которого - душа, счастье заключается в мышлении и познании. Но ведь для того, чтобы быть счастливым, человеку нужно понять, что Бог существует, и что каждый человек должен его любить, потому что истинным благом человека является пребывание в нём, а несчастьем считается быть разлучным с Богом.

    Эпикур и его сторонники провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия, которое понималось не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного волнения, мучений, боязни смерти. Для того, чтобы жизнь была идеальной Эпикур считал, что человек должен жить в безопасности, в окружении своих близких и друзей, не участвовать в государственной жизни. Сами Боги, по его мнению - это блаженные существа, которые не вмешиваются в дела земного мира.

    Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом. Жизненный идеал стоиков - невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

    Но есть и такие люди, не видящие в жизни никакого смысла. Такие люди считают, что порядок своих ценностей создаёт сам человек, также он сам формулирует и смысл жизни. Другими словами, объективно его нет. По словам библейского пророка Экклезиаста: «Всё суета! – ничто на земле не имеет смысла, ибо все мы смертны!»

    Можно перечислить ещё очень много примеров, и к ним я обращусь дальше в своём эссе, но сейчас мне бы хотелось обратить внимание доклад Павла Валентиновича Челышева – доктора философских наук, профессора Московского государственного горного университета. Прочитав его доклад под названием «Преподобный Симеон Новый Богослов о смысле жизни» я ещё раз для себя убедилась, что смыслом жизни для каждого человека является вера, которая сочетается с надеждой, а надежда приводит к любви, которая превыше всего, ибо Бог есть любовь.

    Итак, цель моей работы – определить, в чём заключается смысл жизни человека. Для достижения данной цели я хочу поставить перед собой следующие задачи, а именно:

    Выявить смысл жизни по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова.

    Определить, в чём видят смысл жизни известные философы и профессоры.

    Определить, в чём заключается смысл жизни для меня.

    Для написания моей работы я буду использовать разные источники: учебные пособия, философскую литературу, сайты по философии и другие интернет-ресурсы. Эти источники раскрывают сущность понятий, изложенных в задачах, объясняют актуальность данной проблемы и поиск решений данной проблематики.

    Симеон Новый Богослов – монах, богослов, сочинитель «Гимнов» и один из ярчайших представителей традиции исихазма. По мнению Преподобного Симеона, человеку необходимо поработать, пройти свой жизненный путь и приобрести свое человеческое лицо. Средствами приобретения спасения, то есть смысла жизни являются обряды, труд, вера, надежда, любовь, милосердие, молитвы, церковные таинства. То есть с точки зрения Христианства, смыслом жизни является приобретение спасения, Царства небесного благодаря борьбе с грехами на Земле.

    Именно в поиске духовной правды и содержится в частности смысл жизни, согласно такой религии, как Христианство. Если учитывать тот факт, что в Христианстве первостепенной идеей является концепция бесконечной жизни при условии верования в высшие силы, то смыслом человеческой жизни, согласно этому представлению, будет являться склонность к воссоединению с Богом. Человек через крещение духовно рождается от Бога, а Бог вселяется в человека. Человек оказывается «беременным» Богом, богоносцем. Первоначально Бог объединяется с душой человека. Это совершается подобно тому, как произошло во Христе: неслиянно, нераздельно, неизменно. Божественный свет перемешивается с душою без смешения и начинает ее просвещать. Человек становится храмом Бога живого. Не только душа, но и ум подчиняется перемене и преображению. Такой измененный ум называется умом Христовым. Через некоторое время сквозь душу и ум божественные силы перемещаются и на тело, на всего человека. Человек становится выше смерти. Отдав предпочтение духовному пути, православный человек посвящает свою жизнь вере в Бога, видит смысл своей жизни в сопоставлении Христу.

    Эта идея основана на веровании людей христианской религии в то, что жизнь, посвященная Богу, бесконечна, вечна. Именно такой взгляд заставляет делать заключение о том, что, отдав себя целиком и полностью этой религии, человек не растратит отпущенное ему время на Земле понапрасну. Согласно Христианству, лишь духовный путь приведет к спасению души.

    Преподобный Симеон Новый Богослов призывает нас к вере, потому что именно она является единственным мостом, который поставлен между Богом и человеком. Также Преподобный Симеон говорит, что Божество никому никогда не являлось без веры. Иначе говоря, общение между людьми должно быть основано на доверии друг к другу, потому что без непринужденного соизволения добро перестает быть добром, а превращается во зло и принуждение, даже не смотря на то, что этим добром может быть сам Бог. Из этого можно сделать вывод, что отсутствие веры разлучает человека и Бога. А без веры в Бога мы не сможем найти спасения. Но я считаю, что недостаточно только верить в Бога, также необходимо осуществлять повеления своей веры и своего мировоззрения, потому что вера без действий существовать не может.

    Следующее, к чему призывает Христианство, это возможность любить бескорыстно. Эта любовь истинная и искренняя. По мнению православных, в этом и заключаются высшее состояние блага каждого из нас, так как по мнению Преподобного Симеона Нового Богослова, любящий христианской любовью человек долготерпит, милосердствует, не испытывает зависть, не восхваляется, не ищет своего, не радуется лжи, не гордится, не безобразничает, не раздражается. Только тогда, когда человек начинает любить, для него открывается всё новое, он начинает по-другому на всё смотреть. Он находит такого человека, которому можно отдавать своё тепло, делиться сокровенным, помогать ему и не требовать ничего взамен. Не это ли является бескорыстной любовью.

    Конечно, я бы не хотела оставить без внимания стихотворный гимн под названием «Путь к созерцанию божественного света» Преподобного Симеона Нового Богослова, где он подводит итог теологии и философии, своим жизненным идеалам, указывая способ достижения Божественного Света. В этих строках можно привести своеобразный итог всего сказанного. Именно здесь он ещё раз хочет нам доказать, что каждый человек всегда должен слушать своё сердце и руководствоваться только им. Мы должны прекратить врать, лицемерить, научиться не судить людей, ибо мы – не судьи. Наш внутренний мир должен быть чистым, слова – искренними и откровенными. Конечно, не нужно забывать о составляющих христианской жизни: о посте, подаянии и даже молитве, и о всяких других благородных делах. И самое главное то, через что мы сами становимся богами: труд, вера, надежда, любовь. Да, именно любовь, потому что она является самым главным именем Божьим.

    Таким образом, приводя таковые аргументы, данная религия поясняет нам свою точку зрения, касаемо ответа на вопрос о смысле жизни.

    Подводя итог относительно доклада Челышева П.В, я пришла к такому выводу: люди враждуют, страдают, болеют и умирают, вокруг зло и несправедливость. Однако в душе присутствуют представления вечности, добра, беспристрастия и идея Бога как основы всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни связан с существованием Бога и бессмертной души. Они открывают для нас перспективу превосходной вечности и придают осмысленность в суматошную и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл приобретает тот, кто обернулся сердцем к вечному, освящающий наш недолгий век божественным светом.

    Так как я сама являюсь христианкой, я конечно согласна с каждым словом, которые написаны в данном докладе, потому что они имеют огромную ценность для каждого христианина. Но всё, прежде чем сделать заключительный вывод о смысле жизни, я бы хотела проанализировать и другие источники, а точнее, мнения известных личностей, которые также очень много размышляли о смысле жизни. Перечитав много источников, наиболее интересным мне показалось мнение русского писателя, Льва Николаевича Толстого, который очень много размышлял на тему смысла жизни. Многие его высказывания ещё раз дают понять, в чём же на самом деле заключается смысл жизни.

    Толстой задаётся мыслью найти то, что не подчиняется смерти. Наблюдения над жизненным опытом обычных людей, подводят русского писателя к итогу о том, что проблема смысла жизни есть проблема веры, а не знания. Сам Л.Н. Толстой писал: «Вера есть знание смысла человеческой жизни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни». По этим словам можно ещё раз сделать вывод, что человек обретает смысл жизни лишь тогда, когда он начинает верить. Вера – есть смысл жизни! Пока мы живем, мы верим, потому что невозможно жить, не веря не только в Бога, но и завтрашнему дню. Человеку нужно знать, что всеми своими действиями он строит свою дальнейшую жизнь, собирает её маленькими частичками, вкладывая в них всю любовь, надежду на будущее. Да, именно, потому что, если бы человек не верил, что для чего-нибудь надо жить, он бы не жил.

    Я уверена, что не может быть так, что для каждого человека смысл жизни заключается в одном и том же, нет, такого не может быть, потому что каждый человек – это отдельный индивид, и у каждого есть свои личные взгляды на жизнь. Например, кто-то может считать, что для того, чтобы обрести смысл жизни, ему надо купить машину, кто-то хочет бизнес, кто-то хочет много денег, а кто-то хочет быть лидером. Но я более чем уверена, что смысл жизни не заключается в материальных ценностях, а в духовных. Именно духовные ценности дают нам понять, для чего мы вообще живем.

    Лично для меня смысл жизни – это сама жизнь. Поэтому я считаю, что её нужно прожить достойно. Часто бывают такие моменты, когда я задумываюсь, а как же прожить её достойно? Для меня очень важно создать семью, маленькое сообщество людей, где меня будут понимать, уважать, которых я буду любить самой искренней и настоящей любовью, христианской любовью, то есть я буду терпеть, милосердствовать, не буду гордой. Ведь это и есть истинное счастье. Раньше я мало задумывалась, в чём же состоит смысл жизни для меня. Я думала, что смысле жизни – получить профессию, выйти замуж, создать семью, хорошо зарабатывать и обеспечивать свою семью. А разве это не так? Сейчас я думаю почти об этом же, но чтобы всего этого достичь, мы всегда просим помощи у Бога. Если у меня что-то не получается, если все мои дела идут «в обратную сторону», то всегда обращаюсь к Богу со словами: «Господи, помоги мне, пожалуйста». Когда наконец начинает что-то получаться, я говорю: «Спасибо, Господи». Странно, но раньше я никогда не задумывалась, что всё, что я имею на сегодняшний день, происходит благодаря моей вере к Богу. В каждой мысли только Он. Этим примером я хотела показать, что мы можем о многом мечтать, но надо лишь немного задуматься, что без помощи Бога и веры в него мы бы ничего не смогли добиться. И смысл жизни не в том, о чём мы думаем, мечтая о своём будущем, а в самом главном – поверить. Именно тогда всё обязательно получится.

    Конечно, я понимаю, что ознакомившись с моей работой, человек не начнет изменять свою жизнь. Все же, я надеюсь, что хотя бы один человек пересмотрит свой взгляды на жизнь или, по крайней мере, задумается о том для чего он живет и полностью ли раскрыл все свои возможности.

    Жить хочется, и от мысли о смерти, мороз по коже пробирает, люди готовы все отдать за дополнительную минуту жизни. Философы, которые пытались определить смысл жизни, не дали человечеству отчетливые ответы. Вольтер, неверующий в Бога и герой при жизни, страшно струсил перед смертью и позвал священника. Ницше, который высмеивал Библию, со своей концепцией сверхчеловека вообразил себя сверхчеловеком, который смог бы изменить мир, и отправился на остаток жизни, на одиннадцать лет в больницу для сумасшедших.

    Русский писатель Максим Горький рассуждал: «В жизни нет ничего бесцельного, если не считать саму жизнь». Я же считаю, что только те, кто ведёт безобразную жизнь, вопреки всем правилам и законам, имеют бессмысленную жизнь. Эти люди, может быть и имеют цели, но они направлены против Бога, потому что христианство отрицает такие деяния. Человек должен осознавать свои поступки, давать им отчёт. Сознательность необходимо распространять на все стороны человеческой жизни, а прежде всего, на то, что имеет прямое отношение к спасению души.

    Проблема поиска смысла бытия существует уже много столетий и будет существовать до тех пор, пока будет жизнь на земле. С каждым днём всякий человек решает для себя важные задачи: С кем ему дружить? Куда следовать? Да и что вообще делать завтра? Кого любить и кому чувствовать отвращение? И еще множество аналогичных поблеем. Каждый из этих вопросов вытекает из предыдущего, и таким образом складывается ответ на вечный вопрос «Для чего я живу на земле?»

    Выполняя данную работу я многое для себя поняла, и прежде всего то, что нужно различать подлинные ценности от естественных и пустых элементарных мечтаний. Но ставя перед собой определённые задачи, я непременно буду знать, как их добиться, и никакие трудности, и не один человек не осмелится мне помешать. Я считаю, что не достигнув своей цели или отступившись от нее можно жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. При всём этом необходимо не забывать, что как бы не казались нам превосходными наши цели, они всё равно подлежат исправлению в течении всей жизни, потому что мы взрослеем, проходим через различные испытания, соответственно и наши взгляды о бытие и ее смысле тоже изменяются. Мне кажется, что каждый из нас просто должен в один миг задать себе такой вопрос: «Что я сделал в своей жизни?» Надо решить, что же мы будем делать дальше? Сможем ли мы добиться чего-то в жизни? Сможем ли мы быть не только главным в компании друзей, но и найти работу, найти себя в жизни? Причём, последнее является наиболее важной задачей, которую каждый непременно должен решить.

    Я считаю, что здесь я проанализировала большое количество вопросов, наверное, повторив все проблемы и переосмыслив даже свою личную жизнь. Благодаря своей работе я смогла взглянуть на мир совершенно другими глазами, и даже после завершения данной работы я буду интересоваться этим вопросом, ведь точного ответа на поставленный вопрос нет, а его так хочется найти. Возможно ответить на вечный вопрос о смысле бытия подобным образом: жить нужно ради самой жизни — учиться, работать, воспитывать детей, совершить добрые дела, делать всё по справедливости, бороться за мир во всем мире. Прилагать усилия для того, чтобы реализовать высший долг по отношению к людям во имя любви и добра — постоянно существующая в истории идея.

    Итак, цель жизни. Нужна ли она? Или можно жить без нее? Люди, давайте же задумаемся над этим вопросом. Конечно она нужна! Потому что жизнь без цели не имеет смысла, как не крути. Она не подчинена единому плану, время растрачивается впустую, и так проходят годы. Человек, который ещё не решил для себя, в чём заключается смысл его бытия, аналогичен перекати-полю, которое катится, куда ветер дует, хаотично разбрасывая семена по степи. Впрочем, может быть в этом и есть его предназначение. Но человек выше этого. Цель должна быть: благородна, возвышенна, действительной, осуществима. Цель жизни не должна быть слишком приземленной, поскольку по достижении такой цели вы можете почувствовать разочарование. Но она не должна быть невыполнимой, в этом случае вы почувствуете разочарование даже и без достижения оной.

    Стефогло Екатерина Анатольевна

    Общеизвестной и понятной всем истиной является существование человека в огромном и сложном мире, в который он вписан всю свою жизнь. Человек выступает в качестве субъекта, носителя целой системы бытийных отношений, которые связывают его с другими вещами, явлениями, людьми. Поэтому человек есть "существо, зависящее от тысячи условий", и понять его можно только "исходя из его встроенности в целостность реального мира" . В этом смысле человека можно рассматривать в качестве элемента трех важнейших сфер мировой реальности - Вселенной, природы, общества.

    Человек и Вселенная

    Человечество всегда являлось (и будет являться - если не погибнет) своеобразным гражданином Космоса, Вселенной и в первую очередь той огромной звездной системы (галактики), которая называется Млечным путем (или нашей Галактикой). Осознание этого факта пришло в философию давно: уже древние греки рассматривали человека как элемент Космоса, неразрывно связанный с ним и испытывающий на себе его влияние. Эти идеи далее развивались во все времена и выступили в своей совокупности как философия космизма . Так, представители русского космизма (Федоров, Умов, Циолковский, Чижевский и др.) считали человека продуктом не только биологической, но и космической эволюции, рассматривали его как органическую часть Космоса, обладающую особым статусом устроителя и организатора Вселенной. Мир, по их мнению, незавершен в своем развитии, и смысл бытия человечества заключается в преображении Космоса, в установлении гармонии с ним.

    В XX в. многие из этих идей получили научное обоснование. Оказалось, что между существованием человека как сложной системы и космического существа и строением Вселенной есть тесная взаимосвязь. Ее смысл выражается с помощью так называемого антропного космологического принципа – его предложил в 1973 г. Б. Картер, специалист по теории гравитации. Антропный (от греч. anthropos – человек) принцип используется в различных формулировках, но их общая суть примерно одинакова: Вселенная по своим физическим характеристикам должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование человека. Иными словами, наш мир оказался устроенным так удачно, что в нем сложились физические условия (и прежде всего - фундаментальные физические постоянные: скорость света, массы электрона и протона идо.), при которых человек смог возникнуть во Вселенной. В самом деле, теоретические расчеты показывают, что если бы, например, изначальная масса протона оказалась меньше ее реального значения на 30 % (при тех же физических законах и неизменных иных фундаментальных постоянных), то во Вселенной не могли бы существовать атомы, более сложные, чем атом водорода. Понятно, что тогда не могли бы образоваться какие-либо физические и химические системы, и жизнь стала бы невозможной.

    Интересно, что антропный принцип допускает как религиозную, так и научную интерпретацию. Согласно первой, он подтверждает существование Творца, который спроектировал мир так, чтобы в точности удовлетворить нашим требованиям. Научная же версия предполагает возможное наличие множества миров (Вселенных), в которых реализуются различные комбинации физических законов и констант. При этом в одних мирах складываются лишь простые физические объекты, а в других возможно формирование сложных систем – в том числе и жизни в ее различных формах. Но в нашем мире человек уже есть , и поэтому стоит подумать о том, чтобы его космическая активность (пока еще небольшая) не привела когда-нибудь к такой перестройке Космоса, которая была бы чревата гибелью Земли или даже Солнечной системы.

    Человек и природа

    Понятие "природа" используется в литературе в разных смыслах: и как все сущее, весь мир (и в этом значении оно стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной, Универсума), и как совокупность естественных условий существования человеческого общества на нашей планете (именно в этом смысле оно и применяется в данном пособии). Самим фактом своего бытия человек "обречен" жить в природе, взаимодействуя с ней и в той или иной мере завися от нее. Его отношение к природе - одно из ведущих в сложной системе взаимоотношений человека и мира. И это отношение было различным в разные исторические времена.

    На заре человеческой цивилизации человек считал себя подчиненным природе: он признавал ее господство над собой, довольствовался в своей жизни в основном естественными благами, стремился найти гармонию в отношениях с природой, чтобы наилучшим образом приспособиться к ней. Особенно ярко это проявлялось в культуре Востока: так, древний китаец в своей практической деятельности исходил из принципа "не-деяния", ("у-вэй"), который требовал от человека ограничения его активности, предписывал ему как можно меньше вмешиваться в природные процессы. Да и в античной Греции природа была для человека преимущественно объектом изучения и подражания, а не практического преобразования.

    Позже, в эпоху средневековья, отношение человека к природе начинает меняться. Согласно Священному писанию, человек - как высшее творение Бога - является господином и хозяином природы и поэтому волен распоряжаться ею по своему разумению. Так в европейском мышлении постепенно возникает и укрепляется идея господства человека над природой.

    Наиболее полное воплощение эта идея находит в Новое время - эпоху промышленного производства и небывалого роста человеческих желаний и потребностей. Природа воспринимается новым активным человеком как безмерная кладовая ресурсов - ему лишь остается познать ее объективные законы с тем, чтобы преобразовать природу уже по своему, а не по Божественному образу и подобию. В этом четко проявилась специфика человеческого бытия. Известный немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) пишет: "По сравнению с животным, которое всегда говорит "да" Действительному бытию, ... человек - тот, кто может сказать "нет" ... вечный протестант против всякой только действительности . ... Человек – это вечный Фауст ... никогда не успокаивающийся на окружающей действительности..." . Эта деятельность человека привела его ко многим успехам в науке, технике, производстве, дала ему новый, достаточно комфортный житейский мир. Но она же породила и многие проблемы и в первую очередь печально известную нам сегодня – экологическую.

    К сожалению, сознание людей весьма консервативно и пока еще с трудом отказывается от привычного утилитарного отношения к природе.

    Поэтому в XXI в. все большее влияние на человека начинает оказывать идея равенства человека и природы во всех отношениях между ними, принцип своеобразного диалога между этими равными партнерами. Такой диа лог должен происходить в двух формах: теоретической -научного познания природы с целью все более глубокого овладения ее законами, и практической – деятельности по использованию природы и одновременно ее сохранению и развитию. В итоге должно быть найдено такое отношение человека к природе, которое учитывало бы интересы и тенденции развития обоих. Начало этому поиску положила концепция ноосферы (от греч. noos – разум и sphaira – шар), т. е. сферы разума, предложенная в начале XX в. русским ученым В. И. Вернадским (1863-1945). Он рассматривал ноосферу как новое состояние биосферы, возникающее под воздействием научной мысли и человеческого труда на всю нашу планету. Вместе с тем ноосфера – это не столько настоящее, сколько будущее Земли. Она станет реальностью, когда человек сумеет разумно организовать взаимодействие природы и общества, их гармоническую взаимосвязь. В современной науке для обозначения этой цели используется также понятие "коэволюция" (со – приставка, обозначающая овместность, согласованность; от лат. evolutio – развертывание, развитие), т. е. процесса совместного развития биосферы и человеческого общества.

    Именно концепция коэволюции природы и общества (впервые ее предложил советский биолог Н. В. Тимофеев-Ресовский (1900-1981)) должна определить оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы, избежав при этом двух крайностей: стремления к абсолютному господству человека над природой ("Мы не можем ждать милостей от природы..." – И. В. Мичурин ) и полного смирения перед ней ("Назад, в природу!" - Ж.-Ж. Руссо ). Согласно принципу коэволюции, человечество, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять природу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Не случайно отец кибернетики Н. Винер , упоминал о том, что мы уже так сильно изменили нашу среду, что теперь пора изменять самих себя, чтобы жить в ней.

    Для реализации на практике принципа коэволюции человечество должно следовать как минимум двум императивам – экологическому и нравственному. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. Второе требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, к уважению любой жизни), к умению ставить превыше всего общие, а не частные интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и др.

    Человек и общество

    В своем повседневном индивидуальном бытии человек - не некий Робинзон, он всегда часть человеческого общества, его "социальный атом". Бытие человека есть условие общественного бытия и, наоборот, бытие общества есть необходимое и достаточное условие бытия каждого из нас. Именно в обществе человек проявляет свою сущность, реализует (хотя и не всегда) свои возможности, вступает в многообразные общественные отношения, играет определенные социальные роли и т.д. Строго говоря, вся история Человечества есть не что иное, как единство огромного числа "человеческих историй", людских "онтологических судеб", состоявшихся в самые разные времена и внесших тот или иной вклад – от малого до великого – в историческое бытие общества.



    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Определение места отбывания наказания осужденного
    Осужденному это надо знать
    Блатной жаргон, по фене Как относятся к наркоторговцам в тюрьме